Мачито
Мачито | |
---|---|
![]() Мачито и Грасиела выступают в казино Glen Island, Нью-Йорк, конец 1940-х. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Франсиско Рауль Гутьеррес Грилло |
Также известен как | Фрэнк Грилло |
Рожденный | в. 3 декабря 1909 г. |
Источник | Гавана , Куба |
Умер | 15 апреля 1984 г. Лондон | (74 года)
Жанры | |
Инструмент(ы) | |
Годы активности | 1928–1984 |
Мачито (урожденный Франсиско Рауль Гутьеррес Грилло , 3 декабря 1909 — 15 апреля 1984) — латиноамериканский джазовый музыкант, который помог усовершенствовать афро-кубинский джаз и создать кубопа и музыку сальсы . [1] [2] Он вырос в Гаване со своей сестрой, певицей Грасиелой.
В Нью-Йорке Мачито сформировал группу Afro-Cubans в 1940 году и под руководством Марио Баузы в качестве музыкального руководителя объединил кубинские ритмы и аранжировки биг-бэнда в одной группе. Он сделал множество записей с 1940-х по 1980-е годы, многие из которых были с Грасиелой в качестве певицы. В 1975 году Мачито перешел на меньший формат ансамбля, много гастролируя по Европе. Он привел в группу своих сына и дочь и получил премию Грэмми в 1983 году, за год до своей смерти.
Музыка Мачито оказала влияние на карьеры многих музыкантов, которые на протяжении многих лет играли в составе афро-кубинцев, а также на тех, кого привлек латинский джаз после его прослушивания. Джордж Ширинг , Диззи Гиллеспи , Чарли Паркер , Кэб Кэллоуэй и Стэн Кентон отметили, что Мачито оказал влияние. Перекресток в Восточном Гарлеме назван в его честь «Площадь Мачито».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мачито дал противоречивые сведения о своем рождении. [3] Иногда он говорил, что он коренной кубинец из Гаваны . По другим сведениям, он родился в Тампе, Флорида , что делает его американцем кубинского происхождения. Возможно, он родился в 1908 году в районе Хесус Мария в Гаване. [3] или в Тампе, [4] 1909 год, район пляжа Марианао в Гаване. [5] или в Тампе, [6] 1912 год в Тампе. [1] [7] или Гавана, [8] [9] или даже 1915 год в Гаване. [10]
Независимо от места рождения, Мачито с раннего возраста воспитывался в районе Хесус-Мария в Гаване, где его сестра Грасиела . Их обоих воспитывали ее родители. 23 августа 1915 года родилась [11] Молодого Франсиско Рауля Гутьерреса Грилло, сына производителя сигар, в детстве прозвали «Мачо», потому что он был первым сыном, рожденным у его родителей после того, как у них родилось три дочери. [12] В подростковом возрасте и на Кубе «Мачо» стал профессиональным музыкантом, играя в нескольких ансамблях с 1928 по 1937 год. [13]
Карьера
[ редактировать ]Мачо переехал в Нью-Йорк в 1937 году в качестве вокалиста группы Las Estrellas Habaneras (Havana Stars). [14] В конце 1930-х он работал с несколькими латинскими артистами и оркестрами, записываясь с Conjunto Moderno, Cuarteto Caney, [13] Оркестр Сибони и руководитель оркестра Ксавье Кугат . [11] После более ранней попытки создать группу с Марио Баузой , в 1940 году он основал Afro-Cubans и провел их первую репетицию 3 декабря в бальном зале Park Palace. [15] расположен на 110-й улице в Гарлеме. [16] [17] Духовая секция в стиле биг-бэнда с трубами и саксофонами сопровождалась трэп-барабаном, фортепиано, басом и кубинским бонго. [18] Несколько недель спустя, в начале января 1941 года, Мачито назначил Марио Баузу музыкальным руководителем; [19] эту роль он сохранял в течение 34 лет. [3] Будучи инструменталистом, Бауза играл на трубе и альт-саксофоне. [20]
В 1941 году у группы появился ранний хит с песней "Sopa de Pichon". Ее название на сленге означает "голубиный суп", пуэрториканская шутка о том, что будучи иммигрантом в Нью-Йорке чуть не умер с голоду. [21]
Мачито и афро-кубинцы были одними из первых, кто соединил афро-кубинские ритмы с джазовой импровизацией и аранжировками для большого оркестра. Мачито был фронтменом и маракасистом афро-кубинцев, а Бауза определил характер группы как музыкальный руководитель. [22] Бауза, зять Мачито от брака с сестрой Мачито Эстелой, нанял джазовых аранжировщиков и музыкантов, чтобы заменить члена-основателя и первоначального аранжировщика группы Хосе «Пин» Мадеру. [23] который был призван в армию США и служил во Второй мировой войне. [24]
В результате музыка Мачито во многом вдохновила таких джазовых музыкантов США, как Диззи Гиллеспи , Чарли Паркер и Стэн Кентон . Одним из произведений в репертуаре оркестра Кентона был идиоматический афро-кубинский номер, известный как «Мачито», написанный Стэном Кентоном совместно с Питом Руголо и выпущенный под названием Capitol 78 в 1947 году.

В апреле 1943 года, во время Второй мировой войны , Мачито был призван в армию США . После нескольких месяцев тренировок он получил травму ноги и был демобилизован в октябре . Ранее, предвидя долгое отсутствие лидера группы, Бауза послал за младшей приемной сестрой Мачито Грасиелой, которая приехала в Нью-Йорк из Гаваны, где она гастролировала с El Trio Garcia и пела солистку с женским оркестром Orquesta Anacaona. [11] Грасиела была солисткой афро-кубинцев в течение года, прежде чем Мачито вернулся в группу. [11] Грасиела осталась — на выступлениях две певицы чередовали сольные песни и создавали такие дуэты, как «Si Si No No» и «La Paella». Помимо перкуссии, Грасиела играла на клаве вместе с маракасами Мачито. [11]
Начиная с 1947 года подросток Уилли Бобо помогал переносить оборудование группы на концерты в Верхнем Манхэттене , просто чтобы посмотреть, как они играют. Ближе к концу вечера, если лидеров профсоюза музыкантов не было видно (он был несовершеннолетним), он брал бонго у Хосе Мангуаля и играл с группой. Позже Мачито помог ему получить позиции в других латиноамериканских группах. Много лет спустя Джордж Ширинг указал на Мачито и Уилли Бобо как на двух музыкантов, которые помогли ему узнать, «что такое латиноамериканская музыка». [25]
Мачито согласился на запись со Стэном Кентоном в декабре 1947 года, сыграв маракасы на мелодию "The Peanut Vendor", которая стала для Кентона хитом. Другими афрокубинцами на этом свидании были Карлос Видаль на конгах и Хосе Мангуаль на тимбалах. В следующем месяце группы Кентона и Мачито разделили сцену в The Town Hall в Нью-Йорке, что вызвало растущий интерес к Cubop . Мачито назвал этот стиль музыки, когда в 1948 году записал аранжировку песни Баузы «Tanga» под новым названием «Cubop City». [7] Мачито пользовался успехом у продюсеров звукозаписи, и в своих живых выступлениях он выступал с солистами Говардом МакГи на трубе и Брю Муром на тенор-саксофоне. В конце 1948 года он пришел в студию с Чарли Паркером и Флипом Филлипсом , играя на тенор-саксофоне. [7] Звезда Мачито восходила, и он играл в Карнеги-холле 11 февраля 1949 года в составе Дюка Эллингтона , Лестера Янга , Бада Пауэлла и Коулмана Хокинса . [7] Был выпущен альбом, состоящий из 78 сторон, записанных в 1948 и 1949 годах: Mucho Macho . Для этих записей в состав группы из 14 человек входили три трубача (включая Баузу), четыре саксофониста, пианист Рене Эрнандес, басист, и три перкуссиониста, играющих на бонго, конга и тимбалес, а также Грасиела на клавах и сам Мачито на маракасах. Следующим релизом стал Tremendo Cumbán с аранжировками пианиста Эрнандеса и вокальными дополнениями от Rigual Brothers. На этой записи Митч Миллер играет на гобое в одной из мелодий «Гобое Мамбо». [7]
Каждое лето с середины 1940-х до конца 1960-х, в течение 22 лет, Мачито и его группа давали десятинедельный концерт в отеле Concord Resort в Кэтскиллс . Альбом Мачито Vacation at the Concord был выпущен в 1958 году как репрезентативный опыт вечернего выступления, но не был записан на курорте. [26] Пятилетний Марио Грилло научился играть на тимбалах во время летней серии 1961 года, беря уроки у Убальдо Ньето, затем вернулся в Нью-Йорк с оркестром своего отца и отыграл свой первый концерт, исполнив соло на одном тимбале в Palladium Ballroom стоя. на стуле рядом с Тито Пуэнте . [26]
В 1957 году Мачито записал альбом Kenya , в который в основном вошли оригинальные песни А.К. Салима или Эрнандеса, сотрудничавшего с Баузой. Единственной кавер-мелодией была «Tin Tin Deo» Лучано «Чано» Посо . Среди приглашенных музыкантов - Док Читэм и Джо Ньюман на трубе, Кэннонболл Эддерли на альт-саксофоне и Эдди Берт на тромбоне. Постоянный состав группы и аранжировщик Рэй Сантос также играл на альбоме на тенор-саксофоне. секцию ударных инструментов из семи человек (включая Кандидо Камеро и Карлоса «Патато» Вальдеса ). Завершает [7] Альбом показал значительное долголетие: спустя полвека после выхода он был назван Робертом Димери в его книге «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умереть» .
Меньший формат
[ редактировать ]В 1975 году к группе присоединился сын Мачито Марио Грилло, известный как «Мачито-младший», для записи с Диззи Гиллеспи « Afro-Cuban Jazz Moods» ; Альбом с аранжировками Чико О'Фаррилла был номинирован на премию Грэмми. Позже, в 1975 году, Мачито решил, что примет приглашение совершить турне по Европе с небольшим ансамблем из восьми человек. Бауза ушел; у него были серьезные сомнения, что такое предприятие сработает в музыкальном плане. Грасиела тоже ушла. [11] Тур и небольшая группа оказались очень успешными; начало многолетних гастролей по Европе. (Годы спустя Бауза признался, что действовал слишком поспешно. [7] ) Марио Грилло взял на себя обязанности музыкального руководителя в 1977 году. В том же году группа получила еще одну номинацию на Грэмми за «Фейерверк» — изменение тона, о чем свидетельствует появление Лало Родригеса в качестве солистки и композитора трех мелодий. [26] Дальнейшие европейские туры были предприняты под названием «Мачито и его сальса-биг-бэнд», а дочь Мачито Паула Грилло исполнила женский вокал, встав на место Грасиэлы. [26] Когда группа появилась в Лондоне в феврале 1982 года, они заключили долгосрочные контракты, сделав Лондон своей «базой базирования». [26]
В Эйвери Фишер Холле в 1978 году Мачито и его группа выступали на нью-йоркской части Джазового фестиваля в Ньюпорте . С группой солировал Диззи Гиллеспи. После выступления Мачито и Тито Пуэнте вывели на сцену свои группы. Обе группы в течение 15 минут играли песню «Mamba Adonis», мелодию, которую позже Пуэнте переименовал в «Machito Forever». Впоследствии группа Мачито и Гиллеспи завершили сет мелодией «Manteca», аранжировкой 1948 года. [27]
В 1983 году Мачито получил премию «Грэмми» в категории «Лучшая латинская запись» за альбом Machito & His Salsa Big Band '82 . Запись была сделана в Нидерландах примерно за четыре часа, в основном по одному дублю на мелодию. [26]
Личная жизнь
[ редактировать ]Мачито был невысокого роста, его рост составлял 5 футов 4 дюйма (1,63 м). [10] Будучи всю жизнь католиком, он женился на пуэрториканке Хильде Торрес 17 января 1940 года. [10] после этого он изменил свое прозвище с «Мачо» на «Мачито». [12] Межнациональный брак послужил для латиноамериканцев Нью-Йорка знаком того, что можно достичь чувства панлатиноамериканского братства. [28] У Фрэнка и Хильды Грилло было пятеро детей: Марта (1941 г.), Фрэнк-младший (1943 г.), Барбара (1948 г.), [10] Марио (1956) и Паула. [26] Семья жила в испанском Гарлеме на 112-й улице и Второй авеню , где Мачито любил готовить для своих детей, время от времени сочиняя песни, такие как «Sopa de Pichón», работая на кухне. [25]
у Мачито случился инсульт Перед концертом в Лондоне, Англия, в 1984 году Ронни Скотта . , и он потерял сознание, ожидая выхода на сцену в клубе [7] Он умер четыре дня спустя, 19 апреля 1984 года, в больнице Университетского колледжа в Лондоне. [26] Его сын Марио продолжил наследие, возглавив оркестр Мачито после смерти отца. [26] Его дочь Паула, хотя и посвятила свою жизнь научным исследованиям, время от времени выступала в качестве певицы в группе. [26] [29]
Марио Бауса умер в 1993 году. Хильда Грилло, покровительница латиноамериканской музыки после смерти мужа, умерла в июле 1997 года. Не будучи замужем, Грасиела умерла в апреле 2010 года в возрасте 94 лет. [11]
Наследие
[ редактировать ]В 1985 году мэр Нью-Йорка Эд Кох назвал пересечение 111-й Восточной улицы и Третьей авеню «Площадь Мачито», место в испанском Гарлеме, которое находится в одном квартале от 110-й Восточной улицы, переименованное в «Путь Тито Пуэнте» после смерти Тито Пуэнте в 2000 году. . [30] В молодости Мачито жил в квартире на юго-западном углу перекрестка. [31]
В 1987 году был выпущен документальный фильм Карло Ортиса «Мачито: наследие латиноамериканского джаза» , в котором показаны пожилой Мачито и его жена в их квартире в Бронксе, а также архивные кадры выступлений 1940-х годов и позже. [32]
Избранная дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- Мучо Мачо Мачито ( Клеф , 1948–1949)
- Кения ( Рулетка , 1957)
- Каникулы в «Конкорде» ( Verve , 1958)
- Мачито с флейтой в ботинках (Рулетка, 1959)
- Мачито в Крещендо ( GNP Crescendo , 1961)
- Мачито!!! ( Вне времени , 1983)
Как помощник
[ редактировать ]- Мигелито Вальдес , Бим Бам Бум – Альбом кубинских ритмов ( Decca )
- Мигелито Вальдес, афро-кубинская музыка (Декка, 1942)
- Чарли Паркер , «К югу от границы» ( Verve , 1948 и 1951–1952)
- Диззи Гиллеспи , Afro-Cuban Jazz Moods ( Пабло , 1975)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гинелл, Ричард С. Биография . Вся музыка, 2011 г.
- ^ «Некролог: Мачито». Время . 23 . Time Inc.: 106, 1984.
- ^ Перейти обратно: а б с Чайлд, Джон (18 ноября 1999 г.). «Профиль: Мачито» . descarga.com. Архивировано из оригинала 13 апреля 2011 года . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Гаррати, Джон Артур; Карнс, Марк Кристофер (1999). Американская национальная биография: Лавджой-Маккарди . Том. 14. Издательство Оксфордского университета, Американский совет научных обществ. п. 235. ИСБН 978-0-19-512793-5 .
- ^ Суини, Филип (2001). Приблизительный путеводитель по кубинской музыке . Грубые гиды. п. 114 . ISBN 978-1-85828-761-4 .
- ^ Мендес, Серафин Мендес; Куэто, Гейл; Дейнес, Нейса Родригес (2003). Известные жители Карибского бассейна и американцы Карибского бассейна: биографический словарь . Издательская группа Гринвуд. стр. 271–273. ISBN 978-0-313-31443-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Яноу, Скотт (2000). Афро-кубинский джаз . Третье ухо. Корпорация Хэла Леонарда. стр. 66–69. ISBN 978-0-87930-619-9 .
- ^ Пауэлл, Жозефина (2007). Тито Пуэнте: Когда спят барабаны . АвторДом. п. 57. ИСБН 978-1-4259-8157-0 .
- ^ Розенблатт, Джейсон Эрнандес (февраль 2001 г.). «Реквизит: Мачито» . Атмосфера . 9 (2). Vibe Media Group: 144. ISSN 1070-4701 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Франкенштейн, Альфред Виктор; Шпет, Зигмунд Готфрид; Майз, Джон Таунсенд Хинтон (1951). Кто есть кто в музыке . п. 284.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рэтлифф, Бен (9 апреля 2010 г.). «Грасиела Перес-Гутьеррес, афро-кубинская певица, умерла в возрасте 94 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Комната, Адриан (2010). Словарь псевдонимов: 13 000 предполагаемых имен и их происхождение (5-е изд.). МакФарланд. п. 303. ИСБН 978-0-7864-4373-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Дональд (1998). Энциклопедия популярной музыки Penguin (2-е изд.). Книги о пингвинах. п. 801.
- ^ Медина, Луис; 1984 год; «Мачито», журнал Avance; стр. 15
- ^ Салазар, Макс; 2002 г.; «Королевство Мамбо: латинская музыка в Нью-Йорке»; стр. 9
- ^ Христианин, Том 98, Выпуск 26; 1960 год; стр. 12
- ^ Аллен, Рэй; 2019 год; «Jump Up!: Карибская карнавальная музыка в Нью-Йорке»; стр. 5 9
- ^ Леймари, Изабель; 1997 год; «Кубинский огонь: история сальсы и латинского джаза»; стр. 159
- ^ Интервью, цитируемые Бауза, Марио. Интервью Джона Сторма Робертса, Проект устной истории джаза, Смитсоновский институт. 13 декабря 1978 года.
- ^ Перо, Леонард; Гитлер, Ира (2007). Биографическая энциклопедия джаза . Издательство Оксфордского университета, США. п. 46. ИСБН 978-0-19-532000-8 .
- ^ Раданович, Джон (2009). Дикарь ритма: жизнь и музыка Бенни Море . Университетское издательство Флориды. п. 49 . ISBN 978-0-8130-3393-8 .
- ^ Яноу, Скотт; 2001 г.; «Короли трубы: игроки, которые сформировали звучание джазовой трубы»; стр. 43
- ^ Серрано, Базилио (18 сентября 2015 г.). Пуэрториканские пионеры джаза, 1900–1939: Bomba Beats под латинский джаз . iUniverse. ISBN 9781491747704 .
- ^ Салазар, Макс; 2002 г.; «Королевство Мамбо: латинская музыка в Нью-Йорке»; стр. 11
- ^ Перейти обратно: а б Салазар, Макс (март 1997 г.). «Вспоминая Вилли Бобо: знаменитого музыканта сальсы» . Журнал Latin Beat . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Чайлд, Джон (5 мая 2007 г.). «Оркестр Мачито: вчера, сегодня и завтра» . descarga.com. Архивировано из оригинала 24 октября 2010 года . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Конзо, Джо; Перес, Дэвид А. (2010). Мамбо Диабло: Мое путешествие с Тито Пуэнте АвторДом. стр. 100-1 376–377. ISBN 978-1-4520-8282-0 .
- ^ Салазар, Макс (2002). Королевство Мамбо: латиноамериканская музыка в Нью-Йорке . Торговые книги Ширмера. п. 5 . ISBN 978-0-8256-7277-4 .
- ^ Казарес, Давид (9 января 1998 г.). «Оркестр Мачито поддерживает пламя» . Солнечный страж .
- ^ Фейрштейн, Санна (2001). Именование Нью-Йорка: места Манхэттена и то, как они получили свои названия . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета . стр. 135, 138. ISBN. 978-0-8147-2712-6 .
- ^ Сигал, Нина (8 сентября 2000 г.). «По следам королей мамбо» . Пуэрто-Рико Вестник. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 16 февраля 2011 г. Первоначально появилось в The New York Times .
- ^ Уилмингтон, Майкл (8 июня 1987 г.). «Обзор фильма: «Мачито»: наследие латинского ритма» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 16 февраля 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аустерлиц, Пауль и Джере Лаукканен (2016). Мачито и его афрокубинцы: избранные транскрипции . Миддлтон, Висконсин: A&R Edition. ISBN 9780895798282 .
- Леймари, Изабель (2002). Кубинский огонь: история сальсы и латино-джаза . Нью-Йорк: Континуум. ISBN 978-0826455864 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1909 рождений
- 1984 смертей
- Американские музыканты 20-го века
- Кубинские певцы ХХ века
- Кубинские дирижеры (музыка)
- Кубинские джазовые музыканты
- Кубинские эмигранты в США
- Лауреаты премии Грэмми
- Лидеры джазовых оркестров
- Руководители латинского джаза
- Игроки Маракаса
- Артисты Mercury Records
- Джазовые музыканты из Нью-Йорка
- Музыканты из Тампы, Флорида
- Музыканты из Гаваны
- Артисты Tico Records
- Исполнители Timeless Records
- Джазовые музыканты мужского пола
- Люди из Восточного Гарлема