Jump to content

Марвин Гэй

Марвин Гэй
Гэй в 1973 году
Рожденный
Марвин Пентц Гей мл.

( 1939-04-02 ) 2 апреля 1939 г.
Вашингтон, округ Колумбия, США
Умер 1 апреля 1984 г. ) ( 1984-04-01 ) ( 44 года
Лос-Анджелес, Калифорния, США
Причина смерти Огнестрельные ранения
Занятия
  • Певица
  • автор песен
  • музыкант
  • продюсер
Годы активности 1957–1984
Супруг
  • ( м. 1963; дивизия 1977)

    Дженис Хантер
    ( м. 1977; дивизия 1982)
Children3, including Nona
Parents
Musical career
Genres
Instrument(s)
  • Vocals
  • keyboards
  • drums
DiscographyMarvin Gaye discography
Labels

Марвин Пентц Гэй мл. ( урожденная   Гей ; 2 апреля 1939 — 1 апреля 1984) [1] американский в стиле соул и R&B певец, автор песен и музыкант . Он помог сформировать звучание Motown в 1960-х годах, сначала как штатный сессионный музыкант, а затем как сольный исполнитель, добившись ряда успехов, за что получил прозвища «Принц Мотауна» и «Принц соула».

Среди песен Гэй Motown - « Ain't That Peculiar », « How Sweet It Is (To Be Loved by You) » и « I Heard It Through the Grapevine ». Он также записал дуэты с Мэри Уэллс , Ким Уэстон , Тэмми Террелл и Дайаной Росс . В 1970-е годы Гэй записала альбомы What's Going On (1971) и Let's Get It On (1973) и стала одним из первых артистов Motown, вырвавшихся из-под контроля продюсерской компании.

Его более поздние записи повлияли на несколько поджанров R&B, таких как тихий шторм и нео-соул . [2] « Sexual Healing », выпущенный в 1982 году на альбоме Midnight Love , принес ему первые две премии «Грэмми» . [3] Последние выступления Гэя по телевидению были на Матче всех звезд НБА 1983 года , где он спел « Звездно-полосатое знамя »; и на Motown 25: Вчера, сегодня, навсегда ; и Поезд Души . [4]

1 апреля 1984 года, за день до своего 45-летия, Гэй был застрелен своим отцом, Марвином Гэем-старшим , в их доме в Вестерн-Хайтс , Лос-Анджелес. [5] [6] после ссоры. Позже Гей-старший не признал себя виновным в умышленном убийстве и был приговорен к шести годам условно и пяти годам условно. Многие учреждения посмертно наградили Гэй наградами и другими почестями, включая премию Грэмми за заслуги перед жанром , а также введение в Зал славы ритм-н-блюзовой музыки , Зал славы авторов песен и Зал славы рок-н-ролла . [7]

Early life

[edit]

Marvin Pentz Gay Jr. was born on April 2, 1939, at Freedman's Hospital[8] in Washington, D.C., to church minister Marvin Gay Sr. and domestic worker Alberta Gay (née Cooper). His first home was in a public housing project,[9] the Fairfax Apartments[10] (now demolished) at 1617 1st Street SW in the Southwest Waterfront neighborhood.[11] Although one of the city's oldest neighborhoods, with many elegant Federal-style homes, most buildings were small, in extensive disrepair, and lacked both electricity and running water. The alleys were full of one- and two-story shacks, and nearly every dwelling was overcrowded.[12][13][14] Gaye and his friends nicknamed the area "Simple City", owing to it being "half-city, half country".[15][16][a]

Gaye was the second oldest of the couple's four children. He had two sisters, Jeanne and Zeola, and one brother, Frankie Gaye. He also had two half-brothers: Michael Cooper, his mother's son from a previous relationship, and Antwaun Carey Gay,[18] born as a result of one of his father's extramarital affairs.[18]

Gaye attended Cardozo High School in Columbia Heights, Washington D.C.

Gaye started singing in church when he was four years old; his father often accompanied him on piano.[19][20][21] Gaye and his family were part of a Pentecostal church known as the House of God that took its teachings from Pentecostalism, advocated strict conduct, and adhered to both the Old and New Testaments.[22][23] Gaye developed a love of singing at an early age and was encouraged to pursue a professional music career after a performance at a school play at 11 singing Mario Lanza's "Be My Love".[21] His home life consisted of "brutal whippings" by his father, who struck him for any shortcoming.[24] The young Gaye described living in his father's house as similar to "living with a king, a very peculiar, changeable, cruel, and all powerful king".[15] He felt that had his mother not consoled him and encouraged his singing, he would have committed suicide.[25] His sister later explained that Gaye was beaten often, from age seven well into his teenage years.[26]

Gaye attended Syphax Elementary School[27] and then Randall Junior High School.[28][29] Gaye began to take singing much more seriously in junior high,[30] and he joined and became a singing star with the Randall Junior High Glee Club.[10]

In 1953[9][31][32] or 1954,[8][33][b] the Gays moved into the East Capitol Dwellings public housing project in D.C.'s Capitol View neighborhood.[8][35][c] Their townhouse apartment (Unit 12, 60th Street NE; now demolished) was Marvin's home until 1962.[34][d]

Gaye briefly attended Spingarn High School before transferring to Cardozo High School.[36] At Cardozo, Gaye joined several doo-wop vocal groups, including the Dippers and the D.C. Tones.[38] Gaye's relationship with his father worsened during his teenage years, as his father would kick him out of the house often.[39] In 1956, 17-year-old Gaye dropped out of high school and enlisted in the United States Air Force as an airman basic.[40][41] His early disenchantment with the service was similar to most of his peers who were made to perform menial labor, not working on jet airplanes as hoped. Gaye later said he lost his virginity to a local prostitute while in the Air Force. He feigned mental illness and was given a "General Discharge", with an outgoing performance review from his sergeant remarking "Airman Gay cannot adjust to regimentation nor authority".[42][43]

Career

[edit]

Early career

[edit]

Following his discharge from the Air Force, Gaye and his good friend Reese Palmer formed the vocal quartet The Marquees.[44][45] The group performed in the D.C. area and soon began working with Bo Diddley, who assigned the group to Columbia subsidiary OKeh Records after failing to get the group signed to his own label, Chess.[45] The group's sole single, "Wyatt Earp" (co-written by Bo Diddley), failed to chart and the group was soon dropped from the label.[46] Gaye began composing music during this period.[46]

Moonglows co-founder Harvey Fuqua later hired The Marquees as employees.[47] Under Fuqua's direction, the group changed its name to Harvey and the New Moonglows, and relocated to Chicago.[48] The group recorded several sides for Chess in 1959, including the song "Mama Loocie", which was Gaye's first lead vocal recording.[citation needed] The group found work as session singers for established acts such as Chuck Berry, singing on the songs "Back in the U.S.A." and "Almost Grown".[49]

In 1960, the group disbanded. Gaye relocated to Detroit with Fuqua, where he signed with Tri-Phi Records as a session musician, playing drums on several Tri-Phi releases. Gaye performed at Motown president Berry Gordy's house during the holiday season in December 1960. Impressed, Gordy sought Fuqua on his contract with Gaye. Fuqua agreed to sell part of his interest in his contract with Gaye.[50] Shortly afterwards, Gaye signed with Motown subsidiary Tamla.[citation needed]

When Gaye signed with Tamla, he pursued a career as a performer of jazz music and standards, having no desire to become an R&B performer.[39] Before the release of his first single, Gaye started spelling his surname with added "e", in the same way as did Sam Cooke. Author David Ritz wrote that Gaye did this to silence rumors of his sexuality, and to put more distance between himself and his father.[51]

Gaye released his first single, "Let Your Conscience Be Your Guide", in May 1961, with the album The Soulful Moods of Marvin Gaye, following a month later. Gaye's initial recordings failed commercially and he spent most of 1961 performing session work as a drummer for artists such as The Miracles, The Marvelettes and blues artist Jimmy Reed for $5 (US$51 in 2023 dollars[52]) a week.[53][54] While Gaye took some advice on performing with his eyes open (having been accused of appearing as though he were sleeping) and also got pointers on how to move more gracefully onstage, he refused to attend grooming school courses at the John Robert Powers School for Social Grace in Detroit because of his unwillingness to comply with its orders, something he later regretted.[55][56] Gaye was also one of the few Motown artists who took no dance lessons from Cholly Atkins.[citation needed]

Initial success

[edit]

In 1962, Gaye found success as co-writer of the Marvelettes track "Beechwood 4-5789", on which he also played drums. His first solo success, "Stubborn Kind of Fellow", was later released that September, reaching No. 8 on the R&B chart and No. 46 on the Billboard Hot 100. Gaye first reached the pop top 40 with the dance song, "Hitch Hike",[57] peaking at No. 30 on the Hot 100. "Pride and Joy" became Gaye's first top ten single after its release in 1963.[citation needed]

The three singles and songs from the 1962 sessions were included on Gaye's second album, That Stubborn Kinda Fellow, released on Tamla in January 1963. Starting in October 1962, Gaye performed as part of the Motortown Revue, a series of concert tours headlined at the north and southeastern coasts of the United States as part of the Chitlin' Circuit, a series of rock shows performed at venues that welcomed predominantly black musicians. A filmed performance of Gaye at the Apollo Theater took place in June 1963. Later that October, Tamla issued the live album, Marvin Gaye Recorded Live on Stage. "Can I Get a Witness" became one of Gaye's early international successes.[citation needed]

Gaye in 1966

In 1964, Gaye recorded a successful duet album with singer Mary Wells titled Together, which reached No. 42 on the pop album chart. The album's two-sided single, including "Once Upon a Time" and 'What's the Matter With You Baby", each reached the top 20. Gaye's next solo success, "How Sweet It Is (To Be Loved By You)", which Holland-Dozier-Holland wrote for him, reached No. 6 on the Hot 100 and reached the top 50 in the UK. Gaye started getting television exposure around this time, on shows such as American Bandstand. Also in 1964, he appeared in the concert film The T.A.M.I. Show. Gaye had two number-one R&B singles in 1965 with the Miraclescomposed "I'll Be Doggone" and "Ain't That Peculiar". Both songs became million-sellers. After this, Gaye returned to jazz-derived ballads for a tribute album to the recently-deceased Nat "King" Cole.[58]

After recording "It Takes Two" with Kim Weston, Gaye began working with Tammi Terrell on a series of duets, mostly composed by Ashford & Simpson, including "Ain't No Mountain High Enough", "Your Precious Love", "Ain't Nothing Like the Real Thing" and "You're All I Need to Get By".[citation needed]

In October 1967, Terrell collapsed in Gaye's arms during a performance in Farmville, Virginia.[59] Terrell was subsequently rushed to Farmville's Southside Community Hospital, where doctors discovered she had a malignant tumor in her brain.[59] The diagnosis ended Terrell's career as a live performer, though she continued to record music under careful supervision. Despite the presence of successful singles such as "Ain't Nothing Like the Real Thing" and "You're All I Need to Get By", Terrell's illness caused problems with recording, and led to multiple operations to remove the tumor. Gaye was reportedly devastated by Terrell's sickness and became disillusioned with the record business.[citation needed]

On October 6, 1968, Gaye sang the national anthem during Game 4 of the 1968 World Series, held at Tiger Stadium, in Detroit, Michigan, between the Detroit Tigers and the St. Louis Cardinals.[60]

In late 1968, Gaye's recording of "I Heard It Through the Grapevine" became his first to reach No. 1 on the Billboard Hot 100. It also reached the top of the charts in other countries, selling over four million copies.[61] However, Gaye felt the success was something he "didn't deserve" and that he "felt like a puppet – Berry's puppet, Anna's puppet".[62][63][64] Gaye followed it up with "Too Busy Thinking About My Baby" and "That's the Way Love Is", which reached the top ten on the Billboard Hot 100 in 1969. That year, his album M.P.G. became his first No. 1 album on the R&B album charts. During this period, Gaye produced and co-wrote "Baby I'm For Real" and "The Bells" for The Originals.[citation needed]

Tammi Terrell died from brain cancer on March 16, 1970; Gaye attended her funeral[65] and after a period of depression, Gaye sought out a position on a professional football team, the Detroit Lions, where he later befriended Mel Farr and Lem Barney.[66] Barney and Farr had gotten gold records for providing backup vocals for the title track of Gaye's What's Going On album. The Lions played along for the publicity, but ultimately declined an invitation for Gaye to try out, owing to legal liabilities and fears of possible injuries that could have affected his music career.[67][68]

What's Going On and subsequent success

[edit]

On June 1, 1970, Gaye returned to Hitsville U.S.A., where he recorded his new composition "What's Going On", inspired by an idea from Renaldo "Obie" Benson of the Four Tops after he witnessed an act of police brutality at an anti-war rally in Berkeley.[69] Upon hearing the song, Berry Gordy refused its release due to his feelings of the song being "too political" for radio and feared Gaye would lose his crossover audience.[70] Gaye responded by deciding against releasing any other new material before the label released it.[70] Released in 1971, it reached No. 1 on the R&B charts within a month, staying there for five weeks. It also reached the top spot on Cashbox's pop chart for a week and reached No. 2 on the Hot 100 and the Record World chart, selling over two million copies.[71][72]

After giving an ultimatum to record a full album to win creative control from Motown, Gaye spent ten days recording the What's Going On album that March.[73] Motown issued the album that May after Gaye remixed the album in Hollywood.[70] The album became Gaye's first million-selling album launching two more top ten singles, "Mercy Mercy Me (The Ecology)" and "Inner City Blues". One of Motown's first autonomous works, its theme and segue flow brought the concept album format to rhythm and blues and soul music. An AllMusic writer later cited it as "the most important and passionate record to come out of soul music, delivered by one of its finest voices".[74] For the album, Gaye received two Grammy Award nominations at the 1972 ceremony and several NAACP Image Awards.[75] The album also topped Rolling Stone's year-end list as its album of the year. Billboard magazine named Gaye "Trendsetter of the Year" following the album's success.[citation needed]

Gaye in 1973

In 1971, Gaye signed a new deal with Motown worth $1 million (US$7,523,418 in 2023 dollars[52]), making it the most lucrative deal by a black recording artist at the time.[76] Gaye first responded to the new contract with the soundtrack and subsequent score, Trouble Man, released in late 1972. Before the release of Trouble Man, Marvin released a single called "You're the Man". The album of the same name was a follow-up to What's Going On, but Motown refused to promote the single, according to Gaye. According to some biographies,[which?] Gordy, who was considered a moderate, feared Gaye's left-leaning political views would alienate Motown's moderately liberal audiences. As a result, Gaye shelved the project and substituted it for Trouble Man. In 2019, Universal Music Group released the album on what would've been Gaye's 80th birthday.[77] In between the releases of What's Going On and Trouble Man, Gaye and his family relocated to Los Angeles, making Marvin one of the final Motown artists to move there despite early protests urging him to stay in Detroit.[citation needed]

In August 1973, Gaye released the Let's Get It On album. Its title track became Gaye's second No. 1 single on the Hot 100. The album was later hailed as "a record unparalleled in its sheer sensuality and carnal energy".[78] Other singles from the album included "Come Get to This", which recalled Gaye's early Motown soul sound of the previous decade, while the suggestive "You Sure Love to Ball" reached modest success on the R&B charts, while also managing to make the pop top 50, its success halted by radio refusing to play the sexually explicit song.[79]

In the 1970s, Gaye's sister-in-law turned her attention to Frankie Beverly, the founder of Maze. Marvin took them on his tours and featured them as the opening acts of his concerts and persuaded Beverly to change the band's name from Raw Soul to Maze.[citation needed]

Marvin's final duet project, Diana & Marvin, with Diana Ross, garnered international success despite contrasting artistic styles. Much of the material was crafted especially for the duo by Ashford and Simpson.[80] Responding to demand from fans and Motown, Gaye started his first concert tour in four years at the Oakland–Alameda County Coliseum on January 4, 1974.[81] The performance received critical acclaim and resulted in the release of the live album, Marvin Gaye Live! and its single, a live version of "Distant Lover", an album track from Let's Get It On.[citation needed]

The tour helped to enhance Gaye's reputation as a live performer.[81] For a time, he was earning $100,000 a night (US$617,814 in 2023 dollars[52]) for performances.[82] Gaye toured throughout 1974 and 1975. A renewed contract with Motown allowed Gaye to build his own custom-made recording studio.[citation needed]

In October 1975, Gaye gave a performance at a UNESCO benefit concert at New York's Radio City Music Hall to support UNESCO's African literacy drive, resulting in him being commended at the United Nations by then-Ambassador to Ghana Shirley Temple Black and Kurt Waldheim.[83][84] Gaye's next studio album, I Want You, followed in March 1976 with the title track "I Want You" reaching No. 1 on the R&B charts. The album would go on to sell over one million copies. That spring, Gaye embarked on his first European tour in a decade, starting off in Belgium. In early 1977, Gaye released the live album, Live at the London Palladium, which sold over two million copies thanks to the success of its studio song, "Got to Give It Up", which charted at No. 1. In September 1977, Gaye opened Radio City Music Hall's New York Pop Arts Festival.[85]

Last Motown recordings and European exile

[edit]

In December 1978, Gaye released Here, My Dear, inspired by the fallout from his first marriage to Anna Gordy. Recorded with the intention of remitting a portion of its royalties to her as alimony payments, it performed poorly on the charts.[86] During that period, Gaye's cocaine addiction intensified while he was dealing with several financial issues with the IRS. These issues led him to move to Maui, where he struggled to record a disco-influenced album titled Love Man, with a probable release date for February 1980, though he would later shelve the project.[87] That year, Gaye went on a European tour, his first in four years.[88] By the time the tour stopped, he had relocated to London when he feared imprisonment for failure to pay back taxes, which had now reached upwards of $4.5 million (US$16,640,549 in 2023 dollars[52]).[88][89]

Gaye then reworked Love Man from its original disco concept to another socially-conscious album invoking religion and the possible end time from a chapter in the Book of Revelation.[90] Titling the album In Our Lifetime?, Gaye worked on the album for much of 1980 in London studios such as AIR and Odyssey Studios.[91]

In the fall of that year, a master tape of a rough draft of the album was stolen from one of Gaye's traveling musicians, Frank Blair, and taken to Motown's Hollywood headquarters.[92] Motown remixed the album and released it on January 15, 1981.[93] When Gaye learned of its release, he accused Motown of editing and remixing the album without his consent, allowing the release of an unfinished production ("Far Cry"), altering the cover art and removing the album title's question mark, muting its irony.[94] He also accused the label of rush-releasing the album, comparing his unfinished album to an unfinished Pablo Picasso painting.[94] Gaye then vowed not to record any more music for Motown.[95]

On February 14, 1981, under the advice of music promoter Freddy Cousaert, Gaye relocated to Cousaert's apartment in Ostend, Belgium.[96] While there, Gaye shied away from heavy drug use and began exercising and attending a local Ostend church, regaining personal confidence.[97][98] In this period, Gaye lived in the home of Belgian musician Charles Dumolin [nl]. In March 2024, it was revealed that when he moved on, Gaye had given the family a large collection of unreleased recordings made during his stay in the country.[99]

Following several months of recovery, Gaye sought a comeback onstage, starting the short-lived Heavy Love Affair tour in England and Ostend in June–July 1981.[100] Gaye's personal attorney Curtis Shaw would later describe Gaye's Ostend period as "the best thing that ever happened to Marvin". When word got around that Gaye was planning a musical comeback and an exit from Motown, CBS Urban president Larkin Arnold eventually was able to convince Gaye to sign with CBS Records. On March 23, 1982, Motown and CBS negotiated Gaye's release from Motown. The details of the contract were not revealed due to a possible negative effect on Gaye's settlement to creditors from the IRS and to stop a possible bidding war by competing labels.[101]

Midnight Love

[edit]

Assigned to CBS's Columbia subsidiary, Gaye worked on his first post-Motown album titled Midnight Love. The first single, "Sexual Healing", which was written and recorded in Ostend in Freddy Cousaert's apartment, was released in October 1982, and became Gaye's biggest career success, spending a record ten weeks at No. 1 on the Hot Black Singles chart, becoming the biggest R&B hit of the 1980s according to Billboard stats. It successfully crossed over to the Billboard Hot 100 in January 1983 where it peaked at No. 3, while the record reached international success, reaching the top spot in New Zealand and Canada and reaching the top ten on the United Kingdom's OCC singles chart, Australia and Belgium, later selling over two million copies in the U.S. alone, becoming Gaye's most successful single to date. The video for the song was shot at Ostend's Casino-Kursaal.[102]

"Sexual Healing" won Gaye his first two Grammy Awards including Best Male R&B Vocal Performance, in February 1983, and also won Gaye an American Music Award in the R&B-soul category. People magazine called it "America's hottest musical turn-on since Olivia Newton-John demanded we get Physical". Midnight Love was released to stores less than a month after the single's release, and was equally successful, peaking at the top ten of the Billboard 200 and becoming Gaye's eighth No. 1 album on the Top Black Albums chart, eventually selling three million alone in the U.S.[citation needed]

I don't make records for pleasure. I did when I was a younger artist, but I don't today. I record so that I can feed people what they need, what they feel. Hopefully, I record so that I can help someone overcome a bad time.

— NME, December 1982[103]

On February 13, 1983, Gaye sang "The Star-Spangled Banner" at the NBA All-Star Game at The Forum in Inglewood, California—accompanied by Gordon Banks, who played the studio tape from the stands.[4] The following month, Gaye performed at the Motown 25: Yesterday, Today, Forever special. This and a May appearance on Soul Train (his third appearance on the show) became Gaye's final television performances. Gaye embarked on his final concert tour, titled the Sexual Healing Tour, on April 18, 1983, at Humphreys Concerts by the Bay in San Diego.[104] The tour, which had 51 dates in total and included a then-record six sold-out shows at Radio City Music Hall in New York City, ended on August 14, 1983, at the Pacific Amphitheatre in Costa Mesa, California but was plagued by cocaine-triggered paranoia and illness. Following the concert's end, he moved into his parents' house in Los Angeles. In early 1984, Midnight Love was nominated for a Grammy in the Best Male R&B Vocal Performance category, his 12th and final nomination.[citation needed]

Personal life

[edit]

In June 1963, Gaye married Anna Gordy, sister to Berry Gordy. The couple separated in 1973, and Gordy filed for divorce in November 1975. The couple officially divorced in 1977. Gaye later married Janis Hunter in October 1977. The couple separated in 1979 and officially divorced in November 1982.

Gaye was the father of three children: Marvin III, Nona, and Frankie. Marvin III was the biological son of Anna's niece, Denise Gordy, who was 16 at the time of the birth. Nona and Frankie were born to Gaye's second wife, Janis. At the time of his death, Gaye was survived by his three children, mother, father, and five siblings.

Death

[edit]
Gaye's death certificate

In the early afternoon of April 1, 1984, Gaye intervened in a fight between his parents in the family house in the West Adams neighborhood of Western Heights[5] in Los Angeles. He became involved in a physical altercation with his father, Marvin Gay Sr.,[105] who shot Gaye twice, once in the chest, piercing his heart, and then into his shoulder.[105] The shooting took place in Gaye's bedroom at 12:38 p.m. Gaye was pronounced dead at 1:01 p.m. after his body arrived at California Hospital Medical Center, the day before his 45th birthday.[105][106]

After Gaye's funeral, his body was cremated at Forest Lawn Memorial Park–Hollywood Hills, and his ashes were scattered into the Pacific Ocean.[107][108] Gay Sr. was initially charged with first-degree murder, but the charges were reduced to voluntary manslaughter following a diagnosis of a brain tumor.[109] He was given a suspended six-year sentence and probation. He died at a nursing home in 1998.[110]

Musicianship

[edit]

Equipment

[edit]

Starting off his musicianship as a drummer doing session work during his tenure with Harvey Fuqua, and his early Motown years, Gaye's musicianship evolved to include piano, keyboards, synthesizers, and organ. Gaye also used percussion instruments, such as bells, finger cymbals, box drums, glockenspiels, vibraphones, bongos, congas, and cabasas. This became evident when he was given creative control in his later years with Motown, to produce his own albums. In addition to his talent as a drummer, Gaye also embraced the TR-808, a drum machine that became prominent in the early '80s, making use of its sounds for production of his Midnight Love album. The piano was his primary instrument when performing on stage, with occasional drumming.[111]

Influences

[edit]

As a child, Gaye's main influence was his minister father, something he later acknowledged to biographer David Ritz, and also in interviews, often mentioning that his father's sermons greatly impressed him. His first major musical influences were doo-wop groups such as The Moonglows and The Capris. Gaye's Rock & Roll Hall of Fame page lists the Capris' song, "God Only Knows" as "critical to his musical awakening".[112] Of the Capris' song, Gaye said, "It fell from the heavens and hit me between the eyes. So much soul, so much hurt. I related to the story, to the way that no one except the Lord really can read the heart of lonely kids in love."[113] Gaye's main musical influences were Rudy West of The Five Keys, Clyde McPhatter, Ray Charles and Little Willie John.[114] Gaye considered Frank Sinatra a major influence in what he wanted to be.[115] He also was influenced by the vocal styles of Billy Eckstine and Nat King Cole.[116]

As his Motown career developed, Gaye took inspiration from fellow label mates such as David Ruffin of The Temptations and Levi Stubbs of the Four Tops, whose grittier voices led to Gaye and his producer seeking a similar sound in recordings such as "I Heard It Through the Grapevine" and "That's the Way Love Is". Later in his life, Gaye reflected on the influence of Ruffin and Stubbs, stating: "I had heard something in their voices something my own voice lacked."[117] He further explained, "the Tempts and Tops' music made me remember that when a lot of women listen to music, they want to feel the power of a real man."[117]

Vocal style

[edit]

Gaye had a four-octave vocal range.[118] From his earlier recordings as member of the Marquees and Harvey and the New Moonglows, and in his first several recordings with Motown, Gaye recorded mainly in the baritone and tenor ranges. He changed his tone to a rasp for his gospel-inspired early hits such as "Stubborn Kind of Fellow" and "Hitch Hike". As writer Eddie Holland explained, "He was the only singer I have ever heard known to take a song of that nature, that was so far removed from his natural voice where he liked singing, and do whatever it took to sell that song."[119]

In songs such as "Pride and Joy", Gaye used three different vocal ranges—singing in his baritone range at the beginning, bringing a lighter tenor in the verses before reaching a gospel mode in the chorus. Holland further stated of Gaye's voice that it was "one of the sweetest and prettiest voices you ever wanted to hear".[120] And while he noted that ballads and jazz was "his basic soul", he stated Gaye "had the ability to take a roughhouse, rock and roll, blues, R&B, any kind of song and make it his own", later saying that Gaye was the most versatile vocalist he had ever worked with.[120]

Gaye changed his vocal style in the late 1960s, when he was advised to use a sharper, raspy voice—especially in Norman Whitfield's recordings. Gaye initially disliked the new style, considering it out of his range, but said he was "into being produce-able".[121] After listening to David Ruffin and Levi Stubbs, Gaye said he started to develop what he called his "tough man voice"—saying, "I developed a growl."[117] In the liner notes of his DVD set, Marvin Gaye: The Real Thing in Performance 1964–1981, Rob Bowman said that by the early 1970s, Gaye had developed "three distinct voices: his smooth, sweet tenor; a growling rasp; and an unreal falsetto."[122] Bowman further wrote that the recording of the What's Going On single was "...the first single to use all three as Marvin developed a radical approach to constructing his recordings by layering a series of contrapuntal background vocal lines on different tracks, each one conceived and sung in isolation by Marvin himself."[122] Bowman found that Gaye's multi-tracking of his tenor voice and other vocal styles "summon[ed] up what might be termed the ancient art of weaving".[122]

Social commentary and concept albums

[edit]

Prior to recording the What's Going On album, Gaye recorded a cover of the song, "Abraham, Martin & John", which became a UK hit in 1970. Despite some political music and socially conscious material recorded by The Temptations, Motown artists were often told to not delve into political and social commentary, for fear of alienating pop audiences. Early in his career, Gaye was affected by social events such as the 1965 Watts riots and once asked himself: "with the world exploding around me, how am I supposed to keep singing love songs?"[123] When Gaye called Gordy in the Bahamas about wanting to do protest music, Gordy told him: "Marvin, don't be ridiculous. That's taking things too far."[73]

Gaye was inspired by the Black Panther Party and supported the efforts they put forth such as giving free meals to poor families door to door. However, he did not support the violent tactics the Panthers used to fight oppression, as Gaye's messages in many of his political songs were nonviolent. The lyrics and music of What's Going On discuss and illustrate issues during the 1960s/1970s such as racism, police brutality, drug abuse, environmental issues, anti-war, and black power issues.[124] Gaye was inspired to make this album because of events such as the Vietnam War, the 1967 race riots in Detroit, and the Kent State shootings, as well as the assassinations of Martin Luther King Jr. and Robert F. Kennedy.[125]

Как только Гэй подарил Горди альбом What's Going On , Горди испугался, что Гэй рискует разрушить свой имидж секс-символа. [70] После успеха альбома Гэй попробовала следующий альбом You're the Man . Однако заглавный трек имел лишь скромный успех, и Гэй и Motown отложили альбом на полку. Несколько неизданных песен Гэй с социальными комментариями, в том числе « The World Is Rated X », войдут в посмертных сборниках. What's Going On позже описал Автор AllMusic как альбом, который «не только переопределил соул-музыку как творческую силу, но и расширил ее влияние как фактора социальных перемен». [126] You're the Man был наконец выпущен 29 марта 2019 года на лейблах Motown , Universal Music Enterprises и Universal Music Group . [127]

Альбом What's Going On также стал еще одним новшеством как в музыке Motown, так и в стиле R&B: Гэй и его инженеры сочинили альбом в виде песенного цикла , плавно переходя от предыдущих песен к другим песням, придавая альбому более связный вид в отличие от альбомов R&B, которые традиционно включали треки-заполнители для завершения альбома. Этот стиль музыки повлиял на записи таких артистов, как Стиви Уандер и Барри Уайт, сделав формат концептуального альбома частью музыки R&B 1970-х годов. Концептуальные альбомы обычно основаны либо на одной теме, либо на серии тем, связанных с исходным тезисом концепции альбома. Let's Get It On повторила аранжировку What's Going On в виде сюиты , как и более поздние альбомы Гэй, такие как I Want You , Here, My Dear и In Our Lifetime . [ нужна ссылка ] Хотя Гэй не был политически активным за пределами своей музыки, он стал общественным деятелем, борющимся за социальные изменения, и своей работой вдохновил и обучил многих людей. [125]

Наследие

[ редактировать ]

Гэй называли «поставщиком соул-музыки номер один». [19] В своей книге « Милосердие, помилуй меня: Искусство, любовь и демоны Марвина Гэя » Майкл Эрик Дайсон описал Гэй как человека, «который преодолел границы ритм-н-блюза, как ни один другой исполнитель раньше». [128] После его смерти описала Гэя как человека , The New York Times который «смешал соул-музыку городской сцены с битами старого певца госпела и стал влиятельной силой в поп-музыке». [129] Далее в статье Гэй также приписывают сочетание «задушевной прямоты госпел-музыки, сладости мягкого соула и поп-музыки и вокальной музыкальности джазового певца». [129] Его записи для Motown в 1960-х и 1970-х годах сформировали фирменное звучание этого лейбла. Работа с Motown принесла ему титулы «Принц соула» и «Принц Motown». [130] [131] Критики заявили, что музыка Гэя «означала развитие черной музыки от грубого ритм-н-блюза через утонченный соул к политическому сознанию 1970-х годов и после этого возросшую концентрацию на личной и сексуальной политике». [132] Будучи артистом Motown, Гэй была одной из первых, кто вырвался из-под контроля своей продюсерской системы, проложив путь Стиви Уандеру . [19] [133] [134] [135] Записи Гэя конца 1970-х и начала 1980-х годов повлияли на формы R&B, предшествовавшие поджанрам тихий шторм и нео-соул . [2]

Художники, в том числе Барри Уайт , Стиви Уандер , Фрэнки Беверли и многие другие, признались, что на них сильно повлияла музыкальность Гэй. За номинированную на «Оскар» роль Джеймса «Грома» Или в фильме « Девушки мечты » Эдди Мерфи воспроизвел в фильме стиль одежды Гэй 1970-х годов. [ нужна ссылка ]

По словам Дэвида Ритца в редакции его биографии Марвина в 1991 году , «с 1983 года имя Марвина упоминалось - в почтительных тонах - не менее чем в семи пластинках, входящих в десятку лучших». [131] Имя Гэй использовалось в качестве названия нескольких хитов, в том числе » Биг Шона « Marvin Gaye & Chardonnay и Чарли Пута дебютного хита « Marvin Gaye », написанного в дуэте с Меган Трейнор . Марвин также упоминается в хите балета Шпандау 1983 года «True», в котором упоминается «Слушать Марвина всю ночь напролет…». [ нужна ссылка ]

Награды и почести

[ редактировать ]

Зал славы рок-н-ролла ввел его в должность в 1987 году, заявив, что Гэй «внес огромный вклад в соул-музыку в целом и Motown Sound в частности». На странице говорилось, что Гэй «обладала классическим голосом в стиле R&B , с резкими нотками, но умеренным сладостью». На странице далее говорится, что Гэй «изобразила атмосферу душевной власти, движимую пылкой убежденностью и убитой горем уязвимостью». [112] Через год после его смерти тогдашний мэр округа Колумбия Мэрион Барри объявила 2 апреля «Днем стипендиального фонда памяти Марвина Гэя-младшего» в городе. [136] С тех пор некоммерческая организация помогает организовывать ежегодные празднования Дня Марвина Гэя в городе Вашингтон. [137]

Год спустя мать Гэй основала Мемориальный фонд Марвина П. Гэя-младшего, посвященный ее сыну и помогающий тем, кто страдает от злоупотребления наркотиками и алкоголизмом; однако она умерла за день до открытия мемориала в 1987 году. [138] Сестра Гэй Жанна когда-то была председателем фонда. [139] В 1988 году, через год после введения в Зал славы рок-н-ролла, Гэй был посмертно введен в Зал славы NAACP . В 1990 году Гэй получила звезду на Аллее славы в Голливуде . [140] [141] В 1996 году Гэй посмертно получила премию «Грэмми» за заслуги перед жанром . Зал славы рок-н-ролла включил три записи Гэя: «I Heard It Through the Grapevine», «What's Going On» и «Sexual Healing» в свой список 500 песен, которые сформировали рок-н-ролл . [142] Американский музыкальный журнал Rolling Stone поставил Гэй на 18-е место в своем списке «100 величайших артистов всех времен» . [143] шестое место в списке «100 величайших певцов всех времен» [144] и номер 82 в их списке «100 величайших авторов песен всех времен» . [145] Журнал Q поставил Гэй на шестое место в своем списке «100 величайших певцов». [146]

Три альбома Гэй - What's Going On (1971), Let's Get It On (1973) и Here, My Dear (1978) - были включены журналом Rolling Stone в список 500 величайших альбомов всех времен . What's Going On остается его альбомом с самым большим рейтингом, достигнув 6-го места в списке Rolling Stone и возглавив версии журнала NME список 100 лучших альбомов всех времен по в 1985 году. [147] и позже был выбран в 2003 году для включения Библиотекой Конгресса в Национальный реестр звукозаписей . [148] В пересмотренном журнала Rolling Stone списке 500 величайших альбомов всех времен за 2020 год What's Going On был назван величайшим альбомом всех времен. Кроме того, четыре его песни — «I Heard It Through the Grapevine», «What’s Going On», «Let’s Get It On» и «Sexual Healing» — попали в по версии журнала Rolling Stone список 500 величайших песен всех времён . . [ нужна ссылка ] В 2005 году Гэй была включена в Зал славы легенд рок-н-ролла Мичигана. [149]

Карен Басс и семья Гэй на открытии почтового отделения Марвина Гэя в Лос-Анджелесе в 2019 году.

В 2006 году парк Уоттс-Бранч в Вашингтоне, который Гэй часто посещала в подростковом возрасте, был переименован в Парк Марвина Гэя. [150] Три года спустя квартал 5200 на Фут-стрит NE в Динвуде , штат Вашингтон, округ Колумбия, был переименован в Марвин Гэй-Уэй. [151] В августе 2014 года Гэй была введена в официальный Зал славы ритм-н-блюзовой музыки во втором классе. [152] В октябре 2015 года Зал славы авторов песен объявил Гэй кандидатом на вступление в класс Зала 2016 года после того, как были включены посмертные номинации. [153] [154] Гэй была посмертно принята в этот зал 2 марта 2016 года. [155] [156] Впоследствии 9 июня 2016 года Гэй была введена в Зал авторов песен. [157] законопроект калифорнийского политика Карен Басс о переименовании почтового отделения в Южном Лос-Анджелесе подписал В июле 2018 года президент Дональд Трамп после того, как Гэй . [158] Гэй заняла 20-е место в рейтинге журнала Rolling Stone « 200 величайших певцов всех времен», опубликованном в январе 2023 года. [159]

[ редактировать ]

Его выступление на Матче всех звезд НБА 1983 года. [160] часть государственного гимна была использована в рекламе Nike с участием олимпийской баскетбольной команды США 2008 года. Кроме того, в последней на сегодняшний день телетрансляции НБА CBS Sports (до того, как контракт был передан на NBC ) по завершении пятой игры финала 1990 года они использовали выступление Гэй на Матче всех звезд 1983 года в заключительных титрах. Когда 1 января 1985 года был запущен канал VH1 , исполнение государственного гимна Гэй в 1983 году было первым видео, которое они показали. В 2010 году он был использован во вступлении к документальному фильму Кена Бернса « Десятый иннинг» , посвященному игре в бейсбол. [ нужна ссылка ] 1985 года Песня Commodores « Nightshift » была данью уважения Гэй и Джеки Уилсон , которые умерли в 1984 году. В одном куплете упоминается песня Гэй «What’s Going On». [ нужна ссылка ]

Песня «I Heard It Through the Grapevine» звучала в телевизионной рекламе Levi’s в 1985 году. [161] [162] Результат успеха рекламного ролика привел к тому, что оригинальная песня обрела новый успех в Европе после того, как Tamla-Motown переиздала ее в Великобритании, Германии и Нидерландах. [162] В 1986 году кавер на песню был исполнен Бадди Майлзом в рамках рекламной кампании California Raisins . [163] Позже песня была использована для рекламы жевательной резинки в Финляндии и для продвижения бренда сигарет Lucky Strike в Германии. [164] [165]

Музыка Гэй также использовалась в саундтреках к многочисленным фильмам, включая «Четыре брата» и «Капитан Америка: Зимний солдат» , в обоих из которых использовалась музыка Гэй из саундтрека к фильму «Человек-проблемник» . Песня «I Heard It Through the Grapevine» использовалась во вступительных титрах фильма « Большой холод » . [166] [167] [168]

В 2007 году его песня «A Funky Space Reincarnation» была использована в J'Adore с участием Шарлиз Терон рекламе духов Dior . Документальный фильм о Гэй — « Что происходит: История Марвина Гэя» — был совместным производством Великобритании и PBS , режиссером которого выступил Джереми Марре , и впервые был показан в 2006 году. Два года спустя специальный выпуск был повторно показан с другой постановкой и новыми интервью. после того, как его ретранслировали как специальный выпуск American Masters . Другой документальный фильм, посвященный его документальному фильму 1981 года «Транзит Остенде » под названием «Помни Марвина» , вышел в эфир в 2006 году. [ нужна ссылка ]

Заработок

[ редактировать ]

В 2008 году поместье Гэй заработало 3,5 миллиона долларов (4 953 014 долларов США в долларах 2023 года). [52] ). В результате Гэй заняла 13-е место в рейтинге «Самые высокооплачиваемые мертвые знаменитости» журнала Forbes . [169]

11 марта 2015 года семье Гэй была присуждена компенсация в размере 7,4 миллиона долларов после решения присяжных из восьми человек в Лос-Анджелесе о том, что Робин Тик и Фаррелл Уильямс нарушили авторские права, включив часть песни Гэй «Got to Give It Up» в свою песню. попал в « Размытые линии », но окружной судья США Джон Кронштадт уменьшил сумму до 5,3 миллиона долларов, добавив при этом гонорары. [170] В январе 2016 года семья Гэй потребовала от судьи из Калифорнии выплатить 2,66 миллиона долларов в качестве гонорара адвокатам и 777 000 долларов на судебные издержки. [171]

По состоянию на 2018 год поместьем Гэя управляла Geffen Management Group, а его наследие защищается Creative Rights Group. Оба основаны менеджером по талантам Джереми Геффеном . [172]

Попытки биографических фильмов

[ редактировать ]

Было несколько попыток адаптировать историю жизни Гэй в художественном фильме. В феврале 2006 года сообщалось, что Джесси Л. Мартин должен был изобразить Гэй в биографическом фильме под названием « Сексуальное исцеление» Гэй , названном в честь одноименной песни 1982 года . Режиссером фильма должна была стать Лорен Гудман, а продюсерами - Джеймс Гандольфини и Александра Райан. В фильме должны были быть показаны последние три года жизни Гэй. [173] [174] [175] [176] [177] Спустя годы на борт пришли другие продюсеры, такие как Жан-Люк Ван Дамм, Фредерик Бестол и Джимми Де Брабант, и Гудмана заменил Жюльен Темпл . Ленни Кравиц почти должен был сыграть Гэй. Сценарий должен был написать Мэтью Бротон. Фильм должен был распространяться компанией Focus Features и быть выпущен 1 апреля 2014 года, в тридцатую годовщину смерти Гэй. [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] Этого так и не произошло, и с июня 2013 года было объявлено, что Focus Features больше не участвует в биографическом фильме о Гэй. [185] [186]

В июне 2008 года было объявлено, что Ф. Гэри Грей собирается снять биографический фильм под названием «Марвин» . Сценарий должен был написать К. Габи Митчелл, а продюсерами фильма должны были стать Дэвид Фостер и Дункан МакГилливрей, а сопродюсером - Райан Хеппе. По словам Грея, фильм будет охватывать всю жизнь Гэя, от его появления в Motown до его неповиновения Берри Горди при записи What's Going On и до его смерти. [187] [188]

Кэмерон Кроу также работал над биографическим фильмом « Меня зовут Марвин» . Фильм должен был быть презентацией Sony со Скоттом Рудином в качестве продюсера. и Уилл Смит , и Терренс Ховард На роль Гэй рассматривались . Позже, в августе 2011 года, Кроу подтвердил, что отказался от проекта: «Мы работали над фильмом Марвина Гэя, который называется « Меня зовут Марвин» , но время для этого фильма было просто неподходящим». [189] [190] [191] [192] [193] Члены семьи Гэя, такие как его бывшая жена Дженис и его сын Марвин III, выразили несогласие с биографическим фильмом. [194] [195]

В июле 2016 года было объявлено, что в следующем году будет выпущен художественный документальный фильм о Гэе, в котором будет подробно описана его жизнь и создание его альбома 1971 года What's Going On . Фильм будет разработан Noah Media Group и Greenlight, а продюсеры фильма Габриэль Кларк и Торкил Джонс называют его «определяющим портретом этого дальновидного художника и его безупречным альбомом». [196] В фильм войдут «невиданные кадры» Гэй. [197] Семья Гэй одобрила документальный фильм. [196] В ноябре 2016 года было объявлено, что актеру Джейми Фоксу поручено снять ограниченный сериал биографических фильмов о жизни Гэй. [198] Сериал был одобрен семьей Гэй, включая сына Марвина III, который должен был стать исполнительным продюсером, и Берри Горди-младшего. [198]

18 июня 2018 года стало известно, что американский рэпер Доктор Дре ведет переговоры о создании биографического фильма о Гэй. [199] В июне 2021 года было объявлено, что фильм, который будет продюсировать Дре, получил зеленый свет от Warner Bros. Pictures и будет снят Алленом Хьюзом , а его выпуск запланирован на 2023 год. [200]

Действуя

[ редактировать ]

Гэй снялась в двух фильмах, сыграв в обеих ролях ветерана Вьетнама . Его первое выступление состоялось в Джорджа МакКоуэна фильме 1969 года «Баллада об Энди Крокере» , в котором главную роль сыграл Ли Мейджорс . В фильме рассказывается о ветеране войны, который вернулся и обнаружил, что его ожидания не оправдались, и он чувствует себя преданным. Гэй сыграла в фильме заметную роль Дэвида Оуэнса. [201] Другое его выступление состоялось в 1971 году. Он сыграл роль в фильме Ли Фроста , посвященном эксплуатации байкеров «Хром и горячая кожа» , о группе ветеранов Вьетнама, сражающихся с бандой байкеров. В фильме снимались Уильям Смит ; Гэй сыграла роль Джима, одного из ветеранов. [202] [203]

У Гэя действительно были актерские амбиции, и он подписал контракт с агентством Уильяма Морриса, но это продлилось всего год, поскольку Гэй не был удовлетворен поддержкой, которую он получал от агентства. В интервью Дэвиду Ритцу Гэй признался, что интересовался шоу-бизнесом, особенно когда его наняли для написания саундтрека к фильму «Человек проблем» . «Без сомнения, я мог бы стать кинозвездой, но мое подсознание отвергло это. Не то чтобы я этого не хотел, я определенно этого хотел. там, зная, что они сожрут мою задницу, как кусок мяса». [204]

Дискография

[ редактировать ]

Сольные студийные альбомы

Совместные альбомы

Посмертные альбомы

Живые альбомы

Фильмография

[ редактировать ]

Видеосъемка

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Этот район не следует путать с современным Benning Terrace жилым комплексом в районе Беннинг-Ридж , который сегодня также называют «Простым городом». [17]
  2. По крайней мере один раз источник утверждает, что они сюда не въезжали до 1955 года. [34]
  3. ^ Маккензи и широкий круг источников ошибочно называют этот район Динвудом . [32]
  4. Некоторые источники предполагают, что семья сначала переехала в район Беннинг-Ридж после отъезда с Юго-Запада. По словам Зеолы Гей [36] и репортер The Washington Post Роджер Кэтлин, [8] Семья Гей переехала в проект государственного жилищного строительства Benning Terrace в начале 1950-х годов. Это невозможно, поскольку строительство квартир на Беннинг Террас началось только в конце 1956 года. [37] прошел целый год после того, как Марвин Гэй ушел из дома в армию.
  1. ^ Симмондс 2008 , стр. 190–192.
  2. ^ Jump up to: а б Вейсбард, Эрик; Маркс, Крейг (10 октября 1995 г.). Руководство по альтернативным записям Spin (рейтинги 1–10) (1-е изд.). Нью-Йорк: Винтажные книги. стр. 202–205. ISBN  0-679-75574-8 . ОСЛК   32508105 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  3. ^ «Марвин Гэй» . Национальная академия звукозаписывающих искусств и наук. 4 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 17 ноября 2017 года . Проверено 9 июня 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б Бэтчелор, 2005 , стр. 41–43.
  5. ^ Jump up to: а б Веднер, Дайан (16 сентября 2007 г.). «Власть над Титанами» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 13 марта 2021 г.
  6. ^ Назовите их за убийство . Январь 1998 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2014 года . Проверено 13 сентября 2012 г. - из журнала Los Angeles Magazine.
  7. ^ «Хронология Марвина Гэя» . Зал славы рок-н-ролла. 21 января 1987 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2011 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
  8. ^ Jump up to: а б Крокетт, Стивен А. младший (24 июля 2002 г.). «Песня города: Во имя Марвина Гэя соседи спасают парк возле его старого дома». Вашингтон Пост . п. С1.
  9. ^ Jump up to: а б Миллой, Кортленд (8 апреля 1984 г.). «Война за душу одного человека: Марвин Гэй». Вашингтон Пост . п. С1, С2.
  10. ^ Ритц 1991 , с. 6.
  11. ^ Банки и банки 2004 , с. 41.
  12. ^ Гутейм и Ли 2006 , стр. 266–267.
  13. ^ Бахрампур, Тара (14 марта 2016 г.). « 'Старый, но не холодный': четверо давних друзей ожидают, что в этом году им исполнится 100 лет» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 29 января 2017 г.
  14. ^ Jump up to: а б Ритц 1991 , с. 13.
  15. ^ Гэй 2003 , с. 4.
  16. ^ Гиллис, Джастин; Миллер, Билл (20 апреля 1997 г.). «В простом городе округа Колумбия сложные правила жизни и смерти» . Вашингтон Пост . п. А1. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 29 января 2017 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Вторая жена Гэй называет игру «полностью и абсолютно эксплуататорской» » . 16 февраля 2013 года . Проверено 17 февраля 2013 г. [ мертвая ссылка ] Все URL
  18. ^ Jump up to: а б с Браун 2001 , с. 316.
  19. ^ Ритц 1991 , с. 14.
  20. ^ Jump up to: а б Гэй 2003 , с. 8.
  21. ^ Ритц 1991 , с. 5.
  22. ^ Ритц 1991 , с. 11.
  23. ^ Ритц 1991 , с. 12.
  24. ^ Ритц 1991 , с. 13: «Если бы не Мать, которая всегда была рядом, чтобы утешать меня и хвалить за мое пение, я думаю, я был бы одним из тех детей-самоубийц, о которых вы читаете в газетах».
  25. ^ Ритц 1991 , с. 12: «С семи лет и до подросткового возраста жизнь Марвина дома состояла из серии жестоких избиений».
  26. ^ Флейшман, Сандра (13 мая 2000 г.). «Чтение, Ритинг и перепланировка». Вашингтон Пост . п. Г1.
  27. ^ Боннер, Алиса (1 октября 1973 г.). «Золотые годы: городская неполная средняя школа Рэндалла празднует 50-летие». Вашингтон Пост . п. С1
  28. ^ Харрингтон, Ричард (2 апреля 1984 г.). «Падший принц: Марвин Гэй и его песни, полные души». Вашингтон Пост . стр. В1, В8.
  29. ^ Ритц 1991 , с. 23.
  30. ^ Гэй 2003 , с. 197.
  31. ^ Jump up to: а б Маккензи 2009 , с. 153.
  32. ^ Ритц 1991 , с. 24.
  33. ^ Jump up to: а б Хопкинсон, Натали (19 мая 2003 г.). «Дом блюза: Дом детства Марвина Гэя ждет разрушительного бала или второго акта». Вашингтон Пост . п. С1.
  34. ^ Эвелин, Диксон и Акерман 2008 , стр. 290–291.
  35. ^ Jump up to: а б Симмонс, Дебора (29 апреля 2012 г.). «Воспоминания о Марвине Гэе, сохраненные любящей сестрой» . Вашингтон Таймс . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 29 января 2017 г.
  36. ^ «NCHA позволяет заключить контракт на новый проект». Вашингтон Пост . 14 ноября 1956 г. с. Б2.
  37. ^ Гулла 2008 , с. 333.
  38. ^ Jump up to: а б Ритц 1991 , с. 25.
  39. ^ Ритц 1991 , с. 34.
  40. ^ Редферн 2007 , с. 228.
  41. ^ Ритц 1991 , с. 36.
  42. ^ «Марвин Гэй: никакого военного удара» . 13 сентября 2005 года. Архивировано из оригинала 26 августа 2009 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
  43. ^ «Записные книжки Марва Голдберга в стиле R&B – МАРКИЗЫ» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2012 года . Проверено 4 июля 2012 г.
  44. ^ Jump up to: а б Ритц 1991 , с. 38.
  45. ^ Jump up to: а б Ритц 1991 , с. 39.
  46. ^ Ритц 1991 , с. 40.
  47. ^ Ритц 1991 , с. 47.
  48. ^ «Этта Джеймс» . Эйс Рекордс . Проверено 23 апреля 2024 г.
  49. ^ Эдмондс 2001a , с. 24.
  50. ^ Джет 1985b , с. 17.
  51. ^ Jump up to: а б с д и 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
  52. ^ Боуман 2006 , с. 6.
  53. ^ Де Баррес 1996 , с. 107.
  54. ^ Познер 2002 , с. 116.
  55. ^ Ритц 1991 , с. 88.
  56. ^ Гиллиланд, Джон (1969). «Шоу 26 – Реформация души: Фаза вторая, история Motown. [Часть 5]» (аудио) . Поп-хроники . Библиотеки Университета Северного Техаса .
  57. ^ «Дань Нату, Марвин Гэй» (PDF) . Рекорд мира : 19. 20 марта 1965 года.
  58. ^ Jump up to: а б Гэй 2003 , с. 65.
  59. ^ 1968 WS Gm4: Марвин Гэй исполняет национальный гимн . Высшая лига бейсбола . Проверено 1 сентября 2023 г.
  60. ^ Кемптон 2005 , с. 207.
  61. ^ Познер 2002 , с. 225.
  62. ^ Ритц 1991 , с. 126.
  63. ^ Гулла 2008 , с. 344.
  64. ^ Джет 1970 , с. 60.
  65. ^ Джейсон Плаутц (30 июня 2011 г.). «Марвин Гэй, ресивер «Детройт Лайонс»?» . Ментальная нить . Архивировано из оригинала 10 мая 2012 года . Проверено 1 марта 2012 г.
  66. Music Urban Legends Revealed # 16. Архивировано 12 июля 2012 года в Wayback Machine . Legendsrevealed.com (29 июля 2009 г.). Проверено 14 мая 2012 г.
  67. ^ Гейтс 2004 , с. 332.
  68. ^ Лински 2011 , стр. 155.
  69. ^ Jump up to: а б с д Боуман 2006 , с. 16.
  70. ^ Винсент 1996 , с. 129.
  71. ^ Уитберн 2004 , с. 250.
  72. ^ Jump up to: а б Лински 2011 , с. 157.
  73. ^ Джон Буш. «What's Going On» остается одним из немногих примеров в современной музыке, когда альбом получил признание критиков и немедленный коммерческий успех одновременно. What's Going On был первым в серии альбомов Motown, в которых альбомы обогнали синглы по коммерческому и культурному значению. обзор What's Going On », allmusic.com (по состоянию на 10 июня 2005 г.) Марвина Гэя «
  74. ^ Джет 1973 , с. 60.
  75. ^ Маккензи 2009 , с. 156.
  76. ^ «Потерянный альбом Марвина Гэя 1972 года You’re the Man получит официальный релиз» . 7 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 27 февраля 2019 г.
  77. ^ Джейсон Анкени, обзор Let's Get It On », allmusic.com (по состоянию на 10 июня 2005 г.). Марвина Гэя «
  78. ^ Эдмондс 2001b , стр. 8–9.
  79. ^ «Росс, Диана/Марвин Гэй – Диана и Марвин». Энциклопедия популярной музыки , 4-е изд. Эд. Колин Ларкин. Оксфордская музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Веб. 28 января 2017 г.
  80. ^ Jump up to: а б Эдмондс 2001b , с. 14.
  81. ^ «Давай продолжим - Марвин Гэй» . SuperSeventies.com . Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
  82. ^ Джет 1975 , с. 19.
  83. ^ Ритц 1991 , с. 208.
  84. ^ «Преднамеренное начало Марвина Гэя приводит к кульминационной вакханалии» . Нью-Йорк Таймс . 18 сентября 1977 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 16 октября 2021 г.
  85. ^ «Марвин Гэй здесь, мой дорогой» . snopes.com . 16 сентября 1994 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
  86. ^ Ритц 1991 , с. 265.
  87. ^ Jump up to: а б Ритц 1991 , с. 267.
  88. ^ Гейтс 2004 , с. 333.
  89. ^ Ритц 1991 , стр. 266–267.
  90. ^ Ритц 1991 , стр. 270–275.
  91. ^ Ритц 1991 , с. 279.
  92. ^ Ритц 1991 , с. 280.
  93. ^ Jump up to: а б Ритц 1991 , стр. 280–281.
  94. ^ Ритц 1991 , с. 281.
  95. ^ Ритц 1991 , с. 282.
  96. ^ Гэй 2003 , с. 320.
  97. ^ Ритц 1991 , с. 283.
  98. ^ Коннолли, Кевин; Крук, Ричард и Боэлпап, Бруно (30 марта 2024 г.). «Марвин Гэй: Никогда ранее не услышанная музыка вновь появляется в Бельгии» . Новости Би-би-си . Лондон . Проверено 30 марта 2024 г.
  99. ^ Ритц 1991 , с. 284.
  100. ^ Джет 1982 , с. 59.
  101. ^ «Что происходит в Остенде» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 года . Проверено 16 ноября 2010 г.
  102. ^ Тоблер, Джон (1992). Годы рок-н-ролла NME (1-е изд.). Лондон: Reed International Books Ltd., с. 373. CN 5585.
  103. ^ Черное дерево 1985 , с. 102.
  104. ^ Jump up to: а б с Ритц 1991 , с. 333.
  105. ^ Ритц 1991 , с. 334.
  106. ^ Ритц 1991 , стр. 335–336.
  107. ^ Компания Johnson Publishing (23 апреля 1984 г.). «Джет» . Издательская компания Джонсон . Проверено 16 января 2024 г. - через Google Книги.
  108. ^ «Вокруг страны – заявление о неконкурентности в связи со смертью Марвина Гэя» . Нью-Йорк Таймс . 21 сентября 1984 года. Архивировано из оригинала 4 июля 2017 года . Проверено 11 февраля 2017 г.
  109. ^ «Отец и убийца Марвина Гэя умирает» . Би-би-си. 25 октября 1998 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2012 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
  110. ^ Уильямс, Крис (1 октября 2012 г.). « «Человек был гением»: истории создания последнего альбома Марвина Гэя» . Атлантика . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 1 марта 2019 г.
  111. ^ Jump up to: а б «Биография Марвина Гэя» . Зал славы и музей рок-н-ролла . Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 5 июля 2012 г.
  112. ^ Ритц 1991 , с. 27.
  113. ^ Боуман 2006 , с. 5; Ритц 1991 , с. 29.
  114. ^ Ритц 1991 , с. 29.
  115. ^ Ритц 1991 , с. 30.
  116. ^ Jump up to: а б с Боуман 2006 , с. 14; Ритц 1991 , с. 100.
  117. ^ Ритц 1991 , с. 82.
  118. ^ Боуман 2006 , с. 8.
  119. ^ Jump up to: а б Боуман 2006 , с. 9.
  120. ^ Боуман 2006 , с. 14.
  121. ^ Jump up to: а б с Боуман 2006 , с. 15.
  122. ^ Лински 2011 , с. 156.
  123. ^ Винсет, Рики (2013). Музыка для вечеринок: внутренняя история группы «Черные пантеры» и как черная сила изменила соул-музыку . Книги Лоуренса Хилла. стр. 288–289.
  124. ^ Jump up to: а б Чарнок, Рут (2015). « Все уже не то, что было раньше»: Марвин Гэй и создание фильма «Что происходит» (PDF) . Объединенный академический журнал социальных наук . Архивировано из оригинала (PDF) 20 ноября 2015 г.
  125. ^ «Allmusic (Марвин Гэй – Обзор)» . Проверено 9 января 2009 г.
  126. ^ Роффман, Майкл (8 февраля 2019 г.). «Потерянный альбом Марвина Гэя 1972 года You’re the Man получит официальный релиз» . Последствие звука . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 8 февраля 2019 г.
  127. ^ Дайсон 2004 , с. 3.
  128. ^ Jump up to: а б «Марвин Гэй застрелен; отцу поп-певца предъявлено обвинение» . Нью-Йорк Таймс . 1 апреля 1984 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 года . Проверено 29 марта 2015 г.
  129. ^ Эдмондс 2001a , с. 12.
  130. ^ Jump up to: а б Ритц 1991 , с. ix.
  131. ^ «Марвин Гэй» . Классические группы . Архивировано из оригинала 21 августа 2008 года . Проверено 23 августа 2008 г.
  132. ^ Эдмондс 2001a , с. 10.
  133. ^ Гилмор 1998 , с. 220.
  134. ^ «Марвин Гэй – Что происходит» . SuperSeventies.com . Архивировано из оригинала 21 сентября 2012 года . Проверено 10 сентября 2012 г.
  135. ^ Джет 1985a , с. 56.
  136. ^ «Главная страница» . Архивировано из оригинала 13 июня 2013 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  137. ^ Джет 1987 , с. 57.
  138. ^ Брукс-Бертрам 2009 , с. 40.
  139. ^ Джет 1990a , с. 17.
  140. ^ Джет 1990b , стр. 37.
  141. ^ «Почувствуйте музыку: чудеса One-Hit и песни, которые сформировали рок-н-ролл» . Зал славы и музей рок-н-ролла . Архивировано из оригинала 15 декабря 2012 года . Проверено 5 июля 2012 г.
  142. ^ «Rolling Stone: Бессмертные, первые 50» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
  143. ^ «Rolling Stone: 100 величайших певцов всех времен» . Роллинг Стоун . п. 6. Архивировано из оригинала 29 апреля 2009 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
  144. ^ «100 величайших авторов песен всех времен» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 14 октября 2018 года . Проверено 14 октября 2018 г.
  145. ^ «Rocklist.net… Списки журналов Q». Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 10 марта 2013 г.
  146. ^ «100 лучших альбомов всех времен авторов журнала NME» . НМЕ . 30 ноября 1985 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 10 марта 2013 г.
  147. ^ «Национальный реестр звукозаписей 2003: Национальный совет по сохранению записей (Библиотека Конгресса)» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 4 ноября 2014 года . Проверено 10 марта 2013 г.
  148. ^ «Марвин Гэй» . Зал славы легенд рок-н-ролла штата Мичиган. Архивировано из оригинала 15 ноября 2016 года.
  149. ^ «Парки и люди Вашингтона: Парк Марвина Гэя» . Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  150. ^ « Марвин Гэй Уэй» приезжает в Динвуд – жилой комплекс» . 1 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  151. ^ «Зал славы музыки R&B объявляет большие выходные, чтобы ввести в курс второкурсников Майкла Джексона, Уитни Хьюстон, Марвина Гэя, Норма Н. Найта и других» . Обычный дилер . 19 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
  152. ^ «Джордж Харрисон, Мадонна среди номинированных на включение в Зал славы авторов песен» . Торонто Стар . 5 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2015 года . Проверено 6 октября 2015 г.
  153. ^ «Объявлены номинанты на включение в Зал славы авторов песен 2016 года» . Зал славы авторов песен . 5 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2015 года . Проверено 6 октября 2015 г.
  154. ^ «В Зал славы авторов песен введут Тома Петти, Марвина Гэя, Элвиса Костелло» . Рекламный щит . 2 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 3 марта 2016 г.
  155. ^ «Зал славы авторов песен в честь Марвина Гэя, Элвиса Костелло и Тома Петти» . Нью-Йорк Таймс . 2 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 3 марта 2016 г.
  156. ^ «Костелло, Гэй и Петти введены в Зал славы авторов песен» . Новости АВС . 10 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 10 июня 2016 г.
  157. ^ «Законопроект о назначении почтового отделения Марвина Гэя подписан» . Лос-Анджелес Уоттс Таймс . 26 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2018 года . Проверено 27 июля 2018 г.
  158. ^ «200 величайших певцов всех времен» . Роллинг Стоун . 1 января 2023 года . Проверено 5 января 2023 г.
  159. ^ «Национальный гимн Марвина Гэя » . NPR.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 7 февраля 2003. Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года . Проверено 8 июля 2011 г.
  160. ^ Богданович, Джанет; Зажим, Лиз (1994). Маркетинг моды . Рутледж. п. 73. ИСБН  978-0-41505-939-8 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
  161. ^ Jump up to: а б Робинсон, Марк (1 марта 2001 г.). 100 лучших телевизионных рекламных роликов по версии Sunday Times . ХарперКоллинз. стр. 119–121. Архивировано из оригинала 6 июля 2012 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
  162. ^ Кристина Тунзи (15 марта 2008 г.). «Бадди Майлз, 60 лет» . Рекламный щит . п. 60. Архивировано из оригинала 1 мая 2016 года . Проверено 17 сентября 2012 г.
  163. ^ Billboard 1994 , с. 70.
  164. ^ Billboard 1994 , с. 80.
  165. ^ Ян Инглис (2003). Популярная музыка и кино . Уолфлауэр Пресс. п. 168 . ISBN  978-1-90336-471-0 . Проверено 17 сентября 2012 г.
  166. ^ Мария дель Мар Аскона (11 июля 2011 г.). Фильм с несколькими главными героями . Джон Уайли и сыновья. п. 168. ИСБН  9781444351903 . Архивировано из оригинала 15 мая 2016 года . Проверено 17 сентября 2012 г.
  167. ^ Эндрю Форд (2011). Звук картинок . Издательство Шварц. п. 115. ИСБН  978-1-45876-294-8 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 года . Проверено 18 сентября 2012 г.
  168. ^ «Элвис и Марвин Гэй трясут делателей денег в загробной жизни» . Си-Эн-Эн. 29 октября 2008. Архивировано из оригинала 12 октября 2012 года . Проверено 8 июля 2011 г.
  169. ^ «Жюри «Размытых линий» присудило семье Марвина Гэя 7 миллионов долларов» . Новости Би-би-си . 11 марта 2015 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 года . Проверено 21 июня 2018 г.
  170. ^ Гарднер, Эрик (12 января 2016 г.). «Мои любимые вещи, часть II» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
  171. ^ Штутц, Колин (23 августа 2018 г.). «Джереми Геффен, арт-менеджер и основатель группы творческих прав, умер в возрасте 40 лет» . Рекламный щит . Проверено 15 мая 2023 г.
  172. ^ Харрис, Крис (6 февраля 2006 г.). « Биографический фильм «Сексуальное исцеление» посвящен последним дням Марвина Гэя» . Новости МТВ . Архивировано из оригинала 6 мая 2018 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  173. ^ «Биографический фильм о Марвине Гэе: движение вперед» . Рекламный щит . 6 февраля 2006. Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  174. ^ «Джесси Л. Мартин сыграет Марвина Гэя в биографическом фильме» . Джет . 27 февраля 2006. Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  175. ^ Эрнандес, Эрнио (1 февраля 2008 г.). «Гандольфини присоединяется к Мартину в фильме Марвина Гэя «Сексуальное исцеление» » . Афиша . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  176. ^ «Джеймс Гандольфини присоединяется к биографическому фильму о Марвине Гэе» . Развлекательный еженедельник . 3 февраля 2008 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  177. ^ Чайлд, Бен (14 февраля 2011 г.). «Жюльен Темпл снимет биографический фильм о Марвине Гэе » Хранитель . Архивировано из оригинала 15 февраля 2016 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  178. ^ Паттен, Доминик (26 ноября 2012 г.). «Ленни Кравиц сыграет Марвина Гэя в фильме Жюльена Темпла» . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 24 октября 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  179. ^ МакНэри, Дэйв (26 апреля 2013 г.). «Фокус добавляет проект Марвина Гэя в Каннский список» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 13 апреля 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  180. ^ МакКлинток, Памела (26 апреля 2013 г.). «Канны: в центре внимания — биографический фильм о Марвине Гэе» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  181. ^ «Биографический фильм о Марвине Гэе, тизер-клип «Сексуальное исцеление» появился в Интернете (ВИДЕО)» . ХаффПост . 18 сентября 2013. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  182. ^ Хаглунд, Дэвид (19 сентября 2013 г.). «Будет ли хорош фильм Марвина Гэя?» . Сланец . Архивировано из оригинала 18 августа 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  183. ^ Сакс, Итан (19 сентября 2013 г.). « Вышел тизер-трейлер «Sexual Healing»: Джесси Л. Мартин снимает в биографическом фильме легендарного R&B певца Марвина Гэя» . Ежедневные новости . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  184. ^ Макнаб, Джеффри (13 июня 2013 г.). «киоск с фильмами Марвина Гэя из Темпла» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 27 августа 2015 г.
  185. ^ Сакс, Итан (19 сентября 2013 г.). « Вышел тизер-трейлер «Sexual Healing»: Джесси Л. Мартин снимает в биографическом фильме легендарного R&B певца Марвина Гэя» . Ежедневные новости . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 27 августа 2015 г.
  186. ^ Флеминг, Майкл (5 июня 2008 г.). «Ф. Гэри Грей снимет фильм «Марвин»» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 26 августа 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  187. ^ Кэмпбелл, Кристофер (8 июня 2008 г.). «Ф. Гэри Грей Хелминг другого биографического фильма о Марвине Гэе» . Кивифон . Проверено 16 августа 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  188. ^ Чаголлан, Стив (1 апреля 2010 г.). «Музыкальные биографические фильмы изо всех сил пытаются попасть на большой экран» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 22 августа 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  189. ^ Адлер, Тим (16 мая 2010 г.). «КАННЫ: Терренс Ховард ведет переговоры о роли Марвина Гэя Кэмерона Кроу» . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  190. ^ «Марвин Гэй: На виноградной лозе слышны неоднозначные сообщения» . 5 апреля 2011. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  191. ^ Певец, Мэтт (26 августа 2011 г.). «Осенний обзор: Кэмерон Кроу рассказывает: «Мы купили зоопарк», купили Мэтта Дэймона и почему из животных получаются отличные персонажи» . Ifc.com . Архивировано из оригинала 5 августа 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  192. ^ Зюскинд, Алекс (22 ноября 2011 г.). «Кэмерон Кроу однажды уволил Эштона Катчера; планировал биографический фильм о Марвине Гэе с Уиллом Смитом» . Кивифон . Проверено 16 августа 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  193. ^ «Ленни Кравиц выбывает из биографического фильма о Марвине Гэе» . Роллинг Стоун . 5 марта 2013. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 27 августа 2015 г.
  194. ^ В биографическом фильме Марвина Гэя «Сексуальное исцеление» бывшая жена певца, Дженис Гэй, «разочарована » . ХаффПост . 11 марта 2014. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 27 августа 2015 г.
  195. ^ Jump up to: а б Платон, Адель (14 июля 2016 г.). «Семья Марвина Гэя на борту фильма «Что происходит?» Документальный фильм» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 15 июля 2016 года . Проверено 15 июля 2016 г.
  196. ^ Блистейн, Джон (12 июля 2016 г.). «Новый документ Марвина Гэя включает неизданные кадры» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 15 июля 2016 года . Проверено 15 июля 2016 г.
  197. ^ Jump up to: а б Сан, Ребекка (30 ноября 2016 г.). «Джейми Фокс продюсирует ограниченный сериал о Марвине Гэе (эксклюзив) - Hollywood Reporter» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 1 декабря 2016 года . Проверено 1 декабря 2016 г.
  198. ^ Невинс, Джейк (18 июня 2018 г.). «Доктор Дре снимет биографический фильм о Марвине Гэе с правами на каталог певца» . Хранитель . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 19 марта 2019 г.
  199. ^ «Warner Bros. назначает продюсерами фильма Марвина Гэя, режиссера Аллена Хьюза, доктора Дре и Джимми Айовина» . Крайний срок . 17 июня 2021 г. . Проверено 22 июня 2021 г.
  200. Энциклопедия ветеранов в Америке , Уильям А. Пенчак, стр. 167, «Фильм и ветераны». Архивировано 29 октября 2015 г., в Wayback Machine.
  201. Телегид «Хром и горячая кожа» . Архивировано 17 ноября 2015 г., в Wayback Machine.
  202. Cool Ass Cinema, вторник, 17 февраля 2009 г., обзор Chrome & Hot Leather (1971). Архивировано 17 ноября 2015 г., в Wayback Machine.
  203. ^ Разделенная душа: Жизнь Марвина Гэя: Жизнь Марвина Гэя Дэвида Ритца. Глава 17. Голливудские суеты. Архивировано 18 октября 2015 г., в Wayback Machine.
  204. ^ «Марвин Гэй – Концерт в Монтрё, 1980: Марвин Гэй: Кино и ТВ» . Амазонка . 20 мая 2003. Архивировано из оригинала 24 мая 2011 года . Проверено 8 июля 2011 г.

Общие и цитируемые источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd804e458a2aa1489303e3eef75a3bbc__1720867080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/bc/dd804e458a2aa1489303e3eef75a3bbc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marvin Gaye - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)