Jump to content

Прогрессивный рок

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Прогрессивный рок (сокращенно прог-рок или просто прог ) — широкий жанр рок -музыки. [8] который в первую очередь разработан в Соединенном Королевстве [9] в середине-конце 1960-х годов, достигнув пика в начале 1970-х годов. Первоначально названный « прогрессивным попом », этот стиль возник в результате появления психоделических групп, которые отказались от стандартных поп- традиций в пользу инструментальных и композиционных техник, чаще связанных с джазом , фолком или классической музыкой . Дополнительные элементы способствовали его « прогрессивному » ярлыку: тексты песен были более поэтичными, технологии использовались для нового звучания, музыка приближалась к состоянию « искусства », а студия, а не сцена, становилась центром музыкальной деятельности , которая часто включала создавать музыку для прослушивания, а не для танцев.

Прогрессивный рок основан на слиянии стилей, подходов и жанров, предполагающем постоянное движение между формализмом и эклектикой . Из-за своего исторического восприятия сфера прогрессивного рока иногда ограничивается стереотипом длинных соло, длинных альбомов, фантастической лирики, грандиозных сценических декораций и костюмов, а также одержимой преданностью техническим навыкам. Хотя этот жанр часто называют слиянием высокой культуры и низкой культуры , немногие художники в какой-либо значительной степени включали в свои работы классические темы в буквальном смысле слова, и лишь несколько групп, таких как Emerson, Lake & Palmer и Renaissance , намеренно подражали или ссылался на классическую музыку.

Этот жанр совпал с экономическим бумом середины 1960-х годов, который позволил звукозаписывающим компаниям предоставить больше творческого контроля своим артистам, а также с новым журналистским разделением на «поп» и «рок», которое придало обоим терминам общее значение. В начале-середине 1970-х годов он пользовался высокой популярностью, но вскоре исчез. Принято считать, что причиной этого стал рост панк-рока , но упадку способствовали еще несколько факторов. [10] Музыкальные критики, которые часто называли концепции «претенциозными», а звуки — «напыщенными» и «раздутыми», были склонны враждебно относиться к этому жанру или полностью его игнорировать. [11] После конца 1970-х прогрессивный рок распался на множество форм. Некоторые группы добились коммерческого успеха уже в 1980-е годы (хотя и с измененными составами и более компактной структурой песен) или перешли в симфо-поп , аренный рок или новую волну .

Ранние группы, демонстрировавшие прогрессивные черты, задним числом описываются как « прото-прог ». Сцена Кентербери , зародившаяся в конце 1960-х годов, обозначает подмножество групп прогрессивного рока, которые делали упор на использование духовых инструментов , сложные изменения аккордов и длинные импровизации. Rock in Opposition конца 1970-х годов был более авангардным и в сочетании со стилем Кентербери создавал авангард-прог . В 1980-х годах новый поджанр, нео-прог , пользовался некоторым коммерческим успехом, хотя его также обвиняли в производности и отсутствии инноваций. Пост-прогрессив опирается на новейшие разработки в популярной музыке и авангарде с середины 1970-х годов.

Определение и характеристики

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Термин «прогрессивный рок» является синонимом « арт-рока », «классического рока» (не путать с классическим роком ) и «симфонического рока». [12] Исторически термин «арт-рок» использовался для описания как минимум двух родственных, но различных типов рок-музыки. [13] Первое — это прогрессивный рок в его обычном понимании, а второе использование относится к группам, которые отвергли психоделию и контркультуру хиппи в пользу модернистского , авангардного подхода. [13] [номер 1] Сходство между этими двумя терминами заключается в том, что они оба описывают преимущественно британскую попытку поднять рок-музыку на новый уровень художественной достоверности. Однако арт-рок, скорее всего, будет иметь экспериментальное или авангардное влияние. [9] «Прога» была придумана в 1990-х годах. [15] как сокращенный термин, но позже стал переносным прилагательным, что также предполагает более широкую палитру, чем та, которую использовали самые популярные группы 1970-х годов. [16]

Прогрессивный рок разнообразен и основан на слиянии стилей, подходов и жанров, задействуя более широкие культурные резонансы, которые связаны с авангардным искусством, классической музыкой и народной музыкой , перформансом и движущимся изображением. [17] Хотя однонаправленный английский «прогрессивный» стиль возник в конце 1960-х годов, к 1967 году прогрессивный рок стал представлять собой множество слабо связанных между собой стилевых кодов. [18] Когда появился «прогрессивный» лейбл, музыку называли « прогрессив-поп », прежде чем ее стали называть «прогрессивным роком». [19] [номер 2] термин «прогрессивный» относится к широкому спектру попыток порвать со стандартной формулой поп-музыки. [21] Приобретению «прогрессивного» ярлыка способствовал ряд дополнительных факторов: тексты песен были более поэтичными; технологии были использованы для создания новых звуков; музыка приблизилась к состоянию «искусства»; некоторый гармонический язык был заимствован из джаза и классической музыки XIX века ; формат альбомов обогнал синглы ; и студия, а не сцена, стала центром музыкальной деятельности, которая часто заключалась в создании музыки для прослушивания, а не для танцев. [22]

Один из лучших способов определить прогрессивный рок состоит в том, что это неоднородный и проблемный жанр. Эта формулировка становится ясной, как только мы оставляем позади характеристики, основанные только на наиболее заметных группах начала и середины 1970-х годов.

Пол Хегарти и Мартин Холливелл [17]

Критики этого жанра часто ограничивают его рамки стереотипом о длинных соло, слишком длинных альбомах, фантастической лирике, грандиозных декорациях и костюмах, а также одержимой приверженности техническим навыкам. [23] Хотя прогрессивный рок часто называют сочетанием высокой и низкой культуры, лишь немногие художники в сколько-нибудь значительной степени включили в свои работы буквальные классические темы. [24] и лишь несколько групп намеренно подражали классической музыке или ссылались на нее. [17] Писательница Эмили Робинсон говорит, что суженное определение «прогрессивного рока» было мерой против широкого применения этого термина в конце 1960-х годов, когда он «применялся ко всем, от Боба Дилана до Rolling Stones ». Споры по поводу жанровых критериев продолжались до 2010-х годов, особенно на интернет-форумах, посвященных прогу. [15]

По словам музыковедов Пола Хегарти и Мартина Холливелла, Билл Мартин и Эдвард Макан написали основные книги о прогрессивном роке, «эффективно принимая характеристики прогрессивного рока, предлагаемые его критиками… каждый из них делает это в значительной степени неосознанно». [23] Академик Джон С. Котнер оспаривает точку зрения Макана о том, что прогрессивный рок не может существовать без постоянной и явной ассимиляции классической музыки с роком. [18] Автор Кевин Холм-Хадсон соглашается, что «прогрессивный рок — это стиль, гораздо более разнообразный, чем то, что можно услышать от его основных групп и что подразумевают несимпатичные критики». [25]

Отношение к искусству и социальным теориям

[ редактировать ]

В ранних упоминаниях о музыке слово «прогрессивный» частично было связано с прогрессивной политикой , но эти коннотации были потеряны в 1970-х годах. [15] Что касается «прогрессивной музыки», Холм-Хадсон пишет, что она «постоянно движется между явными и неявными отсылками к жанрам и стратегиям, заимствованным не только из европейской художественной музыки, но и из других культурных областей (таких как восточно-индийская, кельтская, народная и африканская) и следовательно, предполагает непрерывное эстетическое движение между формализмом и эклектизмом ». [26] [номер 3] Котнер также говорит, что прогрессивный рок включает в себя как формальные, так и эклектичные элементы: «Он состоит из комбинации факторов – некоторые из них внутримузыкальные («внутри»), другие внемузыкальные или социальные («вне»)». [28]

Один из способов концептуализации рок-н-ролла по отношению к «прогрессивной музыке» заключается в том, что прогрессивная музыка усложнила жанр, одновременно прослеживая корни романтической и классической музыки. [29] Социолог Пол Уиллис считает: «Мы никогда не должны сомневаться в том, что «прогрессивная» музыка последовала за рок-н-роллом и что по-другому быть не могло. Мы можем рассматривать рок-н-ролл как деконструкцию и «прогрессивность». музыка как реконструкция». [30] Автор Уилл Романо утверждает, что «рок сам по себе можно интерпретировать как прогрессивную идею… По иронии судьбы и довольно парадоксально, «прогрессивный рок», классическая эпоха конца 1960-х — середины и конца 1970-х годов, представляет не только взрывной и исследовательские звуки технологий... но традиционные музыкальные формы (классический и европейский фолк) и (часто) стилизованный композиционный стиль и искусственные конструкции ( концептуальные альбомы ), что предполагает постмодернизм ». [31]

1966–1970: Истоки

[ редактировать ]

Предыстория и корни

[ редактировать ]

В 1966 году уровень социальной и творческой переписки между британскими и американскими рок-музыкантами резко возрос для таких групп, как «Битлз» , «Бич Бойз» и «Бёрдс», которые соединили элементы культурной музыки с народными традициями рока. [32] Прогрессивный рок был основан на «прогрессивных» поп-группах 1960-х годов, которые сочетали рок-н-ролл с различными другими музыкальными стилями, такими как индийские раги , восточные мелодии и григорианские песнопения , такие как «Битлз» и «Ярдбердс» . [33] из The Beatles Пол Маккартни сказал в 1967 году: «Нам [группе] стало немного скучно с постоянными 12 барами, поэтому мы попытались заняться чем-то другим. Затем пришли Дилан, The Who и Beach Boys. ... Мы все пытаемся делать примерно одно и то же». [34] Рок-музыка начала относиться к себе серьезно, параллельно с более ранними попытками джаза (когда свинг уступил место бопу , что не имело успеха у публики). В этот период популярная песня стала сигнализировать о новых возможных средствах выражения, выходящих за рамки трехминутной песни о любви , что привело к пересечению «андерграунда» и «истеблишмента» для слушающей публики. [35] [номер 4]

Хегарти и Холливелл идентифицируют The Beatles, The Beach Boys, The Doors , The Pretty Things , The Zombies , The Byrds , The Grateful Dead и Pink Floyd «не просто как предшественников прогрессивного рока, но и как существенное развитие прогрессивности в ее первые дни». [37] По словам музыковеда Уолтера Эверетта , «экспериментальные тембры, ритмы, тональные структуры и поэтические тексты Битлз» на их альбомах Rubber Soul (1965) и Revolver (1966) «воодушевили легион молодых групп, которые должны были создать прогрессивный рок в начало 1970-х годов». [38] Поэзия Дилана, Mothers of Invention альбом группы Freak Out! (1966) и Sgt. Группа Pepper's Lonely Hearts Club Band (1967) сыграла важную роль в развитии прогрессивного рока. [9] постановки Фила Спектора . Ключевое влияние оказали [39] поскольку они представили возможность использования студии звукозаписи для создания музыки, которую иначе невозможно было бы создать. [40] Одинаковый [ нечеткий ] говорится о песне Beach Boys « Pet Sounds » (1966), которую Брайан Уилсон задумал как ответ на «Rubber Soul». [41] и что, в свою очередь, повлияло на «Битлз», когда они создали Sgt. Перец . [42] [43]

Дилан привнес в рок литературный элемент благодаря своему увлечению сюрреалистами и французскими символистами , а также погружению в художественную сцену Нью-Йорка начала 1960-х годов. [44] Тенденция к появлению групп с названиями, взятыми из литературы, таких как The Doors , Steppenwolf и Mart Ides , была еще одним признаком того, что рок-музыка соединяется с высокой культурой. [45] Дилан также стал лидером в сочетании рока и фолк-музыки. За этим последовали фолк-рок-группы, такие как Byrds, которые основывали свое первоначальное звучание на звучании Beatles. [46] В свою очередь, вокальные гармонии Byrds вдохновили Yes , [47] и британские фолк-рок- группы, такие как Fairport Convention , которые подчеркивали инструментальную виртуозность. [48] Некоторые из этих артистов, такие как Incredible String Band и Ширли и Долли Коллинз , окажут влияние благодаря использованию инструментов, заимствованных из мировой музыки и старинной музыки . [49]

Звуки домашних животных и сержант. Перец

[ редактировать ]

Многие группы и музыканты сыграли важную роль в этом процессе развития, но не более чем Beach Boys и The Beatles ... [Они] привнесли расширения в гармонию , инструменты (и, следовательно, тембр ), продолжительность , ритм и использование технологий записи. . Из этих элементов первый и последний были наиболее важными в расчистке пути к развитию прогрессивного рока.

— Билл Мартин [50]

Звуки домашних животных и сержант. Pepper с их лирическим единством, расширенной структурой, сложностью, эклектизмом, экспериментализмом и влиянием форм классической музыки в основном рассматриваются как начало жанра прогрессивного рока. [51] [52] и как поворотные моменты, когда рок, который раньше считался танцевальной музыкой, стал музыкой, созданной для прослушивания. [53] [50] Между звуками домашних животных и сержантом. Pepper , группа Beach Boys выпустила сингл « Good Vibrations » (1966), названный « карманной симфонией » Дереком Тейлором , публицистом группы, . Песня содержала эклектичный набор экзотических инструментов и несколько разделительных тонально-модальных сдвигов. [54] Скотт Интерранте из Popmatters написал, что его влияние на прогрессивный рок и психоделическое движение «невозможно переоценить». [55] Мартин сравнил эту песню с песней Битлз « A Day in the Life » из Sgt. Pepper , поскольку они демонстрируют «те же причины, по которым под музыку прогрессивного рока трудно танцевать». [56]

Хотя сержант. Pepper предшествовало несколько альбомов, которые начали стирать грань между «одноразовой» поп-музыкой и «серьёзным» роком. Он успешно дал устоявшийся «коммерческий» голос альтернативной молодёжной культуре. [57] и ознаменовал момент, когда пластинка стала творческим форматом, важность которого была равна или даже выше, чем у сингла. [58] [номер 5] Билл Бруфорд , ветеран нескольких прогрессив-рок-групп, сказал, что Sgt. Пеппер изменил представления как музыкантов о том, что возможно, так и представления публики о том, что приемлемо в музыке. [60] Он считал, что: «Без «Битлз» или кого-то еще, кто сделал то же, что сделали «Битлз», справедливо предположить, что не было бы прогрессивного рока». [61] После убийства сержанта. Pepper , такие журналы, как Melody Maker, провели резкую грань между «попом» и «роком», исключив таким образом «ролл» из « рок-н-ролла » (который сейчас относится к стилю 1950-х годов). Единственными артистами, которые останутся «роковыми», будут те, кто считался авангардом композиционных форм, далеким от «радиодружественных» стандартов, поскольку американцы все чаще использовали прилагательное «прогрессивный» для таких групп, как Jethro Tull , Family , East of Eden , Генератор Ван дер Граафа и King Crimson . [62]

Прото-прог и психоделия

[ редактировать ]

Согласно AllMusic : «Прог-рок начал появляться на британской психоделической сцене в 1967 году, в частности, разновидность классического/симфонического рока, возглавляемая группами Nice , Procol Harum и Moody Blues ( Days of Future Passed )». [63] Появление нового доступного записывающего оборудования совпало с ростом лондонского андеграунда , где широко использовался психоделический наркотик ЛСД. Pink Floyd и Soft Machine выступали как хаус-группы на ночных мероприятиях в таких местах, как Средиземье и Клуб НЛО , где они экспериментировали со звуковыми текстурами и длинными песнями. [64] [номер 6] Многим психоделическим, фолк-роковым и ранним прогрессивным группам помогло участие BBC Radio 1 диджея Джона Пила . [67] Джими Хендрикс , получивший известность на лондонской сцене и записывавшийся с группой английских музыкантов, положил начало тенденции к гитарной виртуозности и эксцентричности в рок-музыке. [68] Шотландская группа 1-2-3, позже переименованная в Clouds , была образована в 1966 году и год спустя начала выступать в лондонских клубах. По словам Mojo Джорджа Кнемейера из : «некоторые утверждают, что они оказали жизненно важное влияние на таких прогрессив-рокеров, как Yes, The Nice и Family». [69]

Исполнители симфонического рока конца 1960-х годов имели некоторый успех в чартах, в том числе синглы « Nights in White Satin » (The Moody Blues, 1967) и « A Whiter Shade of Pale » (Procol Harum, 1967). [70] Группа Moody Blues установила популярность симфонического рока, когда записала Days of Future Passed вместе с Лондонским фестивальным оркестром . [71] Классические влияния иногда принимали форму произведений, адаптированных из классических произведений или вдохновленных ими, таких как » Джеффа Бека « Болеро Бека Ниццы и части «Ars Longa Vita Brevis» . Последние, наряду с такими треками, как «Рондо» и « Америка », отражают больший интерес к музыке, которая является полностью инструментальной. сержант И Pepper's , и Days представляют собой растущую тенденцию к созданию песенных циклов и сюит, состоящих из нескольких частей . [71]

Focus включил и артикулировал аккорды в джазовом стиле, а также нерегулярную необычную игру на барабанах в свои более поздние рок-риффы, и появилось несколько групп, включавших духовые секции в джазовом стиле , включая Blood, Sweat & Tears и Chicago . Из них Мартин особенно выделяет Чикаго за их эксперименты с сюитами и расширенными композициями, такими как « Балет для девушки в Бьюкенноне » на «Чикаго II » . [72] Джазовые влияния появились в музыке британских групп, таких как Traffic , Colosseum и If , а также групп сцены Кентербери, таких как Soft Machine и Caravan . Группы сцены Кентербери делали упор на использование духовых инструментов, сложную смену аккордов и длинные импровизации. [73] Мартин пишет, что в 1968 году «полноценного прогрессивного рока» еще не существовало; однако альбомы выпустили три группы, которые позже вышли на передовые позиции в музыке: Jethro Tull , Caravan и Soft Machine. [74]

Термин «прогрессивный рок», появившийся в аннотации к одноименному дебютному альбому Caravan 1968 года , стал применяться к группам, которые использовали методы классической музыки для расширения стилей и концепций, доступных в рок-музыке. [76] [77] The Nice, The Moody Blues, Procol Harum и Pink Floyd содержали элементы того, что сейчас называют прогрессивным роком, но ни одна из них не представляла собой столь полный образец жанра, как несколько групп, образовавшихся вскоре после этого. [78] Почти все основные группы жанра, включая Jethro Tull, King Crimson , Yes , Genesis , Van der Graaf Generator , ELP , Gentle Giant , Barclay James Harvest и Renaissance , выпустили свои дебютные альбомы в 1968–1970 годах. Большинство из них были фолк-роковыми альбомами, которые мало что давали о том, каким станет зрелое звучание групп, но In the Court of the Crimson King Yes King Crimson (1969) и одноименный дебютный альбом (1969) были ранними, полностью сформировали образцы жанра. [75] [номер 7]

1970–1980-е годы

[ редактировать ]

Пиковые годы (1971–1976)

[ редактировать ]
Pink Floyd исполняют The Dark Side of the Moon (1973), самый продаваемый альбом всего периода прогрессивного рока. [79]

Большинство основных групп этого жанра выпустили свои альбомы, получившие наибольшее признание критиков, в 1971–1976 годах. [80] В начале 1970-х этот жанр имел большой коммерческий успех. Вместе с ними у групп Jethro Tull , ELP , Rush , Yes и Pink Floyd было четыре альбома, которые достигли первого места в чартах США, и шестнадцать, попавшие в десятку лучших. [81] [номер 8] Книга Майка Олдфилда « Трубчатые колокола» (1973), отрывок из которой был использован в качестве темы для фильма «Изгоняющий дьявола» , была продана тиражом 16 миллионов копий. [86]

Emerson, Lake & Palmer были одной из самых коммерчески успешных прогрессив-рок-групп 1970-х годов. Их можно увидеть здесь выступающими в 1992 году.

Прогрессивный рок стал цениться за границей, но в основном он оставался европейским, и особенно британским, явлением. Им занимались немногие американские группы, а самые чистые представители жанра, такие как Starcastle и Happy the Man , оставались ограниченными своими географическими регионами. [87] По крайней мере частично это связано с различиями в музыкальной индустрии между США и Великобританией. [58] [номер 9] Культурные факторы также были задействованы: американские музыканты, как правило, имели блюзовое происхождение, в то время как европейцы, как правило, имели основу в классической музыке. [90]

Североамериканские прогрессив-рок-группы и исполнители часто представляли гибридные стили, такие как сложные аранжировки «Утопии» Тодда Рандгрена. [91] и Rush , эклектическая психоделия Spirit , [92] хард-рок Captain Beyond , с оттенком южного рока прог Канзаса , джазовый фьюжн Фрэнка Заппы и Return to Forever , а также эклектичный фьюжн полностью инструментальной Dixie Dregs . [93] [94] [95] [96] [97] [ целостность текста и источника? ] Британские исполнители прогрессивного рока добились наибольшего успеха в США в тех же географических регионах, где британские хэви-метал-группы пользовались наибольшей популярностью. Совпадение аудиторий привело к успеху таких рок- групп, как Boston , Kansas и Styx , которые объединили элементы двух стилей. [93]

Прогрессивный рок завоевал популярность в континентальной Европе быстрее, чем в США. Италия в целом не интересовалась рок-музыкой до тех пор, пока в начале 1970-х годов не возникла сильная итальянская сцена прогрессивного рока. [98] [номер 10] Прогрессивный рок возник в Югославии в конце 1960-х годов и доминировал на югославской рок-сцене до конца 1970-х годов. [100] [101] Лишь немногие европейские группы добились успеха за пределами своих стран, за исключением голландских групп, таких как Focus и Golden Earring , которые писали тексты на английском языке, а также итальянцев Le Orme и PFM , чьи английские тексты были написаны Питером Хэммиллом и Питером Синфилдом. , соответственно. [102] Некоторые европейские группы играли в стиле, производном от английских групп. [103] [ нужна проверка ] [номер 11]

Сцена "Kosmische music" в Германии стала называться " краут-роком " на международном уровне. [105] и его часто называют частью жанра прогрессивного рока или совершенно отдельным явлением. [106] Краут-рок-группы, такие как Can , в состав которых входили два участника, обучавшихся у Карлхайнца Штокхаузена , [107] как правило, находились под более сильным влиянием классической музыки 20-го века, чем британские группы прогрессивного рока, чей музыкальный словарь больше склонялся к эпохе романтизма . Многие из этих групп пользовались большим влиянием даже среди групп, которые не питали особого энтузиазма к симфонической разновидности прогрессивного рока. [108]

Прогрессивная душа
[ редактировать ]

В то же время популярные афроамериканские музыканты опирались на концептуальный подход прогрессивного рока, ориентированный на альбомы. Это привело к возникновению прогрессивного соул-движения в 1970-х годах, которое вдохновило новую утонченную музыкальность и амбициозный лиризм в черной поп-музыке. [109] Среди этих музыкантов были Слай Стоун , Стиви Уандер , Марвин Гэй , Кертис Мэйфилд и Джордж Клинтон . [110] Обсуждая разработку, Билл Мартин цитирует альбомы 1970-х годов Wonder ( «Talking Book» , «Innervisions» , «Songs in the Key of Life» ), War ( «All Day Music» , «The World Is a Ghetto» , «War Live» ) и The Isley Brothers ( 3 + 3). (1978) под влиянием прогрессивного рока ), отметив при этом, что Who Are You также основан на соул-варианте. [111] Доминик Максвелл из The Times называет альбомы Уандера середины 1970-х «прог-душой высочайшего уровня, развивающими форму, но всегда искренними, амбициозными и приятными для прослушивания». [112]

Упадок и фрагментация

[ редактировать ]

Политические и социальные тенденции конца 1970-х отошли от взглядов хиппи начала 1970-х , которые привели к развитию и популярности этого жанра. Рост панк-цинизма сделал утопические идеалы, выраженные в текстах прогрессивного рока, немодными. [113] Виртуозность была отвергнута, поскольку затраты на покупку качественных инструментов и затраты времени на обучение игре на них рассматривались как препятствия на пути к энергии и непосредственности рока. [114] Произошли изменения и в музыкальной индустрии: звукозаписывающие компании исчезли и объединились в крупные медиаконгломераты . Продвижение и развитие экспериментальной музыки не было частью маркетинговой стратегии этих крупных корпораций, которые сосредоточили свое внимание на выявлении и выборе прибыльных рыночных ниш . [115]

из King Crimson Роберт Фрипп считал, что прогрессивное движение «трагически отклонилось от курса». [116]

Четыре из самых успешных групп прогрессивного рока – King Crimson, Yes, ELP и Genesis – в середине 1970-х взяли перерыв или претерпели серьезные кадровые изменения. [116] Макан отмечает распад King Crimson в сентябре 1974 года как особенно значимый, называя его моментом, когда «все английские группы этого жанра должны были прекратить свое существование». [117] Большинство крупных групп, в том числе Van der Graaf Generator, Gentle Giant и UK , распались в период с 1978 по 1980 год. [118] Многие группы к середине 1970-х годов достигли предела своих возможностей экспериментировать в рок-контексте, и фанаты устали от длинных эпических композиций. Звуки Hammond , Minimoog и Mellotron были тщательно исследованы, и их использование стало клише. Те группы, которые продолжали записываться, часто упрощали свое звучание, и с конца 1970-х годов жанр фрагментировался. [119] По мнению Роберта Фриппа , как только «прогрессивный рок» перестал охватывать новые горизонты, став набором условностей, которые нужно повторять и подражать, предпосылка жанра перестала быть «прогрессивной». [120]

Эпоха, когда звукозаписывающие компании инвестировали в своих артистов, предоставляя им свободу экспериментировать и ограничивая контроль над их контентом и маркетингом, закончилась в конце 1970-х годов. [121] Корпоративные артисты и сотрудники репертуара оказывали все больший контроль над творческим процессом, который ранее принадлежал артистам. [122] и известные коллективы были вынуждены создавать музыку с более простой гармонией и структурой песен и меньшим количеством изменений размера. Ряд симфонических поп-групп, таких как Supertramp , 10cc , The Alan Parsons Project и Electric Light Orchestra , привнесли аранжировки в оркестровом стиле в контекст, в котором упор делался на поп-синглы, но при этом допускались периодические исследования. Jethro Tull, Gentle Giant и Pink Floyd выбрали более жесткое звучание в стиле арена-рока . [5]

В то время образовалось несколько новых прогрессив-рок-групп, и те, кто это сделал, обнаружили, что звукозаписывающие компании не были заинтересованы в их подписании. [123] Недолговечная супергруппа UK была заметным исключением, поскольку ее участники заслужили репутацию; они выпустили два альбома, стилистически похожие на предыдущие артисты, и мало что сделали для развития жанра. [124] Частью наследия этого жанра в этот период было его влияние на другие стили, поскольку несколько европейских гитаристов привнесли прогрессивный рок в хэви-метал и заложили основу для прогрессивного металла . Майкл Шенкер из НЛО ; а Ули Джон Рот , заменивший Шенкера в «Scorpions» , расширил модальный словарь, доступный гитаристам. [125] [ нужны дальнейшие объяснения ] Рот изучал классическую музыку с намерением использовать гитару так же, как композиторы-классики использовали скрипку. [126] Наконец, родившиеся в Голландии и получившие классическое образование Алекс и Эдди Ван Хален сформировали группу Van Halen , в которой представлены новаторские гитарные исполнения, тэппинг и перекрестный выбор. [127] это повлияло на музыку " shred " 1980-х годов. [128]

Коммерциализация
[ редактировать ]

К началу 1980-х годов прогрессивный рок считался практически мертвым стилем, и эта идея подкреплялась тем фактом, что некоторые из основных прогрессивных групп разработали более коммерческое звучание. ... Что вышло из музыки этих теперь уже бывших прогрессивных групп... было сколько-нибудь значительным напоминанием об художественной музыке.

— Джон Ковач [12]

Некоторые известные артисты перешли к более простой и коммерчески жизнеспособной музыке. [129] [ нужна проверка ] [12] Аренные рок-группы, такие как Journey , Kansas , Styx , GTR , ELO и Foreigner, либо начинали как группы прогрессивного рока, либо включали в себя участников, тесно связанных с этим жанром. Эти группы сохранили некоторую сложность песен и аранжировки в оркестровом стиле, но отошли от лирического мистицизма в пользу более традиционных тем, таких как отношения. [130] Эти радиодружественные группы получили название «prog lite». [131] Genesis превратилась в успешную поп-группу, прогрессивная супергруппа Asia (состоящая из участников Yes, King Crimson и ELP) выпустила альбом номер один в 1982 году. [132] и обновленная группа Yes выпустила относительно популярный альбом 90125 (1983), который стал их единственным синглом номер один в США " Owner of a Lonely Heart ". Одной из групп, которая оставалась успешной в 1980-е годы, сохраняя при этом прогрессивный подход, была Pink Floyd, выпустившая The Wall в конце 1979 года. Альбом, который привнес панк-гнев в прогрессивный рок, [133] имел огромный успех и позже был экранизирован как Pink Floyd – The Wall . [номер 12]

Пост-панк и пост-прогрессив

[ редактировать ]

Панк и прогрессивный рок не обязательно были противоположными понятиями, как принято считать. Оба жанра отвергают коммерциализм, и панк-группы действительно видели необходимость в музыкальном развитии. [141] [номер 13] Автор Дойл Грин отметил, что пост-панк возник как «разновидность «прогрессивного панка » ». [146] Пост-панк-исполнители отвергли высокие культурные отсылки рок-исполнителей 1960-х годов, таких как Битлз и Боб Дилан, а также парадигмы, которые определяли рок как «прогрессивный», «искусство» или «студийный перфекционизм». [147] В отличие от панк-рока, он уравновешивает энергию и скептицизм панка с сознанием художественной школы, дадаистским экспериментализмом и атмосферными эмбиентными звуковыми ландшафтами. Мировая музыка , особенно африканские и азиатские традиции, также оказала большое влияние. [148]

Влияние прогрессивного рока ощущалось в творчестве некоторых пост-панк-исполнителей, хотя они были склонны подражать не классическому року или группам Кентербери, а скорее Roxy Music , King Crimson и краут-рок -группам, особенно Can. [149] [ нужна проверка ] [номер 14] Punishment of Luxury заимствована как из прогрессива, так и из панк-рока. Музыка [151] в то время как Alternative TV , возглавляемая основателем влиятельного панк-журнала для фанатов Sniffin' Glue Марком Перри , гастролировала и выпустила сплит-концертный альбом с Gong ответвлением Here & Now . [152]

Talking Heads из Джерри Харрисон (слева) и Дэвид Бирн , конец 1970-х.

Термин « постпрогрессив » обозначает прогрессивный рок, который возвращается к своим первоначальным принципам, но при этом отделяется от стилей прогрессивного рока 1970-х годов. [153] и может находиться после 1978 года. [154] Мартин считает Roxy Music из Брайана Ино самым важным катализатором этого поджанра, объясняя, что его работы 1973–77 годов объединили аспекты прогрессивного рока с дальновидным представлением о новой волне и панке. [155] Новая волна, возникшая примерно в 1978–79 годах с некоторыми из тех же взглядов и эстетики, что и панк, была охарактеризована Мартином как «прогрессивная», помноженная на «панк». [156] Группы этого жанра, как правило, были менее враждебны по отношению к прогрессивному року, чем панки, и были пересечения, такие как участие Фриппа и Ино в Talking Heads , а также замена Yes Рика Уэйкмана и Джона Андерсона поп-дуэтом The Buggles . [156]

Когда King Crimson реформировались в 1981 году, они выпустили альбом Discipline , который, по словам Макана, «открыл» новый пост-прогрессивный стиль. [157] В новый состав King Crimson вошли гитарист и вокалист Адриан Белью , который также сотрудничал с Talking Heads, выступал с группой вживую и участвовал в их альбоме 1980 года Remain in Light . [158] [159] По словам Мартина, Talking Heads также создали «своего рода музыку новой волны, которая представляла собой идеальный синтез актуальности и настроения панка, утонченности и креативности прогрессив-рока. Значительная часть наиболее интересного рока того времени явно принадлежит к пост-року». Музыка Talking Heads, но это значит, что это еще и постпрогрессивный рок». [155]

Нео-прог

[ редактировать ]

Вторая волна [160] Прогрессив-рок-групп появилось в начале 1980-х годов и с тех пор было выделено в отдельный поджанр « неопрога ». [161] Эти в основном клавишные группы играли расширенные композиции со сложной музыкальной и лирической структурой. [162] Некоторые из этих групп подписали контракты с крупными звукозаписывающими лейблами, включая Marillion , IQ , Pendragon и Pallas . [163] Большинство крупных исполнителей этого жанра выпустили дебютные альбомы в период с 1983 по 1985 год под одним и тем же менеджером, Китом Гудвином, публицистом, который сыграл важную роль в продвижении прогрессивного рока в 1970-х годах. [164] Группы предыдущего десятилетия имели то преимущество, что появлялись во время известного контркультурного движения, что обеспечивало им большую потенциальную аудиторию, но нео-прог-группы были ограничены относительно нишевой демографической группой, и им было трудно привлечь последователей. Только Мариллион [165] и Сага [166] добился международного успеха.

Нео-прог-группы, как правило, использовали Питера Гэбриэла в Genesis эпохи качестве своей «основной модели». [167] Они также находились под влиянием фанка , хард-рока и панк-рока . [168] Самая успешная группа этого жанра, Marillion, особенно пострадала от обвинений в сходстве с Genesis, хотя они использовали другой вокальный стиль, включали больше элементов хард-рока. [169] и находились под сильным влиянием таких групп, как Camel и Pink Floyd . [170] [171] Авторы Пол Хегарти и Мартин Холливелл отметили, что нео-прог-группы не столько занимались плагиатом прогрессивного рока, сколько создавали новый стиль из элементов прогрессивного рока, точно так же, как группы десятилетием ранее создали новый стиль на основе джаза и классические элементы. [172] Автор Эдвард Макан возражает, указывая, что эти группы, по крайней мере частично, были мотивированы ностальгическим желанием сохранить прошлый стиль, а не стремлением к инновациям. [173]

1990–2000-е годы

[ редактировать ]

Третья волна

[ редактировать ]
Выступление Porcupine Tree в 2007 году

Третья волна прогрессив-рок-групп, которую также можно охарактеризовать как второе поколение нео-прог-групп. [160] появился в 1990-е годы. Использование термина «прогрессивный» для описания групп, которые следуют стилю групп десяти-двадцатилетней давности, является несколько спорным, поскольку рассматривается как противоречие духу экспериментирования и прогресса. [174] [175] Этим новым группам отчасти способствовало наличие студий звукозаписи на базе персональных компьютеров , что снизило расходы на производство альбомов, а также Интернета , который облегчил группам, не являющимся мейнстримом, доступ к широкой аудитории. [176] В крупных городах появились магазины пластинок, специализирующиеся на прогрессивном роке. [174]

Шред - музыка 1980-х годов оказала большое влияние на группы прогрессивного рока 1990-х. [174] Некоторые из новых групп, такие как Flower Kings , Spock's Beard и Glass Hammer , играли симфонический прогрессив в стиле 1970-х, но с обновленным звучанием. [177] Некоторые из них начали исследовать возможности компакт-дисков так же, как предыдущие группы расширяли границы виниловых пластинок. [178]

Прогрессивный металл

[ редактировать ]

Прогрессивный рок и хэви-метал имеют схожие временные рамки. Оба возникли из психоделии конца 1960-х и добились большого успеха в начале 1970-х, несмотря на отсутствие радиопередач и поддержки со стороны критиков, затем исчезли в середине-конце 1970-х и пережили возрождение в начале 1980-х. В то время в каждом жанре наблюдалась фрагментация стилей, и многие метал-группы новой волны британского хэви-метала - в первую очередь Iron Maiden - и далее демонстрировали влияние прогрессивного рока. [179] Прогрессивный металл достиг точки зрелости с концептуальным альбомом группы Queensrÿche 1988 года Operation: Mindcrime , альбомом Voivod 1989 года Nothingface с абстрактными текстами и текстурой, напоминающей King Crimson, и альбомом Dream Theater 1992 года Images and Words . [180]

Элементы прогрессивного рока появляются и в других поджанрах металла. Блэк-метал концептуальн по определению из-за его важной темы, ставящей под сомнение ценности христианства. [181] Его гортанный вокал иногда используют группы, которые можно отнести к прогрессивным, такие как Mastodon , Mudvayne и Opeth . [182] Симфо-метал является продолжением тенденции к оркестровым пассажам раннего прогрессив-рока. [183] Прогрессивный рок также послужил источником вдохновения для таких жанров, как пост-рок , [184] пост-метал и авангард-метал , [185] математический рок , [186] пауэр-метал и неоклассический метал . [187]

Новая прога

[ редактировать ]

Новый прог описывает волну прогрессив-рок-групп 2000-х, возродивших этот жанр. По словам Эвана Серпика из Entertainment Weekly , «истории успеха, такие как System of a Down , и многообещающие люди, такие как Dillinger Escape Plan , Lightning Bolt , Coheed и Cambria и Mars Volta , создают невероятно сложную и изобретательную музыку, которая звучит как более тяжелая и агрессивная версия гигантов 70-х, таких как Led Zeppelin и King Crimson». [188]

2010-е годы

[ редактировать ]

Премия Progressive Music Awards была учреждена в 2012 году британским журналом Prog для чествования признанных исполнителей этого жанра и продвижения новых групп. Однако лауреатов не приглашают выступать на церемонии награждения, поскольку промоутеры хотят, чтобы мероприятие «продлилось не три недели». [189] [ нужна полная цитата ]

2020-е годы

[ редактировать ]

Прогрессивный рок как жанр продолжается и в 2020-е годы: существующие группы, такие как Yes , Marillion , Porcupine Tree и Magenta , а также недавно известные группы, такие как Riverside и Crown Lands, создают новую музыку, основанную на этом стиле. [ нужна ссылка ]

Фестивали

[ редактировать ]

Многие известные группы прогрессивного рока впервые познакомились на крупных рок-фестивалях , которые проводились в Великобритании в конце 1960-х - начале 1970-х годов. King Crimson впервые выступили на бесплатном концерте в Гайд-парке в 1969 году перед аудиторией в 650 000 человек в поддержку Rolling Stones . [190] Emerson, Lake & Palmer дебютировали на фестивале Isle of Wight в 1970 году , на котором также появились Supertramp, Family и Jethro Tull. [191] Джетро Талл также присутствовал на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1969 году , первом году, когда этот фестиваль пригласил для выступления рок-группы. Hawkwind появлялся на многих британских фестивалях на протяжении 1970-х годов, хотя иногда они появлялись без приглашения, устанавливали сцену на периферии мероприятия и играли бесплатно. [192]

Выступление Supertramp в 1979 году
King Crimson выступают на фестивале Dour, 2003 г.

Возобновление интереса к этому жанру в 1990-е годы привело к развитию фестивалей прогрессивного рока. [174] Фестиваль ProgFest, организованный Грегом Уокером и Дэвидом Оверстритом в 1993 году, впервые проводился в Ройс-холле Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . [193] и представили шведскую Änglagård, британскую IQ, Quill и Citadel. CalProg проводился ежегодно в Уиттьере, Калифорния, в начале 2000-х годов. [194] Северо-восточный арт-рок-фестиваль или NEARfest . [176] провели свое первое мероприятие в 1999 году в Вифлееме, штат Пенсильвания , и проводили ежегодные аншлаговые концерты до NEARfest Apocalypse 2012 года, в котором участвовали хедлайнеры Великобритании и эпохи Возрождения. [195]

Другие фестивали включают ежегодный ProgDay (самый продолжительный и единственный фестиваль прогрессивной музыки на открытом воздухе) в Чапел-Хилл, Северная Каролина , ежегодный фестиваль Rites of Spring (RoSfest) в Сарасоте, Флорида , The Rogue Independent Music Festival в Атланте, Джорджия, Баха. Prog в Мехикали, Мексика , ProgPower USA в Атланте, Джорджия, ProgPower Europe в Баарло , Нидерланды, и ProgStock в Рауэе, штат Нью-Джерси, которые провели свое первое мероприятие в 2017 году. [196]

На протяжении многих лет этот жанр получал как признание критиков, так и критику. Прогрессивный рок называют параллельным классической музыке Игоря Стравинского и Белы Бартока . [193] Это желание расширить границы рока в сочетании с пренебрежительным отношением некоторых музыкантов к мейнстриму рока и поп-музыки встревожило критиков и привело к обвинениям в элитарности. Его интеллектуальная, фантастическая и аполитичная лирика, а также избегание блюзовых корней рока были отказом от тех самых вещей, которые многие критики ценили в рок-музыке. [197] Прогрессивный рок также представлял собой взросление рока как жанра, но среди критиков существовало мнение, что рок был и должен оставаться фундаментально связанным с подростковым возрастом, поэтому рок и зрелость были взаимоисключающими. [198] Критика по поводу сложности их музыки спровоцировала некоторые группы на создание еще более сложной музыки. [номер 15]

Большинство участвовавших музыкантов были мужчинами, как и в большинстве рок-музыкантов того времени. [202] хотя Энни Хаслам эпохи Возрождения была заметным исключением. Певицы были лучше представлены в прогрессивных фолк -группах. [203] которые продемонстрировали более широкий диапазон вокальных стилей, чем группы прогрессивного рока. [204] с которыми они часто гастролировали и делились участниками группы. [205]

Британская и европейская публика обычно следовала протоколам поведения в концертных залах, связанным с выступлениями классической музыки, и была более сдержанной в своем поведении, чем аудитория других форм рока. Это сбивало с толку музыкантов во время турне по США, поскольку они обнаружили, что американская публика менее внимательна и более склонна к вспышкам эмоций во время тихих отрывков. [206]

Эти стремления к высокой культуре отражают происхождение прогрессивного рока как музыки, созданной в основном представителями высшего и среднего класса, белыми воротничками и мужчинами с высшим образованием из Южной Англии . Музыка никогда не отражала забот слушателей рабочего класса и не была принята ими. [207] за исключением США, где слушатели оценили виртуозность музыкантов. [208] Экзотические литературные темы прогрессивного рока считались особенно неактуальными для британской молодежи в конце 1970-х годов, когда страна страдала от плохой экономики, частых забастовок и дефицита. [209] Даже лидер King Crimson Роберт Фрипп назвал тексты прогрессивного рока «философскими блужданиями какого-то английского недоумка, который обходит какой-то несущественный момент своей жизни». [210] Группы, чьи более мрачные тексты избегали утопизма, такие как King Crimson, Pink Floyd и Van der Graaf Generator, испытали меньшую критику. [211]

В 2002 году гитарист Pink Floyd Дэвид Гилмор сказал: «Я не был большим поклонником большей части того, что вы называете прогрессивным роком. Я как Граучо Маркс : я не хочу принадлежать к какому-либо клубу, который бы меня для члена». [212] В 2014 году Питер Гэбриэл заметил: «Несмотря на то, что прог, вероятно, был самым высмеиваемым музыкальным жанром всех времен, было, как и сегодня, множество выдающихся музыкантов, пытавшихся разрушить барьеры и отвергнуть правила музыки. Мы не всегда понимали это правильно, но когда это сработало, мы смогли тронуть людей и добиться некоторого волшебства. Я рассматриваю все это как очень здоровую часть взросления». [213]

Ян Андерсон , фронтмен Jethro Tull, прокомментировал:

Мне до сих пор нравится оригинальный термин, пришедший из 1969 года: прогрессивный рок – но он был с маленькой «р» и маленькой «р». Прог-рок, с другой стороны, имеет разные коннотации – величия и помпезности [...] Я думаю, оглядываясь назад, что по большей части это был довольно хороший опыт как для музыкантов, так и для слушателей. Кое-что было немного преувеличено, но в случае с большей частью музыки она была абсолютно на высоте. [214]

Хотя меломаны уже много лет заявляют, что прогрессивный рок мертв, [215] сцена все еще активна со многими поджанрами. [216]

Список исполнителей прогрессивного рока

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В рок-музыке 1970-х годов термин «искусство» обычно понимался как означающий «агрессивно авангардный» или «претенциозно прогрессивный». [14]
  2. ^ Примерно с 1967 года термин «поп-музыка» все чаще использовался в противовес термину «рок-музыка», что придавало обоим терминам общее значение. [20]
  3. ^ Формализм относится к озабоченности устоявшимися внешними композиционными системами, структурным единством и автономией отдельных произведений искусства. Эклектизм, как и формализм, означает склонность к синтезу или интеграции стилей. Однако, вопреки формалистическим тенденциям, эклектизм выдвигает на первый план разрывы между историческими и современными стилями и электронными средствами массовой информации, иногда одновременно относясь к совершенно разным музыкальным жанрам, идиомам и культурным кодам. Примеры включают » группы «Битлз « Внутри тебя без тебя » (1967) и » Джими Хендрикса версию « Звездно-полосатого знамени 1969 года . [27]
  4. Аллан Мур пишет: «К настоящему моменту должно быть ясно, что, хотя эта история, кажется, предлагает примерно хронологическую последовательность стилей, не существует единой, линейной истории того, что мы называем популярной песней … Иногда кажется, что существует Иногда аудитория тяготеет к центру. Самый заметный период, когда это произошло, пришелся на начало-середину 1960-х годов, когда казалось, что почти все, независимо от возраста, класса или культурного происхождения, слушали «Битлз». эта монолитная позиция снова рухнула. И группы Эдгара Бротона « Apache Dropout » » Эдисона Лайтхауса , и « Love Gross были выпущены в 1970 году с сильными связями в Мидлендсе и Лондоне, и оба звучали на одних и тех же радиостанциях. действовали в соответствии с совершенно разной эстетикой». [36]
  5. Продажи пластинок впервые превысили продажи синглов в 1969 году. [59]
  6. Известно, что участник группы «Битлз» Джон Леннон присутствовал по крайней мере на одном таком мероприятии, мероприятии под названием «14-часовая разноцветная мечта» . [65] Пол Маккартни был глубоко связан с андеграундом благодаря своему участию в галерее Indica . [66]
  7. ^ Их также обычно считают первыми мировыми знаменосцами симфонического рока. [70]
  8. ^ Один только Талл получил 11 золотых и 5 платиновых альбомов . [82] Альбом Pink Floyd 1970 года Atom Heart Mother занял первое место в британских чартах. Их альбом 1973 года The Dark Side of the Moon , который объединил их расширенные композиции с более структурированным стилем сочинения, использовавшимся, когда Сид Барретт был их автором песен, [83] провел более двух лет на вершине хит-парадов [84] и оставался в чарте альбомов Billboard 200 пятнадцать лет. [85]
  9. ^ Радиопередача была менее важной в Великобритании, где записи популярной музыки имели ограниченное эфирное время на официальных радиостанциях (в отличие от пиратского радио ) до запуска BBC Radio 1 в 1967 году . [58] Британская публика привыкла слышать группы в клубах, а британские группы могли поддерживать себя гастролями. Американская аудитория впервые познакомилась с новой музыкой по радио, и для успеха группам в США требовалась трансляция по радио. [88] Радиостанции не любили длинные композиции прогрессивного рока, что затрудняло продажи рекламы . [89]
  10. ^ Van der Graaf Generator были там гораздо популярнее, чем в своей стране. Genesis имели огромный успех в континентальной Европе в то время, когда они все еще были ограничены культом в Британии и США. [99] [ важность примера(ов)? ]
  11. ^ Это можно услышать в Triumvirat , органном трио в стиле ELP; Анж и Селеста оказали сильное влияние King Crimson. [103] Другие привнесли в свой стиль национальные элементы: испанская Triana представила элементы фламенко , такие группы, как шведская Samla Mammas Manna, черпали из стилей народной музыки своих стран, а итальянские группы, такие как Il Balletto di Bronzo , Rustichelli & Bordini, склонялись к подход, который был более откровенно эмоциональным, чем у их британских коллег. [104]
  12. Pink Floyd не смогли повторить такое сочетание коммерческого успеха и успеха у критиков, поскольку до их единственного продолжения, The Final Cut , оставалось несколько лет. [134] и, по сути, был Роджера Уотерса. сольным проектом [135] он состоял в основном из материала, который был отклонен для The Wall . [136] Позже группа воссоединилась без Уотерса и восстановила многие прогрессивные элементы, которые были преуменьшены в творчестве группы конца 1970-х. [137] Эта версия группы была очень популярна. [138] но критическое мнение об их более поздних альбомах менее благоприятное. [139] [140]
  13. Sex Pistols Фронтмен Джонни Роттен , как известно, носил футболку с надписью «Я ненавижу Pink Floyd». [123] но он выразил восхищение генератором Ван дер Граафа, [142] Может, [143] и много лет спустя сами Pink Floyd. [144] Брайан Ино отдал предпочтение подходу панк-групп и групп новой волны в Нью-Йорке, поскольку он нашел их более экспериментальными и менее личностными, чем английские группы. [145]
  14. Джулиан Коуп из Teardrop Explodes написал историю жанра краутрок, Krautrocksampler . [150] [ важность примера(ов)? ]
  15. ^ Да " Сказки из топографических океанов" [199] и « Врата бреда ». [200] оба были ответами на подобную критику. группы Jethro Tull «Thick As a Brick» , самодовольный концептуальный альбом , состоящий из одного 45-минутного трека, возник из-за несогласия группы с обозначением их предыдущего Aqualung как концептуального альбома. [201]
  1. ^ Анон (nd). «Краут-Рок» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 25 января 2017 г.
  2. ^ Тигр 1997 , стр. 22, 140.
  3. ^ Ллойд-Дэвис, Изер (16 февраля 2017 г.). «Paperlate: современная ведьма идет вперед» . Прог . Архивировано из оригинала 19 июня 2018 года . Проверено 17 июня 2018 г.
  4. ^ «Пост-рок» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 1 апреля 2020 года . Проверено 31 января 2017 г.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макан 1997 , с. 187.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Поп/Рок» Арт-Рок/Экспериментальный «Авант-Прог» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 27 октября 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
  7. ^ «Нео-Прог» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
  8. ^ Мартин 1998 , стр. 71–75.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Прог-Рок» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 года . Проверено 23 июля 2016 г.
  10. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 1.
  11. ^ Лаки 2000 , с. 7.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ковач 1997 , с. 5.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Баннистер 2007 , с. 37.
  14. ^ Мюррей, Ноэль (28 мая 2015 г.). «60 минут музыки, которая подводит итог пионерам арт-панка Wire» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 31 октября 2015 года . Проверено 16 февраля 2017 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Робинсон 2017 , с. 223.
  16. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 9.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хегарти и Холливелл 2011 , с. 13.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Котнер 2000 , с. 90.
  19. ^ Мур 2004 , с. 22.
  20. ^ Глоаг, Кеннет (2006). Лэтэм, Элисон (ред.). Оксфордский спутник музыки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-866212-2 .
  21. ^ Хаворт и Смит 1975 , с. 126.
  22. ^ Мур 2016 , стр. 201–202.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хегарти и Холливелл 2011 , с. 2.
  24. ^ Холм-Хадсон 2013 , стр. 16, 85–87.
  25. ^ Холм-Хадсон 2013 , с. 16.
  26. ^ Холм-Хадсон 2013 , стр. 85–87.
  27. ^ Котнер 2000 , с. 93.
  28. ^ Котнер 2000 , с. 91.
  29. ^ Уиллис 2014 , стр. 204, 219.
  30. ^ Уиллис 2014 , с. 219.
  31. ^ Романо 2010 , с. 24.
  32. ^ Холм-Хадсон 2013 , с. 85.
  33. ^ Проун и Ньюквист 1997 , с. 78.
  34. ^ Филон 2014 , с. 119
  35. ^ Мур 2016 , с. 201.
  36. ^ Мур 2016 , стр. 199–200.
  37. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 11.
  38. ^ Эверетт 1999 , с. 95.
  39. ^ Мартин 1998 , с. 47.
  40. ^ Тамм 1995 , с. 29.
  41. ^ Лис, Райан (5 августа 2016 г.). «Завтра никогда не знает: как трилогия 1966 года о звуках домашних животных» , «Блондинка на блондинке » и «Револьвер» изменили все» . Стереогум . Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
  42. ^ Мартин 1998 , с. 53.
  43. ^ Котнер 2001 , с. 30.
  44. ^ Кертис 1987 , с. 156-7.
  45. ^ Кертис 1987 , с. 179.
  46. ^ Джексон, Эндрю Грант (2015). 1965: Самый революционный год в музыке . Книги Томаса Данна. стр. 64–65. ISBN  978-1-250-05962-8 .
  47. ^ Мартин 1996 , с. 4.
  48. ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 54–55.
  49. ^ Свирс 2004 , с. 72 204.
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартин 1998 , с. 39.
  51. ^ Макан 1997 , с. 15,20.
  52. ^ Мартин 1998 , стр. 39–40.
  53. ^ Ковач 1997 , с. 3.
  54. ^ Бун и Ковач 1997 , стр. 41–46.
  55. ^ Интерранте, Скотт (20 мая 2015 г.). «12 лучших песен Брайана Уилсона» . Попматтерс . Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 года . Проверено 9 марта 2016 г.
  56. ^ Мартин 1998 , с. 40.
  57. ^ Холм-Хадсон 2008 , с. 10.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пиренн, Кристоф (2005). «Роль радио, 33 пластинок и технологий в развитии прогрессивного рока» . Материалы международной конференции «Композиция и эксперименты в британском роке 1966–1976» . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 27 июня 2013 г.
  59. ^ Свирс 2004 , с. 120.
  60. ^ Вейгель 2012b .
  61. ^ Бруфорд 2012 , с. 159.
  62. ^ Зоппо 2014 , с. [ нужна страница ] .
  63. ^ Анон (nd). «Прог-Рок» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 года . Проверено 23 июля 2016 г.
  64. ^ Свирс 2004 , с. 114–15.
  65. ^ О'Брайен 1999 .
  66. ^ Майлз 1999 .
  67. ^ Свирс 2004 , с. 119.
  68. ^ Мартин 1998 , стр. 164–65.
  69. ^ Хогг 1994 .
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фаулз, Пол; Уэйд, Грэм (2012). Краткая история рок-музыки . Публикации Мела Бэя. п. 125. ИСБН  978-1-61911-016-8 . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 12 октября 2016 г.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тигр 1997 , стр. 21–22.
  72. ^ Мартин 1998 , стр. 163–164.
  73. ^ Макан 1997 , с. 20.
  74. ^ Мартин 1998 , с. 168.
  75. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макан 1997 , с. 23.
  76. ^ Макан 1997 , с. 26.
  77. ^ Боуман 2001 , с. 184.
  78. ^ Тигр 1997 , стр. 22–23.
  79. ^ Приоре 2005 , с. 79.
  80. ^ Макан 1997 , с. 27.
  81. ^ Макан 1997 , с. 28.
  82. ^ Кливленд 2005 .
  83. ^ Уайтли 1992 , стр. 34–35.
  84. ^ Уайтли 1992 , стр. 4, 38.
  85. ^ Фридлендер 1998 , с. 245.
  86. ^ ДеРогатис, Джим (28 февраля 1993 г.). «Проклятие 'Tubular Bells'. В 1974 году также наблюдался подъем Supertramp , поскольку выпуск их третьего студийного альбома имел некоторый успех как в Великобритании, так и в США». Чикаго Сан-Таймс .
  87. ^ Макан 1997 , с. 185-6.
  88. ^ Кертис 1987 , с. 296-7.
  89. ^ Кава, Брэд (15 июля 2002 г.). «Да прогрессивному року: группа тысячи шансов». Сан-Хосе Меркьюри Ньюс . Сан-Хосе, Калифорния.
  90. ^ Кертис 1987 , с. 286.
  91. ^ Энциклопедия классического рока . Абк-Клио. 24 февраля 2017 г. ISBN  9781440835148 .
  92. ^ «Духовная биография, песни и альбомы» . Вся музыка .
  93. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макан 1997 , с. 186.
  94. ^ Персонал глобуса. «Второй раз — прелесть для отбросов». Бостон Глобус . 21 февраля 1992 года.
  95. ^ «Капитан За гранью – Биография и история – AllMusic» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года . Проверено 15 июня 2017 г.
  96. ^ «Возвращение в вечность – Биография и история – AllMusic» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 20 июля 2017 года . Проверено 15 июня 2017 г.
  97. ^ «Фрэнк Заппа – Биография, Альбомы, Ссылки на потоки – AllMusic» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 5 января 2013 года . Проверено 15 июня 2017 г.
  98. ^ Мартин 1998 , стр. 154–55.
  99. ^ Спайсер, Марк (2005). «Фокстрот Бытия» . Материалы международной конференции «Композиция и эксперименты в британском роке 1966–1976» . Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 3 июля 2013 г.
  100. ^ Миркович, Игорь (2003). Счастливый ребенок . Загреб: Фрактура. п. 5.
  101. ^ Жикич, Александра (1999). Роковая карусель: Хроника белградского рок-н-ролла 1959-1979 гг . Белград: Геопоэтика. стр. 138–139.
  102. ^ Тигр 1997 , стр. 183–84.
  103. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макан 1997 , с. 267.
  104. ^ Макан 1997 , с. 184.
  105. ^ Сариг 1998 , с. 123.
  106. ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 10, 152.
  107. ^ Лаки 2000 , с. 22.
  108. ^ Мартин 2002 , с. 82.
  109. ^ Мартин 1998 , с. 41; Хоард и Брэкетт 2004 , с. 524.
  110. ^ Hoard & Brackett 2004 , с. 524.
  111. ^ Мартин 1998 , стр. 41, 205, 216, 244.
  112. ^ Кендалл, Джо (5 мая 2019 г.). «Коллекция пластинок» . Прог . Архивировано из оригинала 30 января 2021 года . Проверено 23 января 2021 г. - через PressReader .
  113. ^ Мартин 2002 , с. 78.
  114. ^ Мартин 2002 , с. 115.
  115. ^ Мартин 2002 , стр. 108–110.
  116. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хегарти и Холливелл 2011 , с. 177.
  117. ^ Макан 1997 , с. 179.
  118. ^ Тигр 1997 , стр. 187–188.
  119. ^ Тигр 1997 , стр. 181–183.
  120. ^ Макан 1997 , с. 206.
  121. ^ Мур 2016 , с. 202.
  122. ^ Мартин 1996 , с. 188.
  123. Перейти обратно: Перейти обратно: а б ДеРогатис, Джим (1998). «Все, что вы хотели знать об андеграунде прог-рока (но боялись спросить)» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 23 июня 2013 г.
  124. ^ Макан 1997 , с. 183.
  125. ^ Блэкетт 2001 .
  126. ^ Гресс 2007 .
  127. ^ Гресс 1993 .
  128. ^ Майерс, Джефф (12 января 2007 г.). «Безумный выбор; восхождение Ван Халена в Рок-холл стало прорывом». Новости Буффало . Буффало, штат Нью-Йорк.
  129. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 182.
  130. ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 181–182.
  131. ^ Катефорис 2011 , стр. 154–159.
  132. ^ «Билборд 200» . Рекламный щит . 2 января 2013 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
  133. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 174.
  134. ^ Макан 1997 , с. 188.
  135. ^ Анонимно (4 апреля 2004 г.). «The Mag: Play: The Final Cut (EMI) Pink Floyd. (Особенности)». Воскресный Меркурий . Бирмингем, Англия.
  136. ^ Смит, Тирни (апрель 2011 г.). «Что случилось с Pink Floyd? Странная история Уотерса и Гилмора». Золотая жила . Публикации Краузе.
  137. ^ Макан 1997 , с. 195.
  138. ^ Харрингтон, Ричард (19 октября 1987 г.). «Pink Floyd под любым именем; без давнего лидера, группа остается верной курсу». Вашингтон Пост .
  139. ^ Грейвс, Том (16 июня 1994 г.). «Пинк Флойд: Дивизионный колокол» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 16 января 2014 года . Проверено 4 июля 2013 г.
  140. ^ Вайман, Билл (14 января 1988 г.). «Четыре фазы Pink Floyd» . Чикагский читатель . Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 4 июля 2013 г.
  141. ^ Мартин 1996 , стр. 189–190.
  142. ^ Борос, Крис (6 ноября 2008 г.). «Питер Хэммилл: невоспетый герой прогрессивного рока» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 23 июня 2013 г.
  143. ^ Лайдон, Джон (31 октября 2009 г.). «Джон Лайдон: Саундтрек моей жизни» . The Guardian (интервью). Беседовал Уилл Ходжкинсон. Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 года . Проверено 23 июня 2013 г.
  144. ^ Шон Майклс (18 февраля 2010 г.). «Джон Лайдон: Я не ненавижу Pink Floyd» . Хранитель . Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
  145. ^ Тамм 1995 , с. 30.
  146. ^ Грин 2014 , с. 173.
  147. ^ Баннистер 2007 , стр. 36–37.
  148. ^ Ройек 2011 , с. 28.
  149. ^ Томми Удо (сентябрь 2006 г.). «Панк убил прогу?». Классический рок . 97 .
  150. ^ Морган, Фрэнсис (6 сентября 2007 г.). «Сила поп-музыки» . Новый государственный деятель . Архивировано из оригинала 17 сентября 2009 года.
  151. ^ «Наказание роскошью» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 23 октября 2015 года . Проверено 20 ноября 2020 г. .
  152. ^ «Альтернативное телевидение» . Пресс для брюк . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 20 ноября 2020 г. .
  153. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 225.
  154. ^ Мартин 1998 , с. 20.
  155. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартин 1998 , с. 251.
  156. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартин 2002 , с. 99.
  157. ^ Макан 1997 , с. 205.
  158. ^ «Как King Crimson возродились в «Дисциплине» под влиянием новой волны » . Абсолютный классический рок . 22 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 г. . Проверено 20 ноября 2020 г. .
  159. ^ Шонфельд, Мэтью (4 ноября 2014 г.). «Что общего у Дэвида Боуи, Фрэнка Заппы и Talking Heads? Этот человек» . Портлендский ежемесячный журнал . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 20 ноября 2020 г. .
  160. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хегарти и Холливелл 2011 , с. 199.
  161. ^ Юинг, Джерри. «Пути». Классический рок представляет прог. 17 марта 2010 г. стр.61
  162. ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 183–186.
  163. ^ Петридис, Алексис (22 июля 2010 г.). «Назад, чтобы идти вперед: возрождение прог-рока» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года . Проверено 9 ноября 2016 г.
  164. ^ Макан 1997 , с. 198.
  165. ^ Тигр 1997 , стр. 200–01.
  166. ^ Кларк 2012 .
  167. ^ Джон Ковач; Грэм М. Бун, ред. (1997). Понимание рока: очерки музыкального анализа . Издательство Оксфордского университета. п. 6 . ISBN  978-0195100051 .
  168. ^ Романо 2010 , «Мариллион» .
  169. ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 187–188.
  170. ^ Блейк, Марк (22 марта 2017 г.). «Стив Ротери: «Люди до сих пор думают, что Marillion — это шотландская хэви-метал группа» » . Громче . Архивировано из оригинала 6 декабря 2020 года . Проверено 23 августа 2019 г.
  171. ^ Рис, Кэролайн (15 апреля 2016 г.). «Бывшая певица Marillion Fish: шесть моих лучших альбомов» . express.co.uk . Архивировано из оригинала 23 августа 2019 года . Проверено 23 августа 2019 г.
  172. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 184.
  173. ^ Макан 1997 , с. 197.
  174. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гилл 1995 .
  175. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 19.
  176. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карник 2003 .
  177. ^ Лаки 2000 , с. 47 127.
  178. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 200.
  179. ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 259–260.
  180. ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 260–262.
  181. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 264.
  182. ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 264, 266.
  183. ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 266–267.
  184. ^ Аллен, Джим. «От Tull To Tortoise: Прогги-прошлое пост-рока» . CMJ Новая музыка . Архивировано из оригинала 3 февраля 2013 года . Проверено 20 июня 2013 г.
  185. ^ Караманика, Джон (20 сентября 2005 г.). «Алхимия арт-мира хэви-метала». Интернэшнл Геральд Трибьюн .
  186. ^ Тюдор, Колин (9 декабря 2003 г.). «КУЛЬТУРА: Между роком и более тяжелым местом; Хардкорные остановки и старты плана побега Диллинджера доказывают, что рок все еще развивается». Бирмингем Пост . Англия.
  187. ^ Майерс, Джефф (3 октября 2003 г.). «Танец смерти» (Рецензия)». The Buffalo News .
  188. ^ Серпик, Эван (9 мая 2005 г.), Prog Rocks Again , Entertainment Weekly, заархивировано из оригинала 14 января 2012 г. , получено 25 мая 2012 г.
  189. ^ Шервин 2012 .
  190. ^ Фрипп 1975 .
  191. ^ Hegarty & Halliwell 2011 , стр. 50–51.
  192. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 50.
  193. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ковач 2000 .
  194. ^ «КалПрог ~ Фестивали» . Calprog.com. Архивировано из оригинала 5 декабря 2011 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
  195. ^ Вайгель 2012e .
  196. ^ «ProgStock 2021 — Единственный международный фестиваль прогрессивного рока на северо-востоке Америки, 1–3 октября 2021 года в Рэуэе, штат Нью-Джерси» . Архивировано из оригинала 28 января 2011 года . Проверено 7 ноября 2021 г.
  197. ^ Макан 1997 , с. 168-73.
  198. ^ Мартин 2002 , с. 107.
  199. ^ Мартин 1996 , с. 145.
  200. ^ Мартин 1996 , с. 158.
  201. ^ Андерсон 2008 .
  202. ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 204.
  203. ^ Макан 1997 , с. 135.
  204. ^ Свирс 2004 , с. 204.
  205. ^ Свирс 2004 , с. 131.
  206. ^ Макан 1997 , с. 263.
  207. ^ Тигр 1997 , стр. 144–48.
  208. ^ Макан 1997 , с. 156.
  209. ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 163–164.
  210. ^ Тамм 1990 .
  211. ^ Макан 1997 , с. 78.
  212. ^ « Echoes» станет последней версией Флойда?». Классический рок . № 36. Январь 2002. с. 15.
  213. ^ Мастерс, Тим (12 сентября 2014 г.). «Питер Гэбриэл удостоен награды Prog Music Awards» . Новости Би-би-си . Проверено 15 апреля 2023 г.
  214. ^ Джайлз, Джефф (29 июля 2014 г.). «Иэн Андерсон признает, что прогрессивный прогресс был немного преувеличен » . Абсолютный классический рок . Архивировано из оригинала 27 апреля 2019 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
  215. ^ Вайгель, Дэвид (18 июля 2017 г.). «Неужели прог-рок не может заслужить здесь никакого уважения?» . НПР Музыка. Утренний выпуск . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 5 февраля 2023 г.
  216. ^ «Дискография и обзоры прогрессивной рок-музыки» . Progarchives.com . Проверено 5 февраля 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Андерсон, Ян (2008), BBC Prog Rock Britannia: An Observation in Three Movements (телеинтервью), BBC Four
  • Блэкетт, Мэтт (апрель 2001 г.). «Ули Джон Рот». Гитарист .
  • Кларк, Уильям (25 августа 2012 г.), «Ян Крайтон рассказывает о саге, гитарах, метательных формах и 20/20» , Guitar International , заархивировано из оригинала 26 апреля 2013 г. , получено 6 июня 2013 г.
  • Кливленд, Барри (март 2005 г.), «Prog Rock», гитарист
  • Фрипп, Роберт (1975), Путеводитель по King Crimson для молодежи (примечания к пластинке), EG Records, Ltd
  • Гилл, Крис (апрель 1995 г.), «Прогнозис: новое поколение раскапывает мудрость списка 70-х», гитарист
  • Гресс, Джесси (май 1993 г.). «Урок Ван Халена: как Эдди переписал свод правил рок-гитары». Гитарист .
  • Гресс, Джесси (июнь 2007 г.). «10 вещей, которые нужно сделать, чтобы играть, как Ули Джон Рот». Гитарист .
  • Хогг, Брайан (ноябрь 1994 г.), «1-2-3 и рождение прогрессивной музыки», Mojo , BBC/Guinness Publishing
  • О'Брайен, Люси (1999), Звуки психоделических шестидесятых , Britannica.com, заархивировано из оригинала 17 августа 2014 г. , получено 18 июня 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Счастливчик, Джерри. Файлы прогрессивного рока . Берлингтон, Онтарио: Collector's Guide Publishing , Inc (1998), 304 страницы, ISBN   1-896522-10-6 (мягкая обложка). Дает обзор истории прогрессивного рока, а также истории основных и андеграундных групп этого жанра.
  • Счастливчик, Джерри. Справочник по прогрессивному року . Берлингтон, Онтарио: Collector's Guide Publishing, Inc. (2008), 352 страницы, ISBN   978-1-894959-76-6 (мягкая обложка). Обзоры сотен прогрессивных рок-групп и списки их записей. Также предоставляет обновленный обзор, аналогичный The Progressive Rock Files.
  • Снайдер, Чарльз. Путеводитель Strawberry Bricks по прогрессивному року, 3-е издание . Чикаго, Иллинойс: Kindle Direct Publishing (2020), 572 страницы, ISBN   978-0-578-48980-3 (мягкая обложка). Настоящий путеводитель по прогрессивному року с историями групп, музыкальными синопсисами и критическими комментариями, представленными в историческом контексте временной шкалы.
  • Стамп, Пол. Все, что имеет значение в музыке: история прогрессивного рока . Лондон: Quartet Books Limited (1997), 384 страницы, ISBN   0-7043-8036-6 (мягкая обложка). Умное повествование об истории прогрессивного рока с акцентом на английские группы и обсуждением американских и европейских групп. Перенесет вас из начала в начало 1990-х годов.
  • Вайнгартен, Марк. Ответ: «Да»: (и другие сказки о прог-роке) . Книга о ракушках / Книги о редких птицах (2013), 280 страниц, ISBN   978-0-9854902-0-1 . Защита жанра.
  • Ифантис, Василейос. Действительно ли прог-рок прогрессивен? . Независимая издательская платформа CreateSpace (2020 г.), 119 страниц, ISBN   978-1548614416 . Исследование эволюции и будущего жанра.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b0ee164c6ea14ef7c1c4ad25444cc7bb__1720742880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/bb/b0ee164c6ea14ef7c1c4ad25444cc7bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Progressive rock - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)