Виолета Парра
Виолета Парра | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Виолета дель Кармен Парра Сандовал |
Рожденный | Сан Фабиан Алико или Сан-Карлос , Чили | 4 октября 1917 г.
Умер | 5 февраля 1967 г. Сантьяго , Чили | ( 49 лет
Жанры | Фолк , эксперимент , новая песня , куэка |
Род занятий | Певица и автор песен, Изобразительное искусство [1] |
Инструмент(ы) | Вокал, гитара, чаранго , куатро , перкуссия, арфа |
Годы активности | 1939–1967 |
Этикетки | ЭМИ-Одеон Лиственница Музыкальная группа Уорнер (все посмертно) |
Веб-сайт | сеть |
Виолета дель Кармен Парра Сандовал (англ. Испанское произношение: [bjoˈleta ˈpara] ; 4 октября 1917 — 5 февраля 1967) — чилийский композитор, певец и автор песен, фольклорист , этномузыковед и художник. [2] Она стала пионером Nueva Canción Chilena («Новая чилийская песня»), обновления и переосмысления чилийской народной музыки , которая расширила сферу ее влияния за пределы Чили.
Датой ее рождения (4 октября) был выбран «День чилийских музыкантов». В 2011 году Андрес Вуд снял о ней биографический фильм под названием « Виолета отправилась в рай» (исп. Violeta se fue a los cielos ).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Существует некоторая неопределенность относительно того, где именно родилась Виолета Парра. В штампе в ее свидетельстве о рождении указано, что она родилась в Сан-Карлосе, провинция Дубле , небольшом городке на юге Чили, 4 октября 1917 года, под именем Виолета дель Кармен Парра Сандовал. [3] Однако и Фонд Виолеты Парра (Fundación Violeta Parra), и Музей Виолеты Парра (Museo Violeta Parra) заявляют на своих сайтах, что она родилась в Сан-Фабиан-де-Алико , в 40 км от Сан-Карлоса. [4] [5]
Виолета Парра была одной из девяти детей в плодовитой семье Парра . Ее отец, Никанор Парра Аларкон, был учителем музыки. [6] Ее мать, Клариса Сандовал Наваррете, выросла в сельской местности и работала швеей. Она пела и играла на гитаре, а также обучала Виолету и ее братьев и сестер традиционным народным песням. [7] Среди ее братьев были известный современный поэт, более известный как «антипоэт», Никанор Парра (1914–2018) и его коллега-фольклорист Роберто Парра (1921–1995). Ее сын Анхель Парра и дочь Изабель Парра также являются важными фигурами в развитии Новой Кансьон Чилины . Их дети также в основном сохранили художественные традиции семьи.
Виолета Парра и некоторые из ее братьев и сестер выступали в Чильяне и местных городах, чтобы поддержать свою семью. [8] Неуспех ее отца в музыкальной карьере привел к алкоголизму. [9] Через два года после рождения Виолеты семья переехала в Сантьяго, затем, еще через два года, в Лаутаро и, наконец, в 1927 году, в Чильян. [ нужна ссылка ] Именно в Чильане Виолета начала петь и играть на гитаре вместе со своими братьями и сестрами Хильдой, Эдуардо и Роберто; и вскоре начал сочинять традиционную чилийскую музыку.
Отец Парры умер в 1929 году от туберкулеза, и качество жизни ее семьи сильно ухудшилось. [10] Виолетте, ее братьям и сестрам приходилось работать, чтобы прокормить семью. [11]
В 1932 году по настоянию брата Никанора Парра переехала в Сантьяго, чтобы поступить в Педагогическую школу , остановившись у родственников. [ нужна ссылка ] Позже она вернулась с матерью, братьями и сестрами на Эдисон-стрит, в районе Кинта Нормал. [ нужна ссылка ]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]В начале ее карьеры подавляющее большинство населения Чили проявляло больший интерес к европоцентричной музыке. [9]
Паррас выступали в ночных клубах, таких как El Tordo Azul и El Popular, в районе Мапочо, интерпретируя болеро , ранчера , мексиканские корридо и другие стили. [ нужна ссылка ]
В 1938 году Парра взяла перерыв в музыкальной карьере, чтобы создать семью. [8] В 1944 году Парра снова начала выступать под именем «Виолета де Майо» (Виолета мая или Майская фиалка). [8] Парра начал исполнять песни испанского происхождения, из репертуара известных аргентинских певиц Лолиты Торрес и Imperio Argentina . Она пела в ресторанах, а также в театрах. В 1945 году она появилась со своими детьми Изабель и Анхелем на испанском шоу в кондитерской «Казанова».
Парра и ее сестра Хильда начали петь вместе как «The Parra Sisters» и записали некоторые из своих работ на RCA VICTOR. Парра продолжала выступать: она выступала в цирках и гастролировала с Хильдой и ее детьми по всей Аргентине.
Фольклорист
[ редактировать ]В 1952 году, поощряемая своим братом Никанором, Виолета начала собирать и сопоставлять подлинную чилийскую народную музыку со всей страны. [12] Она отказалась от своего старого репертуара народных песен и начала сочинять собственные песни на основе традиционных народных форм. Она давала сольные концерты в университетах, представленные известным литературным деятелем Энрике Белло Крусом, основателем нескольких журналов о культуре. Вскоре Парру пригласили на «Летнюю школу» в Университет Консепсьона. Ее также пригласили вести курсы фольклора в Университете Икике. В Вальпараисо ее представили в Чилийско-французском институте.
Два сингла Парры для лейбла EMI Odeon : «Que Pena Siente el Alma» и «Verso por el Fin del Mundo», а также «Casamiento de Negros» и «Verso por Padimiento» принесли ей значительную популярность.
Дон Исайя Ангуло, фермер-арендатор, научил ее играть на гитарроне , традиционном чилийском гитароподобном инструменте с 25 струнами.
По пути Парра встретила Пабло Неруду , который познакомил ее со своими друзьями. В 1970 году он посвятил ей стихотворение «Elegia para Cantar».
В период с января по сентябрь 1954 года Парра вел чрезвычайно успешную радиопрограмму « Sing Violeta Parra» для Radio Chilena. Программа чаще всего записывалась в местах, где исполнялась народная музыка, например, в ресторане ее матери в Барранкасе. В конце 1954 года Парра принял участие в другой фольклорной программе «Радио Сельское хозяйство».
Первая поездка в Европу
[ редактировать ]Виолетту пригласили на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Варшаве , Польша , в июле 1955 года.Затем она переехала в Париж, Франция, где выступала в ночном клубе «L'Escale» в Латинском квартале.
Виолета установила контакты с европейскими художниками и интеллектуалами. Благодаря вмешательству антрополога Поля Риве она сделала запись в Национальном звуковом архиве Музея человека в Сорбонне в Париже, где оставила гитаррон и кассеты своих коллекций чилийского фольклора. Она поехала в Лондон, чтобы делать записи для EMI-Odeon и радиопередач BBC. Вернувшись в Париж, в марте 1956 года она записала 16 песен для французского лейбла Chant du Monde , который выпустил первые две пластинки по 8 песен в каждой.
Вернуться в Чили
[ редактировать ]первую пластинку из серии The Folklore of Chile В ноябре 1957 года Виолета вернулась в Чили и записала для лейбла EMI Odeon , Violeta Parra and her Guitar ( Canto y Guitarra ), в которую вошли три ее собственные композиции. она выпустила второй том «Фольклора Чили» Затем в 1958 году «Acompañada de Guitarra» . В 1959 году она выпустила La cueca и La tonada . В следующем году она основала Национальный музей фольклорного искусства (Museo Nacional de Arte Folklórico) в Консепсьоне при Университете Консепсьона (Universidad de Concepción). [13] За это время она сочинила множество децим — латиноамериканской поэтической формы, которой она хорошо известна.
В последующие годы она построила свой дом «Каса де Палос» на улице Сеговия в муниципалитете Ла Рейна. Она продолжала давать сольные концерты в крупных культурных центрах Сантьяго, путешествуя по всей стране с исследованиями, организацией концертов, а также чтением лекций и семинаров по фольклору. Она отправилась на север, чтобы исследовать и записать религиозный фестиваль «Ла Тирана».
Виолета Парра оказала значительное влияние на Эктора Павеза и Габриэлу Писарро , которые сами по себе стали великими исполнителями и исследователями. Результатом этого сотрудничества является спектакль «Празднование Минги», поставленный в Муниципальном театре Сантьяго.
Она написала музыку для документальных фильмов «Плетение» и «Трилла» , а также участвовала в фильме «Casamiento de negros » в исполнении Серджио Браво .
Она написала книгу Cantos Folklóricos Chilenos , в которой собраны все исследования, проведенные на данный момент, с фотографиями Серхио Ларраина и партитурами в исполнении Гастона Сублетта (Сантьяго, Насименто, 1979).Она также написала « Décimas autobiográficas» — стихотворное произведение, в котором рассказывается о ней от детства до поездки в Европу.
4 октября 1960 года, в день своего рождения, она встретила швейцарского кларнетиста Жильбера Фавра , с которым у нее завязались романтические отношения. В 1961 году она поехала в Буэнос-Айрес, Аргентина, где выставила свои картины, появилась на телевидении, дала сольные концерты в Театре IFT и записала альбом оригинальных песен для EMI Odeon, который был запрещен.
Вторая поездка в Европу
[ редактировать ]В июне 1962 года она вернулась в Сантьяго. Со своими детьми Изабель и Анхель, а также внучкой Титой она вместе с чилийской делегацией отправилась в Финляндию для участия в 8-м «Всемирном фестивале молодежи и студентов», проходившем в Хельсинки. После гастролей по Советскому Союзу, Германии, Италии и Франции Виолета Парра переехала в Париж, где выступала в Ла Канделарии и Эскале в Латинском квартале, давала сольные концерты в «Театре Наций» ЮНЕСКО , выступала на радио и радио. телевидение со своими детьми.
Затем она начала жить с Жильбером Фавром в Женеве, деля свое время между Францией и Швейцарией, где она также давала концерты, появлялась на телевидении и выставляла свое искусство.
В 1963 году она записала в Париже революционные и крестьянские песни, которые были опубликованы в 1971 году под названием « Песни, заново открытые в Париже» .Она написала книгу «Популярная поэзия Анд» .Семья Паррас приняла участие в концерте « L'Humanité » (официальной газеты Французской коммунистической партии). Подруга из Аргентины записала у себя дома версию «El Gavilán» («Ястреб») в интерпретации Виолеты Парра в сопровождении ее внучки на ударных инструментах.Виолета сопровождала своих детей на пластинке Los Parra de Chillán для лейбла Barclay .Она начала играть на куатро , инструменте венесуэльского происхождения, и чаранго , инструменте боливийского происхождения.
Вернуться в Южную Америку
[ редактировать ]Парра вернулся в Южную Америку с Жильбером Фавром в июне 1965 года. [ нужна ссылка ] Виолета записала две песни 45: одну со своей дочерью Изабель, а другую на инструментальную музыку для куатро и кены с Жильбером Фавре, которого она окрестила «Эль Токадор Афуэрино» (Музыкант-аутсайдер). Ее музыка теперь включала в себя венесуэльское куатро и боливийское чаранго. EMI Odeon распространила пластинку « Вспоминая Чили» (чилийка в Париже) , обложка которой была проиллюстрирована ее собственными арпиллерами. Однако вскоре после этого Фавр и Парра расстались, спровоцированные его желанием жить в Боливии, где он был участником успешной боливийской музыкальной группы Los Jairas .
Энергия Парры была вложена в возрождение версии Пенья (теперь известной как «Ла Пенья де Лос Парра»), общественного центра искусства и политической активности. Пенья Парры представляла собой палатку (чем-то похожую на цирковую палатку), которую она установила на участке земли размером 30 х 30 метров в парке Ла-Кинтрала, на Кармен-стрит, 340, в сегодняшнем муниципалитете Ла-Рейна в Сантьяго, в район, когда-то известный как Ла-Каньяда. В ее палатке устраивались музыкальные представления, где она часто пела со своими детьми, и они с детьми тоже жили на одной земле. В Ла-Рейне, по адресу Ла-Каньяда 7200, она также основала культурный центр под названием «Ла Карпа-де-ла-Рейна», открытый 17 декабря 1965 года. Она также установила народную пенья на Международной ярмарке Сантьяго (FISA), куда ее пригласили. В том же году она участвовала в многочисленных программах национального телевидения и подписала контракт с Radio Minería, которая стала последней радиостанцией, которая будет использоваться в качестве платформы для ее работы.
Под лейблом EMI Odeón она выпустила пластинку La Carpa de La Reina в 1966 году, в которую вошли три песни в исполнении Виолеты Парра и девять приглашенных артистов, о которых на карпе объявила сама Виолета. Она поехала в Ла-Пас, чтобы встретиться с Жильбером Фавром, где регулярно появлялась в «Пенья Найра». Она вернулась в Чили с группами Альтиплано , представляя их в своей карпе, на телевидении и в своей детской Пенья. Она также выступала с концертами в южных чилийских городах Осорно и Пунта-Аренас по приглашению Рене Ларго Фариаса в рамках программы «Chile Ríe y Canta» («Чили смеется и поет»). В сопровождении своих детей и уругвайца Альберто Сапикана она записала для RCA Victor пластинку The Last Compositions of Violeta Parra . В том же году Фавр ненадолго вернулся в Чили со своей группой, но отказался остаться, поскольку тем временем женился в Боливии.
Музыка
[ редактировать ]«Спасибо жизни»
[ редактировать ]Парра написал « Gracias a la vida » в Ла-Пасе , Боливия, в 1966 году. В 1971 году песня была популяризирована по всей Латинской Америке Мерседес Соса , а позже в Бразилии Элис Регина и в США Джоан Баез . Она остается одной из самых кавер-версий латиноамериканских песен в истории. Другие каверы на народный гимн включают итальянское гитарно-вокальное соло Адрианы Меццадри и «Ореха де Ван Гога» на Международном фестивале песни Винья-дель-Мар 2005 года . [14] Его обработали музыканты с классическим образованием, например, в полностью оркестрованном исполнении Альберто Кортеса , получившего образование в консерватории . [15] Песня была перезаписана несколькими латиноамериканскими артистами, в том числе канадцем Майклом Бубле, для сбора средств для чилийского народа, пострадавшего от землетрясения в Чили в феврале 2010 года. [16] и американская певица и автор песен Кейси Масгрейвс из ее пятого студийного альбома Star-Crossed . [17]
Он начинается с очень распространенного перехода между аккордами ля минор и ми мажор, затем переходит к G7-C/C7, а затем возвращается к мотиву Am/E. [18] "Gracias a la vida" была написана и записана в 1964–65 годах. [19] после расставания Парры со своим постоянным партнером. Он был выпущен в Las Últimas Composiciones (1966), последнем альбоме, опубликованном Паррой перед тем, как покончить с собой в 1967 году.
Лирика Парры поначалу неоднозначна: песню можно читать как романтический праздник жизни и индивидуального опыта. [20] но обстоятельства, связанные с песней, позволяют предположить, что Парра также задумала ее как своего рода предсмертную записку, в которой она благодарила жизнь за все, что она ей дала. Это можно воспринимать как иронию, указывающую на то, что жизнь, полная хорошего здоровья, возможностей и мирского опыта, не может предложить никакого утешения горю и противоречивому характеру человеческого существования. [21]
- Спасибо жизни, которая дала мне так много
- Он дал мне две звезды, и когда я их открываю
- Я прекрасно отличаю черное от белого
- И в высоком небе его звездный фон
- И в толпе мужчина, которого я люблю
В переводе на английский:
- Спасибо жизни, которая дала мне так много
- Оно подарило мне две яркие звезды, которые, когда я их открою,
- Я прекрасно отличаю черное от белого
- И в небе над ней ее звездный фон
- И среди толпы человек, которого я люблю
«Назад в семнадцать»
[ редактировать ]Еще одна высоко оцененная песня (последняя, которую она написала) - «Volver a los Diecisiete» («Снова быть семнадцатилетним»). Он посвящен темам юношеской жизни, что является трагическим контрастом с ее биографией. [22] В отличие от большей части популярной музыки, она движется через минорную тональность, создавая интроспективное, если не меланхолическое настроение, и, таким образом, подходит как для классической обработки, так и для популярной музыки.
Музыка Парры глубоко укоренена в традициях народной песни, поскольку она считалась частью движения Nueva Canción . [23] Ее участие было предвестником 1950-х годов и ростом популярности народной музыки. [23]
Художественная карьера
[ редактировать ]Во время путешествий Парра по сбору музыкальных традиций она также собирала художественные практики. [24] У нее появился серьезный интерес к керамике, живописи и вышивке арпиллерами . В результате тяжелого гепатита в 1959 году, который вынудил ее оставаться в постели, ее творчество как художника и арпиллериста значительно расширилось, настолько, что в том же году она выставила свои картины маслом и арпиллеры как на Первой, так и на Второй выставке под открытым небом. изящных искусств в парке Форестал в Сантьяго.
В апреле 1964 года она провела выставку своих арпильер, картин маслом и скульптур из проволоки в Музее декоративного искусства Лувра – первую персональную выставку латиноамериканского художника в музее.В 1965 году издатель Франсуа Масперо, Париж, опубликовал ее книгу Poésie Populaire des Andes .В Женеве швейцарское телевидение сняло документальный фильм о художнице и ее творчестве Виолете Парра, чилийской вышивальщице .
Многие из ее художественных работ основаны на народных сказках и устных сказаниях, которые она собирала, пытаясь их сохранить. [24] К ним относятся ее картины «Las tres pascualas», «Casamiento de negros» и «Machitún». Каждая из этих картин вдохновлена чилийскими народными сказками и написана масляными красками по дереву. [24] Ее стиль живописи упрощен; Парра избегал реализма, чтобы истории, темы и контекст картин не отвлекались. [24]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1934 году она познакомилась с Луисом Сереседа, машинистом железной дороги. Они поженились в 1938 году, и Парра отвлеклась от музыкальной карьеры, чтобы создать семью. [8] У них было двое детей, Изабель (1939 г.р.) и Анхель (1943 г.р.). Ее муж был ярым сторонником Коммунистической партии Чили. [8] Они оба стали участниками прогрессивного движения и Коммунистической партии Чили . [25] принимая участие в президентской кампании Габриэля Гонсалеса Виделы в 1944 году. [ нужна ссылка ] , первого в истории Чили президента левого крыла . Педро Агирре Серды Они также поддержали политическую кампанию [8]
После 10 лет брака, в 1948 году, Парра и Луис Серседа расстались. [ нужна ссылка ] Затем Парра познакомилась и вышла замуж за Луиса Арсе в 1949 году, и в том же году у них родилась дочь Кармен Луиза. [ нужна ссылка ] Их второй ребенок, Розита Клара, родилась в 1952 году, но умерла в 1955 году, когда Парра был в Европе. [ нужна ссылка ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]В 1967 году Парра умер от огнестрельного ранения, нанесенного самому себе. [26] [27] [28] После ее смерти было проведено несколько мемориалов как в Чили, так и за рубежом. Она была источником вдохновения для нескольких латиноамериканских артистов, таких как Виктор Хара и музыкальное движение «Нуэва Кансьон Чилена», которое возобновило интерес к чилийскому фольклору.
В 1992 году по инициативе ее детей был основан Фонд Виолеты Парра с целью группировать, систематизировать и распространять ее еще неопубликованные работы. Книга Родольфо Брасели Y Ahora, la Resucitada de la Violenta Violeta была адаптирована в пьесе под названием Violeta Viene a Nacer с аргентинской актрисой Вирджинией Лаго в главной роли в 1993 и 1994 годах. В 1997 году при участии Фонда Виолеты Парра и Департамента по делам культуры, Министерства иностранных дел Чили, ее визуальные работы выставлялись в Музее декоративного искусства Лувра , Париж.
В 2007 году 90-летие со дня ее рождения было отмечено выставкой ее визуальных работ в Центре культуры Паласио Ла Монеда и выпуском коллекции ее художественных работ под названием «Визуальные работы Виолеты Парра». [13] 4 октября 2015 года состоялось открытие музея Виолеты Парра (Museo Violeta Parra) в Сантьяго, Чили. [5] 4 октября 2017 года Google отпраздновала свое 100-летие дудлом Google . [29]
Фильм
[ редактировать ]Виолета попала в рай [30] (исп. Violeta se fue a los cielos ) — чилийский биографический фильм 2011 года о Парре, снятый Андресом Вудом. Фильм основан на одноименной биографии, написанной Анхелем Паррой, сыном Виолеты и Луиса Сереседа Аренаса. Парра участвовал в создании фильма.Этот фильм был выбран в качестве заявки Чили на лучший фильм на иностранном языке на 84-й церемонии вручения премии Оскар , но не вошел в окончательный шорт-лист. В 2012 году фильм получил «Сандэнс ». приз мирового драматического жюри кинофестиваля [31]
Дискография
[ редактировать ]Студийные альбомы
[ редактировать ]- Песни и танцы Чили Том. 1 (1956)
- Чили песни и танцы. Полет. 2 (1956)
- Виолета Парра, пение и гитара. Фольклор Чили, Том I (1956).
- Виолета Парра в сопровождении гитары. Фольклор Чили, Том II (1958).
- Куэка, представленная Виолетой Парра: Фольклор Чили, Том III. (1958)
- Мелодия, представленная Виолетой Парра: El Folklore de Chile, Vol. (1958)
- Вся Виолета Парра: Фольклор Чили, Том VIII (1960).
- Виолета Парра, гитара и вокал: Песни и танцы Чили. (1963)
- Вспоминая Чили (Чилиец в Париже). (1965)
- Палатка королевы (1966)
- Последние композиции Виолеты Парра (1967)
Посмертная дискография
[ редактировать ]- Виолета Парра и ее песни заново открыты в Париже (1971).
- Песни Виолеты Парра (1971)
- Ле Чили де Виолета Парра (1974)
- Река крови (1975)
- Присутствует/отсутствует (1975)
- Десятые (1976)
- Песни и ритмы Чили (1991)
- Человек со своим разумом (1992)
- Десятые и сотые (1993)
- Фольклор и страсть (1994)
- Создавая историю: Садовница и ее песня (1997)
- Виолета Парра: Антология (1998)
- Песни снова найдены в Париже (1999)
- Композиции для гитары (1999)
- Виолета Парра – В Женеве, в прямом эфире, 1965 (1999)
- Виолета Парра: Крестьянские песни (1999)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Верба, Эрикча: Благодаря жизни: Биография Виолеты Парра . Издательство Университета Северной Каролины, 2025 г.
- Мэр Альфонсо: Тодо Виолета Парра (биография плюс антология песен и стихов) Ediciones de la Flor. Буэнос-Айрес, 1974 год.
- Диллон, Лорна. Виолета Парра: жизнь и творчество . Вудбридж: Тамесис, 2017. Academia.edu Жизнь и творчество Виолеты Парра
- Диллон, Лорна. «Религия и традиция пробуждения ангела в искусстве и текстах Виолеты Парра» Taller de Letras 59 (2016): 91–109. Академия.eu
- Диллон, Лорна. «Вызывающее искусство: феминистская диалектика Арпиллераса Виолеты Парра». В книге «Идентичность, нация, дискурс: латиноамериканские женщины-писатели и художницы » под редакцией Клэр Тейлор, 53–66. Кембридж: Издательство Cambridge Scholars Publishing, 2009.
- Эскобар-Мундака, А. « Я не играю на гитаре ради аплодисментов : перевернув мир вверх тормашками», в Вилчес, П., «Составление карты культурных ландшафтов Виолеты Парра», Cham: Palgrave Macmillan, 2018.
- Эскобар-Мундака, А. Перевод поэтики: анализ связей между музыкой, поэзией и искусством Виолеты Парра. Докторская диссертация, Университет Сассекса. 2019.
- Эскобар-Мундака, А. Виолета Парра, подход к междисциплинарному творчеству . Магистерская диссертация. Университет Барселоны: Испания, 2012 г.
- Кершен, Карен. Виолета Парра: По прихоти ветра . Альбукерке, Нью-Мексико: ABQ Press, 2010.
- МАННС, Патрисио. Виолета Парра . Мадрид: Хукар, 1978; 2-е изд. 1984 г.
- ПАРРА, Анхель. Виолета попала в рай . Сантьяго-де-Чили: Каталония, 2006 г.
- ПАРРА, Эдуардо. Моя сестра Виолета Парра . Его жизнь и деятельность в десятых долях. Сантьяго-де-Чили: LOM Ediciones , 1998.
- ПАРРА, Изабель. Книга Виолеты Парры . Мадрид: Михай, 1985.
- ПАРРА, Виолетта. Виолета Парра, Сочинения для гитары . Ред. КОНЧА, Оливия;
- Морено, Альбрехт: «Виолета Парра и «Новая чилийская песнь». Исследования латиноамериканской популярной культуры 5 (1986): 108–26.
- SUBERCASEAUX, Бернардо и ЛОНДОНЬО, Хайме. Спасибо Жизни. Виолета Парра, показания . Буэнос-Айрес: Галерна, 1976 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алехандро, Эскобар Мундака (1 июня 2012 г.). «Виолета Парра, подход к междисциплинарному творчеству» . Официальная магистратура – Музыка как междисциплинарное искусство . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Фернандес Сантос, Эльза (4 февраля 2012 г.). «Страна » Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ «Биография Виолеты Парра» .
- ^ Фонд Виолеты Парра
- ^ Jump up to: а б «История музея» .
- ^ Вилчес, Патрисия (2018), Вилчес, Патриция (редактор), «Con Fuerza, Виолета Парра: Художница и ее наследие» , Картирование культурных ландшафтов Виолеты Парра , Cham: Springer International Publishing, стр. 1–10, номер домена : 10.1007/978-3-319-69302-6_1 , ISBN. 978-3-319-69302-6 , получено 26 марта 2024 г.
- ^ «Фонд Виолеты Парра» . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Батль Латроп, Мэри Б. (декабрь 2021 г.). «Виолета Парра: Музыкально-политическое наследие певицы: Этномузыкологический форум » Этномузыкальный форум . 30 (3): 358–378. дои : 10.1080/17411912.2021.2006075 .
- ^ Jump up to: а б Вилчес, Патрисия (2018), Вилчес, Патриция (редактор), «Con Fuerza, Виолета Парра: Художница и ее наследие» , Картирование культурных ландшафтов Виолеты Парра , Cham: Springer International Publishing, стр. 1–10, номер домена : 10.1007/978-3-319-69302-6_1 , ISBN. 978-3-319-69301-9 , получено 14 марта 2024 г.
- ^ Батль Латроп, Мэри Б. (2 сентября 2021 г.). «Вайолет Парра: музыкально-политическое наследие певицы » Этномузыкальный форум . 30 (3): 358–378. дои : 10.1080/17411912.2021.2006075 . ISSN 1741-1912 .
- ^ «Биография Виолеты Парра: Интербригадас» . 28 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2014 года . Проверено 17 февраля 2019 г.
- ^ «Виолете Парра 100 лет» . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Виолета Парра » Хронология Виолеты Парра» . www.violetaparra.cl . Архивировано из оригинала 12 ноября 2011 года . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Ухо Ван Гога – Пляж и благодарность жизни» . Ютуб. 17 июля 2006 года . Проверено 5 марта 2012 г.
- ^ «Альберто Кортес» . Ютуб . Проверено 5 марта 2012 г.
- ^ «Спасибо жизни » . Vocesunidasporchile.com . 31 декабря 2010 года . Проверено 5 марта 2012 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Кейси Масгрейвс - благодаря жизни (официальное аудио) , получено 10 сентября 2021 г.
- ^ "GRACES A LA VIDA Chords – Violeta Parra – E-Chords" . Электронный chords.com . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ «Песенник Виолеты Парра» . Фонд Виолеты Парра. 31 декабря 2008 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ «Виолета Парра, «Gracias a la vida» (Великие моменты в истории поп-музыки) - Блог Britannica» . 5 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года . Проверено 17 февраля 2019 г.
- ^ Ортис, Рэнди (21 апреля 2013 г.). «Такая милая… предсмертная записка?!» . Medium.com . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ «ПИСЬМО НАЗАД В 17 – Виолета Парра» . musica.com . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Верба, Эрика Ким (2018), Вилчес, Патриция (редактор), «Виолета Парра и чилийское народное возрождение 1950-х годов» , Картирование культурных ландшафтов Виолеты Парра , Cham: Springer International Publishing, стр. 107-1 13–26, номер домена : 10.1007/978-3-319-69302-6_2 , ISBN. 978-3-319-69301-9 , получено 14 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Диллон, Лорна (июнь 2018 г.). «Перепозиционирование популярного: гибридная эстетика картин Виолеты Парра Мачитун , Лас-трес-Паскуалас и Казамьенто-де-негрос » . Исследования латиноамериканской популярной культуры . 36 : 145–160. дои : 10.7560/slapc3609 . ISSN 0730-9139 .
- ^ Мундака, Алехандро Эскобар. «Политика в музыке Виолеты Парра» . Академия.edu . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Мена, Росарио. «Эдуардо Парра: Моя сестра Виолетта Парра» . Nuestro.cl . Архивировано из оригинала 29 октября 2009 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- ↑ Аркос, Бетто (13 июля 2013 г.). «В «Виолете попала в рай» бурная жизнь народной иконы» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 13 июля 2013 г.
- ↑ Аткинсон, Майкл (26 марта 2013 г.). «Виолета попала в рай: рецензия на фильм» . Тайм-аут . Проверено 27 сентября 2019 г.
- ^ «100 лет со дня рождения Виолеты Парра» . Google . 4 октября 2017 г.
- ^ Мундака, Алехандро Эскобар. «Виолета попала в небеса – Алехандро Эскобар Мундака» . Академия.edu . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Сэвидж, София (16 августа 2012 г.). «Победительница фестиваля «Сандэнс» «Виолета отправилась в рай» отправляется в кино Лорбер [трейлер]» . Инди Вайр . Проверено 3 октября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Семья Парра
- 1917 рождений
- Самоубийства 1967 года
- 1967 смертей
- Чилийские коммунисты
- Чилийские народные певцы
- Чилийские певицы XX века
- Чилийские женщины-певицы и авторы песен
- Чилийские певцы и авторы песен
- Новые песни музыкантов
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия в Чили
- Чилийские фольклористы
- Авторы песен латиноамериканской музыки
- Чилийские автобиографы
- Женщины-автобиографы
- Чилийские женщины-фольклористки
- Женщины в латинской музыке