Бен Вебстер
Бен Вебстер | |
---|---|
![]() Вебстер c. 1946 год | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Бенджамин Фрэнсис Вебстер |
Рожденный | Канзас-Сити, Миссури, США | 27 марта 1909 г.
Умер | 20 сентября 1973 г. Амстердам , Нидерланды | ( 64 года
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент | Тенор-саксофон |
Годы активности | 1929–1973 |
Этикетки | Verve Records , Riverside Records |
Бенджамин Фрэнсис Вебстер (27 марта 1909 — 20 сентября 1973) — американский джазовый тенор- саксофонист . [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Уроженец Канзас-Сити, штат Миссури , [ 1 ] он учился игре на скрипке , научился играть блюз на фортепиано у Пита Джонсона и получил уроки саксофона у Бадда Джонсона . [ 2 ] Он играл с Лестером Янгом в группе Young Family Band. [ 2 ] [ 3 ] Он записался с Бланш Кэллоуэй и стал членом оркестра Бенни Мотена с Каунтом Бэйси , Hot Lips Page и Уолтером Пейджем . [ 2 ] [ 4 ] В 1930-е годы он играл в группах, возглавляемых Уилли Брайантом , Бенни Картером , Кэбом Кэллоуэем , Флетчером Хендерсоном , Энди Кирком и Тедди Уилсоном . [ 2 ]
С Эллингтоном
[ редактировать ]Вебстер был солистом оркестра Дюка Эллингтона с 1940 года, выступая в песне «Cotton Tail». [ 2 ] Он считал, что Джонни Ходжес , альт-саксофонист из Эллингтонского оркестра, оказал большое влияние на его игру. [ 5 ] Гюнтер Шуллер писал в 1989 году, что влияние Ходжеса оттолкнуло его от первоначального вдохновения Коулмана Хокинса. [ 6 ] Вебстер сблизился с Джимми Блэнтоном и Билли Стрейхорном , двумя другими новичками на орбите Эллингтона. [ 7 ]
Однако личность Вебстера оказалась трудной для большинства участников оркестра и для Эллингтона. не могли По словам Мерсера Эллингтона , его отец и саксофонист находиться в одной комнате без возникновения спора. Вебстер плакал, когда узнал о смерти Блэнтона, но, как вспоминал баритонист Гарри Карни : «После того, как он выпил-другую, он изменился». [ 8 ] Вебстер покинул группу в 1943 году. [ 9 ] Сообщается, что он порезал бритвой одну из спортивных курток Эллингтона в качестве одного из своих последних выступлений в качестве члена оркестра Эллингтона. [ 8 ] Кларк Терри сказал, что уход произошел из-за того, что Вебстер дал Эллингтону пощечину. [ 10 ]
Позже американская карьера
[ редактировать ]Вебстер работал на 52-й улице в Нью-Йорке, где часто записывался в качестве лидера и помощника. [ 2 ] [ 11 ] За это время он работал с Рэймондом Скоттом , Джоном Кирби , Биллом ДеАранго , Сидом Кэтлеттом , Джеем МакШэнном и Джимми Уизерспуном . На несколько месяцев в 1948 году он ненадолго вернулся в оркестр Эллингтона.
В 1953 году он записал «Непревзойденное артистизм Бена Вебстера» (теперь известного как «Король теноров ») с пианистом Оскаром Петерсоном , который на протяжении десятилетия был важным соавтором Вебстера в его записях для различных лейблов Нормана Гранца . Вместе с Петерсоном, трубачом Гарри «Свитсом» Эдисоном и другими он гастролировал и записывался с группой Granz's Jazz at Philharmonic . В 1956 году он записал альбом с пианистом Артом Татумом при поддержке басиста Рэда Каллендера и барабанщика Билла Дугласа . Встреча Коулмана Хокинса с Беном Вебстером и его коллегой-тенором-саксофонистом Коулманом Хокинсом была записана 16 декабря 1957 года вместе с Петерсоном, Хербом Эллисом (гитара), Рэем Брауном (бас) и Элвином Столлером (ударные). На записи Хокинса и Вебстера встретились два гиганта тенор-саксофона, которые впервые встретились еще в Канзас-Сити.
В конце 1950-х он сформировал квинтет с Джерри Маллиганом и часто играл в клубе в Лос-Анджелесе под названием Renaissance. Именно там группа Вебстера-Маллигана поддержала блюзового певца Джимми Уизерспуна на альбоме, записанном вживую для лейбла Hi-Fi Jazz. [ 12 ] В том же 1959 году квинтет с пианистом Джимми Роулзом , басистом Лероем Виннегаром и барабанщиком Мелом Льюисом также записал Gerry Mulligan Meets Ben Webster для Verve Records . [ 13 ]
В Европе
[ редактировать ]Вебстер работал стабильно, но в конце 1964 года он переехал в Европу, работая с другими американскими джазовыми музыкантами-эмигрантами и местными музыкантами. В течение своего последнего десятилетия он играл, когда хотел. Он жил в Лондоне и нескольких местах Скандинавии в течение одного года, затем три года в Амстердаме и в 1969 году поселился в Копенгагене. [ 14 ] Вебстер появился в роли саксофониста в дешевом кабаре-клубе в датском синем фильме 1970 года под названием «Тихие дни в Клиши» . В 1971 году Вебстер воссоединился с Дюком Эллингтоном и его оркестром для нескольких концертов в саду Тиволи в Копенгагене; он также записал «концерт» во Франции с Эрлом Хайнсом . [ 15 ] Он также записывался или выступал с Баком Клейтоном, Биллом Коулманом и Тедди Уилсоном.
У Вебстера случился инсульт в Амстердаме в сентябре 1973 года после выступления в Twee Spieghels в Лейдене , и он умер 20 сентября. Его тело было кремировано в Копенгагене, а его прах был захоронен на кладбище Ассистенс в районе Нёрребро города. [ 16 ]
Частная коллекция джазовых записей и памятных вещей Вебстера хранится в джазовых коллекциях Университетской библиотеки Южной Дании в Оденсе. [ 17 ]
Бен Вебстер использовал один и тот же саксофон с 1938 года до своей смерти в 1973 году. Он оставил указание никогда больше не играть на валторне. Он выставлен в Институте джазовых исследований Университета Рутгерса в Ньюарке, штат Нью-Джерси . [ 18 ]
В честь Бена Вебстера на юге Копенгагена названа улица «Бен Вебстерс Вей». [ 19 ]
Фонд Бена Вебстера
[ редактировать ]После смерти Вебстера Билли Мур-младший и попечитель поместья Вебстера создали Фонд Бена Вебстера. [ 20 ] некоммерческая организация в Дании.
В течение восьми лет, которые Вебстер прожил в Дании, у него не было менеджера или агента, который бы заботился о его творческих правах. В 1972 году он присоединился к Билли Муру-младшему, аранжировщику Джимми Лансфорда . Мур разъяснил историю записей Вебстера, чтобы получить гонорары . Мур основал Фонд Бена Вебстера вместе с попечителем поместья Вебстера. Единственный законный наследник Вебстера, Харли Робинсон из Лос-Анджелеса, с радостью передал свои права Фонду.
Фонд Бена Вебстера был подтвержден печатью королевы Дании в 1976 году. В трастовом документе фонда один из первых параграфов гласит: «поддерживать распространение джаза в Дании». Этот фонд является благотворительным фондом, который направляет ежегодные гонорары Вебстера музыкантам как в Дании, так и в США. Ежегодная премия Бена Вебстера вручается молодому выдающемуся музыканту. Премия невелика, но считается весьма престижной. За прошедшие годы несколько американских музыкантов посетили Данию с помощью Фонда, были поддержаны концерты, несколько записей и другие мероприятия, связанные с джазом.
В совет фонда входят близкие друзья и поклонники Вебстера. Ежегодные гонорары Вебстера возвращаются музыкантам как в Дании, так и в США. Премия Бена Вебстера ежегодно вручается путем голосования одному выдающемуся молодому музыканту. [ 21 ]
Американские музыканты посетили Данию, чтобы помочь фонду с концертами. Попечительский совет контролирует творческие права Вебстера и переиздание его музыки. Фонд концентрируется на законности, качестве и действительности этих переизданий. [ 22 ]
В 2009 году Эрни Уилкинса открыл «Почти биг-бэнд» Копенгагенский джазовый фестиваль концертом в Copenhagen Jazzhouse, который включал «Битву тенор-саксофонов на все времена», представленную Фондом Вебстера. [ 23 ]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер/соруководитель
[ редактировать ]- Король теноров (Verve, 1957– запись 1953. Первоначально выпущен как «Непревзойденное артистизм Бена Вебстера» ( Норгран , 1954).
- Музыка для любви (Норгран, 1955)
- Арт Татум - Квартет Бена Вебстера (Verve, 1958) - переиздан как Шедевры группы Татум, том восьмой (Пабло)
- Соулвилл (Воодушевление, 1958)
- Коулман Хокинс встречает Бена Вебстера (Verve, 1959)
- Бен Вебстер и партнеры (Verve, 1959)
- Бен Вебстер встречает Оскара Петерсона (Verve, 1959)
- В эпоху Возрождения - с Джимми Уизерспуном и Джерри Маллиганом (HiFi Jazz, 1959 [1960])
- Бен Вебстер в эпоху Возрождения (Современник, 1960 [1985])
- Джерри Маллиган встречает Бена Вебстера (Verve, 1960)
- Душа Бена Вебстера (Verve, 1960)
- Теплые настроения (Реприза, 1961)
- BBB & Co. (Свингвилл, 1962) – с Бенни Картером и Барни Бигардом
- Хотели сделать это вместе (Колумбия, 1962)
- Родственные души с Джо Завинулом (Риверсайд, 1963)
- Увидимся на ярмарке (Импульс!, 1964)
- Вживую у Пио (Энья, 1964)
- Первый концерт Бена Вебстера в Дании (Сторивилл, 1965)
- Интимно! (Фонтана, 1965; записано в Café Montmartre, Копенгаген и переработано для переизданий Black Lion)
- Синий свет (International Polydor [Германия], 1966; позже переиздан как Атмосфера для любовников и воров )
- Время Биг-Бена! (Фонтана, 1967)
- Бен Вебстер встречает Дона Байаса (SABA, 1968)
- Большой звук (Полидор, 1969)
- Бен Вебстер в непринуждённости (Эмбер, 1969)
- Для хозяина (Колумбия, 1969)
- Путешествующий Вебстер (Timeless, 1970)
- Словарь Вебстера (Philips, 1970)
- Бен в своих лучших проявлениях (RCA Victor, 1970)
- Атмосфера для любовников и воров (Черный лев, 1971)
- Осенние листья с Жоржем Арванитасом (Футура, 1972)
- Качаемся в Лондоне (Черный лев, 1972)
- Концерт в джаз-клубе Харлемсе - с Тете Монтолиу (Timeless, 1972)
- Бен Вебстер в Hot House - с Тете Монтолиу (Timeless, 1972)
- Нежный Бен - с Тете Монтолиу (Энсайо, 1972)
- Мой мужчина: Концерт на Монмартре, 1973 ( Бег с препятствиями , 1973)
- Ранее неизданные записи (Verve, 1974)
- Субботний вечер на Монмартре (Black Lion, 1974; переиздан на компакт-диске в расширенном виде как Stormy Weather , Black Lion, 1989)
- Редкое живое выступление 1962 (Musidisc, 1975)
- Бен и мальчики (Джазовые архивы, 1976)
- Воскресное утро на Монмартре (Black Lion, 1977; переиздано в расширенном виде на компакт-диске как Gone With the Wind , Black Lion, 1989)
- Layin' Back с Беном Вол. 1 (Падевая роса, 1977)
- Layin' Back с Беном Вол. 2 (Падевая роса, 1977)
- Кэрол и Бен (Honeydew, 1977)
- Вы звонили? (Несса, 1978)
- Рог (Круг, 1982)
- Играет Дюка Эллингтона (Сторивилл, 1988).
- Бен Вебстер играет баллады (Сторивилл, 1988)
- Знакомится с Биллом Коулманом (Черный лев, 1989)
- Концерт в Париже, 1972 г. (Концерт Франции, 1989 г.)
- Живите в Амстердаме (Affinity, 1989)
- Джип прыгает (Черный лев, 1990)
- 1953: Исключительная встреча (Джазовая фабрика, 2000)
Как помощник
[ редактировать ]- Сладости (Клеф, 1956)
- Ну и дела, детка, разве я не добр к тебе (Verve, 1957)
- Группа Блэнтона-Вебстера (Bluebird, 1986) - запись. 1940–42 [ 24 ]
- The Great Ellington Units (Bluebird, 1988) – запись. 1940–41 [ 25 ] - Вебстер участвовал в сессиях под номинальным руководством Барни Бигарда и Рекса Стюарта.
- Never No Lament: The Blanton-Webster Band (RCA-BMG, 2003) [3CD] - запись. 1940–42
- Блюз (Норгран, 1955)
- Блюз-а-много (Verve, 1958)
- Не такой уж герцогский (Verve, 1958)
- Тело и душа (Verve, 1957)
- Песни для выдающихся влюбленных (Verve, 1958)
- Все или ничего (Verve, 1958)
- "Грув" (Pacific Jazz, 1961)
- Скажи это так, как будто это так (Pacific Jazz, 1966) - запись. 1961 год
С другими
- Граф Бэйси , «Натяните струну вместе с Бэйси» (Рулетка, 1960)
- Бадди Брегман , Swinging Kicks (Verve, 1957)
- Бенни Картер , Джазовый гигант (Современник, 1958)
- Диззи Гиллеспи , Полное собрание записей RCA Victor (Bluebird, 1995)
- Лайонел Хэмптон , тебе лучше это знать!!! (Импульс, 1965)
- Коулман Хокинс , Коулман Хокинс и братья (Verve, 1958)
- Вуди Херман , Песни для любителей хип-хопа (Verve, 1957)
- Иллинойс Жаке , Ребенок и скотина (Клеф, 1955)
- Барни Кессель , Давайте готовить! (Современник, 1962)
- Манделл Лоу , Порги и Бесс (RCA Camden, 1958)
- Макканны , Макканн поет (Pacific Jazz, 1961)
- Кармен Макрей , «Птицы одного пера» (Декка, 1958)
- Оливер Нельсон , Больше блюза и абстрактной истины (Импульс!, 1964)
- Бадди Рич , Плачущий Бадди Рич (Норгран, 1955)
- Кларк Терри , Счастливые рога Кларка Терри (Импульс!, 1964)
- Джо Уильямс , В Ньюпорте '63 (RCA Victor, 1963)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ларкин, Колин, изд. (1997). Энциклопедия популярной музыки Virgin (Краткое издание). Девственник. п. 1240. ИСБН 1-85227-745-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Яноу, Скотт. «Бен Вебстер» . Вся музыка . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Грубое руководство по джазу (3-е изд.). Грубые гиды. 2004. стр. 845–846. ISBN 978-1-84353-256-9 .
- ^ Ли, Уильям Ф. (2005). Американские биг-бэнды . Хэл Леонард. п. 71 . ISBN 978-0-634-08054-8 .
- ^ Чилтон, Джон (1996). Сидни Беше: Волшебник джаза . Да Капо Пресс. п. 289. ИСБН 0-306-80678-9 .
- ^ Шуллер, Гюнтер (2005) [1989]. Эпоха свинга: развитие джаза, 1930–1945 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 795. ИСБН 978-0-19-507140-5 .
- ^ Бюхманн-Мёллер, Франк (2006). Кто-то, кто будет присматривать за мной: жизнь и музыка Бена Вебстера . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-11470-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Лоуренс, AH (2001). Дюк Эллингтон и его мир . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. п. 321. ИСБН 978-0-415-93012-3 .
- ^ «Этот Эрик Альпер!» . CJRT-FM . 14 октября 2011 года . Проверено 5 мая 2019 г.
- ↑ Интервью Зана Стюарта с Кларком Терри, август 2003 г., для статьи в Newark Star-Ledger, 28 сентября 2003 г., «Старший государственный деятель свинга».
- ^ Дикэр, Дэвид (2003). Джазовые музыканты ранних лет, 1945 год . МакФарланд. п. 211. ИСБН 978-0-7864-8556-7 .
- ↑ Боб Портер, «Портреты в синем», трансляция 2 августа 2014 г. на радио WBGO.
- ^ Майкл Руппли, "Полное собрание записей Norgran, Clef и Verve, Том 2. (Greenwood Press)
- ^ «Биг Бен» . Житель Нью-Йорка . 20 августа 2001 г.
- ^ LP, выпущенный как Hines's Tune во Франции с Доном Байасом , Роем Элдриджем , Стаффом Смитом , Кенни Кларком и Джимми Вудом .
- ^ «Шесть могил, которые следует знать в копенгагенском Assistens Kirkegård» . Скандинавский стандарт . 7 мая 2016 г. Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ «Джазовые коллекции Университетской библиотеки Южной Дании» . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Салливан, Джозеф Ф. (27 мая 1979 г.). «Джаз в Рутгерсе» . Нью-Йорк Таймс . п. Нью-Джерси16.
- ^ Ник Лини (1 июля 2016 г.). «Когда деревенский авангард пришел в Данию» . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ «Фонд Бена Вебстера» . Фонд Бена Вебстера . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «Ежегодная премия Бена Вебстера» . Бенвебстер.дк. Архивировано из оригинала 27 июля 2010 года . Проверено 12 октября 2010 г.
- ^ «Фонд Бена Вебстера» . Бенвебстер.дк. Архивировано из оригинала 2 октября 2010 года . Проверено 12 октября 2010 г.
- ^ «Небывалая битва тенор-саксофонов за сто лет» . Politiken.dk . Проверено 12 ноября 2010 г.
- ^ Голд, Джеральд (7 декабря 1986 г.). «Синяя птица снова летит» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Уотрус, Питер (31 июля 1988 г.). «Эллингтон во всем, кроме имени» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 мая 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1909 рождений
- 1973 смерти
- Музыканты из Канзас-Сити, штат Миссури.
- Свинг-саксофонисты
- Американские джазовые тенор-саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Основные джазовые саксофонисты
- Члены оркестра Дюка Эллингтона
- Американские эмигранты в Дании
- Американские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Американские эмигранты в Нидерландах
- Джазовые музыканты из Миссури
- Артисты Nessa Records
- Исполнители Blue Note Records
- Американские музыканты 20-го века
- Американские эмигранты в Дании
- Натурализованные граждане Дании
- Саксофонисты 20 века
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Участники оркестра Кэба Кэллоуэя
- Исполнители Black Lion Records
- Американские музыканты-мужчины 20-го века