Jump to content

Дон Байас

Дон Байас
Справочная информация
Имя при рождении Карлос Уэсли Байас
Рожденный ( 1913-10-21 ) 21 октября 1913 г.
Маскоги, Оклахома , США
Умер 24 августа 1972 г. ) ( 1972-08-24 ) ( 58 лет
Амстердам , Нидерланды
Жанры Свинг , бибоп
Инструмент Тенор-саксофон

Карлос Уэсли « Дон » Байас (21 октября 1913 – 24 августа 1972) [ 1 ] был американским джазовым тенор-саксофонистом, связанным со свингом и бибопом . Он играл с Каунтом Бэйси , Дюком Эллингтоном , Артом Блейки и Диззи Гиллеспи , среди других, а также руководил собственной группой. Последние 26 лет своей жизни он прожил в Европе.

Биография

[ редактировать ]

Оклахома и Лос-Анджелес

[ редактировать ]

Байас родился в Маскоги, Оклахома , США. [ 2 ] Оба родителя Байаса были музыкантами. Его мать играла на фортепиано, а отец — на кларнете. Байас начал свое музыкальное образование в европейской классической традиции, обучаясь игре на скрипке, кларнете и альт-саксофоне. [ 3 ] на котором он играл до конца 1920-х годов. [ 2 ]

Его кумиром в это время был Бенни Картер , игравший на многих инструментах. Байас начал выступать в местных оркестрах в возрасте 17 лет вместе с Бенни Мотеном , Терренсом Холдером и Уолтером Пейджем . [ 2 ] Он основал и возглавил свою собственную студенческую группу Don Carlos and His Collegiate Ramblers в 1931–1932 годах в Лэнгстон-колледже , Оклахома. [ 4 ]

Байас перешел на тенор-саксофон после переезда на Западное побережье. [ 2 ] и играл с несколькими группами Лос-Анджелеса. В 1934 году он принял участие в турне Берта Джонсона Sharps and Flats по западному побережью. [ 5 ] В 1935 году он работал в группе Лайонела Хэмптона в Paradise Club. [ 2 ] вместе с язычковым музыкантом и аранжировщиком Эдди Бэрфилдом и тромбонистом Тайри Гленном . Он также играл с Баком Клейтоном , Лоренцо Фленной и Чарли Эчолсом .

Нью-Йорк

[ редактировать ]

В 1937 году Байас переехал в Нью-Йорк, чтобы работать с группой Эдди Мэллори, сопровождая жену Мэллори, певицу Этель Уотерс , в турне и в клубе «Коттон» . Он некоторое время работал в группе аранжировщика Дона Редмана в 1938 году, а затем с 1939 по 1940 год. [ 2 ] Свою первую сольную пластинку он записал в мае 1939 года: «Это будет мой сувенир?» с Тиммом Розенкранцем и его баронами-бочками для Виктора . Он играл с группами таких лидеров, как Лаки Миллиндер , Энди Кирк , Эдгар Хейс и Бенни Картер . [ 2 ] Он провел около года в группе Кирка, записываясь с ним в период с марта 1939 по январь 1940 года, включая короткое соло на "You Set Me on Fire". [ 6 ]

В сентябре 1940 года у него было соло из восьми тактов в песне «Practice Makes Perfect», записанной Билли Холидей . Он участвовал в сессиях с пианистом Питом Джонсоном , трубачом Hot Lips Page и певцом Big Joe Turner . В 1941 году в Minton's Playhouse он играл с Чарли Кристианом , Телониусом Монком и Кенни Кларком во внеурочное время. [ 7 ] [ 8 ]

В начале 1941 года, после недолгого пребывания с Полом Баскомбом , у него случился большой прорыв, когда граф Бэйси выбрал его на место Лестера Янга в своем биг-бэнде. [ 2 ] Байас записал «Harvard Blues» с оркестром Бэйси 17 ноября 1941 года на Джимми Рашинга вокальную версию мелодии Джорджа Фрейзера . Он был частью небольшой групповой сессии 24 июля 1942 года, когда Бак Клейтон, Каунт Бэйси и его ритм-секция ( Фредди Грин , Уолтер Пейдж , Джо Джонс ) записывали « Royal Garden Blues » и « Sugar Blues ».

В августе 1942 года группа отправилась в Голливуд для записи фильма «Подъем с Беверли» , за которым в феврале 1943 года последовал еще один фильм, «Stage Door Canteen» . Он оставался с Бэйси до ноября 1943 года. [ 9 ]

Он играл в небольших группах в нью-йоркских клубах, включая оркестр Коулмана Хокинса общался с такими бибоперами, как Диззи Гиллеспи , Чарли Паркер , Джордж Уоллингтон , Оскар Петтифорд и Макс Роуч в клубе Onyx . (1944), и с начала 1944 года [ 2 ] Вместе с последним под руководством Хокинса он записал, как говорят, первый бибоп-выпуск " Woody 'n You " 16 и 22 февраля 1944 года. В мае 1944 года он разделил обязанности тенора с Хокинсом в саксофонном ансамбле последнего, а а также руководил собственной группой на выступлениях в клубе «Три двойки». После записи на небольших лейблах ( Savoy , Jamboree, National , Disc, Arista , Super , American, Hub, Gotham ) в этот период Байас стал большим хитом с песней « Laura » Дэвида Раксина , заглавной мелодией Отто Премингера . фильма одноименный (1944). [ 10 ]

4 января 1945 года Байас записался с Клайдом Хартом , певцом Rubberlegs Williams , Гиллеспи, Паркером, Трамми Янгом , а 9 января 1945 года Гиллеспи, Байас и Янг записали «Be Bop», « Salt Peanuts » и « Good Bait». «Для Мэнора. 9 июня Байас и Слэм Стюарт отыграли живой дуэт в The Town Hall . Байас руководил небольшой группой на нескольких занятиях в Савойе в 1945–46 годах. Он занял второе место по игре на тенор-саксофоне на Esquire Всеамериканской премии в январе 1946 года, а в феврале он снова записался с Гиллеспи в « Теме 52-й улицы » и « Ночи в Тунисе ». [ 11 ]

Несмотря на свои ассоциации с бибопом, Байас по-прежнему глубоко укоренился в звуках свинга. [ 2 ] Он подражал Коулману Хокинсу, но Байас назвал Арта Татума своим большим влиянием: «У меня нет никакого стиля! Я просто дую, как Арт». [ 12 ] [ 13 ]

В сентябре 1946 года Байас начал свое изгнание в Европу, чтобы гастролировать с биг-бэндом Дона Редмана по Дании, Бельгии, Швейцарии и Германии. Они были первым гражданским джазовым биг-бэндом, совершившим поездку по континенту после войны. [ 14 ] [ 15 ] Поиграв в Бельгии и Испании, он наконец обосновался в Париже. [ 2 ]

Еще находясь в Женеве , Байас записал «Laura» и « How High the Moon ». В декабре 1946 года он впервые записался во Франции с Редманом, Тайри Гленном и Peanuts Holland . Он записывался для лейблов Swing и Blue Star в 1947 году, работая с Эдди Барклаем . В 1947–48 годах он жил в Барселоне из-за более низкой стоимости жизни и процветающей атмосферы. [ 16 ] Пианистка Тете Монтолиу пробралась в клуб Copacabana в Барселоне, чтобы послушать Байаса. [ 16 ]

Байас играл с Биллом Коулманом в начале 1949 года; Той осенью гастролировал с Баком Клейтоном. С 1948 года Байас стал известной фигурой не только в районе Сен-Жермен-де-Пре в Париже, но и на Ривьере , где его можно было увидеть в Сен-Тропе в маске, тубе, ластах и ​​подводном копье. пистолет. [ 17 ] Байас снова сотрудничал с Энди Кирком и вместе записывался для Vogue в 1953 году. Байас также записывался с Мэри Лу Уильямс в 1953 году и Берил Букер в 1954 году. [ 18 ]

Нидерланды

[ редактировать ]

Байас переехал в Нидерланды в начале 1950-х годов; в 1955 году он женился на Джоанне «Джопи» Экстин. [ 19 ]

Он много работал в Европе, часто с гастролирующими американскими музыкантами. Он также записывался с фадо певицей Амалией Родригес во время своего пребывания в Европе. Байас не посещал США до 1970 года, выступив на джазовом фестивале в Ньюпорте . Он умер в Амстердаме в 1972 году от рака легких в возрасте 59 лет. [ 2 ]

Байас был введен в Зал джазовой славы Оклахомы в 1997 году. [ 20 ]

Последний тенор-саксофон Dolnet Байаса (купленный у его вдовы) выставлен в Институте джазовых исследований Университета Рутгерса . [ 21 ] Его первый изготовленный на заказ тенор-саксофон Dolnet Bel Air принадлежит Джеймсу Картеру . [ 22 ]

Дискография

[ редактировать ]

Как лидер

[ редактировать ]
  • 1941 - «Полночь у Минтона» (Onyx, 1973) переиздана как «Полночь у Минтона» (High Note, 1999).
  • 1945 - Дон Байас в ратуше (Commodore Records,?)
  • 1944-45 - Хронологический Дон Байас (Classics # 882, ?)
  • 1945-01 - Хронологический Дон Байас (Classics # 910, ?)
  • 1945-02 - Хронологический Дон Байас (Classics #959, ?)
  • 1946 - Хронологический Дон Байас (Classics # 1009, ?)
  • 1944-46 - Классические сессии Дона Байаса 1944-1946 (10 компакт-дисков) (Mosaic Records, ?) В качестве лидера, соруководителя или участника сессии, то же, что и в хронологическом порядке.
  • 1946-54 - The Complete 1946-1954 Paris Recordings (3CD) (Solid Jazz Recordings,?), первоначально выпущенный на лейблах Swing, Vogue и Blue Star.
  • 1954 - Дон Карлос встречает Мэри Лу (Vogue, 1954). См. предыдущий бокс-сет.
  • 1961 - Дань пушечному ядру (Колумбия, 1979)
  • 1962 - Дон Байас в Налене (Риверсайд, 2012)
  • 1963 – Апрель в Париже! Дон Байас со струнами (Битва, 1963)
  • 1963 - Все, что ты есть (Джазовая жизнь, 1988)
  • 1963 - Антропология (Черный лев, 1972)
  • 1964 - Альбом Дона Байаса, посвященный 30-летию (Фонтана, 1964), переиздан Полидором в 1968 году как Live At The Montmartre Copenhagen.
  • 1965 - Осенние листья (Дом джаза, 1998)
  • 1967 - Дон Байас с участием сэра Чарльза Томпсона (Сторивилл,?)

Как помощник

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Совет медицинских записей о рождении штата Оклахома, 5 ноября 1913 г.; Отчет Госдепартамента США о смерти американского гражданина, 25 октября 1972 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 71/2. ISBN  0-85112-580-8 .
  3. ^ Дон Байас 1941–1954 (примечания). БД Джаз. 2006. ISBN  2-84907-032-7 . БДЖЗ032.
  4. ^ Гиддинс, Гэри (1979). Дань пушечному ядру (примечания). Колумбия. СК 65186.
  5. ^ Леветт, Гарри (12 октября 1934 г.). «За кулисами с Гарри» . Калифорнийский орел . п. 6 . Проверено 26 февраля 2021 г.
  6. ^ Эвенсмо, январь (03.06.2020). «Тенор-саксофон Карлоса Уэсли Байаса «Дон». Часть первая 1938–1946» (PDF) . Проверено 11 апреля 2022 г.
  7. ^ Моргенштерн, Дэн (1999). Полночь у Минтона (примечания). Высокая нота. ГХД 7044.
  8. ^ Вальдес, Лео (1997). «Солография Чарли Кристиана» . Лео Вальдес. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 г. Проверено 1 августа 2013 г.
  9. ^ Роу, Билли (11 декабря 1943 г.). «Записная книжка Билли Роу» . Питтсбургский курьер . п. 15 . Проверено 26 февраля 2021 г.
  10. ^ «Американец № 1001: Лаура / Темные глаза; Американец № 1002: Stardust / Slam, Don't Shake Like That; по-прежнему превосходит все продажи инструментальных джазовых пластинок в мегаполисе !!!» . Рекламный щит . 2 марта 1946 г. с. 24 . Проверено 26 февраля 2021 г.
  11. ^ "Дискография Диззи Гиллеспи" . Джаздиско.орг . Проверено 25 июля 2021 г.
  12. ^ Тейлор, Артур (1977). Ноты и мелодии: интервью между музыкантами . Нью-Йорк: Книги Перигея. ISBN  0399505849 .
  13. ^ «Дуй как искусство — JazzWax» . 15 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 г. Проверено 25 июля 2021 г.
  14. ^ Панассие, Хьюг ; Готье, Мадлен (1956). «До свидания, Дон Уэсли Карлос». Словарь джаза . п. 189. OCLC   555049254 .
  15. ^ Бюттнер, Армин; и др. (23 февраля 2013 г.). «Европейское турне Дона Редмана 1946 года» . Проверено 1 августа 2013 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Шенкер, Анатоль (февраль 2002 г.). Дон Байас 1947–1951 (примечания на обложке компакт-диска). Хронологическая классика. 1239.
  17. ^ Терсине, Ален (2000). Лаура (примечания на обложке компакт-диска). Джаз в Париже. Дон Байас. Гитанес. 4400130272.
  18. ^ Эвенсмо, январь (17 февраля 2021 г.). «Тенор-саксофон Карлоса Уэсли Байаса «Дон». Часть вторая (Европа: 1946–1960)» (PDF) . Проверено 22 апреля 2022 г.
  19. ^ «Карлос Уэсли Байас» . ККМ . 9 октября 2002 года . Проверено 21 ноября 2013 г.
  20. ^ «Призывники» . Зал славы джаза Оклахомы . Проверено 1 августа 2013 г.
  21. ^ «Цифровая выставка из коллекций инструментов» . Институт джазовых исследований . Проверено 1 августа 2013 г.
  22. ^ Чип Чендлер (15 января 2014 г.). «Музыкант в длительной любви к саксофону» . Амарилло Глоуб-Ньюс . Проверено 7 августа 2015 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 292b1263ccbe7ca904d0f5cdf3ddea6e__1702762260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/6e/292b1263ccbe7ca904d0f5cdf3ddea6e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Don Byas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)