Ужасная музыка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Ужасная музыка | |
---|---|
![]() гнава Уличный артист в Рабате . в традиционной одежде гнави в Касбат аль-Видая | |
Родное имя | Гнава или Гнава |
Стилистическое происхождение | Марокканская музыка |
Гнава | |
---|---|
Страна | Марокко |
Ссылка | 01170 |
Область | арабские государства |
История надписи | |
Надпись | 2019 г. (14-я сессия) |
Список | Представитель |

Музыка гнава (ар. ڭْناوة или كْناوة ) представляет собой совокупность марокканских религиозных песен и ритмов. [1] [2] Его хорошо сохранившееся наследие сочетает в себе ритуальную поэзию с традиционной музыкой и танцами. Музыка исполняется на лиле , общинных праздничных вечерах, посвященных молитве и исцелению под руководством Гнава маалем , или мастера-музыканта, и их группы музыкантов и танцоров. Хотя многие влияния, сформировавшие эту музыку, можно проследить до западноафриканских королевств, ее традиционная практика сосредоточена в Марокко. [3] Музыка гнава распространилась во многие другие страны Африки и Европы, например, во Францию . [4]
История Гнави тесно связана со знаменитой марокканской королевской « Черной гвардией », которая сегодня стала Королевской гвардией Марокко.
Культуры Марокко и хауса связаны как в религиозном плане, поскольку оба являются мусульманами-маликитами, со многими марокканскими духовными школами, действующими в Хаусаленде, так и в художественном отношении, причем музыка гнава является ярким примером типичной музыки хауса в Марокко.
Этимология
[ редактировать ]Слово « Гнава », множественное число от «Гнави», происходит от демонима хауса «Канава», обозначающего жителей Кано , столицы эмирата Хауса-Фулани, находившегося под влиянием Марокко. [5] (Мнение Эс-Сувейры Гнавы Маалемса, Маалема Садика, Абдаллы Гуинии и многих других). В марокканском языке буква «К» часто заменяется на «G», именно так в Марокко народ канава или хауса называли гнава.
Музыка
[ редактировать ]В песне гнава одна фраза или несколько строк повторяются снова и снова, поэтому песня может длиться долго. Фактически, песня может длиться несколько часов без перерыва. Однако то, что непосвященному кажется одной длинной песней, на самом деле представляет собой серию песнопений, описывающих различных духов (по-арабски млук (поет. мелк )), поэтому то, что кажется 20-минутным произведением, может оказаться целой серией пьес. – сюита для Сиди Муссы, Сиди Хаму, Сиди Мимуна или других. Поскольку они подходят для адептов, находящихся в состоянии транса, они продолжаются и продолжаются и вызывают эффект транса под разными углами.
Мелодический язык струнных инструментов тесно связан с их вокальной музыкой и их речевыми моделями, как это имеет место в большинстве африканских музыкальных произведений . В этом языке упор делается на тонику и квинту, с дрожащей игрой высоты звука, особенно сглаживанием высоты звука, вокруг третьей, пятой, а иногда и седьмой.

Музыка Гнава отличается инструментальным составом. Большие, тяжелые железные кастаньеты, известные как кракаб или кракеб, и трехструнная лютня, известная как хаджхудж , гембри или гимбри , или сентир , занимают центральное место в музыке гнава. [6] Хаджхудж халам имеет прочные исторические и музыкальные связи с западноафриканскими лютнями, такими как хауса , прямым предком банджо .
Ритмы гнава, как и их инструменты, своеобразны. Для Гнавы особенно характерно взаимодействие тройных и двойных метров. «Большие бас-барабаны», упомянутые Шайлер, обычно не используются в более традиционной обстановке. [7]
В Гнаве есть почтенные традиции игры на струнных инструментах, включающие как смычковые лютни, такие как гого , так и щипковые лютни, такие как хаджхудж . Гнава также используют большие барабаны, называемые тбел в своей ритуальной музыке .
Игроки в гнава- хаджхудж используют технику, которую американских менестрелей в инструкциях по эксплуатации банджо XIX века называют «бесщеточным ударом большого пальца». «Бесщеточная» часть означает, что пальцы не касаются нескольких струн одновременно, образуя аккорды . Вместо этого большой палец несколько раз ритмично опускается по свободно вибрирующей басовой струне, создавая пульсирующий гул, в то время как первые два или три пальца той же (правой) руки извлекают ударные паттерны в барабанной, почти телеграфной манере. .
Ритуалы
[ редактировать ]Гнавы совершают сложную литургию , называемую лила или дердеба . Церемония воссоздает первое жертвоприношение и зарождение вселенной посредством вызова семи основных проявлений божественной демиургической деятельности. Он называет семь святых и млук , представленных семью цветами, как призматическое разложение первоначального света/энергии. Дердебу ( совместно оживляют маалем ( мастер-музыкант) во главе своего отряда и мокадма или шувафа ясновидящий) , который отвечает за аксессуары и одежду, необходимые для ритуала.
Во время обряда ясновидящая определяет аксессуары и одежду по мере того, как это становится ритуально необходимым. Тем временем маалем , используя гембри и сжигая благовония , призывает святых и сверхъестественных существ явиться, чтобы овладеть последователями, посвящающими себя экстатическим танцам.
Внутри братства каждая группа ( зриба ; арабский: زريبة) собирается вместе с инициирующей мокадмой (арабский: مقدمة), жрицей, ведущей экстатический танец, называемый джедба (арабский: جذبة), и с маалемом , которого сопровождают несколько игроков в кракеб .
Ночной ритуал, которому предшествует жертвоприношение животных, гарантирующее присутствие духов, начинается с открытия, освящающего пространство, аада («привычка» или традиционная норма; арабский: عادة), во время которого музыканты исполняют кружащийся акробатический танец. танцуй, играя на кракебе .
Млюки — это абстрактные сущности, которые собирают множество подобных джиннов (духов-джиннов). Участники входят в состояние транса ( джедба ), в котором могут исполнять захватывающие танцы. Посредством этих танцев участники договариваются о своих отношениях с млуками, либо успокаивая их, если они были оскорблены, либо укрепляя существующие отношения. Млюки , которые образуют семь сюит вызываются семью музыкальными узорами, семью мелодическими и ритмическими ячейками , составляющих репертуар танца и музыки ритуала Гнава. Во время этих семи сюит сжигаются семь различных видов благовоний, а танцоры покрываются покрывалами семи разных цветов.
В каждой из семи семей млук проживает множество персонажей, которых можно узнать по музыке и шагам танца. Каждый млук сопровождается своим особым цветом, благовониями, ритмом и танцем. Эти сущности, рассматриваемые как «присутствия» (называемые хадра , арабский: حضرة), с которыми сознание встречается в экстатическом пространстве и времени, связаны с психическими комплексами, человеческими характерами и поведением. Цель ритуала — воссоединить и сбалансировать основные силы человеческого тела , созданные той же энергией, которая поддерживает ощутимые явления и божественную творческую деятельность.
Позже гембри открывает трек («путь», арабский: طريق), строго закодированную последовательность ритуального репертуара музыки, танцев, цветов и благовоний, которая ведет в экстатическом путешествии по царствам семи млук , пока не ренессанс в обычном мире, с первыми лучами рассвета.
Почти все марокканские братства, такие как Иссава или Хамадша , связывают свой духовный авторитет со святым. Церемонии начинаются с чтения письменных произведений или духовных предписаний этого святого ( хизб , арабский: حزب) на арабском языке. Таким образом, они утверждают свою роль духовных потомков основателя, давая себе полномочия на проведение ритуала. Гнава, чьи предки не были ни грамотными, ни носителями арабского языка, начинают лилу с воспоминаний посредством песен и танцев о своем происхождении, опыте своих предков-рабов и, в конечном итоге, об искуплении.
Гнава музыка сегодня
[ редактировать ]За последние несколько десятилетий музыка гнава модернизировалась и, таким образом, стала более профанной. Однако по-прежнему существует множество частных лил , сохраняющих священный, духовный статус музыки.
В рамках Всемирного музыкального фестиваля Гнауа в Эс-Сувейре («Гнауа и музыка мира») Гнава играют в светском контексте с небольшими религиозными или терапевтическими аспектами. Вместо этого, в этом музыкальном выражении своего культурного искусства, они делят сцены с другими музыкантами со всего мира. В результате музыка Gnawa приняла новое направление, объединив свою основную духовную музыку с такими жанрами, как джаз , блюз , регги и хип-хоп . Каждый июнь в течение четырех дней фестиваль принимает музыкантов, которые приезжают, чтобы принять участие, обменяться и смешать свою собственную музыку с музыкой Гнава, создавая один из крупнейших публичных фестивалей в Марокко. С момента своего дебюта в 1998 году бесплатные концерты привлекли аудиторию, которая выросла с 20 000 до более чем 200 000 в 2006 году, включая 10 000 посетителей со всего мира.
Среди прошлых участников были Рэнди Уэстон , Адам Рудольф , The Wailers , Фараон Сандерс , Кезия Джонс , Байрон Уоллен , Омар Соса , Дуду Н'Диай Роуз и итальянский трубач Паоло Фресу .
Есть также такие проекты, как «The Sudani Project», диалог джаза и гнавы между саксофонистом / композитором Патриком Бреннаном, Гнави маалемом Наджибом Судани и барабанщиком / перкуссионистом / вокалистом Ниранкаром Хальсой. Бреннан отметил, что металлический кракеб и струны гембри для баса параллельны тарелкам и басу в джазовом звучании.
В 1990-е годы молодые музыканты разного происхождения и национальностей начали формировать современные группы Gnawa. Gnawa Impulse из Германии, Mehdi Kamoum aka Medicament («Лекарство») из Марокко, Bab L'Bluz с участниками из Франции и Марокко и Gnawa Diffusion из Алжира — вот лишь некоторые примеры. Эти группы предлагают богатое сочетание музыкальных и культурных традиций, объединяя свои индивидуальные влияния в коллективное звучание. Они сплели элементы рэпа , регги, джаза, блюза, рока и рай в яркое музыкальное лоскутное одеяло.
Эти проекты с участием Gnawa и западных музыкантов по сути являются слиянием Gnawa .
Список маалемов Гнава
[ редактировать ]
- Махмуд Гуиния («Король») или Ганя – марокканский музыкант (р. 1951, ум. 2 августа 2015 г.). Он играл с Фароа Сандерсом и Карлосом Сантаной , среди многих других. Гитарист Джими Хендрикс провел несколько месяцев в своем доме в Эс-Сувейре, брал уроки. Он сын покойного Мааллема Бубкера Гании, а два его брата Абдела и Мохтар также являются выдающимися мааллеминами. В семью Ганиа также входит Заида Ганиа, очень популярный медиум и ясновидящая в ночи транса (лилы), а также глава группы женщин-гнав Хаддарат из Эс-Сувейры.
- Брахим Белкейн («Традиционалист») – он играл с Led Zeppelin , Робертом Плантом , Адамом Рудольфом, Рэнди Уэстоном и Джимми Пейджем . Он говорит: «На земле много цветов: красный, зеленый, синий, желтый. Их надо находить, когда играешь, чтобы они были яркими, как солнце».
- Хамид Эль-Касри . Сейчас он живет в Рабате, но его происхождение происходит из северного города Ксар-эль-Кбир, отсюда и прозвище Касри (то есть тот, что из Ксара). Он одна из крупнейших звезд на сцене и особенно известен в Марокко своим голосом. В юности Хамид был связан со сценой гнава в Танжере и такими мастерами, как Абдельвахаб «Ститу». Он начал свое обучение в возрасте семи лет. Он объединяет музыку севера с музыкой юга: гарбауи из Рабата , марсауи из Эс-Сувейры и сусси или берберов с юга Марокко . Он играл с Джейкобом Кольером и Snarky Puppy .
- Хмида Буссу («Великий магистр») - В детстве Хмида погрузился в культуру Гнави, которой его обучал Маалем Ахмед Уэльд Диджа, и сам стал маалемом в возрасте 16 лет. Он также работал с Маалем Сэм с 1962 по 1968 год. Маалем Хмида Буссу умер 17 февраля 2007 года, но его сын, Маалем Хасан Буссу, продолжает традицию и отыграл концерт в честь своего покойного отца на 10-м фестивале Эс-Сувейра-Гнауа и Всемирном музыкальном фестивале в июне 2007 года. .
- Шериф Реграги («Коммуникатор») - он стал маалемом в 18 лет. Он работал с Тайебом Саддики в театре и стоял за группой Тагада.
- Махджуб Халмус . Его навыки позволили ему побывать на многих фестивалях в Европе . В 1993 году он сформировал собственную группу и стал маалемом. Он несколько лет работал с Бертраном Хеллем, заведующим антропологии кафедрой Безансонского университета во Франции .
- Аллал Судани («Мечтатель») - его бабушка и дедушка М'Барку и Баркату были привезены из Судана в качестве рабов. «Когда я играю, я больше не чувствую своего тела, я опустошаю себя. И когда я достигаю состояния транса, я становлюсь не чем иным, как листом на дереве, колеблющимся по милости ветра», - говорит он, описывая моменты своего транса.
- Абделла Эль Гурд . В молодости он изучал музыку гнава, работая радиоинженером в своем родном городе Танжер. Он сотрудничал с джазовыми музыкантами Рэнди Уэстоном и Арчи Шеппом , а также блюзовым музыкантом Джонни Коуплендом . Вместе с Уэстоном он стал сопродюсером альбома «The Splendid Master Gnawa Musicians of Morocco» , который был номинирован на премию «Грэмми» в 1996 году как лучший альбом мировой музыки.
- Омар Хаят («Шоумен») - его учили Махмуд Гвинея и покойный Мааллем Ахмед. Он сформировал свою собственную группу в 1991 году. На его стиль особенно повлияло регги , но Омар Хаят, тем не менее, играет настоящую гнаву и является источником вдохновения для молодых гнауи в Эс-Сувейре. Он участвовал в фестивале в Авиньоне , а также работал и гастролировал с немецким цирком «Африка»! Африка!
- Абелькебир Мерчане (также известный как Хеб) - он из арабской семьи, ни один из которых не является гнавой. Его стиль представляет собой смесь марсауи (Эс-Сувейра) и Марракчи ( Марракеш ). Его обучал Мааллем Лаяачи Бакбу. Его сын Хичам также является мастером гнава.
- Абдеслам Аликкане и Тюр гнава — бербер из региона Агадир . Он научился играть на кракебе в девять лет. Его особенно интересует лечебный аспект гнавы. Он выступал на многих международных фестивалях, играя с Питером Габриэлем , Жилберто Хилом (ныне Бразилии министр культуры ) и Рэем Лемой .
- Абдеррахман Пако – один из основателей группы Nass El Ghiwane . В 1966 году он ненадолго присоединился к Живому театру , а два года спустя встретил Джими Хендрикса .
- Мохамед Кую - В 1984 году он играл на открытии марокканского павильона в Disney World . Он также играет на фестивале гнава в Эс-Сувейре.
- Мохтар Ганиа – сын Маалема Бубкера. Он младший брат Махмуда. Он играл на фестивале Roskilde в Дании в 2003 году, деля сцену с Биллом Ласвеллом , Джа Уобблом , Джиджи, Сьюзан Дейхим и другими.
- Мохамед Дауи - Он обучает молодое поколение будущих маалемов, благодаря чему имеет широкую репутацию.
- Абделькадер Бентами . Своим образованием он обязан таким маалемам, как Зуитни. Он живет в Касабланке Билла Ласвелла и показал свою силу на таких альбомах, как Night Spirit Masters . Его сыновья оба мастера, а младший, Абдеррахим, дебютировал в 2007 году на фестивале в Эс-Сувейре.
- Си Мохамед ульд Леббат – В 18 лет он начал играть с Маалемом Сэмом, которого сопровождал на фестивалях во Франции .
- Ахмед Бакбу - Он работал с такими маалемами, как Ба Ахмед Саасаа, Эль Хачими ульд Мама, Хоман ульд эль Атаар и Си Мохамед ульд эль Ферначи. Он первый сын Мааллема Лаяачи Бакбу и известен как «говорящий гимбри ». Хотя он поет, он часто играет на гимбри вместе с близкими друзьями, такими как Абделькебир Мерчан или его поющие братья Мустафа и Азиз.
- Эссаид Бурки – Его происхождение находится на юге Марокко . Выступал со своей группой в Бельгии в 1990 году.
- Абделла Гвинея («Марли») - он стал маалемом в возрасте 16 лет. Его прозвище связано с его дредами и любовью к регги. Он средний сын Мааллема Бубкера Гании.
- Мохамед Чауки – бывший дрессировщик лошадей, работавший в конных заводах Рабата . В 19 лет он стал маалемом. Он сформировал группу из своего брата, сыновей и племянников, с которыми выступал в Европе 18 раз.
- Саид Булхимас - он был самым молодым Гнави, выступавшим на 7-м (2004 г.) фестивале Гнава. Саида обучал Абдела Ганиа, и его почти считают сыном мааллема. Он выиграл Festival de Jeunes Talents (Фестиваль молодых талантов) в 2006 году и является частью французско-марокканской группы Gnawa с Луи Бертиньяком и Лоем Эрлихом .
- Хасан Хакмун . К четырем годам он выступал вместе с заклинателями змей и огнедышащими на Марракеша улицах . Его мать известна во всем городе как мистическая целительница. Он работал с Питером Гэбриэлом . В настоящее время он базируется в Нью-Йорке .
- Фатх-Аллах Шеркауи (Фатх-Аллах Лагризми) – один из самых молодых мастеров музыки Гнава, Фатх-Аллах родился в 1984 году в известной семье в Марракеше, Марокко. Его глаза на церемонии музыки Гнава открыла его бабушка Лмкадма Лхуауя. Как Мокадма или Шувафа (ясновидящая), она организовывала церемонию Гнава, или дердеба , два или три раза в год с известным Мастером по имени Лмансум. Таким образом, вся семья, включая маленьких детей, полюбила и заинтересовалась этим жанром духовной музыки. К 19 годам его старший двоюродный брат Мааллем Лахуауи стал Мастером и начал играть на церемониях для своей бабушки. В семь лет Фатх-Аллах уже мог петь почти весь ритуальный репертуар и играть на кракебе (железных кастаньетах). К одиннадцати годам он решил построить свою собственную версию инструмента, известного как гембри , используя светящуюся корзину, ручку метлы и электрический кабель для струн. Пять лет спустя он и его младший брат приобрели свою первую gembry , и он начал учиться и практиковаться в расположении пальцев, а также в том, как различать правильные тона. Хотя его отец посоветовал ему уделять больше времени учебе и предостерег его от опасностей и невзгод музыкальной индустрии, Фатх-Аллах по-прежнему посвятил себя обучению игре на инструментах и музыке Гнавы. Через некоторое время его пригласили присоединиться к оркестру его двоюродного брата Мааллема Лахуауи, который играл на кастаньетах, танцевал и пел. Но он мечтал сыграть на гембри в настоящей дердебе . Его шанс наконец представился в ту ночь, когда его двоюродный брат попросил его заменить его и доиграть то, что осталось от церемониальных песен. Это был первый раз, когда Фатх-Аллах играл перед публикой, причем во время настоящей церемонии Гнава. Публика была поражена тем, как самый молодой участник группы мог так легко заменить Мастера и играть так же хорошо, как он и многие другие Мастера. Это было началом Мааллема Фатх-Аллаха. Среди его любимых мастеров: Мааллем Лахуауи, Маллем Мустафа Бакбу, Мааллем Хмида Буссу и Мааллем Абд Элькадер Амил.
- Мохамед Эрреббаа . Один из самых молодых мастеров, родом из Рабата. Он начал свою карьеру в молодом возрасте, когда переехал в Касабланку, и вырос, посещая церемонии великих мастеров, таких как Маалем Хмида Буссу, Маалем Абделькадер Бентами. Он провел много лет, обучаясь у разных мастеров, таких как Маалем Абдеррахим Бентами и Маалем Саид Угассал, прежде чем он переехал в Эс-Сувейру и провел несколько лет с Маалемом Мохтаром Ганией. Мохамед всегда работал над разными видами музыки и коллаборациями, помимо своих традиционных церемоний. Он переехал в Великобританию в 2020 году и живет в Бристоле. [8] [ когда? ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Музыка Гнавы: от рабства к известности» .
- ^ «Трансцендентное звучание марокканской музыки гнава» . 30 мая 2018 г.
- ^ Эль Хамель, Чуки (nd). [https://web.archive.org/web/20170729091123/http://www.afropop.org/9305/feature-gnawa-music-of-morocco/. Архивировано 29 июля 2017 г. в Wayback Machine "Gnawa Music" . Марокко.
- ^ Меддеб, Абдельвахаб (nd). Фиолетовая гнава . Francecultural.fr. (на французском языке)
- ^ Аль-Ансари, Омар; Аль-Саки, Дар (2006). «5» [Как мулай Рашид, мулай Абдуллах и мулай Исмаил, чье королевство достигало устья реки Нигер]. Синие люди: туареги, миф и реальность (на арабском языке). Ливан: Дар аль-Саки. п. 84. ИСБН 978-614-425-038-9 .
- ^ Шайлер, Филип Д. (1981). Музыка и смысл среди религиозного братства Гнава в Марокко . Мир музыки. Том. 23, № 1. С. 3-13. – через JSTOR (требуется подписка)
- ^ Шефер, Джон PR (2004). Ритмы силы: взаимодействие в музыкальном исполнении . Техасский лингвистический форум. Том. 48. С. 167-176.
- ^ «Мохамед Эрреббаа» .
Ссылки
[ редактировать ]- Ibiblio.org: Истории Гнавы: мистические музыканты-целители из Марокко
- Гнава на сайте министерства связи Марокко
- WorldMusicCentral.org
- PTWMusic.com: gnawa Чоуки Эль Хамеля из Университета Дьюка, 1 декабря 2000 г.
- arab-art.org: статья о Гнаве из «Центра коллекционирования и исследования арабского искусства» (описание выше взято с этой стороны)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эс-Сувейра на WorldMusicCentral.org
- Гнава в Католическом университете Америки, округ Колумбия.
- «Гнава и их лила: афро-магребийская ритуальная традиция» Тимоти Д. Фьюсона
- Веб-сайт Дар Гнава
- Веб-сайт, посвященный Gnawa Music (фр.)
- Музыка Марокко: Записи Пола Боулза - содержат записи, изображения и фотографии музыки Гнава, записанной в 1959 году.
- 60-минутный отрывок о музыке гнава (2023)