Андская музыка
Андская музыка — это группа музыкальных стилей региона Анд в Южной Америке.
Оригинальные песнопения и мелодии происходят из общей территории, населенной кечуа (родом из Перу , Боливии , Эквадора , Чили ), аймара (родом из Боливии ) и других народов, которые жили примерно на территории Империи инков до контакта с европейцами. Эта ранняя музыка тогда была слита с музыкальными элементами. Он включает в себя фольклорную музыку некоторых частей Перу, Боливии и Эквадора . Андская музыка в разной степени популярна в Южной Америке, ее основная публика проживает в сельских районах и среди коренного населения. Движение Nueva Canción 1970-х годов возродило этот жанр по всей Южной Америке и принесло его в места, где он был неизвестен или забыт.
Инструменты
[ редактировать ]В группу панфлейд входят сику (или зампонья) и антара. Это древние местные инструменты, которые различаются по размеру, настройке и стилю. Инструменты этой группы изготовлены из водного тростника, встречающегося во многих озерах Андского региона Южной Америки. Сику имеет два ряда тростей и настроен либо на пентатоническую, либо на диатоническую гамму. Некоторые современные однорядные свирели, созданные по образцу местной антары, способны играть в полную гамму, в то время как на традиционных сику играют с использованием двух рядов тростей, свернутых вместе. До сих пор обычным явлением является то, что два исполнителя исполняют одну мелодию, играя более широкий стиль сику, называемый тойо . Этот стиль голоса с вкраплениями нот между двумя музыкантами называется игрой в хоккете и до сих пор используется во многих традиционных песнях хуайно и современной андской музыке.
Кенас с зазубринами ( флейты ) остаются популярными и традиционно изготавливаются из того же водного тростника, что и сикус, хотя из ПВХ иногда используются трубы из-за их устойчивости к теплу, холоду и влажности. Обычно на кенах играют только в засушливый сезон, а на вертикальных флейтах, пинилло или таркас , играют в сезон дождей. Таркас изготавливается из местных лиственных пород Анд. Марширующие оркестры с преобладанием барабанов и свирели сегодня являются обычным явлением и используются для празднования свадеб, карнавалов и других праздников.
Современная история
[ редактировать ]Двадцатый век ознаменовался радикальными изменениями в андском обществе и культуре. В Боливии, например, в 1952 году произошла националистическая революция, которая привела к расширению прав и социальной осведомленности местных жителей. Новое правительство создало отдел фольклора в Министерстве образования Боливии, а радиостанции начали вещание на языках аймара и кечуа.
К 1965 году влиятельная группа Los Jairas [1] сформирован в Ла-Пасе , Боливия; квартет соединил родные звуки в формы, подходящие для городских европейцев и среднего класса . Один из членов Los Jairas, Жильбер Фавр (швейцарско-французский флейтист ) ранее был знаком с Паррасами ( Анхелем , Изабель и их матерью Виолетой ) в Париже. В конце концов Паррас начали продвигать местную музыку в Сантьяго, Чили . Саймон и Гарфанкель сделали кавер на песню Лос-Инков «El Cóndor Pasa», и музыка Анд стала известна во всем мире. [2]
В конце 1960-х годов появились местные группы, такие как Ruphay, Grupo Aymara и знаковая кечуа певица Лузмила Карпио . Позже чилийские группы, такие как Inti-Illimani и Los Curacas, взяли за основу работы Los Jairas и Parras, чтобы изобрести nueva canción , которая вернулась в Боливию в 1980-х годах в виде таких исполнителей canto nuevo, как Эмма Хунаро и Матильда Касазола . [3]
1970-е годы были десятилетием, когда андская музыка пережила наибольший рост. Различные группы возникли из разных деревень Андского региона. Перу, Эквадор, Чили, Боливия, юг Колумбии и северо-запад Аргентины.
Многие музыканты разъезжались по большим городам, формируя различные группы и группы. Одним из самых легендарных был Лос Кьяркас из Боливии , который пел и сочинял песни, которые стали огромными хитами в Боливии и позже стали андскими стандартами. Позже они распространили андскую музыку по всему миру.
Жанры и отношения с другими музыкальными стилями
[ редактировать ]- Карнавалито
- Диаблада - из Боливии
- Моренада – из южного Перу и западной Боливии.
- Тинку - возник из ритуала насильственного жертвоприношения матери-земле, чтобы обеспечить лучший внешний вид, удачу и процветание урожая следующего сезона.
- Канту - древний стиль музыки и хоровода, широко распространенный с инков или даже доинковской эпохи на Перуанском и Боливийском нагорье.
- Сан-Хуанито — возник в Эквадоре , Северном Перу и Южной Колумбии , ранее был связан с солнечным культом (Инти Райми).
- Уайно (вайню) - зародился в колониальном Перу как сочетание традиционной сельской народной музыки и популярной городской танцевальной музыки. Высокий вокал сопровождается множеством инструментов, в том числе кэна (флейта), арфа , сику (панфлейта), аккордеон , саксофон , чаранго , лютня , скрипка , гитара и мандолина . Некоторые элементы гуайно берут свое начало в музыке доколумбовых Анд , особенно на территории бывшей Империи инков . Уайно использует характерный ритм, в котором подчеркивается первая доля, за которой следуют две короткие доли. У Уайно есть несколько поджанров: Сикури , Карнавал Аякучано , Хиява , Чускада .
- Харави - древний традиционный музыкальный жанр, а также местная лирическая поэзия. Харави была широко распространена в Империи инков и сейчас особенно распространена в странах, входивших в нее: Перу, Боливии, Эквадоре, частично Чили. Обычно харави — это угрюмая, душевная, медленная и мелодичная песня или мелодия, исполняемая на кене.
- Мой афро-боливийский
- Чича - возникла в Перу в конце 1980-х годов как смесь музыки кумбии и хуайно.
- Вейлас Уайларш — возник в центральной Андской части Перу в долине Мантаро, расположенной в департаменте Хунин .
- Торил или Вака Таки — произошел из департамента Апуримак в Перу.
- Чимайче - исполняется в основном в провинциях Сиуас, Помабамба и Марискаль Лузуриага в Анкаше , Перу.
- Трусы
- Касва
- Таркеада — музыкальный стиль аймара, играемый на деревянных флейтах, известных как таркас, распространенный в Боливии, Пуно , Перу и Паринакоте , Чили, а также в северной Аргентине.
- Уайльяча – из каньона Колка в Арекипе.
- Маринера – афро-перуанский ритм.
Кумбия
[ редактировать ]Родом из карибского побережья Колумбии, кумбия позже распространилась по большей части Латинской Америки. В Перу он развился в стиль, в просторечии известный как чича , который стал популярным стилем в Андском регионе, особенно среди нижних социально-экономических слоев общества, включая население кечуа и аймара . [ нужна ссылка ] Некоторые музыкальные жанры Анд также заимствовали элементы, первоначально представленные перуанской кумбией, такие как электрические бас -гитары, электронная перкуссия и немногое из оригинального ритма кумбии. [ нужна ссылка ]
новая песня
[ редактировать ]Андская музыка послужила основным источником вдохновения для нео-фольклорного движения Nueva canción , которое началось в 1960-х годах. Музыканты Nueva canción не только интерпретировали старые песни, но и создавали новые произведения, которые теперь считаются андской музыкой. Некоторые музыканты Nueva canción, такие как Los Jaivas, сочетали андскую музыку с психоделическим и прогрессивным роком .
Рок на испанском языке
[ редактировать ]В то время как волна испанского рока 1980-х и 1990-х годов в значительной степени отвергла новую кансьон и фольклор в пользу хард-рока , поп-рока , панка , альтернативного рока и звучания новой волны , некоторые элементы андской музыки были представлены в песнях рок-эн-испанского типа, таких как « Cuando pase el temblor » группы Soda Stereo и «Lamento boliviano» группы Los Enanitos Verdes .
Другие известные группы и художники
[ редактировать ]- Аргентина
- Боливия
- Чили
- Колумбия
- Эквадор
- Перу
- За пределами Анд
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ losjairas.com Лос-Хайрас получено 17 июля 2021 г.
- ↑ Пропуски кондора получены 17 июля 2021 г.
- ^ Читай, Джеймс; Гиды, Грубые (4 февраля 2008 г.). Приблизительный путеводитель по Боливии . Пингвин. стр. 421–. ISBN 978-1-4053-8374-5 . Проверено 20 июля 2021 г.
- ^ «В Рождество встречается Восток и Запад» . Эспланада . 25 декабря 2022 г. Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Фестиваль бесплатной музыки в Кито для культур предков» . Вселенная (на испанском языке). 2 августа 2015 года . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Росалес, Хосе Луис (27 февраля 2020 г.). «Нанда Маньячи исполняет спектакли до своей полувековой жизни» . El Comercio (на испанском языке) . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Росалес, Хосе Луис (18 января 2016 г.). «Музыканты Отавало вернулись» . El Comercio (на испанском языке) . Проверено 23 января 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брилл, Марк. Музыка Латинской Америки и Карибского бассейна, 2-е издание, 2018 г. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 1138053562
Внешние ссылки
[ редактировать ]- "Tierra de vientos" / "Земля ветров", сеть, посвященная андской музыке (на английском и испанском языках)
- «Ветры земли», примеры андской музыки и инструментов.
- «Мануэльча Прадо», гитарист, певец и композитор.
- Copacabana Internacional - стереофонический андский музыкальный проигрыватель
- Андская музыка из Пуно, Перу
- Андское музыкальное радио: бесплатно
- Музыка Анд и близлежащих регионов
- Андская музыка от LlajtaNet.Com