Тедди Уилсон
Тедди Уилсон | |
---|---|
![]() Уилсон в 1940 году | |
Справочная информация | |
Рожденный | Остин, Техас , США | 24 ноября 1912 г.
Умер | 31 июля 1986 г. Новая Британия, Коннектикут , США | (73 года)
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | Фортепиано |
Теодор Шоу Уилсон (24 ноября 1912 г. - 31 июля 1986 г.) [1] был американским джазовым пианистом. Описанный критиком Скоттом Яновом как «настоящий свинговый пианист», [2] Фортепианный стиль Уилсона был нежным, элегантным и виртуозным. [3] На его стиль большое влияние оказали Эрл Хайнс и Арт Татум. [4] Его работы были представлены на пластинках многих величайших имен в джазе, в том числе Луи Армстронга , Лены Хорн , Бенни Гудмана , Билли Холидей и Эллы Фицджеральд . Вместе с Гудманом он был одним из первых чернокожих музыкантов, которые активно выступали вместе с белыми музыкантами. [5] Помимо своей обширной работы в качестве помощника музыканта, Уилсон также руководил своими собственными группами и записывал записи с конца 1920-х по 1980-е годы.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Уилсон родился в Остине, штат Техас . [6] Под руководством его родителей, школьных учителей, его раннее музыкальное образование началось в 6 лет с игры на фортепиано. [7] Затем он изучал игру на скрипке, гобое и кларнете в Институте Таскиги в Таскиги, штат Алабама . [8]
С 1929 по начало 1930-х гг.
[ редактировать ]Уилсон переехал в Детройт со своим братом и музыкантом Гасом Уилсоном. [8] Уилсон начал свою первую профессиональную карьеру в 1929 году с группой Спида Уэбба . [8] В 1930 году он занял должность пианиста в группе Milton Senior от Арта Татума. [8] После тура с группой в Чикаго он решил остаться в Чикаго и работал с Луи Армстронгом и его оркестром в период с 1931 по 1933 год. [8] Он также учился на Эрла Хайнса в оркестре Hines’s Grand Terrace Cafe Orchestra, прежде чем переехать в Нью-Йорк, чтобы выступить с Бенни Картера в «Шоколадными денди» 1933 году. [6]
С середины 1930-х до середины 1940-х гг.
[ редактировать ]В 1935 году, играя с Бенни Гудманом и Карлом Беллинджером на домашней вечеринке, организованной Милдред Бэйли , они привлекли внимание продюсера Джона Хаммонда , который организовал для них несколько сессий записи. Эти записи легли в основу трио Бенни Гудмана . [8] в состав которого входили Гудман, Уилсон и барабанщик Джин Крупа (а позже и Лайонел Хэмптон ). [6] Трио выступало в антрактах группы Гудмана. Присоединившись к трио, Уилсон стал одним из первых чернокожих музыкантов, выступивших в расово интегрированной группе.
Хаммонд также сыграл важную роль в заключении Уилсоном контракта с Brunswick с 1935 по 1939 год на запись крутых аранжировок популярных песен того времени, учитывая растущую торговлю музыкальными автоматами. В эти годы он также принимал участие во многих сессиях с такими свинг -музыкантами, как Лестер Янг , Рой Элдридж , Чарли Шейверс , Ред Норво , Бак Клейтон и Бен Вебстер . Тридцать восемь его записей стали хитами, и это в основном записи камерного джаза с участием таких певцов, как Лена Хорн , Хелен Уорд , Элла Фицджеральд , Милдред Бэйли и Билли Холидей . [9] Среди этих вокалистов Билли Холидей и Тедди Уилсон только в 1935 году создали вместе четырнадцать групп. [9] С 1939 по 1942 год он записывался для Columbia Records . Он также оставил свою резиденцию с группой Гудмана и в 1939 году сформировал свой собственный биг-бэнд из пятнадцати человек, но он просуществовал всего около года из-за отсутствия индивидуальности в его группе. [10] В 1944 году он вернулся на свою позицию сайдмена в секстете Бенни Гудмана , и его музыкальное сотрудничество с Гудманом продолжалось до 1962 года. [8] В середине-конце 1940-х годов Уилсон в основном сосредоточился на студийных записях, выступлениях на экране и радиопередачах, а не на выступлениях на публичных сценах. [8]
Кафе Общество
[ редактировать ]После распада своего биг-бэнда Уилсон сформировал секстет, который выступал в Café Society с 1940 по 1944 год. [6] Там он вел джазовые шоу под названием «камерный джаз» с танцевальным оркестром, в состав которого входили он сам, Фрэнки Ньютон, Эд Холл и Билли Холидей. [11] назвал его «марксистским Моцартом» Говард «Стретч» Джонсон из-за его поддержки левых идей: он выступал на благотворительных концертах для журнала «Новые массы» и для организации «Русская военная помощь» , а также возглавлял Комитет художников по избранию Бенджамина. Дж. Дэвис (член городского совета Нью-Йорка, баллотирующийся от Коммунистической партии США ). [12] Позже ФБР приостановило исполнительскую деятельность Уилсона на телевидении, радио и в общественной деятельности, утверждая, что он был причастен к коммунизму . [13]
Конец 1940-х и 1950-е годы
[ редактировать ]С 1945 по 1952 год Уилсон преподавал в Джульярдской школе . После этого он гастролировал по многим странам Европы, включая Скандинавию, Англию, Шотландию, Германию, Голландию и Швейцарию. [8] В 1950-х годах он записывался для Verve Records . Уилсона также можно увидеть в роли самого себя в фильмах «Голливудский отель» (1937) и «История Бенни Гудмана» (1955). Позже он работал музыкальным руководителем шоу Дика Каветта .
Спустя годы
[ редактировать ]Уилсон проживал в пригороде Хиллсдейл, штат Нью-Джерси . [14] Он был женат трижды, в том числе на авторке песен Ирен Китчингс . Он выступал как солист и с пикап-группами до последних лет своей жизни, в том числе возглавлял трио со своими сыновьями Теодором Уилсоном на басу и Стивеном Уилсоном на барабанах. [15]
В 1979 году он был удостоен звания почетного доктора музыки Музыкального колледжа Беркли . [8]
Он умер от рака желудка в Новой Британии, штат Коннектикут , 31 июля 1986 года в возрасте 73 лет. Он похоронен на кладбище Фэрвью в Новой Британии. Помимо Теодора и Стивена, у Уилсона было еще трое детей: Уильям, Джеймс (Джим) и Дюн. [16]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]По словам Уилсона, он впервые познакомился с джазом, слушая музыку Дюка Эллингтона, Эрла Хайнса, Луи Армстронга и Фэтса Уоллера. [8] Затем он разработал свой собственный музыкальный словарь, основанный на стилях Арта Татума и Эрла Хайнса. [17] Когда дело доходит до влияния Татума, быстрые пробеги Уилсона правой рукой можно объяснить аналогичными украшениями Татума правой рукой. [17] Однако игра Уилсона была сосредоточена на диатонических, «внутренних» гармонических идеях, основанных на триадах и расширениях. Он также придерживался стиля импровизации, основанного на лирическом мелодическом развитии. [17] Кроме того, игра Уилсона характеризуется последовательной динамичной экспрессией и элегантностью. Его плавный бег и изящно расслабленная ритмическая координация с чистой и ровной фразировкой могли быть отражены в его сдержанной личности и его опыте общения с Бенни Гудманом в условиях расовой сегрегации. [18] Тедди Уилсон внес свой вклад в модернизацию фортепианной артикуляции в отличие от сырого фортепиано Harlem Stride Piano. [19]
Адаптируя десятый голос в левой руке и рожковую двухоктавную игру в правой руке от Эрла Хайнса, он добивался более легкой и тонкой текстуры с относительно простыми ритмическими идеями и одним мелодическим приемом, чем Хайнс. [20]
Хотя он играл со многими бибоп-музыкантами, такими как Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи, во время своей работы в качестве сайдмена, он придерживался свинговой лексики, основанной на арпеджио аккордовых тонов и диатонической гармонии. [21] Его игра в "Congo Blues". [22] « Рэд Норво и его секстет» в 1945 году, например, демонстрирует стилистический контраст между Уилсоном, Диззи Гиллеспи и Чарли Паркером. [21]
Стиль Уилсона впоследствии оказал влияние на других пианистов, таких как его современница Мэри Лу Уильямс . [23] Мел Пауэлл , Билли Кайл , Джесс Стейси и Джо Бушкин . [19]
Выбрать дискографию
[ редактировать ]
Один
[ редактировать ]- 1942: Колумбия представляет Тедди Уилсона
- 1972: Думая о Билли (Светотень)
- 1983: Один (Сторивилл)
Как лидер
[ редактировать ]- 1944: Секстет Тедди Уилсона (оригинальные концертные записи The Onyx Club New York)
- 1949: Тедди Уилсон с участием Билли Холидей
- 1952: Бегство дикое (MGM)
- 1952: Just A Mood - квартет Тедди Уилсона с Гарри Джеймсом и Рэдом Норво в главных ролях (Колумбия, EP B-1569/5-1277)
- 1955: Креативный Тедди Уилсон (Норгран) - также выпущен как For Quiet Lovers (Verve)
- 1956: Прес и Тедди (Verve) с Лестером Янгом
- 1956: У меня есть ритм (Verve)
- 1956: Интимное прослушивание (Verve)
- 1956: Эти мелодии напоминают мне о тебе (Verve)
- 1957: Безупречный мистер Уилсон (Воодушевление)
- 1957: Трио Тедди Уилсона и квартет Джерри Маллигана с Бобом Брукмейером в Ньюпорте (Verve)
- 1957: Прикосновение Тедди Уилсона (Verve)
- 1959: г-н Уилсон и г-н Гершвин (Колумбия)
- 1959: Цыганка в джазе (Колумбия)
- 1959: А потом они написали... (Колумбия)
- 1963: Тедди Уилсон 1964 (камео)
- 1967: Лунное сияние ( Черный лев )
- 1968: Благородное искусство Тедди Уилсона (Метроном)
- 1973: Runnin' Wild (Черный лев)
- 1976: Концерт в Санта-Текле
- 1980: Трио Тедди Уилсона вновь вспоминает годы Гудмана
- 1990: Специальный выпуск авиапочты
Как помощник
[ редактировать ]- 1933–1942: Билли Холидей, Типичная Билли Холидей (тома 1–9) ; Леди Дэй: Полный отпуск Билли в Колумбии, 1933–1944 (Колумбия)
- 1935: Милдред Бэйли , Милдред Бэйли и ее уличные кошки [24] (Колумбия)
- 1935–1939: Бенни Гудман, The Complete RCA Victor Small Group Recordings (RCA)
- 1938: Бенни Гудман, знаменитый джазовый концерт Карнеги-холла 1938 года (Колумбия)
- 1946–1947: Сара Вон, Хронологическая классика: Сара Вон 1946–1947 (Классика)
- 1954: Бен Вебстер , Музыка для любви (Норгран)
- 1973: Эйдзи Китамура , Swing Special
- 1974: Фиби Сноу Фиби Сноу (альбом) (Shelter Records)
- 1975: Эйдзи Китамура , Тедди и Эйдзи - Живая сессия
- 1980: Эйдзи Китамура , Тедди Уилсон встречает Эйдзи Китамуру
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «NEA Jazz Master: Тедди Уилсон, пианист, аранжировщик, педагог» . Национальный фонд искусств . Архивировано из оригинала 15 мая 2012 года . Проверено 17 июня 2012 г.
- ^ Яноу, Скотт . «Биография Тедди Уилсона» . Вся музыка . Вся медиасеть . Проверено 24 февраля 2016 г.
- ^ Холл, Фред (1991). Еще больше диалогов в разгаре: задушевные беседы со звездами эпохи биг-бэндов . Паб "Патфайндер". Калифорнийский ISBN 0-934793-31-Х . ОСЛК 23356191 .
- ^ Хардиш, Патрик; Шуллер, Гюнтер (март 1994 г.). «Эра свинга: развитие джаза, 1930-1945» . Примечания . 50 (3): 502–507. дои : 10.2307/898575 . ISSN 0027-4380 . JSTOR 898575 .
- ^ Клайн-Рэнсом, Леса (2014). Бенни Гудман и Тедди Уилсон: выход на сцену в качестве первого черно-белого джаз-бэнда в истории . Дом отдыха. ISBN 978-0-8234-2362-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 433. ИСБН 0-85112-580-8 .
- ^ Лоуренс, Макклеллан (1 марта 2005 г.). «Поздняя эпоха свинга, 1942-1955» . Обзоры выбора в Интернете . 42 (7): 35–38. дои : 10.5860/выбор.42-3943 . ISSN 0009-4978 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Уилсон, Тедди (сентябрь 2001 г.). Тедди Уилсон говорит о джазе: автобиография Тедди Уилсона . А&С Черный. ISBN 978-0-8264-5797-4 .
- ^ Jump up to: а б Кларк, Дональд (2015), Желания на Луне: жизнь и времена Билли Холидей , Blackstone Audio, Inc, ISBN 978-1-5046-5387-9 , OCLC 910537904 , получено 30 апреля 2023 г.
- ^ Хардиш, Патрик; Шуллер, Гюнтер (март 1994 г.). «Эра свинга: развитие джаза, 1930-1945» . Примечания . 50 (3): 502–507. дои : 10.2307/898575 . ISSN 0027-4380 . JSTOR 898575 .
- ^ Стоу, Дэвид В. (март 1998 г.). «Политика общества кафе» . Журнал американской истории . 84 (4): 1384–1406. дои : 10.2307/2568086 . ISSN 0021-8723 . JSTOR 2568086 .
- ^ Деннинг, Майкл (1996). Культурный фронт: развитие американской культуры в двадцатом веке . Нью-Йорк: Версо. п. 317 . ISBN 978-1-84467-464-0 .
- ^ Гердес, Луиза И. «1940-е годы | WorldCat.org» . www.worldcat.org . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ «Джерси — дом Тедди Уилсона; один сын — учитель» . Нью-Йорк Таймс . 1 июля 1973 года.
Господин Уилсон поселился в Хиллсдейле 10 лет назад, когда он и его нынешняя жена поженились.
- ^ «Профиль Тедди Уилсона» . Энциклопедия джазовых музыкантов . джаз.com. Архивировано из оригинала 20 июля 2013 года . Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ «Умер Тедди Уилсон; пианист и лидер джазовых ансамблей 30-х» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс . 1 августа 1986 года.
- ^ Jump up to: а б с Хардиш, Патрик; Шуллер, Гюнтер (март 1994 г.). «Эра свинга: развитие джаза, 1930-1945» . Примечания . 50 (3): 502–507. дои : 10.2307/898575 . ISSN 0027-4380 . JSTOR 898575 .
- ^ Альпер, Гарт (август 2011 г.). « Что это за вещь, называемая любовью?» в представлении девяти джазовых пианистов» . Джазовые перспективы . 5 (2): 115–134. дои : 10.1080/17494060.2011.637679 . ISSN 1749-4060 .
- ^ Jump up to: а б Берендт, Иоахим-Эрнст. Джазовая книга: от рэгтайма в XXI век . стр. 369–370. ISBN 978-1-61374-602-8 . OCLC 1313256341 .
- ^ Лоуренс, Макклеллан (1 марта 2005 г.). «Поздняя эпоха свинга, 1942-1955» . Обзоры выбора в Интернете . 42 (7): 35–38. дои : 10.5860/выбор.42-3943 . ISSN 0009-4978 .
- ^ Jump up to: а б Ван, Ричард (1973). «Джаз около 1945 года: слияние стилей» . Музыкальный ежеквартальный журнал . ЛИКС (4): 531–546. дои : 10.1093/mq/lix.4.531 . ISSN 0027-4631 .
- ^ Red Norvo & His Sextet - Congo Blues - 1945 , 29 января 2017 г. , получено 2 апреля 2023 г.
- ^ Гридли, Марк К., Джазовые стили: компакт-диск с классикой джаза , Sony Music Special Products [производитель], ISBN 0-13-012693-4 , OCLC 42698384 , получено 2 апреля 2023 г.
- ^ Хемминг, Рой. Милдред Бейли (примечания). Декка Рекордс . п. 5. ГРД-644.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Тедди Уилсона Дискография на Discogs
- Тедди Уилсон на BlueBlackJazz.com
- Тедди Уилсон на IMDb
- Тедди Уилсон в Find a Grave
- Музыка, документы и артефакты Тедди Уилсона , Институт джазовых исследований (Университет Рутгерса)
- 1912 рождений
- 1986 смертей
- Музыканты из Остина, Техас
- Люди из Хиллсдейла, Нью-Джерси
- Руководители биг-бэндов
- Свинг-пианисты
- Основные джазовые пианисты
- Афро-американские пианисты
- Американские джазовые пианисты
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Выпускники Университета Таскиги
- Преподаватели Джульярдской школы
- Исполнители Brunswick Records
- Артисты Columbia Records
- Артисты Verve Records
- Американские джазовые преподаватели
- Члены оркестра Бенни Гудмана
- Исполнители Musicraft Records
- Американские пианисты 20-го века
- Преподаватели из Техаса
- Преподаватели из Нью-Джерси
- Джазовые музыканты из Техаса
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Участники группы «Шоколадные денди»
- Исполнители Black Lion Records
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Смертность от рака желудка в США
- Смертность от рака в Коннектикуте