Ю Рок Миссия

YU Rock Misija (известная на английском языке как YU Rock Mission ) была Социалистической Федеративной Республики Югославии вкладом в кампанию Боба Гелдофа Band Aid , кульминацией которой стал концерт Live Aid . Он состоял из записи благотворительного сингла "Za milion godina" и организации концерта, состоявшегося на стадионе "Црвена Звезда" в Белграде 15 июня 1985 года, с участием лучших исполнителей югославской рок-сцены . Доходы от сингла и концерта были переданы Band Aid.
Фон
[ редактировать ]Говоря о том, как возникла YU Rock Misija, рок-критик Петар «Пеца» Попович заявил в интервью Роковник» документальному телесериалу « :
YU Rock Misija стал нашим ответом на то, что происходило в конце 1984 и начале 1985 года, когда была начата кампания солидарности с голодающими в Африке. Во всем мире этим занимался Боб Гелдоф. На местном уровне [в Югославии] некоторые участники фестиваля в Опатии 1984 года согласились, что нужно что-то делать. [Общее] соглашение было достигнуто, но они не были точно уверены, что и как следует делать, поэтому некоторые из них пришли узнать мое мнение. Я сказал: Все просто, мы должны сделать пластинку, выпустить ее как часть номера журнала «Рок» , тем самым продав ее в том же количестве экземпляров, в котором напечатан «Рок» , а затем дать концерт. [ 1 ]
«На миллион лет»
[ редактировать ]«На миллион лет» | |
---|---|
![]() | |
Single by YU Rock Misija | |
сторона B | «На миллион лет (Инструментальная версия)» |
Выпущенный | 1985 |
Жанр | Поп-рок |
Этикетка | PGP-RTB |
Автор(ы) песен | Драголюб Илич, Младен Попович |
Продюсер(ы) | Саша Хабич |
Песня под названием «Za milion godina» («На миллион лет») была написана Драголюбом Иличем, бывшим лидером группы Generacija 5 , а слова написал Младен Попович. [ 1 ] который ранее писал тексты для Denis & Denis , Oliver Mandić и других исполнителей, [ 2 ] и в то время был редактором телешоу Hit meseca ( «Хит месяца» ). [ 3 ]
В интервью Rockovnik Илич заявил:
Благодаря институциональной поддержке, в основном со стороны Радио-Телевидения Белграда и [его собственного звукозаписывающего лейбла] PGP-RTB , мы написали песню, [...] и собрали буквально лучшее из бывшей Югославии [что могло предложить в музыкальном плане], и за три дня мы сделали клип, музыку, аранжировки и т.д. [ 4 ]
В записи приняло участие большое количество музыкантов, в основном в качестве вокалистов. На инструментах играл Илич (клавишные) вместе со своими бывшими коллегами по группе Generacija 5: Драганом Йовановичем (гитара), Душаном Петровичем (бас-гитара) и Слободаном Джорджевичем (ударные), а также Влатко Стефановски из Leb i Sol (соло на гитаре). . [ 5 ] Продюсером песни выступил Саша Хабич . [ 5 ]
Персонал
[ редактировать ]- Оливер Мандич — вокал
- Серджио Блажич (из Atomsko Sklonište ) — вокал
- Желько Бебек — вокал
- Марина Перазич (из группы Denis & Denis ) — вокал
- Момчило Баягич (из Bajaga and Instructors ) — вокал
- Весна Врандечич ( Ксения ) — вокал
- Аки Рахимовски (из Parni Valjak ) — вокал
- Зорица Конджа — вокал
- Сладана Милошевич — вокал
- Дадо Топич — вокал
- Массимо Савич (из Дориана Грея ) — вокал
- Здравко Чолич — вокал
- Юра Стублич (из фильма ) — вокал (хор)
- Хусейн Хасанефендич (из Парни Валяк ) — вокал (хор)
- Снежана Стаменкович (из Аски ) — вокал (хор)
- Изольда Баруджия (из Аски ) — вокал (хор)
- Снежана Мишкович (из Аски ) — вокал (хор)
- Ален Исламович (из Divlje Jagode ) — вокал (хор)
- Сеад Липовача (из Divlje Jagode ) — вокал (хор)
- Деян Цукич (из Bajaga and Instructors ) — вокал (хор)
- Люба Нинкович (из Tunel ) — вокал (хор)
- Дорис Драгович (из More ) — вокал (хор)
- Аня Рупель (из Videosex ) — вокал (хор)
- Срджан Шапер (из Idoli ) — вокал (хор)
- Влада Дивлян (из группы Idoli ) — вокал (хор)
- Peđa D' Boy (из группы Peđa D' Boy Band) - вокал (хор)
- Зоран Предин (из Lačni Franz ) — вокал (хор)
- Игорь Попович ( Джакарта ) — вокал (хор)
- Влатко Стефановский (из Leb i Sol ) — вокал (хор), гитара (соло)
- Драган Йованович — гитара
- Душан Петрович — бас-гитара
- Слободан Джорджевич — ударные
- Драголюб Илич — клавишные
Дополнительный персонал
[ редактировать ]- Саша Хабич — продюсер
- Джордже Петрович - запись
- Югослав Влахович - обложка
Одинарная обложка
[ редактировать ]Обложку разработал известный карикатурист и дизайнер Югослав Влахович . [ 6 ] Оригинальный дизайн, появившийся в мартовском выпуске журнала Rock за 1985 год , содержал символы черепа и скрещенных костей на черном фоне, которые были исключены из окончательного дизайна. [ 6 ]
Выпускать
[ редактировать ]
Песня была выпущена на 7-дюймовом сингле с инструментальной версией на B. стороне Сингл распространялся вместе с 75-м номером журнала Rock . [ 5 ] опубликовано 22 мая 1985 г. [ 6 ] Выпуск был напечатан тиражом 150 000 экземпляров, таким образом, первоначальное количество проданных синглов составило 150 000. [ 6 ] Ряд пластинок был передан югославским радиостанциям для продвижения сингла. [ 6 ]
Заметные отсутствия
[ редактировать ]Бора Дордевич и Горан Брегович , лидеры Riblja Čorba и Bijelo Dugme соответственно — двух самых популярных югославских групп того времени — открыто отказались принимать участие в записи. [ 7 ] Позже выяснилось, что отказ Джорджевича мог быть основан, по крайней мере частично, на его неправильном предположении о том, что проект инициирован правительством, не зная, что отдельные югославские музыканты и представители музыкальной индустрии начали его по собственному желанию. [ 8 ] В интервью 1985 года, опубликованном перед записью песни, он заявил:
Нет, я не буду [появиться в протоколе]! Я принял участие в [ранее проводившемся] шоу по сбору средств для эфиопов , и, насколько я понимаю, этого достаточно. Все инициируют всевозможные кампании, чтобы помочь им, и никто не пытается помочь Югославии! Я буду играть день и ночь бесплатно, на благотворительность, на что угодно, но только после того, как они [власти Югославии] снизят наши [музыкантам] чудовищные [подоходные] налоги, после того, как нам разрешат ввозить музыкальные инструменты, после того, как они дадут нам квартиры... Когда нам нужно играть на благотворительность — мы, музыканты, молодцы, а в остальном с нами обращаются как с дерьмом! Если бы нам наконец дали статус деятеля культуры, мы бы могли играть бесплатно, с удовольствием! [ 9 ]
Однако в статье, опубликованной в журнале Rock в марте 1985 года в качестве сопутствующей статьи к выпуску "Za milion godina", говорилось, что Бреговичу и Джорджевичу не разрешили появиться на записи из-за гастрольных обязательств их групп. Далее в статье сообщалось, что эти двое появятся на исполнении песни в Hit meseca телешоу вместе с вокалистом Bijelo Dugme Младеном Войчичем «Тифа» . [ 6 ] В конце апреля 1985 года Дордевич, Брегович и Войчич все же появились на съемках видео в студии RTB в Кошутняке , и их можно увидеть в клипе на песню. [ 7 ]
В интервью Džuboks журналу Zabranjeno Pušenje в октябре 1985 года фронтмена Неле Карайлича спросили о его отсутствии в YU Rock Misija несколькими месяцами ранее. Он заявил:
Я против этого. На мой взгляд, это полностью манипулятивная вещь, не имеющая ни морального, ни экономического обоснования. Американцы теперь как боссы. Вот деньги, да? Эти мрази... Стоит ли мне теперь смотреть на этих пьяных от радости трубадуров [имеется в виду Live Aid], отдающих 0,03% своей зарплаты [...] Они не бросят курить Мальборо , но готовы что-то отдать [ предположительно] из солидарности, что-то, что они получат обратно через несколько месяцев, в виде сырья или рабочей силы. Они будут продавать продовольствие Сомали , чтобы сомалийцы могли покупать у них оружие. [...] Это было бы похоже на то, как если бы я ограбил человека на улице, оставив ему 200 миллиардов долларов в яме и тем самым заставив его умереть с голоду. А через пять лет я снова встречаюсь с ним и теперь даю ему два динара , чтобы он выжил. Это идиотизм. [ 10 ]
В интервью журналу Blitz , также в октябре 1985 года, Карайлич заявил:
Есть старая индийская пословица: нет смысла давать человеку рыбу, главное — научить его ловить ее. Капитализм (концерты на Уэмбли и в Филадельфии) продолжает говорить нам, что отправлять рыбу в Эфиопию — это правильно. И при этом в ту же ночь с 13 на 14 июля нам совершенно ясно сказали, что не будут отправлять рыболовную сеть в Эфиопию. Глядя на толстые и старые лица рокеров, развлекавших молодежь всего мира в тот вечер, их послание Африке было ясным: «Мы всегда будем проявлять солидарность с вами, но вы всегда будете голодны». [ 11 ]
Драголюб Илич заявил в интервью, что Azra лидер Бранимир «Джони» Штулич не рассматривался для записи песни, поскольку он уже уехал за границу, в Нидерланды . [ 8 ]
Певец и автор песен Джордже Балашевич не был приглашен к участию. В интервью журналу Rock в августе 1986 года он заявил:
Меня задело и обидело, когда меня не пригласили на YU Rock Misija, потому что я верю, что мог бы, не как певец, а как автор песен, написать хотя бы строфу... [ 12 ]
На кадрах студийной записи видно, что Екатерины Велики бас-гитарист Боян Печар присутствовал в студии во время записи песни, хотя ни он, ни кто-либо другой из участников группы в записи песни не принимал участия. [ 13 ]
Клип "За миллион года"
[ редактировать ]на Съемки видеоклипа трек «Za milion godina» прошли 29 апреля 1985 года в Телевидения Белграда студии в Кошутняке .
Концерт
[ редактировать ]Соответствующий благотворительный концерт состоялся на стадионе «Црвена Звезда» 15 июня 1985 года, менее чем за месяц до Live Aid . [ 1 ] Помимо музыкантов, которые уже участвовали в записи песни, и групп, в которых они состояли, на концерте выступили и другие артисты. [ 1 ] Концерт посетило около 20 000 зрителей. [ 14 ] В шоу выступили следующие артисты в порядке появления: [ 14 ]
- Волшебный глаз
- Автомобили
- Пилоты
- Нарушители вечеринок
- Екатерина Великая
- Ю Рок Миссия
- Синий оркестр
- Денис и Денис
- Атомное убежище
- Джакарта
- Группа Пежа Д'Бой
- Фильм
- Видеосекс
- Желько Бебек
- Баджага и инструкторы
- Сладжана Милошевич
- Элвис Дж. Куртович и его метеоры
- Тунель
- Огненный поцелуй
- Голодный Франц
- Пепел
- Электрический оргазм
- Кербер
- Балканский
Восьмичасовой концерт, отмеченный неблагоприятными погодными условиями и техническими проблемами, транслировался в прямом эфире по радио и телевидению Белграда . [ 1 ] Трансляция также осуществлялась на Кубе и Чехословакии . [ 15 ]
В интервью для Rockovnik в середине 2000-х ведущая и продюсер Hit meseca Дубравка Маркович рассказала о погоде и логистических проблемах во время прямого эфира:
У нас были проблемы, связанные с погодой. Шел дождь, потом он прекратился. Вторая проблема заключалась в том, что [стремясь сохранить траву на предстоящий футбольный сезон ] руководство стадиона «Црвена Звезда» не разрешило толпе выйти на поле , поэтому зрители и артисты кричали друг на друга с трибун. противоположные концы стадиона. [ 16 ]
Bajaga i Instruktori Фронтмен Момчило Баягич пожаловался на необычную настройку и проблемы со звуком во время выступления на стадионе:
На поле толпу не пустили, поэтому мы [артисты] расположились на западной трибуне стадиона, а толпа стояла напротив нас на восточной трибуне. Все это было «блестящим» решением, потому что мы смотрели со сцены на пустое поле, даже не имея возможности увидеть, есть ли кто-нибудь на другой стороне. И эхо было настолько сильным, что я помню, как Милич Вукашинович ругался в микрофон, пока мы были в прямом эфире, потому что думал, что кто-то включил задержку . Когда вы говорили «добрый вечер», люди на восточной трибуне слышали это как «добрый вечер, добрый вечер, добрый вечер, добрый вечер…». [ 17 ]
Вукашинович, выступавший со своей группой Vatreni Poljubac и недовольный постоянным эхом, прекратил играть на середине песни «Živio Rock 'n' Roll» («Да здравствует рок-н-ролл»), сердито сказав в микрофон: «Это нехорошо... Черт возьми, это нехорошо!». [ 1 ] Его ненормативная лексика подверглась критике со стороны значительной части общественности. [ 14 ] [ 15 ]
Выход в эфир во время Live Aid
[ редактировать ]Песня вместе с соответствующим посланием из Белграда, переданным Младеном Поповичем, была показана на стадионе Уэмбли во время концерта Live Aid. [ 1 ] между выступлениями Run-DMC и Black Sabbath в Филадельфии . [ 7 ]
Собранные средства и наследие
[ редактировать ]По словам Пецы Поповича, средства, полученные от продажи сингла "Za milion godina", составили 256 000 долларов США и еще 170 000 долларов США от билетов на концерт, на общую сумму 426 000 долларов США. [ 18 ]
В 2007 году сербский критик Дмитрий Войнов назвал "Za milion godina" одной из десяти самых важных пластинок в истории югославской рок-музыки, написав:
Этот проект является одним из лучших индикаторов того, насколько развитой была югославская рок-сцена, поскольку с его помощью нашим поп- и рок-исполнителям удалось начать соответствующую благотворительную кампанию и присоединиться к глобальному движению, в которое вошли представители развитых [музыкальных] сцен по всему миру. . Сегодня было бы совершенно абсурдно собирать наших исполнителей этого жанра и ожидать от них чего-то заметного хотя бы на местном уровне. [...] На видео [...] все улыбаются и танцуют, и ни на одном лице не видно, что с нами произойдет вскоре после этого . Помимо политического единства [в Югославии], это видео показывает единство [музыкальной] сцены, где Биело Дугме не отделено строго и воинственно от Идоли, что и произойдет позже, когда все другие разделения также станут воинственными. В крайнем случае, этот проект остается символом того времени, когда мы помогали нуждающимся людям, а через несколько лет станем теми, кто получает помощь от благотворительных проектов такого типа. [ 19 ]
В 2011 году Младен Попович сделал аналогичное заявление в отношении документального сериала « Роковник» :
Показательно, что тогда именно мы помогали нуждающимся людям, и, к сожалению, всего несколько лет спустя именно мы получили [гуманитарную] помощь от мира. [ 20 ]
Фортепианная версия "Za milion godina" появилась в конце последнего эпизода Rockovnik , где она следует за кадрами бывших югославских рок-исполнителей. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Роковник , «Посмотри на свой дом, ангел (югославская рок-сцена, 1985)», YouTube.com
- ^ Младен Попович на Discogs
- ^ "Югославская помощь", о YU Rock Misija на live-aid-dvd.com
- ^ Весич, Душан; Ранчич, Сандра (2004). «Страница XXV, Рок-сцена «Смотрите домой, ангелы», 1985» . Роковник . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с "За миллион лет" на Discogs
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Как были созданы Band Aid и YU Rock Mission: «Это были восьмидесятые, эпоха жадности и индивидуализма», Yugopapir.com
- ^ Jump up to: а б с «Вклад Югославии в Live Aid '85», muzika.hr
- ^ Jump up to: а б «YOU Rock Mission – 30 лет сна», balkanrock.com
- ^ В. Петкович, «Бора Дорджевич: Я не продавал свою душу Дьяволу!
- ^ Петкович, Ваня. «Он не руководитель, а составитель». Музыкальный автомат (на сербском языке) (193). Горни Милановац: NIP Dečje movine: 6–7.
- ^ Панджа, Владо (октябрь 1985 г.). «Ядовитый дым запретного курения» . Блиц . Проверено 13 ноября 2022 г.
- ^ «Джорде Балашевич (интервью, часть 1): Песня длится, пока ее не поют (1986)», yugopapir.blogspot.com
- ^ «YU ROCK MISSION: Как была сделана пластинка MILLION YEARS». Хит месяца (1985). Белград: РТБ.
- ^ Jump up to: а б с «Ю Рок Мисия». Рок (на сербском языке) (76). Белград: Политика НИП: 3.
- ^ Jump up to: а б «Рок-миссия YU: Куба и Чехословакия взяли на себя телетрансляцию зрелищного концерта» yugopapir.com
- ^ Весич, Душан; Ранчич, Сандра (2004). «Страница XXV, Рок-сцена «Смотрите домой, ангелы», 1985» . Роковник . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Весич, Душан; Ранчич, Сандра (2004). «Страница XXV, Рок-сцена «Смотрите домой, ангелы», 1985» . Роковник . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Весич, Душан; Ранчич, Сандра (2004). «Страница XXV, Рок-сцена «Смотрите домой, ангелы», 1985» . Роковник . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ «10 самых важных пластин SFRJ», Дмитрий Войнов, pressonlie.rs
- ^ Весич, Душан; Ранчич, Сандра (2004). «Страница XXV, Рок-сцена «Смотрите домой, ангелы», 1985» . Роковник . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Роковник , «Все кончено! Рок-сцена в Сербии в 2000 году (и что произошло потом)», YouTube.com