Рокьёку

Рокёку ( 浪曲 ; также исторически называемое нанива-буси , 浪花節 ) — жанр традиционного японского повествовательного пения. Этот жанр исполняется певцом в сопровождении сямисэна . Рокёку стал очень популярен в Японии в первой половине 20 века.
В современном японском сленге «нанивабуси» иногда означает «плачущая история», поскольку песни часто были на грустные темы. Истории обычно были о сказках и мифах на темы верности и человеческих эмоций. Он имеет общие корни с более старыми повествованиями, такими как дзёрури , секкё-буси и ковака, которые возникли наряду с коданом и ракуго как доминирующие повествовательные искусства во время пика своей популярности. [ 1 ]
Существует два типа нанива-буси: Канто-буси , который встречается в основном в восточном Токио, и Кансай-буси, происходящий от укаре-буси из Западной Осаки.
Стиль исполнения
[ редактировать ]В рокёку представлении рокёкуши (певец) исполняет повествовательное пение в центре сцены, сочетая в себе пение (фуси) и устное слово (танка). [1] Киокуши (исполнитель на сямисэне) аккомпанирует певцу и подыгрывает ему. Рокёкуси . постарается увлечь и заинтересовать публику [ 2 ]
Инструменты
[ редактировать ]Происхождение и история
[ редактировать ]Рокёку зародился на улицах Токио в ранний период Мэйдзи . Позже оно превратилось в популярное развлечение, которое смотрели представители различных слоев общества. К концу периода Мэйдзи Рокёку привлек внимание всей Японии и стал частью культуры страны. В период Эдо исполнители входили в социально маргинализированные группы, называемые этахинин ( 穢多非人), или «люди низкого происхождения». [ 3 ]
Иерархия
[ редактировать ]В период позднего Эдо сформировалась иерархия представлений:
- Кадозукегеи : представления от двери к двери, религиозные нищие.
- Дайдогей: исполняется на открытом воздухе, например, в святилищах и на городских площадях.
- Ёсидзубари: временные конструкции в общественных местах, где исполнители не могут взимать фиксированную плату.
- Театральные представления: исполняются в различных театрах: от небольших эстрадных залов ( ёсэ ) до больших театров ( Кабуки-дза ). [ 3 ]
К 1947 году рокёкуси (певцы) были одними из лучших артистов индустрии. По оценкам, на пике популярности там выступало около 3000 исполнителей. [ 2 ] Однако в послевоенное время популярность рокёку начала снижаться и была омрачена западными развлечениями.
Записи
[ редактировать ]
К 1930-м годам рокёку достиг своего пика и стал одним из самых популярных жанров в Японии. [ 4 ] множество фильмов Рокёку В этот период было снято , в которых использовались повествования, например, популярный фильм «Кондзики Яша» (金色夜叉), написанный Одзаки Коё и снятый Хироши Симидзу . Рокёку транслировался по радио по всей Японии и начал становиться все более популярным среди низшего и среднего класса.
Аудиозаписи
[ редактировать ]- https://www.youtube.com/watch?v=Wb6PnUllUN8
- https://www.youtube.com/watch?v=ZrFamBf6JjA
- https://www.youtube.com/watch?v=oiC4UqeBfAQ
- https://www.youtube.com/watch?v=pPXJyf3Hl7Y
Известные исполнители
[ редактировать ]
- Такехару Кунимото
- Кумоэмон Точукен
- Ёсида Нарамару
- Харуо Минами
- Хидео Мурата
- Ичиро Сацуки
- Харуно Юрико
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Токита, Элисон (13 ноября 2023 г.), «Нанива-буси: музыкальное повествование, рожденное в современной Японии» , Справочник по японской музыке в современную эпоху , BRILL, стр. 156–172, ISBN 978-90-04-68717-2 , получено 13 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б « С каждым вздохом»: документирование классической японской традиции повествовательного пения «Рокёку» . nippon.com . 14 ноября 2023 г. Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Хироми, Хёдо; Смит, Генри Д. (2006). «Пение сказок Гиси: «Нанивабуси» и сорок семь ронинов в Японии позднего Мэйдзи» . Памятник Ниппонике . 61 (4): 459–508. ISSN 0027-0741 .
- ^ Джонсон, Генри (13 ноября 2023 г.), «Введение: японская музыка в современную эпоху» , Справочник по японской музыке в современную эпоху , BRILL, стр. 1–18, ISBN 978-90-04-68717-2 , получено 13 апреля 2024 г.
- Огихара, Джунко (1990). «Выставка фильмов для американцев японского происхождения в Лос-Анджелесе в эпоху немого кино» . История кино . 4 (2): 81–87. ISSN 0892-2160 .