Пустынный блюз
Пустынный блюз | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Тишумарен , Ассуф |
Другие имена |
|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | С 1980-х по 1990-е годы туареги в Северной Африки , Западной Африки и Сахары . регионах |
Типовые инструменты | |
Региональные сцены | |
Тишумарен (тикумарен в Нео-Тифинах письме ) или ассуф , [1] во всем мире известный как пустынный блюз , это стиль музыки из региона Сахары на севере и западе Африки . Критики описывают музыку как сплав блюза и рока с музыкой туарегов , Мали и Северной Африки . [2] Для его описания используются различные другие термины. [1] включая пустынную скалу , сахарскую скалу , [3] Мы поговорили , [2] Малийский блюз , [4] Туарегский рок [5] или просто «гитарная музыка». [6] Этот стиль был впервые использован музыкантами- туарегами в регионе Сахары , особенно в Мали , Нигере , Ливии , Западной Сахаре , Алжире , Буркина-Фасо и других странах. [7]
Музыкальный стиль сформировался как выражение культуры традиционно кочевого народа туарегов на фоне их тяжелого социально-политического положения, включая восстания , повсеместное перемещение и изгнание в постколониальную Африку . [7] Слово Тишумарен происходит от французского слова chômeur , что означает «безработный». [1]
Впервые этот жанр был придуман и популяризирован за пределами Африки Али Фаркой Туре , а затем Тинаривен . В последние годы такие артисты, как Мду Моктар и Бомбино, продолжали адаптировать сахарскую рок-музыку и добились международного успеха. [8] [2] [3] [9] [7]
Историческая справка
[ редактировать ]Туареги за живут в регионе Северной и Западной Африки, который охватывает большую часть Сахары пределами современных национальных границ Мали , Алжира , Нигера , Ливии и Чада и, в меньшей степени, доходит до Буркина-Фасо и Нигерии. . Они были кочевниками-скотоводами, участвовавшими в транссахарской торговле на протяжении многих сотен лет.
На рубеже 20-го века туареги оказались под французским колониальным правлением после длительного движения сопротивления и подавленного восстания . С уходом колониальных держав в 1950-х и 1960-х годах земли, населенные туарегами, были разделены в основном между шестью новыми странами: Мали , Алжиром , Нигером , Ливией , Буркина-Фасо и Чадом , что сделало их этническими меньшинствами во всем регионе. В течение следующих нескольких десятилетий природные ресурсы истощились из-за растущего опустынивания , и с тех пор меньшинства туарегов были вовлечены в серию конфликтов и восстаний , создавая трудности для выживания туарегов и их культуры.
В 1973 году сильная засуха вынудила многих языке тамашек, жителей пустынь, говорящих на пересмотреть свой традиционный образ жизни кочевых скотоводов. Многие нашли убежище в городских центрах по всему региону, но, поскольку у многих не было формального образования, тамашек в основном был безработным. Термин ишумар стал использоваться для описания молодого Тамашека. Среди многих экономически и политически маргинализированной молодежи начала зарождаться уникальная культура, иногда мятежная или революционная по своей природе, вновь утверждающая культурную гордость. [ нужна ссылка ]
Многие молодые люди, в том числе будущие члены Тинаривен , устроились на работу в военное подразделение Тамашек, сформированное ливийским военачальником Муаммаром Каддафи . [10] Помимо прохождения военной подготовки и получения оружия в лагерях, спонсируемых Каддафи, многие молодые люди Тамашека также познакомились с революционными идеями, панафриканизмом и популярной музыкой. [ нужна ссылка ] В последующие десятилетия тамашек участвовали в длительных эпизодах насилия и восстаний против различных правительств региона, выступая как в роли жертвы, так и в качестве преступника. Истории социально-политических волнений передавались через музыку, способствуя и частично формируя культуру и идеалы народа Тамашек. [ нужна ссылка ]
Ишумар
[ редактировать ]Музыка молодых, изгнанных из города людей, часто кочевавших из города в город, была гитарной, сначала акустической, а затем электрической. Это были мужчины, которых называли ишумар , термин, происходящий от французского слова chômeur , обозначающего безработного. [11] Родоначальниками музыкального жанра были Тинаривен , группа музыкантов в лагерях, спонсируемых Каддафи, которые сформировали свою группу в 1979 году. [1] Tinariwen была первой группой Tamasheq, в которой использовались электрогитары; они считаются создателями стиля. Во время восстания против правительства Мали музыка Тинаривен распространялась по лагерям на аудиокассетах. В начале 1990-х группа начала приобретать более широкую известность благодаря сотрудничеству с французской группой Lo'jo . [12] Дополнительные способы распространения, особенно mp3-файлы на мобильных телефонах, [13] и музыкальные фестивали, такие как Festival au Désert , способствовали увеличению популярности этого стиля в 2000-х и 2010-х годах. [14]
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Этот стиль сочетает в себе электрический блюз со звуками Ближнего Востока и Африки. [15]
Песни обычно поются на языке тамашек . [10] [16] Было описано, что тексты основаны на традиционной поэзии туарегов и включают такие темы, как восстание, война и красота, и часто упоминают саму пустыню Сахара. [1] Также исследуется тоска по дому и стремление сохранить традиции туарегов перед лицом изгнания. [3] [16]
музыкальном плане нежный барабан и трехструнная В истоками стиля являются малийская лютня. Еще одно влияние оказала музыка Чааби Магриба. [1] Многие сахарские рок-музыканты назвали Джими Хендрикса своим ключевым фактором, в том числе Мду Моктара , которого называли «Хендриксом Сахары». [16] [17]
В последние годы некоторые артисты дополнительно адаптировали звучание, чтобы представить более типичные западные рок-инструменты, например, заменив традиционную перкуссию ударными установками . Энергичная музыка Songhoy Blues , Mdou Moctar , Amadou & Mariam и Bab L'Bluz впоследствии была названа пустынным панком и психоделическим роком . [18] [19] [20] Кроме того, несколько фьюжн-альбомов, таких как The West African Blues Project вокалиста Туре Кунды Моду Туре и британского блюзового гитариста Рамона Гуса, обеспечили дальнейшее исследование сочетания блюза в западном стиле с музыкой коренных народов из регионов Сахары и стран к югу от Сахары.
См. также
[ редактировать ]- Африканский блюз
- Фестиваль пустыни
- Сахель Саундс
- Примерное руководство по пустынному блюзу
- Примерное руководство по африканскому блюзу
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Морган, Энди (10 января 2014 г.). «Песни изгнания и сопротивления: через музыку и поэзию туареги делятся своими внутренними битвами и более широкой борьбой с миром» . Аль Джазира . Проверено 3 февраля 2020 г. .
Этот новый стиль музыки — асуф, гитара, аль-гитара, тешумара, пустынный блюз, туарегский рок — называйте его как хотите.
- ^ Jump up to: а б с JD (11 апреля 2019 г.). «Виртуозность Мду Моктара, «Джими Хендрикса пустыни» » . Экономист . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с Парелес, Джон (19 февраля 2010 г.). «Горячее дыхание сахарской скалы, дующее из Африки (опубликовано в 2010 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Кенни, Гленн (29 июня 2017 г.). «Обзор:« Малийский блюз », создание музыки перед лицом джихадистов (опубликовано в 2017 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Морган, Энди (9 июня 2016 г.). «Знакомьтесь, Кель Ассуф и Имархан, новая волна туарегского рока» . Хранитель . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ Расмуссен, Сьюзен Дж. (7 апреля 2019 г.). «Между несколькими мирами: образы молодости и возраста в народных представлениях туарегов» . Антропологический ежеквартальный журнал . 73 (3): 133–144. дои : 10.1353/anq.2000.0007 . JSTOR 3317938 .
- ^ Jump up to: а б с «Мятежный блюз в Сахаре: учебник по гитаре в пустыне» . Вилы . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Грубый путеводитель по пустынному блюзу - разные исполнители | Песни, обзоры, авторы | AllMusic , получено 3 февраля 2021 г.
- ^ Рубин, Майк (17 мая 2018 г.). «Как Бомбино стал султаном Шреда (опубликовано в 2018 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Розен, Джоди (31 мая 2007 г.). «Является ли Tinariwen величайшей группой на земле?» . Журнал «Сланец» . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ Морган, Энди. «Песни изгнания и сопротивления» . www.aljazeera.com . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ Оксенхорн, Стюарт. «Тинаривен находит смысл в «блюзе» пустыни » . www.aspentimes.com . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ «Диски в пустыне: как мобильные телефоны лежат в основе музыки Сахары» . Хранитель . 01.11.2010 . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Ротер, Ларри (30 июля 2013 г.). «Музыкальные кочевники, спасающиеся от политических потрясений (опубликовано в 2013 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ «Музыканты Сахары получают награду Uncut Award» . 9 ноября 2009 г. – через news.bbc.co.uk.
- ^ Jump up to: а б с « Мы — современные рабы»: Мду Моктар, Хендрикс Сахары» . Хранитель . 21 марта 2019 г. Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ Фрер-Джонс, Саша. «Сахарский блюз» . Житель Нью-Йорка . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ «25 лучших психоделических рок-альбомов 2010-х» . Счастливого Мага . 14 октября 2019 г. Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Глобальные заметки: звуки пустынного панка и блюза сонгоя» . WBEZ Чикаго . 28 июня 2017 г. Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Найда! Музыка Gnawa встречается с психоделическим роком в замечательном первом альбоме Bab L'Bluz» . Scenenoise.com . 15 июня 2020 г. Проверено 24 декабря 2021 г.