Док Читэм
Док Читэм | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Адольфус Энтони Читэм |
Рожденный | Нэшвилл, Теннесси , США | 13 июня 1905 г.
Умер | 2 июня 1997 г. Вашингтон , округ Колумбия, США | ( 91 год
Жанры | Свинг , диксиленд , биг-бэнд |
Род занятий | Руководитель оркестра |
Инструмент(ы) | Труба , вокал |
Этикетки | Саквилл , Black & Blue , Джазология , Метроном , Тайник |
Адольфус Энтони Читэм , более известный как Док Читэм (13 июня 1905 г.) [ 1 ] — 2 июня 1997) — американский джазовый трубач, певец и руководитель оркестра. Он также является дедушкой музыканта Тео Крокера .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Док Читэм родился в Нэшвилле, штат Теннесси , США. [ 1 ] наследия африканцев, чероки и чокто. Он отметил, что в его юности там не было джазовой музыки; Как и многие в Соединенных Штатах, он познакомился с этим стилем благодаря ранним записям и гастрольным группам в конце 1910-х годов. Читэм начал заниматься музыкой, когда ему было 15 лет, сначала на корнете , а вскоре и на трубе, взяв уроки игры на трубе у Университета Фиск профессора Н. К. Дэвиса . Он также играл на саксофоне и барабанах . отказался от планов своей семьи сделать его фармацевтом (хотя и сохранил медицинское прозвище « в Нэшвилле Док»), чтобы заниматься музыкой и выступать в афроамериканском театре водевиля . [ 1 ] Позже Читэм гастролировал в составе группы, аккомпанируя блюзовым певцам в рамках Ассоциации владельцев театров . [ 2 ] Его ранние джазовые влияния включали Генри Бусса и Джонни Данна , но когда он переехал в Чикаго в 1924 году, он услышал Кинга Оливера . Игра Оливера стала для Читэма откровением. Читэм последовал за ним. Оливер подарил юному Читэму немую , которую Читэм ценил и с которой выступал до конца своей карьеры. Еще одно откровение произошло в следующем году, когда Луи Армстронг вернулся в Чикаго. [ 1 ] Армстронг окажет влияние на Читэма на всю жизнь. [ 1 ] описывая его как «обычного-необыкновенного человека». [ 3 ]
Работа с именными группами
[ редактировать ]Читэм играл в группе Альберта Винна (и иногда заменял Армстронга в Вандомском театре) и записывался на саксофоне с Ма Рейни, прежде чем переехать в Филадельфию в 1927 году, где он работал с группами Бобби Ли и Уилбура де Пари . [ 1 ] перед переездом в Нью-Йорк в следующем году. После непродолжительного сотрудничества с Чиком Уэббом он уехал в тур по Европе с Сэма Вудинга . группой [ 1 ]
Читэм вернулся в Соединенные Штаты в 1930 году и играл с Мэрион Хэнди и сборщиками хлопка МакКинни , прежде чем получить работу с Кэбом Кэллоуэем . Читэм был ведущим трубачом Кэллоуэя с 1932 по 1939 год. [ 1 ] Согласно личному разговору с Доком Читэмом, он учился у Макса Шлоссберга в течение шести месяцев в 1931 году. «Я подошел к этой теме в Sweet Basil's, потому что его тон был похож на тон Шлоссберга; я слышал, как Шлоссберг, мой дедушка, играл однажды в дома, в 1936 году». [Норман М. Кантер, доктор медицинских наук]
Он выступал с Бенни Картером , Тедди Уилсоном , Флетчером Хендерсоном и Клодом Хопкинсом в 1940-х годах; [ 1 ] после Второй мировой войны он начал регулярно работать с латиноамериканскими группами в Нью-Йорке, включая группы Переса Прадо , Марселино Герры , Рикардо Рэя (на чьем запоминающемся, насыщенном крючком альбоме Jala, Jala Boogaloo, Volume II он играл изысканно (но в титрах не указан), особенно на треке "Mr. Trumpet Man"), Machito и других. Когда Читэм впервые присоединился к группе Мачито, его уволили, потому что он не справлялся с клаве-ритмом . [ 4 ] Однако Читэм в конце концов справился с этим. Помимо продолжения латиноамериканских выступлений, он снова играл с Уилбуром де Пари и Сэмми Прайсом . Он руководил собственной группой на Бродвее в течение пяти лет, начиная с 1960 года, после чего гастролировал с Бенни Гудманом . [ 1 ]
В 1959 году Государственный департамент США профинансировал поездку лидера оркестра Херби Манна в Африку после того, как они услышали его версию «Африканской сюиты». Изнурительный 14-недельный тур проходил с 31 декабря 1959 года по 5 апреля 1960 года. В состав группы входили Херби Манн, руководитель оркестра, флейта и саксофон; Джонни Рэй, вибист и аранжировщик; Дон Пейн , бас; Док Читэм, труба; Джимми Неппер , тромбон; Патато Вальдес конгас; и Хосе Мангуаль , бонго. Направления, перечисленные в официальном маршруте, включали Сьерра-Леоне, Либерию, Нигерию, Мозамбик, Родезию, Танганьику, Кению, Эфиопию, Судан, Марокко, Тунис. [ 5 ]
Более поздняя работа
[ редактировать ]В 1970-х годах Читэм провел энергичную самооценку, чтобы улучшить свою игру, в том числе записывал себя на пленку и критически прослушивал записи, а затем пытался устранить все клише из своей игры. Дисциплина принесла свои плоды, и критическое внимание к нему постоянно улучшалось.
Его певческая карьера началась почти случайно в парижской студии звукозаписи 2 мая 1977 года. В качестве проверки уровня и микрофона в начале записи с группой Сэмми Прайса Читэм спел и пробежал пару припевов песни «What Могу ли я сказать «Дорогой» после того, как извинюсь». Звук с микрофона оказался хорошим с самого начала, магнитофон уже работал, и трек был выпущен на пластинке Doc Cheatham: Good for What Ails You . Его пение было хорошо встречено, и Читэм продолжал петь и заниматься музыкой до конца своей карьеры.
Читэм много гастролировал в дополнение к своим регулярным воскресным выступлениям, возглавляя группу в Sweet Basil на Манхэттене в Гринвич-Виллидж в последнее десятилетие своей карьеры. Во время одной из своих частых поездок в Новый Орлеан, штат Луизиана , он встретил и подружился с молодым трубачом-виртуозом Николасом Пэйтоном . В 1996 году два трубача и пианист Бутч Томпсон записали компакт-диск для Verve Records , Дока Читэма и Николаса Пэйтона . Академия звукозаписи номинировала Читэма на лучшее джазовое инструментальное соло и лучшее джазовое инструментальное исполнение, индивидуальное или групповое.
В 1998 году он посмертно получил премию «Грэмми» за лучшее импровизированное джазовое соло за композицию « Stardust » на своем компакт-диске с Доком Читэмом и Николасом Пэйтоном . Его жена Аманда и дочь Алисия приняли премию «Грэмми» от его имени.
Смерть
[ редактировать ]Док Читэм продолжал играть за два дня до своей смерти от инсульта, за одиннадцать дней до своего 92-летия. [ 6 ]
Дискография
[ редактировать ]- 1961 Шорти и Док с Шорти Бейкером (Свингвилл)
- 1973 Адольф Док Читэм (Иезавель)
- 1975 Эй, док! ( черный и синий )
- 1976 Док и Сэмми ( Саквилл )
- 1977 Хорошо для того, что тебя беспокоит (Классический джаз)
- 1979 Черная красавица (Саквилл)
- 1979 Джон, Док и Херб ( Метроном )
- 1982 Я влюблен в тебя (Нью-Йорк Джаз)
- 1982 Это хорошая жизнь (Парквуд)
- 1982 Слишком чудесно для слов (Нью-Йорк Джаз)
- 1983 Сказочный Док Читэм (Парквуд)
- 1985 На джазовом фестивале в Берне (Саквилл)
- 1985 Основные моменты джаза ( Stash )
- 1987 Дань Билли Холидей (Кеннет)
- 1988 Дорогой док (оранжево-синий)
- 1988 Дань Луи Армстронгу (Кеннет)
- 1988 Док Читэм и Сэмми Прайс в Новом Орлеане с джаз-бэндом Ларса Эдеграна ( GHB )
- 1992 Эрта Китт/Док Читэм/Билл Коулман с Джорджем Дювивье и компанией ( DRG )
- 1992 Эхо Нового Орлеана (Big Easy)
- 1992 Ты милая (Саквилл)
- 1993 Live ( Наташа Импорт )
- 1993 Восемьдесят семь лет Дока Читэма ( Колумбия )
- 1995 Дуэты и соло
- 1995 Swinging Down в Новом Орлеане ( Джазология )
- 1996 Концерт в Sweet Basil (джазология)
- 1997 Док Читэм и Николас Пэйтон с Николасом Пэйтоном ( Verve )
- 1997 Настроение Индиго: Мемориал ( Гнездо Змеи )
- 1999 На винограднике в холодное январское воскресенье.
- 2000 Live at the Windsor Jazz Series 1981 (джазология)
- 2003 Встречает швейцарскую Dixie Stompers Plus Two (джазология)
- 2011 От Дикси до Свинга (Живые традиции, 2011)
- 2013 Концерт в Нью-Йорке, 1985 год с Джорджем Келли (Сити-Холл/Squatty Roo, 1985, 2013) [ 7 ]
- Легенды (MusicMasters, 1993)
- К Дизу с любовью ( Теларк , 1992)
- Флейта, духовые инструменты, вибрации и перкуссия (Verve, 1959)
- Точка соприкосновения (Атлантика, 1960)
- Наша флейта Манна (Атлантика, 1966)
- The Big Apple Bash (Атлантика, 1979)
- Огонь (Черное и синее, 1975)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 84. ИСБН 0-85112-580-8 .
- ^ Чилтон, Джон. Док Читэм. в Кернфельде, Барри. ред. Джазовый словарь New Grove, 2-е издание, Vol. 1. Лондон: Макмиллан, 2002. с. 424.
- ^ Братья, Томас (2014). Луи Армстронг: мастер модернизма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 7. ISBN 978-0-393-06582-4 .
- ^ Дон Читэм, цитируется Робертсом (1999: 78). Латинский джаз .
- ↑ Личные письма Джимми Неппера, хранящиеся у его дочери Робин Неппер Махонен.
- ^ «Официальный веб-сайт Бутча Томпсона» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 г. Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ "Док Читэм | Дискография альбома | AllMusic" . Вся музыка . Проверено 20 октября 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Док Читэм на PBS.org/jazz
- Док Читэм на Jazzhouse.org
- Интервью с Доком Читэмом Библиотека устной истории NAMM (1995)
- 1905 рождений
- 1997 смертей
- Афроамериканские певцы ХХ века
- Американские певцы 20-го века
- Американские певцы 20-го века
- Руководители американских джазовых оркестров
- Американские джазовые певцы
- Американские трубачи-мужчины
- Руководители биг-бэндов
- Трубачи Диксиленда
- Певцы диксиленда
- Лауреаты премии Грэмми
- Певцы из Нэшвилла, Теннесси
- Свинг-певцы
- Свинг-трубачи
- Американские артисты водевиля
- Трубачи 20-го века
- Джазовые музыканты из Теннесси
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Участники Гарлемского блюза и джаз-бэнда
- Члены сборщиков хлопка МакКинни
- Участники оркестра Кэба Кэллоуэя
- Артисты Sackville Records
- Афроамериканские певцы XXI века
- Американские певцы XXI века