Дон Байас
Дон Байас | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Карлос Уэсли Байас |
Рожденный | Маскоги, Оклахома , США | 21 октября 1913 г.
Умер | 24 августа 1972 г. Амстердам , Нидерланды | ( 58 лет
Жанры | Свинг , бибоп |
Инструмент | Тенор-саксофон |
Карлос Уэсли « Дон » Байас (21 октября 1913 – 24 августа 1972) [ 1 ] был американским джазовым тенор-саксофонистом, связанным со свингом и бибопом . Он играл с Каунтом Бэйси , Дюком Эллингтоном , Артом Блейки и Диззи Гиллеспи , среди других, а также руководил собственной группой. Последние 26 лет своей жизни он прожил в Европе.
Биография
[ редактировать ]Оклахома и Лос-Анджелес
[ редактировать ]Байас родился в Маскоги, Оклахома , США. [ 2 ] Оба родителя Байаса были музыкантами. Его мать играла на фортепиано, а отец — на кларнете. Байас начал свое музыкальное образование в европейской классической традиции, обучаясь игре на скрипке, кларнете и альт-саксофоне. [ 3 ] на котором он играл до конца 1920-х годов. [ 2 ]
Его кумиром в это время был Бенни Картер , игравший на многих инструментах. Байас начал выступать в местных оркестрах в возрасте 17 лет вместе с Бенни Мотеном , Терренсом Холдером и Уолтером Пейджем . [ 2 ] Он основал и возглавил свою собственную студенческую группу Don Carlos and His Collegiate Ramblers в 1931–1932 годах в Лэнгстон-колледже , Оклахома. [ 4 ]
Байас перешел на тенор-саксофон после переезда на Западное побережье. [ 2 ] и играл с несколькими группами Лос-Анджелеса. В 1934 году он принял участие в турне Берта Джонсона Sharps and Flats по западному побережью. [ 5 ] В 1935 году он работал в группе Лайонела Хэмптона в Paradise Club. [ 2 ] вместе с язычковым музыкантом и аранжировщиком Эдди Бэрфилдом и тромбонистом Тайри Гленном . Он также играл с Баком Клейтоном , Лоренцо Фленной и Чарли Эчолсом .
Нью-Йорк
[ редактировать ]В 1937 году Байас переехал в Нью-Йорк, чтобы работать с группой Эдди Мэллори, сопровождая жену Мэллори, певицу Этель Уотерс , в турне и в клубе «Коттон» . Он некоторое время работал в группе аранжировщика Дона Редмана в 1938 году, а затем с 1939 по 1940 год. [ 2 ] Свою первую сольную пластинку он записал в мае 1939 года: «Это будет мой сувенир?» с Тиммом Розенкранцем и его баронами-бочками для Виктора . Он играл с группами таких лидеров, как Лаки Миллиндер , Энди Кирк , Эдгар Хейс и Бенни Картер . [ 2 ] Он провел около года в группе Кирка, записываясь с ним в период с марта 1939 по январь 1940 года, включая короткое соло на "You Set Me on Fire". [ 6 ]
В сентябре 1940 года у него было соло из восьми тактов в песне «Practice Makes Perfect», записанной Билли Холидей . Он участвовал в сессиях с пианистом Питом Джонсоном , трубачом Hot Lips Page и певцом Big Joe Turner . В 1941 году в Minton's Playhouse он играл с Чарли Кристианом , Телониусом Монком и Кенни Кларком во внеурочное время. [ 7 ] [ 8 ]
В начале 1941 года, после недолгого пребывания с Полом Баскомбом , у него случился большой прорыв, когда граф Бэйси выбрал его на место Лестера Янга в своем биг-бэнде. [ 2 ] Байас записал «Harvard Blues» с оркестром Бэйси 17 ноября 1941 года на Джимми Рашинга вокальную версию мелодии Джорджа Фрейзера . Он был частью небольшой групповой сессии 24 июля 1942 года, когда Бак Клейтон, Каунт Бэйси и его ритм-секция ( Фредди Грин , Уолтер Пейдж , Джо Джонс ) записывали « Royal Garden Blues » и « Sugar Blues ».
В августе 1942 года группа отправилась в Голливуд для записи фильма «Подъем с Беверли» , за которым в феврале 1943 года последовал еще один фильм, «Stage Door Canteen» . Он оставался с Бэйси до ноября 1943 года. [ 9 ]
Он играл в небольших группах в нью-йоркских клубах, включая оркестр Коулмана Хокинса общался с такими бибоперами, как Диззи Гиллеспи , Чарли Паркер , Джордж Уоллингтон , Оскар Петтифорд и Макс Роуч в клубе Onyx . (1944), и с начала 1944 года [ 2 ] Вместе с последним под руководством Хокинса он записал, как говорят, первый бибоп-выпуск " Woody 'n You " 16 и 22 февраля 1944 года. В мае 1944 года он разделил обязанности тенора с Хокинсом в саксофонном ансамбле последнего, а а также руководил собственной группой на выступлениях в клубе «Три двойки». После записи на небольших лейблах ( Savoy , Jamboree, National , Disc, Arista , Super , American, Hub, Gotham ) в этот период Байас стал большим хитом с песней « Laura » Дэвида Раксина , заглавной мелодией Отто Премингера . фильма одноименный (1944). [ 10 ]
4 января 1945 года Байас записался с Клайдом Хартом , певцом Rubberlegs Williams , Гиллеспи, Паркером, Трамми Янгом , а 9 января 1945 года Гиллеспи, Байас и Янг записали «Be Bop», « Salt Peanuts » и « Good Bait». «Для Мэнора. 9 июня Байас и Слэм Стюарт отыграли живой дуэт в The Town Hall . Байас руководил небольшой группой на нескольких занятиях в Савойе в 1945–46 годах. Он занял второе место по игре на тенор-саксофоне на Esquire Всеамериканской премии в январе 1946 года, а в феврале он снова записался с Гиллеспи в « Теме 52-й улицы » и « Ночи в Тунисе ». [ 11 ]
Несмотря на свои ассоциации с бибопом, Байас по-прежнему глубоко укоренился в звуках свинга. [ 2 ] Он подражал Коулману Хокинсу, но Байас назвал Арта Татума своим большим влиянием: «У меня нет никакого стиля! Я просто дую, как Арт». [ 12 ] [ 13 ]
Париж
[ редактировать ]В сентябре 1946 года Байас начал свое изгнание в Европу, чтобы гастролировать с биг-бэндом Дона Редмана по Дании, Бельгии, Швейцарии и Германии. Они были первым гражданским джазовым биг-бэндом, совершившим поездку по континенту после войны. [ 14 ] [ 15 ] Поиграв в Бельгии и Испании, он наконец обосновался в Париже. [ 2 ]
Еще находясь в Женеве , Байас записал «Laura» и « How High the Moon ». В декабре 1946 года он впервые записался во Франции с Редманом, Тайри Гленном и Peanuts Holland . Он записывался для лейблов Swing и Blue Star в 1947 году, работая с Эдди Барклаем . В 1947–48 годах он жил в Барселоне из-за более низкой стоимости жизни и процветающей атмосферы. [ 16 ] Пианистка Тете Монтолиу пробралась в клуб Copacabana в Барселоне, чтобы послушать Байаса. [ 16 ]
Байас играл с Биллом Коулманом в начале 1949 года; Той осенью гастролировал с Баком Клейтоном. С 1948 года Байас стал известной фигурой не только в районе Сен-Жермен-де-Пре в Париже, но и на Ривьере , где его можно было увидеть в Сен-Тропе в маске, тубе, ластах и подводном копье. пистолет. [ 17 ] Байас снова сотрудничал с Энди Кирком и вместе записывался для Vogue в 1953 году. Байас также записывался с Мэри Лу Уильямс в 1953 году и Берил Букер в 1954 году. [ 18 ]
Нидерланды
[ редактировать ]Байас переехал в Нидерланды в начале 1950-х годов; в 1955 году он женился на Джоанне «Джопи» Экстин. [ 19 ]
Он много работал в Европе, часто с гастролирующими американскими музыкантами. Он также записывался с фадо певицей Амалией Родригес во время своего пребывания в Европе. Байас не посещал США до 1970 года, выступив на джазовом фестивале в Ньюпорте . Он умер в Амстердаме в 1972 году от рака легких в возрасте 59 лет. [ 2 ]
Байас был введен в Зал джазовой славы Оклахомы в 1997 году. [ 20 ]
Последний тенор-саксофон Dolnet Байаса (купленный у его вдовы) выставлен в Институте джазовых исследований Университета Рутгерса . [ 21 ] Его первый изготовленный на заказ тенор-саксофон Dolnet Bel Air принадлежит Джеймсу Картеру . [ 22 ]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- 1941 - «Полночь у Минтона» (Onyx, 1973) переиздана как «Полночь у Минтона» (High Note, 1999).
- 1945 - Дон Байас в ратуше (Commodore Records,?)
- 1944-45 - Хронологический Дон Байас (Classics # 882, ?)
- 1945-01 - Хронологический Дон Байас (Classics # 910, ?)
- 1945-02 - Хронологический Дон Байас (Classics #959, ?)
- 1946 - Хронологический Дон Байас (Classics # 1009, ?)
- 1944-46 - Классические сессии Дона Байаса 1944-1946 (10 компакт-дисков) (Mosaic Records, ?) В качестве лидера, соруководителя или участника сессии, то же, что и в хронологическом порядке.
- 1946-54 - The Complete 1946-1954 Paris Recordings (3CD) (Solid Jazz Recordings,?), первоначально выпущенный на лейблах Swing, Vogue и Blue Star.
- 1954 - Дон Карлос встречает Мэри Лу (Vogue, 1954). См. предыдущий бокс-сет.
- 1961 - Дань пушечному ядру (Колумбия, 1979)
- 1962 - Дон Байас в Налене (Риверсайд, 2012)
- 1963 – Апрель в Париже! Дон Байас со струнами (Битва, 1963)
- 1963 - Все, что ты есть (Джазовая жизнь, 1988)
- 1963 - Антропология (Черный лев, 1972)
- 1964 - Альбом Дона Байаса, посвященный 30-летию (Фонтана, 1964), переиздан Полидором в 1968 году как Live At The Montmartre Copenhagen.
- 1965 - Осенние листья (Дом джаза, 1998)
- 1967 - Дон Байас с участием сэра Чарльза Томпсона (Сторивилл,?)
Как помощник
[ редактировать ]- Берил Букер , Трио Берил Букер с Доном Байасом в Париже (Discovery, 1954)
- Билл Коулман , Лозанна, 1949 г. (TCB 2010 г.)
- Коулман Хокинс , 52-я улица: Том. 2 (Оникс, 1974)
- Амалия Родригес , Встреча (Колумбия, 1972)
- Бен Вебстер , Бен Вебстер встречает Дона Байаса (SABA, 1968)
- Мэри Лу Уильямс , Мессинский тур на Монмартре (Сторивилл, 1956)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Совет медицинских записей о рождении штата Оклахома, 5 ноября 1913 г.; Отчет Госдепартамента США о смерти американского гражданина, 25 октября 1972 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Колин Ларкин , изд. (1992). Книга рекордов Гиннеса «Кто есть кто в области джаза» (первое издание). Издательство Гиннесс . п. 71/2. ISBN 0-85112-580-8 .
- ^ Дон Байас 1941–1954 (примечания). БД Джаз. 2006. ISBN 2-84907-032-7 . БДЖЗ032.
- ^ Гиддинс, Гэри (1979). Дань пушечному ядру (примечания). Колумбия. СК 65186.
- ^ Леветт, Гарри (12 октября 1934 г.). «За кулисами с Гарри» . Калифорнийский орел . п. 6 . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Эвенсмо, январь (03.06.2020). «Тенор-саксофон Карлоса Уэсли Байаса «Дон». Часть первая 1938–1946» (PDF) . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Моргенштерн, Дэн (1999). Полночь у Минтона (примечания). Высокая нота. ГХД 7044.
- ^ Вальдес, Лео (1997). «Солография Чарли Кристиана» . Лео Вальдес. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 г. Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Роу, Билли (11 декабря 1943 г.). «Записная книжка Билли Роу» . Питтсбургский курьер . п. 15 . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Американец № 1001: Лаура / Темные глаза; Американец № 1002: Stardust / Slam, Don't Shake Like That; по-прежнему превосходит все продажи инструментальных джазовых пластинок в мегаполисе !!!» . Рекламный щит . 2 марта 1946 г. с. 24 . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ "Дискография Диззи Гиллеспи" . Джаздиско.орг . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Тейлор, Артур (1977). Ноты и мелодии: интервью между музыкантами . Нью-Йорк: Книги Перигея. ISBN 0399505849 .
- ^ «Дуй как искусство — JazzWax» . 15 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 г. Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Панассие, Хьюг ; Готье, Мадлен (1956). «До свидания, Дон Уэсли Карлос». Словарь джаза . п. 189. OCLC 555049254 .
- ^ Бюттнер, Армин; и др. (23 февраля 2013 г.). «Европейское турне Дона Редмана 1946 года» . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шенкер, Анатоль (февраль 2002 г.). Дон Байас 1947–1951 (примечания на обложке компакт-диска). Хронологическая классика. 1239.
- ^ Терсине, Ален (2000). Лаура (примечания на обложке компакт-диска). Джаз в Париже. Дон Байас. Гитанес. 4400130272.
- ^ Эвенсмо, январь (17 февраля 2021 г.). «Тенор-саксофон Карлоса Уэсли Байаса «Дон». Часть вторая (Европа: 1946–1960)» (PDF) . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ «Карлос Уэсли Байас» . ККМ . 9 октября 2002 года . Проверено 21 ноября 2013 г.
- ^ «Призывники» . Зал славы джаза Оклахомы . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ «Цифровая выставка из коллекций инструментов» . Институт джазовых исследований . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Чип Чендлер (15 января 2014 г.). «Музыкант в длительной любви к саксофону» . Амарилло Глоуб-Ньюс . Проверено 7 августа 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Панассие, Хьюг ; Готье, Мадлен (1956). «До свидания, Дон Уэсли Карлос». Словарь джаза . п. 189. OCLC 555049254 .
- Кларк, Дональд , изд. (1989). Энциклопедия популярной музыки Penguin . Викинг. ISBN 0670803499 .
- Клагхорн, Чарльз Юджин (1982). Биографический словарь джаза . Прентис Холл. ISBN 0-13-077966-0 .
- Яноу, Скотт . «Биография Дона Байаса» . Вся музыка . Проверено 3 марта 2016 г.
- Хазевоет, Корнелис (17 сентября 2010 г.). «Дон Байас. Часть 1: Американские записи 1938–1946 годов» (PDF) . Проверено 1 августа 2013 г.
- Хазевоет, Корнелис (14 июля 2011 г.). «Дон Байас. Часть 2: Европейские записи 1946–1972 годов» (PDF) . Проверено 1 августа 2013 г.
- См. также Джаз на Continental, Remington, Plymouth и Masterseal Records.
- 1913 рождений
- 1972 смертей
- Жители Маскоги, Оклахома
- Афро-американские саксофонисты
- Американские джазовые тенор-саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Американские эмигранты во Франции
- Американские эмигранты в Нидерландах
- Бибоп-саксофонисты
- Участники оркестра Каунта Бэйси
- Джазовые музыканты из Оклахомы
- Свинг-саксофонисты
- Американские музыканты 20-го века
- Смертность от рака легких в Нидерландах
- Американские саксофонисты 20-го века
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Исполнители Black & Blue Records
- Исполнители HighNote Records
- Американские музыканты-мужчины 20-го века