Jump to content

Художественная свобода

Свободу творчества (или свободу художественного выражения ) можно определить как « свободу воображать, создавать и распространять разнообразные формы культурного самовыражения без государственной цензуры , политического вмешательства или давления со стороны негосударственных субъектов». [1] Как правило, свобода творчества описывает степень независимости, которую художники получают, чтобы свободно создавать искусство. Более того, свобода творчества касается «прав граждан на доступ к художественному самовыражению и участие в культурной жизни — и, таким образом, [представляет] один из ключевых вопросов демократии ». [2] Степень свободы, необходимой для свободного создания произведений искусства, различается в зависимости от наличия или отсутствия национальных инструментов, созданных для защиты, продвижения, контроля или цензуры художников и их творческого самовыражения. Вот почему были установлены универсальные, региональные и национальные правовые положения, гарантирующие право на свободу выражения мнения в целом и на свободу художественного выражения в частности. В 2013 году г-жа Фарида Шахид , специальный докладчик ООН в Совете по правам человека , представила свой «Доклад в области культурных прав: право на свободу выражения и творчества». [3] обеспечивая всестороннее исследование статус-кво , а также, в частности, ограничений и проблем свободы творчества во всем мире. В этом исследовании свобода творчества «была выдвинута как основное право человека , выходящее за рамки «права на творчество» или «права на участие в культурной жизни». [1] В нем подчеркивается ряд фундаментальных свобод, необходимых для художественного самовыражения и творчества, например, свободы передвижения и ассоциаций. [1] «Состояние художественной свободы» [4] представляет собой целостный отчет, публикуемый организацией Freemuse [ de ] ежегодно по мониторингу цензуры в области искусства.

Определение свободы творчества

[ редактировать ]

Неоднократно термины «свобода творчества» и «свобода художественного самовыражения» используются как синонимы. Их основополагающие понятия « искусство », « свобода » и «выражение» охватывают очень обширные области дискуссий: «Искусство — это очень «тонкая» — иногда также символическая — форма выражения, страдающая от проблем определения больше, чем любая другая форма». [5] В результате «почти невозможно дать удовлетворительное определение концепт-арта. Еще труднее дать определение понятиям художественное творчество и художественное выражение». [6] ЮНЕСКО Конвенция о разнообразии форм культурного самовыражения 2005 года определяет выражения культуры как «те выражения, которые являются результатом творчества отдельных лиц, групп и обществ и имеют культурное содержание». [7] в то время как последнее «относится к символическому значению, художественному измерению и культурным ценностям, которые происходят из культурной самобытности или выражают ее». [7] В контексте свободы (художественного) выражения «[т] словесное выражение в первую очередь относится к вербализации мыслей». [6] Свобода художественного выражения «может означать, что мы должны терпеть некоторые виды искусства, которые являются оскорбительными, возмутительными или просто плохими. Но это небольшая цена за свободу и разнообразие, которые составляют основу свободного общества ». [6] Официально ЮНЕСКО определяет свободу творчества как «свободу воображать, создавать и распространять разнообразные формы культурного самовыражения без государственной цензуры, политического вмешательства или давления со стороны негосударственных субъектов. Она включает в себя право всех граждан иметь доступ к этим произведениям и является имеет важное значение для благополучия общества». [1] ЮНЕСКО утверждает, что «свобода творчества включает в себя совокупность прав, защищаемых международным правом». [1] К ним относятся: [8]

  • Право творить без цензуры и запугивания;
  • Право на поддержку, распространение и вознаграждение художественных произведений;
  • Право на свободу передвижения;
  • Право на свободу объединений;
  • Право на защиту социальных и экономических прав;
  • Право на участие в культурной жизни.
[ редактировать ]

Правовые рамки для защиты и поощрения свободы творчества отражают убежденность в том, что «[культура] представляет собой один процесс и пространство для демократических дебатов. Свобода художественного выражения составляет ее основу. Существуют убедительные доказательства того, что участие в культуре также способствует демократическому участию. а также расширение прав и возможностей и благополучие наших граждан». [9] Фарида Шахид писала: «Художники могут развлекать людей, но они также вносят свой вклад в социальные дебаты, иногда привнося контрдискурсы и потенциальные противовесы существующим центрам власти». [10] Более того, она подчеркнула, что «жизненная сила художественного творчества необходима для развития ярких культур и функционирования демократических обществ. Художественное выражение и творчество являются неотъемлемой частью культурной жизни, которая влечет за собой оспаривание значений и пересмотр идей и концепций, унаследованных от культуры. " [10] По данным Freemuse [ de ] , «[п]опулисты и националисты, которые часто изображают права человека как ограничение того, что, по их утверждениям, является волей большинства, находятся на подъеме во всем мире. важную роль в выражении альтернативных взглядов на общество». [11] Вот почему «художники иногда несут ответственность за радикальную критику». [6] В результате художественные выражения и художники страдают от цензуры и нарушений во всем мире.

Художники являются одними из первых, кого репрессивные режимы заставляют замолчать: поэты, драматурги и художники, бросающие вызов статус-кво, часто являются одинокими работниками и поэтому являются легкой мишенью для авторитарного государства или жестоких угнетателей. Когда их взгляды не совпадают с мейнстримом, художник также уязвим перед цензурой толпы.

«То» показывает, что «не только правительства нарушают право на свободу творчества. В 2016 году наблюдалось тревожное количество действий негосударственных субъектов, от воинствующих экстремистов до мирных общественных групп, против искусства и художников. В некоторых случаях власти подвергали художников цензуре по просьбам или вмешательству групп гражданского общества». [12] Основываясь на этом развитии, «[м]основные источники международного права по всем направлениям признают свободу художественного творчества прямо или косвенно как неотъемлемый элемент права на свободу выражения мнений. В этих документах индивидуальное право выражать идеи творчески зачастую неразрывно связано с правом на их получение». [13] Растущая важность свободы творчества как особого права отражена в введении в 2009 году роли Специального докладчика ООН в области культуры и других докладчиков, в частности Специального докладчика по вопросам свободы выражения мнений.

инструменты ООН

[ редактировать ]

Свобода творчества как особое право

[ редактировать ]

По словам Фариды Шахид, наиболее четкими правовыми положениями, защищающими право на свободу, необходимую для художественного самовыражения и творчества, являются следующие: [10]

В сентябре 2015 года 57 государств-членов ООН подтвердили право на свободу выражения мнений, включая творческое и художественное выражение, в совместном заявлении. [16] Кроме того, в 2015 году Карфагенская декларация о защите художников, находящихся в уязвимом положении . в Тунисе была принята [17] [18]

Свобода творчества как основа права на свободу выражения мнений

[ редактировать ]

Следующие правовые документы конкретно не упоминают свободу творчества, а скорее понимают ее как основу свободы выражения мнения в целом, связанной со свободой мысли, совести и религии. Они направлены на то, чтобы гарантировать право на свободу выражения мнений или право на участие в культурной жизни без конкретной ссылки на искусство. [10] [13]

инструменты ЮНЕСКО

[ редактировать ]

Рекомендация ЮНЕСКО 1980 г. о статусе художника.

[ редактировать ]

Свобода творчества впервые появилась как отдельное право в Рекомендации ЮНЕСКО 1980 года о статусе художника, подчеркивающей «важнейшую роль искусства в жизни и развитии личности и общества», а также обязанность государств защищать и защищать свободу творчества. [19] Хотя Рекомендация и не является обязательным документом, она является важным справочным материалом для определения прав творческих людей во всем мире. Рекомендация 1980 года служит ориентиром для разработки политики и основой для новых формулировок культурной политики:

Государства-члены, признавая важную роль искусства в жизни и развитии человека и общества, соответственно, обязаны защищать, защищать и помогать художникам и их свободе творчества. С этой целью им следует предпринять все необходимые шаги для стимулирования художественного творчества и расцвета талантов, в частности, путем принятия мер по обеспечению большей свободы творческих людей, без которой они не могут выполнять свою миссию, и улучшить их статус, признав за ними право на наслаждаться плодами своего труда. [19]

Конвенция ЮНЕСКО 2005 г. об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.

[ редактировать ]

Конвенция 2005 года о защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения признает, что «разнообразие форм культурного самовыражения может поощряться только в том случае, если гарантируются права человека и основные свободы». [20] Руководящий принцип Конвенции 2005 года заключается в том, что «культурное разнообразие можно защищать и поощрять только в том случае, если будут гарантированы права человека и основные свободы, такие как свобода выражения мнений, информации и коммуникации, а также способность людей выбирать формы культурного самовыражения. " [1] В этом контексте управление культурой относится к политике и мерам, которые правительства принимают для поощрения и защиты всех форм творчества и художественного самовыражения. Самая последняя Конвенция ЮНЕСКО в области культуры, ратифицированная 146 Сторонами, регулирует разработку и реализацию различных типов законодательных, нормативных, институциональных и финансовых мер, способствующих появлению разнообразных секторов культурной и творческой индустрии во всем мире. В результате он направлен на обеспечение участия в культурной жизни и поддержку доступа к разнообразным формам культурного самовыражения ( кино , музыка , исполнительское искусство и т. д.). [1]

Национальные законодательные меры по поощрению свободы творчества

[ редактировать ]

Подобно вышеупомянутым универсальным инструментам защиты художников и свободы творчества, «[в] национальных конституциях (...) свобода художественного творчества часто находится в рамках строго охраняемого права на свободу выражения мнений». [13] Некоторые страны также «признают свободу художественного самовыражения в рамках права на науку и культуру». [13] Следующие национальные законодательные меры перечислены в алфавитном порядке. Список подлежит заполнению.

Буркина-Фасо

[ редактировать ]

Принятый 23 мая 2013 года Генеральным управлением искусств (DGA) указ «Décret portant statut de l'artiste au Burkina Faso » предусматривает улучшение социальной защиты и условий жизни художников, в частности социального обеспечения работающих художников и фрилансеров, возврат социальных вкладов художников и дополнительные меры взаимной подотчетности. [21]

В Канаде Канадская хартия прав и свобод защищает художественное выражение. [22] [23]

В июле 2016 года Франция внесла поправки в свое законодательство , чтобы расширить его правовую защиту свободы творчества, архитектуры и наследия . Впервые в международном праве художественное выражение признано общественным благом, а «распространение художественного творчества является свободным». Это означает не только то, что художники могут свободно творить, но и то, что широкая общественность имеет к этому доступ. [8] В результате искусство и художественные проявления не могут подвергаться цензуре или просто исключаться из выставок и других мероприятий.

Германия

[ редактировать ]

Статья 5 Основного закона Германии содержит специальный параграф, который связывает право на свободу выражения мнения с правом свободно развивать искусство и науку». [13]

Индонезия

[ редактировать ]

12 января 2012 года Индонезия ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО 2005 года. [24] В 2017 году Индонезия опубликовала Закон о развитии культуры, основанный на принципах 11 ценностей, включая гарантию свободы выражения мнений, обеспечение защиты культурного самовыражения, предоставление культурных объектов и инфраструктуры, а также источники финансирования развития культуры.

19 июня 2017 г. Мексика опубликовала «Общий закон о культуре и культурных правах». [25] обещая надежную защиту свободы творчества, а также деятелей искусства и деятелей культуры, и это положение особенно необходимо, учитывая тревожные условия, в которых в настоящее время работают мексиканские художники, журналисты и деятели культуры. [4]

6 сентября 2018 года Конгресс депутатов Испании единогласно ратифицировал предложение о разработке «Estatuto del Artista y del Profesional de la Cultura». В целом указ направлен на защиту и продвижение творческих работников в вопросах налогообложения, безопасности их труда и правовой защиты. [26] [27]

Статья 1 (2) Основного закона Швеции прямо включает свободу художественного творчества как часть ключевых целей свободы выражения мнения: «Цель свободы выражения мнения согласно настоящему Основному закону состоит в том, чтобы обеспечить свободный обмен мнениями, свободный и исчерпывающая информация и свобода художественного творчества». [13] [28]

20 июня 2016 года Того принял «Статут артиста». Его основная цель — признание творческих личностей и их моральной роли в обществе, их вклада в интеллектуальную сферу, охраняемую авторским правом. Он определяет права и обязанности, связанные с художественными профессиями, и направлен на развитие творчества и социальную защиту художников. [29]

Принятая в 2014 году статья 42 Конституции Туниса гласит: «Право на культуру гарантируется. Свобода творческого самовыражения гарантируется. Государство поощряет культурное творчество и поддерживает укрепление национальной культуры, ее разнообразие и обновление, в продвижении ценностей толерантности, неприятия насилия, открытости различным культурам и диалогу между цивилизациями». [30]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

В США первая поправка защищает художественное самовыражение. [31] [13] По мнению Суда, свобода художественного творчества является элементом уважения свободы самовыражения, одной из основных ценностей Первой поправки . [13] Однако Верховный суд США никогда не рассматривал свободу творчества как отдельную категорию, подобную политической или коммерческой речи: «он скорее рассматривает различные формы искусства в их отношении к Первой поправке на контекстуальной основе». [13]

Вызовы свободе творчества

[ редактировать ]

Сеть международных городов-беженцев (ICORN) объясняет цель своего существования следующим заявлением:

Писатели и художники особенно уязвимы перед цензурой, преследованиями , тюремным заключением и даже смертью из-за того, что они делают. Они представляют собой освобождающий дар человеческого воображения и дают голос мыслям, идеям, дебатам и критике, распространяемым среди широкой аудитории. Они также склонны первыми высказываться и сопротивляться, когда свобода слова находится под угрозой. [32]

Отчет Freemuse (2018 г.) демонстрирует, что свобода творчества « закрывается во всех уголках земного шара, в том числе на традиционно демократическом Западе. общие нарушения, включая ненасильственную цензуру. [33] К числу наиболее серьезных нарушений относятся убийство пакистанского певца Каввали Амджада Сабри и убийство бурундийского музыканта Паскаля Трежери Ншимиримана . [12] В 2019 году Карима Беннун , специальный докладчик ООН в области культурных прав, подчеркивает, что «свобода художественного самовыражения и творчества лиц с ограниченными возможностями, женщин и пожилых людей» [17] остается существенно ограниченным. Она заявляет, что «многие защитники культурных прав не включили гендерную проблематику в свою работу, в то время как многие защитники прав женщин не рассматривали вопросы культурных прав». [17] Ссылаясь на отчет Freemuse за 2016 год, ЮНЕСКО подчеркивает, что «законы, касающиеся терроризма и государственной безопасности, клеветы, религии и «традиционных ценностей», использовались для ограничения художественного и других форм свободы самовыражения». [1]

Более того, новые цифровые технологии, в том числе платформы социальных сетей , бросают вызов свободе творчества: «Искусство в онлайн- и цифровом пространстве продолжает бросать вызов властям и корпорациям, которые быстро реагируют, закрывая самовыражение, а не используя его как возможность для его поощрения. " [4] Социальные сети и каналы потоковой передачи музыки , такие как Instagram и SoundCloud, становятся платформами, на которых артисты публично демонстрируют и продвигают свои работы. Однако они также несут с собой угрозы правам и свободам. Интернет-тролли часто запугивают художников, чтобы те отозвали свои работы. [1] [4] Кроме того, растущая цифровая слежка оказывает разрушительное воздействие на свободу творчества. [1] На многих платформах созданы механизмы, такие как рекомендации Instagram по «стандартам поведения», формулировки которых очень расплывчаты. Это предоставляет непропорционально большие полномочия отдельным лицам и организациям, которые используют процессы отчетности платформы для удаления отдельных произведений искусства, а иногда и для блокировки целых учетных записей. Кроме того, влияние алгоритмов на разнообразие контента является еще одной проблемной областью: платформы отображают множество культурных предложений, но также контролируют не только продажи, но и алгоритмы коммуникации и рекомендаций (например, адаптация предлагаемого контента к профилю каждого интернет-пользователя). ). Эти алгоритмы, в конечном итоге, служат для продвижения одного контента и подавления другого. [4]

В заключение отметим, что новые цифровые технологии, предоставляя платформу для распространения художественного контента, могут прервать поток идей художников и ограничить их творческую свободу.

В юбилейном докладе ООН о культурных правах, посвященном 10-й годовщине, Оле Рейтов , бывший исполнительный директор Freemuse, подчеркивает тот прогрессивный факт, что «свобода творчества больше не является «маргинальной» проблемой в «мире свободы выражения мнений»». [17] После доклада Фариды Шахид, вдохновленного лоббированием со стороны , занимающихся искусством и правами человека неправительственных организаций , усилия по продвижению свободы творчества умножились во всей системе Организации Объединенных Наций : «Универсальный периодический обзор ООН предоставляет возможность НПО, среди прочих, делать представления по несоблюдение стандартов прав человека, включая свободу творчества. Были выдвинуты новые призывы к Плану действий ООН по безопасности художников и публики (аналогично плану действий для журналистов). [1] Как показывает Глобальный доклад ЮНЕСКО « Изменение культурной политики » (2018 г.), число и возможности организаций, контролирующих свободу творчества, растут. «В этой области города также предпринимают ценные инициативы, предоставляя убежище художникам, находящимся в опасности». [1] [17] Как видно из приведенного выше списка, «меры по поддержке экономических и социальных прав художников все чаще появляются в национальном законодательстве, особенно в Африке». [1]

Мониторинг свободы творчества

[ редактировать ]

Несмотря на достигнутый прогресс и создание правовых инструментов для поощрения и защиты свободы художественного самовыражения, «существует острая необходимость в мониторинге и надзоре, необходимых для того, чтобы эти свободы стали постоянной реальностью». [34]

Карима Беннун отмечает, что растущее число сообщений о нападениях, совершаемых государственными и негосударственными субъектами на деятелей культуры, отражает растущую способность контролировать свободу творчества. [17] Она заявляет, что глобальные отчеты ЮНЕСКО по мониторингу выполнения Конвенции 2005 года об охране и поощрении форм культурного самовыражения имели «особое значение». [17] Отчеты представляют собой структуру мониторинга, включающую четыре всеобъемлющие цели по совершенствованию культурной политики во всем мире. [35] Одна из этих целей направлена ​​на «Поощрение прав человека и основных свобод» и включает свободу творчества как «область мониторинга», включающую основные показатели для измерения достижений в области прав и защиты художников. [17] Кроме того, эти рамки связывают свободу творчества с Целью устойчивого развития (ЦУР) 16 на Повестки дня ООН период до 2030 года , которая направлена ​​на «Содействие мирному и инклюзивному обществу для устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и инклюзивных институтов». на всех уровнях». [36] В частности, цель 16.10 ЦУР направлена ​​на «обеспечение общественного доступа к информации и защиту основных свобод в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями». [8] [36]

Цель устойчивого развития (ЦУР) 16

Кроме того, существует множество других инициатив, защищающих и контролирующих свободу творчества. Наряду с другими организациями, документирующими нарушения свободы художественного самовыражения (такими как Arterial Network , Artists at Risk Connection , PEN International и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений ), Freemuse является независимой международной организацией, которая занимается мониторингом свободы самовыражения музыкантов и композиторов. во всем мире. «Отчеты Freemuse, собранные со всего мира, показывают, что художники все чаще сталкиваются с цензурой, преследованиями, тюремным заключением или смертью из-за своей работы». [37]

Мониторинг также осуществляет Koalisi Seni , организация, которая выступает за политику в области искусства в Индонезии. По результатам своего мониторинга, отмечает Коалиси Сени, в Индонезии во время пандемии социальные ограничения, направленные на снижение распространения COVID-19, стали новым оправданием для государства для подавления художественной деятельности. [38] Также отмечается, что стигматизация искусства часто происходит потому, что считается, что искусство наносит ущерб нравственности людей и провоцирует безнравственность. [39]

Чтобы отслеживать действия, предпринятые для реализации Рекомендации 1980 г. о статусе художников, Секретариат Конвенции ЮНЕСКО 2005 г. (см. ниже) каждые четыре года проводит глобальное исследование, собирая информацию от государств-членов, НПО и МНПО, и готовит отчет. , который затем представляется Генеральной конференции. [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (2018 г.). «Глобальный доклад Конвенции 2005 года. Изменение культурной политики. Продвижение творчества в целях развития. 2018» . ЮНЕСКО . Проверено 13 января 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Оле, Рейтов (29 апреля 2013 г.). «Доклад ООН о праве на художественное выражение и творчество» . Фримуза . Архивировано из оригинала 2 октября 2019 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
  3. ^ «Доклад ООН о праве на художественное выражение и творчество» . Фримуза . Архивировано из оригинала 2 октября 2019 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Состояние творческой свободы 2018» . Фримуза . Проверено 20 февраля 2019 г.
  5. ^ Полименопулу, Элени (сентябрь 2016 г.). «Одна ласточка — весна? Свобода творчества и литературы в Европейском суде по правам человека» . Обзор законодательства в области прав человека . 16 (3): 511–539. дои : 10.1093/hrlr/ngw011 . ISSN   1461-7781 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Руссо, CJ; Остхейзен, Эй-Джей (1 января 2001 г.). «Конституциональный взгляд на свободу художественного выражения» . Южноафриканский журнал образования . 21 (4): 260–263–263. ISSN   2076-3433 .
  7. ^ Jump up to: а б Конвенция 2005 года об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения . Париж: ЮНЕСКО. 2005.
  8. ^ Jump up to: а б с «Брошюра о свободе творчества» . Разнообразие форм культурного самовыражения . Проверено 4 марта 2019 г.
  9. ^ «Декларация министров культуры Северных стран о содействии разнообразию форм культурного самовыражения и свободе творчества в эпоху цифровых технологий» . Северное сотрудничество . Проверено 21 февраля 2019 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Шахид, Фарида (14 марта 2013 г.). «Доклад специального докладчика в области культурных прав Фариды Шахид: право на свободу художественного выражения и творчества» .
  11. ^ «Искусство под угрозой в 2016 году» . Фримуза . Проверено 4 марта 2019 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Искусство под угрозой: мрачная реальность растущих нападок на свободу выражения мнения» . Журнал ФАКТ: Музыкальные новости, Новая музыка . 19 марта 2017 года . Проверено 25 июля 2018 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гейгер, Кристоф (2018). «Свобода художественного творчества и авторское право: совместимое сочетание» . Обзор права Калифорнийского университета в Ирвайне . 8 : 413–458 – через HeinOnline.
  14. ^ К.Е. Говер (26 января 2018 г.). Искусство и власть: моральные права и значение в современном визуальном искусстве . ОУП Оксфорд. стр. 13–. ISBN  978-0-19-108130-9 .
  15. ^ Европейский суд по правам человека (1999). Дело Караташ против Турции (жалоба № 23168/94) . Страсбург: Совет Европы.
  16. ^ «Пять вызовов свободе творчества» . ЮНЕСКО . 28 апреля 2016 года . Проверено 4 марта 2019 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Беннун, Карима (2019). Культурные права: доклад к десятой годовщине. Доклад Специального докладчика в области культурных прав (A/HRC/40/53) . Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций: Совет по правам человека.
  18. ^ «Карфагенская декларация о защите художников | Med Culture English» . www.medcultural.eu . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 6 марта 2019 г.
  19. ^ Jump up to: а б с ЮНЕСКО (осень 1980 г.). «Рекомендация о статусе художника» . Отчеты Генеральной конференции, 21-я сессия, Белград . Т. 1 «Резолюции»: 147–156 – через ЮНЕСКО.
  20. ^ «Инвестиции в творчество» . Разнообразие форм культурного самовыражения . Проверено 11 марта 2019 г.
  21. ^ Главное управление искусств (DGA) (23 мая 2013 г.). «Указ № 2013-169 /PRES/PM/MCT/MEF /MFPTSS об установлении статуса художника в Буркина-Фасо» (PDF) . Официальный журнал (21).
  22. ^ «Искусство и свобода слова» . Humanrights.ca . Архивировано из оригинала 26 июля 2018 года . Проверено 26 июля 2018 г.
  23. ^ «Канадская хартия прав и свобод — Наша страна, наш парламент» . lop.parl.ca.
  24. ^ https://www.unesco.org/en/countries/id/conventions . Проверено 3 января 2024 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  25. ^ «ДОФ — Официальный вестник Федерации» . dof.gob.mx. ​Проверено 5 марта 2019 г.
  26. ^ «Королевский указ-закон 26/2018 от 28 декабря, утверждающий чрезвычайные меры в сфере художественного творчества и кинематографии» . www.boe.es. ​стр. 129855–129862 . Проверено 5 марта 2019 г.
  27. ^ Культура, Эльдиариос (22 января 2019 г.). «Конгресс единогласно утверждает, что художники могут сделать свою пенсию совместимой с творчеством» . eldiario.es (на испанском языке) . Проверено 6 марта 2019 г.
  28. ^ «ICL – Швеция – Основной закон о свободе выражения мнений» . www.servat.unibe.ch . Проверено 5 марта 2019 г.
  29. ^ Министерство искусств и культуры Того (2016 г.). «Закон № 2016-012 о статусе художника» (PDF) . Официальный журнал Тоголезской Республики 61 . 21 .
  30. ^ Университет, Центр религии, мира и мировых дел Беркли в Джорджтауне. «Конституция Туниса, статья 42: Культура» . berkleycenter.georgetown.edu . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 5 марта 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  31. ^ «Художественное выражение» .
  32. ^ «Об ИКОРНЕ» . Международная сеть городов-убежищ ICORN . Проверено 11 марта 2019 г.
  33. ^ «Свобода творчества под угрозой в 2016 году | Журнал IQ» . Журнал IQ . 8 февраля 2017 года . Проверено 25 июля 2018 г.
  34. ^ Манде, Хамаду (2016). «Свобода творчества и культурное творчество в Буркина-Фасо» . Насколько бесплатно является бесплатным? Размышления о свободе творческого самовыражения в Африке : 94–104 – через артериальную сеть.
  35. ^ «Система мониторинга» . Разнообразие форм культурного самовыражения . 15 февраля 2018 года . Проверено 6 марта 2019 г.
  36. ^ Jump up to: а б «Цель 16.: Платформа знаний об устойчивом развитии» . Sustainabledevelopment.un.org . Проверено 6 марта 2019 г.
  37. ^ Матага, Джемаэль (2016). «Свобода художественного и творческого самовыражения в Зимбабве: обзор правовой и политической базы» . Насколько бесплатно является бесплатным? Размышления о свободе творческого самовыражения в Африке : 131–151 – через артериальную сеть.
  38. ^ Скрытое угнетение: взгляд на свободу творчества в 2021 году | url= https://kebebasanberkesenian.uwazi.io/en/page/72yct47m9pr/report-tahunan
  39. ^ Остановите стигматизацию, зафиксируйте 33 нарушения свободы творчества в 2022 году | url= https://koaliseni.or.id/stop-stigmatization/
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 695a3ea8155459231834428a0fc17edc__1716410340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/dc/695a3ea8155459231834428a0fc17edc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Artistic freedom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)