Гитарихада (Белград)
Гитариада | |
---|---|
![]() Силуэте выступает на фестивале Гитарихада 1967 года. | |
Жанр | Камень |
Местоположение(а) | Белград , СР Сербия , СФР Югославия |
Годы активности | 1966 – 1967 |
Основатели | Теленовости , Вечерние новости , PGP-RTB |
Гитарияда ( сербская кириллица : Гитаријада , букв. «Гитарный фестиваль») — музыкальный фестиваль, проводившийся в Белграде , Сербия , в то время входившая в состав Социалистической Федеративной Республики Югославии . Первый фестиваль состоялся в 1966 году, а второй и последний - в 1967 году. Фестиваль был одним из первых рок-фестивалей в Югославии и считался одним из самых заметных событий на заре югославской рок-музыки . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1960-е годы Неприсоединившаяся Югославия была более открытой и гостеприимной по отношению к западной культуре, чем другие социалистические страны Европы . Еще до первого фестиваля рок-музыка уже пользовалась большой популярностью среди югославской молодежи и попала в югославские СМИ. В начале 1960-х годов были сформированы первые югославские рок-группы, и до первого издания Gitarijada некоторые из них, такие как Atomi , Bijele Strijele , Crveni Koralji , Iskre и Elipse , уже выпустили EP. начала выходить радиопередача «Састанак у 9 и 5» ( «Встреча в 9:05» н-роллу. В 1961 году на Радио Белграда ), посвящённая рок - [ 4 ] а в 1962 году был основан музыкальный журнал «Ритам» , посвящённый джазу и современной популярной музыке . [ 5 ] Серия концертов Parada ritma ( «Парад ритма »), состоявшаяся в 1964 году с участием югославских рок-групп, считается первым рок-фестивалем в Югославии и, возможно, первым рок-фестивалем в коммунистической стране . [ 1 ] Однако именно фестиваль Гитарихада обратил взгляды всей югославской публики на рок-музыку и популярность, которой она пользовалась среди молодежи. [ 3 ]
1966
[ редактировать ]Первое издание фестиваля, задуманного как соревнование рок-групп, было организовано журналом « » ТВ новости , газетой «Вечерние новости» и звукозаписывающей компанией PGP-RTB . [ 2 ] Лозунг фестиваля звучал так: « дают шанс электрогруппам Теленовости ». [ 1 ] На участие подали заявки более 100 групп со всех уголков Югославии, 56 из них были выбраны для выступления на Gitarijada. [ 2 ] Фестиваль проходил в зале 1 Белградской ярмарки . [ 1 ] Он включал три даты: первый вечер полуфинала состоялся 6 января, второй вечер полуфинала 9 января и заключительный вечер 13 февраля. [ 2 ] В состав жюри вошли Стеван Маркичевич (музыкальный редактор Радио Белград ), Боривое Павлович (журналист Радио Белград), Младен Маслич (музыкант), Данило Васич (музыкант), Александр Вуйисич (музыкант), Йован Попас (музыкант) и Драган Еласич ( боксер ). [ 2 ] Во время фестиваля среди зрителей присутствовали известные общественные деятели того времени: профессор Военно-медицинской академии и член-корреспондент Сербской академии наук и искусств Изидор Папо , политик, писатель и политический теоретик Добрица Чосич , композитор и дирижер Михайло. Вукдрагович , кинорежиссер Душан Макавеев , актрисы Милена Дравич и Рада Джуричин , певец Джордже Марьянович и другие. [ 6 ]
Первые восемь финалистов были распределены жюри в следующем порядке: Беле Вишне , Силуэте , Индекси , Рубинси, Искре , Бедуини, Динамити и Томи Совилж и Негове Силуете . [ 2 ] В первый вечер фестиваля пришло более 5000 человек, большая часть из которых несла транспаранты с посланиями в поддержку своих любимых групп. [ 2 ] Во второй полуфинальный вечер, на котором также присутствовало несколько тысяч зрителей, жюри выбрало восемь других групп, расположив их в следующем порядке: Elipse , Bomiko, Veseli Dečaci, Idoli, Plavi Dečaci, Smeli , Plamenih 5 , Kristali. [ 7 ] В финале приняли участие около 15 000 человек. [ 3 ] жюри выбрало восемь групп лучшими, расположив их в следующем порядке: Ellipse, Siluete, Plamenih 5, Indexi, Iskre, Smeli, Bele Šnje, Plavi Dečaci, Veseli Dečaci, Rubinsi. [ 7 ] Зрители получили возможность проголосовать за лучшую группу, проголосовав за Siluete. [ 7 ]
3 марта в Белградском Молодёжном центре открылась выставка фотографий с фестиваля известного фотографа Томислава Петернека. [ 8 ] Выставка называлась » « Концерт 100 фотографий . [ 9 ]
Реакции
[ редактировать ]Будучи одним из первых рок-фестивалей и одним из первых крупных рок-концертов в Югославии, Гитарихада вызвал анализ со стороны властей и различную реакцию общественности. [ 10 ] [ 11 ] [ 4 ]
ЦК Союза коммунистов Сербии обсуждал фестиваль, но решил передать весь вопрос в Центральный комитет Союза социалистической молодежи Сербии, который, со своей стороны, решил, что вопрос находится в ведении Белграда. Городской комитет Союза социалистической молодежи Сербии. Горком проявил понимание к молодым рок-музыкантам и поклонникам. [ 10 ] В его анализе говорилось, что «для некоторых этот [чисто] музыкальный вопрос — вопрос о судьбе социализма ». [ 12 ] Там также говорилось:
К сожалению, низкая демократическая культура большого числа наших граждан приводит к тому, что и в нашей стране есть люди, которые могли бы присоединиться к китайской «культурной революции» . [ 13 ]
Телевизионные станции транслировали кадры из Гитарихады, в том числе сцены, где мальчики снимают рубашки и машут ими высоко над головой, а девочки восторженно танцуют. [ 11 ] Газета «Политика» писала:
Любители «электрической» музыки выражали свои предпочтения криками, с помощью различных погремушек , гудков , сирен , бросая пальто, кепки, сумочки и все остальное, что было у них в руках. [ 11 ]
В тексте журнала «Илюстрована политика» утверждалось, что часть молодых людей уговорила или даже заплатила кинорежиссер Душан Макавеев , который хотел снять кадры для одного из его фильмов, действовать в экстазе, и что он давал им погремушки, свистки , парики и другой реквизит . [ 14 ]
«Политика» , в 1960-х годах в основном благосклонно относившаяся к западной культуре, критиковала Гитарихаду, описывая ее как «массовый цирк» и «бездумный вой», описывая длинные волосы молодых рокеров как «птичьи гнезда» и «молодых шимпанзе, спасенных от утопления», а также пение вокалистов как «брачный зов слонов». [ 12 ] Доктор Александр Костич в тексте «Наши домачи битлси» («Наши собственные битлы »), опубликованном в журнале NIN , раскритиковал новую форму развлечений:
Если мы рассматриваем эти явления как стремление вернуться к более ранним стадиям эволюции , пусть даже как временное стремление, это не значит, что мы не должны противостоять им так же, как мы сопротивляемся другим примитивным побуждениям. Доказательства того, что внешний вид «Битлз» и их трюки импортированы с Запада, излишни. Не буду двусмысленно: это не только продукт Запада, но и декадентский, некрасивый, бесполезный и вредный продукт, импорт которого не должен осуществляться ни через парадную, ни через заднюю дверь. [...] Растущее число нашей молодежи выдает иностранную эксцентричность. Тот, кто посещал гитарные фестивали, организованные, к сожалению, теми, кто должен обеспечить молодежи иной, более здоровый вид времяпрепровождения и развлечения, вынужден признать, что эти выступления были верной и точной копией такого рода шоу в других странах. Тысячи молодых людей тусовались по десять часов без остановки, слушая монотонную музыку знаменитых «Битлз», без устали кивая головами, размахивая длинными волосами, яростно извиваясь телами, заламывая и переплетая ноги, крича и впадая в транс, транс которые также поймали тех, кто наблюдал за ними, как массовая истерия , и все это под звуки симфонии «да-да » ! [ 15 ]
Литературный журнал «Книжевне новине» раскритиковал «Вечерние новости» как организаторов фестиваля:
Станет ясно, что в данный исторический период, в этой стране, пресса или, по крайней мере, ее часть не имеет той функции, которую она обычно имела на протяжении всей истории: прежде всего, информировать своих читателей о том, что происходит вокруг них. и в остальном мире. Одна часть прессы посвятила себя более «благородному» делу: собрать волосатых и замаскированных создателей шума, который создается с помощью приборов, напоминающих музыкальный инструмент, называемый гитарой, и электрической энергии, собрав этих молодых людей в одном место, давая им возможность конкурировать в этом деле, а также награждая и помогая избранным из них. Цель очевидна: стимулировать и пропагандировать подобный шум как нечто полезное для общества, придать ему ореол искусства , которым следует восхищаться и которое следует обсуждать. [ 8 ]
С другой стороны, газета «Борба », официальная газета Союза коммунистов Югославии , выступила в защиту молодых рокеров в статье, озаглавленной «Savremene babaroge» («Современные пугали »):
К сожалению, негативное мнение создается из-за просмотра второстепенных деталей, обычно одежды и способов развлечений, поэтому создается впечатление, что прически и одежды достаточно, чтобы судить о молодежи, игнорируя в то же время их жизнь. стремления. После того, что дошло до публики после «Guitar Fest», контакт с «волосатыми», преданными анафеме как социальными монстрами, обещал многое – кроме того, что он принес на самом деле. Выяснилось, однако, что в узких штанах и коротких сапогах живут твердо стоящие на ногах молодые люди и что их длинные волосы не прикрывают пустых голов. [ 16 ]
«Младост» , официальная газета Союза коммунистической молодежи Югославии , опубликовала статью с аналогичной точкой зрения:
Можем ли мы в самоуправляющемся обществе , которое отвергает навязывание, определять красоту, развлечения и красоту развлечений? Не успокаиваем ли мы свою совесть поверхностной критикой молодежи за все, что нам не удалось сделать между появлением рок-н-ролла и хула-хупа , между появлением твиста и электрогитарной музыки? Не является ли подобная критика дурной привычкой, за которой мы прячем свою немощность и свое безразличие к действительным стремлениям и способностям молодежи, в конечном счете, свою немощность и свое неуважение к времяпрепровождению и развлечениям молодежи? [ 16 ]
В число других журналов, защищавших исполнителей и публику, входила Ilustrovana Politika. [ 16 ] и экономический журнал Economic Policy . [ 17 ] Журнал « Дуга» провел анкету под названием «Gitarijada: da ili ne» («Гитарный фестиваль: да или нет»). Среди людей, которых просили высказать мнение, были эксперты из различных областей: профессора университетов , нейропсихиатры , судьи , большинство из которых отвергали идею о том, что рок-музыка вредна для молодежи и общества. [ 18 ]
Лишь небольшая часть реакций касалась фактического качества выступлений групп. [ 9 ] Музыкальный журнал Джубокс раскритиковал большинство вокалистов, заявив, что участники лишь нескольких коллективов пели идеально. [ 9 ]
1967
[ редактировать ]Второй фестиваль прошел на Белградской ярмарке в зале 1 23 января 1967 года. [ 1 ] На участие подали заявки более ста коллективов, из них отобрано около тридцати. [ 4 ] Мероприятие посетило более 13 000 зрителей. [ 19 ] Жюри назвало Crni Biseri , Delfini и Siluete лучшими группами соответственно, а зрители назвали Plavi Dečaci, Dzentlmeni и Vesnici. лучшими [ 1 ] группы Elipse , Siluete и Plamenih 5 , как победители предыдущей Гитарихады. Во внеконкурсной части выступили [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Первое издание Белградской Гитарияды считается одной из вех в истории югославской рок-музыки и югославской культуры в целом. [ 9 ] [ 3 ] Хотя большое количество групп выступало, выпускало пластинки и выступало на радио и телевидении за годы до Гитарихады, хотя рок-концерты и рок-фестивали были организованы до этого фестиваля, Гитарихада считается событием, которое показало, насколько велика популярность рок-музыки среди была молодёжь, и что рок-музыка – это не просто причуда среди молодёжи Югославии. [ 9 ] Именно после первой Белградской Гитарихады рок-группа выступила перед президентом Югославии Иосипом Броз Тито впервые : она стала победителем Гитарияды Elipse 24 мая 1966 года. В этот день Elipse выступала в Белградском молодежном центре перед Иосипа Броз Тито и первой леди Югославии Йованки Броз . [ 20 ] [ 3 ]
Авторы Желько Файфрич и Милан Ненад в книге » « История югославской рок-музыки с начала до 1970 года писали: «До тех пор она [рок-музыка] была, может быть, капризом, может быть, кем-то -знает-что, но всегда только прихоть, а теперь, после этой Гитарихады, это было что-то другое, это была часть общества, часть, которую можно было маргинализировать, но нельзя забыть». [ 21 ] Историк Александар Ракович заявил, что до 1966 года рок-музыка в Югославии «обеспечивала себе «гражданство», терпимое во всех отношениях», но что Гитарияда представляет собой точку, в которой «феномен рок-н-ролла был полностью понят, а структуры [Коммунистическим] партийным и молодежным организациям была поставлена задача изучить его с профессиональной точки зрения». [ 3 ] В своей книге Koka-kola socijalizam ( Кока-Колы Социализм ) историк Радина Вучетич писала: «Власти осознавали, что для молодежи и ее «культурной и развлекательной жизни» мало места, и что группа «электрогитаристов, представляющих возникло конкретное культурное движение». Но они не воспринимались как проблема, с которой следовало бы разобраться. Единственное, чего не хватало, — это чего-то впечатляющего, чего-то, что привело бы общество к полному принятию этого «зрелища». Это произошло в январе 1966 года [...] Эта открытость, а также одобрение режима были, как и во многих других подобных ремиссиях, хорошим способом создания и продвижения положительного имиджа Югославии». [ 22 ]
В 2017 году сербский новостной журнал «Недельник» назвал Гитарияду 1966 года одним из 100 событий, изменивших Сербию. [ 23 ] Журнал писал: «После этого [Гитариджады] все изменилось. Партия приняла молодых людей, игравших рок-н-ролл, что побудило сторонников теории заговора описать это как желание коммунистического истеблишмента привлечь на свою сторону молодежь или усмирить ее и удержать». их под контролем с помощью рок-н-ролла. Конечно, все это была ерунда, потому что рок-н-ролл нельзя было остановить». [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Янятович, Петар (2007). ЭКС Ю РОК энциклопедия 1960-2006 гг . Белград: выпущен самостоятельно. стр. 301.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 72.
- ^ Jump up to: а б с д и ж "Pravo građanstva za rokenrol", politika.rs
- ^ Jump up to: а б с д и «Корни югославского рока (4) - Сопутствующие события», yugopapir.com
- ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 61.
- ^ Раде Драгович и Вук Миятович, «Рокеры играют Титу и Йованчи», Novosti.rs
- ^ Jump up to: а б с Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 73.
- ^ Jump up to: а б Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 79.
- ^ Jump up to: а б с д и Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 80.
- ^ Jump up to: а б Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. стр. 209.
- ^ Jump up to: а б с Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 74.
- ^ Jump up to: а б Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. стр. 209-210.
- ^ Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. стр. 210.
- ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. стр. 75–76.
- ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 75.
- ^ Jump up to: а б с Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 77.
- ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 78.
- ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 76.
- ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 85.
- ^ Раде Драгович и Вук Миятович, «Рокеры играют Титу и Йованчи», Novosti.rs
- ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 81.
- ^ Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. стр. 209-211.
- ^ Jump up to: а б «100 событий, которые изменили Сербию». Недельник (на сербском языке) (специальный выпуск). Белград: 51.