Руки
Руки | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 18 века, Османская Румыния. |
Манеле (от румынского , жен. сг. manea ; мн. manele , форма множественного числа более распространена) — жанр поп-фолк- музыки из Румынии .
Манеле можно разделить на «классическое манеле» и «современное манеле». «Классический манеле» - это жанр турецкого происхождения, исполняемый цыганскими музыкантами, называемыми лэутари , в манере лэутареаскэ. [1] в то время как «современные манеле» представляют собой смесь турецких , греческих , арабских , болгарских и сербских элементов, обычно с использованием современных (электронных) инструментов и битов.
Подобные музыкальные стили также присутствуют в других балканских регионах, таких как Болгария , Сербия , Черногория , Албания , Босния , Греция и Турция , а также среди экспатриантов и эмигрантов родом из этих регионов. Родственными жанрами являются болгарская чалга (манеле, привезенная румынскими гостями в Болгарию, называется «румынская чалга»), современный греческий скиладико и сербский турбо-фолк , каждый из которых представляет собой смесь местного народного греческого, болгарского и сербского влияния на поп -мелодию. .
История
Ранние упоминания терминов manea и manele появляются в румынских текстах конца 18 — начала 19 веков, в период турецкого сюзеренитета над румынскими княжествами, как жанр танцевальной музыки, привезённый цыганами из Стамбула . [1] Этот танец не имел текста. Некоторые из этих классических манеле были адаптированы на протяжении веков. [ нужна ссылка ]
В 1960-е годы появился тип lăutarească manea путем добавления текстов к геампаре, разновидности жанра lăutarescă manea турецкого происхождения.
Современное манеле зародилось в 1980-х и начале 1990-х годов как переводы и имитации турецких и арабских песен. Известный румынский певец манеле Адриан Копилул Минуне связывает это с жанром, известным как «турчаска» (турецкий). [2]
Этот жанр неоднократно подвергался обвинениям в плагиате, когда певцы манеле адаптировали популярные песни из Греции , Болгарии , Сербии и Турции , не отдавая должного внимания. Обвинения усилились особенно после того, как хит "De ce mă minti" ("Почему ты мне лжешь?") оказался всего лишь кавером на Деспины Ванди песню "M'agapas"/"Ah kardoula mou". Дальнейшие обвинения в плагиате были связаны с треком известной певицы Манеле под названием «Supărat» («Расстроенный»), который, как доказали третьи лица, является плагиатом из хорватской песни ( Umoran Жасмин Ставрос ). [3] Хотя технически эта песня не была манией, она усилила споры вокруг этого музыкального жанра и имиджа Румынии. Большинство радио- и телевизионных каналов и средств массовой информации бойкотируют музыку манеле.
Характеристики

Манеле представляет собой смесь «восточного» румынского фолка и современной поп-музыки с балканскими мотивами. Тексты обычно затрагивают темы любви, врагов, денег, алкоголизма и жизненных трудностей в целом, а некоторые песни специально посвящены вечеринкам. , свадьбы, похороны и т. д. Стиль Манеле содержит возражения против музыкальной примитивности и низкого исполнения.
Тематика и стиль
Манеле широко критикуют за лирическое содержание, которое часто состоит из хвастовства по поводу предполагаемой сексуальной привлекательности, интеллекта, богатства, социального статуса и превосходства певца над так называемыми «врагами». Многие певцы используют плохую грамматику, повторяющиеся и упрощенные рифмы, подходящие для пения , а иногда бывают вульгарными и/или женоненавистническими. Певцы иногда издают трели или крики во время инструментальных частей своих песен - аспект, который неоднократно пародировался.
У некоторых манеле также есть музыкальные клипы, многие из которых плохого качества, а другие записаны в ночных клубах или во время частных вечеринок.
Композиторы и исполнители Манеле также используют в своих произведениях термин «восточная музыка» или «музыка для вечеринок» и считают свою музыку поджанром традиционной народной цыганской музыки .
Традиционная цыганская музыка обычно исполняется на классических инструментах живой группой (тараф) лэутари и имеет классические тексты, в то время как манеле обычно исполняется только одним исполнителем, использующим современные инструменты (обычно синтезаторы ) в качестве поддержки. Большинство манеле записываются в небольших студиях звукозаписи, принадлежащих самому певцу или группе певцов, поскольку крупные звукозаписывающие компании отказываются заключать с ними контракт. Однако есть и исключения: например, Стана Избаша и Нику Палеру поют вживую, часто на традиционных инструментах.
Этимология и использование
Слово «манеа» имеет турецкое происхождение: мани — это форма турецкой народной песни, состоящая из четверостиший . [1] [4] Слово «манеа» имеет форму единственного числа и относится к самому музыкальному произведению, принадлежащему к жанру Манеле. Ударение стоит на втором слоге: maneá .
Версия множественного числа, более часто используемая, manele , относится к:
- музыкальный жанр (например: «Я слушаю манеле », по-румынски: «Ascult Manele ».)
- две или более песни манеа (например: «Какие последние манеле (песни) вы знаете?», на румынском языке: «Какие последние манеле (песни) вы знаете?»)
Прилагательная форма слова — manelist , которая иногда используется в румынском языке с уничижительной переносной формой.
Модные ручки
Манелесты создали особый имидж на румынской музыкальной сцене, продемонстрировав свой собственный модный стиль. Многие манелесты используют роскошные и повседневные стили, которые в совокупности образуют особую моду манеле. Типичная одежда манеле включает в себя яркие украшения и одежду доступных брендов класса люкс (таких как Versace , Armani или Dolce & Gabbana ) или некоторых спортивных брендов (особенно Nike ). Такие бренды являются важной частью культуры манеле, и иногда они даже упоминаются в текстах песен.
Общественное мнение
Манеле - очень спорный жанр в Румынии, причем многие представители румынского высшего среднего и интеллектуального класса выступают против этого «музыкального» движения (и его популяризации) в основном из-за использования неправильной грамматики, чрезмерно упрощенных или детских текстов и тематики и / или поощрение унизительного поведения по отношению к другим людям, а также общее антисоциальное послание. Тот факт, что тексты песен манеле многие считают грубыми и безвкусными, в сочетании с широко распространенным расизмом в отношении цыган , [5] [6] которые составляют основную часть исполнителей манеле, привело к усилению враждебности между фанатами и противниками. [1] Это порождало частые конфликты между ними, часто в форме интернет-войн.
) неоднократно называли манеле В средствах массовой информации журналисты и ученые (например, литературный критик Джордж Прутяну «псевдомузыкой». [3] «чистая глупость, некультурность и бла-бла» или даже «ночная мочи общества». [7] К. Теперча, член Национального аудиовизуального совета, который проводил исследование этого жанра для совета, в интервью назвал его «жанром для умственно отсталых». [8] Высказывались даже предложения запретить этот вид музыки. [3]
Цыганско-румынский классический музыкант и политик Мэдэлин Войку проводит различие между оригинальным жанром и сегодняшними интерпретаторами, называя их произведения «китчем и безвкусицей», «плохим товаром, который легко петь и который продается только дуракам по высокой цене», но считает их быть «вредным», «простой музыкой и разрушать мозг», «олицетворением отсутствия музыкальной культуры в обществе» и «причудой, которая вот-вот исчезнет в будущем». [9]
Румыно-американский профессор Сезар Гиосан далее сравнивает этот жанр в статье в Dilema Veche с ранними стадиями рок-н-ролла (и Элвиса ), ранним рэпом и реггетоном, музыкой, исходящей из отверженных классов общества, которую избегают высшие классы по той простой причине, что они возникли, но позже стали мейнстримом. [10] Тот же профессор считает этот жанр формой самобытности, идущей снизу, когда певцы обладают подлинным (хотя и грубым и необразованным) музыкальным талантом, а тексты являются лишь отражением основных, простых человеческих потребностей. [10] В том же духе Сорин Адам Матей, доцент кафедры коммуникаций Университета Пердью, США, в авторской статье для Evenimentul Zilei подтвердил , что манеле — это креольский жанр, простая, но живая музыка, порожденная встречей многих культур. у него есть шанс добиться успеха как культурного стиля, если его отшлифовать и «очистить». [11] Оба считают, что Манеле является ценным представителем румынской популярной культуры, и хотели бы, чтобы это поощрялось. Известный цыганско-румынский скрипач Флорин Никулеску заявил, что певцы манеле талантливы, но им не хватает музыкального образования. [12]
На румынских телеканалах исполнителей манеле и музыку особенно можно увидеть на специализированных телеканалах манеле, таких как Taraf TV или Manele TV. Хотя основные радиостанции не транслируют манеле, многие более мелкие станции это делают. [ нужна ссылка ] , особенно в столице Румынии Бухаресте. Время от времени переводчики-манеле появляются в новогодних программах на телеканалах.
Запрет
Манеле запретили в некоторых городах Румынии пользоваться общественным транспортом. [13] Таксис [14] или фестивали. [15] [16]
Известные исполнители
До 1984 года: скрипачи Манеле
- Братья Гор (Аурел и Виктор Горы) — инструментальная манеле
- Габи Лункэ
- Ромика Пучану
1984–1991: Первый современный манеле (добавление электронного звука).
- Azur (вокалист: Нелу Влад) — первая группа, использующая электронные биты.
- Альбатрос (вокалистка: Иоланда Кристя, она же Насте дин Берцени)
- Дженерик (вокалист: Дэн Сиотой)
- Miracol C (вокалист: Цезарь Дуцу, он же Чезарица)
- Odeon (вокалист: Костел Геамбашу)
1992–2004: Послереволюционный период.
- Дэн Армеанка - считается крестным отцом цыганской поп-музыки.
- Адриан Миракл (ранее Адриан Копилул Мунуне, Ади де Вито)
- Кости Ионица
- Кармен Сербан
2004 – настоящее время: Современная манеле.
Среди популярных исполнителей - Флорин Салам , Николае Гуцэ , Вали Виели , Санду Чорба , Цанка Урагану , Костел Бижу и ДеСанто.
См. также
- Чалга , в Болгарии.
- Лайко , в Греции
- Турбо-фолк , в Сербии
- Музыка Ливана , в Ливане
- Арабская поп-музыка в арабском мире
Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д Алина Галилюк (2015). «Музыка Манеле и дискурс балканизма в Румынии» . Коммуникация, культура и критика . 8 (2). Издательство Оксфордского университета : 290–308. дои : 10.1111/cccr.12083 .
- ^ Д. Кобуз с А. Симионеску, Meşterul Manele. Архивировано 2 октября 2012 г. в Wayback Machine («Мастер Манеле»), Jurnalul Naţional ; в том же интервью Адриан Миньюн также заявил, что участвовал в «сотнях альбомов» и написал «многие, тысячи...» песен.
- ^ Jump up to: а б с М. Манега, Кто боится манеле? Архивировано 17 декабря 2007 г. в Wayback Machine («Кто боится манеле») Jurnalul Naţional .
- ^ «Тюрк Дил Куруму» . Tdk.gov.tr. Архивировано из оригинала 5 августа 2012 года . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ Стил, Джонатан (8 апреля 2000 г.). «Цыгане чувствуют удары всеобщей ненависти – расистские нападения и дискриминация растут по всей Европе» . agitprop.org.au . Архивировано из оригинала 2 сентября 2007 года . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Стил, Джонатан (8 апреля 2000 г.). «Цыгане чувствуют плеть всеобщей ненависти» . Хранитель . Архивировано из оригинала 18 августа 2022 года . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Д. Андрони, Это ночное недержание общества. Архивировано 2 октября 2012 г. в Wayback Machine («Это ночное недержание общества»), Jurnalul Naţional.
- ↑ Д. Андрони с К. Теперчей, Fariseism si manelism. Архивировано 2 октября 2012 г. в Wayback Machine (« Фарисейство и манелизм»), Jurnalul Naţional.
- ^ К. Янку, «Дешевый, но дорогой товар», Jurnalul Naţional .
- ^ Jump up to: а б К. Гиосан, Манеауа. Архивировано 11 февраля 2006 г. в Wayback Machine , Dilema Veche.
- ^ Сорин Адам Матей, Румыния из Карибского бассейна , Событие дня . ( Архив )
- ^ «Флорин Никулеско - Румынский мир - Номер 582 - 2003 год - Архив - Формула AS» . Формула-as.ro. Архивировано из оригинала 30 мая 2011 г. Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ «Ратуша должна решить: манеле Гуцэ и Салама запрещены в Галаце» . Адеварул.ро. 28 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2021 г. Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ «Интерзис ла манеле в такси!» . Libertatea.ro. 30 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 25 июня 2021 г. . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ «Manele interzise prin lege la Iasi» . Ziaruldeiasi.ro. Архивировано из оригинала 22 мая 2022 года . Проверено 15 октября 2013 г.
- ^ «Запрещенные руки на Винной дороге | Бузэу» . Газеты.com. 22 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2021 года . Проверено 15 октября 2013 г.
Примечания
- Записи конференции по манеле в "Национальном крестьянском музее"
- Интервью с этномузыковедом Сперанцей Рэдулеску