Фунана
Фунана | |
---|---|
Культурное происхождение | Кабо-Верде |

Funaná — [funɐˈna] музыкальный и танцевальный жанр из Кабо-Верде . Funaná — музыка, основанная на аккордеоне. Ритм обычно задается ферриньо, так же, как использование стиральных досок в зидеко, пилы в карибской музыке рипса. [ нужна ссылка ] , скребок в музыке стран Африки к югу от Сахары [ нужна ссылка ] и гуиро в латинской и доколумбовой музыке [ нужна ссылка ] .
Характеристики
[ редактировать ]Как музыкальный жанр, фунана характеризуется переменным темпом , от виваче до анданте , и двухдольным ритмом . Фунана , широко тесно связана с аккордеоном , точнее с диатоническим аккордеоном известным в Кабо-Верде как гайта . Это влияет на многие музыкальные аспекты, характеризующие фунану , например, тот факт, что в своей наиболее традиционной форме фунана использует только диатонические гаммы , [ 1 ] а не хроматические.
Структура композиции funaná не сильно отличается от структуры других музыкальных жанров Кабо-Верде, т. е. в основном музыка структурирована посредством набора основных строф , чередующихся с припевом . Основное отличие состоит в том, что между разными строфами и припевом звучит соло, исполняемое на аккордеоне. [ 1 ] Музыка в целом монотонна .
Аккомпанемент производится левой рукой на аккордеоне, обеспечивая бас и аккорды . Ритмическая модель исполняется на ферриньо . [ 1 ]
Мелодическая композиции , линия фунаны сильно варьируется в зависимости от с множеством серий восходящих и нисходящих нот. Певцы фунана иногда используют технику сфорцандо в некоторых нотах, особенно если они длинные (имитация аккордеона?).
В текстах фунаны обычно говорится о повседневных ситуациях, упоминаются горести и радости повседневной жизни, но они также говорят о социальной критике, размышлениях о жизни и идиллических ситуациях. Однако недавние композиторы расширили темы. Еще одной особенностью фунаны является то, что тексты песен написаны не напрямую, а часто с использованием фигур речи, пословиц и популярных поговорок. Пример:
тексты песен на креольском языке: | дословный перевод на английский: | настоящий смысл: |
---|---|---|
Ódju mó' lua , (...) Трек уже архи-да-беджа Рот сима ка та та ничего не кончил О, Сема Лопи, корпус, Альма ди Кристу |
Глаза, как луна, (...) Брови как радуга Рот как будто ничего не ест О, Сема Лопи, тело земли, душа Христа |
Открытые широко глаза, (...) Полностью изогнутые брови Рот того, кто голодает Ой, Сема Лопи, все на тебя наступают, а ты всех прощаешь |
Отрывок из текста песни «Sema Lopi» Семы Лопи. |
тексты песен на креольском языке: | настоящий смысл: | |
---|---|---|
Ох, ох, пету ди бронзи, Громоздкие сердца, Si suck crê saltâ-m' nha Rubêra, Кормление грудью у моста, Мансу-Мансу |
О, о, моя маленькая медь С горячим сердцем Если хочешь, найди меня на свидании Ты будешь жить чем-то мягким | |
Отрывок из песни Жоао Сирило "Pêtu di bronzi". |
тексты песен на креольском языке: | ||
---|---|---|
тонет, Верь-ты, грешный кабель, Дай-у, где такое пламя, Но ты можешь дать мне здесь, чтобы держать меня. | ||
Отрывок из текста песни "Tunuca" Орландо Пантеры. |
Это требует хорошего знания популярной культуры и языка, и именно поэтому в недавних сочинениях, сочинениях более молодых авторов или сочинениях авторов, мало контактирующих с массовой культурой, этот поэтический прием не всегда используется.
Что касается инструментов, то в наиболее традиционной форме фунана использует только аккордеон и ферринью . При стилизации и электрификации используются другие инструменты: ритм, обеспечиваемый ферринью, создается на барабанной установке вместе с другими ударными инструментами ( шейкером или кабасой ); бас/аккомпанемент, играемый на аккордеоне, заменяется бас-гитарой и электрогитарой ; мелодия, играемая на аккордеоне, заменяется синтезатором . К концу 90-х наблюдается определенное возрождение спроса на акустические исполнения, в которых электронные инструменты уступают место аутентичным аккордеонам и ферринью .
Как танец
[ редактировать ]представляет собой Фунана парный танец, в котором партнеры обнимают друг друга за руку, а другой рукой держат руки вместе. Танец состоит из поочередных быстрых и сильных сгибаний каждого колена, отмечающих доли ритма. В более деревенском стиле танца тела слегка наклонены вперед (соприкасаясь плечами), а ступни отрываются от земли. В более урбанистическом, более стилизованном стиле танца тела более вертикальны (соприкасаются грудью), а ступни волочатся по земле.
История
[ редактировать ]Фунана — сравнительно молодой музыкальный жанр. Согласно устной традиции, [ 1 ] [ 2 ] Фунана появилась, когда в начале 20-го века был завезен аккордеон в попытке аккультурации на острове Сантьяго , чтобы население могло изучить португальские музыкальные жанры. Результат, однако, был бы совершенно иным: это было бы создание нового, подлинного музыкального жанра. Однако музыковедческих документов, подтверждающих это, нет. Тем не менее, любопытен тот факт, что, даже будучи совершенно другим музыкальным жанром, использование аккордеона и ферринью в фунане аналогично использованию аккордеона и треугольника в некоторых жанрах португальской народной музыки ( malhão , corridinho). , вира и т. д.)
Другие источники, также из устной традиции, [ 1 ] проследить другое происхождение. Они связывают происхождение фунаны с увеличением импорта аккордеонов как дешевой замены органов для исполнения религиозной музыки. Тогда фунана . появилась как адаптация аккордеона других музыкальных жанров, которые были в моде тогда
Само название « фунана » также появилось недавно. [ 2 ] и датируется, вероятно, 60-70-ми годами. Для некоторых это слово происходит от португальского слова « fungagá ». По мнению других, название происходит от слияния имен двух великих музыкантов, одного из аккордеона, а другого из Ферриньо , по имени Фуна и Нана . Старые слова для обозначения фунаны. [ 3 ] были « фук-фук » и « баджу л'гайта ».
Первоначально это был жанр исключительно из Сантьяго, но долгое время фунана была отнесена к сельскому контексту и / или к менее привилегированным социальным классам. Ее исполнение было запрещено даже в столице, где именно морна имела более престижный и благородный характер.
Но в 1970-е годы, и в основном после обретения независимости, были попытки возрождения некоторых музыкальных жанров, в том числе фунаны . Социалистическая идеология после обретения независимости, с ее борьбой против различий социальных классов, была благодатной почвой для (возрождения) фунаны . [ 4 ] Эти эссе не имели успеха главным образом потому, что « фунана не могла отойти от коладейры ». [ нужна ссылка ] .
Пришлось дождаться 1980-х годов, чтобы группа Bulimundo и особенно ее наставник Карлос Альберто Мартинс (он же Catchás ) осуществили настоящее возрождение фунаны . [ 1 ] Собираясь «напиться» прямо к источнику (внутренний остров Сантьяго), Качас пригодился своим в области джаза и классической музыки. познаниям [ нужна ссылка ] разработать новый стиль игры на фунане , опираясь на электрические и электронные инструменты, [ 4 ] с этого момента это будет влиять почти на всех художников. Благодаря успеху Булимундо фунана была экспортирована на все острова Кабо-Верде. Сегодня фунана больше не рассматривается как жанр исключительно Сантьяго: его сочиняют, исполняют и ценят люди со всех островов. [ 5 ]
Если 80-е годы были годами распространения фунаны на территории Кабо-Верде, то 90-е годы были годами интернационализации. [ 1 ] Группа Finaçon , возникшая в результате разделения группы Bulimundo, была одной из ответственных за интернационализацию этого жанра благодаря контракту с известным зарубежным лейблом. [ 5 ] не только Фунана стала известна во всем мире, ее также исполняют музыкальные группы за рубежом, независимо от того, являются ли они группами Кабо-Верде или нет.
Что касается музыкальных техник, то в «стиле Catchás» нет больших новшеств, возможно, только в отношении инструментовки (исследуются возможности электронных инструментов). В этот период мы также можем заметить чрезмерную коммерциализацию и банализацию фунаны . была предпринята попытка обнаружения фунаны Например, в течение определенного года во Франции . Эта попытка не увенчалась успехом, поскольку фунана продавалась как своего рода «летняя модная музыка» (сразу после ламбады ) , а не исследующая этномузыкальные особенности фунаны .
К концу 90-х мы можем способствовать возвращению к истокам, [ 1 ] где группы предпочитают выступать с настоящими аккордеонами и ферриньо (иногда добавляется бас, ударная установка и/или гитара). Одной из ведущих групп этого нового направления была группа Ferro Gaita .
Варианты
[ редактировать ]Фунана имеет несколько вариантов: [ 1 ] не все из них хорошо известны и не все известны под своим настоящим именем. Вот описание некоторых:

Фунана камину де ферро
[ редактировать ]Это самый известный вариант фунаны . Обычно, когда слово « фунана » используется отдельно, оно относится к этому варианту, который является более успешным, особенно в танцах. Это вариант, напоминающий марш , но с оживленным темпом.

Фунана максикси
[ редактировать ]Название этого варианта, вероятно, происходит от музыкального жанра maxixe , который когда-то был в моде в Кабо-Верде. Это вариант, похожий на предыдущий, но с темпом аллегро .

Фунана самба
[ редактировать ]Несмотря на название, этот вариант не имеет никакого отношения к нынешнему бразильскому жанру самба . Кажется, это адаптация лундума к технике аккордеона. Темп медленнее [ 6 ] ( анданте ) и ритм отличается от других вариантов, он очень похож на жабу .

теплая фуана
[ редактировать ]Практически он не известен под этим названием, он больше известен как медленная фунана . Кажется, это адаптация морны к технике аккордеона с темпом анданте. В то время как в течение долгого времени именно морна ( баджу ди виулину ) пользовалась некоторым престижем в городских условиях и благородных танцевальных залах, в сельской местности более медленная версия фунаны ( баджу ди гаита ). в качестве противопоставления была разработана [ 1 ] Любопытно, что этот вариант имеет тот же темп, что и Морна Брава Боа Виста, а не Морна .
Примеры из литературы
[ редактировать ]- Фунана камину де ферро
- «Джонсиньо Кабрал», традиционный
в исполнении Оса Тубаройнса в альбоме Djonsinho Cabral (Ed. Os Tubarões, Ref. T-003 — 1978) - «Святой Антоний Вифлеемский», традиционный
исполнении Булимундо в альбоме Batuco (Ed. Black Power Records, Роттердам, Ref. Lp 2233 — 1981) - «Si manera» из Зеки Нха Рейнальда
исполнении Finaçon в альбоме The Best of The Best (Ed. Mélodie, Париж — 1990) - «Матриалистас» от Кино Кабрал
в исполнении Кино Кабрала в альбоме ? (Ред. Кино Кабрал, ? — 1992) - «Мокас ди Манги» от Эдуино, Чандо Грасиоса и Битори Нха Бибинья.
исполнении Ферро Гаиты в альбоме Fundu Baxu (Ред. ?, ? — 1997)
- «Джонсиньо Кабрал», традиционный
- Фунана максикси
- «Пой душой, не причиняя боли» Педро Родригес
исполнении Баны в альбоме Bana (Ed. Discos Monte Cara, — 19??) - «Помба» из Code by Dona
исполнении Code di Dona в альбоме Codé di Dona (Ed. Globe Music, ? — 1997) - «Нос культура» из Эдуино
в исполнении Ферро Гаиты в альбоме Bandêra Liberdadi (Ред. ?, ? — 2003) - «Пуксим Семедо» от Кака ди Лина и Эдуино
исполнении Eduíno e Petcha в альбоме Terra Terra Vol. 1 (Ред.?, ? — 2007)
- «Пой душой, не причиняя боли» Педро Родригес
- Фунана самба
- "Джентис д'асагуа" из Зезе ди Нья Рейнальда
в исполнении Зезе ди Нха Рейнальда в альбоме Djentis d'aságua (Ed. ICL, Praia — 198?) - «Фоми 47» из Кодекса Доны
исполнено Finaçon в альбоме Rabecindadi (ред.?, Лиссабон — 1987) - «Коджета» от Кака Барбозы
исполнении Симентеры в альбоме Raiz (Ed. Mélodie, Париж — 1992)
- "Джентис д'асагуа" из Зезе ди Нья Рейнальда
- Медленная фунана
- «Сема Лопи» от Сема Лопи
исполнено Булимундо в альбоме Bulimundo (Ed. Black Power Records, Роттердам , Ref. LP 1943—1980; Reed. Sons d'África, Лиссабон — 2005) - «Помбинья Манса» из?
исполнении Булимундо в альбоме Batuco (Ed. Black Power Records, Роттердам, Ref. Lp 2233 — 1981) - «Кортель ди рабиданти» от Кака Барбоза
в исполнении Зека и Зезе из Нха Рейнальда в альбоме Konbersu'l tristi, korbu nha xintidu (ред.?, Лиссабон - 1983) - «Li qu'ê nha tchon» Педро Родригеса
в исполнении Os Tubarões в альбоме Bote, broce elinha (Ред. ?, ? - 1990)
- «Сема Лопи» от Сема Лопи
Наследие
[ редактировать ]
RIU Hotels открыла один из своих первых курортов и вилл на западе Санта-Марии, в юго-западной части острова Сал, названный Riu Funaná в честь музыкального жанра.
Ежегодно на церемонии Cabo Verde Music Awards вручается лучшая фунана , начиная с ее первого вручения в 2011 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гонсалвес, CF , группа Кабо-Верде - 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Вейга, А.Г., - Голос народа выпуски от 14 и 23 августа 1982 г.
- ^ Фернандес, А.Н., Креольский диалект - Лексикон креольского диалекта архипелага Кабо-Верде - 1969
- ^ Jump up to: а б Мартинс, Калифорния, Фунана, величайшее достижение Трибуны - декабрь 1986 г.
- ^ Jump up to: а б Фунана — визитная карточка Кабо-Верде во Фрагате, № 10 — январь 1996 г.
- ^ Брито, М., Краткие заметки о музыкальных формах, существующих в Кабо-Верде - 1998 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Приблизительный путеводитель по музыке Кабо-Верде: morna, funáná, coladeira: музыка сладкой печали (составитель Фил Стэнтон), World music network, Лондон, Harmonia mundi, 2001
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткие заметки о музыкальных формах, существующих в Кабо-Верде
- Музыка и жители Кабо-Верде в Лиссабоне
- Funaná Rapido Пример прослушивания Коде ди Дона (аккордеон) и его сына Лусио ди Дона (ферриньо). Из Cabo Verde Projekt , отчета (на немецком языке) о проекте по документированию ритмов Кабо-Верде.