Болеро
Болеро | |
---|---|
Стилистическое происхождение | Кубинская песня |
Культурное происхождение | 1880-е годы, расположен в Сантьяго-де-Куба. |
Производные формы | Бачата |
Жанры фьюжн | |
Региональные сцены | |
|
Болеро: индивидуальность, эмоции и поэзия, превращенные в песню | |
---|---|
Страна | Куба и Мексика |
Ссылка | 01990 |
Область | Латинская Америка и Карибский бассейн |
История надписи | |
Надпись | 2023 г. (18-я сессия) |
Список | Представитель |
Болеро — жанр песни , зародившийся на востоке Кубы в конце 19 века как часть традиции трова . Не связанное с более древним одноименным испанским танцем , болеро характеризуется сложной лирикой, посвященной любви. Ее назвали «типичной латиноамериканской романтической песней двадцатого века». [ 1 ]
В отличие от более простого, тематически разнообразного canción , болеро не вытекало непосредственно из европейской лирической традиции, которая включала итальянскую оперу и канцону , популярные в то время в городских центрах, таких как Гавана. Вместо этого он родился как форма романтической народной поэзии, культивируемой новой породой трубадуров из Сантьяго-де-Куба , тровадорами . [ 1 ] Пепе Санчес считается отцом этого направления и автором первого болеро «Тристеза», написанного в 1883 году. [ 2 ] Первоначально болеро исполнялись отдельными тровадорами под игру на гитаре . Со временем тровадоры стали обычным явлением играть в группах, таких как дуос , трио , куартетос и т. д. Благодаря Трио Матаморос , а затем и Трио Лос Панчос , болеро приобрело широкую популярность в Латинской Америке, США и Испании. В то же время Гавана стала благодатной почвой, где композиторы болеро встречались, чтобы создавать композиции и импровизировать новые мелодии; это было так называемое движение филинов , получившее свое название от английского слова « чувство ». Многие из наиболее устойчивых произведений этого жанра были написаны именно тогда и популяризированы в выступлениях на радио и в кабаре такими певцами, как Ольга Гийо и Елена Берк , при поддержке оркестров и биг-бэндов. [ 3 ]
Болеро обычно исполняются в размере 4/4, а в музыкальном плане композиции и аранжировки могут принимать самые разные формы. Эта гибкость позволила болеро появиться в репертуаре кубинских ансамблей сон и румбы , а также испанских певцов коплы и фламенко с начала 20 века. Иногда болеро объединяли с другими формами, образуя новые поджанры, такие как болеро-сон, популярное в 1930-х и 1940-х годах, и болеро-ча, популярное в 1950-х годах. В Соединенных Штатах бальный танец румба возник как адаптация болеро-сона в 1930-х годах. Болеро также можно найти в репертуаре африканской румбы многих артистов от Киншасы до Дакара , благодаря множеству пластинок болеро, которые распространялись по радио там как часть серии GV .
Популярность этого жанра также ощущалась во Вьетнаме, где он стал модным стилем песни в Южном Вьетнаме до падения Сайгона в 1975 году и остается популярным среди вьетнамцев.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]На Кубе болеро было, пожалуй, первым великим кубинским музыкально-вокальным синтезом, завоевавшим всеобщее признание. [ 4 ] В 2
В 4 раза эта танцевальная музыка распространилась на другие страны, оставив после себя то, что Эд Моралес назвал «самой популярной лирической традицией в Латинской Америке». [ 5 ]
Кубинская традиция болеро зародилась в Сантьяго-де-Куба в последней четверти XIX века; [ 6 ] он не обязан своим происхождением одноименной испанской музыке и песне. В 19 веке в Сантьяго-де-Куба выросла группа странствующих музыкантов, которые передвигались, зарабатывая на жизнь пением и игрой на гитаре.
Пепе Санчес известен как отец стиля трова и создатель кубинского болеро. Неподготовленный, но обладающий недюжинным природным талантом, он составлял в уме числа и никогда их не записывал. В результате большая часть этих чисел сейчас утеряна, но около двух десятков сохранились, потому что их записали друзья и студенты. Он был образцом и учителем для последующих великих тровадоров. [ 7 ] [ 8 ]
Распространение в Латинской Америке
[ редактировать ]Болеро впервые распространилось с востока Кубы в Доминиканскую Республику в 1895 году благодаря тровадору Синдо Гараю , который ранее привез на Кубу криоллу «Ла Дорила», что положило начало продолжительному обмену лирическими стилями между обоими островами. [ 9 ] В начале 20 века болеро достигло Пуэрто-Рико и Мексики, где около 1915 года его популяризировали первые радиостанции. [ 9 ] В Мексике этот жанр стал важным компонентом процветающего движения трова юкатека на Юкатане наряду с другими кубинскими формами, такими как клаве. Его ведущим представителем был Гути Карденас . [ 1 ]
К 1930-м годам, когда Трио Матаморос прославило свою смесь болеро и сон-кубано, известную как болеро-сон , этот жанр стал основным в музыкальном репертуаре большинства стран Латинской Америки. [ 10 ] В Испании кубинское болеро было включено в репертуар коплы с добавлением элементов андалузской музыки , что дало начало так называемому болеро моруно , прославленному такими композиторами, как Кармело Ларреа и Кинтеро, Леон и Кирога. [ 11 ]
Внешний звук | |
---|---|
Вы можете услышать болеро Марии Гревер: Ми Сарапе и Де Донде в исполнении Хуана Арвизу с Tipica Альфредо Антонини оркестром CBS и Джоном Серри-старшим в 1942 году здесь, на archive.org. |
Некоторые из ведущих композиторов болеро приехали из близлежащих стран, как в случае с плодовитым пуэрториканским композитором Рафаэлем Эрнандесом и мексиканскими композиторами: Агустином Ларой и Марией Гревер . Некоторые кубинские композиторы болеро в первую очередь считаются тровадорами. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Несколько лирических теноров также внесли свой вклад в популяризацию болеро по всей Северной и Южной Америке в 1930-х и 1940-х годах посредством живых концертов и выступлений на международных радиосетях. В эту группу входили мексиканские оперные теноры: Хуан Арвизу. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] and Nestor Mesta Chayres . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Их сотрудничество в Нью-Йорке с такими музыкантами, как Альфредо Антонини , Териг Туччи , Эльза Миранда и Джон Серри-старший, в CBS радиошоу Viva América также представило болеро миллионам слушателей по всей территории Соединенных Штатов. [ 23 ] Также заслуживают внимания в 1940-х и 1950-х годах выступления Трио Лос Панчо , в котором участвовали музыканты из Мексики и Пуэрто-Рико, в том числе: Чучо Наварро , Альфредо Хиль и Эрнандо Авилес. [ 24 ] [ 25 ] Популярность болеро возродилась в 1990-е годы, когда мексиканскому певцу Луису Мигелю приписали возрождение интереса к жанру болеро после релиза «Романтика» . [ 26 ]
Болеро-фьюжн
[ редактировать ]Хосе Лойола комментирует, что частое сочетание болеро с другими кубинскими ритмами является одной из причин, по которой оно было столь плодотворным в течение столь длительного периода времени:
- «Адаптация и слияние болеро с другими жанрами популярной танцевальной музыки способствовали его развитию, а также его значимости и современности». [ 27 ]
- (Адаптация и слияние болеро с другими видами популярной танцевальной музыки способствовали их развитию, а также их долговечности и вневременности.)
Эта адаптивность была во многом достигнута за счет отказа от ограничений в формате или инструментарии, а также за счет увеличения синкопы (что создавало более афрокубинский звук). Примерами могут быть:
- Болеро в дансоне : появление лирики в дансоне для создания данзонете .
- Болеро -сон : давняя любимая танцевальная музыка на Кубе, за границей захваченная под неправильным названием «румба».
- Болеро -мамбо , в котором медленные и красивые тексты были добавлены к сложным аранжировкам мамбо для биг-бэнда.
- Болеро -ча , производное 1950-х годов с ритмом чачача.
- Бачата . , доминиканская производная, разработанная в 1960-х годах
Тексты болеро можно найти в популярной музыке, особенно в латиноамериканской танцевальной музыке.
Вьетнам
[ редактировать ]Музыка Болеро распространилась и во Вьетнаме . В 1930-е годы нация полюбила современную музыку, сочетающую западные элементы с традиционной музыкой. Вьетнамское болеро, как правило, имеет более медленный темп по сравнению с латиноамериканским болеро и по стилю похоже на японскую энку и корейскую рысь . [ 28 ] Такая музыка была романтической, выражающей поэтическим языком понятия чувств, любви и жизни; [ 29 ] эта предрасположенность была ненавистна Вьетминю , который стремился сформировать рабочий класс в то время. [ 30 ]
Этот жанр стал в просторечии известен как желтая музыка , в отличие от nhạc đỏ ( красная музыка ), одобренная коммунистическим правительством Ханоя в эпоху войны во Вьетнаме . В результате победы Северного Вьетнама в войне эта музыка была запрещена в 1975 году. Те, кого поймали на прослушивании желтой музыки , будут наказаны, а их музыка конфискована. После падения Сайгона многие вьетнамцы мигрировали в Соединенные Штаты, забрав с собой свою музыку. Запрет был смягчен в 1986 году, когда снова можно было писать песни о любви, но к тому времени музыкальная индустрия была уничтожена. [ 30 ]
Правительство Вьетнама также запретило продажу вьетнамской музыки за рубежом, включая развлекательные шоу, такие как «Азия» и «Ночной Париж» . Однако в последние годы болеро снова стало популярным, поскольку во Вьетнаме выступало все больше зарубежных певцов. телесериалы с конкурсами певцов, такие как Boléro Idol , где певцы исполняют песни, в том числе песни, ранее запрещенные. Кроме того, стали популярными [ 30 ]
Бальные танцы
[ редактировать ]Международный бальный зал
[ редактировать ]Вариант кубинского болеро танцуется во всем мире латинского танца (под контролем Всемирного совета танца ) под неправильным названием « румба », которое часто пишется как «румба». Это произошло в начале 1930-х годов, когда потребовался простой общий термин для продвижения кубинской музыки среди аудитории, незнакомой с различными кубинскими музыкальными терминами. Так был назван знаменитый « Продавец арахиса », на самом деле сын-прегон, и этот ярлык прикрепился к другим видам кубинской музыки. [ 31 ] [ 32 ]
На Кубе болеро обычно пишут на 2
4 раза, часто в других местах 4
4 . Темп танца составляет около 120 ударов в минуту. Музыка имеет нежный кубинский ритм, напоминающий медленный сон , поэтому ее лучше всего можно охарактеризовать как болеро-сон. Как и в некоторых других кубинских танцах, здесь три шага на четыре доли, причем первый шаг фигуры приходится на вторую долю, а не на первую. Медленный (на две доли , четыре и один) выполняется движением бедра над стоящей ногой, без подбрасывания ноги. [ 33 ]
Американский ритм
[ редактировать ]Танец, известный как болеро, является одним из конкурсных танцев в American Rhythm категории бальных танцев . Первый шаг обычно делается на первую долю, удерживается во время второй доли, а еще два шага приходятся на третью и четвертую долю (обозначается как «медленно-быстро-быстро»). В соревновательном танце звучит музыка. 4
4 раза и будет находиться в диапазоне от 96 до 104 ударов в минуту. Этот танец сильно отличается от других танцев американского ритма тем, что он не только требует кубинских движений , но и поднимается и опускается, как в вальсе и движениях против тела . [ 34 ] Популярная музыка для этого танцевального стиля не обязательно должна быть латинской по происхождению. Доступны списки музыки, использованной в конкурсах по американскому ритм-болеро. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Вечеринка, Дэниел (2014). Хорн, Дэвид; Шеперд, Джон (ред.). Энциклопедия мировой популярной музыки Блумсбери, том 9: Жанры: Карибский бассейн и Латинская Америка . Издательство Блумсбери. стр. 62–67. ISBN 978-1-4411-3225-3 .
- ^ Биготт, Луис Антонио (1993). История кубинского болеро, 1883–1950 (на испанском языке). Издания Los Heraldos Negros. п. 59. ИСБН 978-980-6323-17-9 .
- ^ Биготт (1993), стр. 202, 213, 224.
- ^ Акоста, Леонардо 1987. От барабана к синтезатору . Ла Гавана. стр.121
- ^ Моралес, стр. 120.
- ^ Кристобаль Диас предлагает 1885 год: «болеро, созданное около 1885 года». Диас Айала, Кристобаль 1999. Когда я покинул Гавану 1898-1997: сто лет кубинской музыки во всем мире . 3-е изд., Кубанакан, Сан-Хуан, PR, стр. 24–25.
- ^ Оровио, Хелио 2004. Кубинская музыка от А до Я. стр. 195.
- ^ Оровио, Хелио 1995. Латинское болеро . Гавана.
- ^ Перейти обратно: а б Маджоло, Марсио Велоз; Кастильо, Хосе дель (2009). Болеро: видения и описания доминиканской страсти (на испанском языке). Санто-Доминго: CODETEL. п. 46. ИСБН 9789993486237 .
- ^ Биготт (1993), с. 125.
- ^ Маджиоло и Кастильо (2009), с. 180.
- ^ Лойола Фернандес, Хосе 1996. В ритме болеро: болеро в кубинской танцевальной музыке . Ураган, Рио-Пьедрас, PR
- ^ Оровио, Гелио 1992. 300 золотых болеро . Мехико.
- ^ Рестрепо Дуке, Эрнан 1992. О чем поют болеро . Колумбия.
- ^ Рико Салазар, Хайме 1999. Сто лет болеро: его история, композиторы, лучшие исполнители и 700 незабываемых болеро . 5-е изд., Богота.
- ^ Вуд, Эндрю Г. (2014). «От бордельского пианиста до тропического трубадура: 1897–1930». Августин Лара . стр. 20–48. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199892457.003.0002 . ISBN 978-0-19-989245-7 .
- ^ Хуан Арвизу - Биография в Todo Tango - Биография Хуана Арвизу и Болеро / Танго на tototango.com (на испанском языке)
- ^ Олсен, Дейл А.; Шихи, Дэниел Э. (25 сентября 2017 г.). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Америка, Мексика, Центральная Америка и Карибский бассейн . Рутледж. ISBN 9781351544238 – через Google Книги.
- ^ Медиа-звук и культура в Латинской Америке. Редакторы: Бронфман, Алеханда и Вуд, Эндрю Грант. University of Pittsburgh Press, Питтсбург, Пенсильвания, США, 2012, стр. 49 ISBN 978-0-8229-6187-1 Звук СМИ и культура в Латинской Америке . Редакторы: Бронфман, Алеханда и Вуд, Эндрю Грант. Хуан Арвизу - ведущий мексиканский тенор и радио CBS в Нью-Йорке на book.google.com
- ^ Эль Сигло де Торреон - Нестор Места Чайрес Биография и Болеро Нестора Места Чайреса на elsiglodetorreon.com (на испанском языке)
- ^ Медиа-звук и культура в Латинской Америке. Редакторы: Бронфман, Алеханда и Вуд, Эндрю Грант. University of Pittsburgh Press, Питтсбург, Пенсильвания, США, 2012, стр. 49 ISBN 978-0-8229-6187-1 Звук СМИ и культура в Латинской Америке . Редакторы: Бронфман, Алеханда и Вуд, Эндрю Грант. Нестор Места Чайрес - ведущий мексиканский тенор и радио CBS в Нью-Йорке на book.google.com
- ^ «НЕСТОР МЕСТА ШАЙРЕС-МЕКСИКА» . [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Медиа-звук и культура в Латинской Америке и Карибском бассейне. Редакторы: Бронфман, Алехандра и Вуд, Эндрю Грант. University of Pittsburgh Press, Питтсбург, Пенсильвания, США, 2012 г. Стр. 49 Books.google.com См. стр. 49
- ^ Энциклопедия латиноамериканской популярной музыки , Торрес, Джордж — редактор. Гринвуд, Оксфорд, Англия, 2013 г., с. 44-45, 415 ISBN 978-0-313-34031-4 «Энциклопедия латиноамериканской популярной музыки», Торрес, Джордж - редактор «Trio Los Panchos» на book.google.com
- ^ Латинская музыка - Музыканты, жанры и темы , Ставанс, Илан - главный редактор, Гринвуд, Оксфорд, Англия, 2014, стр. 798-799 ISBN 978-0-313-34395-7 Латинская музыка - Музыканты, жанры и темы , Ставанс, Илан - Издатель "Trio Los Panchos" на book.google.com
- ^ Холстон, Марк (сентябрь 1995 г.). «Вечный роман с Болеро» . Америки . 47 (5): 48–53. ПроКвест 1792715603 .
- ^ Лойола Фернандес, Хосе 1996. Ритм в болеро: болеро в кубинской танцевальной музыке . Ураган, Рио-Пьедрас, PR, стр. 249
- ^ По данным Тьен Фонга (26 августа 2010 г.). «Интеллектуалы тоже слушают золотую музыку» (на вьетнамском языке) . Проверено 3 ноября 2017 г.
Вьетнамское Болеро очень медленное.
- ^ Чан, Мин (12 апреля 2012 г.). «Болеро – история песни о любви» . VietnamNet (на вьетнамском языке) . Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дуй, Динь (12 октября 2016 г.). «Возрождение Болеро во Вьетнаме» . Дипломат . Дипломат . Проверено 30 октября 2017 г.
- ^ Диас Айала, Кристобаль 1981. Кубинская музыка от Арейто до Нуэва Трова . 2-е издание, Кубанакан, Сан-Хуан, PR
- ^ Сублетт, Нед 2004. Куба и ее музыка: от первых барабанов до мамбо . Чикаго. Глава 27. Торговец арахисом.
- ^ Лавель, Дорис 1983. Латиноамериканские и американские танцы . 3-е изд., Блэк, Лондон.
- ^ WD Eng, Inc. dba Dance Vision 2003. Бронзовое руководство по ритму в американском стиле , Лас-Вегас, Невада.
- ^ «Музыка из бального конкурса Америки» . Американский бальный вызов . PBS.org. Архивировано из оригинала 28 января 2020 года . Проверено 12 июля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Моралес, Эд (2003). Латинский бит . Да Капо Пресс. ISBN 0-306-81018-2 .