Чиптюн
Чиптюн | |
---|---|
Другие имена | |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1970-х – начало 1980-х годов, Япония. |
Производные формы | |
Поджанры | |
Битпоп | |
Жанры фьюжн | |
Региональные сцены | |
Местные сцены | |
Другие темы | |
Художники |
Демосцена |
---|
Концепции |
Альтернативные демо-платформы |
Текущие партии |
Веб-сайты |
Журналы |
Программное обеспечение |
Электронная музыка |
---|
Экспериментальные формы |
Популярные стили |
Другие темы |
Chiptune — стиль электронной музыки , созданный с использованием звуковых чипов программируемого звукового генератора (PSG) или синтезаторов в старинных игровых автоматах , компьютерах и игровых консолях . [10] Этот термин обычно используется для обозначения музыки в формате трекера с использованием чрезвычайно простых и небольших сэмплов, которые мог воспроизвести старый компьютер или консоль (это первоначальное значение термина), а также музыки, сочетающей звуки PSG с современными музыкальными стилями. [11] [12] [13] Его описывают как «интерпретацию многих жанров», поскольку любую существующую песню можно аранжировать в стиле чиптюн, определяемом скорее выбором инструмента и тембра , чем конкретными элементами стиля. [14]
Технология
[ редактировать ]Генератор сигналов является фундаментальным модулем системы синтеза звука. Генератор сигналов обычно создает базовую геометрическую форму сигнала с фиксированным или переменным тембром и переменной высотой тона. Общие конфигурации генератора сигналов обычно включали две или три простые формы сигналов и часто один генератор псевдослучайного шума (PRNG). Доступные формы сигналов часто включали пульсовую волну ( тембр которой можно изменять путем изменения рабочего цикла ), прямоугольную волну (симметричную пульсовую волну, производящую только нечетные обертоны), треугольную волну (которая имеет фиксированный тембр, содержащий только нечетные гармоники , но более мягкая, чем прямоугольная волна). волна) и пилообразная волна (обладает ярким скрипучим тембром и содержит нечетные и четные гармоники). Двумя яркими примерами систем, использующих эту технологию, были портативная игровая консоль Nintendo Game Boy и персональный компьютер Commodore 64 . Game Boy использует два импульсных канала (с возможностью переключения между рабочим циклом волны 12,5%, 25%, 50% и 75%), канал для 4-битного генератора сигналов и генератор псевдослучайного шума. Однако Commodore 64 использовал Чип SID MOS Technology , который предлагал 3 канала, каждый из которых переключался между импульсным, пилообразным, треугольным и шумовым режимами. В отличие от Game Boy, импульсные каналы Commodore 64 позволяли полностью контролировать рабочие циклы волн. SID был очень технически продвинутым чипом, предлагающим множество других функций, включая кольцевую модуляцию и регулируемые резонансные фильтры. [15]
Из-за ограниченного количества голосов в ранних звуковых чипах одной из основных задач было создание богатой полифонической с их помощью музыки. Обычный метод эмуляции — быстрые арпеджио , которые являются одной из наиболее важных особенностей музыки чиптюн (наряду с ее электронными тембрами). [16]
В некоторых старых системах в качестве единственного источника звука использовался простой звуковой сигнал , например, в оригинальном ZX Spectrum и IBM PC ; несмотря на это, многие опытные программисты смогли создавать неожиданно богатую музыку с помощью этого голого оборудования, где звук полностью генерируется процессором системы путем прямого управления звуковым сигналом.
История
[ редактировать ]1951–1979: Предшественники
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Science International : Что они подумают дальше? , видео на YouTube |
Самые ранние предшественники чиповой музыки можно найти в ранней истории компьютерной музыки . В 1951 году компьютеры CSIRAC и Ferranti Mark 1 использовались для публичного исполнения синтезированной цифровой музыки в реальном времени. [17]
Один из первых коммерческих компьютерных музыкальных альбомов вышел на Первом Филадельфийском фестивале компьютерной музыки, состоявшемся 25 августа 1978 года в рамках выставки Personal Computing '78. Записи Первого Филадельфийского фестиваля компьютерной музыки были опубликованы издательством Creative Computing в 1979 году. [18] Глобальная телепрограмма этой Science International (1976–1979) присвоила рейтинг PDP-11/10 . музыке [19]
Середина 1970–1980-х годов: зарождение видеоигр.
[ редактировать ]Музыка Chiptune начала появляться вместе с музыкой для видеоигр, созданной в золотой век аркадных игр . Ранним примером была вступительная мелодия в Томохиро Нишикадо ( аркадной игре Gun Fight 1975). Первой видеоигрой, в которой использовался непрерывный фоновый саундтрек, была игра Томохиро Нишикадо Space Invaders 1978 года , в которой четыре простых хроматических нисходящих басовых ноты повторялись в цикле , хотя она была динамичной и взаимодействовала с игроком, увеличивая темп по мере того, как враги спускались на игрока. . [20] Первой видеоигрой, в которой использовалась непрерывная мелодичная фоновая музыка, была Rally-X , аркадная игра, выпущенная Namco в 1980 году, с простой мелодией, которая непрерывно повторяется во время игрового процесса . [21] Это также была одна из первых игр, в которых звуков использовался цифро-аналоговый преобразователь для создания сэмплов . [22] первая видеоигра с синтезатором речи В том же году была выпущена Sunsoft от стрелялка — аркадная игра- Stratovox . [21]
В конце 1970-х годов новатор синти-попа и электронной танцевальной музыки группа- Yellow Magic Orchestra (YMO) использовала компьютеры для создания синтезированной музыки. [23] Некоторые из их ранних музыкальных произведений, в том числе одноименный дебютный альбом 1978 года , содержали семплы звуков из популярных аркадных игр, таких как Space Invaders. [24] и перестрелка . Помимо включения в свою музыку звуков из современных видеоигр, группа позже оказала большое влияние на большую часть музыки для видеоигр и чиптюн, созданной в 8-битную и 16-битную эпоху . [25] [26] от Sega аркадная игра Super Locomotive Например, 1982 года содержала кавер -версию песни YMO « Rydeen » (1979); [27] несколько более поздних компьютерных игр также использовали эту песню, например, Trooper Truck (1983) от Rabbit Software , а также Decathlon Дейли Томпсона (1984) и Stryker's Run (1986) в аранжировке Мартина Голуэя .
К 1983 году Konami компании в аркадной игре Gyruss использовались пять звуковых чипов вместе с цифро-аналоговым преобразователем, которые частично использовались для создания электронной версии И.С. Баха Токкаты и фуги ре минор . [28] В 1984 году бывший участник YMO Харуоми Хосоно выпустил альбом, полностью созданный из сэмплов аркадных игр Namco, под названием Video Game Music , ранний пример записи чиптюна. [29] и первый музыкальный альбом для видеоигр. [30] В пластинку вошли работы композиторов чиптюна Namco: Тошио Кай ( Pac-Man в 1980 году), Нобуюки Оноги ( Galaga , New Rally-X и Bosconian в 1981 году и Pole Position в 1982 году) и Юрико Кейно ( Dig Dug и Xevious в 1982 году) . 1982). [31]
Начало 1980-х–1994 годов: FM-синтез.
[ редактировать ]Крупным достижением в области чиповой музыки стало внедрение синтеза частотной модуляции (FM-синтеза), впервые коммерчески выпущенного компанией Yamaha для своих цифровых синтезаторов и FM- звуковых чипов , которые начали появляться в игровых автоматах с начала 1980-х годов. [32] [33] из Konami Среди композиторов аркадных игр, использующих FM-синтез, в то время были Мики Хигасино ( «Gradius» , «Yie-Ar Kung Fu» , «Teenage Mutant Ninja Turtles» ) и Sega из Хироши Кавагути ( «Space Harrier» , « Hang-On» , Out Run ).
К началу 1980-х годов значительные улучшения в музыке для компьютерных игр стали возможны благодаря внедрению цифрового FM-синтезатора звука. Yamaha начала производство плат FM-синтезаторов для японских компьютеров, таких как NEC PC-8801 и PC-9801 , в начале 1980-х годов, а к середине 1980-х годов PC-8801 и FM-7 имели встроенный FM-звук. Это позволило музыке компьютерных игр стать более сложной, чем упрощенные звуковые сигналы из внутренних динамиков. Эти FM-синтезаторы производили «теплый и приятный звук», который такие музыканты, как Юзо Косиро и Такеши Або, использовали для создания музыки, которая до сих пор высоко ценится в сообществе чиптюнов. [34] В начале 1980-х годов японские персональные компьютеры , такие как NEC PC-88 и PC-98, имели языки аудиопрограммирования , такие как Music Macro Language (MML) и MIDI- интерфейсы, которые чаще всего использовались для создания музыки из видеоигр. [35]
В 1985 году Fujitsu также выпустила программное обеспечение FM Sound Editor для FM-7, предоставляющее пользователям удобный интерфейс для создания и редактирования синтезированной музыки. [36]
В 1987 году FM-синтез стал доступен для западных компьютеров, когда канадская компания Ad Lib выпустила карту музыкального синтезатора AdLib для персонального компьютера IBM . [37] в то время как сингапурская компания Creative Labs в 1989 году включила звуковой чип карты AdLib в свою карту Sound Blaster . [38] Обе карты широко поддерживались разработчиками игр для MS-DOS в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
Широкое внедрение FM-синтеза на консолях позже стало одним из главных достижений 16-битной эпохи , когда в 16-битных игровых автоматах использовалось несколько чипов FM-синтеза. [32] Основным композитором чиптюна в этот период был Юзо Косиро . [39] Несмотря на более поздние достижения в области аудиотехнологий, он продолжал использовать старое оборудование PC-8801 для создания саундтреков чиптюна для таких сериалов, как Streets of Rage (1991–1994) и Etrian Odyssey (2007 – настоящее время). [34] Его саундтрек к фильму «Месть Шиноби» (1989) был написан в стиле хаус. [40] [41] и прогрессивные техно- композиции [39] это сплав электронной танцевальной музыки с традиционной японской музыкой . [42] Саундтрек к Streets of Rage 2 (1992) считается «революционным» и «опередившим свое время» из-за « смесь чванливых хаус -синтезаторов , грязного электро-фанка и трансовых чувствовали бы себя так же комфортно, электронных текстур, которые в ночном клубе как и видео ». игра." [43] Для саундтрека к Streets of Rage 3 (1994) Коширо создал новый метод композиции, названный «Автоматическая система композиции», для создания «быстрого техно, подобного джанглу ». [44] инновационные и экспериментальные звуки . в результате чего автоматически генерируются [45] Коширо также написал саундтреки в стиле чиптюн для таких сериалов, как Dragon Slayer , Ys , Shinobi и ActRaiser . Еще одним важным композитором FM-синтезатора был покойный Рю Умэмото , который сочинял саундтреки в стиле чиптюн для различных визуальных новелл и игр -стрелялок . [46]
1986 – настоящее время: музыкальная культура ЮАР.
[ редактировать ]Позже несколько демо-групп перешли на использование собственной музыки вместо скопированной из игры. В 1986 году Джерун «Рэд» Киммел изучил распорядок проигрывателя Роба Хаббарда и использовал его для создания оригинальных демо-песен. [47] прежде чем написать собственную программу в 1987 году. Любители также писали свои собственные специальные программы для музыкальных редакторов, такие как Криса Хюльсбека , Soundmonitor который был выпущен в виде печатного списка в выпуске немецкого журнала C-64 за 1986 год 64'. э-э . [48]
Практика создания музыки SID продолжалась до сих пор, в сочетании с демосценой Commodore 64 . Коллекция High Volt SID , обширный архив музыки SID, содержит более 55 000 музыкальных произведений SID. [49]
Основная популярность
[ редактировать ]Расцвет чиптюн-музыки пришелся на 1980-е годы. [50] Самые ранние коммерческие записи чиптюна, полностью созданные на основе семплов звуков аркадных игр , существуют с середины 1980-х годов, ранним примером является Харуоми Хосоно в «Video Game Music» 1984 году. [29] Хотя в то время пластинки с чиптюном были редкостью, многие популярные музыканты поп-рока , [51] хип-хоп [52] и электронная музыка [53] жанры представляли собой образцы звуков и сигналов аркадных игр во время золотого века аркадных видеоигр (конец 1970-х - середина 1980-х годов), еще в » группы Yellow Magic Orchestra « Computer Game в 1978 году. [24] » Бакнера и Гарсии « Pac-Man Fever и одноименный альбом стали главными хитами 1982 года. [51] Звуки аркадных игр были одним из основополагающих элементов жанра электромузыки , который, в свою очередь, вдохновил многие другие жанры электронной танцевальной музыки, такие как техно и хаус-музыка , которые иногда называли « бип-музыкой ». [24] Space Invaders вдохновили песню Player One "Space Invaders" (1979) , которая, в свою очередь, послужила басовой партией для песни Джесси Сондерса "On and On" (1984). [54] [55] первый хаус- трек в Чикаго. [56] Warp Пластинка " Testone " (1990) группы Sweet Exorcist содержала семплы звуков видеоигр из "Computer Game" группы Yellow Magic Orchestra и определила техно- сцену Шеффилда в начале 1990-х. [57]
Однако после 1980-х годов популярность музыки в стиле чиптюн начала снижаться. [50] С тех пор, вплоть до 2000-х годов, чип-музыка редко исполнялась вживую, а песни почти исключительно распространялись в виде исполняемых программ и других компьютерных форматов файлов. Некоторые из самых ранних примеров выпуска чистой чиповой музыки звукозаписывающими лейблами можно найти в конце 1990-х годов. [58] Музыка Chiptune снова начала набирать популярность к концу 1990-х годов. Первая пластинка в стиле электроклэш , "Space Invaders Are Smoke Grass" группы IF (1997), была описана как "бормотание электро в вокодированной дань уважения эпохи Atari ". веселью [59]
К середине 2000-х годов 8-битная музыка начала возвращаться в мейнстрим поп-музыки, когда ее использовали такие исполнители, как Beck (например, песня 2005 года « Girl »), The Killers (например, песня 2004 года). « On Top »), No Doubt с песней « Running », и особенно The Postal Service во многих своих песнях. Низкокачественный цифровой PCM- стиль композиторов ранней игровой музыки, таких как Хироши Кавагути, также начал набирать популярность. [60] В 2003 году женская J-поп группа Perfume . [61] [62] вместе с продюсером Ясутакой Наката начал создавать музыку, сочетающую чиптюны с синти-попом и электро-хаусом ; [62] их прорыв произошел в 2007 году с альбомом Game , что привело к тому, что другие японские артистки использовали аналогичный электронный стиль, в том числе Aira Mitsuki , immi , Mizca , SAWA , Saori@destiny и Sweet Vacation . [63] Электро-хаус-продюсер Deadmau5 начал свою карьеру в конце 1990-х с звука, основанного на чип-тюне и демосцене. Три самостоятельно выпущенных сборника — Project 56 , Deadmau5 Circa 1998–2002 и A Little Oblique — были закончены в 2006 году. [64]
полностью чиптюн-альбом 8-Bit Operations: The Music of Kraftwerk Records был выпущен В 2007 году на крупном мейнстрим-лейбле Astralwerks / EMI , в который входили несколько выдающихся и известных чип-музыкантов, в том числе Nanoloop. [65] создатель Оливер Витчоу и LittleSoundDJ [66] создатель Йохан Котлински, который выступает в роли художника -образца для подражания . Kraftwerk Член-основатель Ральф Хюттер лично отбирал треки. [67] Виниловая 12-дюймовая версия сингла была выпущена 24 февраля 2007 года как предшественник полноформатного компакт-диска и достигла 17-го места. [68] в Billboard чарте продаж синглов Hot Dance журнала . В марте 2007 года компакт-диск достиг первого места в чарте CMJ RPM (Североамериканский колледж электронной музыки). [69] [70] Родившийся в Эдинбурге электронный музыкант Юникорн Кид способствовал дальнейшей популяризации чиптюна, особенно благодаря песне "True Love Fantasy" и другим песням с EP "Tidal Rave", которые крутились по ночному радио, в том числе на BBC Radio 1 , где он выступал вживую на Festive Festival 2011. В Канаде Eightcubed и Crystal Castles способствовали дальнейшей популярности на андеграундной клубной сцене Торонто и произвели неизгладимое впечатление музыкальным видео "Heart Invaders", дебютировавшим на MuchMusic в 2008 году. [71] а сингл " Alice Practice " занял 29-е место в рейтинге NME "150 лучших треков за последние 15 лет". [72]
В конце 2000-х годов произошла новая волна культуры чиптюна, чему способствовал выпуск такого программного обеспечения, как LittleSoundDJ для Game Boy . В этой новой культуре гораздо больше внимания уделяется живым выступлениям и выпускам пластинок, чем культуре демосцены и трекеров, о которых новые артисты часто знают лишь отдаленно. [73] В последние годы 8-битные звуки чиптюна, или «биты видеоигр», использовались рядом популярных поп-исполнителей. Примеры включают таких художников, как Кеша. [74] (особенно в « Тик Ток », [75] самый продаваемый сингл 2010 года [76] ), 50 Cent с хитом «Ayo Technology», Робин , Снуп Догг , [75] Эминем (например, «Hellbound»), Нелли Фуртадо и Тимбалэнд (см. Споры о плагиате Тимбалэнда ). Влияние звуков видеоигр также можно услышать в современной британской электронной музыке таких исполнителей, как Диззи Раскал и Киран Хебден . [77] а также в хэви-метал группах, таких как DragonForce . В частности, в грайм -музыке используются звуки пилообразных волн из видеоигр, которые были популярны в Восточном Лондоне . [78] На некоторых продюсеров дабстепа также повлияли чиптюны видеоигр, особенно работы Юзо Коширо . [79] [80] [81] В 2010 году в статье BBC говорилось, что «виды и звуки игр старой школы » (в качестве примера были названы Frogger и Donkey Kong ) «теперь становятся частью основной музыки и культуры». [50] Complextro Пионер Портер Робинсон также назвал звуки видеоигр, или чиптюны, оказавшими влияние на его стиль музыки наряду с аналоговой синтезаторной музыкой 1980-х годов. [82]
Чип трекера
[ редактировать ]Commodore Amiga (1985) с генерацией звука на основе семплов дистанцировала концепцию микрокомпьютерной музыки от простых звуков, синтезируемых чипами. Amiga Музыкальное программное обеспечение-трекер Карстена Обарски , начиная с Ultimate Soundtracker (1987), вдохновило большое количество компьютерных энтузиастов на создание компьютерной музыки. Как ответвление растущей музыкальной культуры трекеров, родился тип трекерной музыки, напоминающий музыку Commodore 64 SID, в которой вместо оцифрованных семплов использовались простые формы сигналов. Этот тип музыки стал называться «чиптюны», имея в виду звук ранних игровых консолей и звуковых чипов домашних компьютеров.
Самые ранние образцы трекерных чиптюнов датируются 1989 годом и приписываются музыкантам 4mat демосцены , Baroque, TDK , Turtle и Duz. Чиптюны трекера основаны на очень коротких зацикленных сигналах, которые модулируются эффектами трекера, такими как арпеджио , вибрато и портаменто . Очень распространенная длина цикла составляет 128 сэмплов, что при приблизительной частоте дискретизации 17 кГц пропускает ноту до на несколько центов .
Существует по крайней мере одна коммерческая игра для Amiga, Nebulus II, в которой использовалась музыка в стиле чиптюн, хотя и с некоторыми традиционными сэмплами звуков инструментов, а также речи. Судя по всему, изначально игру планировалось выпустить для C64, но ее отменили.
Небольшой объем семплов данных сделал трекерные чиптюны гораздо более экономичными по пространству, чем большинство других типов трекерной музыки, что сделало их привлекательными для ограниченных по размеру демо-сцен и крэк-вступлений . Чиптюны трекера также широко используются в других исполняемых файлах варез-сцен, таких как генераторы ключей .
В настоящее время термин «чиптюн» также используется для обозначения чип-музыки с использованием реального синтеза на основе чипа, но некоторые источники, такие как проект Amiga Music Preservation, по-прежнему определяют чиптюн конкретно как небольшой модуль трекера . [83] Современные трекеры, используемые сегодня, включают OpenMPT, Famitracker, Furnace и Goattracker.
Современная музыка в стиле чиптюн
[ редактировать ]Чип- сцена стала актуальной благодаря " композициям проводимым ", группам, выпускающим музыкальные диски , а также крэктро /демо-сцене. Новые инструменты трекера используются для того, чтобы сделать чиповые звуки доступными менее технически подкованным музыкантам. Платформа NES имеет MidiNES, картридж, который превращает систему в полноценный аппаратный синтезатор с MIDI-управлением. был выпущен Mssiah Примерно в 2007 году для Commodore 64 , который очень похож на MidiNES, но с более широкими возможностями управления параметрами, секвенсором, аналоговой эмуляцией барабанов и ограниченным воспроизведением сэмплов. Commodore PET имеет с открытым исходным кодом программное обеспечение PetSynth , которое использует чип PET 6522 для звука, позволяет играть на компьютере как на клавиатуре фортепиано и имеет множество эффектов. На DOS платформе Fast Tracker является одним из самых известных производителей чиптюнов благодаря возможности создавать рисованные сэмплы с помощью мыши. Художник Chiptune Pixelh8 также разработал музыкальное программное обеспечение, такое как Music Tech. [84] для Game Boy и профессионального исполнителя [85] для Game Boy Advance и Nintendo DS , которые превращают обе машины в синтезаторы реального времени.
За последние несколько лет на телевидении было показано несколько сюжетов с участием чиптюнов и исполнителей чип-музыки. 11 апреля 2005 года 8 Bit Weapon исполнили свои песни «Bombs Away» и «Gameboy Rocker» в G4 . Attack of the Show эпизоде #5058 прямой трансляции [86] [87] В 2008 году, в качестве пародии на Masterpiece Theater , первые четыре эпизода Boing Video Boing компании SPAMasterpiece Theater открылись чиптюн-ремиксом на » Жана-Жозефа Муре « Rondeau: Fanfare (1735) Хэмхокса Баттермилка Джонсона. [88] Еще одна особенность чип-музыки включала маломасштабные композиции Dot.AY, Ten Thousand Free Men & их семьи и Джима Куомо в австралийском « телесериале ABC2 Хорошая игра» в 2009 году. [89]
В декабре 2010 года Electronic Frontier Foundation использовала искусственную 8-битную игру с 8-битной звуковой дорожкой путем крашфастера, чтобы продемонстрировать свои выдающиеся юридические достижения за этот год. [90]
В марте 2012 года в Смитсоновском музее американского искусства открылась выставка «Искусство видеоигр», на входе которой звучал чипмузыкальный саундтрек от художников 8 Bit Weapon и ComputeHer . 8 Bit Weapon также создали для выставки трек под названием «The art of Video Games Anthem». [91] В сентябре 2015 года на iTunes, Amazon и всех основных сервисах потоковой передачи музыки был выпущен первый музыкальный сборник на основе Domo (NHK) — Domo Loves Chiptune. [92] [93] В сборнике представлены лучшие исполнители жанра Chiptune, такие как Anamanaguchi и Disasterpeace . Domo Loves Chiptune также включает первый ремикс Chiptune на музыкальную тему Domo группы Mystery Mansion. Сцена чиптюна в Нью-Йорке также стала предметом документального фильма названием Reformat the Planet под 2 Player Productions . Этот фильм был официально отобран на фестивале South by Southwest в 2008 году . [94]
Чиповая музыка вернулась в игры 21-го века, либо в стиле полночиповой музыки, либо с использованием в музыке семплов чипов. Популярные игры, в саундтреках которых присутствуют элементы чиптюна, включают Shovel Knight. [95] и Андертейл . [96]
События
[ редактировать ]Мероприятия, посвященные празднованию и признанию музыки чиптюн, проходят по всему миру.
Фестиваль блипов
[ редактировать ]Чиппространство MAGFest
[ редактировать ]В Соединенных Штатах во время Super MAGFest — ежегодного съезда, на котором проводятся различные мероприятия, связанные с видеоиграми, — популярные исполнители чиптюна, такие как goto80 и Chipzel, ранее выступали на главной сцене Концертного зала. Шоу на главной сцене, ориентированное на чиптюн (метко названное «Chip Rave»), обычно проводится на третий день съезда в концертном зале, и в нем принимают участие бесчисленные выдающиеся лица сообщества чиптюнов.
Super MAGFest также проводит постоянную площадку под названием Chipspace, место, где участники сообщества чиптюнов выходят на сцену и исполняют свою музыку через систему открытого микрофона. [97] Первоначально создано Chiptunes=WIN [98] основатель Брэндон Л. Худ и поддерживается geekbeatradio, [99] Chipspace развивался на протяжении всего существования MAGFest, чтобы сблизить любителей чиптюна. [100] Среди этих ежедневных выступлений есть шоукейсы, которые курируют сетевые лейблы Chiptunes , такие как Chiptunes = WIN, geekbeatradio и другие. [101]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Как 8-битная музыка, или чиптюн, перешла от незаконного происхождения к массовой популярности» . Австралия: Новости ABC. 9 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Лимер, Эрик (15 ноября 2016 г.). «Хватит тратить время на телефонные игры и вместо этого писать чиптюны» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ Сильвер, Кертис (24 июля 2012 г.). «Профессор Шигуй дает урок поп-рока Chiptunes с Geekotica» . Проводной . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ DJ Zobe (7 января 2014 г.). «Связь азиатской электронной музыки: в Германии был Kraftwerk, в Японии - Yellow Magic Orchestra» . Микроскопический гигант . Архивировано из оригинала 26 мая 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Энис, Эли (27 октября 2020 г.). «Это гиперпоп: жанровая метка для бесжанровой музыки» . Порок . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 4 января 2021 г.
Звук PC Music оказал неоспоримое влияние на гиперпоп, но этот стиль также во многом опирается на клауд-рэп, эмо и лоу-фай-трэп, а также на яркие электронные жанры, такие как транс, дабстеп и чиптюн.
- ^ «Будущая бас-музыка обретает кавайный облик» . Сеть новостей аниме . Архивировано из оригинала 28 августа 2022 года . Проверено 4 мая 2021 г.
Прошлогодний слоулок обнаружил, что они переходят на более задумчивую территорию, сочетая сэмплы в стиле Книги с набором колокольчиков, 8-битными эффектами и другими звуками прямо из игровой комнаты.
- ^ Переформатировать Планету (Кинофильм). Производство для 2 игроков. Март 2008 года.
- ^ Карнс, Аарон (12 декабря 2016 г.). «Сцена Chiptune в Лос-Анджелесе — это больше, чем просто зануды с Game Boys» . Порок . Архивировано из оригинала 15 марта 2024 года . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ Джексон, Нейт (1 июля 2011 г.). «Суббота: ежемесячная выставка чиптюнов коллектива Obsolete в центре Лос-Анджелеса» Los Angeles Times . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Кевин, Дрисколл; Диас, Джошуа (2009). «Бесконечный цикл: Краткая история чиптюнов» . Трансформационные работы и культуры . 2 . дои : 10.3983/twc.2009.0096 . Архивировано из оригинала 25 мая 2015 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ «История трекеров – моды все еще звонят» (PDF) . Прокрутка : 37. 15 сентября 2014 г. Архивировано (PDF) из оригинала 18 августа 2016 г. . Проверено 30 августа 2015 г.
- ^ Фридман, Ян. «5 лучших исполнителей Chiptune» . DJZ.com. Архивировано из оригинала 20 июня 2014 года . Проверено 13 марта 2012 г.
- ^ Хьюстон, Ниам (4 ноября 2014 г.). «Музыка, созданная для Game Boys, — это гораздо большее дело, чем вы думаете» . Архивировано из оригинала 22 июня 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Интерактивная композиция: стратегии использования Ableton Live и Max for Live . Издательство Оксфордского университета. 2015. с. 159. ИСБН 9780199973828 . Архивировано из оригинала 30 мая 2024 года . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ Во, И. (1985). Commodore 64 Music: создание музыки с помощью Micro . Солнечные книги.
- ^ Вегард, Куммен (2018). Дискурс и культура чип-музыки: изучение методов и ценностей чип-сцены (магистерская диссертация). Университет Агдера. Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Филдс, Джонатан (17 июня 2008 г.). «17 июня 2008 г.: представлена «самая старая» компьютерная музыка» . Новости Би-би-си. Архивировано из оригинала 13 июля 2018 года . Проверено 9 июля 2010 г.
- ^ «Первый Филадельфийский фестиваль компьютерной музыки» . Винтажный компьютерный Music.com . Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ бмуз (17 марта 2011). «Science International (О чем они подумают дальше)» . Архивировано из оригинала 23 июня 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г. - через YouTube.
- ^ Коллинз, Карен (2008), От Pac-Man до поп-музыки: интерактивный звук в играх и новых медиа , Ashgate Publishing , стр. 2, ISBN 978-0-7546-6200-6
- ^ Перейти обратно: а б «Самые важные изменения в играх» . игровой радар . 9 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 23 июня 2020 г. Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Коллинз, Карен (2008). Звук в игре: введение в историю, теорию и практику музыки и звукового дизайна для видеоигр . МТИ Пресс . п. 12. ISBN 978-0-262-03378-7 . Проверено 12 июня 2011 г.
- ^ «Компьютерная рок-музыка обретает поклонников» . Sarasota Journal : 8. 18 августа 1980 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2022 г. Проверено 25 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвид Туп (март 1996 г.), «AZ of Electro» , The Wire , вып. 145, заархивировано из оригинала 28 марта 2019 г. , получено 21 июня 2020 г.
- ^ Дэниел Робсон (29 февраля 2008 г.). «YMCK совершает революцию в области чиптюна» . Джапан Таймс . Архивировано из оригинала 29 июня 2012 года . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Смит, Дэвид Ф. (июнь 2012 г.). «Корни игровой музыки: Оркестр желтой магии» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 19 октября 2012 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- ^ Супер Локомотив в списке убийц видеоигр
- ^ Коллинз, Карен (2008). Звук в игре: введение в историю, теорию и практику музыки и звукового дизайна для видеоигр . МТИ Пресс . п. 19. ISBN 978-0-262-03378-7 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 12 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харуоми Хосоно - Музыка для видеоигр на Discogs (список релизов)
- ^ Карло Саворелли. «Ксевиус» . Хардкорные игры 101. с. 2. Архивировано из оригинала 22 марта 2018 года . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ «Музыка из видеоигр» . ВГМдб . Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз, Карен (2008). Звук в игре: введение в историю, теорию и практику музыки и звукового дизайна для видеоигр . МТИ Пресс . стр. 10–1. ISBN 978-0-262-03378-7 . Архивировано из оригинала 9 октября 2023 года . Проверено 12 июня 2011 г.
- ^ Барнхолт, Рэй (июнь 2012 г.). «Магия FM-синтезатора» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 24 января 2013 года . Проверено 6 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Щепаньяк. «Японские ретро-компьютеры: последний рубеж игр» . Hardcore Gaming 101. Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 29 марта 2011 г. Перепечатано с Ретро-геймер , 2009
- ^ Симадзу, Такехито (1994). «История электронной и компьютерной музыки в Японии: выдающиеся композиторы и их произведения» . Музыкальный журнал Леонардо . 4 . MIT Press : 102–106 [104]. дои : 10.2307/1513190 . JSTOR 1513190 . S2CID 193084745 . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ «Редактор FM-звука V1.0» . О!ФМ . 20 мая 2003. Архивировано из оригинала 9 ноября 2007 года . Проверено 2 сентября 2012 г. [ циклическая ссылка ]
- ^ «Карта музыкального синтезатора AdLib» . Центр истории вычислений . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Хардвидж, Бен. «История звукового бластера» . Пользовательский ПК. Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сантос, Уэйн (декабрь 2006 г.). «Песни и звуки XXI века» . GameAxis Unwired (40). Журналы SPH : 39. ISSN 0219-872X . Архивировано из оригинала 30 мая 2024 года . Проверено 5 августа 2011 г.
- ^ Грининг, Крис; Котовский, Дон (февраль 2011 г.). «Интервью с Юзо Косиро» . Музыка Square Enix онлайн. Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . Проверено 20 июня 2011 г.
- ^ «Юдзо Косиро» . Вся игра . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года.
- ^ RocketBaby (октябрь 1999 г.). «Интервью с Юзо Косиро» . Музыка Square Enix онлайн. Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 года . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ Макнилли, Джо (19 апреля 2010 г.). «Игровая музыка дня: Streets of Rage 2» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ Дэвис, Джефф. «Интервью с Юзо Косиро» . Агентство игровой разведки . Архивировано из оригинала 31 января 2001 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ Горовиц, Кен (5 февраля 2008 г.). «Интервью: Юзо Косиро» . Сега-16 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2008 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ Ауди. «Путешествие дракона: Рю Умэмото в Европе» . Hardcore Gaming 101. Архивировано из оригинала 26 июля 2017 года . Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ «Киммел, Йерун «Рэд»: Ред Хаббард (демо C-64)» . Noname.c64.org. Архивировано из оригинала 30 июня 2010 года . Проверено 9 июля 2010 г.
- ^ «Хюльсбек, Крис: Soundmonitor 1.0 (программа C-64)» . Noname.c64.org. Архивировано из оригинала 30 июня 2010 года . Проверено 9 июля 2010 г.
- ^ Часто задаваемые вопросы по сбору SID высокого напряжения. Архивировано 24 июня 2022 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с Ноулз, Джамилла (9 июня 2010 г.). «Как компьютерные игры создают новое искусство и музыку» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 11 марта 2011 года . Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лихорадка Пакмана» . Время . 5 апреля 1982 года. Архивировано из оригинала 16 апреля 2009 года . Проверено 15 октября 2009 г.
Pac-Man Fever от Columbia/CBS Records... занял 9-е место в Billboard Hot 100 на прошлой неделе.
- ^ Дэвид Туп (2000). Рэп-атака 3: африканский рэп и мировой хип-хоп, выпуск 3 (3-е изд.). Змеиный хвост . п. 129 . ISBN 1-85242-627-6 . Проверено 6 июня 2011 г.
- ^ «Электро» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 8 декабря 2011 года . Проверено 25 мая 2011 г.
- ^ «Джесси Сондерс – дальше и дальше» . Дискогс . 20 января 1984 года. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 23 мая 2012 г.
- ^ Черч, Терри (9 февраля 2010 г.). «Месяц черной истории: Джесси Сондерс и хаус-музыка» . победить портал. Архивировано из оригинала 19 марта 2012 года . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Брейселин, Джейсон (22 мая 2007 г.). «Хаус-музыка находит дом» . Обзорный журнал Лас-Вегаса . п. 1Е. Архивировано из оригинала 29 апреля 2013 года . Проверено 23 мая 2012 г.
Уроженец Чикаго, где впервые был популяризирован хаус, Сондерс известен как продюсер и выпуск первого хаус-сингла "On and On" на собственном лейбле Jes Say Records.
- ^ Сико, Дэн; Брюстер, Билл (2010), Techno Rebels (2-е изд.), Wayne State University Press , стр. 76, ISBN 978-0-8143-3438-6 , заархивировано из оригинала 25 июля 2023 г. , получено 28 мая 2011 г.
- ^ «Карлссон, Андерс «Goto80»: Хронология чиповой музыки» . ЧипФлип. 19 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2020 г. . Проверено 9 июля 2010 г.
- ^ Лински, Дориан (22 марта 2002 г.). «Долой старое, давай старое» . Хранитель . Лондон . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Шоу, Джефф (25 мая 2006 г.). «8-битная музыка возвращается» . Ниагарская газета . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 7 мая 2012 г.
- ^ Дэниел Робсон (18 мая 2012 г.). «Скоро ли мир проснется от аромата Духов?» . Джапан Таймс . Архивировано из оригинала 9 сентября 2018 года . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Парфюмерное интервью» (на японском языке). Bounce.com. 7 февраля 2008 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2008 года . Проверено 2 июня 2009 г. ( Английский перевод. Архивировано 10 марта 2021 г. в Wayback Machine )
- ^ «Perfume~Summer Sonic's feat!» (на японском языке). All About Techno Pop, 20 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2020 г. Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Раздел Z (20 августа 2007 г.). «Сообщество электронной музыкиsectionZ» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2007 года . Проверено 9 мая 2012 г.
- ^ Йохан Котлински. «Нанолуп» . Архивировано из оригинала 22 июня 2020 года . Проверено 21 ноября 2011 г.
- ^ «ЛитлСаундДЖЕЙ» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2016 года . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ "8BitFtWorthStar.pdf" (PDF) . 8bitoperators.com . Архивировано из оригинала (PDF) 18 марта 2017 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ продаж синглов Hot Dance « Карманный калькулятор » . AllMusic (чарты-награды/афиша-синглы). 22 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 22 июня 2020 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «pdf-файл диаграммы выпуска RPM № 1008 (8-битные операторы в № 21 – верхняя позиция № 1» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2012 г. Проверено 20 сентября 2011 г. .
- ^ «Электронные таблицы оборотов колледжа Северной Америки, 2007 г., 8-битные 8-битные операторы» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Дэн Свон (директор) (6 января 2008 г.). Heart Invaders (телевидение). Лондон. Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Шиллер, Ребекка (6 октября 2011 г.). «150 лучших треков за последние 15 лет» . НМЕ . Архивировано из оригинала 23 июня 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Ябсли, Алекс (2007). Звук игры: исследование музыки и культуры чиптюнов (PDF) (бакалавр музыкальных технологий). Южный Брисбен: Консерватория Квинсленда, Университет Гриффита. Архивировано (PDF) из оригинала 19 ноября 2016 г. Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Миклевски, Майкл (20 октября 2011 г.). « Музыка в видеоиграх: от 8-бит к симфониям » . Итог . Фростбургский государственный университет . Архивировано из оригинала 14 декабря 2013 года . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Робин: Телесный разговор, часть 2» . Пульс Музыка. 10 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2020 г. . Проверено 23 августа 2015 г. ( Перевод заархивирован 16 января 2017 г., в Wayback Machine )
- ^ «IFPI публикует отчет о цифровой музыке за 2011 год» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2014 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Льюис, Джон (4 июля 2008 г.). «Назад в будущее: Yellow Magic Orchestra помогла открыть электронику – и, возможно, они тоже изобрели хип-хоп» . Хранитель . Лондон . Проверено 25 мая 2011 г.
- ^ Алекс де Йонг, Марк Шуйленбург (2006). Медиаполис: популярная культура и город . 010 Издательство. п. 106. ИСБН 90-6450-628-0 . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ Лоуренс, Эдди (11 января 2011 г.). «Интервью Ikonika: У продюсера и диджея Ikonika был невероятный 2010 год» . Тайм-аут . Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 5 августа 2011 г.
- ^ «Запись под воздействием: Иконика» . Одноименный . 21 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 5 августа 2011 г.
- ^ Лоуренс, Эдди (18 января 2011 г.). «Интервью Ikonika: Дабстеп покорил мир за последние 12 месяцев» . Тайм-аут . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 6 августа 2011 г.
- ^ Хёрт, Эдд (28 июня 2012 г.). «Электро-вундеркинд и самопровозглашенный «комплекстро» Портер Робинсон не признает никаких технологических ограничений» . Сцена в Нэшвилле . Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года . Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по сохранению музыки Amiga» . DaScene.net. 17 июня 2006. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 9 июля 2010 г.
- ^ «Альбом на NES Cartridge, Synth на GameBoy» . Создание цифровой музыки . 4 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2010 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ «Pixelh8 Music Tech Pro Performer приносит живое выступление на Game Boy» . Создание цифровой музыки . 24 марта 2008 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2010 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ «G4 – Атака шоу – История эпизода» . G4tv.com. Архивировано из оригинала 29 марта 2012 года . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Intellivision® Music: 8-битное оружие» . 15 января 2007 года . Проверено 21 июня 2011 г. - через YouTube.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Боинг Боинг ТВ (2 октября 2008 г.). «Джон Ходжман в театре SPAMasterpiece BBtv (комедия)» . Проверено 10 сентября 2016 г. — через YouTube .
- ^ «Чиптюны» . Хорошие игровые истории . АВС Австралия. 6 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2020 г. Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ «EFF 2010: Год в 8bit» . 24 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2010 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2012 года . Проверено 5 апреля 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Домо любит Чиптюн» . 4 сентября 2015 г. Проверено 19 октября 2015 г. — через YouTube .
- ^ «Все любят Chiptune, и мы тоже» . Фруктовый сад . Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ «Кинопоказы» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2009 года . Проверено 7 декабря 2009 г.
- ^ Гамильтон, Кирк. «Саундтрек к фильму Shovel Knight такой хороший» . Котаку . Архивировано из оригинала 30 мая 2024 года . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ GameCentral (14 декабря 2015 г.). «Обзор игры: Undertale доказывает, что внешний вид — это еще не все» . Метро . Архивировано из оригинала 23 июня 2020 года . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ «Руководство по использованию чип-пространства» . Супер МАГФест . Архивировано из оригинала 25 марта 2020 года . Проверено 5 марта 2020 г.
- ^ «Чиптюны – это победа» . Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 19 января 2021 г.
- ^ «гикбитрадио» . Архивировано из оригинала 6 мая 2020 года . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ "Музыка" . Супер МАГФест . 31 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ «Витрины Chipspace» . Супер Магфест . Архивировано из оригинала 25 марта 2020 года . Проверено 25 марта 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макэлпайн, Кеннет Б. (2018). Биты и кусочки: история чиптюнов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-049609-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Bleep Bloop: The Charms of Chiptune» в блоге The New Yorker's Culture.
- Diggin' In The Carts: документальный сериал о японской музыке из видеоигр , Red Bull Music Academy