Jump to content

Фаду

Фадо, городская популярная песня Португалии.
Страна Португалия
Домены Исполнительское искусство
Ссылка 00563
Область Европа и Северная Америка
История надписи
Надпись 2011 г. (6-я сессия)
Список Представитель

Фаду ( Португальское произношение: [ˈfaðu] ; «судьба, судьба») — музыкальный жанр , который восходит к 1820-м годам в Лиссабоне , Португалия , но, вероятно, имеет гораздо более раннее происхождение. Историк и ученый фаду Руй Виейра Нери утверждает, что «единственная достоверная информация об истории фадо передавалась устно и восходит в лучшем случае к 1820-м и 1830-м годам. Но даже эта информация часто изменялась в процессе передачи из поколения в поколение, благодаря чему она дошла до нас. сегодня." [1]

Хотя истоки проследить трудно, сегодня фаду обычно рассматривают как просто форму песни, которая может быть о чем угодно, но должна следовать определенной традиционной структуре. По распространенному мнению, фаду — это форма музыки, характеризующаяся скорбными мелодиями и текстами, часто о море или жизни бедняков, и наполненная чувством смирения, судьбы и меланхолии. Это в общих чертах отражается португальским словом saudade , или тоска, символизирующим чувство потери (постоянная, невосполнимая потеря и последующий ущерб на всю жизнь). Это похоже на характер некоторых музыкальных жанров в бывших португальских колониях, таких как морна из Кабо-Верде , которые могут быть исторически связаны с фаду в его более ранней форме и сохранили свое ритмическое наследие. Эту связь с музыкой исторического португальского городского и морского пролетариата (моряки, представители богемы, докеры, проститутки, завсегдатаи таверн, портовые торговцы, рыбные торговцы и другие люди из рабочего класса ) также можно найти в бразильской модинье. и индонезийский кроконг , хотя все эти музыкальные жанры впоследствии выработали свои самостоятельные традиции.

Некоторые известные исполнители фаду, которых много, включают Альфредо Марсенейро , Амалию Родригес , Карлуш ду Карму , Марису , Антониу Самбужу и Камане . 27 ноября 2011 года фаду было внесено в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . [2] Это одна из двух португальских музыкальных традиций, входящих в список, вторая — Cante Alentejano . [3]

Современное фаду популярно в Португалии, и его исполняют многие известные музыканты .

Этимология

[ редактировать ]
Португальская гитара

Слово фадо, возможно, происходит от латинского слова fatum. [4] («судьба», «смерть» или «высказывание» [5] ). Это слово связано с самим музыкальным жанром, хотя оба значения примерно одинаковы в двух языках. Тем не менее, многие песни играют с двойным смыслом, например, песня Амалии Родригес «Com que voz», которая включает в себя слова « Com que voz chorarei meu triste fado » («Каким голосом мне следует оплакивать свою печальную судьбу/спеть свою печальную судьбу»). фаду?»). [6]

Возможно, свет на фадишту проливают прото - кельтские *wātis ( пророк , поэт ; см. протокельтский язык ), англо-латинские vates (кельтский бард , пророк, философ) и древнефранцузское fatiste ( поэт), эволюционировавшие в Среднефранцузский fatiste (актер средневековой мистерии ). [7] [8]

Фадо появилось в начале 19 века в Лиссабоне и, как полагают, зародилось в богемных районах столицы, таких как Байрру-Алту , Мурария и Алфама районы .

Совершенно другую теорию происхождения фаду отстаивал бразильский музыкальный критик Хосе Рамос Тинорао , который сказал, что фадо было завезено в Португалию руками и мастерством бразильского музыканта смешанной расы по имени Домингуш Калдас Барбоза в середине 18 века.

Существует множество теорий о происхождении фаду. Некоторые связывают ее происхождение или влияние со средневековыми « cantigas de amigo » (песня друга), другие предполагают некоторое древнее мавританское влияние, а третьи указывают на песнопения (порабощенных) африканцев, плывущих по морю. Ничто из этого не является убедительным. Возможно, он развился и сформировался из различных старых музыкальных жанров. [9]

Исполнителями фаду в середине XIX века были в основном представители городского рабочего класса , а именно матросы, представители богемы и куртизанки в популярных тавернах, которые не только пели, но и танцевали и отбивали фаду. Во второй половине XIX века танцевальные ритмы угасли, и исполнители стали просто певцами (фадиста).

Maria Severa , fado singer (1820–1846)

Фадиста XIX века Мария Севера , женщина-полуцигано , которую некоторые в то время считали скандальной, была художницей, которая прославила этот жанр. [10]

Совсем недавно Амалия Родригес , известная как «Раинья ду Фаду» («Королева Фаду»), оказала наибольшее влияние на популяризацию фаду во всем мире. [11] Сегодня выступления фаду могут сопровождаться струнным квартетом или полным оркестром.

Музыковедческие аспекты

[ редактировать ]

Фадо обычно использует дорийский лад или ионический лад (натуральный мажор), иногда переключаясь между ними во время смены мелодии или куплета.Особой стилистической чертой фадо является использование рубато , когда музыка делает паузу в конце фразы, и певец удерживает ноту для драматического эффекта. В музыке используется двойной и тройной ритм ( вальса стиль ).

Разновидности

[ редактировать ]

Есть две основные разновидности фаду, связанные соответственно с городами Лиссабон и Коимбра .

Лиссабонский стиль более известен во многом благодаря популярности Амалии Родригес. Было высказано предположение, что фаду появилось на улицах Лиссабона только после 1840 года. До этого матросское фаду исполнялось на носу лодки, служа образцом для первых фаду, исполняемых на суше. [12] В Лиссабоне есть Музей Фадо. [13]

Коимбра фадо

[ редактировать ]
Студенты Коимбры играют фаду в серенаде у входной двери Старого собора Коимбры ( Се-Велья)

Стиль фадо в Коимбре традиционно связан с городским университетом и стилем средневековых трубадуров , исполняющих серенады . Его поют исключительно мужчины; и певцы, и музыканты носят академическую одежду (traje académico): темные халаты, накидку и леггинсы. Восходящая к трубадуров средневековой традиции , ее поют ночью, почти в темноте, на городских площадях или улицах. Типичными местами проведения являются ступеньки монастыря Санта-Крус и Старый собор Коимбры . Также принято устраивать серенады , во время которых песни исполняются перед окном женщины, за которой нужно ухаживать.

Как и в Лиссабоне, фадо в Коимбре сопровождается португальской гитарой и альтом (разновидностью гитары). Гитара Коимбры превратилась в инструмент, отличный от лиссабонской, со своей собственной настройкой, звуковой окраской и конструкцией. Артур Паредес , прогрессивный и новаторский певец, произвел революцию в настройке гитары и стиле, в котором она сопровождала фаду Коимбры. Артур Паредес был отцом Карлоса Паредеса . Он пошел по стопам своего отца и расширил свое творчество, сделав португальскую гитару инструментом, известным во всем мире.

В 1950-х годах новое движение побудило певцов Коимбры перенять балладу и фольклор. Они начали интерпретировать строки великих поэтов, как классических, так и современных, как форму сопротивления диктатуре Салазара . В этом движении такие имена, как Адриано Коррейя де Оливейра и Хосе Афонсу (Зека Афонсу), сыграли ведущую роль в популярной музыке во время Революции гвоздик 1974 года.

Некоторые из самых известных фаду Коимбры включают: Фадо Иларио , Саудадес де Коимбра («От Шупала до Лапы»), Балада да Деспедида («Коимбра имеет больше очарования во время прощания» - первые фразы часто более узнаваемы, чем названия песен), Мой мальчик — д'ойро и Самаритана . «Судья-певец» Фернандо Машадо Соарес — важная фигура, он является автором некоторых из этих знаменитых фадо.

Любопытно, что это не фаду Коимбры, а популярная песня, наиболее известное название которой относится к этому городу: Coimbra é uma lição , которая имела успех в таких названиях, как April в Португалии .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «К истории фадо, Руй Виейра Нери, НЕРИ, РУИ Виейра, Книги. Купите книгу на Fnac.pt» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 г. Проверено 29 ноября 2011 г.
  2. ^ «Фаду, городская популярная песня Португалии» . Сектор культуры ЮНЕСКО . Проверено 27 ноября 2011 г.
  3. ^ «Канте Алентежано, полифоническое пение из Алентежу, южная Португалия» . сайт ЮНЕСКО.org . ЮНЕСКО . Проверено 3 ноября 2015 г.
  4. ^ «Тоска по Фаду» . Смитсоновский институт музыки: полная визуальная история . Издательство Дорлинг Киндерсли. 1 октября 2013 г. с. 304. ИСБН  978-1-4654-2126-5 .
  5. ^ Викисловарь - фатум
  6. ^ Ричард Эллиотт (2010). Фаду и место тоски: утрата, память и город . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 19, примечание 17. ISBN  978-0-7546-6795-7 . «Фадо» не только относится к музыкальному жанру, но и является португальским словом, обозначающим «судьбу», что допускает потенциальное двойное значение во многих песнях, в которых используется это слово.
  7. ^ Брага, Теофило (28 марта 1885 г.). «Курс истории португальской литературы, адаптированный для классов среднего образования Теофило Браги» . Лиссабон Новый международный книжный магазин . Проверено 28 марта 2018 г. - из Интернет-архива.
  8. ^ Брага, Теофило (28 марта 1871 г.). Эпосы мосарабского рода . Португальская пресса. п. 321 . Проверено 28 марта 2018 г. - из Интернет-архива. Фатист. https://en.wiktionary.org/wiki/fatiste
  9. ^ Seara.com. «История Фаду» . Музей Фадо . Проверено 28 марта 2018 года .
  10. ^ A Severa
  11. ^ Ротер, Ларри (25 марта 2011 г.). «Вырезая смелую судьбу Фаду» . Нью-Йорк Таймс .
  12. ^ «Матросское фаду :: Фаянте на фортепиано» . 20 ноября 2016 г.
  13. ^ «Музей Фаду» .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 661961392e67ec4a38dd0cf16ac4b751__1721950440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/51/661961392e67ec4a38dd0cf16ac4b751.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fado - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)