Волна
Ла Онда (Волна) — междисциплинарное художественное движение, созданное в Мексике художниками и интеллектуалами как часть всемирных волн контркультуры 1960-х годов и авангарда . уничижительно называла « Литература де ла Онда» Движение, которое Марго Гланц вначале , быстро разрослось и включило в себя другие формы искусства, а его последователей называли «ондерос», «масизо» или « джипитека ». [ 1 ] [ 2 ] Ла Онда охватывала художественные произведения в мире кино , литературы , изобразительного искусства и музыки и активно затрагивала социальные проблемы того времени, такие как права женщин , экология , духовность , свобода творчества , открытое употребление наркотиков и демократия в стране, жестко управляемой PRI . . По мнению мексиканского интеллектуала Карлоса Монсивайса , Ла Онда была «новым духом, отказом от условностей и предрассудков, созданием новой морали, вызовом правильной морали, расширением сознания, систематическим пересмотром и критикой ценностей, предлагаемых Запад как священный и совершенный». [ 3 ]
Ла Онда в музыке
[ редактировать ]La Onda началась с импорта американского и британского рок-н-ролла в мексиканскую музыкальную культуру. По всему миру рок-н-ролл распространялся и укоренялся как «клин и зеркало для обществ, охваченных быстрой модернизацией». [ 4 ] Эрик Золов, автор книги « Рефрид Элвис: подъем мексиканской контркультуры», утверждает, что «рок был клином в том смысле, что он бросал вызов традиционным границам приличия, гендерным отношениям, социальной иерархии и самому значению национальной идентичности», которые мексиканская PRI (или Институционально-революционная партия) изо всех сил пыталась дать определение. [ 5 ]
К концу 1950-х годов «молодежь из среднего класса начала формировать свои собственные группы… исполняя, как могла, версии хитов на английском языке своих любимых зарубежных рок-н-роллеров». [ 6 ] Молодежь Мексики начала идентифицировать себя с молодежью Соединенных Штатов и Соединенного Королевства, и это было лишь вопросом времени, когда они также будут вдохновлены социальной активностью других модернизирующихся стран.
После того, как мексиканские студенческие движения в 1968 году закончились резней Тлателолко в Мехико , местное движение хиппи, известное как джипитека, выросло и распространилось на всю страну, а также на некоторые части США и Центральной Америки. К 1969 году начала зарождаться новая волна мексиканской рок- музыки, сочетающая мексиканскую и зарубежную музыку с образами политического протеста. Это движение называлось La Onda Chicana , кульминацией которого стал двухдневный «Мексиканский Вудсток », известный как ( Авандаро ), который привлек ок. 300 000 человек в сентябре 1971 года. [ 7 ]
Волна в литературе
[ редактировать ]Начиная с 1965 года, «Ла Онда» оставила свой след в «новом центральноамериканском романе» и других жанрах. Волна популярных мексиканских романов 1960-х годов «подчеркнула чувства нового городского подростка из среднего класса, а также влияние культуры Соединенных Штатов, рок-музыки , разрыва поколений и движения хиппи ». [ нужна ссылка ] Ла Онда оказала влияние на многих мексиканских авторов и интеллектуалов, таких как Хосе Агустин , либеральный священник Энрике Маррокин , эколог Карлос Бака и Парменидес Гарсиа Салданья .
Альберто Бланко и Густаво Сайнс , и они стали иконами движения; [ 8 ] Некоторыми писателями, которые не были частью движения, но симпатизировали ему, были Елена Понятовска , Габриэла Бриммер , Хосе Эмилио Пачеко и Октавио Пас . [ 9 ]
Ла Онда в кино и театре
[ редактировать ]В La Onda были такие знаменитости, как Алехандро Ходоровски , братья Гуррола. и Серхио Гарсия , сделавший фильм Super 8 синонимом контркультуры. [ 10 ] Культовые фильмы, привлекшие внимание всего мира, варьировались от фильмов, ориентированных на освобождение женщин, таких как « 5 шоколада и 1 Фреса » Хосе Агустина, до психоделического авангардного шедевра Ходоровского « Эль Топо» . [ 11 ]
Ла Онда в употреблении наркотиков и духовности
[ редактировать ]В сфере галлюциногенов Ла Онды иконой была шаманка Мария Сабина . [ 12 ]
Общество от мексиканской революции до 1970-х годов
[ редактировать ]Мексиканское общество претерпело огромные изменения после Мексиканской революции ; период модернизации, продвигаемый правящей Институционно-революционной партией (PRI). Мексиканское общество во многом способствовало росту и популярности мексиканской контркультуры. «Преобразование страны из преимущественно сельской местности в городскую, расширение национальной промышленности, возникновение смешанной экономики с высоким профилем и расширение образовательных учреждений — все это создавало впечатление, что Мексика наконец вышла из кризиса экономической отсталости и находится в состоянии экономического кризиса. путь к миру и процветанию». [ 13 ] PRI хотела, чтобы Мексика стала развитой и процветающей страной, как Соединенные Штаты.
По мере того как мексиканское общество все больше и больше вдохновлялось другими зарубежными странами и связывалось с ними, культурные правила, которые можно и чего нельзя делать, становились все более похожими на правила других стран, особенно Соединенных Штатов. Когда в Мексику пришла рок-н-ролльная музыка, американское телевидение и кино, молодежь изменилась и постепенно превратилась в бунтарскую сцену, вдохновленную молодежным бунтом Соединенных Штатов. Одним из основных способов бунта молодежи Мексики было прослушивание и исполнение рок-н-ролла. Сначала они исполняли на английском языке знаменитые песни известных англоязычных рок-н-ролльщиков, таких как Элвис Пресли, Битлз и Роллинг Стоунз. Правительство Мексики увидело возможность охватить мексиканскую молодежь, поддерживая рок-н-ролл и помогая мексиканским музыкантам играть рок-н-ролл. Правительство надеялось изменить смысл музыки. Вместо бунта, музыка вдохновит правительство Мексики на поддержку и поможет стать порядочными гражданами. Но «усилия правительства по блокированию прихода иностранной музыки косвенно способствовали появлению отечественного рок-н-ролльного продукта, и стало появляться все больше и больше рок-н-ролльных групп. [ 14 ]
Рок-н-ролл олицетворял связь между молодежью Мексики и молодежью Америки, задающей тенденции. Обе страны быстро модернизировались после Второй мировой войны , и результатом этой модернизации стало стремление к объединяющей идентичности, которая отличалась бы от идентичности прошлых поколений с революционной идентичностью, и особенно от идентичности их родителей, бабушек и дедушек, за которые боролись и привели к созданию Мексиканская революция . Чем сильнее PRI пыталась контролировать личность граждан Мексики, тем больше мексиканская молодежь чувствовала необходимость дать отпор.
Мексиканским рок-н-ролльным группам нужно было место для исполнения своей музыки, доступное каждому. Они начали выступать в таких местах, как Cafe Cantante, рок-клубе, который позволял каждому получить доступ к контркультуре. Молодежь Мексики идентифицировала себя с молодежью Соединенных Штатов, но, к сожалению, смогла стать свидетелем лишь небольшой части американской контркультуры, и то в других странах, поэтому им приходилось интерпретировать и выражать то, что они видели, через свою музыку. Помимо телевидения, кино и литературы, у молодежи Мексики был только один настоящий способ единым образом познакомиться с контркультурой — через музыку. Cafe Cantantes «таким образом служило своего рода транскультурным пространством для выступлений, где стили, жесты и звуки молодежной культуры из-за границы были перенесены для мексиканской публики». [ 15 ] Правительство Мексики почувствовало необходимость закрыть клубы, потому что они «разжигают [разжигают] восстание без причины», что приводит к росту преступности среди несовершеннолетних». [ 16 ] По мере того как кафе подвергались рейдам и закрывались, контркультура 1960-х годов росла и вдохновлялась ставить под сомнение и бросать вызов властям.
Контркультура больше не ограничивалась только рок-н-роллом. Теперь, в начале 1960-х годов, молодежь также перенимала иностранную моду и отношение к власти, а рок-музыка «снова становилась клином против традиционных социальных ценностей и средством свободного самовыражения». [ 17 ] Правительство Мексики было очень сосредоточено на проецировании культурного единства, и молодежь Мексики чувствовала, что важно выразить себя и свои чувства по поводу этой жесткой модернизации и объединения через музыку и одежду.
По прошествии десятилетия хиппи, или джипитека среди молодежи Мексики появились . Политически сознательные студенты начали открыто бросать вызов общественным нормам, как это сделали хиппи в США. Им нужно было разорвать узы общества и найти новые способы самовыражения. Молодые люди хотели вырваться из стереотипов, установленных их отцами. Поэтому им приходилось выглядеть растрепанными и морщинистыми, потому что старшее поколение мужчин выглядело очень ухоженным и подтянутым, а одевалось гораздо более консервативно. У девочек была аналогичная проблема, но им также приходилось бороться за новую свободу, где они имели те же права и возможности, что и мужчины. Но оба пола начали бороться за свои права выражать себя, быть оригинальными и индивидуальными.
Политика: Однопартийное правительство
[ редактировать ]После Мексиканской революции правительство Мексики какое-то время работало над легитимизацией положений новой Конституции. [ нужны разъяснения ] и привести страну к стабилизированному управлению. Какое-то время Мексика могла похвастаться «высоким уровнем участия населения, иметь широкий спектр оппозиционных политических партий и наблюдать мирную передачу власти от одной администрации к другой». [ 18 ] Но в конечном итоге возникло авторитарное правительство. «Сочетание благоприятных международных обстоятельств и внутренних условий позволило правящей партии стать монопольной партией правительства в течение трех десятилетий после 1940 года». [ 19 ] Такие президенты, как Альваро Обрегон , Плутарко Элиас Кальес и Ласаро Карденас, хотели увековечить учение Революции и укрепить революционные идеалы в мексиканском обществе. Но после Мексиканской революции правительство хотело не только укрепить идеалы революции, но также улучшить правительство и поднять статус Мексики до современной державы Первого Мира. В 1940-х годах они начали «индустриализировать страну посредством политики импортозамещения... смещая традиционный центр тяжести, которым раньше была сельская местность, в города». [ 20 ] Этот сдвиг и их ориентация на семью среднего класса в конечном итоге привели к первой фазе Ла Онды, в которой дети и внуки революционеров начали бросать вызов авторитету, индивидуализировать и выражать себя через рок-н-ролльную музыку и зарубежные модные тенденции.
К 1960-м годам модель импортозамещения уже не работала. Энтузиазм, с которым мексиканское правительство способствовало экономическому росту и политической стабильности, постепенно удушал мексиканский народ. В 1950-х годах Северная Мексика стала свидетелем «активной мобилизации крестьянских групп, которые вторглись на земли под руководством организаций с относительно радикальной идеологией, не входящих в официальные структуры». [ 21 ] К концу 1960-х годов «партия-монополист усилила свой контроль над политическими процессами и взяла на себя ответственность за последовавший экономический рост». [ 22 ] Теперь не только молодежь среднего класса Мексики восстала против авторитарного правительства. Рабочий класс также восстал против старых промышленных институтов и боролся за лучшую оплату и защиту со стороны компаний и правительства.
Экономика: увеличивающийся разрыв между средним и низшим классами
[ редактировать ]Экономика Мексики существенно выросла после Второй мировой войны. По мере расширения страна становилась процветающей, а население переходило к среднему классу. Строилось все больше и больше заводов, что поддерживало экономику, но приводило к снижению заработной платы рабочих – людей, которые поддерживали экономику на плаву. Мексиканская политика и экономика шли рука об руку, когда «политическая стабильность [при Авиле Камачо] способствовала возвращению достаточного количества иностранного капитала в страну, чтобы поддержать высокие темпы роста». [ 23 ] Мексика «акцент на экономическом развитии... сосредоточен на тех видах деятельности, промышленности и торговле, которые наиболее эффективно осуществляются в городских районах, где имеется достаточное количество рабочей силы, кредитов, транспорта и связи». [ 24 ] Этот акцент на урбанизации в конечном итоге привел к возникновению рабочего и студенческого движения 1960-х годов.
По мере приближения 1968 года президент Мексики приобретал все большую и большую абсолютную и монополизирующую власть. Президент Густаво Диас Ордас продемонстрировал ужасные последствия абсолютного правления для народа Мексики; «Вопрос подотчетности, наряду с другими конституционными вопросами, такими как соотношение властей и эффективное участие гражданского общества в политических процессах, отошел на второй план». [ 25 ] Монополия PRI , особенно при Диасе Ордасе, не оспаривалась до студенческого движения 1968 года , но рост президентской власти при Диасе рассматривался как явно оскорбительный, вдохновляющий студентов, крестьян и промышленных рабочих бросить вызов его абсолютной власти.
В 1968 году Мехико принимал летние Олимпийские игры 1968 года . Правительство Мексики боролось с последствиями Ла-Онды как с небольшими социальными восстаниями, вдохновленными американским контркультурным движением. По мере роста пассивного и активного сопротивления мексиканское правительство увидело необходимость подавить оппозицию. Ордас считал, что Олимпийские игры стали началом вступления Мексики в сообщество Первого мира , и что студенческое движение всего за несколько недель до Игр будет иметь катастрофические последствия для имиджа Мексики.
Экономическое положение Мексики улучшилось в 1950-х годах благодаря программе Брасеро и «Экспортно-импортному банку, одобренному кредитом в размере 150 миллионов долларов для финансирования транспорта, сельского хозяйства и энергетики». [ 26 ] Между 1954 и 1971 годами мексиканская экономика стабилизировалась при президентах Адольфо Руисе Кортинесе и Адольфо Лопесе Матеосе . Эта стабильность продолжалась до 1971 года, когда мексиканская экономика начала приходить в упадок. Одной из основных причин такого процветания экономики в то время было решение Мексики национализировать добычу нефти. Эта национализация и программа модернизации Мексики помогли стабилизировать экономику. Другим фактором стала Корейская война, которая «повысила мировые цены, предоставила возможности для мексиканского экспорта и привела к притоку иностранного капитала». [ 27 ] Но к концу 1960-х годов мексиканская экономика была не в состоянии финансировать себя, что привело к снижению заработной платы и недовольству рабочих.
Социальные протесты
[ редактировать ]До студенческого движения 1968 года существовали и другие политические движения. Одно из таких движений имело место в период с 1964 по 1965 год. В то время « политические просчеты Диаса Ордаса позволили спору о лучшей оплате и условиях труда с врачами больниц, работающими в государственном секторе, перерасти в забастовочное движение». [ 28 ] Хотя эта забастовка не имела никакого отношения к Ла-Онде, она послужила примером для молодежи Мексики в ее борьбе против авторитарного правительства.
Помимо студенческих движений, правительство также жестко реагировало на профсоюзы, обычно жестокими репрессиями. В 1930-х и 1940-х годах PRI использовала полицию и военную силу для подавления протестов рабочих. Позже, в 1958–1959 годах, правительство отреагировало на спор железнодорожников арестом многочисленных рабочих и сторонников профсоюзов. В 1961 году в Мехико студенты собрались, чтобы отпраздновать приход к власти на Кубе новой администрации Фиделя Кастро , когда полиция разогнала собрание, применив слезоточивый газ и приклады винтовок. Этот суровый и целеустремленный подход к общественным движениям не пошел на пользу мексиканскому правительству. После студенческого движения 1968 года и последовавшей за ним резни «союзу студентов, крестьян и городских рабочих в Оахаке удалось к 1972 году сформировать политическое движение, независимое от PRI ». [ 29 ] На протяжении всего периода экономической стабильности в Мексике при PRI было много мелких протестов, ставящих под сомнение моральный авторитет мексиканского правительства.
Студенческое движение 1968 года и резня в Тлателолко
[ редактировать ]В течение долгого времени мексиканское правительство объединяло мексиканский народ в единую структуру, в которой молодежь Мексики не бунтовала, а все население работало вместе, чтобы воссоздать Мексику как державу Первого мира. Это вынужденное и ложное единство вдохновило мексиканскую контркультуру. Молодежь Мексики видела, как другие страны протестуют против их собственного ложного объединения, и жаждала индивидуальности, которую обрели эти протестующие. Этот вызов авторитету проявился в рок-н-ролльной музыке и одежде в повседневной жизни мексиканских подростков. И так же, как студенты в других странах мирно протестовали против консервативных правительств, студенты Мексики начинают бросать вызов властям и в Мексике. Жилберто Гевара Ньебла, студенческий лидер, заявил в интервью: «Студенческое движение имело множество измерений. С одной стороны, это было студенческое движение, с другой — нет. Студенческое движение было носителем требований, которых не было. До 1968 года авторитарное государство жестоко избивало рабочих, в том числе крестьян, и уничтожило левые оппозиционные партии. Именно в этот вакуум студенты внедряли свои требования, стремления и желания. представляли интерес не только для студентов, но и для крестьян, рабочих, интеллектуалов, политических кругов и т. д.». [ 30 ]
Студенческое движение 1968 года было «выраженным беспокойством и яростью для большей части молодежи среднего класса, которая достигла совершеннолетия во время знаменитого модернизационного «чуда» Мексики и которая впоследствии открыла шлюзы цинизма и повседневного сопротивления политической системе, стремящейся к поддержанию контроль". [ 31 ] По словам Золова, студенческое движение выдвинуло всего шесть требований, среди которых "свобода политзаключенных, упразднение спецназа, увольнение начальника полиции Мехико и справедливость в отношении лиц, ответственных за репрессии". [ 32 ] Студенческое движение 1968 года было не только студенческим; крестьяне, бизнесмены и рабочий класс Мексики также приняли участие в борьбе за демократию. В 1968 году студенческое движение «бросило вызов легитимности системы и кровавыми репрессиями, которым оно подверглось, доказало, что [правительство Мексики] имеет авторитарное ядро». [ 33 ] Протестующие хотели массового движения, которое заставило бы правительство реформировать официальную партию и предоставило бы больше возможностей для политического участия.
Экономический рост после Второй мировой войны и последовавшая за этим стабильность привели к общему снижению уровня бедности и неравенства, но «возможности, созданные для среднего сектора, не оправдали их ожиданий и вместо этого создали большое количество молодых людей с восходящей мобильностью, чьи мечты и стремления» росла быстрее, чем экономика Мексики. [ 34 ] Молодое поколение все еще вдохновлялось иностранными протестами против жестких правительственных режимов. Через литературу, музыку и искусство молодежь Мексики объединилась и объединилась в большую группу, в которую входили студенты, крестьяне и промышленные рабочие. Они начали бросать вызов статус-кво и подвергать сомнению власть, стремясь к самовыражению и равенству для всех. По всей Мексике вовлекалось все больше и больше университетов, студенты начали встречаться и решать проблемы, а также проводить митинги, протестуя против мировых событий и несправедливости в Мексике. По мере того, как к ним присоединялось все больше и больше кампусов, правительство становилось неловким и параноидальным по поводу того, какое влияние студенты окажут на репутацию Мексики.
Оно начало следить за политически активными студентами, но чем больше правительство следило за студентами, тем больше они присоединялись к этому делу. К концу 1968 года к студенческому движению присоединились даже некоторые средние и средние школы. Молодое поколение больше не боролось с консервативными семейными ценностями с помощью рок-н-ролла, литературы битников и смелой моды. Теперь студенты объединялись и объединялись в негодовании авторитарному правительству.
Мексика была выбрана местом проведения Олимпийских игр 1968 года, и PRI была в состоянии повышенной готовности к студенческим протестам. Они не были толерантными. Студенты сыграли ключевую роль в демократизации мексиканского правительства; Поскольку злоупотребления со стороны полиции становились все более и более распространенными, студенты начали чувствовать необходимость политического переворота. 29 июля 1968 года «студенты забаррикадировались в своей средней школе в знак протеста против злоупотреблений полиции», затем «пехотные войска применили базуку, чтобы ворваться» в школу и «приступили к избиению и, в конечном итоге, аресту тысячи учеников». [ 35 ] Этот и многие другие случаи злоупотреблений со стороны полиции вызвали последний студенческий протест 2 октября 1968 года. Внутри страны студенческое движение 1968 года было связано с «растущей критикой мексиканской революции, которая была особенно очевидна в трудовой борьбе 1950-х и 1960-х годов». . [ 36 ] Политические движения других стран и их успехи в изменении законодательства вдохновили революционную молодежь. Мексиканская молодежь думала, что если они мирно объединятся и проявят поддержку своего дела, PRI сможет прислушаться к их требованиям.
26 июля 1968 года демонстранты попытались собраться в Сокало, который был предназначен для организованных демонстраций в поддержку президента. По мере того, как собиралось все больше и больше людей, Диас Ордас «расценивал это движение как оскорбление достоинства Мексики». [ 37 ] ). PRI не контролировала требования студентов об уважении и конституционных правах. К 13 августа 1968 года «100 000 человек протестовали против неуважения режима к общественным свободам и присутствия танков на улицах города». [ 38 ] Правительство рассматривало растущие политические волнения как «революционный заговор... призванный разрушить существующий политический порядок». [ 39 ] Люди собрались вечером 2 октября 1968 года на Пласа-де-лас-Трес-Культурас (Площадь трех культур). Администрация не предприняла никаких попыток наладить диалог. Войска и полиция открыли огонь по демонстрантам Тлателолко и уничтожили их.
Эта резня в Тлателолко, «которая фактически положила конец протестному движению». Прозвучал призыв к новому контрдвижению и новым формам оппозиции авторитарному правительству. [ 40 ] Теперь студенческое движение превратилось в Ла Онду, новое движение, сосредоточенное исключительно на выражении глубокой потребности в демократии в Мексике, а также потребности в самовыражении.
Резня «создала легитимность» демократизации – правительство Мексики больше не могло отрицать, что в Мексике существует авторитарное правительство. [ 41 ] Резня не только «реорганизовала гражданское общество и стала катализатором избирательных реформ», но и «высветила мексиканский авторитаризм». [ 42 ] После резни в Тлателолко Ла Онда снова изменилась. Сначала это был протест против консервативных традиций, узаконенных во время Мексиканской революции. Это молодежное движение поставило под сомнение авторитет, используя рок-н-ролл, литературу битников и смелую моду. Затем появились студенческие движения, которые бросили вызов авторитарному правительству и боролись за демократизацию Мексики. После резни в Тлателолко возникла новая волна Ла Онда – волна джипитека, или хиппи, которые восстали против статус-кво и проповедовали мир и демократию над строгим авторитарным правительством.
Фестиваль рока и колес в Авандаро
[ редактировать ]Фестиваль Rock y Ruedas в Авандаро , Мексика, проходил 11–12 сентября 1971 года в деревушке Тенантонго, недалеко от озера Авандаро и гольф-клуба в Валле-де-Браво , штат Мехико . Фестиваль Rock y Ruedas («Рок и колеса») изначально начинался как «не более чем серия автогонок». [ 43 ] Организаторы предложили включить рок-музыку чтобы провести Noche Mexicana в ночь перед мероприятием, . Поскольку для участия было нанято множество групп, для популяризации автогонок был организован рок-фестиваль ‒ но вместо этого он превратился в «мексиканский Вудсток» с огромным количеством мексиканских рок-групп, таких как Los Dug Dug's , El Epilogo, La Division Del Norte, Текила , Peace and Love , El Ritual и многие другие выступали перед более чем 300 000 человек в течение двух дней. Это огромное музыкальное зрелище стало кульминацией всех усилий Ла Онды, описав «современное чувство движения и общения, как на радио или телевидении на длине волны». [ 44 ] Фестиваль, который очень напоминал Вудсток в Соединенных Штатах, стал кульминацией усилий Ла Онды, а также усилий правительства по контролю над политическими беспорядками и созданию у общественности ощущения, будто их протесты услышаны. «Ла Онда», начавшаяся как бунт подростков против консервативного воспитания детей, превратилась в политическое движение, борющееся за демократию в авторитарном правительстве, и, наконец, вернулась к музыкальной демонстрации, но вместо насильственного восстания против власти она учила пассивному сопротивлению , миру. и унификация.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарсия, Парменид (1972). По волновому маршруту (Первое изд.). Мексика: Редакционные статьи Диогена.
- ^ Маррокен, Энрике (1975). Контркультура как протест (1-е изд.). Мортис.
- ^ Монсивайс. Мексика 1967 год . п. 5.
- ^ Золов, Эрик (1999). Рефрид Элвис: Расцвет мексиканской контркультуры . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 10 . ISBN 978-0-520-21514-6 .
- ^ Пережаренный, стр. 10
- ^ Пережаренный, стр. 62
- ^ Золов, Эрик (2004). «Ла Онда Чикана: забытая рок-контркультура Мексики». В Эрнандесе — Дебора Панчини; l'Hoeste, Эктор Д. Фернандес; Золов, Эрик (ред.). Rockin 'Las Américas: глобальная политика рока в Латинской Америке . Университет Питтсбурга П. стр. 22 ––42. ISBN 9780822972556 .
- ^ «Современные латиноамериканские писатели-фантасты». Словарь литературной биографии . Том. 145. Лондон: Группа Гейла. 1994. стр. 185–192.
- ^ Авант-Миер, Роберто (2005). «Лас Ондас де Хосе Агустин: Вспоминая Ла Онду через литературу Хосе Агустина и Ла Онда рокера (рок-н-ролл в Мексике)» . Глава и стих . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ Гарсия, Серджио (1999). «На пути к четвертому кинотеатру» . Широкий угол . 21 (3): 70–175. дои : 10.1353/wan.2003.0005 . S2CID 167676295 . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ Шедал, Питер (6 июня 1971 г.). «Следует ли повысить уровень «Эль Топо» до «Эль Топс»?». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Эстрада, Альваро (1996). Уаутла во времена хиппи . Грихальбо. ISBN 9700506657 .
- ^ Хэмнетт, Брайан (1999). Краткая история Мексики . Издательство Кембриджского университета. п. 240 . ISBN 0-521-61802-9 .
- ^ Пережаренный, стр. 62
- ^ Пережаренный стр. 100
- ^ Арана, Фредерико (1985). Синие замшевые гуараши: История мексиканского рока Том. 2 . Мехико, Посада. п. 256.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Рефрид, стр.102.
- ^ Эдмондс-Поли, Эмили и Дэвид А. Ширк (2009). Современная мексиканская политика . Rowman & Littlefield Publishers, Inc. с. 65. ИСБН 978-0-7425-4049-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Краткое содержание, стр. 240.
- ^ Агилар Камин, Гектор и Лоренцо Мейер (1993). В тени мексиканской революции: современная история Мексики, 1910–1989 гг . Остин: Издательство Техасского университета. п. 162 . ISBN 0-292-70446-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Агилар, стр. 184.
- ^ Краткое содержание, стр.241.
- ^ Краткое содержание, стр.243.
- ^ Бизли, Уильям Х. и В. Дирк Раат (1986). Мексика двадцатого века . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски. п. 219 . ISBN 0-8032-3868-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Краткое содержание, стр.255.
- ^ Форман М., М. Мартин и С. Ривера. «Мексиканская политическая экономия с 1945 года» . Проверено 13 декабря 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кратко>, стр. 248
- ^ Краткое содержание, стр. 257.
- ^ . стр. 265–266.
{{cite book}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Гевара Ньебла, Жилберто. «1968: Огонь надежды». Сад .
- ^ Пережарено, страница = 2
- ^ Рефрид, 121
- ^ Агилар, стр. 165.
- ^ Эдмондс-Поли, Эмили и Дэвид А. Ширк (2009). Современная мексиканская политика . Rowman & Littlefield Publishers, Inc. с. 83. ИСБН 978-0-7425-4049-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Тревизо, Долорес (2011). Сельский протест и становление демократии в Мексике, 1968-2000 гг . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 59. ИСБН 978-0-271-03787-5 .
- ^ Кэри, Элейн (2005). Площадь жертвоприношений: гендер, власть и террор в Мексике, 1968 год . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. п. 11. ISBN 0-8263-3544-6 .
- ^ Краткое содержание, стр. 260.
- ^ Краткое содержание, стр. 260.
- ^ Краткое содержание, стр. 260.
- ^ Краткое содержание, стр. 260.
- ^ Trevizo, p57
- ^ Trevizo, p58
- ^ «Авандаро: День, когда умерла музыка — концерт рока и колес» . Проверено 13 декабря 2013 г.
- ^ Переработано, страница = 113.