Jump to content

Чилийский рок

Чилийский рок — это рок-музыка и соответствующие ей поджанры, созданные в Чили или чилийцами . Чилийские рок-тексты обычно исполняются на испанском языке, поэтому их можно рассматривать как часть испанского рока , хотя иногда их исполняют и на английском языке.

Рок-музыка впервые возникла в Чили в конце 1950-х годов группами, которые имитировали, а иногда и переводили международные рок-н-ролльные хиты из США. Это движение было известно как Нуэва Ола (Новая волна). [1] [2] Хотя оригинальные группы начали появляться и в начале 1960-х.

Во второй половине 1960-х годов, после успеха рок-н-ролла, в Чили зародились жанры Nueva Canción Chilena (Новая чилийская песня) и Fusión latinoamericana [ es ] (латиноамериканский фьюжн), принесшие известность таким артистам, как Виолета Парра. и Виктор Хара как чрезвычайно влиятельные фолк-певцы, или Los Jaivas и Congreso, которые были более развиты в инструментальном отношении. [3]

Однако в 1970-х годах на рок-сцене страны произошел упадок в результате военной диктатуры, установленной в результате государственного переворота 1973 года . С 1973 по 1990 год были запрещены все формы рок-музыки (вместе с важной частью культурной жизни ), что вызвало застой в музыкальной индустрии. [4] Тем не менее, андеграундная сцена выросла с новыми жанрами, такими как хэви-метал , панк и музыка новой волны . Los Prisioneros были самой выдающейся группой той эпохи.

В 1990-е годы началось возрождение чилийской рок-музыки: несколько чилийских групп добились международного успеха, а также рост многих поджанров рока, таких как альтернативный рок , поп-рок , фанк-рок , регги , гранж , брит-поп или латинский рок, которые стали коммерчески успешными. . Los Tres стали самой знаковой рок-группой той эпохи, наряду с La Ley в поп-музыке.

В начале 21 века многие независимые художники становятся все более популярными, в то время как предыдущие художники консолидировались, создавая культурное наследие самого разнообразного и развивающегося. Синти-поп , нео- фолк-рок , латино-рок , альтернативный рок и поп-рок являются одними из самых успешных поджанров нашего времени, хотя их становится все труднее классифицировать из-за его инди и фьюжн-характера.

Несмотря на то, что Чили часто не упоминается в средствах массовой информации, предпочитая вместо этого коммерческую иностранную музыку, она имеет обширную и богатую рок-культуру, постоянную андеграундную сцену с сотнями признанных групп, множество ниш различных альтернативных поджанров, а также мощные региональные сцены в Консепсьоне и Вальпараисо. . [5] [6]

Ранний рок-н-ролл и Нуэва-Ола (1955–1965).

[ редактировать ]
Los Mac's в 1962 году, одна из первых аутентичных рок-групп Чили.
Питер Рок был австрийско-чилийским певцом, считавшимся одним из первых сольных рок-н-ролльных исполнителей в Чили.
Сесилия Пантоха считается самой влиятельной художницей движения Нуэва-ола в Чили.

Рок-н-ролл зародился в США в конце 1940-х и 1950-х годах и быстро распространился по всему миру. В конце 1950-х годов появились первые чилийские рок-н-ролльные группы, во многом имитирующие популярные североамериканские группы и исполняющие рок-н-ролльные песни, которые уже стали хитами в США. [1] Среди первых чилийских рок-н-ролльных групп были William Reb y sus Rock Kings , Harry Shaw y Los Truenos , которые исполняли версии треков Элвиса Пресли в 1956–57 годах, а позже продолжали записывать версии песен Beatles . Однако Уильям Реб чувствовал, что так и не получил должного признания за свою роль в чилийском рок-н-ролле. [7]

Первыми сольными рок-н-ролльными исполнителями в Чили были Питер Рок с его кавером на Элвиса Пресли Baby, I Don't Care/Something Happened (1959) и Надя Милтон с ее синглом Scobidou/Un poco (1960).

Твист также был очень популярен в 1950-х годах, его импортировала в Чили группа Los Twisters с синглами Penas juveniles , Caprichitos , Me Recordarás , Sueña и Mi secreto . В 1963 году Los Twisters были признаны самой популярной группой Чили. [8]

То, что началось в 1950-х годах с имитации американского рок-н-ролла, вскоре переросло в оригинальную музыку. La Orquesta Huambaly , имеющая свои корни в тропической музыке и джазе , была первой чилийской рок-н-ролльной группой, сочинившей оригинальные песни, в том числе рок Huambaly (1957) и Rock del mono (Monkey Rock, 1958).

Однако первой историей настоящего коммерческого успеха на сцене Нуэва-Ола стала группа Los Ramblers с их альбомом El Rock del Mundial (Рок Кубка мира), выпущенным в мае 1962 года к чемпионату мира по футболу 1962 года в Чили. [9]

The Ramblers открыли двери многим другим успешным артистам Новой волны . Среди наиболее известных были: Питер Рок , Алан и его летучие мыши , The Rockets , Бадди Ричард , Хосе Альфредо Фонтес , Антонио Прието , Антонио Сабалета , Сесилия Пантоха , Херман Касас , Жинетт Асеведо , Глория Бенавидес , Хорхе Педрерос , Луис Димас. , Майтен Монтенегро , Марсело Эрнандес , Мирелла Гилберт , Освальдо Диас , Жермен Фонтана , Паоло Сальваторе , Пэт Генри и Роберто Викинг Вальдес Движение «Новая волна» распространилось из Сантьяго и по всему Чили, при этом такие группы, как The New Demons, сформировались в северном городе Икике , и The Blue Splendor , которые сформировались – и до сих пор выступают – Вальпараисо. в

Успех чилийской группы Nueva Ola длился до середины 1960-х годов, во главе которой стояло второе поколение музыкантов, отличавшихся оригинальными композициями, таких как Бадди Ричард , Патрисио Ренан , Лос-Анджелес Негрос , Хосе Альфредо Фуэнтес и Сесилия , которых некоторые критики считали величайшая звезда-подросток середины 1960-х годов. [10]

« Нуэва-Ола» критиковали за иностранство чилийской музыки, поскольку стиль, тексты и даже названия были в значительной степени заимствованы из американской и британской культуры. [11] Некоторые Нуэва-Ола считают движение истинным источником чилийского рока. Вместо этого они указывают на такие группы, как Los Mac's , Los Jockers и Los Vidrios Quebrados , которые больше ориентировались на такие группы, как The Rolling Stones и The Beatles , и «были первыми группами, которые действительно можно назвать «роком, сделанным в Чили», идя дальше, чем поп-деятели Нуэва-Олы ». [12] Последовавшими за ними группами были Los Picapiedras , Los Beat 4 , Los Lark's и Los Sonny's (одна из групп будущей Флорситы Мотуды) .

Фолк, латиноамериканский фьюжн и психоделический рок (1965–1973).

[ редактировать ]
Los Jaivas — одна из самых влиятельных рок-групп в Чили, сочетающая стили латиноамериканского фолка и прогрессивного рока.
Стиль Конгресо эволюционировал от фолк-рока к прогрессиву, джаз-фьюжн и поп-музыке, сделав Fusion Latinoamericana чилийским музыкальным жанром. В 2019 году они отметили свое 50-летие.

Новая чилийская песня

[ редактировать ]

Во второй половине 1960-х и начале 1970-х годов, после сильного американского и британского влияния Нуэва -Ола , чилийское рок-движение начало возвращаться к коренным и латиноамериканским звукам страны в поисках своей собственной идентичности. Нео-фолк-движение развилось с целью восстановления традиционной чилийской народной музыки и слияния ее с латиноамериканскими ритмами, такими как андская музыка . Наиболее полное выражение это нашло в Nueva Canción Chilena (Новая чилийская песня), которая возникла параллельно с другими движениями nueva canción в Латинской Америке. [13] [14]

« Новая кансьон Чилена» характеризовалась повторным открытием инструментов и звуков исторических латиноамериканских традиций, в частности творчества художников Виолеты Парра и Виктора Хара . Несмотря на то, что Парра и Хара в основном были акустическими, они оказали огромное влияние на развитие новой, социально ориентированной народной культуры, а также рок-культуры, которая выходила за рамки традиционных крестьянских тем и привлекала современные проблемы Чили и Латинской Америки. Они пытались отобразить реальность жизни людей рабочего класса, а не идеализированный портрет, традиционно видимый в старой народной музыке. [14]

Латиноамериканский фьюжн

[ редактировать ]

После подхода певцов и авторов песен Nueva Canción Los Jaivas возглавили движение к более прогрессивному рок-стилю. Основанная в 1963 году в Винья-дель-Мар , группа Los Jaivas смешала рок с музыкой южноамериканских предков , образовав то, что стало известно как фолк- прогрессив-рок или Fusión Latinoamericana . Альбом 1981 года Alturas de Macchu Picchu (основанный на текстах из «Высоты Мачу-Пикчу произведения Пабло Неруды ») считается южноамериканским рок-шедевром. [15] [16] [17] Congreso и Los Blops будут следовать этому более сложному способу создания музыки, и все три будут считаться краеугольными камнями окончательной «чиленизации рока». Congreso просуществовала более 50 лет, создавая новую музыку и становясь культовой чилийской группой. En Busca del Tiempo Perdido , Congregación , Combo Xingú , Sol y Medianoche , Kissing Spell/Embrujo , Frutos del País и Panal Остальную часть сцены составили . Их стиль позже будет известен как Fusión latinoamericana .

Психоделический рок и Piedra Roja фестиваль

[ редактировать ]
Дениз и Карлос Коралес из Aguaturbia представители чилийского психоделического рока .

Психоделический рок и блюз-рок пришли в Чили в 1970-х годах, как и в другие страны, оказав влияние на такие группы, как Aguaturbia , Escombros и Sacros . В состав Escombros входили бывшие участники Los Mac's и Los Jockers, и они пели на английском языке, создавая, среди прочего, каверы на Джими Хендрикса и Led Zeppelin . [18] Sacros сравнивали с The Byrds и Бобом Диланом со следами, и они выпустили свой первый альбом Sacros за несколько дней до военного переворота 1973 года. Альбом теперь является предметом коллекционирования. [19]

Знаменитый фестиваль Вудсток в США вдохновил аналогичное мероприятие в Сантьяго, фестиваль Пьедра Роха в октябре 1970 года. Фестиваль привлек многих последователей движения хиппи и включал выступления Los Blops и Los Jaivas , но плохая организация привела к хаотическому мероприятию, которое включали серьезные проблемы, а также наличие наркотиков и преступности. По данным Национальной цифровой библиотеки Чили, фестиваль стал «моментом, когда молодежная субкультура, представленная роком, стала общественной проблемой и была освещена в средствах массовой информации как скрытая социальная проблема. Молодые люди были показаны как либералы, наркоторговцы. - захватывающие, длинноволосые повстанцы, которые влияли на основное общество». [20]

Крупными музыкальными фестивалями того времени были Первая встреча авангардной музыки (январь 1970 г.), Первый фестиваль прогрессивного рока (октябрь 1971 г.) и Los Caminos Que Se Abren (февраль 1973 г.). Все три произошли в Кинта Вергара ( Винья-дель-Мар ).

Андеграундная сцена во время диктатуры (1973–1989).

[ редактировать ]

Распространение чилийских рок-групп в начале 1970-х годов закончилось военным переворотом 11 сентября 1973 года . Репрессивный военный режим запретил все проявления рок-музыки, а также многих других форм культуры (см. Военное правительство Чили (1973–1990): Культурная жизнь ). Это привело к упадку музыкальной индустрии в Чили и ухудшению чилийской рок-сцены. Некоторые латиноамериканские фьюжн-группы, как, например, Los Blop, распались, а другие бежали за границу, как, например, Los Jaivas , эмигрировавшие в Аргентину. Другие, такие как Congreso , были вынуждены радикально сменить музыку на стиль прогрессив-рока. К концу 1970-х годов постепенно начала формироваться андеграундная сцена: панк-рок , хэви-метал , а позже и музыка новой волны становились все более популярными.

Заключенные

[ редактировать ]
Заключенные в 1987 году

Однако одной из самых известных и влиятельных групп с 1980-х годов и за всю историю чилийского рока была Los Prisioneros , которая была особенно известна своим откровенным автором песен и ведущим вокалистом Хорхе Гонсалесом . В состав трио также вошли Клаудио Нареа на гитаре и втором голосе и Мигель Тапиа на барабанах. Музыкально варьировался от рокабилли до регги , ска , панка и позднее синти-попа . Хорхе Лейва из Musica Popular описывает Los Prisioneros как «безусловно, самую представительную чилийскую рок-группу. Их урезанный рок, свободный от виртуозных претензий, и их тексты, полные острых социальных наблюдений, были голосом разочарования молодежи во время диктатуры Аугусто Пиночет». [21] Их альбомы La voz de los '80 , Pateando piedras и Corazones считаются одними из лучших в истории популярной музыки Чили. 1 октября 1993 года дебютировал латинский канал MTV (MTV Latino), и в качестве своей первой видеотрансляции они выбрали музыкальный клип Los Prisioneros « Мы - южноамериканские рокеры» . [22]

Панк и хардкор

[ редактировать ]
Fiskales Ad-Hok - известная панк-группа, действующая с 1986 года.

Первый вклад Чили в панк-рок можно найти за границей. В середине 1970-х годов Альваро Пенья, более известный как «Чилиец с поющим носом», [23] присоединился к Джо Страммеру в группе The 101'ers , одной из первых в мире панк-групп и предшественнице легендарной группы The Clash . С 1985 года в штаб-квартирах профсоюзов вокруг Сантьяго начали выступать первые местные панк-группы, такие как El Trolley, названная в честь профсоюза троллейбусных работников, и профсоюз водителей такси в Эль-Агилучо в Ньюньоа , Сантьяго. На них, среди прочего, выступали панк-группы Pinochet Boys , Zapatilla Rota и Dadá . Первый чилийский панк-фестиваль прошел в El Garage Internacional de Matucana с участием Фискалеса Ад-Хока , Очо Боласа , Politikos Muertos и Vandalik , среди других. Жорди Беренгер пишет: «Это были тайные и незаконные места. Это были последние годы диктатуры. Если теперь бояться было меньше, то смерть и репрессии все равно продолжались». [24] В последующие годы среди выдающихся панк-групп были Los Peores de Чили , Bbs Paranoicos , Los Miserables , Machuca , Parkinson и пост-панк-группа Pánico . Хардкор -панк -группами будут Los Morton , Anarkía , Caos , Los KK , Belial и DTH . Поп-панк -группами конца 1990-х были Tronic , Gufi или Los Mox! . Пеготес и Фамилеа Миранда смогли вернуть панку его первоначальную идеологию. Хоррор-панк создавали Летифер , Дон Зата , QEPD или Voodoo Zombie .

Хэви и трэш-метал

[ редактировать ]
Антон Райзенеггер , лидер организаций «Криминал» и «Пентаграмма Чили» .
Том Арайя - самый влиятельный металлист Чили как Slayer . вокалист и басист

В конце 1970-х и 1980-х годах развивалась сцена хэви-метала , которая носила крайне тайный характер, несмотря на то, что не имела явной политической принадлежности или внешней оппозиции генералу Аугусто Пиночету и его нынешнему военному режиму. Группы этого поколения включали Pentagram Чили , Dorso , Massakre , Necrosis , Panzer и Rust . [25] Том Арайя стал крупнейшей металлической фигурой в качестве ведущего вокалиста и басиста Slayer после того, как его семья эмигрировала в Соединенные Штаты. В конце 1980-х, когда диктатура подошла к концу, такие группы, как Squad , Massakre, Necrosis, Pentagram Чили и Crime стали хорошо известны в Чили и даже на международном уровне. В отличие от панка , трэш-метал зародился в богатых кварталах Сантьяго и был меньше связан с политикой, хотя тексты таких групп, как Necrosis, отражали интерес к политической ситуации. [26] Многие другие группы оставили его след, такие как Turbo , Callejón Oscuro , Arrecife , Ekkos , Panchorrata , а также другие трэш-металлические группы, такие как SQVAD , SxNxFx (Sex No Future), [27] Канцерберо , [28] Атомный агрессор [29] Ответчик [30] и Кровавый Крест , [31] группа блэк-метал , образованная в 1986 году.

На рубеже десятилетий, когда диктатура подошла к концу, появилось больше чилийских метал-групп, в том числе Six Magics , Slavery , Torturer , Bismarck , Dracma и Inquisición . Также были известны группы прогрессивного металла , такие как Alejandro Silva power cuarteto , Coprofago , Crisálida , Horeja , Matraz или Delta . Tumulto , Arena Movediza и Millantun находились между стилями хэви-метал и хард-рок. Расцвет жанра ню-метал распространился и на Чили, породив гораздо более агрессивный, грубый и менее коммерческий вариант, известный как «агро-метал». С начала нового тысячелетия несколько групп, таких как 2X, Rekiem и Rey Chocolate, широко транслировались по MTV, а также участвовали в ежегодных фестивалях до середины 2000-х, когда Aggro Metal начал терять свою прежнюю актуальность и большинство групп распались. или перекочевали в другие стили. [32]

Исследование, проведенное в 2018 году, подтверждает, что Чили является страной с наибольшим количеством метал-групп на душу населения в Латинской Америке, что вдвое превышает количество Аргентины и остальных стран. [33]

Новая волна и пост-панк

[ редактировать ]

Другие группы этого десятилетия находились под сильным влиянием электронной музыки, музыки новой волны , а также аргентинского рока и поп-музыки. Такие исполнители, как Aparato Raro , Upa! , Banda 69 , Emociones Clandestinas и Electrodomésticos, помимо последних выступлений Los Prisioneros, были пионерами современной инди и синти-попа и добились значительного успеха.

Фьюжн и прогрессив

[ редактировать ]

Наследники латиноамериканского синтеза начала 70-х годов, при режиме Пиночета, появились новые группы, которые подчеркивали влияние, отличное от фолка, такое как современная классическая музыка , джаз , металл , мировая музыка или экспериментальная музыка , вдали от массовой публики, но приветствуемые схемы знатоков, несмотря на то, что их часто трудно записать. Congreso и Los Jaivas продолжали лидировать в следующие десятилетия, однако появилось много творческих ансамблей прогрессивного и фьюжн-рока, таких как Almandina , Kalish и Grace of King в середине 70-х годов . Джазовый вибрафонист и классический дирижер Гильермо Рифо был основателем трех важных групп: Aquila , где он сочетает латинские ритмы с электрическим ансамблем, позже сформировал Sexteto Hindemith 76 , где он объединил джаз, академическую музыку и фолк, и Latinomusicaviva , где камерная музыка, джазовая импровизация и ритмическое слияние рока. Другими группами были Santa y su gente , Miel , первыми использовавшие синтезатор, и Kámara . Основанный в 1972 году, Fusión исторически считается первым чилийским джаз-рок-проектом, использующим электрические инструменты, экспериментирующим с ритмическими моделями соула, фанка и рока, но сохраняющим нетронутым импульс примитивной джазовой импровизации. Вскоре после этого Писарро (основатель Fusión) вышел в качестве солиста и позже основал в Европе Тамаруго и Поморники с влиянием классической музыки, джаза и латиноамериканской музыки. В 80-х другими значительными группами были Tercera Generación , Quilin , Evolución , La Banda del Gnomo , Bandhada , Amapola , Ernesto Holman (ранее басист в Congreso), Ensamble , La Hebra , Cometa , AlSur и Huara . Особым примером андерграундного сопротивления был Фулано , вдохновленный движением «Рок в оппозиции» , владевший виртуозным , напоминающим Заппу стилем джаз-рока , с панк-настройкой и остроумными текстами, которые оказали влияние на современные авангардные рок- группы, такие как Akinetón Retard. и Медиабанда . [34] [35] Вернувшись в демократию, были сформированы новые выдающиеся группы, такие как La Marraqueta , Tryo , Matraz , Ergosum , Entrama , Akinetón Retard , Exsimio , Dwalin , Entrance , La Neura , Mediabanda (с их замечательным дебютным альбомом в 2003 году под названием Entre la Insegura y el Ego). ), Subterra , Sea of ​​Oaks , Black Spring , Astralis , Частичная облачность и Фрактал .

Диверсификация и интернационализация (1990–2004 гг.)

[ редактировать ]
Los Tres — самая влиятельная группа 1990-х.

В 1990-е годы чилийский рок характеризовался разнообразием стилей, заимствованных из рока и поп-музыки, а также большей доступностью международного рынка. Частично это произошло благодаря возвращению демократии и прекращению репрессий на культурную деятельность, а также увеличению контактов между населением Чили и остальным миром в результате экономической либерализации . [36] Таким образом, альтернативный рок и поп-рок были наиболее распространенными стилями среди все более широкого спектра поджанров.

Ведущей чилийской рок-группой 1990-х годов была Los Tres , которая смешала такие стили, как рок (от рокабилли до гранжа ), джаз и куэка (фольклорный национальный танец Чили) и добилась особенного успеха в Мексике. [37] Альбомы Los Tres (1991), La Espada & la Pared (1995) и Fome (1997) считаются одними из самых влиятельных альбомов испанского рока по версии журнала Rolling Stone и журнала Culto от La Tercera . [38] [39] Помимо MTV Unplugged in (1995), который был одним из самых лауреатов в эпоху MTV Latino. Они стали культовой рок-группой перехода Чили к демократии . Группа вывела музыкальное качество на новый уровень в Чили благодаря инструментальному развитию рока, отчасти благодаря разностороннему гитаристу Анхелю Парра , внуку Виолеты Парра и лидеру его собственной латиноамериканской джаз-группы под названием Анхель Парра Трио . Альваро Энрикес , солист и второй гитарист, ранее был известен как музыкант La Negra Ester , очень влиятельного музыкального театрального спектакля (основанного на сборнике стихов, написанном в десятичных числах Роберто Парра Сандовалем и поставленном Андресом Пересом ). Он также возглавлял Los Pettinellis во время перерыва в Los Tres , у которого была короткая, но успешная карьера с 2001 по 2004 год, прежде чем он распался, вскоре после выступления на Международном фестивале песни Винья-дель-Мар. [40] Помимо одноименного сольного альбома в 2005 году. Оставшуюся часть группы составили басист Роберто Линдл и барабанщик Франсиско Молина , которые покинули группу в 2000 году, чтобы начать джазовую карьеру в США после опыта работы в Чили с Los Titulares . [41] [42] Энрикес стал третьей крупной рок-звездой Чили после Гато Альквинты из Los Jaivas и Хорхе Гонсалеса из Los Prisioneros благодаря своей выдающейся карьере в Los Tres.

Beto Cuevas и La Ley стали самой важной поп-рок-группой 1990-х годов и самой титулованной группой.

Ла Лей (по-испански «Закон») также сделал очень успешную карьеру в Мексике и других испаноязычных странах и выиграл премию Грэмми , две премии Latin Grammy Awards и премию MTV Video Music Award . [43] После провального первого альбома Desiertos (1990) они выпустили Doble Opuesto (1991), который стал официальным первым альбомом группы. Такие синглы, как "Desiertos", "Tejedores de Ilusión" и "Prisioneros de la Piel", сделали их звездами в Чили , Аргентине и Мексике , особенно после выпуска их второй записи La Ley (1993). После смерти Андреса Бобе в 1994 году (гитары, вокал) La Ley продолжила работу с новым гитаристом Педро Фругоне и выпустила еще два альбома; В 1995 году группа выпустила Invisible , этот альбом стал их международным прорывом и стал для группы самым продаваемым студийным альбомом на сегодняшний день, в него вошли первые "Dia Cero" и "El Duelo".

Среди других ключевых групп 1990-х годов были: Lucybell , популярность которых за десятилетие расширилась по всему Чили и остальной части континента и более тесно связана с альтернативным роком . [44] Большой популярностью также пользовались Javiera y Los Imposibles , чья солистка Хавьера Парра также является членом семьи Парра , и Николь , которая стала первой сольной исполнительницей женского рок-попа, получившей международное признание. В первой половине 2000-х годов широкую популярность приобрела группа Javiera y Los Imposibles, чей альбом AM 2001 года был исполнен на престижном Международном фестивале песни Винья-дель-Мар в 2002 году. [45] Saiko также сформировалась в конце 1990-х (1999) и, состоящая из бывших участников La Ley и певицы Денисс Малебран , нашла признание в первой половине 2000-х. [46] La Rue Morgue могла бы стать хорошим примером джазовой поп-рок-музыки, получившей хорошее признание. Sexual Democracia — региональная группа из Вальдивии , ставшая популярной в Сантьяго. Другими альтернативными поп-рок-группами были Elso Tumbay , Golem , Ludwig Band и Profetas y Frenéticos из Клаудио Нареа . Алесте и Сол Азул были культовыми хитами поп-музыки 1990-х. Подростковую поп-музыку возглавляли Supernova и Stereo 3 , а в 2000-х — эмо-поп- группа Kudai .

Фанк и соул

[ редактировать ]
Los Tetas были самой успешной и представительной фанк-группой наряду с Chancho en Piedra.

Несмотря на то, что история фанка в Чили уходит корнями в конец 1960-х годов и в Лос-Минимас, [47] только в 1990-х годах фанк стал широко популярен. Первой группой, выпустившей чисто фанк-альбом в Чили, была Los Morton. [48] которые образовались в 1990 году и выпустили свой дебютный альбом "Santo Remedio" в 1993 году. Их фанк иногда включал в себя другие стили, такие как рэп и хардкор , а другие группы, такие как Supersordo, разделяли такое звучание. В 1995 году Los Tetas выпустили свой дебютный альбом под названием Mama Funk , сочетающий в себе рок, фанк, соул и хип-хоп. Первый сингл Los Tetas, "Corazón de Sandía" (Арбузное сердце), стал летним хитом на местных радиостанциях, а их первые два альбома Mama Funk (1995) и La Medicina (1998) были выпущены и исполнены в ряд других стран Латинской Америки. [49] Между этими двумя крупными работами они сотрудничали в альбоме Тиро де Грасиа 1997 года « Ser humano!! » ( Человеческое существо ), который считается шестым лучшим альбомом в истории Чили по версии журнала Rolling Stone. [ нужна ссылка ]

В 1995 году успешная группа Chancho en Piedra выпустила свой дебютный альбом «Peor es mascar lauchas» («Хуже жевать мышей»). Их стиль сравнивают с Red Hot Chili Peppers , но они также известны своим уникальным звучанием в стиле фанк/рок, глупым стилем и социально и политически ориентированными текстами. Их успех продолжился с Ríndanse terrícolas (Сдающиеся земляне) (1998) и Marca Chancho (бренд «Свинья») (2000). По состоянию на 2020 год они выпустили 11 альбомов. [50] Другие фанк-группы, появившиеся в этом десятилетии, включали Papanegro , Matahari , Raiza , Mamma Soul , Solo di Medina или Cholomandinga, представлявшие собой смесь латинских ритмов и фанка. La Pozze Latina , Makiza , De Kiruza и Tiro de Gracia создали рэп-фанк- сцену во время чилийского хип-хоп бума конца 1990-х. Электронную сцену возглавили DJ Raff и DJ Bitman . После перерыва в работе Los Tetas в 2004 году у его участников были сольные проекты. C-Funk сделал сольную карьеру в США и присоединился к Chancho en Piedra в качестве гитариста в 2019 году. Tea-Time основали Funk Attack вместе с Руло (который также основал Esencia ), и оба тоже сделали сольную карьеру раньше, чем они все. воссоединились в 2011 году. [51]

Как и в остальном мире, гранж- группы Сиэтла оказали большое влияние на чилийскую молодежь в начале 1990-х годов, и в это десятилетие появились такие чилийские гранж-группы, как Tatto Falconi TTF , Jus Solis , Mandrácula , Los Ex , Блу Той [52] и Дуна . [53] Эти двое последних выпустили свои первые альбомы независимо, хотя альбом Blu Toi распространялся компанией Warner Bros. Влияние гранжа также можно увидеть в таких группах, как Los Tres , Yajaira. [54] и мягкие овцы . [55]

Gondwana стала самой популярной регги-группой Чили.

Одной из первых групп, игравших регги в Чили, несмотря на то, что регги не оказал на них главного влияния, была Sol y Lluvia , основанная в 1976 году и активная до сих пор. Sol y Lluvia также имела сильные связи с Nueva Canción Chilena, а затем и с альтернативным роком . Los prisioneros также были пионерами регги и ска в 1980-х годах. Однако Gondwana , основанная в 1987 году, сегодня считается самой успешной чилийской регги-группой. Продюсированный известным Доктором Дредом из RAS Records , Гондвана добился успеха в Чили и за рубежом и выступал как на Ямайке , так и в США вместе со своим вокалистом Кике Нейрой с тех пор, как он начал сольную карьеру в 2003 году. [56] Другим представителем чилийского регги в 1990-х годах был Ла Флорипондио , который смешивал регги с кумбией , ска и роком, подобно Джо Васконселлосу . [57]

Чилийский "британский" поп

[ редактировать ]

Во второй половине 1990-х годов появилась новая волна чилийских групп, на которую повлияли главным образом сцены альтернативного рока и брит-попа , распространившиеся по всему миру. В их число входили такие группы, как Glup! которые находились под сильным влиянием Blur и достигли большого успеха благодаря своему хиту Freebola из альбома 1999 года, выпущенному в том же году. Другими важными группами были Canal Magdalena , [58] Солнечная , [59] и Сантос-Дюмон , [60] все они стали популярны среди чилийских поклонников брит-попа.

Латинский рок

[ редактировать ]
Джо Васконселлос известен как главный двигатель слияния рока с латинскими ритмами, такими как новочилийская кумбия.

Ярким и особым случаем стал Джо Васконселлос , который работал солистом в Конгрессе в период с 1980 по 1984 год. С конца 1980-х он развил сольную карьеру, которая в 1990-е достигла своего пика. Его стиль сочетает в себе рок, блюз , кумбию , бразильскую музыку и другие латинские ритмы, часто с большими перкуссионными и духовыми секциями . [61] [62] Его альбомы Toque (1995) и Vivo (1999) стали главными хитами и оказали влияние на следующие поколения латиноамериканских рок-исполнителей, основанных на ударных инструментах, таких как Чико Трухильо и новое чилийское движение кумбия . [63] [64] Другими группами такого рода слияния могут быть Santo Barrio , Cholomandinga и La Floripondio.

Блюз-рок

[ редактировать ]

Истоки блюза в Чили неясны, хотя Aguaturbia была эталоном в этом стиле, как и Los Jaivas в их песнях, таких как "Canción del gancho", [65] более конкретного фона нет. За эталон можно взять песню "O'Riley" группы Destruction Mac's группами , в которой применена гармошка с голубоватыми нотками, хотя музыка этой группы явно вдохновлена ​​хард-роковыми типа Mountain. Хотя в 1980-х годах произошло небольшое возрождение с Маурисио Редолесом , только в 1990-х годах такие группы, как El Cruce и La Banda del Capitán Corneta , распространили блюз креольских красок в Чили, первые два десятилетия 21-го века выдержали вышли Perrosky , Julius Popper , Zapatillas Social Blues , La Rompehueso и La Rata Bluesera .

Цифровая эпоха, коммерческий упадок и будущее (2005 – настоящее время)

[ редактировать ]
Лос-Бункерс
Sinergia смешивает ню-метал с юмористической лирикой из чилийской обыденной жизни.
Ана Тижу , а затем и Мон Лаферте — две наиболее успешные на международном уровне художницы нового поколения.

В эти годы произошла консолидация предыдущих успехов чилийского рок-попа на международном рынке, а артисты старшего поколения теперь считаются культурными иконами. В 2010-е годы популярность рок-музыки в целом снизилась , и чилийский рок не стал исключением, однако начало появляться новое поколение музыкантов, в основном независимых, которых трудно классифицировать из-за растущего слияния поджанров. Фолк-рок и синти-поп — это жанры, которые были успешно заново изобретены, в то время как вездесущая сцена хард-рока продолжает существовать среди фанатов.

Во второй половине 2000-х годов одной из самых известных чилийских рок-групп была Los Bunkers , альтернативная рок- группа из Консепсьона , Чили, которая образовалась в 1999 году. С их современным рок-звучанием, находящимся под влиянием рока и фолка 1960-х годов , группа группа добилась международного успеха с альбомом Vida de perros (Жизнь собаки) и выступала на фестивале Vive Latino в Мехико в 2006 и 2007 годах. Также из Консепсьона выступила группа De Saloon , образовавшаяся в 2003 году. Среди других известных групп этого периода были Sinergia , смесь ню-метала и комедийного рока с юмористическими текстами на повседневные и обыденные чилийские темы, завоевала поклонников за пределами рок-сцены.

Появление инди, акустики, синти-попа и рок-попа.

[ редактировать ]

Несколько чилийских артистов, в том числе Анита Тижу (ранее известная как солистка хип-хоп группы Makiza ), Мон Лаферте , Франциска Валенсуэла , Алекс Анвандтер , Гепе , Хавьера Мена , Педропьедра , Камила Галлардо , Дениз Розенталь , Мария Колорес , Teleradio Donoso , Асес Фальсос , Planeta No , Astro , Primavera de Praga , Difuntos Correa , Niño del Cerro и Dënver , среди других, получают международную похвалу и признание, особенно в испанской прессе, а El País называет Чили «новым поп-раем». [66] [67] [68] [69] Наряду с электронной эстетикой , новое поколение преимущественно акустических певцов и авторов песен и музыкантов, вдохновленных мировой музыкой , имело важное присутствие на сценах и в средствах массовой информации. Мануэль Гарсия (ранее известный как лидер Mecánica Popular ), Нано Штерн , Чиной , Камила Морено , Паскуала Илабака , Фернандо Милагрос , Пас Корт , Эвелин Корнехо , Пас Кинтана , Наталья Контессе — вот некоторые из них. [70] [71]

Основные моменты хард-рока

[ редактировать ]

Среди самых знаменитых новых рок-групп десятилетия 2010-х были Kuervos del Sur , Rama , Tiene Explosivos , Alectrophobia , Matorral , Como Assassinar a Felipes (сочетание альтернативного хип-хопа и джаза с роком), Weichafe , Adelaida , Angelo Pierattini и Cler Canifrú . [72] Kuervos del Sur считаются наследниками Los Jaivas в создании рока с латиноамериканскими инструментами и ритмами, но с более жёстким звучанием, близким к пост-гранжу . Они выиграли премию Pulsar за лучший рок-альбом 2017 года за альбом El Vuelo del Pillán . [73] [74]

Фестивали

[ редактировать ]
Пылающие губы - Lollapalooza, Чили , 2011 г.

На «Фестивале Эль-Абразо» (Фестиваль объятий) 2010 года, который проводился в Сантьяго в честь 200-летия независимости Чили и Аргентины, к чилийским тяжеловесам Лос-Хайвас и Лос-Трес присоединились такие аргентинские артисты, как Чарли Гарсиа и Фито Паес , среди прочего, . . Между тем, Los Bunkers в 2011 году стали первой чилийской группой, выступившей на фестивале Coachella в США. [75] В апреле 2011 года в Чили прошла Lollapalooza Чили , первый фестиваль Lollapalooza , который пройдет за пределами США. Его успех был таков, что он снова возвращался с 2012 по 2019 год и привлек таких международных артистов, как The Killers , Канье Уэст , Foo Fighters , Arctic Monkeys и сотни других громких имен. Чилийские исполнители, такие как Los Bunkers , Чико Трухильо и Анита Тижу, также выступали в чикагской версии Lollapalooza. [76] Еще одним крупным фестивалем был La Cumbre del Rock Chileno («Высоты чилийского рока»), который проходил в 2007, 2009, 2012, 2013, 2017 и 2018 годах. На фестивале выступали сотни чилийских групп, как крупных, так и начинающих исполнителей. [77] [78]

В 2012 и 2013 годах на фестивале Metal Fest выступали местные метал-группы и международные артисты, такие как Anthrax , The Misfits и Blind Guardian . [79]

Другие фестивали: Rock en Conce (также известный как REC), проводимый с 2015 года в Консепсьоне , [80] Рокодромо и Рок Карнаса в Вальпараисо , [81] Речной поток в Вальдивии , [82] Woodstaco в регионе Мауле [83] и Chiloé Metal Fest на архипелаге Чилоэ . [84]

  1. ^ Jump up to: а б Нуэва-Ола. Архивировано 19 июля 2009 г. на сайте Wayback Machine www.musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
  2. ^ Рок-чилено www.memoriachilena.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
  3. Fusión latinoamericana. Архивировано 20 ноября 2012 года на сайте Wayback Machine www.musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
  4. ^ Моррис, Нэнси. 1986. Canto Porque es Necesario Cantar: Движение новой песни в Чили, 1973–1983. Обзор латиноамериканских исследований , Том 21, стр. 117–136.
  5. ^ ФаерВайер (13 июля 2018 г.). «Imagine Dragons и Coldplay — самые слушаемые рок-исполнители (??????) на Spotify» . ФаерВайер . Проверено 26 марта 2020 г. .
  6. ^ «Чилийский рок (1957–1990) – чилийская память» . Чилийская память: портал (на испанском языке) . Проверено 26 марта 2020 г. .
  7. ^ Уильямс Реболледо: история забытого первого чилийского рокера. Архивировано 20 мая 2014 года в Wayback Machine Маурисио Юргенсена, www.latecera.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  8. ^ Биография Луиса Димаса. Архивировано 27 сентября 2013 года на Wayback Machine Musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
  9. ^ [1] Архивировано 9 марта 2018 г. на сайте Wayback Machine www.scd.cl «Истинная история мирового рока через 50 лет после его создания», 28 мая 2012 г.
  10. ^ Сесилия. Архивировано 26 марта 2013 года в Wayback Machine Кристобаля Пенья, musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
  11. ^ Новая волна www.memoriachilena.cl. Проверено 23 февраля 2013 г.
  12. Los Jockers. Архивировано 17 октября 2012 года на Wayback Machine musicapopular.cl. Проверено 23 февраля 2013 г.
  13. ^ Новая чилийская песня www.memoriachilena.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
  14. ^ Jump up to: а б Nueva canción chilena. Архивировано 11 августа 2011 года на сайте Wayback Machine www.musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
  15. ^ «ЛОС-ДЖАЙВАС – Альтурас-де-Мачу-Пикчу (1981)» . Progarchives.com . Проверено 23 марта 2020 г.
  16. ^ «Высоты Мачу-Пикчу Каталины Харамильо» . Идеальная волна . Проверено 23 марта 2020 г.
  17. ^ «Основные чилийские альбомы» . Оцените свою музыку . Проверено 23 марта 2020 г.
  18. ^ Обломки. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine Ана Мария Уртадо, www.musicapopular.cl. Получено 24 февраля.
  19. Sacros . Архивировано 12 января 2015 г. на Wayback Machine Musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
  20. ^ Пьедра Роха www.memoriachilena.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  21. ^ Заключенные. Архивировано 17 октября 2012 года в Wayback Machine Хорхе Лейва, www.musicapopular.cl. Получено 24 февраля.
  22. ^ «Эль-баиле-де-лос-ди-собран» . elherejeimpenitente.blogspot.com . блогспот. 12 июня 2010 г. Проверено 11 октября 2014 г.
  23. ^ Об Альваро Пенья Рохасе MTV. Проверено 24 февраля 2013 г.
  24. ^ Панк в Чили существует и сопротивляется Хорди Беренгеру, www.elciudadano.cl. Проверено в феврале 2013 г. Первоначально опубликовано в журнале Generación Magazine, Мексика.
  25. ^ Рок-андеграунд memoriachilena.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
  26. Десятилетие, в котором Чили было полно трэшеров Макарены Галло, www.theclinic.cl, 21 февраля 2010 г. Проверено 27 февраля 2013 г.
  27. ^ «СНФ - Энциклопедия Metallum: Металлические архивы» .
  28. ^ «Канцерберо — Энциклопедия металла: Металлические архивы» .
  29. ^ «Атомный агрессор — Энциклопедия Metallum: Металлические архивы» .
  30. ^ «Вастатор — Энциклопедия металла: Металлические архивы» .
  31. ^ «Кровавый Крест — Энциклопедия Metallum: Металлические архивы» .
  32. ^ «Агро-метал и ренессанс рока 90-х | Guioteca.com» . Гиотека.com | Рок (на испанском языке). 23 ноября 2010 года . Проверено 13 июня 2022 г.
  33. ^ «Исследование пришло к выводу, что Чили — самая «металлическая» страна в Латинской Америке» . BioBioChile – Крупнейшая сеть прессы в Чили . 3 апреля 2018 года . Проверено 24 марта 2020 г.
  34. ^ «Фулано» . Фулано | MusicaPopular.cl (на испанском языке) . Проверено 23 марта 2020 г.
  35. ^ Сильва Вега, Карлос (январь 2004 г.). «Альваро Менанто. История джаза в Чили» . Чилийский музыкальный журнал . 58 (201): 117. doi : 10.4067/S0716-27902004020100010 . ISSN   0716-2790 .
  36. ^ ЧИЛИ: ШИРОКОЕ И РАЗНООБРАЗНОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ. Архивировано 20 марта 2013 г. в Wayback Machine Dominique HACHETTE, Институт экономики Папского католического университета Чили. Проверено 3 марта 2013 г.
  37. ^ Los Tres. Архивировано 19 июня 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapoplar.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  38. ^ «Какой альбом Los Tres лучший?» . Культ (на испанском языке). 18 сентября 2019 г. Проверено 23 марта 2020 г.
  39. ^ «50 лучших чилийских альбомов» . Оцените свою музыку . Проверено 23 марта 2020 г.
  40. ^ Los Pettinellis. Архивировано 20 июня 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  41. ^ Пурочиле (25 ноября 2011 г.). «ПУРОЧИЛЬ: Франсиско Молина, бывший барабанщик этой тройки: «Я не знаю, почему они вызывают у меня плохие эмоции» » . ПУРОЧИЛЬ . Проверено 26 марта 2020 г. .
  42. ^ Кооператива.cl. «Альваро Энрикес представит музыку «La Negra Ester» на Rock Summit» . Cooperativa.cl (на испанском языке) . Проверено 26 марта 2020 г. .
  43. ^ La Ley. Архивировано 22 сентября 2012 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  44. Lucybell. Архивировано 27 сентября 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  45. ^ Javiera y Los Imposibles. Архивировано 18 ноября 2012 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  46. ^ Saiko. Архивировано 20 июня 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  47. ^ Минимумы. Архивировано 27 сентября 2013 года в Wayback Machine Хорхе Лейва, www.musicapopular.cl. Получено 28 февраля.
  48. ^ Лос-Мортон. Архивировано 26 апреля 2014 г. в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  49. Los Tetas: Некоторые темы нельзя затрагивать, если мы вчетвером не вместе. Архивировано 6 марта 2013 г. в archive.today Ла-Хора, 28 ноября 2011 г. Проверено 3 марта 2013 г.
  50. Chanco en Piedra. Архивировано 21 сентября 2013 года в Wayback Machine Габриэлы Баде, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  51. ^ Вергара, К. (1 июля 2019 г.). "C-Funk: "Даже если Камило не будет, Лос Тетас не умрут" " . Третий . Проверено 26 марта 2020 г. .
  52. ^ Blu Toi. Архивировано 27 сентября 2013 года в Wayback Machine Дэвида Понсе, www.musicapopular.cl. Проверено в феврале 2013 г.
  53. Duna. Архивировано 27 сентября 2013 года в Wayback Machine Дэвида Понсе, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  54. ^ Yajaira. Архивировано 28 сентября 2013 года в Wayback Machine Карлоса Костаса, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  55. Weichafe. Архивировано 28 сентября 2013 г. в Wayback Machine Карола Хименес, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  56. ^ Гондвана. Архивировано 25 сентября 2012 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  57. ^ La Floripondio. Архивировано 4 января 2014 года в Wayback Machine Габриэла Баде / Марисоль Гарсия, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  58. ^ Канал Магдалена. Архивировано 27 сентября 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  59. Solar. Архивировано 19 апреля 2013 г. в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  60. Сантос Дюмон. Архивировано 10 мая 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
  61. ^ «Musicapopular.cl | энциклопедия чилийской музыки в Интернете» . Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 12 марта 2012 г. Биография на испанском языке
  62. ^ Биография на его официальном сайте http://www.joevasconcellos.cl/
  63. ^ «Джо Васконселлос» . Джо Васконселлос (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2020 г.
  64. ^ Журнал «Капитал» (17 сентября 2015). «Новый стиль танца» . Журнал Capital (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2020 г.
  65. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «los jaivas — вихревая песня крючка» . Ютуб . 2 января 2010 г.
  66. ^ «Поп-бум в Чили: его история и 10 артистов, которые о нем знают» . Sopitas.com . 27 сентября 2018 года . Проверено 24 марта 2020 г.
  67. ^ Чили, новый поп-рай INIGO LÓPEZ PALACIOS, El País , 4 февраля 2011 г. Проверено 5 марта 2013 г.
  68. ^ Цифровойпросервер. «[Рейтинг] 50 чилийских популярных музыкальных альбомов, определивших десятилетие. 2010–2019» . Дисконцерт (на испанском языке) . Проверено 22 марта 2020 г.
  69. ^ «30 лучших чилийских альбомов десятилетия » Культо (на испанском языке). 30 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 29 февраля 2020 года . Проверено 22 марта 2020 г.
  70. ^ Гонсалес, Хуан Пабло (30 октября 2011 г.). «Постфольклор: корни и глобализация в чилийской популярной музыке» . Беседка (на испанском языке). 187 (751): 937–946. дои : 10.3989/arbor.2011.751n5010 . ISSN   1988-303X .
  71. ^ «Мануэль Гарсия» . Мануэль Гарсия | MusicaPopular.cl (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2020 г.
  72. ^ FM, Сонар. «Generación Sonar: Rama и Kuervos del Sur среди лучших чилийских рок-музыкантов последнего десятилетия» . sonarfm (на испанском языке) . Проверено 22 марта 2020 г.
  73. ^ «Вороны Юга» . Вороны Юга | MusicaPopular.cl (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2020 г.
  74. ^ «Куэрвос дель Сур побеждает на премии Pulsar благодаря «El Vuelo del Pillán» » . Будущее (на испанском языке). 1 июня 2017 года . Проверено 24 марта 2020 г.
  75. Los Bunkers первая чилийская группа, выступившая на Coachella в США ThisisChile.cl, 31 января 2011 г. Проверено 3 марта 2013 г.
  76. Три чилийских исполнителя выступают на музыкальном фестивале Lollapalooza в Чикаго. Архивировано 21 июня 2012 года на Wayback Machine ThisisChile.cl, 12 августа 2011 года. Проверено 3 марта 2013 года.
  77. ^ SAP, Эль Меркурио (5 октября 2019 г.). «Продюсеры Cumbre del Rock Chileno объявляют об окончании мероприятия спустя 12 лет и после приостановки в Ранкагуа | Emol.com» . Эмол (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2020 г.
  78. ^ «Артисты реагируют на отмену La Cumbre 2019» . Культ (на испанском языке). 5 октября 2019 года . Проверено 24 марта 2020 г.
  79. На Metal Fest 2013 уже подтверждены первые группы Erasmo Tauran, www.biobiochile.cl, 27 сентября 2012 г. Проверено 5 марта 2013 г.
  80. ^ "REC – Rock en Conce | Quiénes Somos" . rockenconce.cl (на европейском испанском языке). Архивировано из оригинала 22 июня 2018 года . Проверено 22 июня 2018 г.
  81. ^ «Фестиваль Рокодромо отмечает 15-летие более чем 60 бесплатными концертами» . Выходные (на испанском языке) . Проверено 3 сентября 2019 г.
  82. ^ Пресс (22 января 2019 г.). «Фестиваль Fluvial подтвердил свою четвертую версию в Вальдивии и объявил даты проведения 2019 года» . Noticiaslosrios.cl (на испанском языке) . Проверено 3 сентября 2019 г.
  83. ^ «Woodstaco: фестиваль, который за три дня соберет почти 100 групп вокруг реки Перкилаукен» . BioBioChile – Крупнейшая сеть прессы в Чили . 7 января 2019 года . Проверено 3 сентября 2019 г.
  84. ^ «В Кастро прошел Chiloe Metal Fest | soychiloe.cl» . soychile.cl . 5 февраля 2017 года . Проверено 3 сентября 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b34dbc8dcf5793fd0e6bb1d9c4a8d63__1720415460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/63/9b34dbc8dcf5793fd0e6bb1d9c4a8d63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chilean rock - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)