Панк-рок в Югославии
Панк-рок в Югославии — панк-субкультура бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии . Наиболее развитые сцены по всей федерации существовали в Социалистической Республике Словении , на Адриатическом побережье Социалистической Республики Хорватия , Социалистической автономной области Воеводина и Белграде , столице Югославии и Социалистической Республики Сербия . Некоторые известные исполнители включали: Pankrti , Paraf , Pekinška patka , KUD Idijoti , Niet , Patareni и KBO! .
История
[ редактировать ]Несмотря на то, что СФР Югославия была коммунистической страной , неприсоединившаяся она не входила в состав Восточного блока и была открыта для западного влияния. Югославская рок- сцена была хорошо развита и освещалась в средствах массовой информации. Панк-сцена возникла в конце 1970-х годов под влиянием первой волны панк-рок-групп из Великобритании и США , таких как Sex Pistols , The Clash и Ramones . Сцена DIY -панкзина также начала развиваться. Югославские панк-рок-группы были первыми, сформированными в коммунистической стране.
Панк-рок распространился по Югославии в направлении с северо-запада на юго-восток, найдя своих первых сторонников в: Любляне , Риеке , Загребе , Нови-Саде и других городах. Первыми панк-рок-группами в стране были Pankrti из Любляны и Paraf из Риеки, образовавшиеся примерно в 1977 году. [1] Другими заметными выступлениями были: Бульдоги, Берлинский Зид, Группа 92, Проблемы, Термити и другие. Среди групп этого поколения были ранние Prljavo kazalište , но позже они стали популярной рок-группой. Эти артисты вошли в сборник « Новый Панк Вал 78-80», составленный Игорем Видмаром . Тем временем в Нови-Саде известная группа Pekinška patka появилась .
В состав групп конца 1970-х — начала 1980-х годов из Белграда входили: Defectno Efektni , Urbana Gerila и Radnička Kontrola . Известными участниками этих групп были: Кейн , который позже стал известен как вокалист Partibrejkers ; Срджан Тодорович , впоследствии киноактер; и Владимир Арсенийевич , позже известный писатель-панк . Это поколение групп вошло в сборник Artistička Radna Akcija .
Električni orgazam в ранний период своего существования также была панк-рок-группой, но позже она стала популярной рок-группой. В этот период появился панкабилли- исполнитель Тони Монтано сначала как вокалист группы Radost Evrope, но позже стал сольным исполнителем. также писатель-панк Иван Глишич из Шабаца В этот период появился .
Первой панк-группой в Скопье считается Fol jazik , образованная в 1978 году. Среди других известных групп из Скопье были Badmingtons и Saraceni , которых возглавлял Владимир Петровски Картер. Басист Saraceni Горан Трайкоски ранее играл с Климе Ковачески в панк-группе Afektiven naboj из Струги . Позже они увлеклись пост-панком и готик-роком и вместе сформировали группы Padot na Vizantija и Anastasia .
В Сараево возникли следующие группы: Ozbiljno prište (позже превратившаяся в мейнстримную группу Crvena Jabuka ), Ševa (позже Bombaj Štampa под руководством всемирно известного актера Бранко Джурича ) и культовая группа Zabranjeno pušenje . Эти группы сформировали вдохновленное панком движение New Primitives .
В конце 1970-х некоторые панк-группы были связаны с югославской сценой новой волны и назывались одновременно панк-роком и новой волной. В определенный период термин « музыка новой волны» был взаимозаменяем с термином «панк» . Один из важнейших сборников эпохи югославской новой волны — «Пакет Аранжман» .
В 1980-е годы появились стрит-панк и Oi! , затем последовали: хардкор-панк и другие поджанры. Среди известных хардкор-панк-исполнителей 1980-х годов были: Niet , UBR, Ćao pičke, Odpadki Civilizizane, Tožibabe, III Kategorija, Stres DA, Epidemija и Quod Massacre (все из Любляны ); СОР (из Идрии ); CZD ( Марибор ); Блицкриг, ЗРМ, Патарени и Скёль ( Загреб ); КУД Идийоти , Гола яя, Беспошличари и Пасматерс (все из Пулы ); Ручная тяга ( Славонска Пожега ); Диссиденты ( Приедор ) и Женевский декрет ( Мостар ); Салоникский фронт, Дистресс, Некрофилия, Крист и Мргуди (все из Белграда ); КБО! ( Крагуевац ); Наде из Инкубатора, Джузеппе Карабино, Марсельеза и Процесс (все из Суботицы ); Инцест ( Новый Бечей ); Нападающий U Past ( Банацко Ново Село ); и Ой! или стритпанк-группы «Два минуты хацне» и «Врисак поколение» (обе из Нови-Сада ).
Заметной поп-панк- группой 1980-х годов была Psihomodo pop из Загреба, на которую очень сильно повлияли Ramones .
Многие зарубежные панк-группы давали концерты в бывшей Югославии в конце 1970-х и на протяжении 1980-х: The Ruts , Siouxsie and the Banshees , UK Subs , Angelic Upstarts , The Exploited , Charged GBH , The Anti-Nowhere League , Discharge , Youth Brigade и Amebix. . В 1983 году The Anti-Nowhere League выпустили свой альбом Live in Yuglavia , а Angelic Upstarts выпустили одноименный концертный альбом в 1985 году.
Панк-идеология
[ редактировать ]Хотя югославские панк-музыканты работали в однопартийном государстве , им по-прежнему разрешалось включать в свои песни социальные комментарии , лишь изредка подвергаясь цензуре . Также существовали сцены анархо-панка и Straight Edge , хотя некоторые группы были чисто нигилистическими . Тексты югославских панков часто включали социальную и политическую критику, антивоенные , антишовинистические, антифашистские , антиавторитарные и анархистские послания, что нашло отражение в названиях групп, таких как: Vrisak Hiroshime (что означает: Крик Хиросима ), Apatridi ( Лица без гражданства ), The Dissidents ( Диссиденты ), Patareni ( Патарены ), Marselyeza ( «Марсельеза» ), Stres Državnega Aparata (Стресс государственного аппарата), Sistem Organizirane Represije (Система организованных репрессий) и т. д. Но было также много аполитичных групп, песни которых касались личных тем, юмора , злоупотребления психоактивными веществами , секса или просто невинного молодежного бунта.
власти арестовали нацистскую группу панков и нацистских скинхедов под названием « Четвертый рейх» в Любляне Серьезный скандал разразился в коммунистической Югославии, когда в 1981 году . записи или играть вживую, не оставляя, следовательно, никакого наследия. Однажды им также отказал известный промоутер и Игорь менеджер Pankrti Видмар , который отказался подписать их, так как не одобрял их тексты. [2] [3]
Хотя панк-рок в Югославии терпелся, система по-прежнему относилась к нему с подозрением. Власти использовали этот скандал как возможность заклеймить движение как подрывное и огульно преследовать всех панков и скинхедов , хотя большинство из них на самом деле были антифашистами . По иронии судьбы, и у Pankrti, и у KUD Idijoti есть свои кавер-версии итальянской антифашистской и коммунистической песни Bandiera Rossa .
Скандал привел к моральной панике . Реакция властей на панков, называющих их «неонацистами», достигла апогея во время судебного преследования Игоря Видмара, арестованного за ношение нацистских панков Dead Kennedys « Fuck Off!» значок с свастикой . перечеркнутой [4] Этот антифашистский значок был ошибочно истолкован как «нацистская провокация», и Видмар был задержан.
После того, как скандал утих, югославская панк-сцена продолжала существовать, хотя и с меньшим освещением в средствах массовой информации. В то время как первое поколение групп, таких как: Pankrti , Paraf , Prljavo kazalište и Pekinška patka, было хорошо представлено в средствах массовой информации, появляясь на общественных телеканалах и заключая контракты на запись с такими крупными лейблами, как: Jugoton , Suzy Records и ZKP RTL , Последующие группы столкнулись с проблемами и получили известность только в андеграундных кругах.
Кроме того, некоторые СМИ посчитали панк-рок устаревшим, поэтому переключили свое внимание на другие жанры, оставив большую часть нового поколения панка недооцененной или незамеченной. Это мнение разделяли некоторые музыканты, так, например, Paraf и Pekinška patka ушли в пост-панк , а Prljavo kazalište и Električni orgazam стали традиционными рок-группами.
В конце 1980-х и начале 1990-х годов произошел переход к парламентской демократии , который принес в страну либерализацию, но также и рост крайнего национализма , ранее находившегося под контролем коммунистического режима . Эти процессы привели к распаду СФР Югославии .
Несмотря на проблемы, которые когда-то были у Игоря Видмара с югославской коммунистической системой, в интервью, опубликованном в посткоммунистический и постюгославский период, он сказал: «Ирония в том, что сейчас труднее работать в этой либеральной демократии. , чем за последние 10 лет коммунизма в СФРЮ ». [5]
Распад Югославии
[ редактировать ]После насильственного распада Югославии в начале 1990-х ее панк-рок-сцена прекратила свое существование. Ее бывшие сторонники заняли разные позиции по этому вопросу. Некоторые музыканты участвовали в антивоенной , антинационалистической и антифашистской деятельности и подвергались нападкам со стороны националистов в независимых странах, возникших после распада Югославии. Некоторые музыканты были принудительно мобилизованы и отправлены на войну, но другие придерживались националистических взглядов (по их мнению, патриотических) и добровольно вступали в ряды вооруженных сил и даже участвовали в активных боевых действиях.
В 1992 году супергруппа Rimtutituki в составе участников Partibrejkers , Električni orgazam и Ekatarina Velika выпустила пацифистский сингл, но, поскольку власти не разрешили им продвигать его концертом, они выступили на грузовика, прицепе проезжавшего по улицам Белграда. как их сцена. Сербский музыкант Бранислав Бабич Кебра из программы Урбана Герила и Обожени был мобилизован в армию и отправлен на войну в Хорватию , но дезертировал с помощью своего хорватского друга Горана Баре из Майке . [6] В сборник антивоенных панк-песен 1993 года « Преко зидова национализма и рата» («За стенами национализма и войны») вошли группы из стран бывшей Югославии. После Десятидневной войны и вывода югославской армии из Словении бывшие казармы были сквотированы и Метелковский городской автономный культурный центр создан . Метелкова подверглась нападению со стороны нацистов-скинхедов, потому что здесь размещались панк-рокеры, анархисты , антирасистские , экологические , а также за права лесбиянок и геев борцы .
В Хорватии некоторые музыканты присоединились к хорватским силам. Ярким примером был Ивица Чуляк, более известный как Сатана Панонски , панк-певец, панк-поэт и боди-артист из Винковци . До войны он был осужден за убийство (в порядке самообороны) и несколько лет провел в психиатрической больнице. Он был ярым противником национализма и открытым геем , но после начала войны решил присоединиться к хорватским войскам. Он был убит 27 января 1992 года. [7] До войны он был близким другом Ивана Глишича , писателя-панка из Сербии. Некоторые музыканты также выступали вживую на передовой или записывали песни, такие как «Hrvatska mora pobijediti» («Хорватия должна победить») группы Psihomodo pop , что подняло боевой дух плохо вооруженных хорватских сил. В этот период особенно скинхеды и футбольные хулиганы националистические взгляды выражали .
Местные панк-сцены в независимых странах, возникшие после распада Югославии, продолжали существовать, некоторые из них сильно пострадали во время войны. Андеграундная музыкальная сцена продолжалась даже в убежищах во время осады Сараево , и в 1995 году был выпущен сборник Rock in Siege (Radio Zid Sarajevo, Stichting Popmuziek Nederland).
После того, как Словения , Хорватия , Македония и Босния и Герцеговина провозгласили независимость, а СФР Югославия была распущена, было создано новое федеративное государство, включающее только Сербию и Черногорию , названное « Союзная Республика Югославия ». В состав панк-рок-групп Союзной Республики Югославии входили: Atheist rap , Ritam Nereda и Zbogom Brus Li из Нови-Сада ; Директори и Шахт из Белграда ; и Гоблины из Шабаца .
2000-е и позже
[ редактировать ]После окончания войны и ухода националистических лидеров, таких как Слободан Милошевич и Франьо Туджман , бывшие югославские страны начали нормализовать свои отношения. Их музыкальные сцены теперь могли восстановить прежнее сотрудничество. Anti-Nowhere League снова приехали на бывшую югославскую землю (в Хорватию ) и выпустили концертный альбом Return to Yugславия . В 2003 году Игорь Миркович из Хорватии снял рок-документальный фильм «Sretno dijete» («Счастливый ребенок»), названный в честь песни Прляво Казалиште. В фильме рассказывается о раннем югославском панке и сцене новой волны с участием артистов из Загреба , Любляны и Белграда . Вдохновленный "Sretno dijete", в 2006 году был снят рок-документальный фильм " Bilo jednom... " с участием панк-рокеров из Нови-Сада , активных в первой половине 1990-х годов.
В настоящее время известные группы в странах бывшей Югославии включают: Niet, Scuffy Dogs, Aktivna Propaganda, GUB, Pero Lovšin (ранее Pankrti ), Golliwog, In-Sane, Kreshesh Nepitash, No Limits, все из Словении; Hladno pivo , Pasi, KUD Idijoti , Flight 3 (с участием бывшего участника Termiti Дамира Мартиновича Мрле), Kawasaki 3P, Fat Prezident , Deafness By Noise, Overflow, FOB, No More Idols, Хрен, Лоботомия, Горчицы, Группа твоей жизни, FNC Diverzant, Tito's Boys и Gužva in 16ercu из Хорватии; Суперхикс , Two Sides , Новиот Почеток и Денни Те Чува из Республики Македония ; Red Union , Goodbye Brus Li , Atheist Rap , Six Pack , Vox Populi, SMF, BOL, Ритам Нереда, Шахт, Мики Пирс, Birtija, Prilijno Prazni, KBO!, Potres , Гаврило Принцип, Записная книжка Звонцевой , Mitesers, Pogon BGD, Hitman , Нор , Бетонные черви , Рингишпил , Штыки , Бомбардировщик из Сербии и другие.
Воссоединения
[ редактировать ]Панкрити отыграл концерт воссоединения в Тиволи Холле в Любляне , Словения , 1 декабря 2007 года в честь своего 30-летия. Они также гастролировали по бывшей Югославии с новым гитаристом Иваном Кралом , который ранее играл с Патти Смит , Блонди и Игги Попом . [8] [9] Тем временем в Скопье , Республика Македония , группа Badmingtons реформировалась, и их музыка вошла в саундтрек к художественному фильму «Превртено» ( «Вверх тормашками ») режиссера Игоря Иванова «Изы». На фестивале Exit в Нови-Саде 13 июля 2008 года Пекиншка Патка отыграла реюнион-концерт, разделив сцену с Sex Pistols , которые выступили впоследствии тем же вечером.
Похожие фильмы
[ редактировать ]- Многообещающий мальчик
- Счастливый ребенок
- Аутсайдер
- Давным-давно...
- Пейзажи в тумане
- Как рок-н-ролл потерпел неудачу
См. также
[ редактировать ]- SFR Югославская поп- и рок-сцена
- Музыка новой волны в Югославии
- Нови Панк Вал
- Пакетное предложение
- Художественная работа Действие
- Новые примитивы
- Новое словенское искусство
- Юготон
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2008 г. ) |
- ^ geopoetika.com
- ^ "members.iinet" . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 г. Проверено 4 октября 2008 г.
- ^ mladina.si
- ^ Хартфорд.com
- ^ Глаз явности.рс
- ^ бим.ба
- ↑ Голос Славонии Дарко Еркович: Адский подвал в тени ветров войны! , 12 февраля 2016 г., по состоянию на 26 октября 2018 г. (на хорватском языке)
- ^ vojvodina.com
- ^ «popbooks.com» . Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 11 ноября 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]- Драган Павлов и Деян Шунька. (1990) Панк в Югославии . Югославия: IGP Dedalus. (на сербском, хорватском и словенском языках)
- Янятович, Петар. Иллюстрированная энциклопедия Ю Рока 1960-1997 гг ., издательство: Геопоэтика, 1997 г. (на сербском языке)
- Янятович, Петар. ЭКС Ю РОК энциклопедия 1960-2006 гг . ISBN 978-86-905317-1-4
- Янятович, Петар. С другой стороны - Альманах новой волны в СФРЮ (соавторы Давид Албахари и Драган Кремер), 1983 г.
- Сава Савич и Игорь Тодорович Нови-Садская панк-версия (Novi Sad Punk version), издательство: Studentski Kulturni Centar Novi Sad , 2006 г. ISBN 86-85983-05-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словенский панк
- Узурликзурли! Интервью с Игорем Видмаром
- Узурликзурли! Электронный журнал о бывшем югославском метрополитене
- За стенами национализма и войны с мирским существованием
- Обзор «Аранжировочного пакета» и «Художественной акции» в электронном журнале terapija.net (на хорватском языке)
- Биографии участников - официальный сайт Mizar (на македонском языке)
- 25-летие панка: интервью с первым панк-рокером Словении - журнал Mladina, 26 ноября 2001 г. (на словенском языке)
- Югославские панки, скины и футбольные хулиганы и югославские войны на Balkansnet.org
- «Скала в осаде», Сараево
- Хорватское панк-чтение