Мбалакс
Мбалакс — сенегальская городская танцевальная музыка. | |
---|---|
Культурное происхождение | Начало 1970-х, Сенегал [1] [2] [3] [4] |
Жанры фьюжн | |
афро блондинка, чистая и жесткая блондинка, современная блондинка |
Мбалакс (или мбалах ) — городская танцевальная музыка Сенегала и Гамбии . Музыкальный стиль уходит корнями в местные инструментальные и вокальные стили, сопровождаемые полиритмической игрой на сабарных барабанах волофов , социальной идентичности, которая включает в себя как коренные волофы региона Большой Сенегамбии, так и городскую панэтническую идентичность, возникшую во время колониализма. Культурная ценность, доказанная Волофом, - это уважение к другим культурным и музыкальным практикам. Таким образом, истоки мбалакса включают в себя синтез волоф, соче и серер музыки, ритмов и инструментов . Способность волофов включать в себя разнообразные стили сенгамбийских групп позволила сабару и его современной музыкальной формации процветать. Например, нередко на мероприятии сабар включается музыка Серер, такая как ньюуп , которая связана со священными церемониями обряда ндут . [5] [6] Таким образом, в нем могут участвовать многие этнические группы, а включение также увеличивает доступность и популярность жанра. В 1970-х годах мбалакс возник, когда сенегальцы объединили музыкальные стили коренных народов с городской танцевальной музыкой африканской диаспоры, Запада и континента. Эти иностранные звуки включали американский соул , джаз и сальсу. Афро-кубинская музыка диаспоры, конголезская румба и рок также соединились с ритмами сабара , которые теперь исполнялись на электробасе, гитаре и клавишных инструментах.
История и влияние
[ редактировать ]Традиционная форма мбалакса возникла из сабара , жанра волоф, который исторически объединял музыкальные и культурные практики разных этнических групп, таких как ньюуп , религиозная музыка серер . [5] [6] Популярная танцевальная форма мбалакс возникла в городских районах Сенегала в начале 1970-х годов. Как и во многих других франкоязычных странах Западной Африки, на популярную музыкальную сцену Сенегала частично повлияли соул, блюз, джаз, R&B и рок из США, варьете из Франции, конголезская румба и латиноамериканская поп-музыка из стран Карибского бассейна и Нью-Йорка (например, пачанга, сон, чаранга, сальса и латинский джаз). В этой смеси звуков африканской диаспоры сенегальские фанаты и музыканты хотели создать собственную городскую популярную танцевальную музыку, поэтому они начали петь на волофе (лингва-франка Сенегала) вместо французского и включили ритмы местного барабана сабар (см. [7] ). Танцоры начали использовать движения, связанные с сабаром, и давать певцам чаевые, как если бы они были традиционными гриотами .
Среди групп, игравших в этом новом стиле, — Etoile de Dakar (с Юссу Н'Дуром и Эль Хаджи Фэй в главных ролях ), Raam Daan (с Тионом Секом в главных ролях ), Xalam II и Super Diamono . С тех пор, как Мбалакс и связанный с ним танец стали популярными, они распространились на другие регионы, такие как Мали , Мавритания , Кот-д'Ивуар и Франция . Это распространение осуществлялось через радио, аудиокассеты и видеоклипы, транслируемые по телевидению.
Инструментарий Mbalax включает в себя клавишные, синтезаторы и другие методы электронного производства. Однако именно перкуссия Ндер (ведущий барабан), Сабар (ритм-барабан) и Тама (говорящий барабан), а также большое влияние африканских и арабских вокалистских стилей продолжают делать Мбалакс одной из самых характерных форм танцевальной музыки в мире. Западная Африка и диаспора. Джаз , фанк , латиноамериканская (особенно кубинская) и конголезская поп-музыка повлияли на раннее звучание Mbalax, сегодня на нее также влияют RnB , Hip-Hop , Coupé-Décalé , Zouk и другие современные карибские, латиноамериканские и африканские поп-музыки. Артисты Mbalax часто сотрудничают с артистами других жанров, например, Вивиан Ндур работа со звездой зука Филипом Монтейро и французско-малийской рэп-звездой Мокобе . Возможно, самым известным сотрудничеством из всех был огромный хит Юссу Ндура с Нене Черри ; « Семь секунд ».
Танец Мбалакс
[ редактировать ]Mbalax Dancing популярен в ночных клубах и общественных мероприятиях, а также на религиозных мероприятиях и мероприятиях жизненного цикла, таких как свадьбы, дни рождения и церемонии присвоения имени.
Базовый танец мбалакс включает в себя вращения тазом и коленями, но возникают и новые движения, часто связанные с популярными песнями. [8] Патрисия Танг описывает некоторые новые движения:
«Примерами таких танцев являются ventilateur («электрический веер», который намекающе описывает движение ягодиц); хадж би («собака», в котором танцор поднимает ногу, имитируя собаку); мулайе чигин (который включает в себя движения тазом и коленями, которые идеально соответствуют сабар-брейкам); и, в последнее время, джелкати (танец, в котором плечи, согнутые в локтях, движутся параллельно слева направо). увлечения тесно связаны с паузами сабара, а некоторые (например, тауран тедж) даже названы в честь голосовой мнемоники ритма сабара, который они сопровождают». [8]
Музыка и инструменты
[ редактировать ]
Сенегальские песни обычно не написаны, а определенные инструменты или музыкальные стили предназначены для определенных полов или возрастных групп. Раньше только гриоты могли исполнять музыку. Их традиционная роль заключалась в передаче устной истории, генеалогии и социального положения, дипломатии и рассказывания историй. Сегодня гриоты продолжают участвовать в церемониях наречения, свадьбах и похоронах.
Музыка исполняется с использованием таких инструментов, как барабаны, балафон , рити , тама (говорящий барабан) и барабан сабар. западные инструменты и оборудование, такие как флейта , электрогитара , фортепиано , скрипка , труба и синтезатор В 1970-х годах в музыку для сопровождения танца были включены . Помимо инструментов, в музыке используются напевание, пение и пение (на языке волоф, французском или английском языке). Тексты песен mbalax затрагивают социальные, религиозные, семейные или моральные проблемы.
По словам автора Патрисии Тан:
«Ритмической основой и основной отличительной особенностью современного мбалакса является сабар... на языке перкуссионистов волоф-гевел мбалакс буквально означает «аккомпанемент». В ансамбле сабар разные барабаны играют разные роли, а мбалакс относится к партиям аккомпанемента, которые играют Мбенг-мбенг Однако часть мбалакса ритмично меняется от одного танца к другому. [8]
Художники
[ редактировать ]- Юссу Н'Дур
- Хабиб Фэй
- Тион Сек и Раам Даан
- Омар Пене и Super Diamono
- Юсуфа Нг
- Папа Диуф
- Алиун Мбайе Ндер
- Вивиан Н'Дур
- Кумба Гавло
- До
- Исмаэль Ло
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «МБАЛАКС: ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА СЕНЕГАЛА И ГАМБИИ» . Право на образование . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ «Фотоблог: ритм Гамбии» . Африка на LSE . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ Музыка во всем мире: Глобальная энциклопедия (3 тома): Глобальная энциклопедия , с. 327, в Google Книгах.
- ^ Барз, Грегори Ф. (2001). Мбалакс . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.51499 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стурман, Джанет, Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE , публикации SAGE (2019), стр. 1926 год ISBN 9781483317748 [1] (Проверено 13 июля 2019 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коннолли, Шон, Сенегал , Путеводители Брэдта (2009), стр. 27, ISBN 9781784776206 [2] (Проверено 13 июля 2019 г.)
- ^ Манжен, Тимоти Р. «Заметки о джазе в Сенегале». Разговор в верхней части города: новые исследования джаза. Ред. О'Мили, Роберт Г., Брент Хейс Эдвардс и Фара Жасмин Гриффин. Нью-Йорк, Канада: Издательство Колумбийского университета, 2004. 224–49. Распечатать.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тан, Патрисия (сентябрь 2007 г.). Мастера сабара: Волоф Гриот, перкуссионисты из Сенегала . Филадельфия: Издательство Университета Темпл . п. 159 .