Художественная свобода
Свободу творчества (или свободу художественного выражения ) можно определить как « свободу воображать, создавать и распространять разнообразные формы культурного самовыражения без государственной цензуры , политического вмешательства или давления со стороны негосударственных субъектов». [1] Как правило, свобода творчества описывает степень независимости, которую художники получают, чтобы свободно создавать искусство. Более того, свобода творчества касается «прав граждан на доступ к художественному самовыражению и участие в культурной жизни — и, таким образом, [представляет] один из ключевых вопросов демократии ». [2] Степень свободы, необходимой для свободного создания произведений искусства, различается в зависимости от наличия или отсутствия национальных инструментов, созданных для защиты, продвижения, контроля или цензуры художников и их творческого самовыражения. Вот почему были установлены универсальные, региональные и национальные правовые положения, гарантирующие право на свободу выражения мнения в целом и на свободу художественного выражения в частности. В 2013 году г-жа Фарида Шахид , специальный докладчик ООН в Совете по правам человека , представила свой «Доклад в области культурных прав: право на свободу выражения и творчества». [3] обеспечивая всестороннее исследование статус-кво , а также, в частности, ограничений и проблем свободы творчества во всем мире. В этом исследовании свобода творчества «была выдвинута как основное право человека , выходящее за рамки «права на творчество» или «права на участие в культурной жизни». [1] В нем подчеркивается ряд фундаментальных свобод, необходимых для художественного самовыражения и творчества, например, свободы передвижения и ассоциаций. [1] «Состояние художественной свободы» [4] представляет собой целостный отчет, публикуемый организацией Freemuse ежегодно по мониторингу цензуры в области искусства.
Определение свободы творчества
[ редактировать ]
Неоднократно термины «свобода творчества» и «свобода художественного самовыражения» используются как синонимы. Их основополагающие понятия « искусство », « свобода » и «выражение» охватывают очень обширные области дискуссий: «Искусство — это очень «тонкая» — иногда также символическая — форма выражения, страдающая от проблем определения больше, чем любая другая форма». [5] В результате «почти невозможно дать удовлетворительное определение концепт-арта. Еще труднее дать определение понятиям художественное творчество и художественное выражение». [6] ЮНЕСКО Конвенция о разнообразии форм культурного самовыражения 2005 года определяет выражения культуры как «те выражения, которые являются результатом творчества отдельных лиц, групп и обществ и имеют культурное содержание». [7] в то время как последнее «относится к символическому значению, художественному измерению и культурным ценностям, которые происходят из культурной самобытности или выражают ее». [7] В контексте свободы (художественного) выражения «[т] словесное выражение в первую очередь относится к вербализации мыслей». [6] Свобода художественного выражения «может означать, что мы должны терпеть некоторые виды искусства, которые являются оскорбительными, возмутительными или просто плохими. Но это небольшая цена за свободу и разнообразие, которые составляют основу свободного общества ». [6] Официально ЮНЕСКО определяет свободу творчества как «свободу воображать, создавать и распространять разнообразные формы культурного самовыражения без государственной цензуры, политического вмешательства или давления со стороны негосударственных субъектов. Она включает в себя право всех граждан иметь доступ к этим произведениям и является имеет важное значение для благополучия общества». [1] ЮНЕСКО утверждает, что «свобода творчества включает в себя совокупность прав, защищаемых международным правом». [1] К ним относятся: [8]
- Право творить без цензуры и запугивания;
- Право на поддержку, распространение и вознаграждение художественных произведений;
- Право на свободу передвижения;
- Право на свободу объединений;
- Право на защиту социальных и экономических прав;
- Право на участие в культурной жизни.
Правовые рамки для защиты и поощрения свободы творчества
[ редактировать ]
Правовые рамки для защиты и поощрения свободы творчества отражают убежденность в том, что «[культура] представляет собой один процесс и пространство для демократических дебатов. Свобода художественного выражения составляет ее основу. Существуют убедительные доказательства того, что участие в культуре также способствует демократическому участию. а также расширение прав и возможностей и благополучие наших граждан». [9] Фарида Шахид писала: «Художники могут развлекать людей, но они также вносят свой вклад в социальные дебаты, иногда привнося контрдискурсы и потенциальные противовесы существующим центрам власти». [10] Более того, она подчеркнула, что «жизненная сила художественного творчества необходима для развития ярких культур и функционирования демократических обществ. Художественное выражение и творчество являются неотъемлемой частью культурной жизни, которая влечет за собой оспаривание значений и пересмотр идей и концепций, унаследованных от культуры. " [10] По данным Freemuse , «[п]опулисты и националисты, которые часто изображают права человека как ограничение того, что, по их утверждениям, является волей большинства, находятся на подъеме во всем мире. важную роль в выражении альтернативных взглядов на общество». [11] Вот почему «художники иногда несут ответственность за радикальную критику». [6] В результате художественные выражения и художники страдают от цензуры и нарушений во всем мире.
Художники являются одними из первых, кого репрессивные режимы заставляют замолчать: поэты, драматурги и художники, бросающие вызов статус-кво, часто являются одинокими работниками и поэтому являются легкой мишенью для авторитарного государства или жестоких угнетателей. Когда их взгляды не совпадают с мейнстримом, художник также уязвим перед цензурой толпы.
«То» показывает, что «не только правительства нарушают право на свободу творчества. В 2016 году наблюдалось тревожное количество действий негосударственных субъектов, от воинствующих экстремистов до мирных общественных групп, против искусства и художников. В некоторых случаях власти подвергали художников цензуре по просьбам или вмешательству групп гражданского общества». [12] Основываясь на этом развитии, «[м]основные источники международного права по всем направлениям признают свободу художественного творчества прямо или косвенно как неотъемлемый элемент права на свободу выражения мнений. В этих документах индивидуальное право выражать идеи творчески зачастую неразрывно связано с правом на их получение». [13] Растущая важность свободы творчества как особого права отражена в введении в 2009 году роли Специального докладчика ООН в области культуры и других докладчиков, в частности Специального докладчика по вопросам свободы выражения мнений.
инструменты ООН
[ редактировать ]Свобода творчества как особое право
[ редактировать ]По словам Фариды Шахид, наиболее четкими правовыми положениями, защищающими право на свободу, необходимую для художественного самовыражения и творчества, являются следующие: [10]
- Статья 15 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Государства «обязуются уважать свободу, необходимую для… творческой деятельности»;
- Статья 19 (2) Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП): «Каждый имеет право на свободу выражения мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять информацию (...) в форме искусство или любые другие средства по его выбору». [14]
- статьи 13 и 31 Конвенции о правах ребенка ;
- Статья 13 (1) Американской конвенции о правах человека (АКПЧ);
- Статья 14 Протокола ACHR в области экономических, социальных и культурных положений;
- статья 42 Арабской хартии прав человека ;
- Статья 27 (1) Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ): всеобщее право «наслаждаться искусством»;
- В статье 49 дела Караташ против Турции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) подчеркивается, что «[свобода художественного выражения] (...) дает возможность принимать участие в публичном обмене культурными, политическими и социальная информация и идеи всех видов. (...) Те, кто создает, исполняет, распространяет или экспонирует произведения искусства, способствуют обмену идеями и мнениями, что важно для демократического общества. Следовательно, государство не несет ответственности за это. неправомерно посягать на свободу выражения мнения автора». [15] [13]
В сентябре 2015 года 57 государств-членов ООН подтвердили право на свободу выражения мнений, включая творческое и художественное выражение, в совместном заявлении. [16] Кроме того, в 2015 году Карфагенская декларация о защите художников, находящихся в уязвимом положении . в Тунисе была принята [17] [18]
Свобода творчества как основа права на свободу выражения мнений
[ редактировать ]Следующие правовые документы конкретно не упоминают свободу творчества, а скорее понимают ее как основу свободы выражения мнения в целом, связанной со свободой мысли, совести и религии. Они направлены на то, чтобы гарантировать право на свободу выражения мнений или право на участие в культурной жизни без конкретной ссылки на искусство. [10] [13]
- Статья 19 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ);
- Статья 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ;
- статьи 9 и 17 Африканской хартии прав человека и народов ;
- статья 32 Арабской хартии прав человека ;
- Право «искать и развивать культурные знания и выражения и делиться ими с другими, а также действовать творчески и принимать участие в творческой деятельности», сформулированное Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам ;
- Статья 10 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ).
инструменты ЮНЕСКО
[ редактировать ]Рекомендация ЮНЕСКО 1980 г. о статусе художника.
[ редактировать ]Свобода творчества впервые появилась как отдельное право в Рекомендации ЮНЕСКО 1980 года о статусе художника, подчеркивающей «важнейшую роль искусства в жизни и развитии личности и общества», а также обязанность государств защищать и защищать свободу творчества. [19] Хотя Рекомендация и не является обязательным документом, она является важным справочным материалом для определения прав творческих людей во всем мире. Рекомендация 1980 года служит ориентиром для разработки политики и основой для новых формулировок культурной политики:
Государства-члены, признавая важную роль искусства в жизни и развитии человека и общества, соответственно, обязаны защищать, защищать и помогать художникам и их свободе творчества. С этой целью им следует предпринять все необходимые шаги для стимулирования художественного творчества и расцвета талантов, в частности, путем принятия мер по обеспечению большей свободы творческих людей, без которой они не могут выполнять свою миссию, и улучшить их статус, признав за ними право на наслаждаться плодами своего труда. [19]
Конвенция ЮНЕСКО 2005 г. об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.
[ редактировать ]Конвенция 2005 года о защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения признает, что «разнообразие форм культурного самовыражения может поощряться только в том случае, если гарантируются права человека и основные свободы». [20] Руководящий принцип Конвенции 2005 года заключается в том, что «культурное разнообразие можно защищать и поощрять только в том случае, если будут гарантированы права человека и основные свободы, такие как свобода выражения мнений, информации и коммуникации, а также способность людей выбирать формы культурного самовыражения. " [1] В этом контексте управление культурой относится к политике и мерам, которые правительства принимают для поощрения и защиты всех форм творчества и художественного самовыражения. Самая последняя Конвенция ЮНЕСКО в области культуры, ратифицированная 146 Сторонами, регулирует разработку и реализацию различных типов законодательных, нормативных, институциональных и финансовых мер, способствующих появлению разнообразных секторов культурной и творческой индустрии во всем мире. В результате он направлен на обеспечение участия в культурной жизни и поддержку доступа к разнообразным формам культурного самовыражения ( кино , музыка , исполнительское искусство и т. д.). [1]
Национальные законодательные меры по поощрению свободы творчества
[ редактировать ]Подобно вышеупомянутым универсальным инструментам защиты художников и свободы творчества, «[в] национальных конституциях (...) свобода художественного творчества часто находится в рамках строго охраняемого права на свободу выражения мнений». [13] Некоторые страны также «признают свободу художественного самовыражения в рамках права на науку и культуру». [13] Следующие национальные законодательные меры перечислены в алфавитном порядке. Список подлежит заполнению.
Буркина-Фасо
[ редактировать ]Принятый 23 мая 2013 года Генеральным управлением искусств (DGA) указ «Décret portant statut de l'artiste au Burkina Faso » предусматривает улучшение социальной защиты и условий жизни художников, в частности социального обеспечения работающих художников и фрилансеров, возврат социальных вкладов художников и дополнительные меры взаимной подотчетности. [21]
Канада
[ редактировать ]В Канаде Канадская хартия прав и свобод защищает художественное выражение. [22] [23]
Франция
[ редактировать ]В июле 2016 года Франция внесла поправки в свое законодательство , чтобы расширить его правовую защиту свободы творчества, архитектуры и наследия . Впервые в международном праве художественное выражение признано общественным благом, а «распространение художественного творчества является свободным». Это означает не только то, что художники могут свободно творить, но и то, что широкая общественность имеет к этому доступ. [8] В результате искусство и художественные проявления не могут подвергаться цензуре или просто исключаться из выставок и других мероприятий.
Германия
[ редактировать ]Статья 5 Основного закона Германии содержит специальный параграф, который связывает право на свободу выражения мнения с правом свободно развивать искусство и науку». [13]
Индонезия
[ редактировать ]12 января 2012 года Индонезия ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО 2005 года. [24] В 2017 году Индонезия опубликовала Закон о развитии культуры, основанный на принципах 11 ценностей, включая гарантию свободы выражения мнений, обеспечение защиты культурного самовыражения, предоставление культурных объектов и инфраструктуры, а также источники финансирования развития культуры.
Мексика
[ редактировать ]19 июня 2017 г. Мексика опубликовала «Общий закон о культуре и культурных правах». [25] обещая надежную защиту свободы творчества, а также деятелей искусства и деятелей культуры, и это положение особенно необходимо, учитывая тревожные условия, в которых в настоящее время работают мексиканские художники, журналисты и деятели культуры. [4]
Испания
[ редактировать ]6 сентября 2018 года Конгресс депутатов Испании единогласно ратифицировал предложение о разработке «Estatuto del Artista y del Profesional de la Cultura». В целом указ направлен на защиту и продвижение творческих работников в вопросах налогообложения, безопасности их труда и правовой защиты. [26] [27]
Швеция
[ редактировать ]Статья 1 (2) Основного закона Швеции прямо включает свободу художественного творчества как часть ключевых целей свободы выражения мнения: «Цель свободы выражения мнения согласно настоящему Основному закону состоит в том, чтобы обеспечить свободный обмен мнениями, свободный и исчерпывающая информация и свобода художественного творчества». [13] [28]
Togo
[ редактировать ]20 июня 2016 года Того принял «Статут артиста». Его основная цель — признание творческих личностей и их моральной роли в обществе, их вклада в интеллектуальную сферу, охраняемую авторским правом. Он определяет права и обязанности, связанные с художественными профессиями, и направлен на развитие творчества и социальную защиту художников. [29]
Тунис
[ редактировать ]Принятая в 2014 году статья 42 Конституции Туниса гласит: «Право на культуру гарантируется. Свобода творческого самовыражения гарантируется. Государство поощряет культурное творчество и поддерживает укрепление национальной культуры, ее разнообразие и обновление, в продвижении ценностей толерантности, неприятия насилия, открытости различным культурам и диалогу между цивилизациями». [30]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В США первая поправка защищает художественное самовыражение. [31] [13] По мнению Суда, свобода художественного творчества является элементом уважения свободы самовыражения, одной из основных ценностей Первой поправки . [13] Однако Верховный суд США никогда не рассматривал свободу творчества как отдельную категорию, подобную политической или коммерческой речи: «он скорее рассматривает различные формы искусства в их отношении к Первой поправке на контекстуальной основе». [13]
Вызовы свободе творчества
[ редактировать ]Сеть международных городов-беженцев (ICORN) объясняет цель своего существования следующим заявлением:
Писатели и художники особенно уязвимы перед цензурой, преследованиями , тюремным заключением и даже смертью из-за того, что они делают. Они представляют собой освобождающий дар человеческого воображения и дают голос мыслям, идеям, дебатам и критике, распространяемым среди широкой аудитории. Они также склонны первыми высказываться и сопротивляться, когда свобода слова находится под угрозой. [32]

Отчет Freemuse (2018 г.) демонстрирует, что свобода творчества « закрывается во всех уголках земного шара, в том числе на традиционно демократическом Западе. общие нарушения, включая ненасильственную цензуру. [33] К числу наиболее серьезных нарушений относятся убийство пакистанского певца Каввали Амджада Сабри и убийство бурундийского музыканта Паскаля Трежери Ншимиримана . [12] В 2019 году Карима Беннун , специальный докладчик ООН в области культурных прав, подчеркивает, что «свобода художественного самовыражения и творчества лиц с ограниченными возможностями, женщин и пожилых людей» [17] остается существенно ограниченным. Она заявляет, что «многие защитники культурных прав не включили гендерную проблематику в свою работу, в то время как многие защитники прав женщин не рассматривали вопросы культурных прав». [17] Ссылаясь на отчет Freemuse за 2016 год, ЮНЕСКО подчеркивает, что «законы, касающиеся терроризма и государственной безопасности, клеветы, религии и «традиционных ценностей», использовались для ограничения художественного и других форм свободы самовыражения». [1]

Более того, новые цифровые технологии, в том числе платформы социальных сетей , бросают вызов свободе творчества: «Искусство в онлайн- и цифровом пространстве продолжает бросать вызов властям и корпорациям, которые быстро реагируют, закрывая самовыражение, а не используя его как возможность для его поощрения. " [4] Социальные сети и каналы потоковой передачи музыки , такие как Instagram и SoundCloud, становятся платформами, на которых артисты публично демонстрируют и продвигают свои работы. Однако они также несут с собой угрозы правам и свободам. Интернет-тролли часто запугивают художников, чтобы те отозвали свои работы. [1] [4] Кроме того, растущая цифровая слежка оказывает разрушительное воздействие на свободу творчества. [1] На многих платформах созданы механизмы, такие как рекомендации Instagram по «стандартам поведения», формулировки которых очень расплывчаты. Это предоставляет непропорционально большие полномочия отдельным лицам и организациям, которые используют процессы отчетности платформы для удаления отдельных произведений искусства, а иногда и для блокировки целых учетных записей. Кроме того, влияние алгоритмов на разнообразие контента является еще одной проблемной областью: платформы отображают множество культурных предложений, но также контролируют не только продажи, но и алгоритмы коммуникации и рекомендаций (например, адаптация предлагаемого контента к профилю каждого интернет-пользователя). ). Эти алгоритмы, в конечном итоге, служат для продвижения одного контента и подавления другого. [4]
В заключение отметим, что новые цифровые технологии, предоставляя платформу для распространения художественного контента, могут прервать поток идей художников и ограничить их творческую свободу.
В юбилейном докладе ООН о культурных правах, посвященном 10-й годовщине, Оле Рейтов , бывший исполнительный директор Freemuse, подчеркивает тот прогрессивный факт, что «свобода творчества больше не является «маргинальной» проблемой в «мире свободы выражения мнений»». [17] После доклада Фариды Шахид, вдохновленного лоббированием со стороны , занимающихся искусством и правами человека неправительственных организаций , усилия по продвижению свободы творчества умножились во всей системе Организации Объединенных Наций : «Универсальный периодический обзор ООН предоставляет возможность НПО, среди прочих, делать представления по несоблюдение стандартов прав человека, включая свободу творчества. Были выдвинуты новые призывы к Плану действий ООН по безопасности художников и публики (аналогично плану действий для журналистов). [1] Как показывает Глобальный доклад ЮНЕСКО « Изменение культурной политики » (2018 г.), число и возможности организаций, контролирующих свободу творчества, растут. «В этой области города также предпринимают ценные инициативы, предоставляя убежище художникам, находящимся в опасности». [1] [17] Как видно из приведенного выше списка, «меры по поддержке экономических и социальных прав художников все чаще появляются в национальном законодательстве, особенно в Африке». [1]
Мониторинг свободы творчества
[ редактировать ]Несмотря на достигнутый прогресс и создание правовых инструментов для поощрения и защиты свободы художественного самовыражения, «существует острая необходимость в мониторинге и надзоре, необходимых для того, чтобы эти свободы стали постоянной реальностью». [34]

Карима Беннун отмечает, что растущее число сообщений о нападениях, совершаемых государственными и негосударственными субъектами на деятелей культуры, отражает растущую способность контролировать свободу творчества. [17] Она заявляет, что глобальные отчеты ЮНЕСКО по мониторингу выполнения Конвенции 2005 года об охране и поощрении форм культурного самовыражения имели «особое значение». [17] Отчеты представляют собой структуру мониторинга, включающую четыре всеобъемлющие цели по совершенствованию культурной политики во всем мире. [35] Одна из этих целей направлена на «Поощрение прав человека и основных свобод» и включает свободу творчества как «область мониторинга», включающую основные показатели для измерения достижений в области прав и защиты художников. [17] Кроме того, эти рамки связывают свободу творчества с Целью устойчивого развития (ЦУР) 16 на Повестки дня ООН период до 2030 года , которая направлена на «Содействие мирному и инклюзивному обществу для устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и инклюзивных институтов». на всех уровнях». [36] В частности, цель 16.10 ЦУР направлена на «обеспечение общественного доступа к информации и защиту основных свобод в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями». [8] [36]

Кроме того, существует множество других инициатив, защищающих и контролирующих свободу творчества. Наряду с другими организациями, документирующими нарушения свободы художественного самовыражения (такими как Arterial Network , Artists at Risk Connection , PEN International и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений ), Freemuse является независимой международной организацией, которая занимается мониторингом свободы самовыражения музыкантов и композиторов. во всем мире. «Отчеты Freemuse, собранные со всего мира, показывают, что художники все чаще сталкиваются с цензурой, преследованиями, тюремным заключением или смертью из-за своей работы». [37]
Мониторинг также осуществляет Koalisi Seni , организация, которая выступает за политику в области искусства в Индонезии. По результатам своего мониторинга, отмечает Коалиси Сени, в Индонезии во время пандемии социальные ограничения, направленные на снижение распространения COVID-19, стали новым оправданием для государства для подавления художественной деятельности. [38] Также отмечается, что стигматизация искусства часто происходит потому, что считается, что искусство наносит ущерб нравственности людей и провоцирует безнравственность. [39]
Чтобы отслеживать действия, предпринятые для реализации Рекомендации 1980 г. о статусе художников, Секретариат Конвенции ЮНЕСКО 2005 г. (см. ниже) каждые четыре года проводит глобальное исследование, собирая информацию от государств-членов, НПО и МНПО, и готовит отчет. , который затем представляется Генеральной конференции. [19]
См. также
[ редактировать ]- Свобода выражения мнений
- Награды Фримуза
- Объединенные Нации
- ЮНЕСКО
- Преступление без жертв
- Свобода искусства
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (2018 г.). «Глобальный доклад Конвенции 2005 года. Изменение культурной политики. Продвижение творчества в целях развития. 2018» . ЮНЕСКО . Проверено 13 января 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Оле, Рейтов (29 апреля 2013 г.). «Доклад ООН о праве на художественное выражение и творчество» . Фримуза . Архивировано из оригинала 2 октября 2019 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ «Доклад ООН о праве на художественное выражение и творчество» . Фримуза . Архивировано из оригинала 2 октября 2019 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Состояние творческой свободы 2018» . Фримуза . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Полименопулу, Элени (сентябрь 2016 г.). «Одна ласточка — весна? Свобода творчества и литературы в Европейском суде по правам человека» . Обзор законодательства в области прав человека . 16 (3): 511–539. дои : 10.1093/hrlr/ngw011 . ISSN 1461-7781 .
- ^ Jump up to: а б с д Руссо, CJ; Остхейзен, Эй-Джей (1 января 2001 г.). «Конституциональный взгляд на свободу художественного выражения» . Южноафриканский журнал образования . 21 (4): 260–263–263. ISSN 2076-3433 .
- ^ Jump up to: а б Конвенция 2005 года об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения . Париж: ЮНЕСКО. 2005.
- ^ Jump up to: а б с «Брошюра о свободе творчества» . Разнообразие форм культурного самовыражения . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ «Декларация министров культуры Северных стран о содействии разнообразию форм культурного самовыражения и свободе творчества в эпоху цифровых технологий» . Северное сотрудничество . Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Шахид, Фарида (14 марта 2013 г.). «Доклад специального докладчика в области культурных прав Фариды Шахид: право на свободу художественного выражения и творчества» .
- ^ «Искусство под угрозой в 2016 году» . Фримуза . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Искусство под угрозой: мрачная реальность растущих нападок на свободу выражения мнения» . Журнал ФАКТ: Музыкальные новости, Новая музыка . 19 марта 2017 года . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гейгер, Кристоф (2018). «Свобода художественного творчества и авторское право: совместимое сочетание» . Обзор права Калифорнийского университета в Ирвайне . 8 : 413–458 – через HeinOnline.
- ^ К.Е. Говер (26 января 2018 г.). Искусство и власть: моральные права и значение в современном визуальном искусстве . ОУП Оксфорд. стр. 13–. ISBN 978-0-19-108130-9 .
- ^ Европейский суд по правам человека (1999). Дело Караташ против Турции (жалоба № 23168/94) . Страсбург: Совет Европы.
- ^ «Пять вызовов свободе творчества» . ЮНЕСКО . 28 апреля 2016 года . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беннун, Карима (2019). Культурные права: доклад к десятой годовщине. Доклад Специального докладчика в области культурных прав (A/HRC/40/53) . Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций: Совет по правам человека.
- ^ «Карфагенская декларация о защите художников | Med Culture English» . www.medcultural.eu . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с ЮНЕСКО (осень 1980 г.). «Рекомендация о статусе художника» . Отчеты Генеральной конференции, 21-я сессия, Белград . Т. 1 «Резолюции»: 147–156 – через ЮНЕСКО.
- ^ «Инвестиции в творчество» . Разнообразие форм культурного самовыражения . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ Главное управление искусств (DGA) (23 мая 2013 г.). «Указ № 2013-169 /PRES/PM/MCT/MEF /MFPTSS об установлении статуса художника в Буркина-Фасо» (PDF) . Официальный журнал (21).
- ^ «Искусство и свобода слова» . Humanrights.ca . Архивировано из оригинала 26 июля 2018 года . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ «Канадская хартия прав и свобод — Наша страна, наш парламент» . lop.parl.ca.
- ^ https://www.unesco.org/en/countries/id/conventions . Проверено 3 января 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «ДОФ — Официальный вестник Федерации» . dof.gob.mx. Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ «Королевский указ-закон 26/2018 от 28 декабря, утверждающий чрезвычайные меры в сфере художественного творчества и кинематографии» . www.boe.es. стр. 129855–129862 . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Культура, Эльдиариос (22 января 2019 г.). «Конгресс единогласно утверждает, что художники могут сделать свою пенсию совместимой с творчеством» . eldiario.es (на испанском языке) . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ «ICL – Швеция – Основной закон о свободе выражения мнений» . www.servat.unibe.ch . Проверено 5 марта 2019 г.
- ^ Министерство искусств и культуры Того (2016 г.). «Закон № 2016-012 о статусе художника» (PDF) . Официальный журнал Тоголезской Республики 61 . 21 .
- ^ Университет, Центр религии, мира и мировых дел Беркли в Джорджтауне. «Конституция Туниса, статья 42: Культура» . berkleycenter.georgetown.edu . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 5 марта 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Художественное выражение» .
- ^ «Об ИКОРНЕ» . Международная сеть городов-убежищ ICORN . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «Свобода творчества под угрозой в 2016 году | Журнал IQ» . Журнал IQ . 8 февраля 2017 года . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Манде, Хамаду (2016). «Свобода творчества и культурное творчество в Буркина-Фасо» . Насколько бесплатно является бесплатным? Размышления о свободе творческого самовыражения в Африке : 94–104 – через артериальную сеть.
- ^ «Система мониторинга» . Разнообразие форм культурного самовыражения . 15 февраля 2018 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Цель 16.: Платформа знаний об устойчивом развитии» . Sustainabledevelopment.un.org . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Матага, Джемаэль (2016). «Свобода художественного и творческого самовыражения в Зимбабве: обзор правовой и политической базы» . Насколько бесплатно является бесплатным? Размышления о свободе творческого самовыражения в Африке : 131–151 – через артериальную сеть.
- ^ Скрытое угнетение: взгляд на свободу творчества в 2021 году | url= https://kebebasanberkesenian.uwazi.io/en/page/72yct47m9pr/report-tahunan
- ^ Остановите стигматизацию, зафиксируйте 33 нарушения свободы творчества в 2022 году | url= https://koaliseni.or.id/stop-stigmatization/
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Артериальная сеть
- Связь художников в опасности (ARC)
- Фримуза
- Индекс цензуры
- Международная сеть городов-убежищ (ICORN)
- Международный ПЕН-клуб
- Сафемуза
- Брошюра ЮНЕСКО о свободе творчества
- Видео ЮНЕСКО «Вопрос о свободе творчества»
- Видео ЮНЕСКО «Свобода творчества – это не роскошь!»
- Архивы искусств - Национальная коалиция против цензуры
- Свобода искусства