Музыкальный автомат
![]() Обложка «Джубокс» номера от 24 сентября 1982 года с участием Пита Таунсенда . | |
Категории | Музыкальный журнал |
---|---|
Частота | Ежемесячно |
Издатель | НИП Дуга (1966-1969) Детская газета НИП (1974-1986) |
Основан | 1966 |
Первый выпуск | 3 мая 1966 г. |
Последний выпуск | Март 1986 г. |
Страна | СФР Югославия |
Язык | Сербо-хорватский |
Веб-сайт | Архив Джубокса на Popboks.com Архив музыкальных автоматов 1966 и 1967 годов в цифровой библиотеке |
Джубокс ( сербская кириллица : Џубокс , пер. Музыкальный автомат ) — югославский музыкальный журнал . Выпущенный в 1966 году, это был первый журнал в СФР Югославии, посвященный преимущественно рок-музыке , и первый журнал о рок-музыке, издаваемый в коммунистической стране .
История
[ редактировать ]Запуск
[ редактировать ]
«Джубокс» был запущен весной 1966 года белградской издательской компанией «Дуга». [ 1 ] после трехдневного музыкального фестиваля Гитарихада , чья большая посещаемость и эйфорическая атмосфера несколькими месяцами ранее на Белградской ярмарке свидетельствовали о растущей популярности рок-музыки на местном уровне. [ 2 ] компании которые уже писали для еженедельного киножурнала Идея ежемесячного журнала о рок-музыке пришла от штатных журналистов Дуги , Filmski svet (Мир кино); теперь они почувствовали, что совершенно новое издание, ориентированное на растущее число поклонников рок-музыки в Югославии, может оказаться успешным. [ 3 ] Поскольку в то время в штате компании «Дуга» не было писателей или рецензентов рок-музыки , они решили обратиться к Николе Караклаичу — местному радиоведущему чуть за сорок, который уже занимался рок-музыкой в Белграде в качестве организатора и промоутера — с предложение стать «Джубокса» главным редактором . Караклаич, который помимо работы на Радио Белград также профессионально занимался шахматами , став чемпионом страны и членом сборной Югославии по шахматам, принял предложение и приступил к созданию рок-журнала. [ 3 ]
Хотя это и не первый популярный музыкальный журнал, издаваемый в Югославии (ему предшествовал журнал о джазе и популярной музыке «Ритам »), [ 4 ] [ 5 ] «Джубокс» был первым журналом, посвященным рок-музыке, в Югославии, а также в после Второй мировой войны социалистическом государстве . [ 4 ] [ 3 ] [ 6 ]
Благодаря тому, что у меня была возможность достать зарубежные [англоязычные] музыкальные журналы, я перенял приемы, используемые NME , Melody Maker и т. д. И мы собрали журнал, тираж которого в конечном итоге достиг 100 000 экземпляров, причем каждый выпуск летал. из газетных киосков в течение трех дней с момента появления.
- Джубокса Главный редактор Никола Караклаич о своем подходе к редактированию музыкального журнала. [ 7 ]
Первый номер вышел 3 мая 1966 года. [ 1 ] В редакции шла бурная дискуссия о том, «Битлз» или «Роллинг Стоунз» , и мнение в пользу «Роллинг Стоунз» возобладало. должны ли появиться на обложке первого номера [ 3 ]
1966—1969
[ редактировать ]Первые выпуски «Джубокса» публиковались с надписью « Специальное приложение «Фильмского света» » внизу каждой обложки, от этой практики вскоре отказались. Журнал не получил негативной реакции со стороны правящей Югославской коммунистической лиги (SKJ), хотя и со стороны консервативных культурных кругов. [ 8 ] По словам Караклаича, никакого политического вмешательства в редакционную политику не было. [ 8 ] Караклаич далее заявил, что единственное политическое вмешательство произошло после запуска журнала через представителя SKJ, который попросил о встрече с редакторами, чтобы «посмотреть, что происходит, и посоветовать нам быть осторожными, чтобы нас не считали чьим-то агентством». [ 8 ]
В декабре 1966 года, после выхода 9-го номера, Караклаич покинул пост главного редактора и был заменен Савой Поповичем, первый номер которого вышел в феврале 1967 года.
Вишня Марьянович, «Джубокс» с февраля по июнь 1969 года, главный редактор журнала [ 1 ] рассказала о журнале во время своего появления в документальном сериале «Роковник» :
Тогда то, что мы делали в этом журнале — публиковали фотографию кучки лохматых парней на обложке, писали об иностранных музыкантах, публиковали целые номера, не упоминая ни одного югославского певца, публиковали ноты вместе с англоязычными текстами, поэтому что местные югославские группы могли бы сделать каверы на эти песни проще - в Югославии считались на грани скандала [...] Это было довольно революционно и необычно ... Первый выпуск с Rolling Stones на обложке был распродан сразу. На следующий день после выпуска вы не смогли найти проблему нигде на рынке. Был большой голод и потребность в таких журналах. [ 9 ]
Историк Радина Вучетич в своей книге « Социализм - колы» кока писала:
В 1950-х годах Идеологическая комиссия [Союза коммунистов] часто обсуждала влияние Запада, которое считалось «декадентским» и опасным даже после 1948 года , тогда как в 1960-е годы эти темы оставались почти не упоминаемыми. В 1960-е годы главной заботой [Коммунистической] партии были диссиденты и рост национализма как угрозы нерушимому братству и единству , а также неоспоримым марксистским догмам. Вероятно, считалось, что журнал, предназначенный для молодой аудитории, мог бы даже предотвратить эти опасности и что, предлагая обилие рок-звука и красочных картинок, он мог бы уменьшить другие проблемы. [...] Вообще в концепции «Джубокса» не было ничего, что могло бы указывать на то, что он издан в социалистической стране — не было прославления Тито , упоминания о партии, югославском самоуправлении или акциях молодежной работы , и все это, от передней до задней обложки, можно было бы напечатать в любой западной стране. Джубокс предназначался не только для молодых коммунистов, он предназначался для молодежи. [ 10 ]
Тираж журнала составил 100 000 экземпляров. Для сравнения, тираж всех молодежных журналов, издаваемых югославскими университетскими организациями (в то время в Югославии проживало около 150 000 студентов университетов), составлял около 80 000 экземпляров. [ 6 ] Джубокс опубликовал топ-лист югославских хит-синглов. [ 6 ] Журнал также публиковал топ-списки из США , Великобритании , Франции и Италии , к которым позже присоединились топ-листы из Нидерландов , Бельгии , Норвегии и Бразилии , а также несколько раз журнал публиковал топ-списки из Филиппин и Сингапура . [ 11 ] В течение первых трех лет существования журнала вместе с журналом часто распространялись плакаты с зарубежными и отечественными звездами, а также гибкие диски с международными рок-хитами того времени. [ 1 ] Диски были изданы в сотрудничестве со звукозаписывающей компанией Jugoton , которая на тот момент имела лицензионный контракт с EMI . [ 12 ] Журнал также рекламировал западные радиостанции (публикуя их частоты и программы) и музыкальные журналы (публикуя информацию о способах их заказа). [ 13 ]
После выхода 39-го номера в июне 1969 года Дуга прекратил выпуск журнала. [ 1 ]
Мини-музыкальный автомат
[ редактировать ]Весной 1968 года Дуга запустил «Мини Джубокс» , который, помимо музыки, охватывал и другие аспекты индустрии развлечений , включая моду. [ 1 ] Его первым главным редактором был Сава Попович, его сменила Вишня Марьянович. [ 1 ] Первый номер «Мини Джубокса» вышел 9 мая 1968 года. После 33-го номера, вышедшего 20 февраля 1969 года, выпуск «Мини Джубокса» был прекращен. [ 1 ]
Перезапуск: 1974–1986 гг.
[ редактировать ]Ладин Джубокс (1974–1976)
[ редактировать ]Летом 1974 года, спустя более пяти лет после закрытия журнала, Dečje novine издательство из Горни-Милановаца обновило «Джубокс» под названием «Ладин Джубокс» («Джубокс Лады») в качестве приложения к «Лада» женскому журналу . [ 14 ] Хотя издательство располагалось в Горни-Милановаце, редакция журнала находилась в Белграде. Первый выпуск обновленного издания вышел 1 июля 1974 года с изображением признанной звезды кино и телевидения Милены Дравич и восходящей звезды поп-музыки Здравко Чолича на обложке . Публикуемое теперь под лозунгом Югославского музыкального журнала ( Jugoslovenski muzički magazin ), издание расширило сферу своей деятельности за пределы только рок-музыки, так что такие музыкальные жанры, как поп , джаз и классическая музыка стали также охватывать смежные художественные направления, подпадающие под категорию кино , фотографии , комиксов и литературы . Кроме того, нашли освещение и .
Отдельное издание (1976–1986 гг.)
[ редактировать ]К августу 1976 года журнал появился как независимое издание за пределами «Лады» под названием «Джубокс» . [ 1 ] Первым главным редактором был Войкан Борисавлевич , за ним следовали Милисав Чирович, Пеца Попович и Бранко Вукоевич . [ 1 ] Первый номер вышел 1 июля 1974 года, а последний, 171-й, — 22 июля 1983 года. [ 1 ]
В конце 1983 года «Джубокс» снова возобновил публикацию, на этот раз под руководством главного редактора Любы Трифунович. Его производство было прекращено в 1986 году. [ 1 ]
Журналисты и авторы
[ редактировать ]Некоторые из журналистов и сотрудников Джубокса во время его деятельности включают:
- Мирослав Бегович
- Слободан Чичмил
- Милисав Чирович
- Райко Двизац
- Бора Дордевич
- Златко Галл
- Дарко Главан
- Владан Йованович
- Биляна Максич
- Горан Марич
- Миломир Марич
- Зоран Маринкович
- Горанка Матич
- Петар Яконич
- Петар Янятович
- Душан Койич
- Слободан Коньович
- Dragan Kremer
- Марко Лопушина
- Александр Жикич
- Петар Лукович
- Небойша Пайкич
- Петар Попович
- Предраг Попович
- Момчило Раджин
- Саша Ракезич
- Брайан Расич
- Саша Стрижак
- Гордан Шкондрич
- Люба Трифунович
- Слободан Трбоевич
- Динко Тукакович
- Горан Вейвода
- Дражен Врдоляк
- Радован Вуйович
- Бранко Вукоевич
- Любинко Живкович
- Младен Вукмир
Джубокса Интернет-архив
[ редактировать ]В 2004 году был основан интернет-журнал «Попбокс» , содержащий оцифрованный архив выпусков «Джубокса» , вышедших в период с 1974 по 1985 год. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]В своей книге «Социализм Coca-Cola» Радина Вучетич писала:
обложки «Джубокса» Цветные , подарочные плакаты и пластинки были призваны продемонстрировать высокий уровень Югославии и продемонстрировать как Востоку , так и Западу особую версию югославской современности, открытости и либерализма. [...] Западные влияния были заметны на обложках Джубокса , где были представлены цветные фотографии Rolling Stones, The Beatles, Донована , Mamas and Papas , Сонни и Шер , Клиффа Ричарда ..., а также в интервью с ведущими американскими и Британские звезды, в текстах о своей жизни, в англоязычных текстах и нотах... Поскольку, по воспоминаниям современников, лишь небольшое количество югославских рокеров в то время говорило по-английски, все это составляло вклад в поднятие отечественного рок-н-ролла на более высокий уровень. [ 16 ]
В 2017 году сербский новостной журнал «Недельник» назвал возобновленное издание «Джубокса» в 1974 году одним из 100 событий, изменивших Сербию. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Янятович, Петар (2007). ЭКС Ю РОК энциклопедия 1960-2006 гг . Белград: выпущен самостоятельно. п. 303.
- ^ Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 72.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лутар, Бреда; Пушник, Марута (2010). Вспоминая утопию: культура повседневной жизни в Социалистической Югославии . Вашингтон, округ Колумбия: новое издательство Academia Publishing, LLC. п. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Файфрич, Желько; Ненад, Милан (2009). История Ю-рок-музыки с начала до 1970-х годов . Сремска-Митровица: Скиния. п. 61.
- ^ Ракезич, Саша, «Рок-музыка в Воеводине: дух городских равнин», vreme.com
- ^ Перейти обратно: а б с Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. п. 206.
- ^ Весич, Душан; Ранчич, Сандра (2004). «Сторона VI, бит «Поймай ветер» в Белграде, 1964–68» . Роковник . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лутар, Бреда; Пушник, Марута (2010). Вспоминая утопию: культура повседневной жизни в Социалистической Югославии . Вашингтон, округ Колумбия: новое издательство Academia Publishing, LLC. п. 151.
- ^ Весич, Душан; Ранчич, Сандра (2004). «Сторона VI, бит «Поймай ветер» в Белграде, 1964–68» . Роковник . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. стр. 206–215.
- ^ Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. п. 207.
- ^ Лутар, Бреда; Пушник, Марута (2010). Вспоминая утопию: культура повседневной жизни в Социалистической Югославии . Вашингтон, округ Колумбия: новое издательство Academia Publishing, LLC. п. 157.
- ^ Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. стр. 207–208.
- ^ Роковник , «Если бы я был белой кнопкой (югославская рок-сцена 1974–1975)», YouTube.com
- ^ Янятович, Петар (2007). ЭКС Ю РОК энциклопедия 1960-2006 гг . Белград: выпущен самостоятельно. п. 304.
- ^ Вучетич, Радина (2012). Кока-Кола, социализм . Белград: Официальный вестник. стр. 206–208.
- ^ «100 событий, которые изменили Сербию». Недельник (на сербском языке) (специальный выпуск). Белград: 59.