Сибуя-кей
Сибуя-кей | |
---|---|
![]() Перекресток Сибуя, 2007 г. | |
Родное имя | Тип Сибуя |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1990-е, Сибуя , Токио , Япония |
Жанры фьюжн | |
Акисибу-кей | |
Другие темы | |
Сибуя-кей ( яп . Shibuya-kei , букв. «Стиль Сибуя») — микрожанр. [7] музыки поп- [1] или общая эстетика [8] который процветал в Японии в середине-конце 1990-х годов. [3] Музыкальный жанр отличается подходом «вырезать и вставить», вдохновленным китчем , фьюжн и искусственностью определенных музыкальных стилей прошлого. [9] Наиболее распространенными ориентирами были культура 1960-х годов и западная поп-музыка. [1] особенно работы Берта Бакарака , Брайана Уилсона , Фила Спектора и Сержа Генсбура . [10]
Сибуя-кей впервые появился как розничная музыка в районе Сибуя в Токио . [5] Flipper's Guitar , дуэт под руководством Кэндзи Одзавы и Кейго Оямада (Корнелиус), сформировал основу жанра и оказал влияние на все его группы, но самой известной группой Сибуя-кей была Pizzicato Five , которая соединила мейнстримный J-pop с миксами. джазовых . , соул- и лаунж-влияний Сибуя-кей достиг своего пика в конце 1990-х и пришел в упадок после того, как его основные исполнители начали переходить в другие музыкальные стили.
За границей поклонники Сибуя-кей, как правило, были энтузиастами инди-попа , что контрастировало с тенденцией других японских музыкальных сцен привлекать слушателей зарубежных аниме-фандомов . Частично это произошло потому, что многие пластинки Сибуя-кей распространялись в Соединенных Штатах через крупные инди-лейблы, такие как Matador и Grand Royal . [3]
Предпосылки и влияния
[ редактировать ]Термин «Сибуя-кей» происходит от Сибуи ( 渋谷 ) , одного из 23 особых районов Токио , известного своей концентрацией стильных ресторанов, баров, зданий, музыкальных магазинов и книжных магазинов. [11] В конце 1980-х годов термин « J-pop » был сформулирован FM-радиостанцией J-Wave как способ отличить японскую музыку, звучащую по-западному (основная характеристика Сибуя-кей), от исключительно евроамериканской музыки. [11] В 1991 году HMV Shibuya открыла уголок J-pop, где были представлены стенды и буклеты, посвященные инди-альбомам. Это было одно из тех представлений, за которые появилось прозвище «Сибуя-кей». [12]
Богатые дети из высшего среднего класса, получившие частное образование, которые часто посещали эти магазины пластинок Сибуя, покупали множество импортных пластинок из Великобритании и всевозможных эзотерических переизданий, а затем создавали музыку, которая была портретом их как изысканно взыскательных потребителей.
В то время Сибуя был эпицентром токийской моды , ночной жизни и молодежной культуры. [14] с группой музыкальных магазинов, таких как Tower Records и HMV , в которых продавался широкий выбор импортных товаров, а также модных бутиков пластинок . [13] Британские независимые звукозаписывающие компании, такие как él Records и Compact Organization, оказали влияние на различных японских инди-дистрибьюторов. [15] а благодаря экономическому буму конца 1980-х годов в Японии музыкальные магазины Сибуя смогли позволить себе предлагать более широкий выбор жанров. [11]
Сибуя 90-х похож на Хейт-Эшбери 60-х . Молодежь там всегда думает о том, как быть крутой.
Музыковед Мори Ёситака пишет, что популярные местные группы ответили своей «эклектично модной гибридной музыкой, на которую повлияли различные музыкальные ресурсы со всего мира, в манере, которую можно было бы назвать постмодернистской ... они могли слушать, цитировать, семплировать, смешать и озвучить эту музыку и в конечном итоге создать новую гибридную музыку. Другими словами, Сибуя-кей был побочным продуктом потребительства ». [11] Журналист У. Дэвид Маркс отмечает, что музыканты были менее заинтересованы в оригинальном звучании, чем в том, чтобы звук отражал их личные вкусы, что музыка «буквально строилась из этого процесса сбора. «Творческое содержание» почти все курирование, поскольку они по сути воспроизвели свои любимые песни, немного изменив мелодию, но сохранив все части произведения нетронутыми». [17]
Особые пробные камни включают французскую йе-йе музыку Сержа Генсбура , [номер 1] оркестровая поп-музыка из Ван Дайка Паркса и Beach Boys Брайана Уилсона , [5] лаунж -поп Берта Бакарака , [1] и солнечная поп-музыка Роджера Николса и «Маленького круга друзей» . [2] Уилсона романтизировали как безумного гения, экспериментирующего в студии звукозаписи, а Фила Спектора копировали «Стену звука» не за ее плотность, а за ее тщательно продуманное качество. [16] На él Records Луи Филипп был провозглашен «крестным отцом» звука Сибуя примерно в то время, когда он выпустил только для Японии альбомы Jean Renoir (1992) и Rainfall (1993). [18] Рейнольдс добавляет, что Postcard Records и «традиция шотландского инди-попа, которую она породила, вызывали огромное восхищение, и существовала склонность к тому, что японцы окрестили «фанк-латина»: Haircut 100 ..., Blue Rondo à la Turk , Мэтт. Бьянко . Комбинация всех этих безобидных и уже явно эрзац-источников представляла собой космополитический гибрид, не опиравшийся на какие-либо местные японские влияния». [17]
Развитие и популярность
[ редактировать ]Flipper's Guitar , дуэт под руководством Кэндзи Одзавы и Кейго Оямада (также известного как Корнелиус ), сформировал основу Сибуя-кей и оказал влияние на все ее группы. Однако этот термин был придуман лишь постфактум. [19] и его точное определение не было сформулировано до 1993 года. [8] Многие из этих художников использовали стиль вырезания и вставки, вдохновленный предыдущими жанрами, основанными на китче , фьюжн и искусственности . [9] На Западе развитие камерной поп-музыки и возобновление интереса к коктейльной музыке были отдаленной параллелью. [20] [номер 2] По словам Рейнольдса: «Что действительно было интернациональным, так это лежащая в его основе чувствительность... Подход Сибуя-кей был общим для нового класса безродных космополитов с аванпостами в большинстве крупных городов мира... известных уничижительно как хипстеры ». [22] Со временем музыку групп Сибуя-кей и их производных можно было услышать практически в каждом кафе и бутике Японии. Рейнольдс называет это проблемой своей «модели повышенного потребительства и кураторства как творчества… Как только музыка становится отражением эзотерического знания, а не экспрессивной актуальностью, ее ценность легко теряется». [23]
После того, как Оямада начал сольную карьеру, он стал одним из самых успешных игроков Сибуя-кей. [13] Хотя его дебютный трек "The Sun Is My Enemy" достиг лишь 15-го места в японских чартах синглов, писатель Ян Мартин называет его "ключевым треком", который помог определить Сибуя-кей. [6] Его альбом Fantasma 1997 года также считается одним из величайших достижений жанра. [22] [19] Оямада заслужил похвалу от американских музыкальных критиков, которые назвали его «современным Брайаном Уилсоном» или «японским Беком ». [10] Маркс описал альбом как «важный учебник альтернативной музыкальной истории, где Бах , Бахарах и Beach Boys представляют собой великий триумвират». [19]
Самой известной группой Сибуя-кей была Pizzicato Five , которая соединила мейнстримный J-pop со смесью джаза , соула и лаунджа, достигнув коммерческого пика с альбомом Made in USA (1994). [14] По мере того, как в конце 1990-х годов популярность этого стиля росла, этот термин стал применяться ко многим группам, чей музыкальный стиль отражал более мейнстримную чувствительность. Хотя некоторые артисты отвергали или сопротивлялись тому, чтобы их относили к категории «Сибуя-кей», в конечном итоге это название прижилось, поскольку этот стиль был одобрен местными предприятиями, в том числе HMV Shibuya на Сибуя Сентер-стрит, которая продавала пластинки Сибуя-кей в своем разделе традиционной японской музыки. Все чаще музыкантов за пределами Японии, в том числе Momus , La Casa Azul , Dimitri from Paris , Ursula 1000, Никола Конте , Natural Calamity и Phofo , называют Сибуя-кей. [ нужна ссылка ] южнокорейские группы, такие как Clazziquai Project , Casker и Humming Urban Stereo, представляют «корейское нео-сибуя-кей-движение». Говорят, что [24]
Известность Сибуя-кей снизилась после того, как ее основные исполнители начали переходить к другим музыкальным стилям. [25] Момус сказал в интервью 2015 года, что субкультура больше связана с самим районом, который он назвал «раздутым торговым районом». [26]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В частности, "Yume Miru Shanson Ningyō", японская версия восковой куклы France Gall популярной , звуковой куклы , [ нужна ссылка ]
- ^ Как и Сибуя-кей, в аранжировках камерного поп-музыки на передний план выдвигаются такие инструменты, как струнные и духовые. [20] AllMusic отмечает, что, хотя камерный поп «частично был вдохновлен возрождением лаунж-музыки», в нем «полное отсутствие иронии или китча». [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Анон. (без даты). «Сибуя-Кей» . Вся музыка .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рейнольдс 2011 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Оганесян, Лиз (13 апреля 2011 г.). «Японский инди-поп: Путеводитель по Сибуя-Кей для начинающих» . Лос-Анджелес Еженедельник .
- ^ № 14 — Сити-поп [Нет. 14 ─ City Pop] (на японском языке). Bounce.com. 29 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2007 г. Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Иоффе, Джастин (13 июня 2016 г.). «День, когда J-Pop съел сам себя: Корнелиус и вневременная причудливость «Fantasma» » . Наблюдатель .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мартин, Ян (28 августа 2013 г.). «Двадцать лет назад Корнелиус выпускает трек, который определил Сибуя-кей» . Джапан Таймс .
- ^ «Клуб одиноких: Революцию не будут транслировать по телевидению, ее будут роботизировать» . Фактмаг . 28 августа 2018 года . Проверено 27 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Макнайт 2009 , с. 451.
- ^ Перейти обратно: а б Тонелли 2004 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Линдси, Кэм (4 августа 2016 г.). «Возвращение на планету Корнелиуса» . Порок . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ёситака 2009 , стр. 225.
- ^ Ониси 1998 , с. 482, придуманный по образцу J-pop дисплея HMV Shibuya; Макнайт 2009 , с. 451, уголок J-pop HMV Shibuya, открытый в 1991 году.
- ^ Перейти обратно: а б с Рейнольдс 2011 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б Олстон, Джошуа (1 июня 2015 г.). «Pizzicato Five лишила дискотеку самого необходимого и превратила ее в японскую» . АВ-клуб .
- ^ Ониси 1998 , с. 482.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтерс, Барри (6 ноября 2014 г.). «Корни Сибуя-Кей» . Музыкальная Академия Ред Булл .
- ^ Перейти обратно: а б Рейнольдс 2011 .
- ^ Эванс, Кристофер. «Луи Филипп» . Вся музыка .
- ^ Перейти обратно: а б с Хэдфилд, Джеймс (24 июля 2016 г.). «Кейго Оямада рассматривает турне «Fantasma» по США как хорошую разминку перед новым материалом Корнелиуса» . Джапан Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б Тонелли 2004 , с. 3.
- ^ «Камерный поп» . Вся музыка .
- ^ Перейти обратно: а б Рейнольдс 2011 , с. 169.
- ^ Рейнольдс 2011 , с. 170.
- ^ Шин, Хёнджун; Робертс, Мартин (январь 2013 г.). Восточноазиатская популярная музыка и ее (дис)содержание . Издательство Кембриджского университета . стр. 111–123.
- ^ Майкл, Патрик Ст. (11 июня 2016 г.). «Корнелиус: Обзор альбома Fantasma» . Вилы .
- ^ Фишер, Девон (10 марта 2015 г.). «Momus отдает дань уважения эксцентричным музыкальным исполнителям в «Turpsycore» » . Джапан Таймс . Проверено 17 апреля 2020 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Макнайт, Энн (2009). «Сибуя-Кей» . Энциклопедия современной японской культуры . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-48152-6 .
- Ониси, Кодзи (1998). «Сибуя-Кей (Звук Сибуя) и глобализация». В Мицуи, Туру (ред.). Популярная музыка: межкультурные интерпретации . Аспирантура по музыке, Университет Канадзавы. ISBN 978-4-9980684-1-9 .
- Рейнольдс, Саймон (2011). Ретромания: зависимость поп-культуры от собственного прошлого . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-1-4299-6858-4 .
- Тонелли, Кристофер (2004). Сибуя-кей? О-кей Десу!: Постмодернизм, сопротивление и токийская инди-культура . Калифорнийский университет, Сан-Диего.
- Ёситака, Мори (2009). «Переосмысление культурных гибридов» . В Берри, Крис; Лискутин, Никола; Макинтош, Джонатан Д. (ред.). Культурные исследования и культурная индустрия в Северо-Восточной Азии: какое значение имеет регион . Издательство Гонконгского университета. ISBN 978-962-209-975-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Keikaku — независимые и малоизвестные профили японских художников, обзоры, интервью и статьи на английском языке.
- Сибуя-кей на CDJournal.com (на японском языке)