Морна (музыка)
Теплый | |
---|---|
![]() | |
Культурное происхождение | Кабо-Верде |
Морна португальском (произношение на [ и креольском языках Кабо-Верде : ˈmɔɾnɐ] ) — музыкальный и танцевальный жанр из Кабо-Верде . Он был провозглашен нематериальным культурным наследием человечества ЮНЕСКО. [1] [2] 11 декабря 2019 года.
Тексты песен обычно написаны на креольском языке Кабо-Верде , а инструменты часто включают кавакиньо , кларнет , аккордеон , скрипку , фортепиано и гитару .
Морна широко считается национальной музыкой Кабо-Верде. [3] как и фаду в Португалии , танго в Аргентине , меренге в Доминиканской Республике , румба на Кубе и так далее.
Самой всемирно известной певицей морны была Сесария Эвора . Морна и другие жанры музыки Кабо-Верде также исполняются в общинах мигрантов из Кабо-Верде за рубежом, особенно в Новой Англии в США, Португалии, Нидерландах, Франции, Западной Африке и некоторых частях Латинской Америки.
Как музыкальный жанр
[ редактировать ]Как музыкальный жанр, морна характеризуется темпом ленто , двухтактным тактом (иногда 4). [4] и в своей наиболее традиционной форме, имея гармоническую структуру, основанную на цикле квинт , [5] а структура текста организована музыкальными строфами , чередующимися с припевом . Морна почти всегда монотонна , [6] т. е. он составлен только в одной тональности. Композиции, в которых используется более одной тональности, встречаются редко и обычно представляют собой случаи перехода от минорной тональности к мажорной или наоборот.
Гармоническая структура
[ редактировать ]В своей наиболее традиционной форме морна подчиняется циклу квинт. Гармоническая последовательность начинается с аккорда ( тоники ) определенной тональности, второй аккорд — нижняя квинта ( субдоминанта ), третий аккорд — тот же, что и первый, а четвертый аккорд — верхняя квинта ( доминантная септаккорд ). . Эти аккорды — тоника, доминантная септаккорда, субдоминанта — имеют в Кабо-Верде популярные названия «примейра», «сегунда» и «терсейра» (первая, вторая и третья) соответственно рассматриваемой тональности. Например, если музыка исполняется в тональности ля минор, аккорд ля минор имеет название «primeira de Lá menor» (первый ля минор), седьмой аккорд E имеет название «segunda de Lá menor» (ля минор). секунда минора), а аккорд ре минор носит название «terceira de Lá menor» (терция ля минора).
Однако эта структура соответствует самой основной и самой первичной гармонической последовательности морны. Во-первых, эта структура позднее была обогащена так называемыми проходными аккордами (см. ниже в разделе « История» ). Во-вторых, эта структура ни в коем случае не является обязательной. Некоторые композиторы, особенно недавние, используют разные последовательности аккордов.
Мелодическая структура
[ редактировать ]
Мелодическая линия морны сильно меняется в течение песни. [5] с восходящей и нисходящей последовательностью нот, а внутри такта ноты обычно не имеют одинаковой длины. Одной из частых характеристик морны является синкопа , точнее, одна нота в конце такта продлевается до сильной доли следующего такта. Мелодия акцентируется на первой доле и последней половине такта.
Мелодия построена на стихах, которые, в свою очередь, организованы в строфы. Главные строфы чередуются с рефреновой строфой, причем это чередование может иметь несколько моделей: АБАБАБ..., АББАВСВ..., АКБАСВ..., ААВССВ... и т. д. Мелодия припева никогда не бывает одинаковой с мелодией припева. мелодия остальных строф.
Темы
[ редактировать ]Тема морны разнообразна, но есть определенные темы, к которым обращаются чаще. Помимо универсальных тем, таких как любовь, обсуждаются типичные для Кабо-Верде темы, такие как отъезд за границу, возвращение, саудаде , любовь к родине и морю. Одним из великих исполнителей, ответственных за эту тему, был поэт и композитор Эудженио Таварес , который в начале 20-го века представил лиризм и исследование типичного романтизма, которые используются до сих пор.
Инструментарий
[ редактировать ]Основным инструментом, связанным с морной, является гитара , которую в Кабо-Верде обычно называют «виолан». В самой простой форме гитары достаточно, чтобы обеспечить аккомпанемент другому сольному инструменту, которым может быть другая гитара, скрипка (в Кабо-Верде ее обычно называют «рабека»), голос певца или любой другой мелодичный инструмент. Особый способ игры на струнах гитары в Кабо-Верде в народе называется «маозада». Игра на морне артикулирует бас (играемый большим пальцем, отмечающий акцентирование ритма) с аккордами (играемыми другими пальцами либо в арпеджио , ритмично, либо в сочетании того и другого). Морну также можно исполнить на фортепиано , при этом левая рука играет бас и аккомпанемент, а правая рука — аккомпанемент и мелодию.
Состав группы морна не является жестким. Группа среднего размера может иметь, помимо вышеупомянутой гитары, кавакиньо (которая ритмично играет аккорды), десяти- или двенадцатиструнную гитару (в народе Кабо-Верде называемую «альтом», обеспечивающую гармоническую поддержку), а также сольный инструмент. голос певца и какой-нибудь ударный инструмент. В более крупной группе может быть еще одна гитара, акустическая бас-гитара , более одного сольного инструмента (скрипка, кларнет , труба и т. д.) и несколько ударных инструментов ( шейкер , гуиро , бонго и т. д.).
С 1960-х годов Морна начала электрификацию: ударные инструменты были заменены ударной установкой , а игра баса/аккомпанемента, исполняемая на гитаре, заменена бас-гитарой и электрогитарой . В конце 1990-х произошло возвращение к истокам с вновь востребованными акустическими выступлениями.
В своей наиболее традиционной форме песня начинается со вступления, исполняемого на солирующем инструменте (это вступление обычно представляет собой ту же мелодию, что и припев), а затем песня развивается в виде чередования основных строф и припева. Примерно после середины песни вместо пропетого припева солирующий инструмент исполняет импровизацию. Однако современные композиторы не всегда используют эту последовательность.
Как танец
[ редактировать ]Морна — это бальный танец, который танцуют парами. Артисты танцуют, обнимая партнера одной рукой, а другой рукой держатся за руки. Танец состоит из двух махов тела в одну сторону в музыкальном такте, а в следующем такте — в другую сторону.
История
[ редактировать ]Историю морны можно разделить на несколько периодов. [5] [7] не всегда согласны между учеными:
1-й период: истоки
[ редактировать ]Точно неизвестно, когда и где появилась морна. Устная традиция [8] дает уверенность, что морна появилась на острове Боа-Виста в 18 веке, но музыковедческих записей, подтверждающих это, нет. Но когда Алвес душ Рейс говорит [9] что в 19 веке, с нашествием польки , мазурки , галопа , кантри-танца и других музыкальных жанров в Кабо-Верде, морна не подверглась влиянию, это говорит о том, что к тому времени морна была уже вполне сформировавшимся и зрелым музыкальным жанром. .
Несмотря на это, некоторые авторы [5] Проследите происхождение морны к музыкальному жанру — лундуму , который был завезен в Кабо-Верде в 18 веке. [10] Существует также связь между морной и другим музыкальным жанром, существовавшим уже на островах: [7] чоро — жалобные песни, исполняемые в определенных случаях, например, рабочие песни и песни-поминки. Таким образом, морна будет чем-то средним между хоросом и лундумом, с более медленным темпом и более сложной гармонической структурой. Некоторые авторы утверждают, что ускорение темпа некоторых старых песен из «Боа Виста» или даже песни «Força di cretcheu» Эудженио Тавареса дает нечто очень близкое к лундуму.
Из Боа-Виста этот новый музыкальный жанр постепенно распространился на другие острова. В то время морна не имела той романтической тематики, которую она имеет сегодня, и того благородного характера, который ей был придан позже.
Музыковеды называют морну «Брада Мария» композицией с самым длинным документально подтвержденным происхождением, написанной около 1870 года. [11]
Происхождение слова «морна» для этого музыкального жанра неясно. Однако существует три теории, каждая из которых имеет своих сторонников и противников.
Для некоторых, [12] слово происходит от английского «оплакивать». Для других [13] Слово происходит от французского «morne», названия холмов на Французских Антильских островах , где поются «chanson des mornes». Но для большинства людей слово «морна» соответствует женскому роду португальского слова « морно » (теплый), явно намекая на сладкий и жалобный характер морны.
2-й период: Эудженио Таварес
[ редактировать ]В начале 20 века поэт Эудженио Таварес был одним из главных людей, придавших Морне тот романтический характер, который она имеет сегодня. На острове Брава морна претерпела некоторую трансформацию, приобретя более медленный темп, чем морна Боа-Виста, поэзия стала более лиризированной, с темами, сосредоточенными в основном на любви и чувствах, вызванных любовью.
3-й период: Б.Леза
[ редактировать ]В 1930-х и 1940-х годах морна приобрела особые характеристики в Сан-Висенте . Стиль Брава к тому времени очень ценился и культивировался на всем Кабо-Верде (есть записи о том, что Э. Таварес был принят в апофеозе на острове С. Висенте). [11] и даже композиторы Барлавенто писали на сотавенто-креольском , [7] вероятно, потому, что сохранение безударных гласных в креольском языке Сотавенто придавало больше музыкальности). Но специфические условия Сан-Висенте, такие как космополитизм и открытость иностранным влияниям, внесли некоторое обогащение в морну.
Одним из главных людей, ответственных за это обогащение, был композитор Франсиско Ксавье да Круз (он же Б.Леза), который под влиянием бразильской музыки представил [5] [7] так называемые проходящие аккорды , широко известные в Кабо-Верде как «meio-tom brasileiro» (бразильские полутона). Благодаря этим проходным аккордам гармоническая структура морны не ограничивалась квинтовым циклом, а включала в себя другие аккорды, осуществлявшие плавный переход к основным.
Например, песню в тональности до мажор можно обогатить следующим образом:
Основная последовательность аккордов: | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
С | Ф | С | G7 | ||||
Последовательность аккордов с переходом аккордов: | |||||||
С | С7 | Ф | Fm7♭5 | С | A7 | Дм | G7 |
Еще один пример, но в тональности ля минор:
Основная последовательность аккордов: | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Являюсь | Дм | Являюсь | E7 | ||||
Последовательность аккордов с переходом аккордов: | |||||||
Являюсь | A7 | Дм | G7 | Являюсь | Ф | Bm7♭5 | E7 |
Хотя это выглядит просто, это введение оставило глубокий след в морне, а позже перешло и в коладеру .
Еще одним нововведением является то, что этот период слегка совпадает с литературным движением Claridade , и, следовательно, тематика была расширена, включив в нее не только темы, связанные с романтизмом , но и связанные с реализмом .
4-й период: 1950-е – 1970-е годы.
[ редактировать ]В этот период достиг своей зрелости новый музыкальный жанр — коладейра , и многие композиторы попробовали эту новинку. [7] Поэтому годы с 1950-х по 1970-е годы не принесли морне больших новшеств в музыкальных техниках.
Однако появились некоторые композиции с «тонкой и сентиментальной мелодической чертой», [5] и если началось движение против португальской колониальной политики, то в морне оно осуществляется дискретно с тематическим расширением за счет включения текстов, восхваляющих родину или любимых людей на родине. Тексты также были вдохновлены другой музыкой. [5] ( болеро , самба-кансан , американские песни, французский шансон и др.). В 1970-е годы были даже политические песни.
В 1960-х годах начали использоваться электрические инструменты, и морна стала известна во всем мире благодаря выступлениям за рубежом или производству пластинок.
5-й период: последние годы
[ редактировать ]Композиторы последних лет пользуются большей творческой свободой, чтобы придать морне необычные характеристики. [7] Более поздние морны почти не следуют схеме квинтового цикла, имеется большая свобода в аккордовых последовательностях, музыкальные строфы не всегда имеют жесткое количество куплетов, в мелодии практически исчезли реминисценции лундума, и некоторые композиторы пытаются сплавить морна с другими музыкальными жанрами.
Варианты
[ редактировать ]теплая Боа-Виста
[ редактировать ]Боа Виста Морна — самый старый вариант морны. Для него характерен более быстрый темп (анданте ± 96 ударов в минуту ) и стиль рубато. [5] и благодаря более простой конструкции. В темах часто говорится об шутках, сатире или социальной критике. Мелодическая акцентуация очень близка к лундуму.
Брава Морна
[ редактировать ]Брава морна является источником самой известной сегодня разновидности морны . Помимо более медленного темпа, чем Boa Vista morna (lento ± 60 ударов в минуту), он имеет типичные характеристики романтизма, такие как использование рифм, подчеркнутый лиризм и более жесткий размер. Стиль Брава до сих пор практикуют композиторы из Бравы и Фого.
Сан-Висенте тепло
[ редактировать ]Морна Сан-Висенте является производной морны Брава. Оба имеют одинаковый темп, но в S. Vicente morna аккордовые последовательности обогащены проходящими аккордами. Тематика также была расширена и теперь включает не только романтические темы, а поэзия не такая жесткая. Ни один из них не использует такие рифмы, как «Брава морна».
Отправляясь от Сан-Висенте-Морна, можно стать свидетелем [5] от более поздних и новаторских композиторов до некоторых других вариантов морны, которые еще не систематизированы.
Примеры
[ редактировать ]- «Рабилона», традиционная
исполнении Тете Алиньо в альбоме «Voz» (Universal Music — 2002) - «Força di cretcheu», Эудженио Таварес
исполнении Селины Перейры в альбоме «Nôs Tradição» (? — 19??) - «Затмение», по пьесе Б.Леза
исполнении Чико Серры в альбоме «Eclipse» (ред. Sonovox, Лиссабон — 1993) - «Фиджу магуаду», Хорхе Монтейру
исполнении Дэни Силвы в альбоме «Lua Vagabunda» (ред. Валентим де Карвалью, Лиссабон — 1986) - «Биография креола» Мануэля де Новаса .
исполнении Оса Тубаройнса в альбоме «Djonsinho Cabral» (Ed. Os Tubarões, Ref. T-003 — 1978) - «Нха берсу» из Бету
исполнении Ильдо Лобо в альбоме «Nôs morna» (ред. Lusáfrica, — 1996)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Морна Кабо-Верде провозглашена ЮНЕСКО нематериальным наследием человечества» . www.cmjornal.pt (на португальском языке) . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Вьегас, Нуно. «Морна теперь официально признана нематериальным наследием человечества» . Наблюдатель (на европейском португальском языке) . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ «Певица Сезария Эвора умирает в возрасте 70 лет» , BBC News , 17 декабря 2011 г. , получено 8 марта 2019 г.
- ^ Брито, М., Краткие заметки о музыкальных формах, существующих в Кабо-Верде - 1998 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мартинс, баскская , традиционная музыка Кабо-Верде, том I — A morna.
- ^ Соуза, Пе Дж. М. де, Хора ди Бай - Американская федерация Капеверда, Бостон, 1973 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гонсалвеш, CF , группа Каб Верд - 2006 г.
- ^ Таварес, Эудженио, Морнас, Кантигас Криулас - Ж. Родригес. E CL да Эдора, 1932 г.
- ^ Алвес душ Рейс, Дж., «Субсидии на изучение морны» в Райзесе - № 21, 1984 г.
- ^ Лима, А.Г., Танец ланду (От древних королевств Конго и Нгола до Боа-Виста)
- ^ Jump up to: а б Родригес, Моасир и Изабель Лобо, A Morna na Literatura Tradicional - Книжный институт Кабо-Верде, 1996 г.
- ^ Лопес, Хосе, Жардим дас Гесперидес - Лиссабон, 1929 г.
- ^ Фрейре, Жилберто , Кабо-Верде, вид Жилберто Фрейре - Ред.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Приблизительный путеводитель по музыке Кабо-Верде: morna, funáná, coladeira: музыка сладкой печали (составитель Фил Стэнтон), World music network, Лондон. Гармония мира, 2001 г.
- Кабо-Верде, антология 1959–1992 ( Кабо-Верде, Антология: 1952–1992 ), Buda musique, Париж, Universal (2 компакт-диска)
- Кабо-Верде: музыкальный архипелаг , Радио-Франс, Париж; Harmonia mundi, Арль, 2003 г.
- Тимас, Лена, : Музыка Кабо-Верде Магия Морны , Закат-Франция, Мелоди, 2007
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткие заметки о музыкальных формах, существующих в Кабо-Верде — на португальском языке.
- Фан-блог в честь Босоногой Дивы - С 2008 | На португальском языке
- Морна — эволюция (краткие заметки) — на португальском языке
- Музыка и жители Кабо-Верде в Лиссабоне — на португальском языке
- Танец ланду (от древних королевств Конго и Нгола до Боа-Виста) — на португальском языке.
- Музыка Морны в National Geographic
