Рок-музыка в Новой Зеландии
Рок-музыка в Новой Зеландии | |
---|---|
Другие имена | Новозеландская рок-музыка Киви-рок-музыка |
Стилистическое происхождение | Рок-музыка Рок-н-ролльная музыка |
Культурное происхождение | 1955 и 1960-е годы в Новой Зеландии. |
Рок-музыка в Новой Зеландии , также известная как киви-рок-музыка и новозеландская рок-музыка , [1] впервые приобрел известность в 1955 году с Купера Джонни кавер-версией на Билла Хейли хит « Rockaround the Clock ». За этим последовал Джонни Девлин , которого иногда называют новозеландским Элвисом Пресли , и его кавер на « Lawdy Miss Clawdy ». В 1960-е годы Макс Мерритт и Метеоры и Рэй Колумб и Захватчики успеха добились . В 1970-х и начале 1980-х годов новаторская группа Split Enz имела успех как на международном, так и на национальном уровне, а ее участник Нил Финн позже продолжил работу в Crowded House . Другими влиятельными группами 1970-х годов были Th' Dudes , Dragon и Hello Sailor . В начале 1980-х годов наблюдалось развитие инди-рока « Dunedin sound », типичным примером которого были такие группы Dunedin, как The Clean , Straitjacket Fits и The Chills , записанные звукозаписывающей компанией Flying Nun в Крайстчерче . Ведущая новозеландская хард-рок-группа Shihad начала свою долгую карьеру в 1988 году. С 2018 года этот титул, несомненно, принадлежит новозеландской метал-группе маори Alien Weaponry, добившейся огромного успеха в Европе и США.
1950-е годы
[ редактировать ]Рок-музыка зародилась в Новой Зеландии в 1955 году, когда кантри-певец из Веллингтона Джонни Купер (широко известный как «ковбой маори») записал кавер-версию американца Билла Хейли хита « Rock Round the Clock » для HMV, первого рок-музыки. и запись рулона, записанная за пределами США. В 1956 году Купер написал и записал оригинальную песню под названием «Pie Cart Rock and Roll». В песне говорится о тележке с пирогами, которую он посетил, управляя шоу талантов в Уонгануи . Эта песня считается первой рок-н-ролльной записью коренных народов Новой Зеландии, хотя "Resuscitation rock", написанная подростком из Веллингтона Сэнди Тэнсли в марте 1957 года, возможно, была выпущена на несколько недель раньше, чем песня Купера. [2] Певец Джонни Девлин рекламировался как новозеландский Элвис Пресли , а его кавер на « Lawdy Miss Clawdy » остается одним из самых продаваемых синглов Новой Зеландии: было продано 100 000 копий. [3] в 1959–60. В 1959 году Мейбл Ховард , министр социального обеспечения, пошла посмотреть выступление Джонни Девлина в ратуше Крайстчерча, заявив в перерыве: «В рок-н-ролле нет ничего плохого». [4] Студии Новой Зеландии отставали от своих коллег в Северном полушарии, и звезды звукозаписи 1950-х годов The Tumbleweeds записали шесть своих хитовых альбомов в гостиной одного из участников своей группы. [5]
1960-е годы
[ редактировать ]Консервативный подход новозеландского радио к программированию в 1960-х годах все чаще подвергался сомнению со стороны молодежи. Радио Хаураки изначально начало свою жизнь как пиратская радиостанция , вещавшая в международных водах в 50 милях (80 километрах) от Окленда в заливе Хаураки . Это преднамеренный шаг, который позволил им обойти ограничительное законодательство о вещании и транслировать свой собственный плейлист. Частично это положило начало постепенному дерегулированию радиоиндустрии. К концу 1960-х годов радиостанции, такие как Radio Hauraki, а затем Radio I, транслировали исключительно рок и поп-музыку для подростковой и молодой взрослой аудитории. [5]
В 1960-е годы также наблюдался резкий рост популярности местной музыки, написанной и записанной. Однако многие поп-группы и исполнители того времени также выпускали свои версии или «каверы» на хиты зарубежных исполнителей. Это была эпоха, когда винил безраздельно господствовал, а подростки стояли в очередях у местных музыкальных и музыкальных магазинов, чтобы купить последние хиты. Fourmyula » группы Песня « Nature , написанная Уэйном Мейсоном в 1969 году, до сих пор сохраняет значительную популярность и в 2001 году была признана лучшей новозеландской песней за последние 75 лет. [5]
В Крайстчерче Макс Мерритт и Meteors регулярно выступали в The Teenage Club и добились культового статуса в Новой Зеландии со своими песнями «Get a Haircut» и «C'mon Let's Go». Рэй Коламбус и The Invaders находились под влиянием творчества Клиффа Ричарда и Битлз начала 1960-х годов . Колумбус оформил свою группу в модном стиле, и они были известны своим оборудованием Fender и яркими синими костюмами. После тура «Битлз» по Новой Зеландии в 1964 году Рэй Коламбус и The Invaders стали хитом номер один в Австралии и Новой Зеландии в 1964 году с кавер-версией «She's a Mod». [4] песня группы The Senators . [6]
1970-е годы
[ редактировать ]В отличие от 1960-х годов, пластинки выпустили сравнительно мало новозеландских групп. В 1976 году было продано шесть миллионов пластинок, из которых только семь синглов и четыре альбома местных исполнителей попали в топ-50. В следующем году восемь синглов и три альбома попали в чарты, но общие продажи пластинок упали до пяти с половиной миллионов. [7]
Одними из наиболее влиятельных рок-групп 1970-х годов были Th' Dudes (чей гитарист Дэйв Доббин сформировал DD Smash в 1980-х), Dragon , Hello Sailor и Split Enz , возглавляемые Тимом Финном , а позже его брат Нил Финн , который продолжал чтобы сформировать Переполненный Дом .
Первые панк-рок- группы, в том числе Suburban Reptiles и Scavengers, сформировались в Окленде в конце 1970-х годов, и вскоре за ними последовали группы в Крайстчерче, Веллингтоне и Данидине. [2] Вместе с гитаристом Алеком Батгейтом Нокс сформировал группу Tall Dwarfs и, имея элементарную четырехдорожечную магнитофонную деку TEAC, начал записывать различные пост-панк-группы, возникшие в Данидине, начиная с Clean . [8]
Музыкальный фестиваль Redwood 70 , состоявшийся через шесть месяцев после Вудстока в 1970 году, получил осторожное название «первый национальный музыкальный съезд Новой Зеландии». Фестиваль, проходивший в Редвуд-парке в Суонсоне на крайнем западе Окленда, был организован промоутером Окленда Филом Уорреном . Хедлайнером группы Redwood 70 стало новое соло Робин Гибб в сопровождении струнного квартета. Новозеландские группы, составившие основную часть развлечений двухдневного фестиваля, были менее популярными, чем Гибб, и играли рок-музыку. Хотя на фестивале присутствовало более 9000 фанатов, фестиваль потерял деньги, и эта тенденция сохраняется в Новой Зеландии в отношении многодневных фестивалей на открытом воздухе в этой стране. В 1971 году были и меньшие фестивали - рок-фестиваль Энглфилда в Белфасте недалеко от Крайстчерча, еще один в Вайканае в пасхальные выходные и фабрика варенья Совета искусств университета в июле. [7]
Великий музыкальный фестиваль Нгаруавахии в начале января 1973 года был организован музыкальными промоутерами Полом Рэймондом и Барри Коберном. Они внимательно следовали шаблону Вудстока, включая планы по выпуску концертного альбома и фильма, благодаря чему фестиваль штата Нью-Йорк принес прибыль. Они выбрали сельскую местность с хорошим доступом к крупным населенным пунктам, организовали поезда из Окленда и Веллингтона и выбрали международные рок-группы, включая Black Sabbath и Sandy Denny . Они во многом опирались на все еще яркую контркультуру новозеландских исполнителей, таких как Blerta , Mammal and Billy TK и Powerhouse. Только 18 000 фанатов заплатили 8 долларов за участие; Для получения прибыли нужно было 25 000. Проблемы с нехваткой места и туалетов привели к дополнительным расходам. Ни фильма, ни концертного альбома так и не появилось (хотя некоторые концертные записи были сделаны). Несмотря на это, историк музыки Джон Дикс счел это мероприятие успешным: это было ключевое событие в истории рока Новой Зеландии, которое представило коллективы, которые будут доминировать на местной музыкальной сцене в середине 1970-х годов. [7]
1979 года Фестиваль Намбасса , проходивший на ферме площадью 400 акров на Ландлист-роуд в Золотой долине, к северу от Вайхи, собрал более 65 000 поклонников и стал ключевым событием для поколения новозеландских хиппи. Намбасса была названа в честь племенной группы Больших Намбас с северо-запада Малекулы, Вануату. Организатора Питера Терри вдохновил традиционный образ жизни группы, ее самодостаточность и отсутствие воздействия западного коммерциализма. Хедлайнером группы была Little River Band . Реакция СМИ на Намбасу была в основном положительной. Газета Auckland Star широко освещала это событие, а газета Dominion посвятила этому событию свою первую полосу. Питер Терри использовал модель Вудстока, чтобы успешно снять на мероприятии художественный фильм и книгу, по которым в конечном итоге была объявлена прибыль в размере 200 000 долларов. [7]
1980-е годы
[ редактировать ]В 1980-е годы появились независимые лейблы, такие как Propeller Records в Окленде и звукозаписывающий лейбл Flying Nun в Крайстчерче, которые оказали большое влияние на развитие современного инди-рока . Группы Данидина начала 1980-х, такие как The Clean , Straitjacket Fits и The Chills , записанные Flying Nun, олицетворяли то, что стало известно как « саунд Данидина » — гудящий вокал, звонкие гитары, простые барабанные дроби и клавишные, и добились определенного успеха на международном уровне, особенно в Америке. и европейское студенческое радио . [2] The Chills были источником вдохновения для таких калифорнийских групп, как Jay Reatard , Ty Segall и Wavves . [9]
Split Enz, Th'Dudes, Dragon и Hello Sailor продолжали добиваться успеха в чартах Новой Зеландии и других частей мира. Бывшие участники Split Enz затем сформировали Crowded House , одну из самых успешных групп Новой Зеландии. Фил Джадд , еще один бывший участник Split Enz, сформировал группу The Swingers , которая выпустила « Counting the Beat » в 1981 году. [9]
К концу восьмидесятых поколение новозеландских панков старело, антисоциалистическая реакция ограничила щедрость пособий, что, в свою очередь, сократило свободное время, которое новозеландские музыканты тратили на сочинение и выступления. [8]
1990-е годы
[ редактировать ]Хард-рок-группа Shihad, основанная в 1988 году, в 1990-х годах выпустила несколько альбомов, имевших большой успех в Новой Зеландии. [10] Также успешными на местном уровне в 1990-е годы были группы The Feelers , Zed , Head Like A Hole и Evermore . [ нужна ссылка ] из Окленда Певец и автор песен Дарси Клэй получил высокую оценку критиков в 1997 году за свой хит номер 5 " Jesus I Was Evil ". [11]
2000-е
[ редактировать ]В 2000-е годы новозеландские инди-группы продолжали пользоваться успехом: такие группы, как The Naked and Famous , Die! Умри! Умри! и The Mint Chicks, выпускающие успешные записи. Участники The Mint Chicks сформировали Unknown Mortal Orchestra и Opossum . Инди-группа The Phoenix Foundation и художник Лиам Финн , сын Нила Финна , добились успеха в Новой Зеландии. [9]
Рок-группа Elemeno P также добилась успеха в период с 2002 по 2008 год, выпустив три хорошо принятых альбома. Elemeno P называют самой продаваемой рок-группой Новой Зеландии. [12]
Певица и автор песен Джин Вигмор (фолк/блюз-рок) выиграла Международный конкурс авторов песен в США в 2004 году, положив начало успешной национальной и международной карьере. Каждый из ее альбомов достиг первого места в Новой Зеландии, а ее песни регулярно синхронизировались для рекламы. [13]
City of Souls была основана в августе 2015 года гитаристами Траяном Швенке и Стивом Боагом, к которым вскоре присоединился вокалист Ричи Симпсон. City of Souls получил награду Aotearoa Music Awards за лучший рок-альбом Synaesthesia в 2020 году. [14]
Сформированная в 2010 году группа Alien Weaponry стала самой успешной рок-группой Новой Зеландии после выпуска своего дебютного альбома Tū в 2018 году. Это привело к турам по Европе и Америке с выступлениями на некоторых крупнейших мировых фестивалях хэви-метала. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шукер, Рой; Пикеринг, Майкл (1994). «Киви-рок: популярная музыка и культурная самобытность Новой Зеландии». Популярная музыка . 13 (3): 261–278. дои : 10.1017/S0261143000007194 . JSTOR 852916 .
- ^ Jump up to: а б с Керрин Поллок. « Городские стили — городская музыка », Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии, обновлено 13 июля 2012 г.
- ^ «Джонни Девлин» . Новозеландская музыкальная комиссия .
- ^ Jump up to: а б « Популярная музыка в Новой Зеландии с 1900 года ». Библиотеки города Крайстчерча. Нп, 8 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Оуэн, Дилан. История записи в Новой Зеландии. Discover: The Treasure Nest, обновлено 29 июня 2002 г. URL: http://discover.natlib.govt.nz
- ^ Кара, Скотт (8 октября 2009 г.). «История Рэя Колумба» . Новозеландский Вестник . Новости и СМИ APN . Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Начало», URL: http://www.nzhistory.net.nz/cultural/rock-music-festivals/beginnings , (Министерство культуры и наследия), обновлено 29 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Ничего не произойдет: история новозеландского рока». «Алекс Росс: Остальное - шум», Np, 1995. Интернет. 08 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ускоренный курс истории музыки Новой Зеландии! | Новозеландский офис | Обучение Новой Зеландии за рубежом | Программы обучения в колледжах за рубежом | Институт обучения за рубежом, Университет Батлера». Новозеландский офис Новозеландский колледж обучения за рубежом Программы обучения за рубежом Институт обучения за рубежом Университет Батлера. Институт обучения за рубежом, Университет Батлера, 8 апреля 2015 г. Интернет. 8 августа 2016 г.
- ^ «Шихад» . АПРА АМКОС . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ «Графики Новой Зеландии» . .charts.nz . Проверено 19 января 2013 г.
- ^ "Elemeno P зажигает на городском концерте" . Венчурный Саутленд. 26 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2008 г. Проверено 28 декабря 2007 г.
- ^ «Джин Вигмор рассказывает об Адель, потоковой передаче и умной синхронизации». Рекламный щит. Нп и Интернет. 08 августа 2016 г.
- ^ «Группа | Город душ» .