Jump to content

Концептуальный альбом

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Концертная сцена перед стеной с двумя уровнями. На балконе стоят пятеро мужчин, в том числе Роджер Уотерс, который отдает честь рукой и освещен прожектором. На нижнем уровне находится ударная установка и мужчина, играющий на гитаре.
Роджер Уотерс (отдает честь сверху) ведет живое исполнение « Pink Floyd » группы The Wall , одного из самых известных концептуальных альбомов всех времен. [1]

Концептуальный альбом — это альбом , треки которого в совокупности имеют большую цель или значение, чем по отдельности. [2] [3] Обычно это достигается за счет единого центрального повествования или темы, которая может быть инструментальной, композиционной или лирической. [4] Иногда этот термин применяется к альбомам, которые считаются «единого качества», а не к пластинкам с явным музыкальным или лирическим мотивом. [5] нет единого мнения Среди музыкальных критиков относительно конкретных критериев того, что такое «концептуальный альбом». [3] [6]

Формат берет свое начало от » фолк- певца Вуди Гатри ( «Dust Bowl Ballads 1940) и впоследствии был популяризирован серией альбомов традиционного поп- певца Фрэнка Синатры 1940–50-х годов, хотя этот термин чаще ассоциируется с рок-музыкой . [7] В 1960-х годах различные рок-группы выпустили несколько уважаемых концептуальных альбомов, что в конечном итоге привело к изобретению прогрессивного рока и рок-оперы .

Определения [ править ]

Четкого определения «концептуального альбома» не существует. [6] [8] Фиона Стерджес из The Independent заявила, что концептуальный альбом «изначально определялся как лонгплей, песни которого были основаны на одной драматической идее, но этот термин субъективен». [6] Предшественником этого типа альбома можно найти в песенном цикле XIX века . [9] которые столкнулись с аналогичными трудностями при классификации. [10] Чрезвычайно широкое определение «концептуального альбома» потенциально может охватывать все саундтреки , сборники , записи актеров , альбомы лучших хитов , трибьют-альбомы , рождественские альбомы и концертные альбомы . [10]

Наиболее распространенные определения относятся к расширенному подходу к рок-альбому (как к рассказу, пьесе или опусу) или к проекту, который либо вращается вокруг определенной темы, либо сборника связанных материалов. [10] AllMusic пишет: «Концептуальный альбом может представлять собой сборник песен, написанных отдельным автором песен или на определенную тему – это концептуальные пластинки, которые царили в 50-х… словосочетание «концептуальный альбом» неразрывно связано с концом 1960-х. когда рок-н-ролльщики начали расширять границы своего вида искусства». [11] Автор Джим Каллен описывает его как «сборник отдельных, но тематически единых песен, целое которых больше, чем сумма его частей… иногда [ошибочно] считается продуктом эпохи рока». [2] Автор Рой Шукер определяет концептуальные альбомы и рок-оперы как альбомы, «объединенные темой, которая может быть инструментальной, композиционной, повествовательной или лирической. ... В этой форме альбом превратился из сборника разнородных песен в повествование. работать с единой темой, в которой отдельные песни переходят друг в друга». [4]

Говоря о концепциях альбомов 1970-х годов, Роберт Кристгау написал в « Руководстве Кристгау по записям: Рок-альбомы семидесятых » (1981), поскольку «общее впечатление» от альбома имеет значение, «концепция усиливает воздействие» определенных альбомов «в более или менее так, как задумал Sgt. Pepper », а также «разновидность концепции, которая выводит ритмически неумолимый альбом, такой как The Wild Magnolias , или неотразимый вокальный альбом, такой как » Ширли Браун » . «Woman to Woman на более глубокий уровень значимости [12]

История [ править ]

1940–50-е Истоки годы :

В BBC « документальном фильме When Pop Went Epic: The Crazy World of the Concept Album» 2016 года , рассказанном Риком Уэйкманом , предполагается, что первым концептуальным альбомом является Вуди Гатри альбом 1940 года «Dust Bowl Ballads ». [13] The Independent считает его «возможно» одним из первых концептуальных альбомов, состоящих исключительно из полуавтобиографических песен о невзгодах американских рабочих-мигрантов в 1930-е годы. [14] В конце 1940-х годов была представлена ​​пластинка , а поп-композиторы космической эры вскоре после этого выпустили концептуальные альбомы. Темы включали изучение дикой жизни и борьбу с эмоциями, а некоторые альбомы предназначались для прослушивания во время обеда или отдыха. В середине 1950-х годов это сопровождалось изобретением разворота , который позволил разместить примечания, объясняющие концепцию. [15]

Фрэнк Синатра в Capitol Records студии A , 1956 год, во время записи своего альбома Songs for Swingin' Lovers!

Певец Фрэнк Синатра записал несколько концептуальных альбомов до рок-эры 1960-х, в том числе In the Wee Small Hours (1955). [16] и Фрэнк Синатра поет только для одиноких (1958). [2] Синатру иногда называют изобретателем концептуального альбома. [17] начиная с «Голоса Фрэнка Синатры» (1946), который привел к аналогичной работе Бинга Кросби . По словам биографа Уилла Фридвальда, Синатра «выстроил последовательность песен так, чтобы тексты переходили от трека к треку, создавая впечатление повествования, как в музыкальной комедии или опере … [Он был] первым поп-певцом, принесшим сознательное художественное отношение к записи». [18] [номер 1]

Певец/пианист Нэт «Кинг» Коул (который в то время вместе с Синатрой часто сотрудничал с аранжировщиком Нельсоном Риддлом ) также был пионером концептуальных альбомов. [20] как и его Wild Is Love (1960), набор оригинальных песен о поисках человеком любви. [21]

Рок и кантри 1960 - е :

В начале 1960-х годов концептуальные альбомы стали широко использоваться в американской кантри-музыке , но этот факт остался в значительной степени непризнанным поклонниками рок / поп-музыки и критиками, которые начали отмечать «концептуальные альбомы» как явление только позже в том же десятилетии. [22] когда альбомы стали тесно связаны с контркультурной идеологией, что привело к признанию « эры альбомов » и появлению концептуального рок-альбома. [23] Автор Кэрис Вин Джонс пишет, что Beach Boys » «Pet Sounds (1966), The Beatles » «Revolver (1966) и «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (1967) и Who 's Tommy (1969) по-разному называют «первым концептуальным альбомом», обычно из-за их «единого совершенства, а не какой-то лирической темы или основного музыкального мотива». [24]

Другие записи были заявлены как «ранние» или «первые» концептуальные альбомы. Первые шесть альбомов The Beach Boys, выпущенные в 1962–64 годах, представляли собой сборники песен, объединенных соответственно центральной концепцией, такой как автомобили, серфинг и образ жизни подростков. [25] В книге «101 альбом, изменивший популярную музыку » Крис Смит прокомментировал: «Хотя такие альбомы, как In the Wee Small Hours Фрэнка Синатры 1955 года и Марти Роббинса 1959 года Gunfighter Ballads and Trail Songs , уже представляли собой концептуальные альбомы, [альбом Beach Boys 1963 года] Little Deuce Coupe было первым, в котором почти весь оригинальный материал содержал не стандартные обложки». [26] Историк музыки Ларри Старр , который называет релизы Beach Boys 1964 года Shut Down Volume 2 и All Summer Long провозглашением эры альбома, называет Pet Sounds первым концептуальным рок-альбомом на том основании, что он «задуман как единое целое, со взаимосвязанными песнями, расположенными в продуманной последовательности». [27]

В журнале «100 величайших групп всех времен » (2015) говорится, что Ventures «были пионерами идеи концептуального рок-альбома за много лет до того, как общепризнано, что этот жанр родился». [28] В своем «Кратком словаре популярной культуры » Марсель Данези » группы Beatles называет «Rubber Soul (1965) и «Who's The Who Sell Out» (1967) другими примерами ранних концептуальных альбомов. [29] Брайан Бойд из The Irish Times называет Kinks ' Face to Face (1966) первым концептуальным альбомом: «Написанные полностью Рэем Дэвисом , песни должны были быть связаны музыкальными фрагментами, чтобы альбом воспроизводился без пауз, но звукозаписывающая компания отказалась от такого радикализма. Это не одна из лучших работ группы, но она оказала влияние». [30]

По данным AllMusic, «народный консенсус» относительно первого концептуального рок-альбома отдает предпочтение Sgt. Перец . [11] [16] По словам музыкального критика Тима Райли : «Строго говоря, [1966] группы Mothers of Invention альбом Freak Out! претендует на звание первого «концептуального альбома», но Sgt. Pepper был пластинкой, которая сделала эту идею убедительной для большинства ушей». [31] [номер 2] Музыковед Аллан Мур говорит: «Несмотря на то, что предыдущие альбомы создавали единое настроение (особенно « Песни Синатры для свингующих любителей »), именно на основе влияния сержанта Пеппера родилась склонность к концептуальному альбому». [34] [номер 3] Добавление к сержанту. По утверждению Пеппера , произведение искусства усилило свою центральную тему , изображая четырех «Битлз» в униформе как членов группы Sgt. Pepper Band, при этом на пластинке не было пробелов, обычно разделяющих альбомные треки. [35] Музыкальный критик и журналист Нил Слейвен заявил, что Фрэнка Заппы альбом Absolutely Free вышел в тот же день, что и Sgt. Pepper , был «во многом концептуальным альбомом, но The Beatles без особых усилий украли его славу», а впоследствии Sgt. Pepper был назван «возможно, первым концептуальным альбомом, хотя песни не были связаны друг с другом». [36]

1960–70-е: рок-оперы рок прогрессивный и

Genesis воссоздают свой концептуальный альбом The Lamb Lies Down on Broadway (1974) для живого выступления. Участник группы Питер Гэбриэл одет в костюм одного из героев альбома.

Автор Билл Мартин относит предполагаемые концептуальные альбомы 1960-х годов к прогрессивному року :

В дискуссиях о прогрессивном роке часто упоминается идея «концептуального альбома». Если под этим термином подразумеваются альбомы, которые во всем имеют тематическое единство и развитие, то на самом деле концептуальных альбомов, вероятно, меньше, чем можно было бы подумать на первый взгляд. Pet Sounds и Sergeant Pepper не соответствуют этому критерию... Однако, если вместо этого мы немного расширим определение до того, где альбом является концепцией, то станет ясно, что прогрессивный рок - это полностью музыка концептуальных альбомов - и это скорее непосредственно связано с Rubber Soul (декабрь 1965 года), а затем с Revolver (1966), Pet Sounds и Sergeant Pepper's . ... после выхода этих альбомов многие рок-музыканты переняли «полный альбомный подход». [37]

Popmatters Сара Зупко из отмечает, что, хотя The Who's Tommy «широко считается первой рок-оперой, очень длинным концептуальным альбомом с персонажами, последовательным сюжетом и небольшой помпезностью», ему предшествуют более короткие концептуальные альбомы. Огденса «Nut Gone Flake» ( «Маленькие лица» , 1968) и «Научная печаль» ( «The Pretty Things» , 1968). [38] Автор Джим Каллен утверждает: «Концептуальный альбом достиг своего апогея в 1970-х годах в таких амбициозных записях, как » группы Pink Floyd ( «Dark Side of the Moon 1973) и группы Eagles » «Hotel California (1976)». [2] В 2015 году журнал Rolling Stone поставил Dark Side of the Moon на первое место среди 50 величайших альбомов прогрессивного рока всех времен, а также отметил статус пластинки как второго по популярности альбома всех времен. [39] группы Pink Floyd «The Wall» (1979), полуавтобиографическая история, созданная по образцу Роджера Уотерса и бывшего участника группы Сида Барретта , является одним из самых известных концептуальных альбомов любого исполнителя. [1] Помимо The Wall , Данези выделяет Genesis « The Lamb Lies Down on Broadway» (1974) и Фрэнка Заппы » «Joe's Garage (1979) как другие концептуальные альбомы, значимые в культурном отношении. [29]

По словам автора Эдварда Макана, концептуальные альбомы как постоянная тема прогрессивного рока были напрямую вдохновлены контркультурой, связанной с « прото-прогрессивными группами 1960-х годов», отмечая: «последовательное использование длинных форм, таких как программный песенный цикл концептуальный альбом и сюита из нескольких частей подчеркивают новую, наркозависимую концепцию времени хиппи». [40] Прогрессивные соул- музыканты, вдохновленные этим подходом, в ту эпоху задумали концептуальные альбомы, отражающие темы и проблемы афроамериканского опыта , в том числе Марвин Гэй 1971 года ( What's Going On ) и Джордж Клинтон ( парламента альбом 1975 года Mothership Connection и Dope Dogs ). [41] [42]

возвращение популярности время: упадок 1980-е – настоящее и

С появлением MTV как музыкального видео сети , которая ценила синглы выше альбомов, концептуальные альбомы стали менее доминирующими в 1980-х годах. [2] [6] Однако некоторые артисты все же выпускали концептуальные альбомы и добились успеха в 1990-х и 2000-х годах. [6] [16] NME Эмили Баркер из называет Green Day группы «Американский идиот» (2004) одним из «наиболее примечательных» примеров: [1] вернув концептуальный альбом на высокие позиции в чартах. [43] My Chemical Romance » (2006) группы «The Black Parade — еще один пример современного концептуального альбома. Дориан Лински, пишущий для GQ , отметил возрождение концептуальных альбомов в 2010-х годах благодаря потоковому вещанию : «Это происходит не несмотря на рост потокового вещания и плейлистов, а благодаря этому. Под угрозой избыточности в цифровую эпоху альбомы дал отпор, став более похожим на альбом». [44] Куккьяра утверждает, что «концептуальные альбомы» также должны описывать «это новое поколение концептуальных альбомов по одной ключевой причине. Это связано с тем, что унисон между песнями на конкретном альбоме теперь распространился на более широкую область визуального и художественного дизайна и маркетинга. стратегии, которые отражают темы и истории, составляющие альбом». [9]

В 21 веке классическая музыка приняла идею «концептуального альбома», ссылаясь на такие исторические примеры, как « Шуберта Зимний путь» и Шумана, « Liederkreis» как на прототипы современных композиторов и музыкантов. [45] Композиторы-классики и исполнители все чаще применяют производственные и маркетинговые стратегии, которые объединяют разрозненные произведения в концептуальные альбомы или концерты. [46] Журнал классической музыки Gramophone включает специальную категорию «концептуальный альбом» в свою ежегодную премию «Записи года» , чтобы отметить «альбомы, в которых творческий ум создал что-то дальновидное, программу, целое которой говорит сильнее, чем ее части». продуманное путешествие, которое заставляет быть услышанным за один присест». [47] [ нужен сторонний источник ]

В эссе об альбоме в конце 2019 года Энн Пауэрс написала для Slate , что в этом году среда находилась в состоянии изменения. По ее наблюдениям, многие записывающиеся артисты оживили концептуальный альбом вокруг автобиографических повествований и личных тем, таких как близость, интерсекциональность , афроамериканская жизнь, границы между женщинами и горе, связанное со смертью. Она упомянула такие альбомы, как Бриттани Ховард » « Jaime , Рафаэля Саадика » «Jimmy Lee , Джамилы Вудс. » «Legacy! Наследие! « Рапсодии » Канун , Дженни Льюис » «На линии , Джулии Джеклин » «Crushing , » Джо Генри и «Евангелие от воды « Кейва » Ника Призрак . [48]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. В конце 1940-х буги-вуги и страйда пианист Пит Джонсон записал ранний концептуальный альбом House Rent Party (1946), в котором он начинает играть один, предположительно в новом пустом доме, и там к нему присоединяются другие музыканты. У каждого есть сольный сингл при поддержке Джонсона, а затем вся группа вместе играет джем-сейшн. [19]
  2. Фрэнк Заппа сказал это в Freak Out! «Это не было так, как если бы у нас был хит-сингл, и нам нужно было создать вокруг него что-то наполняющее. У каждой мелодии была своя функция». [32] из The Beatles Джон Леннон прокомментировал: « Sgt. Pepper называют первым концептуальным альбомом, но он никуда не денется… он работает, потому что мы сказали, что он работает». [33]
  3. Он продолжает: «Все могло бы выглядеть иначе, если бы Брайану Уилсону и Beach Boys удалось завершить альбом Smile в то время… это предложило бы совершенно другую возможную линию развития концептуального альбома, в которой части треки вновь появились в других, создав форму, откровенно говоря, гораздо более сложную, чем у любого из его современников». [34]

Хотя концептуальные альбомы стали популяризироваться и получить некоторое определение лишь недавно, эта концепция существует гораздо дольше, чем рок. Например, «Времена года» Вивальди и «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса построены на одной и той же идее всеобъемлющей темы или концепции, хотя традиционно их не считают альбомами. .

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Баркер, Эмили (8 июля 2015 г.). «23 самых безумных и запоминающихся концептуальных альбома» . НМЕ . Проверено 23 января 2017 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Каллен 2001 , с. 98.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эликер 2001 , стр. 227–229.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шукер 2012 , с. 5.
  5. ^ Джонс 2008 , с. 49.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стерджес, Фиона (1 октября 2009 г.). «Возвращение концептуального альбома» . Независимый . Проверено 25 апреля 2016 г.
  7. ^ Лурссен, Дэвид; Ларсон, Майкл (24 февраля 2017 г.). Энциклопедия классического рока . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-4408-3514-8 .
  8. ^ Эликер 2001 , с. 227.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Куккьяра, Ромина (10 ноября 2014 г.). «Концептуальный альбом как перформативный жанр» . ПопМатерс .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эликер 2001 , с. 228.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «AllMusic любит концептуальные альбомы» . Вся музыка . 10 февраля 2014 года . Проверено 25 апреля 2016 г.
  12. ^ Кристгау, Роберт (1981). «Критерии» . Путеводитель Кристгау: Рок-альбомы семидесятых . Тикнор и Филдс . ISBN  0899190251 . Проверено 6 апреля 2019 г. - через robertchristgau.com.
  13. ^ Рик Уэйкман (рассказчик) (6 мая 2016 г.). When Pop Went Epic: The Crazy World of the Concept Album ( документальный фильм BBC ).
  14. ^ «Возвращение концептуального альбома» . Независимый . 2 октября 2009 года . Проверено 16 ноября 2012 г.
  15. ^ Макнайт-Тронц 1999 , с. 10.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блэк, Джонни (5 марта 1991 г.). «А-май-зин». Журнал Кью . 55:33 .
  17. ^ Один день в 2004 году .
  18. ^ Фридвальд 1995 .
  19. Сильвестр, Питер, Левая рука, подобная Богу, Исследование буги-вуги , стр. 98-99.
  20. ^ «Коул разработал оформление концептуального альбома, сборника песен, сознательно построенного на одной теме...» Джон Свенсон (1999). Путеводитель по альбомам Rolling Stone Jazz & Blues, University of California Press, ISBN   9780679768739 , с. 1957 год
  21. ^ Уилл Фридвальд (2020). Выпрямитесь и летите правильно: жизнь и музыка Нэта Кинга Коула , Oxford University Press, ISBN   9780190882051 , с. 305
  22. ^ Эликер 2001 , с. 234.
  23. ^ Данези 2017 , с. 15.
  24. ^ Джонс 2008 , с. 44.
  25. ^ Лиф, Дэвид (1990). Little Deuce Coupe / Все лето (вкладыш на компакт-диск). Бич Бойз . Кэпитол Рекордс .
  26. ^ Смит 2009 , с. XIX.
  27. ^ Старр 2007 , стр. 253–254, 265.
  28. ^ Московиц 2015 , с. 689.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Данеси 2017 , с. 72.
  30. ^ Бойд, Брайан (4 июня 2016 г.). «Битлз, Боб Дилан и The Beach Boys: 12 месяцев, которые изменили музыку» . Ирландские Таймс .
  31. ^ Райли 1988 , с. 11.
  32. ^ Заппа и Оккиогроссо 1989 , стр. 65–80.
  33. ^ Шефф 1981 , с. 197.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мур 2016 .
  35. ^ Блэк, Джонни (апрель 1991 г.). «Концептуальные альбомы: А-май-дзинг!». Вопрос . Доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
  36. ^ Славен, Нил (2009). Электрический Дон Кихот: Полная история Фрэнка Заппы . Омнибус Пресс. ISBN  978-0-85712-043-4 .
  37. ^ Мартин 2015 , с. 41.
  38. ^ Зупко, Сара. «Красивые вещи: НФ-печаль» . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 23 июня 2008 года . Проверено 18 января 2009 г.
  39. ^ «50 величайших альбомов в стиле прог-рок всех времен» . Роллинг Стоун . 17 июня 2015 г.
  40. ^ Макан 1997 , с. 13.
  41. ^ Кейстер, Джей (2019). «Черный прог: соул, фанк, интеллект и прогрессивная сторона черной музыки 1970-х» (PDF) . Журнал Американского центра музыкальных исследований . 28 : 5–22. Архивировано (PDF) из оригинала 24 ноября 2020 г. Проверено 29 января 2021 г. - через colorado.edu.
  42. ^ Амадур (16 декабря 2022 г.). «15 минут с Джорджем Клинтоном» . Ламаг — культура, еда, мода, новости и Лос-Анджелес .
  43. ^ «10 лучших концептуальных альбомов всех времен» . Гитарный мир . 26 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года . Проверено 27 января 2017 г.
  44. ^ Лински, Дориан (13 июля 2015 г.). «Почему все, от Бейонсе до Daft Punk, выпускают концептуальный альбом» . GQ . Проверено 25 апреля 2016 г.
  45. ^ Шукер 2017 , с. 10.
  46. ^ Беннетт, Дон и Диана Блом. «Заимствование (или возвращение) идей из популярной музыки: размещение концептуального альбома в современной классической музыке» . Академия.edu . Проверено 11 декабря 2019 г.
  47. ^ Каллингфорд, Мартин. «Концептуальный альбом» . Граммофон . Проверено 11 декабря 2019 г.
  48. ^ Пауэрс, Энн (17 декабря 2019 г.). «Альбом развивается» . Сланец . Проверено 15 сентября 2020 г.

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c15078cc8c1df102a6fa0d63b06aa253__1719361080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/53/c15078cc8c1df102a6fa0d63b06aa253.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Concept album - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)