Концептуальный альбом
Концептуальный альбом — это альбом , треки которого в совокупности имеют большую цель или значение, чем по отдельности. [2] [3] Обычно это достигается за счет единого центрального повествования или темы, которая может быть инструментальной, композиционной или лирической. [4] Иногда этот термин применяется к альбомам, которые считаются «единого качества», а не к пластинкам с явным музыкальным или лирическим мотивом. [5] нет единого мнения Среди музыкальных критиков относительно конкретных критериев того, что такое «концептуальный альбом». [3] [6]
Формат берет свое начало от » фолк- певца Вуди Гатри ( «Dust Bowl Ballads 1940) и впоследствии был популяризирован серией альбомов традиционного поп- певца Фрэнка Синатры 1940–50-х годов, хотя этот термин чаще ассоциируется с рок-музыкой . [7] В 1960-х годах различные рок-группы выпустили несколько уважаемых концептуальных альбомов, что в конечном итоге привело к изобретению прогрессивного рока и рок-оперы .
Определения [ править ]
Четкого определения «концептуального альбома» не существует. [6] [8] Фиона Стерджес из The Independent заявила, что концептуальный альбом «изначально определялся как лонгплей, песни которого были основаны на одной драматической идее, но этот термин субъективен». [6] Предшественником этого типа альбома можно найти в песенном цикле XIX века . [9] которые столкнулись с аналогичными трудностями при классификации. [10] Чрезвычайно широкое определение «концептуального альбома» потенциально может охватывать все саундтреки , сборники , записи актеров , альбомы лучших хитов , трибьют-альбомы , рождественские альбомы и концертные альбомы . [10]
Наиболее распространенные определения относятся к расширенному подходу к рок-альбому (как к рассказу, пьесе или опусу) или к проекту, который либо вращается вокруг определенной темы, либо сборника связанных материалов. [10] AllMusic пишет: «Концептуальный альбом может представлять собой сборник песен, написанных отдельным автором песен или на определенную тему – это концептуальные пластинки, которые царили в 50-х… словосочетание «концептуальный альбом» неразрывно связано с концом 1960-х. когда рок-н-ролльщики начали расширять границы своего вида искусства». [11] Автор Джим Каллен описывает его как «сборник отдельных, но тематически единых песен, целое которых больше, чем сумма его частей… иногда [ошибочно] считается продуктом эпохи рока». [2] Автор Рой Шукер определяет концептуальные альбомы и рок-оперы как альбомы, «объединенные темой, которая может быть инструментальной, композиционной, повествовательной или лирической. ... В этой форме альбом превратился из сборника разнородных песен в повествование. работать с единой темой, в которой отдельные песни переходят друг в друга». [4]
Говоря о концепциях альбомов 1970-х годов, Роберт Кристгау написал в « Руководстве Кристгау по записям: Рок-альбомы семидесятых » (1981), поскольку «общее впечатление» от альбома имеет значение, «концепция усиливает воздействие» определенных альбомов «в более или менее так, как задумал Sgt. Pepper », а также «разновидность концепции, которая выводит ритмически неумолимый альбом, такой как The Wild Magnolias , или неотразимый вокальный альбом, такой как » Ширли Браун » . «Woman to Woman на более глубокий уровень значимости [12]
История [ править ]
1940–50-е Истоки годы :
В BBC « документальном фильме When Pop Went Epic: The Crazy World of the Concept Album» 2016 года , рассказанном Риком Уэйкманом , предполагается, что первым концептуальным альбомом является Вуди Гатри альбом 1940 года «Dust Bowl Ballads ». [13] The Independent считает его «возможно» одним из первых концептуальных альбомов, состоящих исключительно из полуавтобиографических песен о невзгодах американских рабочих-мигрантов в 1930-е годы. [14] В конце 1940-х годов была представлена пластинка , а поп-композиторы космической эры вскоре после этого выпустили концептуальные альбомы. Темы включали изучение дикой жизни и борьбу с эмоциями, а некоторые альбомы предназначались для прослушивания во время обеда или отдыха. В середине 1950-х годов это сопровождалось изобретением разворота , который позволил разместить примечания, объясняющие концепцию. [15]
Певец Фрэнк Синатра записал несколько концептуальных альбомов до рок-эры 1960-х, в том числе In the Wee Small Hours (1955). [16] и Фрэнк Синатра поет только для одиноких (1958). [2] Синатру иногда называют изобретателем концептуального альбома. [17] начиная с «Голоса Фрэнка Синатры» (1946), который привел к аналогичной работе Бинга Кросби . По словам биографа Уилла Фридвальда, Синатра «выстроил последовательность песен так, чтобы тексты переходили от трека к треку, создавая впечатление повествования, как в музыкальной комедии или опере … [Он был] первым поп-певцом, принесшим сознательное художественное отношение к записи». [18] [номер 1]
Певец/пианист Нэт «Кинг» Коул (который в то время вместе с Синатрой часто сотрудничал с аранжировщиком Нельсоном Риддлом ) также был пионером концептуальных альбомов. [20] как и его Wild Is Love (1960), набор оригинальных песен о поисках человеком любви. [21]
Рок и кантри 1960 - е :
В начале 1960-х годов концептуальные альбомы стали широко использоваться в американской кантри-музыке , но этот факт остался в значительной степени непризнанным поклонниками рок / поп-музыки и критиками, которые начали отмечать «концептуальные альбомы» как явление только позже в том же десятилетии. [22] когда альбомы стали тесно связаны с контркультурной идеологией, что привело к признанию « эры альбомов » и появлению концептуального рок-альбома. [23] Автор Кэрис Вин Джонс пишет, что Beach Boys » «Pet Sounds (1966), The Beatles » «Revolver (1966) и «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (1967) и Who 's Tommy (1969) по-разному называют «первым концептуальным альбомом», обычно из-за их «единого совершенства, а не какой-то лирической темы или основного музыкального мотива». [24]
Другие записи были заявлены как «ранние» или «первые» концептуальные альбомы. Первые шесть альбомов The Beach Boys, выпущенные в 1962–64 годах, представляли собой сборники песен, объединенных соответственно центральной концепцией, такой как автомобили, серфинг и образ жизни подростков. [25] В книге «101 альбом, изменивший популярную музыку » Крис Смит прокомментировал: «Хотя такие альбомы, как In the Wee Small Hours Фрэнка Синатры 1955 года и Марти Роббинса 1959 года Gunfighter Ballads and Trail Songs , уже представляли собой концептуальные альбомы, [альбом Beach Boys 1963 года] Little Deuce Coupe было первым, в котором почти весь оригинальный материал содержал не стандартные обложки». [26] Историк музыки Ларри Старр , который называет релизы Beach Boys 1964 года Shut Down Volume 2 и All Summer Long провозглашением эры альбома, называет Pet Sounds первым концептуальным рок-альбомом на том основании, что он «задуман как единое целое, со взаимосвязанными песнями, расположенными в продуманной последовательности». [27]
В журнале «100 величайших групп всех времен » (2015) говорится, что Ventures «были пионерами идеи концептуального рок-альбома за много лет до того, как общепризнано, что этот жанр родился». [28] В своем «Кратком словаре популярной культуры » Марсель Данези » группы Beatles называет «Rubber Soul (1965) и «Who's The Who Sell Out» (1967) другими примерами ранних концептуальных альбомов. [29] Брайан Бойд из The Irish Times называет Kinks ' Face to Face (1966) первым концептуальным альбомом: «Написанные полностью Рэем Дэвисом , песни должны были быть связаны музыкальными фрагментами, чтобы альбом воспроизводился без пауз, но звукозаписывающая компания отказалась от такого радикализма. Это не одна из лучших работ группы, но она оказала влияние». [30]
По данным AllMusic, «народный консенсус» относительно первого концептуального рок-альбома отдает предпочтение Sgt. Перец . [11] [16] По словам музыкального критика Тима Райли : «Строго говоря, [1966] группы Mothers of Invention альбом Freak Out! претендует на звание первого «концептуального альбома», но Sgt. Pepper был пластинкой, которая сделала эту идею убедительной для большинства ушей». [31] [номер 2] Музыковед Аллан Мур говорит: «Несмотря на то, что предыдущие альбомы создавали единое настроение (особенно « Песни Синатры для свингующих любителей »), именно на основе влияния сержанта Пеппера родилась склонность к концептуальному альбому». [34] [номер 3] Добавление к сержанту. По утверждению Пеппера , произведение искусства усилило свою центральную тему , изображая четырех «Битлз» в униформе как членов группы Sgt. Pepper Band, при этом на пластинке не было пробелов, обычно разделяющих альбомные треки. [35] Музыкальный критик и журналист Нил Слейвен заявил, что Фрэнка Заппы альбом Absolutely Free вышел в тот же день, что и Sgt. Pepper , был «во многом концептуальным альбомом, но The Beatles без особых усилий украли его славу», а впоследствии Sgt. Pepper был назван «возможно, первым концептуальным альбомом, хотя песни не были связаны друг с другом». [36]
1960–70-е: рок-оперы рок прогрессивный и
Автор Билл Мартин относит предполагаемые концептуальные альбомы 1960-х годов к прогрессивному року :
В дискуссиях о прогрессивном роке часто упоминается идея «концептуального альбома». Если под этим термином подразумеваются альбомы, которые во всем имеют тематическое единство и развитие, то на самом деле концептуальных альбомов, вероятно, меньше, чем можно было бы подумать на первый взгляд. Pet Sounds и Sergeant Pepper не соответствуют этому критерию... Однако, если вместо этого мы немного расширим определение до того, где альбом является концепцией, то станет ясно, что прогрессивный рок - это полностью музыка концептуальных альбомов - и это скорее непосредственно связано с Rubber Soul (декабрь 1965 года), а затем с Revolver (1966), Pet Sounds и Sergeant Pepper's . ... после выхода этих альбомов многие рок-музыканты переняли «полный альбомный подход». [37]
Popmatters Сара Зупко из отмечает, что, хотя The Who's Tommy «широко считается первой рок-оперой, очень длинным концептуальным альбомом с персонажами, последовательным сюжетом и небольшой помпезностью», ему предшествуют более короткие концептуальные альбомы. Огденса «Nut Gone Flake» ( «Маленькие лица» , 1968) и «Научная печаль» ( «The Pretty Things» , 1968). [38] Автор Джим Каллен утверждает: «Концептуальный альбом достиг своего апогея в 1970-х годах в таких амбициозных записях, как » группы Pink Floyd ( «Dark Side of the Moon 1973) и группы Eagles » «Hotel California (1976)». [2] В 2015 году журнал Rolling Stone поставил Dark Side of the Moon на первое место среди 50 величайших альбомов прогрессивного рока всех времен, а также отметил статус пластинки как второго по популярности альбома всех времен. [39] группы Pink Floyd «The Wall» (1979), полуавтобиографическая история, созданная по образцу Роджера Уотерса и бывшего участника группы Сида Барретта , является одним из самых известных концептуальных альбомов любого исполнителя. [1] Помимо The Wall , Данези выделяет Genesis « The Lamb Lies Down on Broadway» (1974) и Фрэнка Заппы » «Joe's Garage (1979) как другие концептуальные альбомы, значимые в культурном отношении. [29]
По словам автора Эдварда Макана, концептуальные альбомы как постоянная тема прогрессивного рока были напрямую вдохновлены контркультурой, связанной с « прото-прогрессивными группами 1960-х годов», отмечая: «последовательное использование длинных форм, таких как программный песенный цикл концептуальный альбом и сюита из нескольких частей подчеркивают новую, наркозависимую концепцию времени хиппи». [40] Прогрессивные соул- музыканты, вдохновленные этим подходом, в ту эпоху задумали концептуальные альбомы, отражающие темы и проблемы афроамериканского опыта , в том числе Марвин Гэй 1971 года ( What's Going On ) и Джордж Клинтон ( парламента альбом 1975 года Mothership Connection и Dope Dogs ). [41] [42]
возвращение популярности время: упадок 1980-е – настоящее и
С появлением MTV как музыкального видео сети , которая ценила синглы выше альбомов, концептуальные альбомы стали менее доминирующими в 1980-х годах. [2] [6] Однако некоторые артисты все же выпускали концептуальные альбомы и добились успеха в 1990-х и 2000-х годах. [6] [16] NME Эмили Баркер из называет Green Day группы «Американский идиот» (2004) одним из «наиболее примечательных» примеров: [1] вернув концептуальный альбом на высокие позиции в чартах. [43] My Chemical Romance » (2006) группы «The Black Parade — еще один пример современного концептуального альбома. Дориан Лински, пишущий для GQ , отметил возрождение концептуальных альбомов в 2010-х годах благодаря потоковому вещанию : «Это происходит не несмотря на рост потокового вещания и плейлистов, а благодаря этому. Под угрозой избыточности в цифровую эпоху альбомы дал отпор, став более похожим на альбом». [44] Куккьяра утверждает, что «концептуальные альбомы» также должны описывать «это новое поколение концептуальных альбомов по одной ключевой причине. Это связано с тем, что унисон между песнями на конкретном альбоме теперь распространился на более широкую область визуального и художественного дизайна и маркетинга. стратегии, которые отражают темы и истории, составляющие альбом». [9]
В 21 веке классическая музыка приняла идею «концептуального альбома», ссылаясь на такие исторические примеры, как « Шуберта Зимний путь» и Шумана, « Liederkreis» как на прототипы современных композиторов и музыкантов. [45] Композиторы-классики и исполнители все чаще применяют производственные и маркетинговые стратегии, которые объединяют разрозненные произведения в концептуальные альбомы или концерты. [46] Журнал классической музыки Gramophone включает специальную категорию «концептуальный альбом» в свою ежегодную премию «Записи года» , чтобы отметить «альбомы, в которых творческий ум создал что-то дальновидное, программу, целое которой говорит сильнее, чем ее части». продуманное путешествие, которое заставляет быть услышанным за один присест». [47] [ нужен сторонний источник ]
В эссе об альбоме в конце 2019 года Энн Пауэрс написала для Slate , что в этом году среда находилась в состоянии изменения. По ее наблюдениям, многие записывающиеся артисты оживили концептуальный альбом вокруг автобиографических повествований и личных тем, таких как близость, интерсекциональность , афроамериканская жизнь, границы между женщинами и горе, связанное со смертью. Она упомянула такие альбомы, как Бриттани Ховард » « Jaime , Рафаэля Саадика » «Jimmy Lee , Джамилы Вудс. » «Legacy! Наследие! « Рапсодии » Канун , Дженни Льюис » «На линии , Джулии Джеклин » «Crushing , » Джо Генри и «Евангелие от воды « Кейва » Ника Призрак . [48]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ В конце 1940-х буги-вуги и страйда пианист Пит Джонсон записал ранний концептуальный альбом House Rent Party (1946), в котором он начинает играть один, предположительно в новом пустом доме, и там к нему присоединяются другие музыканты. У каждого есть сольный сингл при поддержке Джонсона, а затем вся группа вместе играет джем-сейшн. [19]
- ↑ Фрэнк Заппа сказал это в Freak Out! «Это не было так, как если бы у нас был хит-сингл, и нам нужно было создать вокруг него что-то наполняющее. У каждой мелодии была своя функция». [32] из The Beatles Джон Леннон прокомментировал: « Sgt. Pepper называют первым концептуальным альбомом, но он никуда не денется… он работает, потому что мы сказали, что он работает». [33]
- ↑ Он продолжает: «Все могло бы выглядеть иначе, если бы Брайану Уилсону и Beach Boys удалось завершить альбом Smile в то время… это предложило бы совершенно другую возможную линию развития концептуального альбома, в которой части треки вновь появились в других, создав форму, откровенно говоря, гораздо более сложную, чем у любого из его современников». [34]
Хотя концептуальные альбомы стали популяризироваться и получить некоторое определение лишь недавно, эта концепция существует гораздо дольше, чем рок. Например, «Времена года» Вивальди и «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса построены на одной и той же идее всеобъемлющей темы или концепции, хотя традиционно их не считают альбомами. .
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Баркер, Эмили (8 июля 2015 г.). «23 самых безумных и запоминающихся концептуальных альбома» . НМЕ . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Каллен 2001 , с. 98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эликер 2001 , стр. 227–229.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шукер 2012 , с. 5.
- ^ Джонс 2008 , с. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стерджес, Фиона (1 октября 2009 г.). «Возвращение концептуального альбома» . Независимый . Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ Лурссен, Дэвид; Ларсон, Майкл (24 февраля 2017 г.). Энциклопедия классического рока . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-4408-3514-8 .
- ^ Эликер 2001 , с. 227.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Куккьяра, Ромина (10 ноября 2014 г.). «Концептуальный альбом как перформативный жанр» . ПопМатерс .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эликер 2001 , с. 228.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «AllMusic любит концептуальные альбомы» . Вся музыка . 10 февраля 2014 года . Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ Кристгау, Роберт (1981). «Критерии» . Путеводитель Кристгау: Рок-альбомы семидесятых . Тикнор и Филдс . ISBN 0899190251 . Проверено 6 апреля 2019 г. - через robertchristgau.com.
- ^ Рик Уэйкман (рассказчик) (6 мая 2016 г.). When Pop Went Epic: The Crazy World of the Concept Album ( документальный фильм BBC ).
- ^ «Возвращение концептуального альбома» . Независимый . 2 октября 2009 года . Проверено 16 ноября 2012 г.
- ^ Макнайт-Тронц 1999 , с. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блэк, Джонни (5 марта 1991 г.). «А-май-зин». Журнал Кью . 55:33 .
- ^ Один день в 2004 году .
- ^ Фридвальд 1995 .
- ↑ Сильвестр, Питер, Левая рука, подобная Богу, Исследование буги-вуги , стр. 98-99.
- ^ «Коул разработал оформление концептуального альбома, сборника песен, сознательно построенного на одной теме...» Джон Свенсон (1999). Путеводитель по альбомам Rolling Stone Jazz & Blues, University of California Press, ISBN 9780679768739 , с. 1957 год
- ^ Уилл Фридвальд (2020). Выпрямитесь и летите правильно: жизнь и музыка Нэта Кинга Коула , Oxford University Press, ISBN 9780190882051 , с. 305
- ^ Эликер 2001 , с. 234.
- ^ Данези 2017 , с. 15.
- ^ Джонс 2008 , с. 44.
- ^ Лиф, Дэвид (1990). Little Deuce Coupe / Все лето (вкладыш на компакт-диск). Бич Бойз . Кэпитол Рекордс .
- ^ Смит 2009 , с. XIX.
- ^ Старр 2007 , стр. 253–254, 265.
- ^ Московиц 2015 , с. 689.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Данеси 2017 , с. 72.
- ^ Бойд, Брайан (4 июня 2016 г.). «Битлз, Боб Дилан и The Beach Boys: 12 месяцев, которые изменили музыку» . Ирландские Таймс .
- ^ Райли 1988 , с. 11.
- ^ Заппа и Оккиогроссо 1989 , стр. 65–80.
- ^ Шефф 1981 , с. 197.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мур 2016 .
- ^ Блэк, Джонни (апрель 1991 г.). «Концептуальные альбомы: А-май-дзинг!». Вопрос . Доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Славен, Нил (2009). Электрический Дон Кихот: Полная история Фрэнка Заппы . Омнибус Пресс. ISBN 978-0-85712-043-4 .
- ^ Мартин 2015 , с. 41.
- ^ Зупко, Сара. «Красивые вещи: НФ-печаль» . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 23 июня 2008 года . Проверено 18 января 2009 г.
- ^ «50 величайших альбомов в стиле прог-рок всех времен» . Роллинг Стоун . 17 июня 2015 г.
- ^ Макан 1997 , с. 13.
- ^ Кейстер, Джей (2019). «Черный прог: соул, фанк, интеллект и прогрессивная сторона черной музыки 1970-х» (PDF) . Журнал Американского центра музыкальных исследований . 28 : 5–22. Архивировано (PDF) из оригинала 24 ноября 2020 г. Проверено 29 января 2021 г. - через colorado.edu.
- ^ Амадур (16 декабря 2022 г.). «15 минут с Джорджем Клинтоном» . Ламаг — культура, еда, мода, новости и Лос-Анджелес .
- ^ «10 лучших концептуальных альбомов всех времен» . Гитарный мир . 26 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года . Проверено 27 января 2017 г.
- ^ Лински, Дориан (13 июля 2015 г.). «Почему все, от Бейонсе до Daft Punk, выпускают концептуальный альбом» . GQ . Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ Шукер 2017 , с. 10.
- ^ Беннетт, Дон и Диана Блом. «Заимствование (или возвращение) идей из популярной музыки: размещение концептуального альбома в современной классической музыке» . Академия.edu . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Каллингфорд, Мартин. «Концептуальный альбом» . Граммофон . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Пауэрс, Энн (17 декабря 2019 г.). «Альбом развивается» . Сланец . Проверено 15 сентября 2020 г.
Библиография [ править ]
- Каллен, Джим (2001). Неспокойно в Земле Обетованной . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-58051-093-6 .
- Данези, Марсель (2017). Краткий словарь популярной культуры . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-5312-4 .
- Эликер, Мартина (2001). «Концептуальные альбомы: песенные циклы в популярной музыке» . Исследования слова и музыки: очерки песенного цикла и определения области . Родопи. ISBN 90-420-1565-9 .
- Фридвальд, Уилл (1995). Синатра! Песня — это ты: Искусство певца . Саймон и Шустер. ISBN 9780684193687 .
- Джонс, Кэрис Вин (2008). Рок-Канон . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-6244-0 .
- Макан, Эдвард (1997). Зажигаем классику: английский прогрессивный рок и контркультура . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-509887-7 .
- Мартин, Билл (2015). Слушая будущее: время прогрессивного рока, 1968–1978 гг . Издательство «Открытый суд». ISBN 978-0-8126-9944-9 .
- Макнайт-Тронц, Дженнифер (1999). Экзотикариум: обложки альбомов космической эры . Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-20133-3 .
- Мур, Аллан Ф. (2016). Значение песни: анализ и интерпретация записанной популярной песни . Рутледж. ISBN 978-1-317-05265-4 .
- Московиц, Дэвид В., изд. (2015). 100 величайших групп всех времен: Путеводитель по легендам, потрясшим мир [2 тома]: Путеводитель по легендам, потрясшим мир . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-4408-0340-6 .
- Райли, Тим (1988). Скажи мне, почему: The Beatles: альбом за альбомом, песня за песней, шестидесятые и после . Альфред А. Кнопф. ISBN 978-0-394-55061-9 .
- Рожек, Крис (2004). Фрэнк Синатра . Политика. ISBN 9780745630908 .
- Шефф, Дэвид (1981). Голсон, Дж. Барри (ред.). Все, что мы говорим: последнее крупное интервью с Джоном Ленноном и Йоко Оно (изд. 2000 г.). Грифон Святого Мартина. ISBN 978-0-312-25464-3 .
- Шукер, Рой (2012). Популярная музыкальная культура: ключевые понятия . Рутледж. ISBN 978-1-136-57771-0 .
- Шукер, Рой (2017). Популярная музыка: ключевые понятия . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1138680920 .
- Смит, Крис (2009). 101 альбом, изменивший популярную музыку . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537371-4 .
- Старр, Ларри (2007) [2006]. Американская популярная музыка: от менестрелей до MP3 (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195300536 .
- Заппа, Фрэнк; Оккиогроссо, Питер (1989). Настоящая книга Фрэнка Заппы . Нью-Йорк: Посейдон Пресс. ISBN 0-671-70572-5 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Шут, Гарет (2015). Концептуальные альбомы . Издательство расследований. ISBN 978-1-517-28755-9 .
- Танбридж, Лаура (2010). Цикл песен . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89644-3 .