Чилийский рок
![]() | этой статьи Начальный раздел может оказаться слишком длинным . ( июнь 2024 г. ) |
Рок-музыка в Чили | |
---|---|
Другие имена | Чилийский рок |
Стилистическое происхождение | Рокабилли , рок-н-ролл , твист , психоделический рок , чилийская народная музыка |
Культурное происхождение | 1950-е — 1960-е годы, Чили |
Чилийский рок — это рок-музыка и соответствующие ей поджанры, созданные в Чили или чилийцами . Чилийские рок-тексты обычно исполняются на испанском языке, поэтому их можно рассматривать как часть испанского рока , хотя иногда их исполняют и на английском языке.
Рок-музыка впервые возникла в Чили в конце 1950-х годов группами, которые имитировали, а иногда и переводили международные рок-н-ролльные хиты из США. Это движение было известно как Нуэва Ола (Новая волна). [1] [2] Хотя оригинальные группы начали появляться и в начале 1960-х.
Во второй половине 1960-х годов, после успеха рок-н-ролла, в Чили зародились жанры Nueva Canción Chilena (Новая чилийская песня) и Fusión latinoamericana (латиноамериканский фьюжн), принесшие известность таким артистам, как Виолета Парра. и Виктор Хара как чрезвычайно влиятельные фолк-певцы, или Los Jaivas и Congreso, которые были более развиты в инструментальном отношении. [3]
Однако в 1970-х годах на рок-сцене страны произошел упадок в результате военной диктатуры, установленной в результате государственного переворота 1973 года . С 1973 по 1990 год были запрещены все формы рок-музыки (вместе с важной частью культурной жизни ), что вызвало застой в музыкальной индустрии. [4] Тем не менее, андеграундная сцена выросла с новыми жанрами, такими как хэви-метал , панк и музыка новой волны . Los Prisioneros были самой выдающейся группой той эпохи.
В 1990-е годы началось возрождение чилийской рок-музыки: несколько чилийских групп добились международного успеха, а также рост многих поджанров рока, таких как альтернативный рок , поп-рок , фанк-рок , регги , гранж , брит-поп или латинский рок, которые стали коммерчески успешными. . Los Tres стали самой знаковой рок-группой той эпохи, наряду с La Ley в поп-музыке.
В начале 21 века многие независимые художники становятся все более популярными, в то время как предыдущие художники консолидировались, создавая культурное наследие самого разнообразного и развивающегося. Синти-поп , нео- фолк-рок , латино-рок , альтернативный рок и поп-рок являются одними из самых успешных поджанров нашего времени, хотя их становится все труднее классифицировать из-за его инди и фьюжн-характера.
Несмотря на то, что Чили часто не упоминается в средствах массовой информации, предпочитая вместо этого коммерческую иностранную музыку, она имеет обширную и богатую рок-культуру, постоянную андеграундную сцену с сотнями признанных групп, множество ниш различных альтернативных поджанров, а также мощные региональные сцены в Консепсьоне и Вальпараисо. . [5] [6]
Ранний рок-н-ролл и Нуэва-Ола (1955–1965).
[ редактировать ]

Рок-н-ролл зародился в США в конце 1940-х и 1950-х годах и быстро распространился по всему миру. В конце 1950-х годов появились первые чилийские рок-н-ролльные группы, во многом имитирующие популярные североамериканские группы и исполняющие рок-н-ролльные песни, которые уже стали хитами в США. [1] Среди первых чилийских рок-н-ролльных групп были William Reb y sus Rock Kings , Harry Shaw y Los Truenos , которые исполняли версии треков Элвиса Пресли в 1956–57 годах, а позже продолжали записывать версии песен Beatles . Однако Уильям Реб чувствовал, что так и не получил должного признания за свою роль в чилийском рок-н-ролле. [7]
Первыми сольными рок-н-ролльными исполнителями в Чили были Питер Рок с его кавером на Элвиса Пресли Baby, I Don't Care/Something Happened (1959) и Надя Милтон с ее синглом Scobidou/Un poco (1960).
Твист также был очень популярен в 1950-х годах, его импортировала в Чили группа Los Twisters с синглами Penas juveniles , Caprichitos , Me Recordarás , Sueña и Mi secreto . В 1963 году Los Twisters были признаны самой популярной группой Чили. [8]
То, что началось в 1950-х годах с имитации американского рок-н-ролла, вскоре переросло в оригинальную музыку. La Orquesta Huambaly , имеющая свои корни в тропической музыке и джазе , была первой чилийской рок-н-ролльной группой, сочинившей оригинальные песни, в том числе рок Huambaly (1957) и Rock del mono (Monkey Rock, 1958).
Однако первой историей настоящего коммерческого успеха на сцене Нуэва-Ола стала группа Los Ramblers с их альбомом El Rock del Mundial (Рок Кубка мира), выпущенным в мае 1962 года к чемпионату мира по футболу 1962 года в Чили. [9]
The Ramblers открыли двери многим другим успешным артистам Новой волны . Среди наиболее известных были: Питер Рок , Алан и его летучие мыши , The Rockets , Бадди Ричард , Хосе Альфредо Фонтес , Антонио Прието , Антонио Сабалета , Сесилия Пантоха , Херман Касас , Жинетт Асеведо , Глория Бенавидес , Хорхе Педрерос , Луис Димас. , Майтен Монтенегро , Марсело Эрнандес , Мирелла Гилберт , Освальдо Диас , Жермен Фонтана , Паоло Сальваторе , Пэт Генри и Роберто Викинг Вальдес Движение «Новая волна» распространилось из Сантьяго и по всему Чили, при этом такие группы, как The New Demons, сформировались в северном городе Икике , и The Blue Splendor , которые сформировались – и до сих пор выступают – Вальпараисо. в
Успех чилийской группы Nueva Ola длился до середины 1960-х годов, во главе которой стояло второе поколение музыкантов, отличавшихся оригинальными композициями, таких как Бадди Ричард , Патрисио Ренан , Лос-Анджелес Негрос , Хосе Альфредо Фуэнтес и Сесилия , которых некоторые критики считали величайшая звезда-подросток середины 1960-х годов. [10]
« Нуэва-Ола» критиковали за иностранство чилийской музыки, поскольку стиль, тексты и даже названия были в значительной степени заимствованы из американской и британской культуры. [11] Некоторые Нуэва-Ола считают движение истинным источником чилийского рока. Вместо этого они указывают на такие группы, как Los Mac's , Los Jockers и Los Vidrios Quebrados , которые больше ориентировались на такие группы, как The Rolling Stones и The Beatles , и «были первыми группами, которые действительно можно назвать «роком, сделанным в Чили», идя дальше, чем поп-деятели Нуэва-Олы ». [12] Последовавшими за ними группами были Los Picapiedras , Los Beat 4 , Los Lark's и Los Sonny's (одна из групп будущей Флорситы Мотуды) .
Фолк, латиноамериканский фьюжн и психоделический рок (1965–1973).
[ редактировать ]

Новая чилийская песня
[ редактировать ]Во второй половине 1960-х и начале 1970-х годов, после сильного американского и британского влияния Нуэва -Ола , чилийское рок-движение начало возвращаться к коренным и латиноамериканским звукам страны в поисках своей собственной идентичности. Нео-фолк-движение развилось с целью восстановления традиционной чилийской народной музыки и слияния ее с латиноамериканскими ритмами, такими как андская музыка . Наиболее полное выражение это нашло в Nueva Canción Chilena (Новая чилийская песня), которая возникла параллельно с другими движениями nueva canción в Латинской Америке. [13] [14]
« Новая кансьон Чилена» характеризовалась повторным открытием инструментов и звуков исторических латиноамериканских традиций, в частности творчества художников Виолеты Парра и Виктора Хара . Несмотря на то, что Парра и Хара в основном были акустическими, они оказали огромное влияние на развитие новой, социально ориентированной народной культуры, а также рок-культуры, которая выходила за рамки традиционных крестьянских тем и привлекала современные проблемы Чили и Латинской Америки. Они пытались отобразить реальность жизни людей рабочего класса, а не идеализированный портрет, традиционно видимый в старой народной музыке. [14]
Латиноамериканский фьюжн
[ редактировать ]После подхода певцов и авторов песен Nueva Canción Los Jaivas возглавили движение к более прогрессивному рок-стилю. Основанная в 1963 году в Винья-дель-Мар , группа Los Jaivas смешала рок с музыкой южноамериканских предков , образовав то, что стало известно как фолк- прогрессив-рок или Fusión Latinoamericana . Альбом 1981 года Alturas de Macchu Picchu (основанный на текстах из «Высоты Мачу-Пикчу произведения Пабло Неруды ») считается южноамериканским рок-шедевром. [15] [16] [17] Congreso и Los Blops будут следовать этому более сложному способу создания музыки, и все три будут считаться краеугольными камнями окончательной «чиленизации рока». Congreso просуществовала более 50 лет, создавая новую музыку и становясь культовой чилийской группой. En Busca del Tiempo Perdido , Congregación , Combo Xingú , Sol y Medianoche , Kissing Spell/Embrujo , Frutos del País и Panal Остальную часть сцены составили . Их стиль позже будет известен как Fusión latinoamericana .
Психоделический рок и Piedra Roja фестиваль
[ редактировать ]
Психоделический рок и блюз-рок пришли в Чили в 1970-х годах, как и в другие страны, оказав влияние на такие группы, как Aguaturbia , Escombros и Sacros . В состав Escombros входили бывшие участники Los Mac's и Los Jockers, и они пели на английском языке, создавая, среди прочего, каверы на Джими Хендрикса и Led Zeppelin . [18] Sacros сравнивали с The Byrds и Бобом Диланом со следами, и они выпустили свой первый альбом Sacros за несколько дней до военного переворота 1973 года. Альбом теперь является предметом коллекционирования. [19]
Знаменитый фестиваль Вудсток в США вдохновил аналогичное мероприятие в Сантьяго, фестиваль Пьедра Роха в октябре 1970 года. Фестиваль привлек многих последователей движения хиппи и включал выступления Los Blops и Los Jaivas , но плохая организация привела к хаотическому мероприятию, которое включали серьезные проблемы, а также наличие наркотиков и преступности. По данным Национальной цифровой библиотеки Чили, фестиваль стал «моментом, когда молодежная субкультура, представленная роком, стала общественной проблемой и была освещена в средствах массовой информации как скрытая социальная проблема. Молодые люди были показаны как либералы, наркоторговцы. - захватывающие, длинноволосые повстанцы, которые влияли на основное общество». [20]
Крупными музыкальными фестивалями того времени были Первая встреча авангардной музыки (январь 1970 г.), Первый фестиваль прогрессивного рока (октябрь 1971 г.) и Los Caminos Que Se Abren (февраль 1973 г.). Все три произошли в Кинта Вергара ( Винья-дель-Мар ).
Андеграундная сцена во время диктатуры (1973–1989).
[ редактировать ]Распространение чилийских рок-групп в начале 1970-х годов закончилось военным переворотом 11 сентября 1973 года . Репрессивный военный режим запретил все проявления рок-музыки, а также многих других форм культуры (см. Военное правительство Чили (1973–1990): Культурная жизнь ). Это привело к упадку музыкальной индустрии в Чили и ухудшению чилийской рок-сцены. Некоторые латиноамериканские фьюжн-группы, как, например, Los Blop, распались, а другие бежали за границу, как, например, Los Jaivas , эмигрировавшие в Аргентину. Другие, такие как Congreso , были вынуждены радикально сменить музыку на стиль прогрессив-рока. К концу 1970-х годов постепенно начала формироваться андеграундная сцена: панк-рок , хэви-метал , а позже и музыка новой волны становились все более популярными.
Заключенные
[ редактировать ]
Однако одной из самых известных и влиятельных групп с 1980-х годов и за всю историю чилийского рока была Los Prisioneros , которая была особенно известна своим откровенным автором песен и ведущим вокалистом Хорхе Гонсалесом . В состав трио также вошли Клаудио Нареа на гитаре и втором голосе и Мигель Тапиа на барабанах. Музыкально варьировался от рокабилли до регги , ска , панка и позднее синти-попа . Хорхе Лейва из Musica Popular описывает Los Prisioneros как «безусловно, самую представительную чилийскую рок-группу. Их урезанный рок, свободный от виртуозных претензий, и их тексты, полные острых социальных наблюдений, были голосом разочарования молодежи во время диктатуры Аугусто Пиночет». [21] Их альбомы La voz de los '80 , Pateando piedras и Corazones считаются одними из лучших в истории популярной музыки Чили. 1 октября 1993 года дебютировал латинский канал MTV (MTV Latino), и в качестве своей первой видеотрансляции они выбрали музыкальный клип Los Prisioneros « Мы - южноамериканские рокеры» . [22]
Панк и хардкор
[ редактировать ]
Первый вклад Чили в панк-рок можно найти за границей. В середине 1970-х годов Альваро Пенья, более известный как «Чилиец с поющим носом», [23] присоединился к Джо Страммеру в группе The 101'ers , одной из первых в мире панк-групп и предшественнице легендарной группы The Clash . С 1985 года в штаб-квартирах профсоюзов вокруг Сантьяго начали выступать первые местные панк-группы, такие как El Trolley, названная в честь профсоюза троллейбусных работников, и профсоюз водителей такси в Эль-Агилучо в Ньюньоа , Сантьяго. На них, среди прочего, выступали панк-группы Pinochet Boys , Zapatilla Rota и Dadá . Первый чилийский панк-фестиваль прошел в El Garage Internacional de Matucana с участием Фискалеса Ад-Хока , Очо Боласа , Politikos Muertos и Vandalik , среди других. Жорди Беренгер пишет: «Это были тайные и незаконные места. Это были последние годы диктатуры. Если теперь бояться было меньше, то смерть и репрессии все равно продолжались». [24] В последующие годы среди выдающихся панк-групп были Los Peores de Чили , Bbs Paranoicos , Los Miserables , Machuca , Parkinson и пост-панк-группа Pánico . Хардкор -панк -группами будут Los Morton , Anarkía , Caos , Los KK , Belial и DTH . Поп-панк -группами конца 1990-х были Tronic , Gufi или Los Mox! . Пеготес и Фамилеа Миранда смогли вернуть панку его первоначальную идеологию. Хоррор-панк создавали Летифер , Дон Зата , QEPD или Voodoo Zombie .
Хэви и трэш-метал
[ редактировать ]
В конце 1970-х и 1980-х годах развивалась сцена хэви-метала , которая носила крайне тайный характер, несмотря на то, что не имела явной политической принадлежности или внешней оппозиции генералу Аугусто Пиночету и его нынешнему военному режиму. Группы этого поколения включали Pentagram Чили , Dorso , Massakre , Necrosis , Panzer и Rust . [25] Том Арайя стал крупнейшей металлической фигурой в качестве ведущего вокалиста и басиста Slayer после того, как его семья эмигрировала в Соединенные Штаты. В конце 1980-х, когда диктатура подошла к концу, такие группы, как Squad , Massakre, Necrosis, Pentagram Чили и Crime стали хорошо известны в Чили и даже на международном уровне. В отличие от панка , трэш-метал зародился в богатых кварталах Сантьяго и был меньше связан с политикой, хотя тексты таких групп, как Necrosis, отражали интерес к политической ситуации. [26] Многие другие группы оставили его след, такие как Turbo , Callejón Oscuro , Arrecife , Ekkos , Panchorrata , а также другие трэш-металлические группы, такие как SQVAD , SxNxFx (Sex No Future), [27] Канцерберо , [28] Атомный агрессор [29] Ответчик [30] и Кровавый Крест , [31] группа блэк-метал , образованная в 1986 году.
На рубеже десятилетий, когда диктатура подошла к концу, появилось больше чилийских метал-групп, в том числе Six Magics , Slavery , Torturer , Bismarck , Dracma и Inquisición . Также были известны группы прогрессивного металла , такие как Alejandro Silva power cuarteto , Coprofago , Crisálida , Horeja , Matraz или Delta . Tumulto , Arena Movediza и Millantun находились между стилями хэви-метал и хард-рок. Расцвет жанра ню-метал распространился и на Чили, породив гораздо более агрессивный, грубый и менее коммерческий вариант, известный как «агро-метал». С начала нового тысячелетия несколько групп, таких как 2X, Rekiem и Rey Chocolate, широко транслировались по MTV, а также участвовали в ежегодных фестивалях до середины 2000-х, когда Aggro Metal начал терять свою прежнюю актуальность и большинство групп распались. или перекочевали в другие стили. [32]
Исследование, проведенное в 2018 году, подтверждает, что Чили является страной с наибольшим количеством метал-групп на душу населения в Латинской Америке, что вдвое превышает количество Аргентины и остальных стран. [33]
Новая волна и пост-панк
[ редактировать ]Другие группы этого десятилетия находились под сильным влиянием электронной музыки, музыки новой волны , а также аргентинского рока и поп-музыки. Такие исполнители, как Aparato Raro , Upa! , Banda 69 , Emociones Clandestinas и Electrodomésticos, помимо последних выступлений Los Prisioneros, были пионерами современной инди и синти-попа и добились значительного успеха.
Фьюжн и прогрессив
[ редактировать ]Наследники латиноамериканского синтеза начала 70-х годов, при режиме Пиночета, появились новые группы, которые подчеркивали влияние, отличное от фолка, такое как современная классическая музыка , джаз , металл , мировая музыка или экспериментальная музыка , вдали от массовой публики, но приветствуемые схемы знатоков, несмотря на то, что их часто трудно записать. Congreso и Los Jaivas продолжали лидировать в следующие десятилетия, однако появилось много творческих ансамблей прогрессивного и фьюжн-рока, таких как Almandina , Kalish и Grace of King в середине 70-х годов . Джазовый вибрафонист и классический дирижер Гильермо Рифо был основателем трех важных групп: Aquila , где он сочетает латинские ритмы с электрическим ансамблем, позже сформировал Sexteto Hindemith 76 , где он объединил джаз, академическую музыку и фолк, и Latinomusicaviva , где камерная музыка, джазовая импровизация и ритмическое слияние рока. Другими группами были Santa y su gente , Miel , первыми использовавшие синтезатор, и Kámara . Основанный в 1972 году, Fusión исторически считается первым чилийским джаз-рок-проектом, использующим электрические инструменты, экспериментирующим с ритмическими моделями соула, фанка и рока, но сохраняющим нетронутым импульс примитивной джазовой импровизации. Вскоре после этого Писарро (основатель Fusión) вышел в качестве солиста и позже основал в Европе Тамаруго и Поморники с влиянием классической музыки, джаза и латиноамериканской музыки. В 80-х другими значительными группами были Tercera Generación , Quilin , Evolución , La Banda del Gnomo , Bandhada , Amapola , Ernesto Holman (ранее басист в Congreso), Ensamble , La Hebra , Cometa , AlSur и Huara . Особым примером андерграундного сопротивления был Фулано , вдохновленный движением «Рок в оппозиции» , владевший виртуозным , напоминающим Заппу стилем джаз-рока , с панк-настройкой и остроумными текстами, которые оказали влияние на современные авангардные рок- группы, такие как Akinetón Retard. и Медиабанда . [34] [35] Вернувшись в демократию, были сформированы новые выдающиеся группы, такие как La Marraqueta , Tryo , Matraz , Ergosum , Entrama , Akinetón Retard , Exsimio , Dwalin , Entrance , La Neura , Mediabanda (с их замечательным дебютным альбомом в 2003 году под названием Entre la Insegura y el Ego). ), Subterra , Sea of Oaks , Black Spring , Astralis , Частичная облачность и Фрактал .
Диверсификация и интернационализация (1990–2004 гг.)
[ редактировать ]
В 1990-е годы чилийский рок характеризовался разнообразием стилей, заимствованных из рока и поп-музыки, а также большей доступностью международного рынка. Частично это произошло благодаря возвращению демократии и прекращению репрессий на культурную деятельность, а также увеличению контактов между населением Чили и остальным миром в результате экономической либерализации . [36] Таким образом, альтернативный рок и поп-рок были наиболее распространенными стилями среди все более широкого спектра поджанров.
Трое
[ редактировать ]Ведущей чилийской рок-группой 1990-х годов была Los Tres , которая смешала такие стили, как рок (от рокабилли до гранжа ), джаз и куэка (фольклорный национальный танец Чили) и добилась особенного успеха в Мексике. [37] Альбомы Los Tres (1991), La Espada & la Pared (1995) и Fome (1997) считаются одними из самых влиятельных альбомов испанского рока по версии журнала Rolling Stone и журнала Culto от La Tercera . [38] [39] Помимо MTV Unplugged in (1995), который был одним из самых лауреатов в эпоху MTV Latino. Они стали культовой рок-группой перехода Чили к демократии . Группа вывела музыкальное качество на новый уровень в Чили благодаря инструментальному развитию рока, отчасти благодаря разностороннему гитаристу Анхелю Парра , внуку Виолеты Парра и лидеру его собственной латиноамериканской джаз-группы под названием Анхель Парра Трио . Альваро Энрикес , солист и второй гитарист, ранее был известен как музыкант La Negra Ester , очень влиятельного музыкального театрального спектакля (основанного на сборнике стихов, написанном в десятичных числах Роберто Парра Сандовалем и поставленном Андресом Пересом ). Он также возглавлял Los Pettinellis во время перерыва в Los Tres , у которого была короткая, но успешная карьера с 2001 по 2004 год, прежде чем он распался, вскоре после выступления на Международном фестивале песни Винья-дель-Мар. [40] Помимо одноименного сольного альбома в 2005 году. Оставшуюся часть группы составили басист Роберто Линдл и барабанщик Франсиско Молина , которые покинули группу в 2000 году, чтобы начать джазовую карьеру в США после опыта работы в Чили с Los Titulares . [41] [42] Энрикес стал третьей крупной рок-звездой Чили после Гато Альквинты из Los Jaivas и Хорхе Гонсалеса из Los Prisioneros благодаря своей выдающейся карьере в Los Tres.
Поп-рок
[ редактировать ]
Ла Лей (по-испански «Закон») также сделал очень успешную карьеру в Мексике и других испаноязычных странах и выиграл премию Грэмми , две премии Latin Grammy Awards и премию MTV Video Music Award . [43] После провального первого альбома Desiertos (1990) они выпустили Doble Opuesto (1991), который стал официальным первым альбомом группы. Такие синглы, как "Desiertos", "Tejedores de Ilusión" и "Prisioneros de la Piel", сделали их звездами в Чили , Аргентине и Мексике , особенно после выпуска их второй записи La Ley (1993). После смерти Андреса Бобе в 1994 году (гитары, вокал) La Ley продолжила работу с новым гитаристом Педро Фругоне и выпустила еще два альбома; В 1995 году группа выпустила Invisible , этот альбом стал их международным прорывом и стал для группы самым продаваемым студийным альбомом на сегодняшний день, в него вошли первые "Dia Cero" и "El Duelo".
Среди других ключевых групп 1990-х годов были: Lucybell , популярность которых за десятилетие расширилась по всему Чили и остальной части континента и более тесно связана с альтернативным роком . [44] Большой популярностью также пользовались Javiera y Los Imposibles , чья солистка Хавьера Парра также является членом семьи Парра , и Николь , которая стала первой сольной исполнительницей женского рок-попа, получившей международное признание. В первой половине 2000-х годов широкую популярность приобрела группа Javiera y Los Imposibles, чей альбом AM 2001 года был исполнен на престижном Международном фестивале песни Винья-дель-Мар в 2002 году. [45] Saiko также сформировалась в конце 1990-х (1999) и, состоящая из бывших участников La Ley и певицы Денисс Малебран , нашла признание в первой половине 2000-х. [46] La Rue Morgue могла бы стать хорошим примером джазовой поп-рок-музыки, получившей хорошее признание. Sexual Democracia — региональная группа из Вальдивии , ставшая популярной в Сантьяго. Другими альтернативными поп-рок-группами были Elso Tumbay , Golem , Ludwig Band и Profetas y Frenéticos из Клаудио Нареа . Алесте и Сол Азул были культовыми хитами поп-музыки 1990-х. Подростковую поп-музыку возглавляли Supernova и Stereo 3 , а в 2000-х — эмо-поп- группа Kudai .
Фанк и соул
[ редактировать ]
Несмотря на то, что история фанка в Чили уходит корнями в конец 1960-х годов и в Лос-Минимас, [47] только в 1990-х годах фанк стал широко популярен. Первой группой, выпустившей чисто фанк-альбом в Чили, была Los Morton. [48] которые образовались в 1990 году и выпустили свой дебютный альбом "Santo Remedio" в 1993 году. Их фанк иногда включал в себя другие стили, такие как рэп и хардкор , а другие группы, такие как Supersordo, разделяли такое звучание. В 1995 году Los Tetas выпустили свой дебютный альбом под названием Mama Funk , сочетающий в себе рок, фанк, соул и хип-хоп. Первый сингл Los Tetas, "Corazón de Sandía" (Арбузное сердце), стал летним хитом на местных радиостанциях, а их первые два альбома Mama Funk (1995) и La Medicina (1998) были выпущены и исполнены в ряд других стран Латинской Америки. [49] Между этими двумя крупными работами они сотрудничали в альбоме Тиро де Грасиа 1997 года « Ser humano!! » ( Человеческое существо ), который считается шестым лучшим альбомом в истории Чили по версии журнала Rolling Stone. [ нужна ссылка ]
В 1995 году успешная группа Chancho en Piedra выпустила свой дебютный альбом «Peor es mascar lauchas» («Хуже жевать мышей»). Их стиль сравнивают с Red Hot Chili Peppers , но они также известны своим уникальным звучанием в стиле фанк/рок, глупым стилем и социально и политически ориентированными текстами. Их успех продолжился с Ríndanse terrícolas (Сдающиеся земляне) (1998) и Marca Chancho (бренд «Свинья») (2000). По состоянию на 2020 год они выпустили 11 альбомов. [50] Другие фанк-группы, появившиеся в этом десятилетии, включали Papanegro , Matahari , Raiza , Mamma Soul , Solo di Medina или Cholomandinga, представлявшие собой смесь латинских ритмов и фанка. La Pozze Latina , Makiza , De Kiruza и Tiro de Gracia создали рэп-фанк- сцену во время чилийского хип-хоп бума конца 1990-х. Электронную сцену возглавили DJ Raff и DJ Bitman . После перерыва в работе Los Tetas в 2004 году у его участников были сольные проекты. C-Funk сделал сольную карьеру в США и присоединился к Chancho en Piedra в качестве гитариста в 2019 году. Tea-Time основали Funk Attack вместе с Руло (который также основал Esencia ), и оба тоже сделали сольную карьеру раньше, чем они все. воссоединились в 2011 году. [51]
Гранж
[ редактировать ]Как и в остальном мире, гранж- группы Сиэтла оказали большое влияние на чилийскую молодежь в начале 1990-х годов, и в это десятилетие появились такие чилийские гранж-группы, как Tatto Falconi TTF , Jus Solis , Mandrácula , Los Ex , Блу Той [52] и Дуна . [53] Эти двое последних выпустили свои первые альбомы независимо, хотя альбом Blu Toi распространялся компанией Warner Bros. Влияние гранжа также можно увидеть в таких группах, как Los Tres , Yajaira. [54] и мягкие овцы . [55]
Регги
[ редактировать ]
Одной из первых групп, игравших регги в Чили, несмотря на то, что регги не оказал на них главного влияния, была Sol y Lluvia , основанная в 1976 году и активная до сих пор. Sol y Lluvia также имела сильные связи с Nueva Canción Chilena, а затем и с альтернативным роком . Los prisioneros также были пионерами регги и ска в 1980-х годах. Однако Gondwana , основанная в 1987 году, сегодня считается самой успешной чилийской регги-группой. Продюсированный известным Доктором Дредом из RAS Records , Гондвана добился успеха в Чили и за рубежом и выступал как на Ямайке , так и в США вместе со своим вокалистом Кике Нейрой с тех пор, как он начал сольную карьеру в 2003 году. [56] Другим представителем чилийского регги в 1990-х годах был Ла Флорипондио , который смешивал регги с кумбией , ска и роком, подобно Джо Васконселлосу . [57]
Чилийский "британский" поп
[ редактировать ]Во второй половине 1990-х годов появилась новая волна чилийских групп, на которую повлияли главным образом сцены альтернативного рока и брит-попа , распространившиеся по всему миру. В их число входили такие группы, как Glup! которые находились под сильным влиянием Blur и достигли большого успеха благодаря своему хиту Freebola из альбома 1999 года, выпущенному в том же году. Другими важными группами были Canal Magdalena , [58] Солнечная , [59] и Сантос-Дюмон , [60] все они стали популярны среди чилийских поклонников брит-попа.
Латинский рок
[ редактировать ]
Ярким и особым случаем стал Джо Васконселлос , который работал солистом в Конгрессе в период с 1980 по 1984 год. С конца 1980-х он развил сольную карьеру, которая в 1990-е достигла своего пика. Его стиль сочетает в себе рок, блюз , кумбию , бразильскую музыку и другие латинские ритмы, часто с большими перкуссионными и духовыми секциями . [61] [62] Его альбомы Toque (1995) и Vivo (1999) стали главными хитами и оказали влияние на следующие поколения латиноамериканских рок-исполнителей, основанных на ударных инструментах, таких как Чико Трухильо и новое чилийское движение кумбия . [63] [64] Другими группами такого рода слияния могут быть Santo Barrio , Cholomandinga и La Floripondio.
Блюз-рок
[ редактировать ]Истоки блюза в Чили неясны, хотя Aguaturbia была эталоном в этом стиле, как и Los Jaivas в их песнях, таких как "Canción del gancho", [65] более конкретного фона нет. За эталон можно взять песню "O'Riley" группы Destruction Mac's группами , в которой применена гармошка с голубоватыми нотками, хотя музыка этой группы явно вдохновлена хард-роковыми типа Mountain. Хотя в 1980-х годах произошло небольшое возрождение с Маурисио Редолесом , только в 1990-х годах такие группы, как El Cruce и La Banda del Capitán Corneta , распространили блюз креольских красок в Чили, первые два десятилетия 21-го века выдержали вышли Perrosky , Julius Popper , Zapatillas Social Blues , La Rompehueso и La Rata Bluesera .
Цифровая эпоха, коммерческий упадок и будущее (2005 – настоящее время)
[ редактировать ]


В эти годы произошла консолидация предыдущих успехов чилийского рок-попа на международном рынке, а артисты старшего поколения теперь считаются культурными иконами. В 2010-е годы популярность рок-музыки в целом снизилась , и чилийский рок не стал исключением, однако начало появляться новое поколение музыкантов, в основном независимых, которых трудно классифицировать из-за растущего слияния поджанров. Фолк-рок и синти-поп — это жанры, которые были успешно заново изобретены, в то время как вездесущая сцена хард-рока продолжает существовать среди фанатов.
Во второй половине 2000-х годов одной из самых известных чилийских рок-групп была Los Bunkers , альтернативная рок- группа из Консепсьона , Чили, которая образовалась в 1999 году. С их современным рок-звучанием, находящимся под влиянием рока и фолка 1960-х годов , группа группа добилась международного успеха с альбомом Vida de perros (Жизнь собаки) и выступала на фестивале Vive Latino в Мехико в 2006 и 2007 годах. Также из Консепсьона выступила группа De Saloon , образовавшаяся в 2003 году. Среди других известных групп этого периода были Sinergia , смесь ню-метала и комедийного рока с юмористическими текстами на повседневные и обыденные чилийские темы, завоевала поклонников за пределами рок-сцены.
Появление инди, акустики, синти-попа и рок-попа.
[ редактировать ]Несколько чилийских артистов, в том числе Анита Тижу (ранее известная как солистка хип-хоп группы Makiza ), Мон Лаферте , Франциска Валенсуэла , Алекс Анвандтер , Гепе , Хавьера Мена , Педропьедра , Камила Галлардо , Дениз Розенталь , Мария Колорес , Teleradio Donoso , Асес Фальсос , Planeta No , Astro , Primavera de Praga , Difuntos Correa , Niño del Cerro и Dënver , среди других, получают международную похвалу и признание, особенно в испанской прессе, а El País называет Чили «новым поп-раем». [66] [67] [68] [69] Наряду с электронной эстетикой , новое поколение преимущественно акустических певцов и авторов песен и музыкантов, вдохновленных мировой музыкой , имело важное присутствие на сценах и в средствах массовой информации. Мануэль Гарсия (ранее известный как лидер Mecánica Popular ), Нано Штерн , Чиной , Камила Морено , Паскуала Илабака , Фернандо Милагрос , Пас Корт , Эвелин Корнехо , Пас Кинтана , Наталья Контессе — вот некоторые из них. [70] [71]
Основные моменты хард-рока
[ редактировать ]Среди самых знаменитых новых рок-групп десятилетия 2010-х были Kuervos del Sur , Rama , Tiene Explosivos , Alectrophobia , Matorral , Como Assassinar a Felipes (сочетание альтернативного хип-хопа и джаза с роком), Weichafe , Adelaida , Angelo Pierattini и Cler Canifrú . [72] Kuervos del Sur считаются наследниками Los Jaivas в создании рока с латиноамериканскими инструментами и ритмами, но с более жёстким звучанием, близким к пост-гранжу . Они выиграли премию Pulsar за лучший рок-альбом 2017 года за альбом El Vuelo del Pillán . [73] [74]
Фестивали
[ редактировать ]
На «Фестивале Эль-Абразо» (Фестиваль объятий) 2010 года, который проводился в Сантьяго в честь 200-летия независимости Чили и Аргентины, к чилийским тяжеловесам Лос-Хайвас и Лос-Трес присоединились такие аргентинские артисты, как Чарли Гарсиа и Фито Паес , среди прочего, . . Между тем, Los Bunkers в 2011 году стали первой чилийской группой, выступившей на фестивале Coachella в США. [75] В апреле 2011 года в Чили прошла Lollapalooza Чили , первый фестиваль Lollapalooza , который пройдет за пределами США. Его успех был таков, что он снова возвращался с 2012 по 2019 год и привлек таких международных артистов, как The Killers , Канье Уэст , Foo Fighters , Arctic Monkeys и сотни других громких имен. Чилийские исполнители, такие как Los Bunkers , Чико Трухильо и Анита Тижу, также выступали в чикагской версии Lollapalooza. [76] Еще одним крупным фестивалем был La Cumbre del Rock Chileno («Высоты чилийского рока»), который проходил в 2007, 2009, 2012, 2013, 2017 и 2018 годах. На фестивале выступали сотни чилийских групп, как крупных, так и начинающих исполнителей. [77] [78]
В 2012 и 2013 годах на фестивале Metal Fest выступали местные метал-группы и международные артисты, такие как Anthrax , The Misfits и Blind Guardian . [79]
Другие фестивали: Rock en Conce (также известный как REC), проводимый с 2015 года в Консепсьоне , [80] Рокодромо и Рок Карнаса в Вальпараисо , [81] Речной поток в Вальдивии , [82] Woodstaco в регионе Мауле [83] и Chiloé Metal Fest на архипелаге Чилоэ . [84]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нуэва-Ола. Архивировано 19 июля 2009 г. на сайте Wayback Machine www.musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Рок-чилено www.memoriachilena.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ↑ Fusión latinoamericana. Архивировано 20 ноября 2012 года на сайте Wayback Machine www.musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Моррис, Нэнси. 1986. Canto Porque es Necesario Cantar: Движение новой песни в Чили, 1973–1983. Обзор латиноамериканских исследований , Том 21, стр. 117–136.
- ^ ФаерВайер (13 июля 2018 г.). «Imagine Dragons и Coldplay — самые слушаемые рок-исполнители (??????) на Spotify» . ФаерВайер . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ «Чилийский рок (1957–1990) – чилийская память» . Чилийская память: портал (на испанском языке) . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ Уильямс Реболледо: история забытого первого чилийского рокера. Архивировано 20 мая 2014 года в Wayback Machine Маурисио Юргенсена, www.latecera.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Биография Луиса Димаса. Архивировано 27 сентября 2013 года на Wayback Machine Musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ [1] Архивировано 9 марта 2018 г. на сайте Wayback Machine www.scd.cl «Истинная история мирового рока через 50 лет после его создания», 28 мая 2012 г.
- ^ Сесилия. Архивировано 26 марта 2013 года в Wayback Machine Кристобаля Пенья, musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Новая волна www.memoriachilena.cl. Проверено 23 февраля 2013 г.
- ↑ Los Jockers. Архивировано 17 октября 2012 года на Wayback Machine musicapopular.cl. Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ Новая чилийская песня www.memoriachilena.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Nueva canción chilena. Архивировано 11 августа 2011 года на сайте Wayback Machine www.musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ «ЛОС-ДЖАЙВАС – Альтурас-де-Мачу-Пикчу (1981)» . Progarchives.com . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ «Высоты Мачу-Пикчу Каталины Харамильо» . Идеальная волна . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ «Основные чилийские альбомы» . Оцените свою музыку . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Обломки. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine Ана Мария Уртадо, www.musicapopular.cl. Получено 24 февраля.
- ↑ Sacros . Архивировано 12 января 2015 г. на Wayback Machine Musicapopular.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Пьедра Роха www.memoriachilena.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Заключенные. Архивировано 17 октября 2012 года в Wayback Machine Хорхе Лейва, www.musicapopular.cl. Получено 24 февраля.
- ^ «Эль-баиле-де-лос-ди-собран» . elherejeimpenitente.blogspot.com . блогспот. 12 июня 2010 г. Проверено 11 октября 2014 г.
- ^ Об Альваро Пенья Рохасе MTV. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Панк в Чили существует и сопротивляется Хорди Беренгеру, www.elciudadano.cl. Проверено в феврале 2013 г. Первоначально опубликовано в журнале Generación Magazine, Мексика.
- ^ Рок-андеграунд memoriachilena.cl. Проверено 24 февраля 2013 г.
- ↑ Десятилетие, в котором Чили было полно трэшеров Макарены Галло, www.theclinic.cl, 21 февраля 2010 г. Проверено 27 февраля 2013 г.
- ^ «СНФ - Энциклопедия Metallum: Металлические архивы» .
- ^ «Канцерберо — Энциклопедия металла: Металлические архивы» .
- ^ «Атомный агрессор — Энциклопедия Metallum: Металлические архивы» .
- ^ «Вастатор — Энциклопедия металла: Металлические архивы» .
- ^ «Кровавый Крест — Энциклопедия Metallum: Металлические архивы» .
- ^ «Агро-метал и ренессанс рока 90-х | Guioteca.com» . Гиотека.com | Рок (на испанском языке). 23 ноября 2010 года . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ «Исследование пришло к выводу, что Чили — самая «металлическая» страна в Латинской Америке» . BioBioChile – Крупнейшая сеть прессы в Чили . 3 апреля 2018 года . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Фулано» . Фулано | MusicaPopular.cl (на испанском языке) . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Сильва Вега, Карлос (январь 2004 г.). «Альваро Менанто. История джаза в Чили» . Чилийский музыкальный журнал . 58 (201): 117. doi : 10.4067/S0716-27902004020100010 . ISSN 0716-2790 .
- ^ ЧИЛИ: ШИРОКОЕ И РАЗНООБРАЗНОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ. Архивировано 20 марта 2013 г. в Wayback Machine Dominique HACHETTE, Институт экономики Папского католического университета Чили. Проверено 3 марта 2013 г.
- ^ Los Tres. Архивировано 19 июня 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapoplar.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ «Какой альбом Los Tres лучший?» . Культ (на испанском языке). 18 сентября 2019 г. Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ «50 лучших чилийских альбомов» . Оцените свою музыку . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Los Pettinellis. Архивировано 20 июня 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Пурочиле (25 ноября 2011 г.). «ПУРОЧИЛЬ: Франсиско Молина, бывший барабанщик этой тройки: «Я не знаю, почему они вызывают у меня плохие эмоции» » . ПУРОЧИЛЬ . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ Кооператива.cl. «Альваро Энрикес представит музыку «La Negra Ester» на Rock Summit» . Cooperativa.cl (на испанском языке) . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ La Ley. Архивировано 22 сентября 2012 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ↑ Lucybell. Архивировано 27 сентября 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Javiera y Los Imposibles. Архивировано 18 ноября 2012 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Saiko. Архивировано 20 июня 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Минимумы. Архивировано 27 сентября 2013 года в Wayback Machine Хорхе Лейва, www.musicapopular.cl. Получено 28 февраля.
- ^ Лос-Мортон. Архивировано 26 апреля 2014 г. в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ↑ Los Tetas: Некоторые темы нельзя затрагивать, если мы вчетвером не вместе. Архивировано 6 марта 2013 г. в archive.today Ла-Хора, 28 ноября 2011 г. Проверено 3 марта 2013 г.
- ↑ Chanco en Piedra. Архивировано 21 сентября 2013 года в Wayback Machine Габриэлы Баде, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Вергара, К. (1 июля 2019 г.). "C-Funk: "Даже если Камило не будет, Лос Тетас не умрут" " . Третий . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ Blu Toi. Архивировано 27 сентября 2013 года в Wayback Machine Дэвида Понсе, www.musicapopular.cl. Проверено в феврале 2013 г.
- ↑ Duna. Архивировано 27 сентября 2013 года в Wayback Machine Дэвида Понсе, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Yajaira. Архивировано 28 сентября 2013 года в Wayback Machine Карлоса Костаса, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ↑ Weichafe. Архивировано 28 сентября 2013 г. в Wayback Machine Карола Хименес, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Гондвана. Архивировано 25 сентября 2012 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ La Floripondio. Архивировано 4 января 2014 года в Wayback Machine Габриэла Баде / Марисоль Гарсия, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Канал Магдалена. Архивировано 27 сентября 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ↑ Solar. Архивировано 19 апреля 2013 г. в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ↑ Сантос Дюмон. Архивировано 10 мая 2013 года в Wayback Machine Марисоль Гарсиа, www.musicapopular.cl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ «Musicapopular.cl | энциклопедия чилийской музыки в Интернете» . Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 12 марта 2012 г. Биография на испанском языке
- ^ Биография на его официальном сайте http://www.joevasconcellos.cl/
- ^ «Джо Васконселлос» . Джо Васконселлос (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Журнал «Капитал» (17 сентября 2015). «Новый стиль танца» . Журнал Capital (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «los jaivas — вихревая песня крючка» . Ютуб . 2 января 2010 г.
- ^ «Поп-бум в Чили: его история и 10 артистов, которые о нем знают» . Sopitas.com . 27 сентября 2018 года . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Чили, новый поп-рай INIGO LÓPEZ PALACIOS, El País , 4 февраля 2011 г. Проверено 5 марта 2013 г.
- ^ Цифровойпросервер. «[Рейтинг] 50 чилийских популярных музыкальных альбомов, определивших десятилетие. 2010–2019» . Дисконцерт (на испанском языке) . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ «30 лучших чилийских альбомов десятилетия » Культо (на испанском языке). 30 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 29 февраля 2020 года . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ Гонсалес, Хуан Пабло (30 октября 2011 г.). «Постфольклор: корни и глобализация в чилийской популярной музыке» . Беседка (на испанском языке). 187 (751): 937–946. дои : 10.3989/arbor.2011.751n5010 . ISSN 1988-303X .
- ^ «Мануэль Гарсия» . Мануэль Гарсия | MusicaPopular.cl (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ FM, Сонар. «Generación Sonar: Rama и Kuervos del Sur среди лучших чилийских рок-музыкантов последнего десятилетия» . sonarfm (на испанском языке) . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ «Вороны Юга» . Вороны Юга | MusicaPopular.cl (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Куэрвос дель Сур побеждает на премии Pulsar благодаря «El Vuelo del Pillán» » . Будущее (на испанском языке). 1 июня 2017 года . Проверено 24 марта 2020 г.
- ↑ Los Bunkers первая чилийская группа, выступившая на Coachella в США ThisisChile.cl, 31 января 2011 г. Проверено 3 марта 2013 г.
- ↑ Три чилийских исполнителя выступают на музыкальном фестивале Lollapalooza в Чикаго. Архивировано 21 июня 2012 года на Wayback Machine ThisisChile.cl, 12 августа 2011 года. Проверено 3 марта 2013 года.
- ^ SAP, Эль Меркурио (5 октября 2019 г.). «Продюсеры Cumbre del Rock Chileno объявляют об окончании мероприятия спустя 12 лет и после приостановки в Ранкагуа | Emol.com» . Эмол (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Артисты реагируют на отмену La Cumbre 2019» . Культ (на испанском языке). 5 октября 2019 года . Проверено 24 марта 2020 г.
- ↑ На Metal Fest 2013 уже подтверждены первые группы Erasmo Tauran, www.biobiochile.cl, 27 сентября 2012 г. Проверено 5 марта 2013 г.
- ^ "REC – Rock en Conce | Quiénes Somos" . rockenconce.cl (на европейском испанском языке). Архивировано из оригинала 22 июня 2018 года . Проверено 22 июня 2018 г.
- ^ «Фестиваль Рокодромо отмечает 15-летие более чем 60 бесплатными концертами» . Выходные (на испанском языке) . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ Пресс (22 января 2019 г.). «Фестиваль Fluvial подтвердил свою четвертую версию в Вальдивии и объявил даты проведения 2019 года» . Noticiaslosrios.cl (на испанском языке) . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ «Woodstaco: фестиваль, который за три дня соберет почти 100 групп вокруг реки Перкилаукен» . BioBioChile – Крупнейшая сеть прессы в Чили . 7 января 2019 года . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ «В Кастро прошел Chiloe Metal Fest | soychiloe.cl» . soychile.cl . 5 февраля 2017 года . Проверено 3 сентября 2019 г.