Jump to content

Гитарихада (Белград)

Гитариада
Силуэте выступает на фестивале Гитарихада 1967 года.
Жанр Камень
Местоположение(а) Белград , СР Сербия , СФР Югославия
Годы активности 1966 – 1967
Основатели Теленовости , Вечерние новости , PGP-RTB

Гитарияда ( сербская кириллица : Гитаријада , букв. «Гитарный фестиваль») — музыкальный фестиваль, проводившийся в Белграде , Сербия , в то время входившая в состав Социалистической Федеративной Республики Югославии . Первый фестиваль состоялся в 1966 году, а второй и последний - в 1967 году. Фестиваль был одним из первых рок-фестивалей в Югославии и считался одним из самых заметных событий на заре югославской рок-музыки . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

В 1960-е годы Неприсоединившаяся Югославия была более открытой и гостеприимной по отношению к западной культуре, чем другие социалистические страны Европы . Еще до первого фестиваля рок-музыка уже пользовалась большой популярностью среди югославской молодежи и попала в югославские СМИ. В начале 1960-х годов были сформированы первые югославские рок-группы, и до первого издания Gitarijada некоторые из них, такие как Atomi , Bijele Strijele , Crveni Koralji , Iskre и Elipse , уже выпустили EP. начала выходить радиопередача «Састанак у 9 и 5» ( «Встреча в 9:05» н-роллу. В 1961 году на Радио Белграда ), посвящённая рок - [ 4 ] а в 1962 году был основан музыкальный журнал «Ритам» , посвящённый джазу и современной популярной музыке . [ 5 ] Серия концертов Parada ritma ( «Парад ритма »), состоявшаяся в 1964 году с участием югославских рок-групп, считается первым рок-фестивалем в Югославии и, возможно, первым рок-фестивалем в коммунистической стране . [ 1 ] Однако именно фестиваль Гитарихада обратил взгляды всей югославской публики на рок-музыку и популярность, которой она пользовалась среди молодежи. [ 3 ]

Первое издание фестиваля, задуманного как соревнование рок-групп, было организовано журналом « » ТВ новости , газетой «Вечерние новости» и звукозаписывающей компанией PGP-RTB . [ 2 ] Лозунг фестиваля звучал так: « дают шанс электрогруппам Теленовости ». [ 1 ] На участие подали заявки более 100 групп со всех уголков Югославии, 56 из них были выбраны для выступления на Gitarijada. [ 2 ] Фестиваль проходил в зале 1 Белградской ярмарки . [ 1 ] Он включал три даты: первый вечер полуфинала состоялся 6 января, второй вечер полуфинала 9 января и заключительный вечер 13 февраля. [ 2 ] В состав жюри вошли Стеван Маркичевич (музыкальный редактор Радио Белград ), Боривое Павлович (журналист Радио Белград), Младен Маслич (музыкант), Данило Васич (музыкант), Александр Вуйисич (музыкант), Йован Попас (музыкант) и Драган Еласич ( боксер ). [ 2 ] Во время фестиваля среди зрителей присутствовали известные общественные деятели того времени: профессор Военно-медицинской академии и член-корреспондент Сербской академии наук и искусств Изидор Папо , политик, писатель и политический теоретик Добрица Чосич , композитор и дирижер Михайло. Вукдрагович , кинорежиссер Душан Макавеев , актрисы Милена Дравич и Рада Джуричин , певец Джордже Марьянович и другие. [ 6 ]

Первые восемь финалистов были распределены жюри в следующем порядке: Беле Вишне , Силуэте , Индекси , Рубинси, Искре , Бедуини, Динамити и Томи Совилж и Негове Силуете . [ 2 ] В первый вечер фестиваля пришло более 5000 человек, большая часть из которых несла транспаранты с посланиями в поддержку своих любимых групп. [ 2 ] Во второй полуфинальный вечер, на котором также присутствовало несколько тысяч зрителей, жюри выбрало восемь других групп, расположив их в следующем порядке: Elipse , Bomiko, Veseli Dečaci, Idoli, Plavi Dečaci, Smeli , Plamenih 5 , Kristali. [ 7 ] В финале приняли участие около 15 000 человек. [ 3 ] жюри выбрало восемь групп лучшими, расположив их в следующем порядке: Ellipse, Siluete, Plamenih 5, Indexi, Iskre, Smeli, Bele Šnje, Plavi Dečaci, Veseli Dečaci, Rubinsi. [ 7 ] Зрители получили возможность проголосовать за лучшую группу, проголосовав за Siluete. [ 7 ]

3 марта в Белградском Молодёжном центре открылась выставка фотографий с фестиваля известного фотографа Томислава Петернека. [ 8 ] Выставка называлась » « Концерт 100 фотографий . [ 9 ]

Будучи одним из первых рок-фестивалей и одним из первых крупных рок-концертов в Югославии, Гитарихада вызвал анализ со стороны властей и различную реакцию общественности. [ 10 ] [ 11 ] [ 4 ]

ЦК Союза коммунистов Сербии обсуждал фестиваль, но решил передать весь вопрос в Центральный комитет Союза социалистической молодежи Сербии, который, со своей стороны, решил, что вопрос находится в ведении Белграда. Городской комитет Союза социалистической молодежи Сербии. Горком проявил понимание к молодым рок-музыкантам и поклонникам. [ 10 ] В его анализе говорилось, что «для некоторых этот [чисто] музыкальный вопрос — вопрос о судьбе социализма ». [ 12 ] Там также говорилось:

К сожалению, низкая демократическая культура большого числа наших граждан приводит к тому, что и в нашей стране есть люди, которые могли бы присоединиться к китайской «культурной революции» . [ 13 ]

Телевизионные станции транслировали кадры из Гитарихады, в том числе сцены, где мальчики снимают рубашки и машут ими высоко над головой, а девочки восторженно танцуют. [ 11 ] Газета «Политика» писала:

Любители «электрической» музыки выражали свои предпочтения криками, с помощью различных погремушек , гудков , сирен , бросая пальто, кепки, сумочки и все остальное, что было у них в руках. [ 11 ]

В тексте журнала «Илюстрована политика» утверждалось, что часть молодых людей уговорила или даже заплатила кинорежиссер Душан Макавеев , который хотел снять кадры для одного из его фильмов, действовать в экстазе, и что он давал им погремушки, свистки , парики и другой реквизит . [ 14 ]

«Политика» , в 1960-х годах в основном благосклонно относившаяся к западной культуре, критиковала Гитарихаду, описывая ее как «массовый цирк» и «бездумный вой», описывая длинные волосы молодых рокеров как «птичьи гнезда» и «молодых шимпанзе, спасенных от утопления», а также пение вокалистов как «брачный зов слонов». [ 12 ] Доктор Александр Костич в тексте «Наши домачи битлси» («Наши собственные битлы »), опубликованном в журнале NIN , раскритиковал новую форму развлечений:

Если мы рассматриваем эти явления как стремление вернуться к более ранним стадиям эволюции , пусть даже как временное стремление, это не значит, что мы не должны противостоять им так же, как мы сопротивляемся другим примитивным побуждениям. Доказательства того, что внешний вид «Битлз» и их трюки импортированы с Запада, излишни. Не буду двусмысленно: это не только продукт Запада, но и декадентский, некрасивый, бесполезный и вредный продукт, импорт которого не должен осуществляться ни через парадную, ни через заднюю дверь. [...] Растущее число нашей молодежи выдает иностранную эксцентричность. Тот, кто посещал гитарные фестивали, организованные, к сожалению, теми, кто должен обеспечить молодежи иной, более здоровый вид времяпрепровождения и развлечения, вынужден признать, что эти выступления были верной и точной копией такого рода шоу в других странах. Тысячи молодых людей тусовались по десять часов без остановки, слушая монотонную музыку знаменитых «Битлз», без устали кивая головами, размахивая длинными волосами, яростно извиваясь телами, заламывая и переплетая ноги, крича и впадая в транс, транс которые также поймали тех, кто наблюдал за ними, как массовая истерия , и все это под звуки симфонии «да-да » ! [ 15 ]

Литературный журнал «Книжевне новине» раскритиковал «Вечерние новости» как организаторов фестиваля:

Станет ясно, что в данный исторический период, в этой стране, пресса или, по крайней мере, ее часть не имеет той функции, которую она обычно имела на протяжении всей истории: прежде всего, информировать своих читателей о том, что происходит вокруг них. и в остальном мире. Одна часть прессы посвятила себя более «благородному» делу: собрать волосатых и замаскированных создателей шума, который создается с помощью приборов, напоминающих музыкальный инструмент, называемый гитарой, и электрической энергии, собрав этих молодых людей в одном место, давая им возможность конкурировать в этом деле, а также награждая и помогая избранным из них. Цель очевидна: стимулировать и пропагандировать подобный шум как нечто полезное для общества, придать ему ореол искусства , которым следует восхищаться и которое следует обсуждать. [ 8 ]

С другой стороны, газета «Борба », официальная газета Союза коммунистов Югославии , выступила в защиту молодых рокеров в статье, озаглавленной «Savremene babaroge» («Современные пугали »):

К сожалению, негативное мнение создается из-за просмотра второстепенных деталей, обычно одежды и способов развлечений, поэтому создается впечатление, что прически и одежды достаточно, чтобы судить о молодежи, игнорируя в то же время их жизнь. стремления. После того, что дошло до публики после «Guitar Fest», контакт с «волосатыми», преданными анафеме как социальными монстрами, обещал многое – кроме того, что он принес на самом деле. Выяснилось, однако, что в узких штанах и коротких сапогах живут твердо стоящие на ногах молодые люди и что их длинные волосы не прикрывают пустых голов. [ 16 ]

«Младост» , официальная газета Союза коммунистической молодежи Югославии , опубликовала статью с аналогичной точкой зрения:

Можем ли мы в самоуправляющемся обществе , которое отвергает навязывание, определять красоту, развлечения и красоту развлечений? Не успокаиваем ли мы свою совесть поверхностной критикой молодежи за все, что нам не удалось сделать между появлением рок-н-ролла и хула-хупа , между появлением твиста и электрогитарной музыки? Не является ли подобная критика дурной привычкой, за которой мы прячем свою немощность и свое безразличие к действительным стремлениям и способностям молодежи, в конечном счете, свою немощность и свое неуважение к времяпрепровождению и развлечениям молодежи? [ 16 ]

В число других журналов, защищавших исполнителей и публику, входила Ilustrovana Politika. [ 16 ] и экономический журнал Economic Policy . [ 17 ] Журнал « Дуга» провел анкету под названием «Gitarijada: da ili ne» («Гитарный фестиваль: да или нет»). Среди людей, которых просили высказать мнение, были эксперты из различных областей: профессора университетов , нейропсихиатры , судьи , большинство из которых отвергали идею о том, что рок-музыка вредна для молодежи и общества. [ 18 ]

Лишь небольшая часть реакций касалась фактического качества выступлений групп. [ 9 ] Музыкальный журнал Джубокс раскритиковал большинство вокалистов, заявив, что участники лишь нескольких коллективов пели идеально. [ 9 ]

Второй фестиваль прошел на Белградской ярмарке в зале 1 23 января 1967 года. [ 1 ] На участие подали заявки более ста коллективов, из них отобрано около тридцати. [ 4 ] Мероприятие посетило более 13 000 зрителей. [ 19 ] Жюри назвало Crni Biseri , Delfini и Siluete лучшими группами соответственно, а зрители назвали Plavi Dečaci, Dzentlmeni и Vesnici. лучшими [ 1 ] группы Elipse , Siluete и Plamenih 5 , как победители предыдущей Гитарихады. Во внеконкурсной части выступили [ 4 ]

Наследие

[ редактировать ]

Первое издание Белградской Гитарияды считается одной из вех в истории югославской рок-музыки и югославской культуры в целом. [ 9 ] [ 3 ] Хотя большое количество групп выступало, выпускало пластинки и выступало на радио и телевидении за годы до Гитарихады, хотя рок-концерты и рок-фестивали были организованы до этого фестиваля, Гитарихада считается событием, которое показало, насколько велика популярность рок-музыки среди была молодёжь, и что рок-музыка – это не просто причуда среди молодёжи Югославии. [ 9 ] Именно после первой Белградской Гитарихады рок-группа выступила перед президентом Югославии Иосипом Броз Тито впервые : она стала победителем Гитарияды Elipse 24 мая 1966 года. В этот день Elipse выступала в Белградском молодежном центре перед Иосипа Броз Тито и первой леди Югославии Йованки Броз . [ 20 ] [ 3 ]

Авторы Желько Файфрич и Милан Ненад в книге » « История югославской рок-музыки с начала до 1970 года писали: «До тех пор она [рок-музыка] была, может быть, капризом, может быть, кем-то -знает-что, но всегда только прихоть, а теперь, после этой Гитарихады, это было что-то другое, это была часть общества, часть, которую можно было маргинализировать, но нельзя забыть». [ 21 ] Историк Александар Ракович заявил, что до 1966 года рок-музыка в Югославии «обеспечивала себе «гражданство», терпимое во всех отношениях», но что Гитарияда представляет собой точку, в которой «феномен рок-н-ролла был полностью понят, а структуры [Коммунистическим] партийным и молодежным организациям была поставлена ​​задача изучить его с профессиональной точки зрения». [ 3 ] В своей книге Koka-kola socijalizam ( Кока-Колы Социализм ) историк Радина Вучетич писала: «Власти осознавали, что для молодежи и ее «культурной и развлекательной жизни» мало места, и что группа «электрогитаристов, представляющих возникло конкретное культурное движение». Но они не воспринимались как проблема, с которой следовало бы разобраться. Единственное, чего не хватало, — это чего-то впечатляющего, чего-то, что привело бы общество к полному принятию этого «зрелища». Это произошло в январе 1966 года [...] Эта открытость, а также одобрение режима были, как и во многих других подобных ремиссиях, хорошим способом создания и продвижения положительного имиджа Югославии». [ 22 ]

В 2017 году сербский новостной журнал «Недельник» назвал Гитарияду 1966 года одним из 100 событий, изменивших Сербию. [ 23 ] Журнал писал: «После этого [Гитариджады] все изменилось. Партия приняла молодых людей, игравших рок-н-ролл, что побудило сторонников теории заговора описать это как желание коммунистического истеблишмента привлечь на свою сторону молодежь или усмирить ее и удержать». их под контролем с помощью рок-н-ролла. Конечно, все это была ерунда, потому что рок-н-ролл нельзя было остановить». [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Янятович, Петар (2007). ЭКС Ю РОК энциклопедия 1960-2006 гг . Белград: выпущен самостоятельно. стр. 301.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 72.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж "Pravo građanstva za rokenrol", politika.rs
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Корни югославского рока (4) - Сопутствующие события», yugopapir.com
  5. ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 61.
  6. ^ Раде Драгович и Вук Миятович, «Рокеры играют Титу и Йованчи», Novosti.rs
  7. ^ Jump up to: а б с Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 73.
  8. ^ Jump up to: а б Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 79.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 80.
  10. ^ Jump up to: а б Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. стр. 209.
  11. ^ Jump up to: а б с Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 74.
  12. ^ Jump up to: а б Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. стр. 209-210.
  13. ^ Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. стр. 210.
  14. ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. стр. 75–76.
  15. ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 75.
  16. ^ Jump up to: а б с Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 77.
  17. ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 78.
  18. ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 76.
  19. ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 85.
  20. ^ Раде Драгович и Вук Миятович, «Рокеры играют Титу и Йованчи», Novosti.rs
  21. ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 81.
  22. ^ Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. стр. 209-211.
  23. ^ Jump up to: а б «100 событий, которые изменили Сербию». Недельник (на сербском языке) (специальный выпуск). Белград: 51.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 289152a996191100a0ad98b80ae6361d__1707432420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/1d/289152a996191100a0ad98b80ae6361d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gitarijada (Belgrade) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)