Психоделический рок
Психоделический рок | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Середина 1960-х, США и Великобритания. |
Производные формы | |
Поджанры | |
Жанры фьюжн | |
Региональные сцены | |
Местные сцены | |
Другие темы | |
Часть серии о |
Психоделия |
---|
Психоделический рок — это рок-музыки жанр , вдохновленный, вдохновленный или представляющий психоделическую культуру, в центре которой лежат галлюциногенные наркотики, изменяющие восприятие. Музыка включала новые электронные звуковые эффекты и методы записи, расширенные инструментальные соло и импровизацию. [2] Многие психоделические группы различаются по стилю, и этот ярлык часто применяется ложно. [3]
Зародившись в середине 1960-х годов среди британских и американских музыкантов, звучание психоделического рока вызывает три основных эффекта ЛСД: деперсонализацию , дехронизацию (искривление времени) и динамизацию (при фиксации обычные объекты растворяются в движущиеся, танцующие структуры). все это отрывает пользователя от повседневной реальности. [3] В музыкальном плане эффекты могут быть представлены с помощью новаторских студийных трюков, электронных или незападных инструментов, дизъюнктивных структур песен и расширенных инструментальных фрагментов. [4] Некоторые из музыкантов психоделического рока начала 1960-х годов были основаны на фолке , джазе и блюзе , в то время как другие демонстрировали явное влияние индийской классической музыки, называемое « рага-рок ». В 1960-е годы существовало два основных варианта жанра: более причудливая, сюрреалистическая британская психоделия и более тяжелый « эйсид-рок » западного побережья Америки. Хотя термин «эйсид-рок» иногда используется как синоним термина «психоделический рок», он также более конкретно относится к более тяжелым, жестким и экстремальным концам жанра.
Пиковые годы психоделического рока пришлись на период с 1967 по 1969 год, когда были отмечены такие важные события, как «Лето любви» 1967 года фестиваль 1969 года . и Вудстокский а движение «возвращение к основам» побудило выживших исполнителей перейти в новые музыкальные области. Этот жанр связал переход от раннего блюза и фолк-рока к прогрессивному року и хард-року и в результате способствовал развитию таких поджанров, как хэви-метал . С конца 1970-х годов оно возрождается в различных формах неопсиходелии .
Определение
[ редактировать ]Как музыкальный стиль психоделический рок включал в себя новые электронные звуковые эффекты и эффекты записи, расширенные соло и импровизацию. [2] Особенности, упомянутые в отношении жанра, включают:
- электрогитары , часто используемые с обратной связи , вау-вау и фуззбокса блоками эффектов ; [2]
- определенные студийные эффекты (в основном в британской психоделии), [5] такие как обратная лента , панорамирование , фазировка , длинные петли задержки и экстремальная реверберация ; [6]
- элементы индийской музыки и другой восточной музыки , [7] включая ближневосточные условия; [8]
- незападные инструменты (особенно в британской психоделии), особенно те, которые изначально использовались в индийской классической музыке , такие как ситар , тамбура и табла ; [5]
- элементы джаза свободной формы ; [7]
- сильное присутствие клавишных, особенно электронных органов , клавесинов или меллотрона с ленточным управлением (ранний сэмплер ); [9]
- расширенные инструментальные фрагменты, особенно гитарные соло или джемы ; [10]
- дизъюнктивные структуры песен, случайные изменения тональности и тактового размера , модальные мелодии и дроны ; [10]
- гудение вокала; [11]
- электронные инструменты, такие как синтезаторы и терменвокс ; [12] [ нужна проверка ]
- тексты песен, в которых прямо или косвенно упоминаются галлюциногенные препараты; [13]
- сюрреалистические , причудливые, эзотерические или литературные тексты [14] [15] с отсылками к детству (особенно в британской психоделии); [16]
- Антиквариат викторианской эпохи (эксклюзивно для британской психоделии), основанный на таких предметах, как музыкальные шкатулки , ностальгия по мюзик-холлу и звуки цирка. [5]
Термин «психоделик» был придуман в 1956 году психиатром Хамфри Осмондом в письме к стороннику ЛСД Олдосу Хаксли и использовался в качестве альтернативного описания галлюциногенных препаратов в контексте психоделической психотерапии . [17] [18] По мере развития контркультурной сцены в Сан-Франциско в 1966 году для описания новой музыки, наполненной наркотиками, стали использоваться термины «эйсид-рок» и «психоделический рок», а к 1967 году они стали широко использоваться. [19] [20] Эти два термина часто используются как взаимозаменяемые, т. [13] но эйсид-рок можно выделить как более экстремальную вариацию, которая была тяжелее, громче, опиралась на длинные джемы , [21] больше внимания уделял ЛСД и чаще использовал искажения. [22]
Оригинальная психоделическая эпоха
[ редактировать ]1960–65: Предшественники и влияния
[ редактировать ]Музыкальный критик Ричи Унтербергер говорит, что попытки «определить» первую психоделическую пластинку «почти так же неуловимы, как попытки назвать первую рок-н-ролльную пластинку». Некоторые из «надуманных претензий» включают инструментальную « Telstar » (продюсированную Джо Миком для Tornados в 1962 году) и Dave Clark Five «насыщенную реверберацией» « Any Way You Want It » (1964). [23] Первым упоминанием ЛСД на рок-записях был серф-инструмент группы Gamblers 1960 года "LSD 25". [24] [номер 1] Сингл группы Ventures 1962 года " The 2000 Pound Bee " породил жужжание искаженной гитары "fuzztone" и поиск "возможностей тяжелого транзисторного искажения" и других эффектов, таких как улучшенная реверберация и эхо. всерьез началось на плодородной лондонской рок-н-ролльной сцене. [25] К 1964 году фуззтон можно было услышать в синглах Пи Джей Проби . [25] и Битлз использовали обратную связь в « I Feel Fine », [26] их шестой подряд хит номер 1 в Великобритании. [27]
По данным AllMusic , появление психоделического рока в середине 1960-х годов стало результатом британских групп, составивших британское вторжение на рынок США, и фолк-рок -групп, стремившихся расширить «звуковые возможности своей музыки». [7] В своей книге «Рок-революция » 1969 года Арнольд Шоу сказал, что этот жанр в его американской форме представляет собой эскапизм поколений , который он определил как развитие «протеста молодежной культуры против сексуальных табу, расизма, насилия, лицемерия и материализма взрослой жизни». [28]
Влияние американского фолк-певца Боба Дилана сыграло центральную роль в создании движения фолк-рока в 1965 году, а его тексты оставались пробным камнем для авторов психоделических песен конца 1960-х годов. [29] Ситарист-виртуоз Рави Шанкар в 1956 году начал миссию по распространению индийской классической музыки на Запад, вдохновляя джазовых, классических и народных музыкантов. [30] К середине 1960-х годов его влияние распространилось на поколение молодых рок-музыкантов, которые вскоре стали создавать рага-рок. [31] часть эстетики психоделического рока и один из многих пересекающихся культурных мотивов той эпохи. [32] На британской фолк- сцене блюз, наркотики, джаз и восточные влияния смешались в творчестве Дэви Грэма начала 1960-х годов , который использовал модальные настройки гитары для транспонирования индийских раг и кельтских барабанов. Грэм оказал большое влияние на шотландского фолк-виртуоза Берта Янша и других гитаристов-новаторов самых разных стилей и жанров в середине 1960-х годов. [33] [34] [номер 2] Джазовый саксофонист и композитор Джон Колтрейн оказал такое же влияние, поскольку экзотические звуки на его альбомах My Favorite Things (1960) и A Love Supreme (1965), последний находился под влиянием раг Шанкара, были исходным материалом для гитаристов и других, ищущих импровизировать или «джемовать». [35]
Одним из первых музыкальных применений термина «психоделический» на фолк-сцене была нью-йоркская фолк-группа The Holy Modal Rounders в своей версии песни Lead Belly » группы « Hesitation Blues в 1964 году. [36] Фолк-авангардный гитарист Джон Фэи записал несколько песен в начале 1960-х, экспериментируя с необычными методами записи, в том числе с записью в обратном направлении, и новым инструментальным сопровождением, включая флейту и ситар. [37] Его девятнадцатиминутная «Вечеринка по случаю дня рождения в Сан-Бернардино» «предвосхищала элементы психоделии с ее нервными импровизациями и странными гитарными настройками». [37] Точно так же ранние работы фолк-гитариста Сэнди Булла «включали в себя элементы фолка, джаза, а также индийских и арабских ладов дрониша». [38] Его альбом 1963 года Fantasias for Guitar and Banjo исследует различные стили и «также может быть точно описан как одна из самых первых психоделических пластинок». [39]
1965: Формирующие психоделические сцены и звуки.
[ редактировать ]Барри Майлз , ведущая фигура британского андеграунда 1960-х годов , говорит, что « хиппи не появились в одночасье» и что «1965 год стал первым годом, когда [в США] начало зарождаться заметное молодёжное движение». ключевые «психоделические» рок-группы сформировались в этом году». [40] На западном побережье США андерграундный химик Огастес Оусли Стэнли III и Кен Кизи (вместе со своими последователями, известными как « Веселые проказники» ) помогли тысячам людей совершить неконтролируемые поездки на «Кислотные тесты Кизи» и в новые психоделические танцевальные залы. В Великобритании Майкл Холлингсхед открыл Всемирный психоделический центр , а бит-поколения поэты Аллен Гинзберг , Лоуренс Ферлингетти и Грегори Корсо читали лекции в Королевском Альберт-Холле . Майлз добавляет: «Чтения послужили катализатором подпольной активности в Лондоне, поскольку люди внезапно осознали, сколько вокруг единомышленников. Это был также год, когда Лондон начал расцветать красками с открытием Granny Takes. магазины одежды Trip и Hung On You ». [40] Благодаря освещению в СМИ, употребление ЛСД получило широкое распространение. [40] [номер 3]
По словам музыкального критика Джима ДеРогатиса , написавшего в своей книге о психоделическом роке Turn on Your Mind , «Битлз» рассматриваются как «кислотные апостолы нового века». [42] Продюсер Джордж Мартин , который изначально был известен как специалист по комедийным и новым пластинкам , [43] ответил на запросы Битлз, предоставив ряд студийных трюков, которые обеспечили группе ведущую роль в разработке психоделических эффектов. [44] Предвидя их откровенно психоделическую работу, [45] « Ticket to Ride » (апрель 1965) представил тонкий, вдохновленный наркотиками дрон, напоминающий Индию, исполненный на ритм-гитаре. [46] Музыковед Уильям Эчард пишет, что до 1965 года «Битлз» использовали несколько техник, которые вскоре стали элементами психоделической музыки, подход, который он описывает как «родственный» и отражающий то, что они, как и Yardbirds , были пионерами психоделии. [47] В качестве важных аспектов, которые группа привнесла в этот жанр, Эчард называет ритмическую оригинальность и непредсказуемость Битлз; «истинная» тональная двусмысленность; лидерство во включении элементов индийской музыки и студийных техник, таких как различная скорость, лупы и звуки обратной ленты; и их приверженность авангарду. [48]
По мнению Унтербергера, The Byrds , вышедшие из фолк-рок-сцены Лос-Анджелеса, и Yardbirds из английской блюзовой сцены были более ответственны, чем The Beatles, за «звучание психоделической сирены». [23] Употребление наркотиков и попытки создания психоделической музыки перешли от акустической фолк-музыки к року вскоре после группы Byrds, вдохновленной фильмом Битлз 1964 года « Ночь тяжелого дня» . [49] [50] они использовали электрические инструменты для создания популярной версии песни Дилана « Mr. Tambourine Man ». Летом 1965 года [51] [номер 4] В The Yardbirds Унтербергер называет ведущего гитариста Джеффа Бека «заложившим основу психоделической гитары» и говорит, что их «зловещие мелодии в минорной тональности, гиперактивные инструментальные брейки (так называемые рейв-апы ), непредсказуемые изменения темпа и использование григорианских песнопений помог определить «маниакальный эклектизм», типичный для раннего психоделического рока. [23] Песня группы " Heart Full of Soul " (июнь 1965 года), включающая искаженный гитарный рифф, повторяющий звучание ситара , [52] достиг 2-го места в Великобритании и 9-го места в США. [53] По описанию Эчарда, песня «несла энергию новой сцены», поскольку в роке возник феномен гитарного героя, и возвещала приход новых восточных звуков. [54] The Kinks представили первый пример устойчивого дрона в индийском стиле в роке, когда они использовали гитары с открытой настройкой. [55] имитировать тамбуру в песне « See My Friends » (июль 1965 г.), которая вошла в десятку лучших хитов Великобритании. [56] [57]
» группы The Beatles Песня « Norwegian Wood из альбома « Rubber Soul » в декабре 1965 года стала первой выпущенной записью, на которой участник западной рок-группы играл на ситаре. [58] [номер 5] Песня вызвала повальное увлечение ситаром и другими индийскими инструментами. [63] – тенденция, которая способствовала росту рага-рока , поскольку индийская экзотика стала частью сущности психоделического рока. [64] [номер 6] Историк музыки Джордж Кейс признает Rubber Soul первым из двух альбомов Beatles, которые «ознаменовали подлинное начало психоделической эры». [65] в то время как музыкальный критик Роберт Кристгау также писал, что «Психоделия начинается здесь». [66] Историк из Сан-Франциско Чарльз Перри вспоминал, что альбом был «саундтреком к Хейт-Эшбери , Беркли и всей округе», поскольку молодежь до хиппи подозревала, что песни были вдохновлены наркотиками. [67]
Хотя психоделия была представлена в Лос-Анджелесе через Byrds, по словам Шоу, Сан-Франциско стал столицей движения на Западном побережье. [68] Несколько фолк-групп из Калифорнии последовали за Byrds в фолк-рок, привнося с собой свои психоделические влияния, чтобы создать " San Francisco Sound ". [15] [69] [номер 7] Историк музыки Саймон Фило пишет, что, хотя некоторые комментаторы утверждают, что к 1967 году центр влияния переместился из Лондона в Калифорнию, именно британские группы, такие как «Битлз» и « Роллинг Стоунз» , помогли вдохновить и «подпитать» новую американскую музыку в середине 1960-х годов. -1960-е годы, особенно на формирующейся сцене Сан-Франциско. [72] Музыкальная сцена там развивалась в городском районе Хейт-Эшбери в 1965 году на концертах в подвале, организованных Четом Хелмсом из Family Dog ; [73] а Jefferson Airplane основатель Марти Балин и инвесторы тем летом открыли ночной клуб The Matrix и начали приглашать на концерты его и другие местные группы, такие как Grateful Dead , Steve Miller Band и Country Joe & the Fish . [74] Хелмс и труппы мимов Сан-Франциско менеджер Билл Грэм осенью 1965 года организовали более масштабные мультимедийные общественные мероприятия / благотворительные мероприятия с участием Самолета, Диггеров и Аллена Гинзберга. К началу 1966 года Грэм забронировал билеты в The Fillmore и Хелмс в бальном зале Avalon , где проводились световые шоу на психоделическую тематику. [75] воспроизводил визуальные эффекты психоделического опыта. [76] Грэм стал важной фигурой в развитии психоделического рока, привлекая в The Fillmore большинство крупнейших психоделических рок-групп того времени. [77] [номер 8]
По словам автора Кевина Макинни, Grateful Dead «изобрели» кислотный рок перед толпой посетителей концертов в Сан-Хосе, Калифорния , 4 декабря 1965 года, в день второго кислотного испытания, проведенного писателем Кеном Кизи и веселыми шутниками. Их сценическое выступление включало использование стробоскопов для воспроизведения «сюрреалистической фрагментации» ЛСД или «яркого выделения уловленных моментов». [76] Эксперименты Acid Test впоследствии положили начало всей психоделической субкультуре . [78]
1966: Рост и ранняя популярность
[ редактировать ]Психоделия. Я знаю, что это сложно, но запишите это слово, потому что оно будет разбросано по клубам, как пунши на ирландской свадьбе. Оно уже конкурирует со словом «мама» в качестве общеупотребительного слова в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе…
- Melody Maker , октябрь 1966 г. [79]
Эчард пишет, что в 1966 году «психоделические последствия», выдвинутые недавними рок-экспериментами, «стали полностью явными и гораздо более широко распространенными», а к концу года «большинство ключевых элементов психоделической актуальности были, по крайней мере, затронуты. " [80] ДеРогатис говорит, что начало психоделического (или кислотного) рока «лучше всего отнести к 1966 году». [81] Музыкальные журналисты Пит Проун и Харви П. Ньюквист определяют «годы пика» психоделического рока между 1966 и 1969 годами. [2] В 1966 году освещение рок-музыки в средствах массовой информации значительно изменилось, поскольку музыка стала переоцениваться как новая форма искусства в тандеме с растущим психоделическим сообществом. [82]
В феврале и марте, [83] » группы Yardbirds были выпущены два сингла, которые позже получили признание как первые психоделические хиты: « Shaps of Things » группы The Byrds и « Eight Miles High . [84] Первый достиг 3-го места в Великобритании и 11-го места в США. [85] и продолжил исследование Yardbirds гитарных эффектов, восточно-звучащих гамм и меняющихся ритмов. [86] [номер 9] Накладывая гитарные партии, Бек наложил несколько дублей на свое соло. [88] который включал широкое использование фузз-тона и гармонической обратной связи. [89] Текст песни, который Унтербергер описывает как «поток сознания», [90] были истолкованы как проэкологические или антивоенные. [91] The Yardbirds стали первой британской группой, к одной из своих песен которой применили термин «психоделический». [84] На "Eight Miles High" - Роджера МакГуинна . 12-струнная гитара Rickenbacker [92] представил психоделическую интерпретацию фри-джаза и индийской раги , используя Колтрейна и Шанкара соответственно. [93] В тексте песни было широко распространено мнение, что оно относится к употреблению наркотиков, хотя в то время Byrds отрицали это. [23] [номер 10] "Eight Miles High" занял 14-е место в США. [95] и вошел в топ-30 Великобритании. [96]
Появлению психоделии в поп-мейнстриме способствовал выпуск альбома Pet Sounds группы Beach Boys (май 1966 г.). [97] Битлз и револьвер (август 1966 г.). [98] Часто считается одним из самых ранних альбомов в каноне психоделического рока. [99] [номер 11] Pet Sounds содержала множество элементов, которые впоследствии были включены в психоделию, с ее искусными экспериментами, психоделическими текстами, основанными на эмоциональных стремлениях и неуверенности в себе, тщательно продуманными звуковыми эффектами и новыми звуками как на традиционных, так и на нетрадиционных инструментах. [102] [103] Трек из альбома « I Just Wasn't Made for This Times » содержал первое использование звуков терменвокса на рок-записях. [104] Ученый Филип Ауслендер говорит, что, хотя психоделическая музыка обычно не ассоциируется с Beach Boys, «странные направления» и эксперименты в Pet Sounds «нанесли все это на карту… по сути, это открыло двери - не для групп». сформироваться или начать создавать музыку, но, конечно же, стать таким же заметным, как, скажем, Jefferson Airplane или кто-то в этом роде». [105]
ДеРогатис рассматривает Revolver как еще один из «первых шедевров психоделического рока», наряду с Pet Sounds . [106] Би-сайд The Beatles " Rain " в мае 1966 года, записанный во время сессий Revolver , стал первой поп-записью, содержащей перевернутые звуки. [107] Вместе с другими студийными приемами, такими как вариспид , песня включает в себя гудящую мелодию, отражающую растущий интерес группы к незападной музыкальной форме. [108] и тексты, передающие разделение между просвещенным психоделическим мировоззрением и конформизмом. [107] [109] Фило называет "Rain" "рождением британского психоделического рока" и описывает Revolver как "наиболее устойчивое использование индийских инструментов, музыкальных форм и даже религиозной философии", услышанное в популярной музыке того времени. [108] Автор Стив Тернер признает успех «Битлз» в передаче вдохновленного ЛСД мировоззрения на «Револьвере » , особенно в « Tomorrow Never Knows », как «открывший двери психоделическому року (или кислотному року)». [110] По описанию автора Шона Леви , это был «первый настоящий наркотический альбом, а не [просто] поп-пластинка с какими-то наркотическими инсинуациями». [111] в то время как музыковеды Рассел Райзинг и Джим ЛеБлан считают, что Битлз «подготовили почву для важного поджанра психоделической музыки, а именно мессианских высказываний». [112] [номер 12]
Эчард выделяет ранние пластинки 13th Floor Elevators и Love среди ключевых психоделических релизов 1966 года, наряду с «Shapes of Things», «Eight Miles High», «Rain» и Revolver . [80] Родом из Остина, штат Техас, первые из этих новых групп пришли в этот жанр через гаражную сцену. [116] перед выпуском своего дебютного альбома The Psychedelic Sounds of the 13th Floor Elevators в октябре того же года. [117] Это был один из первых рок-альбомов, в названии которого было прилагательное: [118] хотя пластинка была выпущена на независимом лейбле и в то время была мало замечена. [119] Две другие группы также использовали это слово в названиях пластинок, выпущенных в ноябре 1966 года: The Blues Magoos « Psychedelic Lollipop» и The Deep ’s Psychedelic Moods . Сформировавшись в конце 1965 года с целью распространения сознания ЛСД, «Элеваторы» заказали визитные карточки с изображением третьего глаза и надписью «Психоделический рок». [120] [номер 13] Журнал Rolling Stone называет лифты 13-го этажа, возможно, «самыми важными прародителями психоделического гаражного рока». [8]
Донована Сингл " Sunshine Superman ", вышедший в июле 1966 года, стал одним из первых психоделических поп/рок-синглов, возглавивших чарты Billboard в США. Под влиянием Олдоса Хаксли книги « Двери восприятия » и с текстами, отсылающими к ЛСД, он способствовал тому, что психоделика стала мейнстримом. [122] [123]
Сингл The Beach Boys " Good Vibrations " в октябре 1966 года был еще одной ранней поп-песней, включавшей психоделические тексты и звуки. [124] Успех сингла вызвал неожиданное возрождение терменвокса и повысил осведомленность об аналоговых синтезаторах . [125] По мере того, как психоделия приобретала известность, гармонии в стиле Beach Boys стали частью нового психоделического поп-музыки. [98]
1967–69: продолжение развития.
[ редактировать ]Пиковая эпоха
[ редактировать ]В 1967 году психоделический рок привлек широкое внимание средств массовой информации и расширил свою аудиторию за пределами местных психоделических сообществ. [82] С 1967 по 1968 год это было преобладающее звучание рок-музыки, либо в более причудливом британском варианте, либо в более тяжелом кислотном роке Западного побережья Америки. [126] Историк музыки Дэвид Симонелли говорит, что коммерческий пик этого жанра длился «короткий год», при этом Сан-Франциско и Лондон были признаны двумя ключевыми культурными центрами. [84] По сравнению с американской формой, британская психоделическая музыка часто была более артистичной в своих экспериментах и имела тенденцию придерживаться структур поп-песен. [127] Музыкальный журналист Марк Прендергаст пишет, что только в психоделии гаражных групп США были обнаружены часто причудливые черты британской психоделической музыки. [128] Он говорит, что помимо творчества Byrds, Love и The Doors , существовало три категории американской психоделии: «кислотные джемы» групп Сан-Франциско, которые предпочитали альбомы синглам; поп-психоделия, типичным примером которой являются такие группы, как Beach Boys и Buffalo Springfield ; и «вытянутая» музыка групп, следующих примеру The Beatles и The Yardbirds, таких как Electric Prunes , the Nazz , the Chocolate Watchband и the Seeds . [129] [номер 14]
альбом The Doors Одноименный дебютный (январь 1967 г.) отличается более мрачным звучанием и тематикой, чем многие современные психоделические альбомы. [132] который оказал большое влияние на позднее движение готик-рока . [133] Благодаря синглу « Light My Fire », занявшему первое место, альбом стал очень успешным, заняв второе место в чарте Billboard . [134]
В феврале 1967 года «Битлз» выпустили двойной сингл « Strawberry Fields Forever » / « Penny Lane », который, по словам Иэна Макдональда, запустил «английское поп-пасторальное настроение», характерное для таких групп, как Pink Floyd , Family , Traffic и Конвенция Фэйрпорта и вдохновленная ЛСД озабоченность английской психоделии «ностальгией по невинному видению ребенка». [135] Партии меллотрона на "Strawberry Fields Forever" остаются самым знаменитым примером инструмента на поп- или рок-записях. [136] [137] Битлз По словам Симонелли, эти две песни провозгласили романтизм как центральный принцип психоделического рока. [138]
группы Jefferson Airplane «Surrealistic Pillow» (февраль 1967 г.) был одним из первых альбомов, вышедших в Сан-Франциско, который продавался достаточно хорошо, чтобы привлечь внимание всей страны к музыкальной сцене города. Треки « White Rabbit » и « Somebody to Love » с пластинки впоследствии вошли в десятку лучших хитов США. [139]
Психоделическая сторона B группы Hollies "All the World Is Love" (февраль 1967 года) была выпущена как оборотная сторона популярного сингла " On a Carousel ". [140]
» группы Pink Floyd « Arnold Layne (март 1967 г.) и « See Emily Play » (июнь 1967 г.), написанные Сидом Барреттом , помогли установить образец поп-психоделии в Великобритании. [141] Там «андерграундные» площадки, такие как Клуб НЛО , Клуб Средиземья , Круглый дом , Загородный клуб и Арт-лаборатория, привлекали полную аудиторию психоделическим роком и новаторскими световыми шоу . [142] Главной фигурой в развитии британской психоделии был американский промоутер и продюсер Джо Бойд , который переехал в Лондон в 1966 году. Он стал соучредителем таких площадок, как UFO Club, продюсировал «Arnold Layne» группы Pink Floyd и впоследствии руководил фолк-музыкой. и фолк-рок-исполнители, включая Ника Дрейка , Incredible String Band и Fairport Convention. [143] [144]
Популярность психоделического рока резко возросла после выхода альбома группы Beatles Sgt. Группа Pepper's Lonely Hearts Club Band (май 1967 г.) и проведение Монтерейского поп-фестиваля в июне. [82] сержант «Pepper» была первой коммерчески успешной работой, которую критики признали знаковым аспектом психоделии, а массовая популярность «Битлз» означала, что пластинку крутили практически повсюду. [145] Альбом оказал большое влияние на группы психоделической рок-сцены США. [13] и повышение формата LP принесло пользу группам Сан-Франциско. [146] Среди многих изменений, вызванных его успехом, артисты стремились имитировать его психоделические эффекты и уделяли больше времени созданию своих альбомов; контркультура была тщательно изучена музыкантами; и действия переняли его нонконформистские настроения. [147]
1967 года Лето любви привело к тому, что огромное количество молодых людей со всей Америки и всего мира приехали в Хейт-Эшбери, в результате чего население этого района увеличилось с 15 000 до примерно 100 000. [148] Ему предшествовало мероприятие Human Be-In в январе, а своего пика он достиг на Монтерейском поп-фестивале в июне, последний помог сделать таких крупных американских звезд, как Дженис Джоплин , солист группы Big Brother and the Holding Company , Джими Хендрикс и ВОЗ . [149] Несколько авторитетных британских групп присоединились к психоделической революции, в том числе Эрик Бердон (ранее участник The Animals ) и The Who, чей альбом The Who Sell Out (декабрь 1967 года) включал психоделические композиции « I Can See for Miles » и « Armenia City in the Sky». ". [150] Среди других крупных групп British Invasion, поглотивших психоделию в 1967 году, — The Hollies с альбомом Butterfly , [151] и The Rolling Stones альбом «Their satanic Majesties Request » . [152] Песня группы Incredible String Band « 5000 духов или слои лука» (июль 1967 г.) превратила их фолк-музыку в пасторальную форму психоделии. [153]
Многие известные артисты эпохи раннего рока также подпадали под психоделию и записывали вдохновленные психоделией треки, в том числе Дель Шеннона «Color Flashing Hair» Бобби Ви , «I May Be Gone» , «The Four Seasons » и « Watch the». Цветы растут », Роя Орбисона «Southbound Jericho Parkway» группы Everly Brothers . и «Мэри Джейн» [154] [155]
По словам автора Эдварда Макана, в конечном итоге существовало три различных направления британской психоделической музыки. Первый, в котором доминировали Cream Who , The Yardbirds и Hendrix, был основан на тяжелой электрической адаптации блюза, исполняемого Rolling Stones, с добавлением таких элементов, как стиль пауэр-аккордов и обратная связь. [156] Вторая, значительно более сложная форма, во многом опиралась на джазовые источники и была типична для групп Traffic, Colosseum , If и Кентерберийских сценических групп, таких как Soft Machine и Caravan . [157] Третья ветвь, представленная Moody Blues , Pink Floyd, Procol Harum и The Nice , находилась под влиянием более поздней музыки Битлз. [157] Некоторые из пост- сержанта. Психоделические группы Pepper English развили классическое влияние Битлз дальше, чем Битлз или современные психоделические группы Западного побережья. [158] Среди таких групп Pretty Things отказались от своих R&B корней и создали SF Sorrow (декабрь 1968 г.), первый образец психоделической рок-оперы. [159] [номер 15]
Международные варианты
[ редактировать ]США и Великобритания были основными центрами психоделической музыки, но в конце 1960-х годов ее музыка распространилась по всему миру, включая континентальную Европу, Австралазию, Азию, а также Южную и Центральную Америку. [161] В конце 1960-х психоделические сцены развивались во многих странах континентальной Европы, включая Нидерланды с такими группами, как The Outsiders , [162] Дания, где его впервые придумал Степпельвен , [163] Югославия с такими группами, как Kameleoni , [164] Dogovor iz 1804. , [165] : 67 Поп-машина [165] : 178 и Игра в бисер , [165] : 104 и Германия, где музыканты соединили музыку психоделии и электронного авангарда. прошел первый крупный немецкий рок- фестиваль , Internationale Essener Songtage В 1968 году в Эссене . [166] и основание лаборатории свободных искусств Zodiak в Берлине Хансом -Иоахимом Рёделиусом и Конрадом Шницлером , которое помогло таким группам, как Tangerine Dream и Amon Düül, достичь культового статуса. [167]
Процветающая психоделическая музыкальная сцена в Камбодже , находящаяся под влиянием психоделического рока и соула, транслируемая по радио американских войск во Вьетнаме. [168] был пионером таких художников, как Синн Сисамут и Роз Серей Сотеа . [169] В Южной Корее Шин Чон Хён , которого часто считают крестным отцом корейского рока, играл музыку с психоделическим влиянием для американских солдат, дислоцированных в стране. Вслед за Шин Чон Хёном группа San Ul Lim (Mountain Echo) часто сочетала психоделический рок с более фолковым звучанием. [170] В Турции анатолийский рок- исполнитель Эркин Корай смешал классическую турецкую музыку и ближневосточные темы в своем психоделическом роке, помогая основать турецкую рок-сцену с такими артистами, как Джем Караджа , Моголлар , Барыш Манчо и Эркин Корай. В Бразилии движение Tropicalia объединило бразильские и африканские ритмы с психоделическим роком. В число музыкантов, которые были частью движения, входят Каэтано Велозу , Жилберто Хиль , Os Mutantes , Галь Коста , Том Зе и поэт/лирик Торквато Нето , все из которых участвовали в альбоме 1968 года Tropicália: ou Panis et Circencis , который послужил музыкальный манифест.
1969–71: упадок
[ редактировать ]К концу 1960-х годов психоделический рок пришел в упадок. Психоделические тенденции достигли апогея на Вудстокском фестивале 1969 года , на котором выступили большинство крупных психоделических групп, включая Джими Хендрикса, Jefferson Airplane и Grateful Dead. [171] ЛСД был объявлен незаконным в Великобритании в сентябре 1966 года и в Калифорнии в октябре; [172] к 1967 году он был объявлен вне закона на всей территории Соединенных Штатов. [173] В 1969 году убийства Шэрон Тейт , Лено и Розмари ЛаБьянка Чарльзом Мэнсоном и его культом последователей , утверждавших, что они были вдохновлены песнями The Beatles, такими как « Helter Skelter », были расценены как способствование негативной реакции против хиппи. . [174] В конце того же года концерт Altamont Free Concert в Калифорнии, хедлайнером которого выступила группа Rolling Stones, стал печально известным из-за смертельного ранения чернокожего подростка Мередит Хантер охранниками Hells Angels . [175]
Джорджа Клинтона Ансамбли Funkadelic и Парламент , а также их различные ответвления использовали психоделию и фанк, чтобы создать свой собственный уникальный стиль. [176] выпустил более сорока синглов, три из которых вошли в десятку лучших в США, и три платиновых альбома. [177]
Брайан Уилсон из Beach Boys, [124] Брайан Джонс из Rolling Stones, Питер Грин и Дэнни Кирван из Fleetwood Mac и Сид Барретт из Pink Floyd стали первыми «жертвами кислоты». [ нужны разъяснения ] помогая сместить фокус соответствующих групп, ведущими фигурами которых они были. [178] Некоторые группы, такие как Jimi Hendrix Experience и Cream, распались. [179] Хендрикс умер в Лондоне в сентябре 1970 года, вскоре после записи Band of Gypsys (1970), Дженис Джоплин умерла от передозировки героина в октябре 1970 года, а за ними внимательно следил Джим Моррисон из Doors , который умер в Париже в июле 1971 года. [180] К этому моменту многие сохранившиеся коллективы отошли от психоделии к более возвратному к основам « корневому року », традиционному, пасторальному или причудливому фолку, более широкому экспериментированию прогрессивного рока или хэви-року, основанному на риффах. [71]
Возрождения и преемники
[ редактировать ]Психоделическая душа
[ редактировать ]Следуя примеру Хендрикса в роке, психоделия оказала влияние на афроамериканских музыкантов, особенно на звезд лейбла Motown . [181] Эта психоделическая душа возникла под влиянием движения за гражданские права , что придало ей более мрачный и политический оттенок, чем многим психоделическим рокам. [181] Основанный на фанковом звучании Джеймса Брауна , он был впервые использован примерно в 1968 году Sly and the Family Stone и The Temptations . Действия, которые последовали за ними на эту территорию, включали Эдвина Старра и «Неоспоримую истину» . [181] [ нужна проверка ] Джорджа Клинтона Взаимозависимые ансамбли Funkadelic и Парламент , а также их различные ответвления довели этот жанр до крайности, превратив фанк почти в религию в 1970-х годах. [176] выпустил более сорока синглов, три из которых вошли в десятку лучших в США, и три платиновых альбома. [177]
В то время как психоделический рок колебался в конце 1960-х, психоделический соул продолжал существовать и в 1970-е, достигнув пика популярности в первые годы десятилетия и исчезнув только в конце 1970-х, когда вкусы изменились. [181] Автор песен Норман Уитфилд написал психоделические соул-песни для The Temptations и Marvin Gaye . [182]
Прог, хэви-метал и краут-рок
[ редактировать ]Многие британские музыканты и группы, принявшие психоделию, в 1970-х годах начали создавать прогрессивный рок , в том числе Pink Floyd, Soft Machine и участники Yes . Moody Blues Альбом In Search of the Lost Chord (1968), пропитанный психоделией, включая широкое использование индийских инструментов, отмечен как ранний предшественник зарождающегося прогрессивного движения и оказавший на него влияние. [183] [184] King Crimson Альбом In the Court of the Crimson King (1969) рассматривается как важное связующее звено между психоделией и прогрессивным роком. [185] Хотя такие группы, как Hawkwind, до 1970-х годов придерживались явно психоделического курса, большинство из них отказались от психоделических элементов в пользу более широких экспериментов. [186] Включение джаза в музыку таких групп, как Soft Machine и Can, также способствовало развитию джаз -рока таких групп, как Colosseum . [187] Отойдя от своих психоделических корней и сделав все больший упор на электронные эксперименты, такие немецкие группы, как Kraftwerk , Tangerine Dream , Can , Neu! и Фауст разработал отличительный бренд электронного рока , известный как kosmische musik , или в британской прессе как « Kraut rock». [188] Внедрение электронных синтезаторов , впервые изобретенных Пополь Вухом в 1970 году, вместе с работами таких фигур, как Брайан Ино (какое-то время клавишник в Roxy Music ), оказало большое влияние на последующий электронный рок. [189]
Психоделический рок с его искаженным гитарным звучанием, расширенными соло и авантюрными композициями рассматривается как важный мост между блюз-ориентированным роком и более поздним хэви-металом . Американские группы, чей громкий, повторяющийся психоделический рок превратился в ранний хэви-метал, включали Amboy Dukes и Steppenwolf . [13] Из Англии два бывших гитариста The Yardbirds, Джефф Бек и Джимми Пейдж , сформировали ключевые группы в этом жанре — The Jeff Beck Group и Led Zeppelin соответственно. [190] Другие крупные пионеры этого жанра начинали как психоделические группы, основанные на блюзе, включая Black Sabbath , Deep Purple , Judas Priest и UFO . [190] [191] Психоделическая музыка также способствовала зарождению глэм-рока : Марк Болан превратил свой психоделический фолк -дуэт в рок-группу T. Rex и стал первой звездой глэм-рока с 1970 года. [192] [ нужна проверка ] С 1971 года Дэвид Боуи отошел от своих ранних психоделических работ и начал развивать образ Зигги Стардаста , включая в свои выступления элементы профессионального грима, пантомимы и перформанса. [193]
Движение джем-бэндов , зародившееся в конце 1980-х, находилось под влиянием Grateful Dead . импровизационного и психоделического музыкального стиля [194] [195] У группы Phish из Вермонта в 1990-е годы появилось немало преданных поклонников, и после смерти Джерри Гарсиа в 1995 году их называли «наследниками» Grateful Dead. [196] [197]
Появившийся в 1990-х годах стоунер-рок сочетал в себе элементы психоделического рока и дум-метала . Обычно используется медленный или средний темп и низконастроенные гитары с тяжелым басовым звучанием. [198] с мелодичным вокалом и «ретро»-продукцией, [199] пионерами его стали калифорнийские группы Kyuss. [200] и Сон . [201] Современные фестивали, посвященные психоделической музыке, включают Austin Psych Fest в Техасе, основанный в 2008 году, [202] Ливерпульский психологический фестиваль, [203] и Desert Daze в Южной Калифорнии. [204]
Нео-психоделия
[ редактировать ]Время от времени появлялись мейнстримовые исполнители, которые баловались нео-психоделией , стилем музыки, возникшим в пост-панк -кругах конца 1970-х годов. Хотя неопсиходелия в основном оказала влияние на альтернативные и инди-рок- группы, она иногда обновляла подход психоделического рока 1960-х годов. [205] Нео-психоделия может включать в себя набеги на психоделический поп, звонкий гитарный рок, сильно искаженные джемы произвольной формы или эксперименты по записи. [205] Некоторые из групп сцены, в том числе Soft Boys , The Teardrop Explodes , Wah!, Echo & the Bunnymen , стали главными фигурами нео-психоделии. В США в начале 1980-х годов к нему присоединилось движение Paisley Underground , базирующееся в Лос-Анджелесе и возглавляемое такими группами, как Dream Syndicate , The Bangles и Rain Parade . [206]
возник жанр Мэдчестер В конце 80-х в Великобритании в районе Манчестера , в котором артисты объединили альтернативный рок с эйсид-хаусом и танцевальной культурой , а также с другими источниками, включая психоделическую музыку и поп-музыку 1960-х. [207] [208] Лейбл был популяризирован британской музыкальной прессой в начале 1990-х годов. [209] Эрчард говорит об этом как о части «нити психоделического рока 80-х» и называет в качестве основных групп Stone Roses , Happy Mondays и Inspiral Carpets . Сцена , находящаяся под влиянием рейва, широко рассматривается как находящаяся под сильным влиянием наркотиков, особенно экстази ( МДМА ), и Эрчард считает ее центральной частью более широкого феномена, который он называет «рок -рейв -кроссовером» конца 80-х и начала 1980-х годов. Британская инди-сцена 90-х, в которую также вошел альбом Screamadelica шотландской группы Primal Scream . [207]
Позже, по словам Джеффа Телрича из Treblezine : « Primal Scream подготовили [нео-психоделию] танцпол. The Flaming Lips и Spiritualized перенесли это в оркестровую сферу. А Animal Collective — ну, они как бы сделали свое дело». [210]
См. также
[ редактировать ]Примечания, ссылки, источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Их клавишник Брюс Джонстон присоединился к Beach Boys в 1965 году. Он вспоминал: «[ЛСД — это] то, о чем я никогда не думал и никогда не делал». [24]
- ↑ По словам Стюарта Хоума , Грэм был «ключевой ранней фигурой… Влиятельная, но без особого коммерческого влияния, смесь Грэма из фолка, блюза, джаза и восточных гамм, подкрепленная его сольными альбомами с басом и ударными, была предшественником и, в конечном итоге, неотъемлемая часть фолк-рок-движения конца шестидесятых... Было бы трудно недооценить влияние Грэма на рост употребления тяжелых наркотиков в британской контркультуре». [34]
- ^ Росту андеграундной культуры в Британии способствовало появление альтернативных еженедельных изданий, таких как IT ( International Times ) и Oz , в которых публиковалась психоделическая и прогрессивная музыка , а также контркультурный образ жизни, предполагающий длинные волосы и ношение диких рубашек из магазинов. например, «Мистер Фиш», «Бабушка отправляется в путешествие» и старая военная форма из бутиков на Карнаби-стрит ( Сохо ) и Кингс-роуд ( Челси ). [41]
- ↑ В тексте песни рассказчик просит: «Возьмите меня в путешествие на своем волшебном кружащемся корабле». [20] Было ли это задумано как отсылка к наркотикам, неясно, но эта фраза войдет в рок-музыку, когда позже в том же году песня станет хитом для Byrds. [20]
- ↑ Хотя влияние Бека оказали пластинки Рави Шанкара, [59] Рэй Дэвис из The Kinks был вдохновлен во время поездки в Бомбей, где он услышал раннее утреннее пение индийского рыбака. [57] [60] К концу 1965 года The Byrds также углубились в звучание раги, их «любимой музыкой» были пластинки Колтрейна и Шанкара. [60] Тем летом они поделились своим энтузиазмом по поводу музыки Шанкара и ее трансцендентных качеств с Джорджем Харрисоном и Джоном Ленноном во время группового кислотного трипа в Лос-Анджелесе. [61] Ситар и сопутствующая ему духовная философия стали для Харрисона делом всей жизни, поскольку он и Шанкар «поднимут индийскую музыку и культуру до уровня массового сознания». [62]
- ↑ Ранее индийские инструменты были включены в оркестровую партитуру Кена Торна для группы Help! саундтрек к фильму. [58]
- ↑ Особенно выдающимися продуктами сцены были Grateful Dead (которые фактически стали домашней группой Acid Tests), [70] Страна Джо и Рыба , Великое Общество , Большой Брат и Холдинговая Компания , Шарлатаны , Моби Грейп , Служба Посыльных Ртути и Самолет Джефферсона . [71]
- ↑ Когда этого оказалось слишком мало, он взял на себя управление Winterland , а затем Fillmore West (в Сан-Франциско) и Fillmore East (в Нью-Йорке), куда приезжали играть крупные рок-исполнители из США и Великобритании. [77]
- ↑ Историк Битлз Ян Макдональд комментирует, что Пола Маккартни гитарное соло в песне « Taxman » из Revolver «выходит далеко за рамки всего, что Харрисон играл на гитаре в индийском стиле, вероятно, вдохновением послужило новаторское соло Джеффа Бека в потрясающем альбоме Yardbirds». «Формы вещей » ». [87]
- ↑ Результатом такой прямоты стала ограниченная трансляция, и аналогичная реакция последовала, когда Дилан выпустил « Rainy Day Women ♯12 & 35 » (апрель 1966 г.) с повторяющимся припевом «Все должны быть побиты камнями!» [94]
- ↑ Брайан Бойд из The Irish Times считает, что альбом Byrds « Fifth Dimension » (июль 1966 г.) стал первым психоделическим альбомом. [100] Унтербергер рассматривает его как «первый альбом крупных ранних фолк-рокеров, который ворвался… в фолк-рок-психоделию». [101]
- ↑ Сэм Эндрю из Big Brother and the Holding Company вспомнил, что альбом нашел отклик у музыкантов в Сан-Франциско. [113] в том, что Битлз «определенно присоединились » к контркультуре. [114] В документальном сериале 1995 года « Рок-н-ролл» Фил Леш из Grateful Dead вспоминал, как думал, что с Revolver «Битлз» охватили «психоделический авангард». [115]
- ↑ Этот термин использовался в статье о группе под названием «Unique Elevators Shine with 'Psychedelic Rock ' » в выпуске журнала Austin American-Statesman от 10 февраля 1966 года . [121]
- ↑ в Нью-Йорке В 1969 году Шоу сказал, что парк Томпкинс-сквер был «центром хиппи» на восточном побережье. [130] Он назвал Blues Magoos основной психоделической группой и «группой, которая превосходит западные горки ... в децибелах». [131]
- ↑ Прендергаст называет Family's Music in a Doll's House (июль 1968 г.) «типичным британским психоделическим альбомом», сочетающим в себе множество оркестровых и рок-инструментов. [160]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоффманн 2004 , с. 1725, «Психоделию иногда называли «кислотным роком » »; Нагельберг 2001 , с. 8, «эйсид-рок, также известный как психоделический рок»; ДеРогатис 2003 , с. 9, «теперь его регулярно называют «психоделическим» или «эйсид-роком»; Ларсон 2004 , с. 140, «известный как эйсид-рок или психоделический рок»; Романовский и Джордж-Уоррен 1995 , с. 797, «Также известный как «эйсид-рок» или «Звук Сан-Франциско » .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Проун и Ньюквист 1997 , с. 48
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хикс 2000 , с. 63.
- ^ Хикс 2000 , стр. 63–66.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Прендергаст 2003 , стр. 25–26.
- ^ С. Бортвик и Р. Мой, Жанры популярной музыки: Введение (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004), ISBN 0-7486-1745-0 , стр. 52–54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Поп/Рок » Психоделик/Гараж» . Вся музыка . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Романовский и Джордж-Уоррен 1995 , стр. 797.
- ^ Д. У. Маршалл, Средневековье для массового рынка: очерки средневековья в популярной культуре (Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд, 2007), ISBN 0-7864-2922-4 , с. 32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хикс 2000 , стр. 64–66.
- ^ Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Международная издательская группа «Континуум» . стр. 155–157. ISBN 978-0-8264-2819-6 .
- ^ ДеРогатис 2003 , с. 230
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Нагельберг 2001 , с. 8.
- ^ Гордон Томпсон, Пожалуйста, доставьте мне удовольствие: британская поп-музыка шестидесятых, наизнанку (Оксфорд: Oxford University Press, 2008), ISBN 0-19-533318-7 , стр. 196–97.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Bogdanov, Woodstra & Erlewine 2002 , pp. 1322–1323.
- ^ Пинч и Трокко 2009 , с. 289.
- ^ Макдональд 1998 , с. 165сн.
- ^ Н. Мюррей, Олдос Хаксли: Биография (Hachette, 2009), ISBN 0-7481-1231-6 , с. 419.
- ^ «Логический итог пятидесяти лет искусства» , LIFE , 9 сентября 1966 г., стр. 68.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ДеРогатис 2003 , стр. 8–9.
- ^ Психоделический рок на AllMusic
- ^ Эрик В.д. Люфт, Умри в нужное время!: Субъективная культурная история американских шестидесятых (Gegensatz Press, 2009), ISBN 0-9655179-2-6 , с. 173.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Bogdanov, Woodstra & Erlewine 2002 , p. 1322.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ДеРогатис 2003 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мощность, Мартин (2014). Гитара с горячей проводкой: жизнь Джеффа Бека . book.google.com: Omnibus Press. стр. Глава 2. ISBN 978-1-78323-386-1 .
- ^ Филон 2015 , стр. 62–63.
- ^ Вомак, Кеннет (2017). Энциклопедия Битлз: Вся великолепная четверка . book.google.com: Гринвуд. п. 222. ИСБН 978-1-4408-4426-3 .
- ^ Шоу 1969 , с. 189.
- ^ ДеРогатис 2003 , стр. 87, 242.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 61–62.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 142, предисловие.
- ^ Беллман, стр. 294–295.
- ^ «Как играть, как пионер DADGAD Дэйви Грэм» . Гитарный мир . 16 марта 2017 года . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт Хоуп (2005). «Голоса зеленого и фиолетового: психоделическое дурное безумие и месть авангарда». У Кристофа Груненберга; Джонатан Харрис (ред.). Лето любви: психоделическое искусство, социальный кризис и контркультура 1960-х годов . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 137. ИСБН 9780853239192 .
- ^ Хикс 2000 , стр. 61–62.
- ^ М. Хикс, Рок шестидесятых: гараж, психоделика и другие удовлетворения (University of Illinois Press, 2000), ISBN 978-0-252-06915-4 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Унтербергер, Ричи . «Великое нефтяное пятно в Сан-Бернардино и другие экскурсии — обзор альбома» . Вся музыка . Компания Рови . Проверено 25 июля 2013 г.
- ^ Унтербергер, Ричи . «Сэнди Булл — Биография» . Вся музыка . Компания Рови . Проверено 16 июля 2013 г.
- ^ Гринвальд, Мэтью. « Фантазии для гитары и банджо — обзор альбома» . Вся музыка . Компания Рови . Проверено 16 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Майлз 2005 , с. 26.
- ^ П. Горман, Взгляд: Приключения в моде в стиле поп и рок (Sanctuary, 2001), ISBN 1-86074-302-1 .
- ^ ДеРогатис 2003 , с. 40
- ^ Макдональд 1998 , с. 183.
- ^ Хоффманн 2016 , с. 269.
- ^ Макдональд 1998 , с. 128.
- ^ Джексон 2015 , стр. 70–71.
- ^ Эчард 2017 , с. 90.
- ^ Эчард 2017 , стр. 90–91.
- ^ Джексон 2015 , с. 168.
- ^ Прендергаст 2003 , стр. 228–229.
- ^ Унтербергер 2003 , с. 1.
- ^ Джексон 2015 , стр. XIX, 85.
- ^ Руссо 2016 , с. 212.
- ^ Эчард 2017 , с. 5.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 154–155.
- ^ Беллман 1998 , стр. 294–295.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джексон 2015 , с. 256.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лавеццоли 2006 , с. 173.
- ^ Power 2014 , Глава 4: Fuzzbox Voodoo.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лавеццоли 2006 , с. 154.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 153.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 147.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 171.
- ^ Беллман 1998 , с. 292.
- ^ Дело 2010 г. , с. 27.
- ^ Смит 2009 , с. 36.
- ^ Перри 1984 , с. 38.
- ^ Шоу 1969 , стр. 63, 150.
- ^ Дело 2010 г. , с. 51.
- ^ Хикс 2000 , с. 60.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Bogdanov, Woodstra & Erlewine 2002 , p. 1323.
- ^ Филон 2015 , с. 113
- ^ Gilliland 1969 , показано 41–42.
- ^ Йелинг, Роберт (22 февраля 2005 г.). «Интервью The High Times: Марти Балин» . Балин Чудеса . Архивировано из оригинала 22 февраля 2005 года . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Мисироглу 2015 , с. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакЭнини 2009 , с. 45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Н. Талевский, «Стучать в дверь рая: рок-некрологи» (Omnibus Press, 2006), ISBN 1-84609-091-1 , с. 218.
- ^ МакЭнини 2009 , с. 46.
- ^ «История рока 1966» . Необрезанный . 2015. с. 105. АСИН B01AD99JMW .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эчард 2017 , с. 29.
- ^ ДеРогатис 2003 , с. 9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Батлер 2014 , с. 184.
- ^ Savage 2015 , стр. 554, 556.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Симонелли 2013 , с. 100.
- ^ Руссо 2016 , стр. 212–213.
- ^ Беннетт 2005 , с. 76.
- ^ Макдональд 1998 , с. 178сн.
- ^ Санторо, Джин (1991). Бекология (буклет в бокс-сете). Джефф Бек . Эпические отчеты / устаревшие записи . п. 17. OCLC 144959074 . 48661.
- ^ Эчард 2017 , с. 36.
- ^ Унтербергер 2002 , с. 1322.
- ^ Власть 2011 , с. 83.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 155.
- ^ Дикарь 2015 , с. 123.
- ^ Унтербергер 2003 , стр. 3–4.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 156.
- ^ Дикарь 2015 , с. 136.
- ^ Макпадден, Майк (13 мая 2016 г.). «Любимые звуки The Beach Boys и 50 лет подражаний эйсид-попу» . Киндленд . Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года . Проверено 18 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Анон. «Психоделический поп» . Вся музыка .
- ^ Мэддукс, Рэйчел (16 мая 2011 г.). «Шесть степеней домашних звуков пляжных мальчиков» . Интересный звук . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ Бойд, Брайан (4 июня 2016 г.). «Битлз, Боб Дилан и The Beach Boys: 12 месяцев, которые изменили музыку» . Ирландские Таймс . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Унтербергер 2003 , с. 4.
- ↑ Р. Унтербергер, «Британский психоделик» . Архивировано 29 декабря 2011 года в Wayback Machine , AllMusic. Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ ДеРогатис 2003 , стр. 35–40.
- ^ Ламберт 2007 , с. 240.
- ^ Лонгман, Молли (20 мая 2016 г.). «Если бы ЛСД не был открыт более 75 лет назад, история музыки была бы совершенно другой» . Музыка.микрофон .
- ^ ДеРогатис 2003 , с. xi.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейзинг и ЛеБлан, 2009 , стр. 95.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филон 2015 , с. 111
- ^ Дикарь 2015 , с. 317.
- ^ Тернер 2016 , с. 414.
- ^ Леви 2002 , с. 241.
- ^ Райзинг и ЛеБлан 2009 , стр. 100.
- ^ Райзинг и ЛеБлан 2009 , стр. 93.
- ^ Путешествие 2002 , стр. 7.
- ^ Путешествие 2002 , стр. 3.
- ^ Романовски и Джордж-Уоррен 1995 , стр. 312, 797.
- ^ Дикарь 2015 , с. 518.
- ^ Хикс 2000 , стр. 60, 74.
- ^ Дикарь 2015 , с. 519.
- ^ Дикарь 2015 , с. 110.
- ^ Лэнгдон, Джим (10 февраля 1966 г.). «Уникальные лифты сияют психоделическим роком » . Остин Американ-Стейтсмен . п. 25 – через газеты.com.
- ^ Маунтни, Дэн (июль 2021 г.). «Солнечный Супермен: празднование 55-летия со дня определяющего жанр хита номер один в США» . Уэлвин Хэтфилд Таймс . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ Моренц, Эмили. «Солнечный Супермен Донована, первый психоделический хит №1: факты и истории» . Крутая история . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ДеРогатис 2003 , стр. 33–39.
- ^ Pinch & Trocco 2009 , стр. 86–87.
- ^ Бренд 2005 , с. 88.
- ^ Британская психоделия на AllMusic
- ^ Прендергаст 2003 , с. 227.
- ^ Прендергаст 2003 , с. 225.
- ^ Шоу 1969 , с. 150.
- ^ Шоу 1969 , с. 177.
- ^ Путербо, Парк (8 апреля 2003 г.). «Двери» . Роллинг Стоун .
- ^ Робб, Джон (26 октября 2023 г.). «Темная история готики, жанра, одержимого любовью и смертью» . Читательский дайджест .
- ^ Колфид, Кейт (21 мая 2013 г.). «The Doors: История чартов Billboard» . Рекламный щит .
- ^ Макдональд 1998 , с. 191.
- ^ Бренд 2005 , с. 57.
- ^ Прендергаст 2003 , с. 83.
- ^ Симонелли 2013 , с. 106.
- ^ Филон 2015 , стр. 115–116.
- ^ Доггетт, Питер (2019). Кросби, Стиллз, Нэш и Янг: Биография . Винтаж. ISBN 978-1-4735-5225-8 .
- ^ Китс и Толински 2002 , с. 6.
- ^ К. Груненберг и Дж. Харрис, Лето любви: психоделическое искусство, социальный кризис и контркультура в 1960-х годах (Ливерпуль: Liverpool University Press, 2005), ISBN 0-85323-919-3 , стр. 83–84.
- ^ Р. Унтербергер, «Ник Дрейк: биография» , AllMusic . Проверено 7 мая 2011 г.
- ^ Б. Свирс, Electric Folk: меняющееся лицо английской традиционной музыки (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), ISBN 0-19-515878-4 , с. 86.
- ^ Батлер 2014 , с. 186.
- ^ Филон 2015 , стр. 112–114.
- ^ Хоффманн и Бейли 1990 , стр. 281–282.
- ^ Г. Фальк и Ю.А. Фальк, Молодежная культура и разрыв поколений (Нью-Йорк: Алгора, 2005), ISBN 0-87586-368-X , с. 186.
- ^ WE Studwell и DF Lonergan, The Classic Rock and Roll Reader: Rock Music от начала до середины 1970-х (Лондон: Routledge, 1999), ISBN 0-7890-0151-9 , с. 223.
- ^ Bogdanov, Woodstra & Erlewine 2002 , pp. 29, 1027, 1220.
- ^ Сегретто, Майк (2022). 33 1/3 оборота в минуту: критическое путешествие в эпоху рок-пластинок, 1955–1999 гг . Бэкбит. п. 135. ИСБН 978-1-4930-6460-1 .
- ^ Сегретто, Майк (2022). 33 1/3 оборота в минуту: критическое путешествие в эпоху рок-LP, 1955–1999 гг . Бэкбит. стр. 152–154. ISBN 978-1-4930-6460-1 .
- ^ ДеРогатис 2003 , стр. 120–121.
- ^ Норфолк, Саймон (20 апреля 2020 г.). «Из архива: наблюдайте, как растут цветы – Путеводитель по необычным путешествиям в странное» . Шиндиг! . Проверено 13 января 2023 г.
- ^ Унтербергер, Ричи. «Примечания к композиции The Everly Brothers Sing» группы Everly Brothers . richieunterberger.com . Проверено 13 января 2023 г.
- ^ Макан 1997 , с. 19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макан 1997 , с. 20.
- ^ Макан 1997 , с. 21.
- ^ Прендергаст 2003 , с. 226.
- ^ Прендергаст 2003 , стр. 226–227.
- ^ С. Бортвик и Р. Мой, Жанры популярной музыки: введение (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004), ISBN 0-7486-1745-0 , с. 44.
- ^ Р. Унтербергер, Неизвестные легенды рок-н-ролла: психоделические неизвестные, безумные гении, пионеры панка, лоу-фай Mavericks и другие (Миллер Фриман, 1998), ISBN 0-87930-534-7 , с. 411.
- ^ П. Хоу и С.Х. Россель, Образы Америки в Скандинавии (Амстердам: Родопи, 1998), ISBN 90-420-0611-0 , стр. 77.
- ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 236.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Янятович, Петар (2007). Рок-энциклопедия Ex YU 1960–2006 гг . Белград: выпущен самостоятельно.
- ^ П. Бакли, The Rough Guide to Rock (Rough Guides, 1999), ISBN 1-85828-457-0 , с. 26
- ^ П. Стамп, Цифровая готика: критическая дискография мандариновой мечты (Уэмбли, Миддлсекс: SAF, 1997), ISBN 0-946719-18-7 , с. 33.
- ^ М. Вуд, «Лихорадка Денге: Multiclti Angelanos создают бороздки, размывающие границы» Spin , январь 2008 г., стр. 46.
- ^ Р. Унтербергер, «Различные исполнители: Cambodian Rocks Vol. 1: обзор» , AllMusic, получено 1 апреля 2012 г.
- ^ «КОРЕЙСКИЙ ПСИХИЧЕСКИЙ И КИСЛОТНЫЙ ФОЛК, часть 1» . Progressive.homestead.com . Проверено 3 февраля 2013 г.
- ^ А. Беннетт, Вспоминая Вудсток (Олдершот: Эшгейт, 2004), ISBN 0-7546-0714-3 .
- ^ Тернер 2016 , с. 429.
- ^ ДеРогатис 2003 , с. 62.
- ^ Д. А. Нильсен, Ужасные рабочие: Макс Штирнер, Артур Рембо, Роберт Джонсон и круг Чарльза Мэнсона: исследования морального опыта и культурного самовыражения (Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books, 2005), ISBN 0-7391-1200-7 , с. 84.
- ^ Дж. Винер, «Соберитесь вместе: Джон Леннон в его время» (Чикаго, Иллинойс: University of Illinois Press, 1991), ISBN 0-252-06131-4 , стр. 124–126.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дж. С. Харрингтон, Sonic Cool: жизнь и смерть рок-н-ролла (Милуоки, Мичиган: Hal Leonard Corporation, 2002), ISBN 0-634-02861-8 , стр. 249–250.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Bogdanov, Woodstra & Erlewine 2002 , p. 226.
- ^ «Гаражный рок», Billboard , 29 июля 2006 г., 118 (30), с. 11.
- ^ Д. Гомери, СМИ в Америке: ежеквартальный читатель Wilson (Вашингтон, округ Колумбия: Пресса Центра Вудро Вильсона, 2-е изд., 1998), ISBN 0-943875-87-0 , стр. 181–182.
- ^ С. Уайтли, Слишком много, слишком молод: популярная музыка, возраст и пол (Лондон: Routledge, 2005), ISBN 0-415-31029-6 , с. 147.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Психоделическая душа» , AllMusic . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Эдмондсон, Жаклин (2013). Музыка в американской жизни: Энциклопедия песен, стилей, звезд и историй, которые сформировали нашу культуру [4 тома]: Энциклопедия песен, стилей, звезд и историй, которые сформировали нашу культуру. АВС-КЛИО. п. 474.
- ^ Анон. «В поисках утраченного аккорда The Moody Blues» . Вся музыка .
- ^ Анон. «В поисках утраченного аккорда The Moody Blues» . Спутникмузыка .
- ^ ДеРогатис 2003 , с. 169.
- ^ Bogdanov, Woodstra & Erlewine 2002 , p. 515.
- ^ А. Блейк, Земля без музыки: музыка, культура и общество в Британии двадцатого века (Манчестер: Manchester University Press, 1997), ISBN 0-7190-4299-2 , стр. 154–155.
- ^ П. Бюсси, Kraftwerk: Человек, машина и музыка (Лондон: SAF, 3-й конец, 2004 г.), ISBN 0-946719-70-5 , стр. 15–17.
- ^ Bogdanov, Woodstra & Erlewine 2002 , pp. 1330–1331.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Б. А. Кук, Европа с 1945 года: энциклопедия, том 2 (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2001), ISBN 0-8153-1336-5 , с. 1324.
- ^ ДеРогатис 2003 , с. 212.
- ^ П. Ауслендер, Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 2006), ISBN 0-472-06868-7 , с. 196.
- ^ П. Ауслендер, «Наблюдайте за этим человеком, Дэвидом Боуи: Хаммерсмит Одеон, Лондон, 3 июля 1973 года» в издании И. Инглиса, « Исполнение и популярная музыка: история, место и время» (Олдершот: Эшгейт, 2006), ISBN 0-7546-4057-4 , с. 72.
- ^ «Возвращение Джамбанда» . Благодарная сеть . Проверено 12 января 2019 г.
- ^ Эллис, Иэн (22 мая 2008 г.). «Мертвые, но не похороненные, или Когда 90-е сменили 60-е» . Попматтерс . Проверено 12 января 2019 г. .
- ^ «Фиш | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 12 января 2019 г.
- ^ «Фиш уничтожает Америку: как группа Jam Band предвосхитила современную фестивальную культуру» . Вилы . 15 августа 2016 года . Проверено 12 января 2019 г.
- ^ Г. Шарп-Янг, «Биография Кюсса» , MusicMight . Проверено 10 декабря 2007 г.
- ^ «Стоунер-метал» , AllMusic . Проверено 22 мая 2009 г.
- ^ Э. Ривадавиа «Кюсс» , AllMusic . Проверено 10 декабря 2007 г.
- ^ Э. Ривадавия, «Сон» , AllMusic . Проверено 22 мая 2009 г.
- ↑ Э. Госсетт, «Austin Psych Fest объявляет состав на 2014 год». Архивировано 17 октября 2019 года в Wayback Machine , Paste, 4 декабря 2013 года, получено 7 декабря 2013 года.
- ^ "Liverpool Psych Fest" , NME, 30 сентября 2013 г., получено 7 декабря 2013 г.
- ^ «Desert Daze завершает свой сенсационный состав 2018 года» , Алекс Янг, ConsequenceOfSound, 28 августа 2018 г., дата обращения 3 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Неопсиходелия» . Вся музыка . nd
- ^ Р. Унтербергер, С. Хикс и Дж. Демпси, Музыка США: The Rough Guide (Лондон: Rough Guides, 1999), ISBN 1-85828-421-X , с. 401.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эчард, Уильям (2017). Психоделическая популярная музыка: история через теорию музыкальной темы. Издательство Университета Индианы. стр. 244–246.
- ^ «Мэдчестер – Обзор жанра» . Вся музыка . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ Шукер, Рой (2005). «Мэдчестер» . Популярная музыка: ключевые понятия . Психология Пресс . п. 157. ИСБН 978-0-415-34769-3 . Проверено 26 декабря 2016 г.
- ^ Терих, Джефф (2 июля 2015 г.). «10 основных неопсиходелических альбомов» . Треблезин .
Библиография
[ редактировать ]- Беллман, Джонатан (1998). Экзотика в западной музыке . Ливан, Нью-Хэмпшир: Университетское издательство Новой Англии. ISBN 1-55553-319-1 .
- Беннетт, Грэм (2005). Мягкая машина: чертовски яростная . САФ. ISBN 978-0-946719-84-6 .
- Богданов Владимир ; Вудстра, Крис; Эрлевин, Стивен Томас , ред. (2002). Весь музыкальный путеводитель по року: полное руководство по року, поп-музыке и соулу . Книги о бэкбите. ISBN 978-0-87930-653-3 .
- Бренд, Марк (2005). Странные звуки: необычные инструменты и звуковые эксперименты в поп-музыке . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN 978-0-87930-855-1 .
- Батлер, Ян (2014). «Обложка альбомов и плакаты: психоделическое взаимодействие рок-арта и арт-рока». В Шепарде, Тим; Леонард, Энн (ред.). Routledge Companion по музыке и визуальной культуре . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-62925-6 .
- Кейс, Джордж (2010). Из наших голов: рок-н-ролл до того, как действие наркотиков прошло . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-0-87930-967-1 .
- ДеРогатис, Джим (2003). Включите свой разум: четыре десятилетия великого психоделического рока . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард. ISBN 978-0-634-05548-5 .
- Эчард, Уильям (2017). Психоделическая популярная музыка: история через теорию музыкальной темы . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-02659-0 .
- Гиллиланд, Джон (1969). «Кислотное испытание: психоделики и субкультура возникают в Сан-Франциско» (аудио) . Поп-хроники . Библиотеки Университета Северного Техаса .
- Хикс, Майкл (2000). Рок шестидесятых: гараж, психоделика и другие удовольствия . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-06915-4 .
- Хоффманн, Франк (2004). Энциклопедия записанного звука . Рутледж. ISBN 978-1-135-94950-1 .
- Хоффманн, Франк (2016). Хронология американской популярной музыки, 1900-2000 гг . Рутледж. ISBN 978-1-135-86886-4 .
- Хоффманн, Фрэнк В.; Бейли, Уильям Г. (1990). Причуды искусства и развлечений . Бингемтон, Нью-Йорк: Haworth Press. ISBN 0-86656-881-6 .
- Джексон, Эндрю Грант (2015). 1965: Самый революционный год в музыке . Нью-Йорк: Книги Томаса Данна. ISBN 978-1-250-05962-8 .
- Китс, Джефф ; Толински, Брэд (2002). Гитарный мир представляет ню-метал . Корпорация Хэл Леонард . ISBN 9780634032875 – через Интернет-архив .
- Ламберт, Филип (2007). Внутри музыки Брайана Уилсона: песни, звуки и влияние гения-основателя Beach Boys . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4411-0748-0 .
- Ларсон, Том (2004). История рок-н-ролла . Кендалл Хант. ISBN 978-0-7872-9969-9 .
- Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Нью-Йорк: Континуум. ISBN 0-8264-2819-3 .
- Леви, Шон (2002). Готовься, будь уверенным, вперед!: Качающийся Лондон и изобретение крутости . Лондон: Четвертое сословие. ISBN 978-1-84115-226-4 .
- Макан, Эдвард (1997). Зажигаем классику: английский прогрессивный рок и контркультура . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-509887-7 .
- Макдональд, Ян (1998). Революция в голове: пластинки Битлз и шестидесятые . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-6697-8 .
- Макини, Кевин Т. (2009). Америка Тома Вулфа: герои, шутники и дураки . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-36545-4 .
- Майлз, Барри (2005). Хиппи . Стерлинг. ISBN 978-1-4027-2873-0 .
- Мисироглу, Джина (2015). Американские контркультуры: энциклопедия нонконформистов, альтернативных образов жизни и радикальных идей в истории США . Рутледж. ISBN 9781317477297 .
- Нагельберг, Кеннет М. (2001). «Кислотный рок» . В Брауне, Рэй Б.; Браун, Пэт (ред.). Путеводитель по популярной культуре США . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN 978-0-87972-821-2 .
- Перри, Чарльз (1984). Хейт-Эшбери: История . Нью-Йорк: Random House/Rolling Stone Press. ISBN 978-0-394-41098-2 .
- Филон, Саймон (2015). Британское вторжение: перекрестные течения музыкального влияния . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-8627-8 .
- Пинч, Тревор; Трокко, Фрэнк (2009). Аналоговые дни: изобретение и влияние синтезатора Moog . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-04216-2 .
- Пауэр, Мартин (2011). Горячая наемная гитара: жизнь Джеффа Бека . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-1-84938-869-6 .
- Прендергаст, Марк (2003). Век эмбиента: от Малера до Моби – эволюция звука в эпоху электроники . Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN 1-58234-323-3 .
- Проун, Пит ; Ньюквист, Харви П. (1997). Легенды рок-гитары: важнейший справочник величайших гитаристов рока . Хэл Леонард. ISBN 978-0-7935-4042-6 .
- Райзинг, Рассел (2002). «Введение: «О начале» ». В Райзинге, Рассел (ред.). «Каждый звук, который есть»: револьвер «Битлз» и трансформация рок-н-ролла . Фарнхэм, Великобритания: Издательство Ashgate. ISBN 978-0-7546-0557-7 .
- Райзинг, Рассел; ЛеБлан, Джим (2009). «Магические таинственные туры и другие путешествия: желтые подводные лодки, газетные такси и психоделические годы Битлз». В Вомаке, Кеннет (ред.). Кембриджский компаньон Битлз . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68976-2 .
- Романовский, Патрисия; Джордж-Уоррен, Холли, ред. (1995). Новая энциклопедия рок-н-ролла Rolling Stone . Нью-Йорк: Fireside/Rolling Stone Press. ISBN 0-684-81044-1 .
- Руссо, Грег (2016). Yardbirds: Окончательный рейв-ап . Цветочный парк, Нью-Йорк: Публикации Crossfire. ISBN 978-0-9791845-7-4 .
- Сэвидж, Джон (2015). 1966: Год, когда десятилетие взорвалось . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-27763-6 .
- Шоу, Арнольд (1969). Рок-революция . Нью-Йорк: Crowell-Collier Press. ISBN 978-0-02-782400-1 .
- Симонелли, Дэвид (2013). Герои рабочего класса: рок-музыка и британское общество в 1960-х и 1970-х годах . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN 978-0-7391-7051-9 .
- Смит, Крис (2009). 101 альбом, изменивший популярную музыку . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537371-4 .
- Тернер, Стив (2016). Битлз '66: Революционный год . Нью-Йорк: Экко. ISBN 978-0-06-247558-9 .
- Унтербергер, Ричи (2002). «Психоделический рок». У Богданова Владимира; Вудстра, Крис; Эрлевин, Стивен Томас (ред.). Весь музыкальный путеводитель по року: полное руководство по року, поп-музыке и соулу (3-е изд.). Сан-Франциско: Книги Backbeat. ISBN 978-0-87930-653-3 .
- Унтербергер, Ричи (2003). Высота восьми миль: полет фолк-рока из Хейт-Эшбери в Вудсток . Сан-Франциско: Книги Backbeat. ISBN 0-87930-743-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бельмо (1999). Рок-н-ролл ХХ века: Психоделия . Берлингтон, Онтарио: Издательство «Путеводитель для коллекционеров». ISBN 978-1-896522-40-1 .
- Бромелл, Ник (2002). Завтрашний день никогда не знает: рок и психоделики в 1960-е годы . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-07562-1 .
- Карлин, Питер Эймс (2006). Поймай волну: взлет, падение и искупление Брайана Уилсона из Beach Boys . Родейл. ISBN 978-1-59486-320-2 .
- Чепмен, Роб (2015). Психоделия и другие цвета . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-28200-5 .
- Холл, Митчелл К. (2014). Появление рок-н-ролла: музыка и рост американской молодежной культуры . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-135-05358-1 .
- Джойнсон, Вернон (2004) Возвращение к фуззу, кислоте и цветам: всеобъемлющее руководство по американскому гаражу, психоделике и хиппи-року (1964–1975). Пограничный ISBN 978-1-899855-14-8 .
- Рейнольдс, Саймон (1997). «Назад в Эдем: невинность, праздность и пасторализм в психоделической музыке, 1966–1996». В Мелечи, Антонио (ред.). Британская психоделия . Лондон: поворот. стр. 143–165.