Прогрессивный рок
Прогрессивный рок | |
---|---|
Другие имена |
|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Середина-конец 1960-х, Великобритания. |
Производные формы | |
Поджанры | |
Жанры фьюжн | |
Другие темы | |
Прогрессивный рок (сокращенно прог-рок или просто прог ) — широкий жанр рок -музыки. [8] который в первую очередь разработан в Соединенном Королевстве [9] в середине-конце 1960-х годов, достигнув пика в начале 1970-х годов. Первоначально названный « прогрессивным попом », этот стиль возник в результате появления психоделических групп, которые отказались от стандартных поп- традиций в пользу инструментальных и композиционных техник, чаще связанных с джазом , фолком или классической музыкой . Дополнительные элементы способствовали его « прогрессивному » ярлыку: тексты песен были более поэтичными, технологии использовались для нового звучания, музыка приближалась к состоянию « искусства », а студия, а не сцена, становилась центром музыкальной деятельности , которая часто включала создавать музыку для прослушивания, а не для танцев.
Прогрессивный рок основан на слиянии стилей, подходов и жанров, предполагающем постоянное движение между формализмом и эклектикой . Из-за своего исторического восприятия сфера прогрессивного рока иногда ограничивается стереотипом длинных соло, длинных альбомов, фантастической лирики, грандиозных сценических декораций и костюмов, а также одержимой преданностью техническим навыкам. Хотя этот жанр часто называют слиянием высокой культуры и низкой культуры , немногие художники в какой-либо значительной степени включали в свои работы классические темы в буквальном смысле слова, и лишь несколько групп, таких как Emerson, Lake & Palmer и Renaissance , намеренно подражали или ссылался на классическую музыку.
Этот жанр совпал с экономическим бумом середины 1960-х годов, который позволил звукозаписывающим компаниям предоставить больше творческого контроля своим артистам, а также с новым журналистским разделением на «поп» и «рок», которое придало обоим терминам общее значение. В начале-середине 1970-х годов он пользовался высокой популярностью, но вскоре исчез. Принято считать, что причиной этого стал рост панк-рока , но упадку способствовали еще несколько факторов. [10] Музыкальные критики, которые часто называли концепции «претенциозными», а звуки — «напыщенными» и «раздутыми», были склонны враждебно относиться к этому жанру или полностью его игнорировать. [11] После конца 1970-х прогрессивный рок распался на множество форм. Некоторые группы добились коммерческого успеха уже в 1980-е годы (хотя и с измененными составами и более компактной структурой песен) или перешли в симфо-поп , аренный рок или новую волну .
Ранние группы, демонстрировавшие прогрессивные черты, задним числом описываются как « прото-прог ». Сцена Кентербери , зародившаяся в конце 1960-х годов, обозначает подмножество групп прогрессивного рока, которые делали упор на использование духовых инструментов , сложные изменения аккордов и длинные импровизации. Rock in Opposition конца 1970-х годов был более авангардным и в сочетании со стилем Кентербери создавал авангард-прог . В 1980-х годах новый поджанр, нео-прог , пользовался некоторым коммерческим успехом, хотя его также обвиняли в производности и отсутствии инноваций. Пост-прогрессив опирается на новейшие разработки в популярной музыке и авангарде с середины 1970-х годов.
Определение и характеристики
[ редактировать ]Область применения и связанные термины
[ редактировать ]Термин «прогрессивный рок» является синонимом « арт-рока », «классического рока» (не путать с классическим роком ) и «симфонического рока». [12] Исторически термин «арт-рок» использовался для описания как минимум двух родственных, но различных типов рок-музыки. [13] Первое — это прогрессивный рок в его обычном понимании, а второе использование относится к группам, которые отвергли психоделию и контркультуру хиппи в пользу модернистского , авангардного подхода. [13] [номер 1] Сходство между этими двумя терминами заключается в том, что они оба описывают преимущественно британскую попытку поднять рок-музыку на новый уровень художественной достоверности. Однако арт-рок, скорее всего, будет иметь экспериментальное или авангардное влияние. [9] «Прога» была придумана в 1990-х годах. [15] как сокращенный термин, но позже стал переносным прилагательным, что также предполагает более широкую палитру, чем та, которую использовали самые популярные группы 1970-х годов. [16]
Прогрессивный рок разнообразен и основан на слиянии стилей, подходов и жанров, задействуя более широкие культурные резонансы, которые связаны с авангардным искусством, классической музыкой и народной музыкой , перформансом и движущимся изображением. [17] Хотя однонаправленный английский «прогрессивный» стиль возник в конце 1960-х годов, к 1967 году прогрессивный рок стал представлять собой множество слабо связанных между собой стилевых кодов. [18] Когда появился «прогрессивный» лейбл, музыку называли « прогрессив-поп », прежде чем ее стали называть «прогрессивным роком». [19] [номер 2] термин «прогрессивный» относится к широкому спектру попыток порвать со стандартной формулой поп-музыки. [21] Приобретению «прогрессивного» ярлыка способствовал ряд дополнительных факторов: тексты песен были более поэтичными; технологии были использованы для создания новых звуков; музыка приблизилась к состоянию «искусства»; некоторый гармонический язык был заимствован из джаза и классической музыки XIX века ; формат альбомов обогнал синглы ; и студия, а не сцена, стала центром музыкальной деятельности, которая часто заключалась в создании музыки для прослушивания, а не для танцев. [22]
Один из лучших способов определить прогрессивный рок состоит в том, что это неоднородный и проблемный жанр. Эта формулировка становится ясной, как только мы оставляем позади характеристики, основанные только на наиболее заметных группах начала и середины 1970-х годов.
– Пол Хегарти и Мартин Холливелл [17]
Критики этого жанра часто ограничивают его рамки стереотипом о длинных соло, слишком длинных альбомах, фантастической лирике, грандиозных декорациях и костюмах, а также одержимой приверженности техническим навыкам. [23] Хотя прогрессивный рок часто называют сочетанием высокой и низкой культуры, лишь немногие художники в сколько-нибудь значительной степени включили в свои работы буквальные классические темы. [24] и лишь несколько групп намеренно подражали классической музыке или ссылались на нее. [17] Писательница Эмили Робинсон говорит, что суженное определение «прогрессивного рока» было мерой против широкого применения этого термина в конце 1960-х годов, когда он «применялся ко всем, от Боба Дилана до Rolling Stones ». Споры по поводу жанровых критериев продолжались до 2010-х годов, особенно на интернет-форумах, посвященных прогу. [15]
По словам музыковедов Пола Хегарти и Мартина Холливелла, Билл Мартин и Эдвард Макан написали основные книги о прогрессивном роке, «эффективно принимая характеристики прогрессивного рока, предлагаемые его критиками… каждый из них делает это в значительной степени неосознанно». [23] Академик Джон С. Котнер оспаривает точку зрения Макана о том, что прогрессивный рок не может существовать без постоянной и явной ассимиляции классической музыки с роком. [18] Автор Кевин Холм-Хадсон соглашается, что «прогрессивный рок — это стиль, гораздо более разнообразный, чем то, что можно услышать от его основных групп и что подразумевают несимпатичные критики». [25]
Отношение к искусству и социальным теориям
[ редактировать ]В ранних упоминаниях о музыке слово «прогрессивный» частично было связано с прогрессивной политикой , но эти коннотации были потеряны в 1970-х годах. [15] Что касается «прогрессивной музыки», Холм-Хадсон пишет, что она «постоянно движется между явными и неявными отсылками к жанрам и стратегиям, заимствованным не только из европейской художественной музыки, но и из других культурных областей (таких как восточно-индийская, кельтская, народная и африканская) и следовательно, предполагает непрерывное эстетическое движение между формализмом и эклектизмом ». [26] [номер 3] Котнер также говорит, что прогрессивный рок включает в себя как формальные, так и эклектичные элементы: «Он состоит из комбинации факторов – некоторые из них внутримузыкальные («внутри»), другие внемузыкальные или социальные («вне»)». [28]
Один из способов концептуализации рок-н-ролла по отношению к «прогрессивной музыке» заключается в том, что прогрессивная музыка усложнила жанр, одновременно прослеживая корни романтической и классической музыки. [29] Социолог Пол Уиллис считает: «Мы никогда не должны сомневаться в том, что «прогрессивная» музыка последовала за рок-н-роллом и что по-другому быть не могло. Мы можем рассматривать рок-н-ролл как деконструкцию и «прогрессивность». музыка как реконструкция». [30] Автор Уилл Романо утверждает, что «рок сам по себе можно интерпретировать как прогрессивную идею… По иронии судьбы и довольно парадоксально, «прогрессивный рок», классическая эпоха конца 1960-х — середины и конца 1970-х годов, представляет не только взрывной и исследовательские звуки технологий... но традиционные музыкальные формы (классический и европейский фолк) и (часто) стилизованный композиционный стиль и искусственные конструкции ( концептуальные альбомы ), что предполагает постмодернизм ». [31]
История
[ редактировать ]1966–1970: Истоки
[ редактировать ]Предыстория и корни
[ редактировать ]В 1966 году уровень социальной и творческой переписки между британскими и американскими рок-музыкантами резко возрос для таких групп, как «Битлз» , «Бич Бойз» и «Бёрдс», которые соединили элементы культурной музыки с народными традициями рока. [32] Прогрессивный рок был основан на «прогрессивных» поп-группах 1960-х годов, которые сочетали рок-н-ролл с различными другими музыкальными стилями, такими как индийские раги , восточные мелодии и григорианские песнопения , такие как «Битлз» и «Ярдбердс» . [33] из The Beatles Пол Маккартни сказал в 1967 году: «Нам [группе] стало немного скучно с постоянными 12 барами, поэтому мы попытались заняться чем-то другим. Затем пришли Дилан, The Who и Beach Boys. ... Мы все пытаемся делать примерно одно и то же». [34] Рок-музыка начала относиться к себе серьезно, параллельно с более ранними попытками джаза (когда свинг уступил место бопу , что не имело успеха у публики). В этот период популярная песня стала сигнализировать о новых возможных средствах выражения, выходящих за рамки трехминутной песни о любви , что привело к пересечению «андерграунда» и «истеблишмента» для слушающей публики. [35] [номер 4]
Хегарти и Холливелл идентифицируют The Beatles, The Beach Boys, The Doors , The Pretty Things , The Zombies , The Byrds , The Grateful Dead и Pink Floyd «не просто как предшественников прогрессивного рока, но и как существенное развитие прогрессивности в ее первые дни». [37] По словам музыковеда Уолтера Эверетта , «экспериментальные тембры, ритмы, тональные структуры и поэтические тексты Битлз» на их альбомах Rubber Soul (1965) и Revolver (1966) «воодушевили легион молодых групп, которые должны были создать прогрессивный рок в начало 1970-х годов». [38] Поэзия Дилана, Mothers of Invention альбом группы Freak Out! (1966) и Sgt. Группа Pepper's Lonely Hearts Club Band (1967) сыграла важную роль в развитии прогрессивного рока. [9] постановки Фила Спектора . Ключевое влияние оказали [39] поскольку они представили возможность использования студии звукозаписи для создания музыки, которую иначе невозможно было бы создать. [40] Одинаковый [ нечеткий ] говорится о песне Beach Boys « Pet Sounds » (1966), которую Брайан Уилсон задумал как ответ на «Rubber Soul». [41] и что, в свою очередь, повлияло на «Битлз», когда они создали Sgt. Перец . [42] [43]
Дилан привнес в рок литературный элемент благодаря своему увлечению сюрреалистами и французскими символистами , а также погружению в художественную сцену Нью-Йорка начала 1960-х годов. [44] Тенденция к появлению групп с названиями, взятыми из литературы, таких как The Doors , Steppenwolf и Mart Ides , была еще одним признаком того, что рок-музыка соединяется с высокой культурой. [45] Дилан также стал лидером в сочетании рока и фолк-музыки. За этим последовали фолк-рок-группы, такие как Byrds, которые основывали свое первоначальное звучание на звучании Beatles. [46] В свою очередь, вокальные гармонии Byrds вдохновили Yes , [47] и британские фолк-рок- группы, такие как Fairport Convention , которые подчеркивали инструментальную виртуозность. [48] Некоторые из этих артистов, такие как Incredible String Band и Ширли и Долли Коллинз , окажут влияние благодаря использованию инструментов, заимствованных из мировой музыки и старинной музыки . [49]
Звуки домашних животных и сержант. Перец
[ редактировать ]Многие группы и музыканты сыграли важную роль в этом процессе развития, но не более чем Beach Boys и The Beatles ... [Они] привнесли расширения в гармонию , инструменты (и, следовательно, тембр ), продолжительность , ритм и использование технологий записи. . Из этих элементов первый и последний были наиболее важными в расчистке пути к развитию прогрессивного рока.
— Билл Мартин [50]
Звуки домашних животных и сержант. Pepper с их лирическим единством, расширенной структурой, сложностью, эклектизмом, экспериментализмом и влиянием форм классической музыки в основном рассматриваются как начало жанра прогрессивного рока. [51] [52] и как поворотные моменты, когда рок, который раньше считался танцевальной музыкой, стал музыкой, созданной для прослушивания. [53] [50] Между звуками домашних животных и сержантом. Pepper , группа Beach Boys выпустила сингл « Good Vibrations » (1966), названный « карманной симфонией » Дереком Тейлором , публицистом группы, . Песня содержала эклектичный набор экзотических инструментов и несколько разделительных тонально-модальных сдвигов. [54] Скотт Интерранте из Popmatters написал, что его влияние на прогрессивный рок и психоделическое движение «невозможно переоценить». [55] Мартин сравнил эту песню с песней Битлз « A Day in the Life » из Sgt. Pepper , поскольку они демонстрируют «те же причины, по которым под музыку прогрессивного рока трудно танцевать». [56]
Хотя сержант. Pepper предшествовало несколько альбомов, которые начали стирать грань между «одноразовой» поп-музыкой и «серьёзным» роком. Он успешно дал устоявшийся «коммерческий» голос альтернативной молодёжной культуре. [57] и ознаменовал момент, когда пластинка стала творческим форматом, важность которого была равна или даже выше, чем у сингла. [58] [номер 5] Билл Бруфорд , ветеран нескольких прогрессив-рок-групп, сказал, что Sgt. Пеппер изменил представления как музыкантов о том, что возможно, так и представления публики о том, что приемлемо в музыке. [60] Он считал, что: «Без «Битлз» или кого-то еще, кто сделал то же, что сделали «Битлз», справедливо предположить, что не было бы прогрессивного рока». [61] После убийства сержанта. Pepper , такие журналы, как Melody Maker, провели резкую грань между «попом» и «роком», исключив таким образом «ролл» из « рок-н-ролла » (который сейчас относится к стилю 1950-х годов). Единственными артистами, которые останутся «роковыми», будут те, кто считался авангардом композиционных форм, далеким от «радиодружественных» стандартов, поскольку американцы все чаще использовали прилагательное «прогрессивный» для таких групп, как Jethro Tull , Family , East of Eden , Генератор Ван дер Граафа и King Crimson . [62]
Прото-прог и психоделия
[ редактировать ]Согласно AllMusic : «Прог-рок начал появляться на британской психоделической сцене в 1967 году, в частности, разновидность классического/симфонического рока, возглавляемая группами Nice , Procol Harum и Moody Blues ( Days of Future Passed )». [63] Появление нового доступного записывающего оборудования совпало с ростом лондонского андеграунда , где широко использовался психоделический наркотик ЛСД. Pink Floyd и Soft Machine выступали как хаус-группы на ночных мероприятиях в таких местах, как Средиземье и Клуб НЛО , где они экспериментировали со звуковыми текстурами и длинными песнями. [64] [номер 6] Многим психоделическим, фолк-роковым и ранним прогрессивным группам помогло участие BBC Radio 1 диджея Джона Пила . [67] Джими Хендрикс , получивший известность на лондонской сцене и записывавшийся с группой английских музыкантов, положил начало тенденции к гитарной виртуозности и эксцентричности в рок-музыке. [68] Шотландская группа 1-2-3, позже переименованная в Clouds , была образована в 1966 году и год спустя начала выступать в лондонских клубах. По словам Mojo Джорджа Кнемейера из : «некоторые утверждают, что они оказали жизненно важное влияние на таких прогрессив-рокеров, как Yes, The Nice и Family». [69]
Исполнители симфонического рока конца 1960-х годов имели некоторый успех в чартах, в том числе синглы « Nights in White Satin » (The Moody Blues, 1967) и « A Whiter Shade of Pale » (Procol Harum, 1967). [70] Группа Moody Blues установила популярность симфонического рока, когда записала Days of Future Passed вместе с Лондонским фестивальным оркестром . [71] Классические влияния иногда принимали форму произведений, адаптированных из классических произведений или вдохновленных ими, таких как » Джеффа Бека « Болеро Бека Ниццы и части «Ars Longa Vita Brevis» . Последние, наряду с такими треками, как «Рондо» и « Америка », отражают больший интерес к музыке, которая является полностью инструментальной. сержант И Pepper's , и Days представляют собой растущую тенденцию к созданию песенных циклов и сюит, состоящих из нескольких частей . [71]
Focus включил и артикулировал аккорды в джазовом стиле, а также нерегулярную необычную игру на барабанах в свои более поздние рок-риффы, и появилось несколько групп, включавших духовые секции в джазовом стиле , включая Blood, Sweat & Tears и Chicago . Из них Мартин особенно выделяет Чикаго за их эксперименты с сюитами и расширенными композициями, такими как « Балет для девушки в Бьюкенноне » на «Чикаго II » . [72] Джазовые влияния появились в музыке британских групп, таких как Traffic , Colosseum и If , а также групп сцены Кентербери, таких как Soft Machine и Caravan . Группы сцены Кентербери делали упор на использование духовых инструментов, сложную смену аккордов и длинные импровизации. [73] Мартин пишет, что в 1968 году «полноценного прогрессивного рока» еще не существовало; однако альбомы выпустили три группы, которые позже вышли на передовые позиции в музыке: Jethro Tull , Caravan и Soft Machine. [74]
Термин «прогрессивный рок», появившийся в аннотации к одноименному дебютному альбому Caravan 1968 года , стал применяться к группам, которые использовали методы классической музыки для расширения стилей и концепций, доступных в рок-музыке. [76] [77] The Nice, The Moody Blues, Procol Harum и Pink Floyd содержали элементы того, что сейчас называют прогрессивным роком, но ни одна из них не представляла собой столь полный образец жанра, как несколько групп, образовавшихся вскоре после этого. [78] Почти все основные группы жанра, включая Jethro Tull, King Crimson , Yes , Genesis , Van der Graaf Generator , ELP , Gentle Giant , Barclay James Harvest и Renaissance , выпустили свои дебютные альбомы в 1968–1970 годах. Большинство из них были фолк-роковыми альбомами, которые мало что давали о том, каким станет зрелое звучание групп, но In the Court of the Crimson King Yes King Crimson (1969) и одноименный дебютный альбом (1969) были ранними, полностью сформировали образцы жанра. [75] [номер 7]
1970–1980-е годы
[ редактировать ]Пиковые годы (1971–1976)
[ редактировать ]Большинство основных групп этого жанра выпустили свои альбомы, получившие наибольшее признание критиков, в 1971–1976 годах. [80] В начале 1970-х этот жанр имел большой коммерческий успех. Вместе с ними у групп Jethro Tull , ELP , Rush , Yes и Pink Floyd было четыре альбома, которые достигли первого места в чартах США, и шестнадцать, попавшие в десятку лучших. [81] [номер 8] Книга Майка Олдфилда « Трубчатые колокола» (1973), отрывок из которой был использован в качестве темы для фильма «Изгоняющий дьявола» , была продана тиражом 16 миллионов копий. [86]
Прогрессивный рок стал цениться за границей, но в основном он оставался европейским, и особенно британским, явлением. Им занимались немногие американские группы, а самые чистые представители жанра, такие как Starcastle и Happy the Man , оставались ограниченными своими географическими регионами. [87] По крайней мере частично это связано с различиями в музыкальной индустрии между США и Великобританией. [58] [номер 9] Культурные факторы также были задействованы: американские музыканты, как правило, имели блюзовое происхождение, в то время как европейцы, как правило, имели основу в классической музыке. [90]
Североамериканские прогрессив-рок-группы и исполнители часто представляли гибридные стили, такие как сложные аранжировки «Утопии» Тодда Рандгрена. [91] и Rush , эклектическая психоделия Spirit , [92] хард-рок Captain Beyond , с оттенком южного рока прог Канзаса , джазовый фьюжн Фрэнка Заппы и Return to Forever , а также эклектичный фьюжн полностью инструментальной Dixie Dregs . [93] [94] [95] [96] [97] [ целостность текста и источника? ] Британские исполнители прогрессивного рока добились наибольшего успеха в США в тех же географических регионах, где британские хэви-метал-группы пользовались наибольшей популярностью. Совпадение аудиторий привело к успеху таких рок- групп, как Boston , Kansas и Styx , которые объединили элементы двух стилей. [93]
Прогрессивный рок завоевал популярность в континентальной Европе быстрее, чем в США. Италия в целом не интересовалась рок-музыкой до тех пор, пока в начале 1970-х годов не возникла сильная итальянская сцена прогрессивного рока. [98] [номер 10] Прогрессивный рок возник в Югославии в конце 1960-х годов и доминировал на югославской рок-сцене до конца 1970-х годов. [100] [101] Лишь немногие европейские группы добились успеха за пределами своих стран, за исключением голландских групп, таких как Focus и Golden Earring , которые писали тексты на английском языке, а также итальянцев Le Orme и PFM , чьи английские тексты были написаны Питером Хэммиллом и Питером Синфилдом. , соответственно. [102] Некоторые европейские группы играли в стиле, производном от английских групп. [103] [ нужна проверка ] [номер 11]
Сцена "Kosmische music" в Германии стала называться " краут-роком " на международном уровне. [105] и его часто называют частью жанра прогрессивного рока или совершенно отдельным явлением. [106] Краут-рок-группы, такие как Can , в состав которых входили два участника, обучавшихся у Карлхайнца Штокхаузена , [107] как правило, находились под более сильным влиянием классической музыки 20-го века, чем британские группы прогрессивного рока, чей музыкальный словарь больше склонялся к эпохе романтизма . Многие из этих групп пользовались большим влиянием даже среди групп, которые не питали особого энтузиазма к симфонической разновидности прогрессивного рока. [108]
Прогрессивная душа
[ редактировать ]В то же время популярные афроамериканские музыканты опирались на концептуальный подход прогрессивного рока, ориентированный на альбомы. Это привело к возникновению прогрессивного соул-движения в 1970-х годах, которое вдохновило новую утонченную музыкальность и амбициозный лиризм в черной поп-музыке. [109] Среди этих музыкантов были Слай Стоун , Стиви Уандер , Марвин Гэй , Кертис Мэйфилд и Джордж Клинтон . [110] Обсуждая разработку, Билл Мартин цитирует альбомы 1970-х годов Wonder ( «Talking Book» , «Innervisions» , «Songs in the Key of Life» ), War ( «All Day Music» , «The World Is a Ghetto» , «War Live» ) и The Isley Brothers ( 3 + 3). (1978) под влиянием прогрессивного рока ), отметив при этом, что Who Are You также основан на соул-варианте. [111] Доминик Максвелл из The Times называет альбомы Уандера середины 1970-х «прог-душой высочайшего уровня, развивающими форму, но всегда искренними, амбициозными и приятными для прослушивания». [112]
Упадок и фрагментация
[ редактировать ]Политические и социальные тенденции конца 1970-х отошли от взглядов хиппи начала 1970-х , которые привели к развитию и популярности этого жанра. Рост панк-цинизма сделал утопические идеалы, выраженные в текстах прогрессивного рока, немодными. [113] Виртуозность была отвергнута, поскольку затраты на покупку качественных инструментов и затраты времени на обучение игре на них рассматривались как препятствия на пути к энергии и непосредственности рока. [114] Произошли изменения и в музыкальной индустрии: звукозаписывающие компании исчезли и объединились в крупные медиаконгломераты . Продвижение и развитие экспериментальной музыки не было частью маркетинговой стратегии этих крупных корпораций, которые сосредоточили свое внимание на выявлении и выборе прибыльных рыночных ниш . [115]
Четыре из самых успешных групп прогрессивного рока – King Crimson, Yes, ELP и Genesis – в середине 1970-х взяли перерыв или претерпели серьезные кадровые изменения. [116] Макан отмечает распад King Crimson в сентябре 1974 года как особенно значимый, называя его моментом, когда «все английские группы этого жанра должны были прекратить свое существование». [117] Большинство крупных групп, в том числе Van der Graaf Generator, Gentle Giant и UK , распались в период с 1978 по 1980 год. [118] Многие группы к середине 1970-х годов достигли предела своих возможностей экспериментировать в рок-контексте, и фанаты устали от длинных эпических композиций. Звуки Hammond , Minimoog и Mellotron были тщательно исследованы, и их использование стало клише. Те группы, которые продолжали записываться, часто упрощали свое звучание, и с конца 1970-х годов жанр фрагментировался. [119] По мнению Роберта Фриппа , как только «прогрессивный рок» перестал охватывать новые горизонты, став набором условностей, которые нужно повторять и подражать, предпосылка жанра перестала быть «прогрессивной». [120]
Эпоха, когда звукозаписывающие компании инвестировали в своих артистов, предоставляя им свободу экспериментировать и ограничивая контроль над их контентом и маркетингом, закончилась в конце 1970-х годов. [121] Корпоративные артисты и сотрудники репертуара оказывали все больший контроль над творческим процессом, который ранее принадлежал артистам. [122] и известные коллективы были вынуждены создавать музыку с более простой гармонией и структурой песен и меньшим количеством изменений размера. Ряд симфонических поп-групп, таких как Supertramp , 10cc , The Alan Parsons Project и Electric Light Orchestra , привнесли аранжировки в оркестровом стиле в контекст, в котором упор делался на поп-синглы, но при этом допускались периодические исследования. Jethro Tull, Gentle Giant и Pink Floyd выбрали более жесткое звучание в стиле арена-рока . [5]
В то время образовалось несколько новых прогрессив-рок-групп, и те, кто это сделал, обнаружили, что звукозаписывающие компании не были заинтересованы в их подписании. [123] Недолговечная супергруппа UK была заметным исключением, поскольку ее участники заслужили репутацию; они выпустили два альбома, стилистически похожие на предыдущие артисты, и мало что сделали для развития жанра. [124] Частью наследия этого жанра в этот период было его влияние на другие стили, поскольку несколько европейских гитаристов привнесли прогрессивный рок в хэви-метал и заложили основу для прогрессивного металла . Майкл Шенкер из НЛО ; а Ули Джон Рот , заменивший Шенкера в «Scorpions» , расширил модальный словарь, доступный гитаристам. [125] [ нужны дальнейшие объяснения ] Рот изучал классическую музыку с намерением использовать гитару так же, как композиторы-классики использовали скрипку. [126] Наконец, родившиеся в Голландии и получившие классическое образование Алекс и Эдди Ван Хален сформировали группу Van Halen , в которой представлены новаторские гитарные исполнения, тэппинг и перекрестный выбор. [127] это повлияло на музыку " shred " 1980-х годов. [128]
Коммерциализация
[ редактировать ]К началу 1980-х годов прогрессивный рок считался практически мертвым стилем, и эта идея подкреплялась тем фактом, что некоторые из основных прогрессивных групп разработали более коммерческое звучание. ... Что вышло из музыки этих теперь уже бывших прогрессивных групп... было сколько-нибудь значительным напоминанием об художественной музыке.
— Джон Ковач [12]
Некоторые известные артисты перешли к более простой и коммерчески жизнеспособной музыке. [129] [ нужна проверка ] [12] Аренные рок-группы, такие как Journey , Kansas , Styx , GTR , ELO и Foreigner, либо начинали как группы прогрессивного рока, либо включали в себя участников, тесно связанных с этим жанром. Эти группы сохранили некоторую сложность песен и аранжировки в оркестровом стиле, но отошли от лирического мистицизма в пользу более традиционных тем, таких как отношения. [130] Эти радиодружественные группы получили название «prog lite». [131] Genesis превратилась в успешную поп-группу, прогрессивная супергруппа Asia (состоящая из участников Yes, King Crimson и ELP) выпустила альбом номер один в 1982 году. [132] и обновленная группа Yes выпустила относительно популярный альбом 90125 (1983), который стал их единственным синглом номер один в США " Owner of a Lonely Heart ". Одной из групп, которая оставалась успешной в 1980-е годы, сохраняя при этом прогрессивный подход, была Pink Floyd, выпустившая The Wall в конце 1979 года. Альбом, который привнес панк-гнев в прогрессивный рок, [133] имел огромный успех и позже был экранизирован как Pink Floyd – The Wall . [номер 12]
Пост-панк и пост-прогрессив
[ редактировать ]Панк и прогрессивный рок не обязательно были противоположными понятиями, как принято считать. Оба жанра отвергают коммерциализм, и панк-группы действительно видели необходимость в музыкальном развитии. [141] [номер 13] Автор Дойл Грин отметил, что пост-панк возник как «разновидность «прогрессивного панка » ». [146] Пост-панк-исполнители отвергли высокие культурные отсылки рок-исполнителей 1960-х годов, таких как Битлз и Боб Дилан, а также парадигмы, которые определяли рок как «прогрессивный», «искусство» или «студийный перфекционизм». [147] В отличие от панк-рока, он уравновешивает энергию и скептицизм панка с сознанием художественной школы, дадаистским экспериментализмом и атмосферными эмбиентными звуковыми ландшафтами. Мировая музыка , особенно африканские и азиатские традиции, также оказала большое влияние. [148]
Влияние прогрессивного рока ощущалось в творчестве некоторых пост-панк-исполнителей, хотя они были склонны подражать не классическому року или группам Кентербери, а скорее Roxy Music , King Crimson и краут-рок -группам, особенно Can. [149] [ нужна проверка ] [номер 14] Punishment of Luxury заимствована как из прогрессива, так и из панк-рока. Музыка [151] в то время как Alternative TV , возглавляемая основателем влиятельного панк-журнала для фанатов Sniffin' Glue Марком Перри , гастролировала и выпустила сплит-концертный альбом с Gong ответвлением Here & Now . [152]
Термин « постпрогрессив » обозначает прогрессивный рок, который возвращается к своим первоначальным принципам, но при этом отделяется от стилей прогрессивного рока 1970-х годов. [153] и может находиться после 1978 года. [154] Мартин считает Roxy Music из Брайана Ино самым важным катализатором этого поджанра, объясняя, что его работы 1973–77 годов объединили аспекты прогрессивного рока с дальновидным представлением о новой волне и панке. [155] Новая волна, возникшая примерно в 1978–79 годах с некоторыми из тех же взглядов и эстетики, что и панк, была охарактеризована Мартином как «прогрессивная», помноженная на «панк». [156] Группы этого жанра, как правило, были менее враждебны по отношению к прогрессивному року, чем панки, и были пересечения, такие как участие Фриппа и Ино в Talking Heads , а также замена Yes Рика Уэйкмана и Джона Андерсона поп-дуэтом The Buggles . [156]
Когда King Crimson реформировались в 1981 году, они выпустили альбом Discipline , который, по словам Макана, «открыл» новый пост-прогрессивный стиль. [157] В новый состав King Crimson вошли гитарист и вокалист Адриан Белью , который также сотрудничал с Talking Heads, выступал с группой вживую и участвовал в их альбоме 1980 года Remain in Light . [158] [159] По словам Мартина, Talking Heads также создали «своего рода музыку новой волны, которая представляла собой идеальный синтез актуальности и настроения панка, утонченности и креативности прогрессив-рока. Значительная часть наиболее интересного рока того времени явно принадлежит к пост-року». Музыка Talking Heads, но это значит, что это еще и постпрогрессивный рок». [155]
Нео-прог
[ редактировать ]Вторая волна [160] Прогрессив-рок-групп появилось в начале 1980-х годов и с тех пор было выделено в отдельный поджанр « неопрога ». [161] Эти в основном клавишные группы играли расширенные композиции со сложной музыкальной и лирической структурой. [162] Некоторые из этих групп подписали контракты с крупными звукозаписывающими лейблами, включая Marillion , IQ , Pendragon и Pallas . [163] Большинство крупных исполнителей этого жанра выпустили дебютные альбомы в период с 1983 по 1985 год под одним и тем же менеджером, Китом Гудвином, публицистом, который сыграл важную роль в продвижении прогрессивного рока в 1970-х годах. [164] Группы предыдущего десятилетия имели то преимущество, что появлялись во время известного контркультурного движения, что обеспечивало им большую потенциальную аудиторию, но нео-прог-группы были ограничены относительно нишевой демографической группой, и им было трудно привлечь последователей. Только Мариллион [165] и Сага [166] добился международного успеха.
Нео-прог-группы, как правило, использовали Питера Гэбриэла в Genesis эпохи качестве своей «основной модели». [167] Они также находились под влиянием фанка , хард-рока и панк-рока . [168] Самая успешная группа этого жанра, Marillion, особенно пострадала от обвинений в сходстве с Genesis, хотя они использовали другой вокальный стиль, включали больше элементов хард-рока. [169] и находились под сильным влиянием таких групп, как Camel и Pink Floyd . [170] [171] Авторы Пол Хегарти и Мартин Холливелл отметили, что нео-прог-группы не столько занимались плагиатом прогрессивного рока, сколько создавали новый стиль из элементов прогрессивного рока, точно так же, как группы десятилетием ранее создали новый стиль на основе джаза и классические элементы. [172] Автор Эдвард Макан возражает, указывая, что эти группы, по крайней мере частично, были мотивированы ностальгическим желанием сохранить прошлый стиль, а не стремлением к инновациям. [173]
1990–2000-е годы
[ редактировать ]Третья волна
[ редактировать ]Третья волна прогрессив-рок-групп, которую также можно охарактеризовать как второе поколение нео-прог-групп. [160] появился в 1990-е годы. Использование термина «прогрессивный» для описания групп, которые следуют стилю групп десяти-двадцатилетней давности, является несколько спорным, поскольку рассматривается как противоречие духу экспериментирования и прогресса. [174] [175] Этим новым группам отчасти способствовало наличие студий звукозаписи на базе персональных компьютеров , что снизило расходы на производство альбомов, а также Интернета , который облегчил группам, не являющимся мейнстримом, доступ к широкой аудитории. [176] В крупных городах появились магазины пластинок, специализирующиеся на прогрессивном роке. [174]
Шред - музыка 1980-х годов оказала большое влияние на группы прогрессивного рока 1990-х. [174] Некоторые из новых групп, такие как Flower Kings , Spock's Beard и Glass Hammer , играли симфонический прогрессив в стиле 1970-х, но с обновленным звучанием. [177] Некоторые из них начали исследовать возможности компакт-дисков так же, как предыдущие группы расширяли границы виниловых пластинок. [178]
Прогрессивный металл
[ редактировать ]Прогрессивный рок и хэви-метал имеют схожие временные рамки. Оба возникли из психоделии конца 1960-х и добились большого успеха в начале 1970-х, несмотря на отсутствие радиопередач и поддержки со стороны критиков, затем исчезли в середине-конце 1970-х и пережили возрождение в начале 1980-х. В то время в каждом жанре наблюдалась фрагментация стилей, и многие метал-группы новой волны британского хэви-метала - в первую очередь Iron Maiden - и далее демонстрировали влияние прогрессивного рока. [179] Прогрессивный металл достиг точки зрелости с концептуальным альбомом группы Queensrÿche 1988 года Operation: Mindcrime , альбомом Voivod 1989 года Nothingface с абстрактными текстами и текстурой, напоминающей King Crimson, и альбомом Dream Theater 1992 года Images and Words . [180]
Элементы прогрессивного рока появляются и в других поджанрах металла. Блэк-метал концептуальн по определению из-за его важной темы, ставящей под сомнение ценности христианства. [181] Его гортанный вокал иногда используют группы, которые можно отнести к прогрессивным, такие как Mastodon , Mudvayne и Opeth . [182] Симфо-метал является продолжением тенденции к оркестровым пассажам раннего прогрессив-рока. [183] Прогрессивный рок также послужил источником вдохновения для таких жанров, как пост-рок , [184] пост-метал и авангард-метал , [185] математический рок , [186] пауэр-метал и неоклассический метал . [187]
Новая прога
[ редактировать ]Новый прог описывает волну прогрессив-рок-групп 2000-х, возродивших этот жанр. По словам Эвана Серпика из Entertainment Weekly , «истории успеха, такие как System of a Down , и многообещающие люди, такие как Dillinger Escape Plan , Lightning Bolt , Coheed и Cambria и Mars Volta , создают невероятно сложную и изобретательную музыку, которая звучит как более тяжелая и агрессивная версия гигантов 70-х, таких как Led Zeppelin и King Crimson». [188]
2010-е годы
[ редактировать ]Премия Progressive Music Awards была учреждена в 2012 году британским журналом Prog для чествования признанных исполнителей этого жанра и продвижения новых групп. Однако лауреатов не приглашают выступать на церемонии награждения, поскольку промоутеры хотят, чтобы мероприятие «продлилось не три недели». [189] [ нужна полная цитата ]
2020-е годы
[ редактировать ]Прогрессивный рок как жанр продолжается и в 2020-е годы: существующие группы, такие как Yes , Marillion , Porcupine Tree и Magenta , а также недавно известные группы, такие как Riverside и Crown Lands, создают новую музыку, основанную на этом стиле. [ нужна ссылка ]
Фестивали
[ редактировать ]Многие известные группы прогрессивного рока впервые познакомились на крупных рок-фестивалях , которые проводились в Великобритании в конце 1960-х - начале 1970-х годов. King Crimson впервые выступили на бесплатном концерте в Гайд-парке в 1969 году перед аудиторией в 650 000 человек в поддержку Rolling Stones . [190] Emerson, Lake & Palmer дебютировали на фестивале Isle of Wight в 1970 году , на котором также появились Supertramp, Family и Jethro Tull. [191] Джетро Талл также присутствовал на джазовом фестивале в Ньюпорте в 1969 году , первом году, когда этот фестиваль пригласил для выступления рок-группы. Hawkwind появлялся на многих британских фестивалях на протяжении 1970-х годов, хотя иногда они появлялись без приглашения, устанавливали сцену на периферии мероприятия и играли бесплатно. [192]
Возобновление интереса к этому жанру в 1990-е годы привело к развитию фестивалей прогрессивного рока. [174] Фестиваль ProgFest, организованный Грегом Уокером и Дэвидом Оверстритом в 1993 году, впервые проводился в Ройс-холле Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . [193] и представили шведскую Änglagård, британскую IQ, Quill и Citadel. CalProg проводился ежегодно в Уиттьере, Калифорния, в начале 2000-х годов. [194] Северо-восточный арт-рок-фестиваль или NEARfest . [176] провели свое первое мероприятие в 1999 году в Вифлееме, штат Пенсильвания , и проводили ежегодные аншлаговые концерты до NEARfest Apocalypse 2012 года, в котором участвовали хедлайнеры Великобритании и эпохи Возрождения. [195]
Другие фестивали включают ежегодный ProgDay (самый продолжительный и единственный фестиваль прогрессивной музыки на открытом воздухе) в Чапел-Хилл, Северная Каролина , ежегодный фестиваль Rites of Spring (RoSfest) в Сарасоте, Флорида , The Rogue Independent Music Festival в Атланте, Джорджия, Баха. Prog в Мехикали, Мексика , ProgPower USA в Атланте, Джорджия, ProgPower Europe в Баарло , Нидерланды, и ProgStock в Рауэе, штат Нью-Джерси, которые провели свое первое мероприятие в 2017 году. [196]
Прием
[ редактировать ]На протяжении многих лет этот жанр получал как признание критиков, так и критику. Прогрессивный рок называют параллельным классической музыке Игоря Стравинского и Белы Бартока . [193] Это желание расширить границы рока в сочетании с пренебрежительным отношением некоторых музыкантов к мейнстриму рока и поп-музыки встревожило критиков и привело к обвинениям в элитарности. Его интеллектуальная, фантастическая и аполитичная лирика, а также избегание блюзовых корней рока были отказом от тех самых вещей, которые многие критики ценили в рок-музыке. [197] Прогрессивный рок также представлял собой взросление рока как жанра, но среди критиков существовало мнение, что рок был и должен оставаться фундаментально связанным с подростковым возрастом, поэтому рок и зрелость были взаимоисключающими. [198] Критика по поводу сложности их музыки спровоцировала некоторые группы на создание еще более сложной музыки. [номер 15]
Большинство участвовавших музыкантов были мужчинами, как и в большинстве рок-музыкантов того времени. [202] хотя Энни Хаслам эпохи Возрождения была заметным исключением. Певицы были лучше представлены в прогрессивных фолк -группах. [203] которые продемонстрировали более широкий диапазон вокальных стилей, чем группы прогрессивного рока. [204] с которыми они часто гастролировали и делились участниками группы. [205]
Британская и европейская публика обычно следовала протоколам поведения в концертных залах, связанным с выступлениями классической музыки, и была более сдержанной в своем поведении, чем аудитория других форм рока. Это сбивало с толку музыкантов во время турне по США, поскольку они обнаружили, что американская публика менее внимательна и более склонна к вспышкам эмоций во время тихих отрывков. [206]
Эти стремления к высокой культуре отражают происхождение прогрессивного рока как музыки, созданной в основном представителями высшего и среднего класса, белыми воротничками и мужчинами с высшим образованием из Южной Англии . Музыка никогда не отражала забот слушателей рабочего класса и не была принята ими. [207] за исключением США, где слушатели оценили виртуозность музыкантов. [208] Экзотические литературные темы прогрессивного рока считались особенно неактуальными для британской молодежи в конце 1970-х годов, когда страна страдала от плохой экономики, частых забастовок и дефицита. [209] Даже лидер King Crimson Роберт Фрипп назвал тексты прогрессивного рока «философскими блужданиями какого-то английского недоумка, который обходит какой-то несущественный момент своей жизни». [210] Группы, чьи более мрачные тексты избегали утопизма, такие как King Crimson, Pink Floyd и Van der Graaf Generator, испытали меньшую критику. [211]
В 2002 году гитарист Pink Floyd Дэвид Гилмор сказал: «Я не был большим поклонником большей части того, что вы называете прогрессивным роком. Я как Граучо Маркс : я не хочу принадлежать к какому-либо клубу, который бы меня для члена». [212] В 2014 году Питер Гэбриэл заметил: «Несмотря на то, что прог, вероятно, был самым высмеиваемым музыкальным жанром всех времен, было, как и сегодня, множество выдающихся музыкантов, пытавшихся разрушить барьеры и отвергнуть правила музыки. Мы не всегда понимали это правильно, но когда это сработало, мы смогли тронуть людей и добиться некоторого волшебства. Я рассматриваю все это как очень здоровую часть взросления». [213]
Ян Андерсон , фронтмен Jethro Tull, прокомментировал:
Мне до сих пор нравится оригинальный термин, пришедший из 1969 года: прогрессивный рок – но он был с маленькой «р» и маленькой «р». Прог-рок, с другой стороны, имеет разные коннотации – величия и помпезности [...] Я думаю, оглядываясь назад, что по большей части это был довольно хороший опыт как для музыкантов, так и для слушателей. Кое-что было немного преувеличено, но в случае с большей частью музыки она была абсолютно на высоте. [214]
Хотя меломаны уже много лет заявляют, что прогрессивный рок мертв, [215] сцена все еще активна со многими поджанрами. [216]
Список исполнителей прогрессивного рока
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Британский фолк-рок
- Фри-джаз
- Список музыкальных произведений в необычных размерах
- Минимальная музыка
- Конкретная музыка
- Вторая венская школа
- Сериализм
- Третий поток
- Хронология прогрессивного рока
- Категория: Лейблы прогрессивного рока
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В рок-музыке 1970-х годов термин «искусство» обычно понимался как означающий «агрессивно авангардный» или «претенциозно прогрессивный». [14]
- ^ Примерно с 1967 года термин «поп-музыка» все чаще использовался в противовес термину «рок-музыка», что придавало обоим терминам общее значение. [20]
- ^ Формализм относится к озабоченности устоявшимися внешними композиционными системами, структурным единством и автономией отдельных произведений искусства. Эклектизм, как и формализм, означает склонность к синтезу или интеграции стилей. Однако, вопреки формалистическим тенденциям, эклектизм выдвигает на первый план разрывы между историческими и современными стилями и электронными средствами массовой информации, иногда одновременно относясь к совершенно разным музыкальным жанрам, идиомам и культурным кодам. Примеры включают » группы «Битлз « Внутри тебя без тебя » (1967) и » Джими Хендрикса версию « Звездно-полосатого знамени 1969 года . [27]
- ↑ Аллан Мур пишет: «К настоящему моменту должно быть ясно, что, хотя эта история, кажется, предлагает примерно хронологическую последовательность стилей, не существует единой, линейной истории того, что мы называем популярной песней … Иногда кажется, что существует Иногда аудитория тяготеет к центру. Самый заметный период, когда это произошло, пришелся на начало-середину 1960-х годов, когда казалось, что почти все, независимо от возраста, класса или культурного происхождения, слушали «Битлз». эта монолитная позиция снова рухнула. И группы Эдгара Бротона « Apache Dropout » » Эдисона Лайтхауса , и « Love Gross были выпущены в 1970 году с сильными связями в Мидлендсе и Лондоне, и оба звучали на одних и тех же радиостанциях. действовали в соответствии с совершенно разной эстетикой». [36]
- ↑ Продажи пластинок впервые превысили продажи синглов в 1969 году. [59]
- ↑ Известно, что участник группы «Битлз» Джон Леннон присутствовал по крайней мере на одном таком мероприятии, мероприятии под названием «14-часовая разноцветная мечта» . [65] Пол Маккартни был глубоко связан с андеграундом благодаря своему участию в галерее Indica . [66]
- ^ Их также обычно считают первыми мировыми знаменосцами симфонического рока. [70]
- ^ Один только Талл получил 11 золотых и 5 платиновых альбомов . [82] Альбом Pink Floyd 1970 года Atom Heart Mother занял первое место в британских чартах. Их альбом 1973 года The Dark Side of the Moon , который объединил их расширенные композиции с более структурированным стилем сочинения, использовавшимся, когда Сид Барретт был их автором песен, [83] провел более двух лет на вершине хит-парадов [84] и оставался в чарте альбомов Billboard 200 пятнадцать лет. [85]
- ^ Радиопередача была менее важной в Великобритании, где записи популярной музыки имели ограниченное эфирное время на официальных радиостанциях (в отличие от пиратского радио ) до запуска BBC Radio 1 в 1967 году . [58] Британская публика привыкла слышать группы в клубах, а британские группы могли поддерживать себя гастролями. Американская аудитория впервые познакомилась с новой музыкой по радио, и для успеха группам в США требовалась трансляция по радио. [88] Радиостанции не любили длинные композиции прогрессивного рока, что затрудняло продажи рекламы . [89]
- ^ Van der Graaf Generator были там гораздо популярнее, чем в своей стране. Genesis имели огромный успех в континентальной Европе в то время, когда они все еще были ограничены культом в Британии и США. [99] [ важность примера(ов)? ]
- ^ Это можно услышать в Triumvirat , органном трио в стиле ELP; Анж и Селеста оказали сильное влияние King Crimson. [103] Другие привнесли в свой стиль национальные элементы: испанская Triana представила элементы фламенко , такие группы, как шведская Samla Mammas Manna, черпали из стилей народной музыки своих стран, а итальянские группы, такие как Il Balletto di Bronzo , Rustichelli & Bordini, склонялись к подход, который был более откровенно эмоциональным, чем у их британских коллег. [104]
- ↑ Pink Floyd не смогли повторить такое сочетание коммерческого успеха и успеха у критиков, поскольку до их единственного продолжения, The Final Cut , оставалось несколько лет. [134] и, по сути, был Роджера Уотерса. сольным проектом [135] он состоял в основном из материала, который был отклонен для The Wall . [136] Позже группа воссоединилась без Уотерса и восстановила многие прогрессивные элементы, которые были преуменьшены в творчестве группы конца 1970-х. [137] Эта версия группы была очень популярна. [138] но критическое мнение об их более поздних альбомах менее благоприятное. [139] [140]
- ↑ Sex Pistols Фронтмен Джонни Роттен , как известно, носил футболку с надписью «Я ненавижу Pink Floyd». [123] но он выразил восхищение генератором Ван дер Граафа, [142] Может, [143] и много лет спустя сами Pink Floyd. [144] Брайан Ино отдал предпочтение подходу панк-групп и групп новой волны в Нью-Йорке, поскольку он нашел их более экспериментальными и менее личностными, чем английские группы. [145]
- ↑ Джулиан Коуп из Teardrop Explodes написал историю жанра краутрок, Krautrocksampler . [150] [ важность примера(ов)? ]
- ^ Да " Сказки из топографических океанов" [199] и « Врата бреда ». [200] оба были ответами на подобную критику. группы Jethro Tull «Thick As a Brick» , самодовольный концептуальный альбом , состоящий из одного 45-минутного трека, возник из-за несогласия группы с обозначением их предыдущего Aqualung как концептуального альбома. [201]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анон (nd). «Краут-Рок» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Тигр 1997 , стр. 22, 140.
- ^ Ллойд-Дэвис, Изер (16 февраля 2017 г.). «Paperlate: современная ведьма идет вперед» . Прог . Архивировано из оригинала 19 июня 2018 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ «Пост-рок» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 1 апреля 2020 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макан 1997 , с. 187.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Поп/Рок» Арт-Рок/Экспериментальный «Авант-Прог» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 27 октября 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
- ^ «Нео-Прог» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Мартин 1998 , стр. 71–75.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Прог-Рок» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 года . Проверено 23 июля 2016 г.
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 1.
- ^ Лаки 2000 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ковач 1997 , с. 5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Баннистер 2007 , с. 37.
- ^ Мюррей, Ноэль (28 мая 2015 г.). «60 минут музыки, которая подводит итог пионерам арт-панка Wire» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 31 октября 2015 года . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Робинсон 2017 , с. 223.
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хегарти и Холливелл 2011 , с. 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Котнер 2000 , с. 90.
- ^ Мур 2004 , с. 22.
- ^ Глоаг, Кеннет (2006). Лэтэм, Элисон (ред.). Оксфордский спутник музыки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-866212-2 .
- ^ Хаворт и Смит 1975 , с. 126.
- ^ Мур 2016 , стр. 201–202.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хегарти и Холливелл 2011 , с. 2.
- ^ Холм-Хадсон 2013 , стр. 16, 85–87.
- ^ Холм-Хадсон 2013 , с. 16.
- ^ Холм-Хадсон 2013 , стр. 85–87.
- ^ Котнер 2000 , с. 93.
- ^ Котнер 2000 , с. 91.
- ^ Уиллис 2014 , стр. 204, 219.
- ^ Уиллис 2014 , с. 219.
- ^ Романо 2010 , с. 24.
- ^ Холм-Хадсон 2013 , с. 85.
- ^ Проун и Ньюквист 1997 , с. 78.
- ^ Филон 2014 , с. 119
- ^ Мур 2016 , с. 201.
- ^ Мур 2016 , стр. 199–200.
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 11.
- ^ Эверетт 1999 , с. 95.
- ^ Мартин 1998 , с. 47.
- ^ Тамм 1995 , с. 29.
- ^ Лис, Райан (5 августа 2016 г.). «Завтра никогда не знает: как трилогия 1966 года о звуках домашних животных» , «Блондинка на блондинке » и «Револьвер» изменили все» . Стереогум . Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Мартин 1998 , с. 53.
- ^ Котнер 2001 , с. 30.
- ^ Кертис 1987 , с. 156-7.
- ^ Кертис 1987 , с. 179.
- ^ Джексон, Эндрю Грант (2015). 1965: Самый революционный год в музыке . Книги Томаса Данна. стр. 64–65. ISBN 978-1-250-05962-8 .
- ^ Мартин 1996 , с. 4.
- ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 54–55.
- ^ Свирс 2004 , с. 72 204.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартин 1998 , с. 39.
- ^ Макан 1997 , с. 15,20.
- ^ Мартин 1998 , стр. 39–40.
- ^ Ковач 1997 , с. 3.
- ^ Бун и Ковач 1997 , стр. 41–46.
- ^ Интерранте, Скотт (20 мая 2015 г.). «12 лучших песен Брайана Уилсона» . Попматтерс . Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 года . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Мартин 1998 , с. 40.
- ^ Холм-Хадсон 2008 , с. 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пиренн, Кристоф (2005). «Роль радио, 33 пластинок и технологий в развитии прогрессивного рока» . Материалы международной конференции «Композиция и эксперименты в британском роке 1966–1976» . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ Свирс 2004 , с. 120.
- ^ Вейгель 2012b .
- ^ Бруфорд 2012 , с. 159.
- ^ Зоппо 2014 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Анон (nd). «Прог-Рок» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 года . Проверено 23 июля 2016 г.
- ^ Свирс 2004 , с. 114–15.
- ^ О'Брайен 1999 .
- ^ Майлз 1999 .
- ^ Свирс 2004 , с. 119.
- ^ Мартин 1998 , стр. 164–65.
- ^ Хогг 1994 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фаулз, Пол; Уэйд, Грэм (2012). Краткая история рок-музыки . Публикации Мела Бэя. п. 125. ИСБН 978-1-61911-016-8 . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 12 октября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тигр 1997 , стр. 21–22.
- ^ Мартин 1998 , стр. 163–164.
- ^ Макан 1997 , с. 20.
- ^ Мартин 1998 , с. 168.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макан 1997 , с. 23.
- ^ Макан 1997 , с. 26.
- ^ Боуман 2001 , с. 184.
- ^ Тигр 1997 , стр. 22–23.
- ^ Приоре 2005 , с. 79.
- ^ Макан 1997 , с. 27.
- ^ Макан 1997 , с. 28.
- ^ Кливленд 2005 .
- ^ Уайтли 1992 , стр. 34–35.
- ^ Уайтли 1992 , стр. 4, 38.
- ^ Фридлендер 1998 , с. 245.
- ^ ДеРогатис, Джим (28 февраля 1993 г.). «Проклятие 'Tubular Bells'. В 1974 году также наблюдался подъем Supertramp , поскольку выпуск их третьего студийного альбома имел некоторый успех как в Великобритании, так и в США». Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Макан 1997 , с. 185-6.
- ^ Кертис 1987 , с. 296-7.
- ^ Кава, Брэд (15 июля 2002 г.). «Да прогрессивному року: группа тысячи шансов». Сан-Хосе Меркьюри Ньюс . Сан-Хосе, Калифорния.
- ^ Кертис 1987 , с. 286.
- ^ Энциклопедия классического рока . Абк-Клио. 24 февраля 2017 г. ISBN 9781440835148 .
- ^ «Духовная биография, песни и альбомы» . Вся музыка .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макан 1997 , с. 186.
- ^ Персонал глобуса. «Второй раз — прелесть для отбросов». Бостон Глобус . 21 февраля 1992 года.
- ^ «Капитан За гранью – Биография и история – AllMusic» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ «Возвращение в вечность – Биография и история – AllMusic» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 20 июля 2017 года . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ «Фрэнк Заппа – Биография, Альбомы, Ссылки на потоки – AllMusic» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 5 января 2013 года . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ Мартин 1998 , стр. 154–55.
- ^ Спайсер, Марк (2005). «Фокстрот Бытия» . Материалы международной конференции «Композиция и эксперименты в британском роке 1966–1976» . Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ Миркович, Игорь (2003). Счастливый ребенок . Загреб: Фрактура. п. 5.
- ^ Жикич, Александра (1999). Роковая карусель: Хроника белградского рок-н-ролла 1959-1979 гг . Белград: Геопоэтика. стр. 138–139.
- ^ Тигр 1997 , стр. 183–84.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макан 1997 , с. 267.
- ^ Макан 1997 , с. 184.
- ^ Сариг 1998 , с. 123.
- ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 10, 152.
- ^ Лаки 2000 , с. 22.
- ^ Мартин 2002 , с. 82.
- ^ Мартин 1998 , с. 41; Хоард и Брэкетт 2004 , с. 524.
- ^ Hoard & Brackett 2004 , с. 524.
- ^ Мартин 1998 , стр. 41, 205, 216, 244.
- ^ Кендалл, Джо (5 мая 2019 г.). «Коллекция пластинок» . Прог . Архивировано из оригинала 30 января 2021 года . Проверено 23 января 2021 г. - через PressReader .
- ^ Мартин 2002 , с. 78.
- ^ Мартин 2002 , с. 115.
- ^ Мартин 2002 , стр. 108–110.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хегарти и Холливелл 2011 , с. 177.
- ^ Макан 1997 , с. 179.
- ^ Тигр 1997 , стр. 187–188.
- ^ Тигр 1997 , стр. 181–183.
- ^ Макан 1997 , с. 206.
- ^ Мур 2016 , с. 202.
- ^ Мартин 1996 , с. 188.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ДеРогатис, Джим (1998). «Все, что вы хотели знать об андеграунде прог-рока (но боялись спросить)» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 23 июня 2013 г.
- ^ Макан 1997 , с. 183.
- ^ Блэкетт 2001 .
- ^ Гресс 2007 .
- ^ Гресс 1993 .
- ^ Майерс, Джефф (12 января 2007 г.). «Безумный выбор; восхождение Ван Халена в Рок-холл стало прорывом». Новости Буффало . Буффало, штат Нью-Йорк.
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 182.
- ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 181–182.
- ^ Катефорис 2011 , стр. 154–159.
- ^ «Билборд 200» . Рекламный щит . 2 января 2013 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 174.
- ^ Макан 1997 , с. 188.
- ^ Анонимно (4 апреля 2004 г.). «The Mag: Play: The Final Cut (EMI) Pink Floyd. (Особенности)». Воскресный Меркурий . Бирмингем, Англия.
- ^ Смит, Тирни (апрель 2011 г.). «Что случилось с Pink Floyd? Странная история Уотерса и Гилмора». Золотая жила . Публикации Краузе.
- ^ Макан 1997 , с. 195.
- ^ Харрингтон, Ричард (19 октября 1987 г.). «Pink Floyd под любым именем; без давнего лидера, группа остается верной курсу». Вашингтон Пост .
- ^ Грейвс, Том (16 июня 1994 г.). «Пинк Флойд: Дивизионный колокол» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 16 января 2014 года . Проверено 4 июля 2013 г.
- ^ Вайман, Билл (14 января 1988 г.). «Четыре фазы Pink Floyd» . Чикагский читатель . Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 4 июля 2013 г.
- ^ Мартин 1996 , стр. 189–190.
- ^ Борос, Крис (6 ноября 2008 г.). «Питер Хэммилл: невоспетый герой прогрессивного рока» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 23 июня 2013 г.
- ^ Лайдон, Джон (31 октября 2009 г.). «Джон Лайдон: Саундтрек моей жизни» . The Guardian (интервью). Беседовал Уилл Ходжкинсон. Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 года . Проверено 23 июня 2013 г.
- ^ Шон Майклс (18 февраля 2010 г.). «Джон Лайдон: Я не ненавижу Pink Floyd» . Хранитель . Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ Тамм 1995 , с. 30.
- ^ Грин 2014 , с. 173.
- ^ Баннистер 2007 , стр. 36–37.
- ^ Ройек 2011 , с. 28.
- ^ Томми Удо (сентябрь 2006 г.). «Панк убил прогу?». Классический рок . 97 .
- ^ Морган, Фрэнсис (6 сентября 2007 г.). «Сила поп-музыки» . Новый государственный деятель . Архивировано из оригинала 17 сентября 2009 года.
- ^ «Наказание роскошью» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 23 октября 2015 года . Проверено 20 ноября 2020 г. .
- ^ «Альтернативное телевидение» . Пресс для брюк . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 20 ноября 2020 г. .
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 225.
- ^ Мартин 1998 , с. 20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартин 1998 , с. 251.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартин 2002 , с. 99.
- ^ Макан 1997 , с. 205.
- ^ «Как King Crimson возродились в «Дисциплине» под влиянием новой волны » . Абсолютный классический рок . 22 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 г. . Проверено 20 ноября 2020 г. .
- ^ Шонфельд, Мэтью (4 ноября 2014 г.). «Что общего у Дэвида Боуи, Фрэнка Заппы и Talking Heads? Этот человек» . Портлендский ежемесячный журнал . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 20 ноября 2020 г. .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хегарти и Холливелл 2011 , с. 199.
- ^ Юинг, Джерри. «Пути». Классический рок представляет прог. 17 марта 2010 г. стр.61
- ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 183–186.
- ^ Петридис, Алексис (22 июля 2010 г.). «Назад, чтобы идти вперед: возрождение прог-рока» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года . Проверено 9 ноября 2016 г.
- ^ Макан 1997 , с. 198.
- ^ Тигр 1997 , стр. 200–01.
- ^ Кларк 2012 .
- ^ Джон Ковач; Грэм М. Бун, ред. (1997). Понимание рока: очерки музыкального анализа . Издательство Оксфордского университета. п. 6 . ISBN 978-0195100051 .
- ^ Романо 2010 , «Мариллион» .
- ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 187–188.
- ^ Блейк, Марк (22 марта 2017 г.). «Стив Ротери: «Люди до сих пор думают, что Marillion — это шотландская хэви-метал группа» » . Громче . Архивировано из оригинала 6 декабря 2020 года . Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ Рис, Кэролайн (15 апреля 2016 г.). «Бывшая певица Marillion Fish: шесть моих лучших альбомов» . express.co.uk . Архивировано из оригинала 23 августа 2019 года . Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 184.
- ^ Макан 1997 , с. 197.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гилл 1995 .
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карник 2003 .
- ^ Лаки 2000 , с. 47 127.
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 200.
- ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 259–260.
- ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 260–262.
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 264.
- ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 264, 266.
- ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 266–267.
- ^ Аллен, Джим. «От Tull To Tortoise: Прогги-прошлое пост-рока» . CMJ Новая музыка . Архивировано из оригинала 3 февраля 2013 года . Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ Караманика, Джон (20 сентября 2005 г.). «Алхимия арт-мира хэви-метала». Интернэшнл Геральд Трибьюн .
- ^ Тюдор, Колин (9 декабря 2003 г.). «КУЛЬТУРА: Между роком и более тяжелым местом; Хардкорные остановки и старты плана побега Диллинджера доказывают, что рок все еще развивается». Бирмингем Пост . Англия.
- ^ Майерс, Джефф (3 октября 2003 г.). «Танец смерти» (Рецензия)». The Buffalo News .
- ^ Серпик, Эван (9 мая 2005 г.), Prog Rocks Again , Entertainment Weekly, заархивировано из оригинала 14 января 2012 г. , получено 25 мая 2012 г.
- ^ Шервин 2012 .
- ^ Фрипп 1975 .
- ^ Hegarty & Halliwell 2011 , стр. 50–51.
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ковач 2000 .
- ^ «КалПрог ~ Фестивали» . Calprog.com. Архивировано из оригинала 5 декабря 2011 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Вайгель 2012e .
- ^ «ProgStock 2021 — Единственный международный фестиваль прогрессивного рока на северо-востоке Америки, 1–3 октября 2021 года в Рэуэе, штат Нью-Джерси» . Архивировано из оригинала 28 января 2011 года . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Макан 1997 , с. 168-73.
- ^ Мартин 2002 , с. 107.
- ^ Мартин 1996 , с. 145.
- ^ Мартин 1996 , с. 158.
- ^ Андерсон 2008 .
- ^ Хегарти и Холливелл 2011 , с. 204.
- ^ Макан 1997 , с. 135.
- ^ Свирс 2004 , с. 204.
- ^ Свирс 2004 , с. 131.
- ^ Макан 1997 , с. 263.
- ^ Тигр 1997 , стр. 144–48.
- ^ Макан 1997 , с. 156.
- ^ Хегарти и Холливелл, 2011 , стр. 163–164.
- ^ Тамм 1990 .
- ^ Макан 1997 , с. 78.
- ^ « Echoes» станет последней версией Флойда?». Классический рок . № 36. Январь 2002. с. 15.
- ^ Мастерс, Тим (12 сентября 2014 г.). «Питер Гэбриэл удостоен награды Prog Music Awards» . Новости Би-би-си . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Джайлз, Джефф (29 июля 2014 г.). «Иэн Андерсон признает, что прогрессивный прогресс был немного преувеличен » . Абсолютный классический рок . Архивировано из оригинала 27 апреля 2019 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ Вайгель, Дэвид (18 июля 2017 г.). «Неужели прог-рок не может заслужить здесь никакого уважения?» . НПР Музыка. Утренний выпуск . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ «Дискография и обзоры прогрессивной рок-музыки» . Progarchives.com . Проверено 5 февраля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Ян (2008), BBC Prog Rock Britannia: An Observation in Three Movements (телеинтервью), BBC Four
- Блэкетт, Мэтт (апрель 2001 г.). «Ули Джон Рот». Гитарист .
- Кларк, Уильям (25 августа 2012 г.), «Ян Крайтон рассказывает о саге, гитарах, метательных формах и 20/20» , Guitar International , заархивировано из оригинала 26 апреля 2013 г. , получено 6 июня 2013 г.
- Кливленд, Барри (март 2005 г.), «Prog Rock», гитарист
- Фрипп, Роберт (1975), Путеводитель по King Crimson для молодежи (примечания к пластинке), EG Records, Ltd
- Гилл, Крис (апрель 1995 г.), «Прогнозис: новое поколение раскапывает мудрость списка 70-х», гитарист
- Гресс, Джесси (май 1993 г.). «Урок Ван Халена: как Эдди переписал свод правил рок-гитары». Гитарист .
- Гресс, Джесси (июнь 2007 г.). «10 вещей, которые нужно сделать, чтобы играть, как Ули Джон Рот». Гитарист .
- Хогг, Брайан (ноябрь 1994 г.), «1-2-3 и рождение прогрессивной музыки», Mojo , BBC/Guinness Publishing
- О'Брайен, Люси (1999), Звуки психоделических шестидесятых , Britannica.com, заархивировано из оригинала 17 августа 2014 г. , получено 18 июня 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Баннистер, Мэтью (2007). Белые мальчики, белый шум: мужественность и инди-гитарный рок 1980-х . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-0-7546-8803-7 . Архивировано из оригинала 23 июля 2016 года . Проверено 8 декабря 2016 г.
- Бун, Грэм М.; Ковач, Джон, ред. (1997), Понимание рока: очерки музыкального анализа (онлайн-изд.), Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 0-19-510005-0
- Боуман, Даррелл С. (2001), К. Холм-Хадсон (редактор), « Позвольте им всем создавать свою собственную музыку: Индивидуализм, Раш и сплав прогрессивного и хард-рока, 1976–77» , Пересмотр прогрессивного рока , Тейлор и Фрэнсис, стр. 183–218, заархивировано из оригинала 7 ноября 2021 г. , получено 27 января 2019 г.
- Бруфорд, Билл (2012), Тео Катефорис (редактор), «Размышления о прогрессивном роке», The Rock History Reader , Routledge
- Катефорис, Тео (2011), Разве мы не новая волна? Современный поп на рубеже 1980-х , University of Michigan Press, ISBN 978-0-472-11555-6
- Котнер, Джон Сидни (2001), Архетипы прогрессивности в роке, ок. 1966–1973 , Университет Висконсин-Мэдисон.
- Котнер, Джон С. (2000). «Теория музыки и анализ стиля прогрессивного рока» . Размышления об американской музыке: двадцатый век и новое тысячелетие . Пендрагон Пресс. ISBN 978-1-57647-070-1 .
- Ковач, Джон (1997), Джон Ковач; Грэм М. Бун (ред.), «Прогрессивный рок, «близко к грани» и границы стиля», « Понимание рока: очерки музыкального анализа» , Нью-Йорк: Oxford University Press.
- Кертис, Джим (1987), Эры рока: интерпретации музыки и общества, 1954–1984 , Боулинг-Грин, Огайо: Популярная пресса государственного университета Боулинг-Грин
- Эверетт, Уолтер (1999). Битлз как музыканты: Револьвер в антологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512941-5 .
- Фридлендер, Пол (1998), Рок-н-ролл: Социальная история , Боулдер, Колорадо: Westview Press
- Хаворт, Джон Тревор; Смит, Майкл А. (1975). Работа и досуг: междисциплинарное исследование в области теории, образования и планирования . Книги Лепуса. ISBN 9780860190097 . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 12 октября 2016 г.
- Хегарти, Пол ; Холливелл, Мартин (2011), За гранью и до: прогрессивный рок с 1960-х годов , Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum, ISBN 978-0-8264-2332-0
- Хоард, Кристиан; Брэкетт, Натан, ред. (2004). Путеводитель по новому альбому Rolling Stone . Саймон и Шустер . ISBN 9780743201698 .
- Холм-Хадсон, Кевин (2008). Бытие и Агнец лежит на Бродвее . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-6139-9 .
- Холм-Хадсон, Кевин, изд. (2013). Переосмысление прогрессивного рока . Рутледж. ISBN 978-1-135-71022-4 . Архивировано из оригинала 8 февраля 2017 года . Проверено 12 октября 2016 г.
- Лаки, Джерри (2000), Progressive Rock , Берлингтон, Онтарио: Collector's Guide Publishing, Inc.
- Макан, Эдвард (1997), Раскачивая классику: английский прогрессивный рок и контркультура , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-19-509887-0
- Мартин, Билл (1996), Музыка Yes: Структура и видение прогрессивного рока , Чикаго: Открытый суд
- Мартин, Билл (1998), Слушая будущее: время прогрессивного рока , Чикаго: Открытый суд, ISBN 0-8126-9368-Х
- Мартин, Билл (2002), Авант-рок: экспериментальная музыка от Битлз до Бьорк , Чикаго: Открытый суд
- Маске, Дэн (2007), Клавиатура прогрессивного рока , Милуоки, Висконсин: Hal Leonard Corporation
- Мур, Аллан (2004). Акваланг Джетро Талла . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4411-1315-3 . Архивировано из оригинала 5 мая 2016 года . Проверено 12 декабря 2015 г.
- Мур, Аллан Ф. (2016). Значение песни: анализ и интерпретация записанной популярной песни . Рутледж. ISBN 978-1-317-05265-4 . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 12 октября 2016 г. * Сариг, Рони (1998), Тайная история рока: самые влиятельные группы, о которых вы никогда не слышали , Crown Publishing Group
- Филон, Саймон (2014). Британское вторжение: перекрестные течения музыкального влияния . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-0-8108-8627-8 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2019 года . Проверено 12 октября 2016 г.
- Прендергаст, Марк (2003). Эмбиентный век: от Малера до Моби – эволюция звука в эпоху электроники . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN 1-58234-323-3 .
- Приоре, Доменик (2005). Улыбка: история утраченного шедевра Брайана Уилсона . Лондон: Святилище. ISBN 1860746276 . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 8 декабря 2016 г.
- Проун, Пит; Ньюквист, Харви П. (1997). Легенды рок-гитары: важнейший справочник величайших гитаристов рока . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN 978-0-7935-4042-6 . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 12 октября 2016 г.
- Робинсон, Эмили (2017). Язык прогрессивной политики в современной Британии . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN 978-1-137-50664-1 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- Рожек, Крис (2011). Поп-музыка, поп-культура . Политика. ISBN 978-0-7456-4263-5 . Архивировано из оригинала 18 августа 2020 года . Проверено 8 декабря 2016 г.
- Романо, Уилл (2010). Горы выходят из неба: иллюстрированная история прог-рока . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-0-87930-991-6 . Архивировано из оригинала 25 августа 2016 года . Проверено 12 октября 2016 г.
- Свирс, Бритта (2004), Electric Folk: меняющееся лицо английской традиционной музыки , Нью-Йорк: Oxford University Press
- Тамм, Эрик (1995), Брайан Ино: его музыка и вертикальный цвет звука , Da Capo Press, ISBN 0-306-80649-5 , заархивировано из оригинала 5 декабря 2006 г.
- Уайтли, Шейла (1992). Пространство между нотами: рок и контркультура . Лондон: Рутледж.
- Уиллис, Пол Э. (2014). Профанная культура . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6514-7 . Архивировано из оригинала 24 февраля 2017 года . Проверено 12 октября 2016 г.
- Зоппо, Донато (2014). Прога: Сюита длиной в полвека (на итальянском языке). Тайный. ISBN 978-88-6231-639-2 . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 8 декабря 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Счастливчик, Джерри. Файлы прогрессивного рока . Берлингтон, Онтарио: Collector's Guide Publishing , Inc (1998), 304 страницы, ISBN 1-896522-10-6 (мягкая обложка). Дает обзор истории прогрессивного рока, а также истории основных и андеграундных групп этого жанра.
- Счастливчик, Джерри. Справочник по прогрессивному року . Берлингтон, Онтарио: Collector's Guide Publishing, Inc. (2008), 352 страницы, ISBN 978-1-894959-76-6 (мягкая обложка). Обзоры сотен прогрессивных рок-групп и списки их записей. Также предоставляет обновленный обзор, аналогичный The Progressive Rock Files.
- Снайдер, Чарльз. Путеводитель Strawberry Bricks по прогрессивному року, 3-е издание . Чикаго, Иллинойс: Kindle Direct Publishing (2020), 572 страницы, ISBN 978-0-578-48980-3 (мягкая обложка). Настоящий путеводитель по прогрессивному року с историями групп, музыкальными синопсисами и критическими комментариями, представленными в историческом контексте временной шкалы.
- Стамп, Пол. Все, что имеет значение в музыке: история прогрессивного рока . Лондон: Quartet Books Limited (1997), 384 страницы, ISBN 0-7043-8036-6 (мягкая обложка). Умное повествование об истории прогрессивного рока с акцентом на английские группы и обсуждением американских и европейских групп. Перенесет вас из начала в начало 1990-х годов.
- Вайнгартен, Марк. Ответ: «Да»: (и другие сказки о прог-роке) . Книга о ракушках / Книги о редких птицах (2013), 280 страниц, ISBN 978-0-9854902-0-1 . Защита жанра.
- Ифантис, Василейос. Действительно ли прог-рок прогрессивен? . Независимая издательская платформа CreateSpace (2020 г.), 119 страниц, ISBN 978-1548614416 . Исследование эволюции и будущего жанра.