Бонго барабан
![]() | |
Ударный инструмент | |
---|---|
Другие имена |
|
Классификация | Перкуссия |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 211.251.2 (Наборы одностенных конических барабанов) |
Развитый | Конец 19 века на Кубе. |
Связанные инструменты | |
Бонго ( испанский : bongó ) — афро-кубинский ударный инструмент, состоящий из пары небольших ручных барабанов с открытым дном разных размеров. [ 1 ] Пара состоит из большей гембры ( букв. « женщина » ) и меньшего мачо ( букв. « мужчина » ), которые соединены деревянным мостом. На них играют обеими руками, и их обычно держат между ног, хотя в некоторых случаях, как в классической музыке, на них можно играть палочками или устанавливать на подставках.
Бонго в основном используются в ритм-секции ансамблей сон-кубано и сальсы , часто вместе с другими барабанами, такими как более крупные конги , ударяющие палочками и тимбалы . В этих группах игрок на бонго известен как бонгосеро и часто играет непрерывный восьмитактный рисунок, называемый мартильо ( букв. « молоток » ), а также более ритмически свободные партии, обеспечивая импровизационные расцветки и ритмический контрапункт. [ 2 ]
Бонго возникли на востоке Кубы в конце 19 века, возможно, из пары больших барабанов, таких как боку. Эти старые и большие бонго известны как бонго-дель-монте , и на них играют на языке чангуи . Бонго меньшего размера, используемые в сон-кубано, были популярны на Кубе к 1910-м годам и достигли концертных залов на востоке Соединенных Штатов в 1930-х годах. К 1940-м годам бонго и конга делили сцену, поскольку ансамбли сыновей росли в размерах, а латиноамериканская музыка начала переплетаться с джазом и другими жанрами. Во второй половине 20 века на бонго стали играть в самых разных жанрах, от бачаты до латинского рока . [ 3 ]
Строительство
[ редактировать ]Барабаны бонго имеют высоту около 20 сантиметров (8 дюймов) и диаметр примерно 20 сантиметров (8 дюймов) и 25 сантиметров (10 дюймов). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Корпуса барабанов и мост (небольшой блок, соединяющий их) обычно изготавливаются из дерева, хотя также распространено стекловолокно. Головки обычно изготавливаются из телячьей кожи и крепятся к корпусам с помощью стальной фурнитуры, позволяющей их настройку (настройку выступов). Первоначально использовались металлические гвозди, поэтому шкуры приходилось натягивать, нагревая шкуры пламенем и разрыхляя водой или сильно ударяя по ним. [ 4 ] [ 7 ] Этот метод настройки до сих пор используется для традиционных бонгов, используемых в чангуи. Поэтому Фернандо Ортис относит оригинальное бонго к категории tambores de candela (барабаны, настраиваемые пламенем), наряду с барабанами боку , юка , конга , бембе и меньшими барабанами, поскольку все они были настроены с помощью пламени масляной лампы. [ 8 ]
Техника
[ редактировать ]
Барабаны бонго издают относительно высокие их следует держать за коленями , а больший барабан - справа звуки по сравнению с барабанами конга, и если вы правша, . На нем чаще всего играют вручную, и в кубинской музыке он особенно ассоциируется с устойчивым рисунком или остинато восьмых нот, известным как мартильо (молоток). [ 3 ] На них традиционно играют, ударяя пальцами и ладонями по краю пластиков. Глиссандо , используемое с бонго де монте , называемое брамидо (вой), выполняется путем трения третьего пальца, поддерживаемого большим пальцем, по головке барабана. Обычно это делается во время кульминации выступления чангуй. [ 7 ] Палец иногда смачивают слюной или потом, прежде чем потереть им голову. [ 9 ] но многие игроки вместо этого используют пчелиный воск. [ 7 ]
При исполнении сон-кубано и других популярных жанров мачо находится слева, а гембра - справа. В Чангуи бонго-де-монте расположен наоборот. [ 7 ] В чангуи манера игры также отличается, где бонго не следует устойчивому ритму. Вместо этого он обычно отмечает необычные доли и четыре доли во время импровизации. [ 7 ] Таким образом, техника игры на чангуи напоминает технику игры на конгах (причем их высота часто ниже, чем у бонго и конги). [ 7 ] Это отражает его происхождение, поскольку бонго-дель-монте произошел от пар бокус , более крупного барабана с востока Кубы, похожего на конга. [ 7 ]
На бонго также можно играть на стойке, как в случае с концертными оркестрами и группами. В исполнении классической музыки по бонго обычно ударяют молотками или барабанными палочками . Примеры произведений с участием бонгов включают «Ионизацию» Вареза (1931), «Le Marteau sans maître» Булеза (1955) и « In seinem Gartenliebt Don Perlimplin Belisa» Фортнера (1962). [ 10 ] В произведении Стива Райха 1971 года «Drumming» представлены четыре пары тщательно настроенных бонгов, на которых играют барабанными палочками. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Происхождение и этимология
[ редактировать ]Происхождение бонго во многом неясно. Его использование было впервые задокументировано в восточном регионе Кубы, провинции Ориенте , в конце 19 века, где оно использовалось в таких музыкальных стилях, как nengón , changüí и их потомке, son cubano . [ 3 ] По мнению Фернандо Ортиса , слово «бонго» произошло от банту слов «мгомбо» или «нгома» , что означает «барабан». [ 12 ] Он предполагает, что это слово развилось в результате метатезиса и сходства с другим словом банту, мбонго . [ 12 ] По словам информаторов Ортиса в начале 20-го века, большой бонго-дель-монте (горное бонго), используемый в чангуи, был предком меньшего бонго, используемого в сон-кубано и сальсе. [ 7 ]
Как объяснили Бенджамину Лапидусу восточно-кубинские информаторы, устная традиция среди музыкантов чангуи в Ориенте заключается в том, что бонго возникло как замена паре бокус, которые перевешивались через колено музыканта. [ 7 ] Бокус — это высокие барабаны, популярные в восточных провинциях, особенно во время карнавальных шествий, и использовавшиеся в ранних группах чангуи. Со временем эти барабаны были разрезаны пополам на бонго. Это может объяснить, почему бонго дель Монте, используемый в Чангуи, больше, чем бонго, используемые в Соне. В Ольгине подобные барабаны, которые считаются возможными предками бонго , известны как тахона , что могло быть общим словом для обозначения барабана на Кубе, а также относится к несвязанному музыкальному жанру . [ 13 ] Другие общие термины, которые использовались для обозначения бонгов на востоке Кубы, включают тахонитас, тамбора, атамбора и тумба. [ 14 ]
Происхождение боку/тахона согласуется с общепринятым мнением афро-кубинских историков культуры о том, что бонго происходит от моделей барабанов банту из Центральной Африки, заметных на открытом низе. Сильное историческое присутствие африканцев из региона Конго/Анголы на востоке Кубы (где впервые появилось бонго) делает такое влияние возможным, как и широкое использование термина бонго/бонко среди носителей банту. [ 7 ] Более того, влияние Центральной Африки и Конго также задокументировано как в сон-кубано, так и в чангуи, и первоначально развитие барабана бонго происходило параллельно с этими жанрами. На основе таких концептуальных моделей африканских барабанов бонго получило дальнейшее развитие на самой Кубе, и некоторые историки утверждают, что соединение двух барабанов было более поздним изобретением, появившимся на Кубе. Таким образом, этот инструмент был описан как «африканский по концепции, но кубинский по изобретению». [ 15 ] Гипотеза Ортиса о происхождении боку заключается в том, что их высокая необычная форма была результатом целенаправленного избегания афро-кубинскими музыкантами «африканских» барабанов в то время, когда большинство барабанов такого типа были запрещены. [ 16 ]
Менее поддерживаемые гипотезы происхождения бонгов, в основном основанные на их внешнем сходстве с другими парными барабанами, включают кубинские пайлы и тимбалы (происшедшие от европейских тимпанов), арабские накеры , североафриканские тбилаты (называемые «африканскими глиняными бонго»). , [ 17 ] индийская табла и т. д. [ 18 ] [ 19 ]
Эволюция и популяризация
[ редактировать ]
Бонго вошло в кубинскую популярную музыку как ключевой инструмент ранних ансамблей сына, быстро став - из-за растущей популярности сына - «первым инструментом с неоспоримым африканским прошлым, принятым в кубинских «общественных» кругах». [ 3 ] Об этом свидетельствуют, например, стихи Николаса Гильена . [ 3 ] По мере того как сон развивался и дистанцировался от своего предшественника, чангуи, то же самое происходило и с бонго. Бонго, используемые в чангуи, известные как бонго-де-монте , больше и настроены ниже, чем их современные аналоги, имеют фиксирующие головки вместо настраиваемого оборудования и играют аналогично ведущему барабану конга ( квинто ) и другим фольклорным ведущим барабанам. части. [ 7 ] В отличие от современного сон, чангуи никогда не распространял свою популярность за пределы восточной Кубы, и поэтому его бонго остаются редкостью. Принято считать, что сын прибыл в Гавану отчасти в результате прибытия музыкантов из кубинской ejército Permanente (постоянной армии), которые привезли с собой музыку из восточной Кубы. Среди первых известных бонгосеро, вступивших в постоянную армию в Сантьяго-де-Куба, был Мариано Мена. [ 20 ]
В эпоху секстето группы сыновей начали выступать и гастролировать больше, чем когда-либо прежде, и впервые были сделаны записи. Именно в этом контексте оставили свой след первые великие новаторы бонго, и, в отличие от своих предшественников, их имена не затерялись во времени. [ 3 ] Особо следует отметить Оскара Сотолонго из Sexteto Habanero и Хосе Мануэля Каррьера Инчарте «Эль Чино» из Sexteto Nacional , двух ведущих групп 1920-х и 30-х годов. Сам Сотолонго позже покинул Хабанеро и возглавил собственную группу Conjunto Típico Cubano. [ 21 ] Его заменой стал Агустин Гутьеррес «Манана», который широко считается одним из самых влиятельных бонгосеро , отчасти из-за его статуса члена Абакуа , что позволило ему разработать методы, основанные на игре на барабанах экуэ (секретный барабан) такого общества. [ 15 ] В 1930 году сын Сотолонго, Андрес Сотолонго, заменил Гутьерреса в Хабанеро. [ 22 ] Десятилетия спустя, в возрасте 82 лет, Андрес Сотолонго был записан для документального фильма «Маршруты ритма» , играя вместе с Исааком Овьедо . [ 23 ]
«Кубинское правительство запретило стук в африканский барабан бонго. Это ограничение влечет за собой суровые наказания на том основании, что монотонное звучание вызывает состояние дикости у невежественных слушателей и состояние раздражения у других».
Журнал «Лайф» , 1929 год. [ 24 ]
В 1929 году кубинское правительство запретило бонго и другие барабаны. [ 24 ] [ 25 ] Этот запрет расширил действие запрета 1925 года, который объявил конги вне закона в контексте уличных карнавалов, но не самих компарсов. По иронии судьбы, этот первоначальный запрет был введен мэром Сантьяго-де-Куба Дезидерио Арнасом II , отцом Дези Арнаса , который позже популяризировал конги, бонго и бокус в Америке и во всем мире. Это подавление афро-кубинской культуры было осуждено поэтами афрокубинизма, такими как Гильен, чья «Canción del bongó» (Песня о бонго) была опубликована в 1931 году. [ 26 ]
возросло В 1930-е годы техническое мастерство бонгосеро , о чем свидетельствует Клементе «Чичо» Пикеро, чьи виртуозные выступления вдохновили молодого монго Сантамарию взяться за инструмент. [ 27 ] [ примечание 1 ] К началу 1940-х годов Сантамария стал мастером игры на инструменте, выступая с Lecuona Cuban Boys , Sonora Matancera , Conjunto Matamoros и «Conjunto Segundo» Арсенио Родригеса среди других. [ 27 ] Арсенио был пионером формата конхунто , включив тумбадору ( барабан конга в ритм-секцию ) и дубль бонгосеро на ковбелле. Давним бонгосером Арсенио был Антолин «Папа Кила» Суарес, которого часто называют одним из величайших игроков своего времени наряду с Педро Мена из Конхунто Матаморос. [ 30 ] Группа Арсенио также помогла сломать расовые барьеры, что особенно затронуло бонгосеро . Например, Оркеста Казино де ла Плайя не разрешила своему чернокожему бонгосеро Рамону Кастро выступать на сцене, а Арсенио не разрешили выйти на трес. [ 31 ] В Казино де ла Плайя также будет представлен бонгосеро Кандидо Рекена, который позже присоединился к Conjunto Kubavana и Conjunto Niágara и стал одним из ведущих производителей бонгов и тумбадор на Кубе . [ 32 ] Рекена, как и братья Вергара, сыграли важную роль в технологическом совершенствовании бонгов и конг. [ 33 ] До появления механически настраиваемых бонгов и конг в 1940-х годах оба инструмента настраивались с помощью масляных или керосиновых ламп . Тепло пламени использовалось для сжатия пластика барабана и достижения желаемого звука. [ 33 ]
После популяризации тумбадоры Сантамария переключился на этот инструмент, оставаясь при этом близким другом бонгосеро Армандо Перасы . [ 34 ] Оба переехали в Нью-Йорк к 1950 году, привезя с собой свои музыкальные способности. Среди бонгосеро , оставшихся на Кубе, был вышеупомянутый Чичо Пикеро, который стал близким другом Бенни Море его Banda Gigante в Мексике и стал бонгосеро на Кубе. Также важную роль в 1950-х годах играли Папа Гофио из Conjunto Rumbavana и Рохелио «Йейо» Иглесиас, главный игрок на бонго на дескарги Гаваны. сцене [ 35 ] В течение 20 века бонго распространилось по всей Латинской Америке. В Доминиканской Республике бонго стало неотъемлемой частью бачаты , жанра, родственного болеро , возникшего в 1960-х годах. [ 36 ]
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]
В 1920-х годах на бонго впервые заиграли в Соединенных Штатах во время записи кубинских ансамблей, таких как Sexteto Nacional , которые записывались в Нью-Йорке для Columbia Records . Среди треков, записанных на их сессиях 1927 года, был "Viva el bongó", [ 37 ] песня о самом инструменте, которая, в отличие от популярного в то время стилизованного кубинского сына, выдвинула перкуссию на передний план. [ 38 ] Поскольку эти записи в основном продавались на Кубе, они не оказали никакого культурного влияния в США.
Ситуация изменилась одним субботним днем в апреле 1930 года, когда оркестр казино «Гавана» под управлением Дона Аспиасу дебютировал со своим живым выступлением в театре «Палас» в Нью-Йорке. Успешные выступления Дона Аспиасу и записи « El manisero » с участием Хосе «Чикито» Сокарраса на бонго породили увлечение танцами, известное как « румба » (на самом деле основанное на кубинском сыне), что привело к широкому использованию бонго среди латиноамериканцев. группы в Нью-Йорке. [ 39 ] В начале 1930-х годов в Нью-Йорке распространились кубинские оркестры, в которых бонго был ключевым ударным инструментом, в том числе под управлением Антонио Мачина, Альберто Сокарраса, Педро Виа, Антобаля, Энрике Бриона и др. Однако, помимо Чикито Сокарраса, который также был будучи певцом, не было бонгосеро известных , и этот инструмент еще не проник в американские музыкальные стили.
Возглавляемый культовым конгеро Чано Посо , в конце 1940-х годов произошел исход афро-кубинских перкуссионистов с Кубы в Соединенные Штаты. Среди ведущих бонгосеро кубинского происхождения в США были Армандо Пераса , Чино Посо (не имеющий отношения к Чано) и Рохелио Дариас , который сделал долгую карьеру в Лас-Вегасе и был известен как король бонго. [ 40 ] Многие другие, однако, стали бы в первую очередь игроками на конге, например, Монго Сантамария , Сабу Мартинес и Кандидо Камеро .
Латиноамериканскую музыкальную сцену Нью-Йорка и США в целом в основном составляли пуэрториканцы, и многие влиятельные бонгосеро были пуэрториканцами, учившимися у кубинцев. сделал долгую карьеру бонгосеро в Чикаго. Одним из первых примеров является Рафаэль «Конго» Кастро, который приехал в Нью-Йорк в 1924 году и до 1980-х годов [ 41 ] В Нью-Йорке многие пуэрториканские бонгосеро впоследствии присоединились к новаторским афро-кубинским джазовым ансамблям того времени, таким как Мачито и его афро-кубинцы, чьи синглы «Tangá» и «Mango mangüé» считались первыми образцами этого жанра. - с участием Хосе Мангуаля-старшего "Buyú" на бонго. Плодотворную карьеру Мангуаля продолжили его сыновья Хосе Мангуаль-младший . и Луис Мангуаль, игравший в различных сальса- группах в 1970-х годах. Два крупнейших латинских оркестра 1950-х годов в Нью-Йорке, возглавляемые Тито Пуэнте и Тито Родригесом , были домом для двух поколений бонгосеро , представленных Джонни «Ла Вака» Родригесом и его сыном Джонни «Денди» Родригесом пуэрториканского происхождения. [ 42 ]
Другими пуэрториканскими музыкантами, сделавшими себе имя на бонго, были Ричи Бастар из El Gran Combo de Puerto Rico , Ральф Марзан из Джонни Пачеко чаранги , «Маленький» Рэй Ромеро, Фрэнк Колон и Роберто Роэна . С другой стороны, среди американских мастеров бонгосеро есть Джек Костанцо и Вилли Бобо (пуэрто-риканского происхождения), последний более активно играет на тимбалах . Другими бонгосеро , оказавшими большее влияние как тимбалеро, были Мэнни Окендо , Орестес Вилато и Ники Марреро. Американские рок-группы, такие как Престон Эппс и Винера, Майкла Incredible Bongo Band извлекли выгоду из популярности инструмента, а также его экзотических и ритмичных качеств.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Некоторым музыкантам удалось эффективно превратить свои технические навыки в чистое зрелище, как это произошло с Ласаро Пла, известным как Мантека, который гастролировал с Lecuona Cuban Boys в 1940-х годах и стал достопримечательностью Гаваны в 1950-х. [ 28 ] [ 29 ] Позже он переехал в Майами и выпустил два альбома в качестве лидера 1970-х годов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штамм, Джеймс Аллен (2017). Словарь для современного перкуссиониста и барабанщика . Издательство Rowman & Littlefield . п. 23. ISBN 978-0-8108-8693-3 . OCLC 974035735 .
- ^ Гольдберг, Норберт (октябрь 1985 г.). «Бонго». Ударные ноты . 24 (1): 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фернандес 2006 , с. 22–41.
- ^ Перейти обратно: а б Вакер, Джонатан (2003). «Бонго-барабаны» . В Шеперде, Джон (ред.). Энциклопедия Continuum популярной музыки мира: Том II: Исполнение и производство . Лондон, Великобритания: Блумсбери. п. 351. ИСБН 9780826463227 .
- ^ Уорден, Нолан (2013). «Бонго» . В Торресе, Джордж (ред.). Энциклопедия латиноамериканской популярной музыки . АВС-КЛИО. стр. 52–53. ISBN 9780313087943 .
- ^ Ортис, Фернандо (1985). Новый каталог кубинизмов (на испанском языке). Издательство социальных наук. п. 82.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Лапидус, Бенджамин (2008). Истоки кубинской музыки и танца . Лэнхэм, Массачусетс: Scarecrow Press. стр. 21–23. ISBN 9781461670292 .
- ^ Ортис 1953 , с. 244.
- ^ Саллум, Тревор (2015). Книга Бонго . Мел Бэй. ISBN 9780786690404 .
- ^ Бек 2013 , с. 13.
- ^ Хартенбергер, Рассел (6 октября 2016 г.). Практика исполнения в музыке Стива Райха . Издательство Кембриджского университета. стр. 19–20. ISBN 978-1-107-15150-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Ортис, Фернандо (1924). Глоссарий афро-черныхизмов (на испанском языке). Гавана, Куба: Редакция Ciencias Sociales. п. 64.
- ^ Родригес 1997 , с. 262.
- ^ Родригес 1997 , с. 412.
- ^ Перейти обратно: а б Сублетт, Нед (2004). Куба и ее музыка: от первых барабанов до мамбо . Чикаго, Иллинойс: Chicago Review Press. стр. 338–339. ISBN 9781569764206 . LCCN 2003022097 .
- ^ Ортис 1953 , с. 382.
- ^ Бек 2013 , с. 91.
- ^ Блейдс, Джеймс (1992). Ударные инструменты и их история . Смелый Страммер. п. 450. ИСБН 978-0-933224-61-2 .
- ^ Саллум, Тревор (2016). Игра на бонго-барабанах: за пределами основ: за пределами основ . Мел Бэй. п. 4. ISBN 978-1-61911-599-6 .
- ^ Орехуэла, Адриана (2006). Сын не покинул Кубу (на испанском языке). Гавана, Куба: Кубинские письма. п. 26. ISBN 9789591011497 .
- ^ Орехуэла с. 202.
- ^ Встреча кубинской культуры . Ассоциация встреч кубинской культуры. 2003. Выпуски 28–31.
- ^ Аннотации к « Кубинской танцевальной вечеринке: Маршруты ритма», том 2 (1990). Раундер Рекордс.
- ^ Перейти обратно: а б «Гавана» . Жизнь . № 93. 1929 год.
- ^ «Куба запрещает избиение африканского барабана бонго; он используется в качестве беспроводной связи в джунглях и в обрядах вуду» . Нью-Йорк Таймс . 17 февраля 1929 г.
- ^ Эллис, Кейт (11 мая 2010 г.). «Николас Гильен: открытая социальная забота и тонкое художественное мастерство» . В Грине, Бренда М. (ред.). Африканское присутствие и влияние на культуры Америки . Издательство Кембриджских ученых. п. 9. ISBN 978-1-4438-2242-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Фернандес 2006 , с. 85.
- ^ Акоста, Леонардо (2003). Кубано Бе, Кубано Боп: сто лет джаза на Кубе . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги. п. 75. ИСБН 9781588345479 .
- ^ Кольясо, Бобби (1987). Последняя ночь, которую я провел с тобой (по-испански). Сан-Хуан, PR: Кубанакан. п. 417.
- ^ Саллум, Тревор (2007). Развлечение с бонгами Пасифик, Миссури: Мел Бэй. п. 2. ISBN 9781610656641 .
- ^ Мур, Робин (1997). Национализация черноты: афрокубанизм и художественная революция в Гаване, 1920–1940 гг . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. п. 143. дои : 10.2307/j.ctt5vkh3b . ISBN 9780822971856 . JSTOR j.ctt5vkh3b .
- ^ Фернандес 2006 , с. 101–102.
- ^ Перейти обратно: а б Субаренда стр. 572.
- ^ Фернандес 2006 , с. 88.
- ^ Молеон, Ребека (2005). Руководство по сальсе для фортепиано и ансамбля . Петалума, Калифорния: Sher Music Co. 75. ИСБН 9781457101410 .
- ^ Талладж, Анджелина (2013). «Бачата» . В Торресе, Джордж (ред.). Энциклопедия латиноамериканской популярной музыки . АВС-КЛИО. стр. 19–22. ISBN 9780313087943 .
- ^ Споттсвуд, Ричард К. (1990). Этническая музыка на пластинках: дискография этнических записей, выпущенных в США, 1893–1942 гг. Том. 4: испанский, португальский, филиппинский, баскский . Издательство Университета Иллинойса. п. 2147. ИСБН 978-0-252-01722-3 .
- ^ Мур, Робин (4 августа 2022 г.). «Раса и транскультурация: кубинский сын» . Ин де Йонг, Нанетт (ред.). Кембриджский спутник карибской музыки . Издательство Кембриджского университета. п. 27. ISBN 978-1-108-38641-8 .
- ^ Фигероа, Фрэнк М. (1994). Энциклопедия латиноамериканской музыки в Нью-Йорке . Столбовые публикации. п. 64. ИСБН 978-0-9643201-0-9 .
- ^ «Вспоминая Рохелио Дариаса». Указатель записей Конгресса, том 156, AK, LZ, часть 10 . Конгресс США. 4 февраля 2010 г., стр. 1248–1249.
- ^ Флорес, Карлос (1996). «Рафаэль «Конго» Кастро: один из последних исполнителей своего поколения» (PDF) . Калинда! . № Весна 1996 года.
- ^ Конзо, Джо; Перес, Дэвид А. (2010). Мамбо Диабло: Мое путешествие с Тито Пуэнте Блумингтон, Индиана: Авторский дом. п. 218. ИСБН 9781617130298 .
Библиография
[ редактировать ]- Бек, Джон Х. (2013). Энциклопедия ударных инструментов . Рутледж. ISBN 978-1-317-74768-0 .
- Фернандес, Рауль А. (2006). От афро-кубинских ритмов до латино-джаза . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-5209-3944-8 . OCLC 535982099 .
- Ортис, Фернандо (1953). Инструменты афро-кубинской музыки Том 3 (на испанском языке). Управление культуры Министерства образования.
- Родригес, Виктория Эли (1997). Инструменты фольклорно-популярной музыки Кубы (на испанском языке). Гавана, Куба: Центр исследований и развития кубинской музыки. ISBN 9789590602795 .