Новый Примитивизм
Часть серии о |
Сюрреализм |
---|
Аспекты |
Группы |
Новый Примитивизм ( сербско-хорватский : Novi primitivizam ) — субкультурное движение, основанное в Сараево , Югославия , в марте 1983 года. Оно в основном использовало музыку , наряду с сатирой , скетчами и сюрреалистической комедией на радио и телевидении , как формы выражения. Его сторонники и последователи называли себя « Новыми примитивами» .
Функционируя как баннер, обобщающий и охватывающий творчество двух рок-групп из Сараево, Zabranjeno Pušenje и Elvis J. Kurtović & His Meteors , а также радиосегмент Top lista nadrealista , который в конечном итоге превратился в телевизионное скетч-шоу, дискурс Новый примитивизм считался прежде всего непочтительным и юмористическим. Кроме того, две другие известные группы, Plavi Orkestar и Crvena Jabuka , добившиеся большого коммерческого успеха в Югославии в середине 1980-х, также были косвенно связаны с этим движением, хотя каждая из них на раннем этапе отказалась от своей чувствительности в пользу более мейнстримного традиционного музыкального и стилистического выражения.
Движение официально распалось где-то в 1987 году, хотя группы и телешоу продолжались еще несколько лет после этого - Элвис Дж. Куртович и его метеоры до 1988 года, Забраньено Пушенье до 1990 года и Top lista nadrealista до 1991 года.
Характеристики
[ редактировать ]Опираясь на дух простого боснийского населения за пределами культурного мейнстрима, движению приписывают введение жаргона сараевских махал (наполненного сленгом и турецкими заимствованиями ) на официальную югославскую общественную сцену. Многие песни и скетчи Нового Примитивизма содержат истории о «маленьких людях» — пенсионерах, шахтерах, мелких преступниках, уличных головорезах, провинциальных девушках и т. д. — которые попадают в необычные и абсурдные ситуации. Стилистически методы «Новых примитивов» сравнивались с « Летающим цирком Монти Пайтона» , разделяя короткую форму эскиза и используя абсурд как средство вызвать смех у аудитории. Воплощением нового примитивизма является юноша, который не только читает сложные произведения, такие как Гегеля » «Феноменология духа , но и не против кулачных боев. В самом общем смысле движение возникло как сараевская реакция на движения «Новая волна» и панк , которые уже несколько лет охватывали югославскую альтернативную музыкальную сцену. Одними из наиболее примечательных черт нового примитивизма были пропаганда и популяризация сараевского уличного жаргона и сленга, которые не были широко известны за пределами города, в других частях Югославии, где на сербско-хорватском языке Разговаривают . При этом, изображая местных маргинальных персонажей, таких как мелкие преступники, соседские алкоголики -кафаны , менее известные деятели поп-культуры, рабочие и местные уличные хулиганы, движение раскрывало аспекты сараевской культуры махала более широкой югославской аудитории и в конечном итоге стал считаться местным патриотическим и эклектичным выражением городской культуры Сараева.
У главных героев движения был особый взгляд на новый примитивизм. Возможно, самый выдающийся из них, Неле Карайлич , объяснил, что он «создан в пределах четко определенных исторических координат, как пространственных, так и временных, точно посередине между местом, где Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда в июне 1914 года, и местом, где проходил Олимпийский турнир. пламя зажглось в феврале 1984 года, хотя временно это произошло в период между смертью Тито в мае 1980 года и началом агрокоммерции в 1987 году», и это рассматривалось как «сопротивление любой форме истеблишмента – культурной, социальной и политические, а не только рок-н-ролльные, которые доминировали в Сараево в то время с так называемыми группами-динозаврами, такими как Bijelo Dugme и Indexi , которые новые примитивы в определенной степени презирали». [ 1 ] Доминирующим методом социальной и культурной критики движения было полностью локализовать повествование в Сараево и использовать местные городские легенды , культурные и социальные явления и живых маргинальных персонажей в качестве катализаторов для создания более широкой политической картины. При этом движение стало одновременно жестко локальной формой выражения, предоставившей платформу языку, культуре и мифам сараевских улиц, а также вырвалось на более широкую югославскую арену. Основной характеристикой движения было принятие псевдонимов всеми его ведущими фигурами, которые имели либо комичный характер, либо основывались на семантике прозвищ, которые всегда были очень распространены в Сараево. Основная причина этого заключалась в том, что ни один из членов не мог быть идентифицирован по этническому признаку. Вторая причина заключалась в том, чтобы дать платформу стилизации прозвищ, которая была распространена в Сараево, — форме местного патриотизма и насмешки над собой.
«Главный идеолог движения» Малкольм Мухарем назвал новый примитивизм просто «первой сараевской пулей, поразившей цель с тех пор, как Принцип убил Фердинанда в 1914 году». [ 2 ]
Происхождение термина
[ редактировать ]Название движения было введено как насмешливая реакция на два движения поп-культуры начала 1980-х годов: Новый романтизм на Западе и Neue Slowenische Kunst в югославской республике СР Словения . С одной стороны, термин «Новый Примитивизм» был явной антиотсылкой к «Новому Романтику», поскольку сараевские парни стремились быть совсем не романтичными и сладкими, а с другой стороны, они также хотели подчеркнуть стереотипы, встречающиеся во многих популярных югославских традициях. шутки о боснийцах и словенцах — первых изображают грубыми, бесхитростными, тупыми и простодушными, а вторые — жесткими, холодными, серьезными, отстраненными и расчетливыми. В художественном и экспрессивном смысле Новый Примитивизм был реакцией на движения Новой волны и Панка .
История
[ редактировать ]поколение детей из сараевского района Кошево В конце 1970-х и начале 1980-х годов подрастало , родившихся в начале-середине 1960-х годов. Выросшие в семьях, принадлежащих к высшему среднему классу, населявших многоквартирные дома, построенные после Второй мировой войны , типичные для коммунистической Югославии, их интересы включали музыку, футбол и кино. Вскоре они сделали музыку своим основным занятием и одновременно с поступлением в среднюю школу начали формировать группы, несмотря на очень ограниченные музыкальные навыки. Большая часть их музыкальных влияний была найдена в западной популярной культуре — от ранних, таких как Джерри Ли Льюис , Лу Рид , The Rolling Stones , The Who и т. д., до тех, которые были обнаружены позже на зарождающейся панк-сцене.
К началу 1980 года детям удалось переоборудовать подвал малоэтажного жилого дома на улице Фуада Миджича, 19 , в импровизированное помещение для репетиций, где они проводили репетиции оркестра, камерные спектакли и даже странные показы мод . Первоначально они были очень неформальными, с нерегулярными репетициями и часто менявшимися составами (часто за счет смены участников группы), но к 1981 году группы под названием Zabranjeno Pušenje и Elvis J. Kurtović & His Meteors взяли на себя более серьезную ноту. Переняв чувствительность гаражного/панк-рока, они начали уделять больше внимания написанию песен и начали выступать в небольших клубах по всему городу. Параллельно с мая 1981 года некоторые ребята из обеих групп получили возможность поработать над Top lista nadrealista , комедийным сегментом радиошоу Primus , которое транслировалось еженедельно по субботам утром на Радио Сараево втором канале .
1982–1983: Формирование движения.
[ редактировать ]Идея создать движение как головную организацию, охватывающую всю их деятельность, обсуждалась в течение нескольких месяцев во второй половине 1982 года и в начале 1983 года между людьми из Элвиса Дж. Куртовича и его окружения и его Метеорами - менеджером группы Малкольмом Мухаремом, его главный автор текстов и талисман Элвис Дж. Куртович и его певец Ризо Петранович , придумавшие «Манифест нового примитивизма», напечатанный в 1982 году в местном журнале для фанатов . [ 3 ]
Среди других известных членов движения были доктор. Неле Карайлич , г-н. Сейо Сексон , Дражен Ричл , Борис Шибер , Зенит Джозич и другие из сараевского района Кошево . Попутно к ним присоединились и люди за пределами узкой среды Кошево, в первую очередь Бранко «Дуро» Джурич , которые также стали известными. ) был немного старше и не из того же района, Несмотря на то, что кинорежиссер Эмир Кустурица (который уже стал известен благодаря своему отмеченному наградами фильму « Sjećaš li se Doli Bel?» он был соратником и другом съемочной группы; хотя его фильмы не могут быть напрямую связаны с этим движением, их дух определенно разделяет некоторые настроения с новым примитивизмом. Когда группы давали небольшие концерты по городу, они столкнулись с другими многообещающими рок-группами, такими как Plavi orkestar , которые также культивировали аналогичные тематические повествования, ориентированные на истории местных мелких персонажей, но в конечном итоге отошли от эстетики и открыто обратились к мейнстриму. коммерциализм.
Сообщается, что более широкое неофициальное открытие движения произошло на концерте Элвиса Дж. Куртовича и его метеоров в клубе CEDUS в Сараево в начале марта 1983 года. На этом концерте также играл Забраньено Пушенье. 1979 года Под влиянием таких фильмов, как «Квадрофения» , в которых изображена молодежная жизнь Лондона с такими субкультурами, как модники , рокеры и тедди-бои , ребята из Кошево попытались создать свою собственную местную версию этого. [ 4 ] Официальное введение новой организации ничего не изменило во внутренней динамике группы, поскольку все они продолжали функционировать как местная банда друзей, но это дало прессе возможность зацепиться и облегчило маркетинг групп за пределами города. По его собственному признанию, Мухарем использовал это движение, чтобы «попытаться создать у жителей Белграда и Загреба впечатление, что в Сараево происходит нечто большее, чем есть на самом деле». [ 5 ]
Помимо музыки и радиокомедии, ребята решили расширить свои способы самовыражения теперь, когда они функционировали как движение, пытаясь придумать стиль одежды, который ассоциировался бы с новым примитивизмом. Таким образом, неофициальный образ движения родился в стиле демоде, состоящем из узких брюк-клеш , клетчатых пиджаков , тонкого золотого ожерелья, надетого поверх рубашки, и заостренных туфель (так называемых špicoke ), похожих на свободного костюма образ 1970-х годов. - которые ребята переняли у мелких хулиганов, мелких контрабандистов и карманников, замеченных в окрестностях Башчаршии, которые продавали, хотя и не носили, предметы одежды, такие как джинсы Levi's 501, которые были либо ввезены контрабандой из Италии , либо подделаны в Югославии. Элвис Дж. Куртович и его метеоры особенно понравился ретроспективный образ, и вскоре на их клубные концерты стали приходить толпы молодых людей, одетых в такую одежду. Тем временем Карайлич выдвинул неофициальное кредо движения: «Tuđe hoćemo, svoje nemamo» («То, что не наше, мы хотим; потому что нашего у нас нет»), пародия на один из часто используемых политических лозунгов коммунистический период: «Тудже нечемо, свое не дамо». («То, что не наше, мы не хотим; наше, от того не откажемся».).
Летом 1983 года, вернувшись откуда-то с концерта за городом, мы пошли в нашу любимую кафану Дедан в Башчаршии, где наш друг Джуро рассказал нам о журналисте из «Старта», который искал нас для интервью. Мы были убеждены, что Джуро трахается с нами, но он настоял на своем, сказав, что этот парень уже искал нас на ТВ Сараево (где, конечно, о нас никто никогда не слышал), на Дискотоне (где они также понятия не имели, кто мы такие). , прежде чем, наконец, прибегнуть к расспросам о нас от Кафаны до Кафаны и в конечном итоге оказаться в Дедане, оставив Джуро номер телефона. Это еще раз подтвердило для нас то, что мы уже поняли во время наших загородных выступлений — что люди за пределами города воспринимают наше хвастовство и напыщенные заявления в молодежной печати о том, что мы «короли Сараево», вполне буквально и совершенно серьезно. На самом деле мы были совершенно неизвестными. СМИ в Сараево нас не волновали, но мы заметили, что наши приукрашенные истории нашли восприимчивую аудиторию в молодежных печатных изданиях других югославских городов. Особенно им нравились наши рассказы об этом «великом новом движении в Сараево, называемом новым примитивизмом». [ 6 ]
-Элвис Дж. Куртович о первоначальной рекламной стратегии группы.
Одним из первых действий от имени движения было написание открытого письма жителю Сараево Горану Бреговичу , самому известному и признанному югославскому рок-музыканту, который в тот момент переживал хорошо задокументированный творческий и коммерческий кризис со своей группой Биело Дугме . Последняя студийная работа получила плохие отзывы и не очень хорошо продавалась, а также появились сообщения о распри между участниками группы и скором уходе вокалиста Желько Бебека . Письмо новых примитивов, наполненное веселым сарказмом и двусмысленными комплиментами, приглашает Бреговича присоединиться к ним, предлагая ему новый старт и творческую перезагрузку.
1983–1984: Элвис Дж. Куртович и его метеоры начинают дело
[ редактировать ]Элвис Дж. Куртович и его метеоры были первыми, кто произвел на сцене некоторый ажиотаж. При поддержке Мухарема, который помимо деловых отношений группы также влиял на их творческую деятельность, EJK&HM - наряду с выступлениями в клубах Сараево - с 1983 года также начал выступать в клубах по всей стране; в Белграде ( SKC ), Загребе ( Кулушич и Лапидарий), Риеке (Пала), Пуле и т. д., повсюду получая восторженную реакцию молодых клубов. Хотя их звучание вряд ли было оригинальным, в репертуаре доминировали прямые каверы на Rolling Stones , The Who и т. д., живые выступления EJK&HM привлекли внимание уникальной смесью рок-н-ролла с элементами перформанса и стендап-комедии . ведущий Элвис Дж. Куртович — автор текстов и талисман группы — активно общается с толпой между песнями. В основном они играли в студенческих клубах, а их рекламная деятельность строго ограничивалась печатной прессой. [ 7 ] Мухарем хотел привлечь к ним внимание, рассказывая о «Новом примитивизме» и гарантируя, что журналисты молодежных газет — Джубокс и Репортер из Белграда, Полет из Загреба и Младина из Любляны — будут иметь «правильный ракурс» для истории, в то время как участники группы мог бы внести свой вклад, предоставив красочные интервью и цитируемые звуковые фрагменты, часто представленные в форме манифеста .
В конце июля 1983 года молодая группа получила огромный импульс после того, как Start , общеюгославский еженедельный мужской развлекательный журнал с большим тиражом в духе Playboy и Lui , направил своего журналиста Горана Гаича в Сараево для репортажа о нетрадиционной группе. [ 6 ] Опубликованная в виде двухстраничного разворота под заголовком «Meteorski uspon Elvisa J. Kurtovića» («Метеорический взлет Элвиса Дж. Куртовича») в журнале с тиражом 200 000 экземпляров, эта история стала, безусловно, самым большим освещением в СМИ, которое группа получила на тот момент. . Основываясь на темах для обсуждения, которые уже хорошо известны и развиты Мухаремом и Куртовичем через молодежные печатные СМИ страны, статья Start подтверждает и льстит молодежи EJK&HM, провозглашая их «следующей важной вещью в югославском роке». [ 6 ] Наряду с новой порцией оригинальных звуковых байтов участников группы, разбросанных повсюду, статья также была переиздана - по настоянию Мухарема, несмотря на явное сопротивление Куртовича. [ 6 ] - их саркастическое открытое письмо Горану Бреговичу, которое, таким образом, получило гораздо большую аудиторию. [ 8 ]
Оседлав волну рекламы, вызванную пьесой Start , Мухарем действовал быстро осенью 1983 года, амбициозно заказав Элвису Дж. Куртовичу и его метеорам двойной концерт с D' Boys в сараевском зале Джуро Джакович, почти тысяча посетителей. [ 6 ] Билеты на шоу были быстро распроданы, и оно имело ошеломляющий успех, выдающийся триумф для группы, которая в то время еще не выступала на телевидении и не имела студийных записей. [ 7 ]
Вскоре Мухарем организовал для группы время в студии Akvarijus в Белграде в декабре 1983 года, чтобы записать материал для своего дебютного альбома. Первоначально предполагалось, что его производством будет заниматься Педжа Вранешевич из Лаборатории звука , но в конечном итоге это было поручено Горану Вейводе, а также самим Элвису Дж. Куртовичу и Мухарему. Маргита Стефанович из Katarina II выступила в качестве гостя на синтезаторе во время записи альбома, поскольку ее группа записывала свой дебютный альбом одновременно в той же студии.
EJK&HM и Muharem вскоре подписали контракт на запись с ZKP RTLj , и их дебютный альбом Mitovi i Legende o Kralju Elvisu вышел в феврале 1984 года, прямо в разгар зимних Олимпийских игр, проходивших в городе. Полагая, что продвижение альбома во время Олимпийских игр привлечет к ним дополнительное внимание из-за всей прессы и других посетителей, собравшихся в городе, EJK&HM провели пресс-конференцию, которая по большей части оказалась хаотичной. [ 9 ] а также серия клубных концертов в популярном студенческом клубе «Траса». [ 10 ] Они также сделали одно из своих первых полноценных выступлений на телевидении, синхронизировав губы "Baščaršy Hanumen" на Hit meseca (югославский аналог Top of the Pops ), одновременно исполняя его перед камерами. За выпуском альбома последовал промо-клубный тур по крупным югославским городам, но, поскольку пластинка продавалась плохо, было продано менее 15 000 копий, тур быстро закончился, и обескураженные участники группы вернулись домой в Сараево.
Малкольм Мухарем вскоре оставил работу с группой.
1984: Выпущен фильм «Это Уолтер» , Top lista nadrealista расширяется и на телевидении.
[ редактировать ]Несколько месяцев спустя, в апреле 1984 года, дебютный альбом Забраньено Пушенье Das ist Walter выпустил Jugoton ограниченным тиражом в 3000 копий, что явно свидетельствует о крайне низких коммерческих ожиданиях лейбла. Записанный в чрезвычайно скромных обстоятельствах в течение неоправданно длительного периода в семь месяцев по независящим от них причинам, альбом демонстрирует гиперлокализованную чувствительность панка и гаражного рока с песнями, отсылающими к различным топонимам района Сараево и культурным ориентирам, таким как Вратник , Башчаршия , Голое кладбище , FK. Сараево , Хаджичи , Байрам города , Тржница (главный рынок ), Вальтер Брани Сараево , улица Фуада Миджича и малоизвестный кинотеатр, показывающий малобюджетные зарубежные фильмы . Большинство песен сосредоточено вокруг людей из маргинальной социальной среды, таких как хулиган, заключенный в тюрьму в Зенице, который зарезал мужчину до смерти за сексуальное насилие над его женой, Ханку и Шабан любящий хиппи , избивающий , анархистский , ненавидящий граффити, Уэст - презирающий местного Вратника, жестко применяющего свою власть над районом, таксист, который работает только по ночам, недавно вернулся домой в Сараево после заключения в Зенице за неустановленный проступок, нетерпеливый местный общественный организатор/политик, направляющийся в коммунист номенклатура Крека и Бановичи , угольщики и др.
О первоначальных продажах не было и речи.
Одновременно с выпуском альбома Top lista nadrealista перешел на телевидение как еженедельная комедийная программа-скетч. Шоу начали транслироваться 2 июня 1984 года на втором канале Сараевского телевидения , а также на канале JRT для остальной части страны. Несмотря на то, что шоу было помещено в среду, сильно удаленную от их естественного окружения (их комедийные скетчи, по сути, были заполнителями между номерами народной музыки ), в конечном итоге шоу оказалось хорошим средством для охвата более широкой аудитории. После первых нескольких эпизодов, которые были встречены в основном безразличием, шоу начало набирать некоторую аудиторию за пределами сараевской молодежной аудитории, у которой оно сразу же вызвало отклик.
Постепенное увеличение количества зрителей Top lista nadrealista положительно повлияло на продажи Das ist Walter . Благодаря ажиотажу, созданному телешоу, а также растущей популярности трека "Zenica Blues" (кавер на песню Джонни Кэша "San Quentin"), смесь панка и местного повествования Карайлича и Сексона начала находить все более восприимчивую аудиторию в течение нескольких месяцев. после его первого выпуска. [ 11 ] Никто не был удивлен таким поворотом событий больше, чем сам лейбл, поскольку он был вынужден заказать несколько новых партий копий альбома на пластинках и кассетах .
Термин «новый примитивизм» также начал завоевывать популярность, когда югославские СМИ начали использовать его при упоминании стиля группы или при разговоре о телешоу. Кроме того, в другой популярной песне с альбома, «Anarhija All Over Baščaršija» (Anarchy All Over Baščaršija ), «Новые примитивы» прямо упоминаются, поднимая их в контексте «жестоких местных жителей из Вратника , которые любят югославскую народную музыку , нападают на хиппи и отбитый Западом » .
15 сентября 1984 года, когда после летних каникул возобновилось вещание телевизионных эпизодов Top lista nadrealista , группа исполнила сараевский «Дом Младих» в программе, в которую также входили Bajaga i Instruktori , перед шумной толпой из 4500 человек. Группа официально вышла из клубов и теперь играет в больших залах. В октябре 1984 года Забраньено Пушенье отправились в Белград на концерт в SKC , где были удивлены, обнаружив свою вновь обретенную популярность. Помимо того, что по многочисленным просьбам им пришлось добавить дополнительное шоу в том же месте на следующий день, их также начали узнавать дети на улице. Два концерта SKC положили начало обширному и успешному турне по Югославии; 4 ноября 1984 года они распродали билеты на спортивную арену «Хала спортова» в Белграде, которую посетило 6000 человек. Одновременно с этим, к ноябрю 1984 года, Карайлича начали замечать популярные журналы о стиле жизни в Югославии, такие как TV news и Studio, поскольку связь между его персонажами комедийных телевизионных скетчей Top lista nadrealista и его ярким сценическим образом рок-звезды с Забраньено Пушенье стала четко установлена. . [ 12 ] В ходе этого тура группа отыграла более 60 концертов.
Параллельно с этим продажи альбомов достигли отметки в 100 000 экземпляров, а термин New Primitives также прочно утвердился в процессе. Однако возросший авторитет также означал усиление внимания, как вскоре выяснили Карайлич и группа.
1984–1985: Дело «Маршалла»...
[ редактировать ]На концерте в Риеке в Двора Младости перед толпой в две с половиной тысячи человек во вторник, 27 ноября 1984 года, группа непреднамеренно спровоцировала бурю споров.
Во время саундчека перед выступлением у группы вышел из строя усилитель, на что Карайлич в шутку воскликнул: «Crk'o maršal» («Маршалл прохрипел!»), после чего сделал паузу и добавил: «Mislim na pojačalo» (« Усилитель , то есть») ( извращенное замечание о смерти маршала в Тито 1980 году ), вызвав смешок небольшой группы людей в пределах слышимости. Понравилась реакция, которую он получил во время саундчека, двадцатиоднолетний парень решил начать концерт с той же шутки, объясняющей, почему шоу начинается поздно.
Реакция в СР Хорватии
[ редактировать ]Во время концерта или сразу после него почти не было какой-либо негативной реакции, поскольку группа продолжила свой тур триумфальным концертом в Ледена дворана Дома спорта в Загребе перед 12 000 фанатов 10 декабря 1984 года. Хотя в нескольких рецензиях упоминалась маршальская шутка Карайлича. появилась в нейтральном тоне в загребских газетах перед концертом в Доме спорта, именно статья журналиста Велько Вичевича из Риеки в ежедневной газете Novi list вызвала лавину критики с далеко идущими последствиями. достижение последствий. Статья Вичевича, озаглавленная "Opak dim Zabranjenog pušenja" ("Зловещий дым Забраньено Пушенье"), резко осуждает группу за "отсутствие морали" и "переход черт", а также упрекает отдельных участников группы за прошлые высказывания, такие как "Tuđe hoćemo/nećemo, свое немамо». [ 13 ]
Статья Вичевича бросила первый камень , который вскоре превратился в лавину и в конечном итоге закончился судебным процессом против Карайлича, а также, как следствие, полной публичной маргинализацией группы, новых примитивов и Top lista nadrealista .
Первоначально критика группы в списке Нови послужила лишь открытием еще одного фронта в продолжающейся борьбе за власть между двумя внутренними фракциями, борющимися за контроль над Хорватским социалистическим союзом молодежи (SSOH), провинциальным отделением Югославского социалистического союза молодежи . (SSOJ), которая сама является молодежным крылом единственной политической партии страны — Югославской коммунистической лиги (SKJ). После смерти Владимира Бакарича полтора года назад борьба за контроль над хорватским отделением SKJ (SKH) велась между двумя фракциями: так называемыми бакаричевцами , которые якобы продолжали политику старой гвардии Бакарича, и так называемые шуваровцы , предполагаемые реформаторы, собравшиеся вокруг многообещающего сорокавосьмилетнего коммуниста Стипе Шувара . Поскольку концерт в Риеке был организован местной прошуварской SSO в Риеке, конкурирующий лагерь сторонников Бакарича воспользовался шуткой Карайлича о маршале как фуражом для дискредитации организаторов концерта и других сторонников Шувара внутри организации. Фракция, поддерживающая Шувара, которая контролировала еженедельную газету хорватской SSO, базирующуюся в Загребе. Полет , использовал публикацию как платформу для ответов и встречных обвинений. Кроме того, Полет яростно защищал Карайлича и Забраньено Пушенье. Со своей стороны, хотя Карайлич в целом ценил поддержку Полета , он также признавал в более поздних интервью, что это было не более принципиально, чем нападки с другой стороны: «Ни одной из сторон на меня наплевать, на самом деле я был просто риторическим устройство , опора, используемая обеими сторонами в их маленькой внутренней борьбе».
Реакция в Сараево
[ редактировать ]Примерно десять дней спустя, в конце декабря 1984 года, новости о провале в Риеке вернулись в Сараево, где все больше журналистов - в первую очередь Павле Павлович в еженедельной газете As - были готовы еще больше осудить группу. В своей статье, озаглавленной «Otrovni dim Zabranjenog pushenja» («Ядовитый дым Забраньено Пушенье»), Павлович называет слова Карайлича «бесчувственной ассоциацией и сарказмом, оскорбляющим самое сердце». Затем обозреватель замолкает, чтобы даже затронуть идеологическую проблему с юмористическими звуковыми байтами в радиоджинглах, рекламирующих выпуск в декабре 1984 года радиоматериала Top lista nadrealista аудиокассете Diskoton на . Он продолжает предсказывать, что «продолжительность жизни молодой группы будет немногим дольше, чем у бабочки », а затем добавляет, что «к сожалению, даже такого короткого времени достаточно, чтобы внушить впечатлительным детям новые мысли, включая постоянные высмеивания всего, что мы созданных до сих пор, а также банальное, низкопробное вмешательство в основной принцип Народно-освободительная война — Мы не хотим других, мы не даем своих». В заключение Павлович размышляет, «не пришло ли время навсегда погасить ядовитый дым Забраньено Пушенье». [ 14 ] Публикуясь в газете с большим тиражом , средний тираж одного номера которой к концу 1984 года регулярно превышал 350 000 (а иногда даже доходил до 420 000), [ 15 ] дал истории огромную аудиторию в городе и за его пределами.
В дополнение к популярному таблоиду As , другие сараевские газеты, такие как Ven и Oslobođenje, быстро присоединились к осуждению группы, опубликовав собственные резкие статьи.
По иронии судьбы, относительно короткая статья еженедельного таблоида Ven против группы под заголовком "Smrdljiv dim Zabranjenog pušenja" ("Вонючий дым Забраньено Пушенье") вышла уже в следующем выпуске после того, как та же газета назвала Забраньено Пушенье "группой года 1984 года". по собственному опросу югославских поп-роковых и народных композиторов. [ 16 ] Всего через неделю после награждения группы Вен дистанцируется от Забраньено Пушенье, выражая «сожаление, что мы назвали этих молодых парней лучшей рок-группой 1984 года» и уверяет общественность, что «если бы новости об их поведении были доступны за неделю до этого, они бы никогда не были включены в опрос». [ 16 ] Неподписанная статья завершается сообщением читателям Вена , что «эти молодые люди используют предоставленную им платформу для каламбуров , которые вызывают недвусмысленные ассоциации с насмешками над самым святым из всех югославов , а также с презрительным высмеиванием одного из принципов фундаментальных наше общество [Tuđe nećemo, svoje ne damo]». [ 16 ]
Статья в Oslobođenje перепечатана статья Вичевича в списке Novi , в которой полностью , за которой последовала собственная резкая критика Oslobođenje в адрес Забраньено Пушенье, была особенно осуждающей для группы, учитывая, что ежедневная газета предполагала более серьезную репутацию и тон, чем As и Ven , и поэтому обычно избегал тем поп-культуры и шоу-бизнеса. Рамо Колара, озаглавленная «Opušci novih primitivaca» («Новые примитивные задницы » ), Oslobođenje Редакционная статья обозревателя упрекает Карайлича за «оскорбление и клевету маршала Югославии самым уродливым образом» и задается вопросом, «какие источники (жизни) они [ новые примитивы] черпают свои оскорбления и клевету в адрес людей, которых они едва помнили (и которые неизмеримо лучше их в этическом и во многих других отношениях), прежде чем заключить: «Одно дело отпускать местные шутки, но это совсем другое». другой - плевать на то, что сделало эту страну, восставшую из пепла и крови ее лучших сыновей, такой, какая она есть, извините, это не то, чем можно заниматься. новые примитивы или кто-то еще». [ 17 ]
Уязвленные статьей «Ослобоженье» , члены «Забраньено Пушенье» уже на следующий день отреагировали письмом во все общественно-политические организации в городе Сараево и Социалистической Республике Боснии и Герцеговины, включая печатные СМИ, критиковавшие группа. Ссылаясь на статью Oslobođenje , участники группы утверждают, что она "содержит грубую ложь и невероятные обвинения в отношении нашего поведения на сцене, основанные на непроверенных и ложных слухах, злонамеренно распространяемых с целью дискредитировать нас морально и политически". Выражая глубокое разочарование тем, что, будучи рожденными и воспитанными сараевцами, они подвергаются атакам средств массовой информации в своем собственном городе, члены Zabranjeno Pušenje также напоминают публике о своих социалистических взглядах, демонстрируя свои три выступления на различных эстафетах молодежи, включая их живое выступление. перед 100 000 молодых людей на площади Маркса и Энгельса в Белграде примерно шестью месяцами ранее на праздновании Дня молодежи . Далее в письме выражается «горечь по поводу нападок, исходящих от некоторых частей прессы в нашем городе, даже не пытаясь узнать нашу точку зрения», а затем делается завуалированная ссылка на Как сказал журналист Павел Павлович, жалуясь на то, что «кажется, больше доверия уделяется злонамеренному фабриканту ложных слухов и злобно излагающему неправду, чем нам, которые на самом деле были там». Суть письма заключается в их утверждении, что они никогда не оскорбляли имидж и наследие товарища Тито, тем самым опровергая сообщения средств массовой информации, утверждающие обратное, и называя их «чудовищной ложью». Однако письмо в целом проигнорировали в Сараево и СР Боснии и Герцеговине, поскольку единственными СМИ, опубликовавшими его примерно двадцать дней спустя, была загребская газета «Полет». [ 18 ] Белграда» и «Политика . [ 19 ]
Поскольку ни одно из средств массовой информации в Сараево и остальной части Боснии и Герцеговины не опубликовало их письмо, члены решили обратиться в учреждения системы напрямую, договорившись через два дня о том, чтобы их принял Коммунистической лиги Боснии и Герцеговины член ЦК Хрвое. Иштука и сумел получить от него некоторые заверения, что ситуация скоро урегулируется. Однако начало происходить прямо противоположное: уже запланированные концерты группы начали отменяться. Первыми в череде отмененных концертов в ближайшие месяцы стали два концерта, запланированные в Сплите 11 и 12 января 1985 года.
В коммунистической стране, где «словесное оскорбление» было криминализировано (т.е. указано в уголовном кодексе как основание для судебного преследования), Карайлич и остальные члены банды были вызваны на десятки допросов в полицию как публичная критика или насмешка, завуалированная или Открытие священных коров коммунистической Югославии — Тито, партии или Народно-освободительной войны — было основанием для сурового наказания. В конечном итоге Карайлича предстали перед судом по уголовному делу, которое в конечном итоге было сведено к мелкому правонарушению в ходе судебного процесса, который длился несколько лет.
...и его последствия
[ редактировать ]Следуя совету моего адвоката, защита, которую я представлял на судебных слушаниях по делу « Маршал сдох», заключалась в постоянных отрицаниях того, что я когда-либо говорил то замечание, в котором меня обвиняли. Мой адвокат, будучи умным человеком, полностью осведомленным о конкретном политическом моменте в Югославии, знал, до каких пределов могла бы дойти эта безумная охота на ведьм, если бы я признался, что действительно произнес это замечание. Он также знал, что фраза «Маршал каркнул», которая в 1984 году все еще звучала как богохульство, вскоре приобретет совершенно иное контекстуальное значение. И действительно, за несколько коротких лет, образно говоря, «Маршал прохрипел» стала официальной политической программой для многих вновь созданных политических партий, набиравших силу и в конечном итоге захватывающих власть на всей территории Югославии. [ 20 ]
-Неле Карайлич о судебном деле о словесном оскорблении против него в 1985–86 годах.
Однако еще большей проблемой было то, что Забраньено Пушенье попал в черный список в результате эпизода с Маршалом. Хотя их песни не были полностью запрещены, их песни были исключены из плейлистов радио, их доступ к телевидению был ограничен, а более 30 их уже забронированных концертов в начале 1985 года были отменены из-за давления сверху, которое проявилось в внезапном введении административных препятствий. например, отказ в разрешении на посещение площадок в день шоу и так далее. [ 19 ]
В течение января 1985 года новые примитивы пережили множество причудливых проявлений этой внезапной истерии против Забраньено Пушенье в Сараево.
Каждый январь, во время зимних школьных каникул, дневное расписание TV Sarajevo состояло из повторов различных детских шоу, и в одном из таких шоу прозвучал хит группы "Zenica Blues". Не зная об этом, техник, руководивший в тот день аппаратной, по ошибке выпустил шоу в эфир. Поскольку Забраньено Пушенье по существу запретили работать на станции, руководство ТВ Сараево сочло необходимым извиниться за оплошность позже в тот же день в центральном ежедневном выпуске новостей станции «Дневник 2» , а также временно отстранить как технического специалиста, так и руководителя заряжать. [ 21 ]
По ассоциации истерия распространилась и на деятельность Top lista nadrealista . Продвигая свой недавно выпущенный комедийный альбом (выпущенный Дискотоном на аудиокассете, содержащий сборник лучших песен радиосегмента «Top lista nadrealista») в Сараево, деятельность группы в городе была настолько заклеймена, что ни один журналистам хватило смелости появиться на рекламном пресс-мероприятии в музыкальном магазине Muzikalije на улице Штросмаерова , опасаясь, что их появление будет истолковано как публичная демонстрация поддержки осажденного Карайлича и остальных его товарищей. [ 22 ]
Из-за всех проблем и хлопот, внезапно связанных с организацией концерта Zabranjeno Pušenje, местные промоутеры начали избегать группы, несмотря на явный спрос на их концерты. Оказавшись все более изолированной и потеряв коммерческий импульс, группа решила вложить всю свою энергию в организацию одного громкого концерта, который, как мы надеемся, послужит заявлением ободрения для всех потенциальных промоутеров, чтобы они не стеснялись вдали от группы. Тем не менее, несмотря на аншлаг Hala Pionir в Белграде в субботу, 16 февраля 1985 года, на котором присутствовало более 7000 человек, концерт не имел желаемого эффекта в СМИ, и падение группы продолжилось, и концерты теперь полностью прекратились.
Столкнувшись с непреодолимыми препятствиями, группа временно сдалась, решив затаиться на какое-то время, пока некоторые участники вернулись к созданию Top lista nadrealista на Радио Сараево. Однако в марте 1985 года власти положили конец и этому, навсегда исключив этот отрывок из программы радио.
В то время как карьера одной группы Нового Примитивизма, Zabranjeno Pušenje, внезапно пошла под откос, другая группа из той же среды, Plavi Orkestar , стала набирать популярность.
Другие группы, которые в то или иное время идентифицировали себя с New Primitives, включают: Bombaj Štampa , Plavi Orkestar , Dinar и Crvena Jabuka , хотя они быстро перешли к более коммерческим и коммуникативным формам самовыражения.
1984–1985: Мухарем возглавил Плави Оркестар, Солдатский бал добился больших успехов.
[ редактировать ]Честно говоря, я заключил этот контракт [с выскочкой Plavi Orkestar в конце 1984 и начале 1985 года] исключительно благодаря коммерческому успеху Забраньено Пушенье с Das ist Walter . Основная идея моей презентации [генеральному директору Jugoton] Шкарице заключалась в том, что этот материал — еще один проект New Primitive, только на этот раз с точки зрения лагеря . И это все еще было очень трудно продать, хотя в конце концов он сдвинулся с места и даже подписался на такие треки, как «Suada» и «Šta će nama šoferima kuća». Тем не менее, его согласие было лишь предварительным, поскольку он хотел записать как минимум 5-6 новых треков, отложив окончательное решение до тех пор. Так что, по сути, группе пришлось делать демо заново. А поскольку участники были в полном замешательстве, и в наличии была только Лоша, мне удалось через Яхо Хоура связаться с Гусом для создания этих новых демо-записей. Гус, в свою очередь, пригласил на игру своих товарищей по Парни Валяк , как своего рода наемную аварийно-спасательную бригаду... И только тогда Шкарица дал свой последний сигнал. Так что да, записи, которые заставили Jugoton наконец подписать контракт с Plavi Orkestar, де-факто были записями Парни Вальяка. [ 2 ]
-Менеджер Plavi Orkestar Малкольм Мухарем о закулисных сделках, которые привели к выпуску « Солдатского бала» .
Хотя факел нового примитивизма в первую очередь несли Элвис Дж. Куртович и его метеоры и Забраньено Пушенье, с этим движением были связаны и другие группы.
Через шесть месяцев после расставания с Elvis J. Kurtovich & His Meteors из-за слабого приема их дебютного альбома хитрый менеджер Малкольм Мухарем переключился на другую местную сараевскую группу — Plavi Orkestar — группу, которая существовала с 1981 года, прежде чем начать выступать на сцене. на сцене студенческого клуба города в 1983 году, и теперь собирался сделать следующий шаг, записав и выпустив студийный альбом. Хотя они начинали как гаражная/панк-рок-группа, которая часто пересекалась с Pušenje и EJK (басистка Orkestar Чера I даже играла на демо-записях Pušenje, прежде чем присоединиться к Orkestar, хотя группы также часто давали совместные клубные концерты), со временем, особенно после достижения В стабильном составе Лоша, Пава, Чера I и Чера II в начале лета 1983 года Plavi Orkestar перешли к более традиционным формам выражения в общем югославском культурном контексте. На практике это означало, по сути, отказ от панка в пользу поп-музыки и открытый флирт с югославскими коммерческими людьми в их звучании. Хотя эта практика открывала для них коммерческие двери, эта практика в некоторой степени ставила их на периферию нового примитивизма. По сравнению с двумя основными новыми примитивными коллективами, сценический внешний вид Plavi Orkestar был гораздо более упорядоченным, а их тексты - менее интеллектуальными.
Тем не менее, Мухарем увидел новую возможность в четырех молодых парнях, каждому из которых только что исполнилось 20 лет, которые недавно вернулись в город после годовой обязательной армейской службы. [ 23 ] Помимо встреч с ними на различных клубных концертах в течение предыдущих нескольких лет, когда он руководил Элвисом Дж. Куртовичем и его метеорами, Мухарем уже поделился несколькими примерами краткого делового сотрудничества с молодыми людьми Plavi Orkestar, например, помогая им, в сентябре В 1983 году организовали сеансы записи демо в Энко Лесича студии [ 2 ] Осенью 1984 года, когда Мухарем официально взял группу под свое крыло, Plavi Orkestar практически не существовал с ее основным творческим дуэтом — фронтменом Сашей Лошичем и гитаристом Младеном «Пава» Павичичем — не в разговорах, а Пава отказывался участвовать в какой-либо группе. сопутствующие мероприятия. Не испугавшись, Мухарем передал их демо 1983 года генеральному директору Jugoton Синише Шкарице , предложив ему еще одну новую примитивную группу, представив звучание и имидж Plavi Orkestar как лагерь . [ 2 ] По его собственному признанию, Мухарем использовал огромный успех альбома Забреньено Пушенье Das ist Walter в качестве своего главного аргумента в пользу Шкарицы, который, как сообщается, нуждался в дальнейшем убеждении, поскольку он заставил группу записать больше демо. [ 2 ] Благодаря личным связям, таким как Прляво Казалиште [ Jaseno Houra Мухарем убедил Парни Валяка Хусейна «Хуса» Хасанефендича согласиться записать еще несколько демо с молодыми ребятами из Plavi Orkestar, что вернуло Павичича в ряды и к январю 1985 года все четверо отправились в Загреб для записи в студии SIM . [ 2 ] Впоследствии этим новым демо удалось заключить предварительный контракт с Jugoton.
Альбом под названием Soldatski bal вышел в феврале 1985 года и мгновенно произвел фурор по всей Югославии, поместив молодую группу в число самых успешных югославских рок-групп, таких как Биело Дугме и Рибля Чорба . По сути, Мухарем остался верен рекламным методам, которые он ранее применял с Элвисом Дж. Куртовичем и его метеорами - печатными СМИ и звуковыми фрагментами - хотя саркастическая бравада EJK&HM теперь была заменена мечтательным мальчишеским обаянием Плави Оркестара. Однако на этот раз это имело огромный коммерческий эффект, поскольку в конце лета 1985 года группа отправилась в тур по Югославии со сценами, где тысячи кричащих и падающих в обморок девочек-подростков повторялись из города в город. [ 24 ] Тур, названный «Bolje biti pijan nego star» («Лучше пьян, чем старый») в честь хита группы, включал 140 концертов на спортивных аренах и других крупных площадках по всей стране. Мухарем также нанял журналиста, ставшего режиссером, Горана Гаича для съемок документального гастрольного фильма, таким образом воссоединившись с писателем через два года после его яркой статьи об Элвисе Дж. Куртовиче летом 1983 года в «Старте» . Кроме того, Гаич снял видео на хит группы Plavi Orkestar «Kad mi kažeš, paša» с участием актрис Тани Бошкович , Сони Савич , журналистки Мирьяны Бобич-Мойсилович и телеведущей Сюзаны Манчич . В итоге альбом был продан тиражом 550 000 копий. Несмотря на неожиданный и внезапный успех, чувствительность группы быстро трансформировалась еще больше в фолк-поп, поскольку они почти превратились в слащавый бойз-бэнд , многие средства массовой информации по-прежнему представляли их как новую примитивную группу, что дало движению беспрецедентную популярность в Югославии в первой половине 1985.
1985–1986: Ричл покидает Elvis J. Kurtović & His Meteors, чтобы сформировать Crvena Jabuka, и сразу же становится большим.
[ редактировать ]Расставшись со своим менеджером Малкольмом Мухаремом в середине 1984 года после разочаровывающего коммерческого исполнения своего дебютного альбома Mitovi i Legende o Kralju Elvisu , Элвис Дж. Куртович и его Meteors продолжили сражаться в том же составе, выпустив еще одну пластинку — Da Bog 1985 года. da crk'o rok'n'rol - который также не смог зацепить широкую аудиторию.
Их выступление в июне 1985 года на YU Rock Misija на стадионе Маракана в Белграде фактически оказалось лебединой песней группы . Гитарист Дражен Ричл, который с мая 1985 года уже воссоединился в музыкальном плане со Злаей Арсланагичем, своим старым коллегой по группе Ozbiljno Pitanje и со-героем Top lista nadrealista , официально покинул Elvis J. Kurtović & His Meteors после выступления YU Rock Misija. Остальные участники - вокалист Ризо Петранович, барабанщик Радомир «Харе» Гаврилович, басист Нермин «Фичо» Дедич и клавишник Зоран «Пока» Деган - также последовали их примеру, поскольку группа фактически прекратила свое существование.
Хотя Ричл и Арсланагич поддерживали связь на протяжении многих лет после их раскола в Ozbiljno Pitanje в 1982 году, летом 1985 года они снова собрались, чтобы сформировать новую группу, которую они в конечном итоге назвали Crvena Jabuka . [ 25 ] Поскольку и 23-летний Ричл, и 24-летний Арсланагич уже достигли определенной известности благодаря Top lista nadrealista , их сбор летом 1985 года для музыкального проекта вызвал резонанс в прессе еще до того, как новая группа выпустила какие-либо песни. . Особенно частыми были сравнения и параллели в прессе с Plavi Orkestar , еще одной сараевской группой, молодые участники которой прошли через новый примитивизм, а затем перешли к более коммерческому звучанию и взорвались на югославской музыкальной сцене. [ 25 ] Пресс-репортаж о том, что Crvena Jabuka следует по стопам творческой и бизнес-модели Plavi Orkestar, особенно усилился, когда в конце 1985 года новая группа подписала контракт с Jugoton. [ 25 ] За сессиями записи альбома в студии SIM в Загребе внимательно следила югославская музыкальная пресса, включая даже телевизионные репортажи. [ 26 ]
Црвены Ябуки В конце марта 1986 года вышел одноименный дебютный альбом , который сразу же имел большой коммерческий успех. Несмотря на то, что альбом использует некоторые элементы локализованной эстетики Нового Примитивизма, он представляет собой широкую югославскую коммерческую пластинку, предназначенную для охвата как можно большего количества молодежи со звуком, варьирующимся от мелодичного пауэр-попа до поп-рока . [ 27 ] Тем не менее, многие критики и обозреватели продолжали связывать Црвену Ябуку с новым примитивизмом, несмотря на то, что даже Ричл и Арсланагич дистанцировали свою новую группу от движения, занимаясь рекламой альбома в прессе. [ 27 ]
1987: Официальная кончина
[ редактировать ]«Новый примитивизм» был распущен в 1987 году на шуточной церемонии, на которой присутствовало большинство его основателей и видных деятелей. Снятый в Сараевской академии исполнительских искусств (ASU) в форме телевизионного комедийного скетча для телеканала TV Sarajevo, фильм «Официальное роспуск нового примитивизма» был оформлен как съезд Югославской коммунистической лиги (SKJ), делегаты которого по очереди выступали на трибуне. Названный 7-м Чрезвычайным Конгрессом Нового Примитивизма, он пришел к выводу, что движение должно быть немедленно распущено его членами с мантрой «лучше мы [сделаем это], чем кто-то другой». [ 28 ]
Реакция и прием
[ редактировать ]1983
[ редактировать ]Первоначальная реакция югославских СМИ на это движение не была положительной. Во время зарождения нового примитивизма, после двойного концерта Элвиса Дж. Куртовича и его метеоров и Plavi Orkestar летом 1983 года в белградском SKC, появилась реклама в широкотиражной ежедневной газете Politika , в которой был сделан обзор шоу, а также обсуждалось движение в целом. . В своем негативном обзоре рок-критик Люба Трифунович помещает «Новый Примитивизм» в один контекст с коммерческого фолк- певца Лепы Брена нынешним в то время флиртом с рок-звуком (который он уничижительно называет « наивным роком»), выражая разочарование тем, что «оба появились именно тогда, когда мы начали думать, что югославский рок наконец-то стал невосприимчив к таким болезням благодаря новой волне, эффективно смывающей так называемый « пастушеский рок » и все его производные». Наблюдение Нового Примитивизма в преемственности с несколькими прошлыми предложениями музыкальной сцены Сараево, такими как композитора Николы Бороты Радована опус , Ютро , раннее Биело Дугме и Милича Вукашиновича с сотрудничество Ханка Палдум , Трифунович считает прилагательное «новый» совершенно излишним в названии движения: «Элвис Дж. Куртович и его Метеоры и Plavi Orkestar являются представителями этого обновленного и урезанного примитивизма , и даже если некоторые несущественные различия действительно существуют, когда двух групп Если сравнивать интерпретативный дилетантизм (с EJK&HM на первом месте), то, что действительно удручает, так это их абсолютный творческий пафос, воплощенный в кредо «давайте будем самими собой» — примитивные балканоиды». [ 29 ]
Хотя поначалу движение было в основном негативно оценено югославскими рок-критиками, оно все же получило неожиданный комплимент от самого успешного и известного рок-музыканта Югославии Горана Бреговича , которого часто безжалостно высмеивали новые примитивы. [ 27 ] Осенью 1983 года в телеинтервью рок-музыкальному шоу Rock oko на Сараевском телевидении он назвал новый примитивизм «единственным аутентичным югославским ответом на панк ». [ 27 ]
1984
[ редактировать ]Когда в конце 1983 года и особенно на протяжении 1984 года движение стало более заметным - с появлением дебютного альбома Забраньено Пушенье и запуском программы Top lista nadrealista на телевидении - оно начало получать больше внимания в югославских СМИ.
В июле 1984 года рок-критик Дарко Главан написал подробное мнение о новом примитивизме в целом, а также о EJK&HM и Забраньено Пушенье в частности. Выражая умеренное одобрение, он выражает свое личное согласие с движением: «Если они кому-то нравятся, я не собираюсь их отговаривать, однако, если они кому-то не нравятся, я не собираюсь пытаться убедить их в обратном». Более того, отмечая, что новые примитивы заслуживают того внимания средств массовой информации, которое они получали, он задается вопросом, не стало ли количество рекламы чрезмерным, потому что «они потрясающие как добавленная ароматная приправа к развитой и разнообразной рок-сцене, но вряд ли могут функционировать как доминирующая тенденция». [ 30 ] Сосредоточив внимание на EJK&HM, он называет их «боснийским ответом Sha Na Na », а затем объявляет их приемлемой формой развлечения для широких масс и долгожданным перерывом от бессвязной арт-роковой претенциозности. Хотя далее они выражают скептицизм относительно того, достаточно ли этого для обычной рок-карьеры, ссылаясь на «нежелание EJK&HM освежить свои повторяющиеся шутки и шутки» как на беспокойство по поводу их долгосрочных карьерных перспектив. [ 30 ] Главан более оптимистичен в отношении Pušenje, считая их «более музыкальными, более талантливыми и в контексте пластинки просто сильнее, чем EJK&HM». Сравнивая Пушенье с The Clash , а также превознося их художественные амбиции, которые «спасают их от превращения в одномерные карикатуры и дополнительно вызывают стилизованный неореализм с местным колоритом из Эмира Кустурицы романа Sjećaš li se Doli Bel? », Главан считает, что, несмотря на то, что иногда ему не удается это сделать. правильно сформулировав свою изобретательность, у группы свежий голос и пара отличных треков с их дебютного альбома. [ 30 ]
1985
[ редактировать ]Новый примитивизм привлек гораздо больше внимания прессы в начале 1985 года, когда в средствах массовой информации страны бушевало так называемое «дело маршала» после предполагаемого оскорбительного каламбура фронтмена Zabranjeno Pušenje Неле Карайлича по поводу смерти маршала Тито на концерте группы в конце ноября 1984 года в Риеке.
В своей статье в январе 1985 года о различных аспектах «дела Маршала» Забраньено Пушенье, когда скандал еще разворачивался и его исход сильно менялся, рок-критик Златко Галл включил свои наблюдения о группе в частности и о новом примитивизме в целом. Написав через призму продолжающегося политического скандала, который оспаривается в югославских СМИ и суде общественного мнения, он резюмирует философию публичной деятельности Нового Примитивизма как «обладающую явными антиинтеллектуальными чертами, включая прославление уличного местного благородного дикаря посредством юмора». это играет на дешевые места и, как таковое, балансирует на тонкой грани между намеком с одной стороны и вульгарностью и отвращением с другой». Галл продолжает, полагая, что дебютный альбом Забраньено Пушенье Das ist Walter «в основном находится на правой стороне этой линии, несмотря на грубость группы и различные недостатки, которые им удалось превратить в преимущество», прежде чем похвалить его дальше, как это сделал Глава шестью месяцами ранее. за «успешное воссоздание атмосферы творчества Кустурицы». Sjećaš li se Doli Bel? ", который Галл рассматривает как "фильм, который не только вызвал ностальгию, но и пробудил у молодых сараевцев сознание своей собственной (новой примитивной) идентичности". Журналист заключает, что Забраньено Пушенье, таким образом, подготовило почву для такой карьеры, как Бульдожер . s, но его огромный успех, «которому способствовала эйфория вокруг нового примитивного Top lista nadrealista » в течение последнего года, «часто толкал группу на неверную сторону линии вульгарности во время их живых выступлений, и в этот момент это всего лишь маленький шаг к неприятное замечание и неудачная шутка об американском усилителе». [ 31 ]
На фоне «дела Маршалла», перешедшего на более высокий уровень, в результате которого Забраньено Пушенье и «Новый примитивизм» были фактически запрещены к публичной деятельности в различных частях Югославии – с множеством отмененных концертов Забраньено Пушенье, запретом на воспроизведение их песен на радио, удалением Top lista nadrealista сараевского радио и телевидения, против Карайлича возбуждается судебное дело и т. д. - кинокритик и обозреватель Богдан Тирнанич написал в марте 1985 года обширную статью , в которой феномен нового примитивизма используется как отправная точка для критики. нисходящей политики Югославии в области искусства и культуры. Наблюдая за тем, как движение подавляется по политическим мотивам и исчезает из поля зрения сразу же после того, как ему было уделено огромное внимание средств массовой информации, Тирнанич предлагает личную поддержку осажденным новым примитивам, заявляя, что он «верит в версию событий молодого Карайлича, согласно которой то, что они на самом деле имели в виду, было на самом деле справедливым». чертов усилитель». Затем автор утверждает, что «хотя в какой-то момент в будущем будет совершенно неважно, выпалили ли эти дети то, что им приписывают, ничто из этого не влияет на суть дела, потому что даже если это общественное расследование будет сосредоточено вокруг того, что Карайлич подразумеваемый его сценической шуткой о Риеке, не был запущен так, как это было, как По словам одного парня , со всей новой примитивной вещью всегда приходилось так или иначе жестоко обращаться». Прежде чем изложить это утверждение, Тирнанич делает шаг назад, чтобы предложить свои взгляды на творческие достоинства Нового Примитивизм, провозгласивший его «без сомнения, одним из крупнейших медиа и культурных достопримечательностей 1984 года, который появился как местная субкультурная философия в ответ на соответствующие рок-н-ролльные среды в Белграде, Загребе и Любляне начала 1980-х годов, когда-то в этих городах были панк и сцены новой волны начали уменьшаться» и резюмировал это как «уникальную и простую программу, которая полностью устраняет опасность когда-либо стать, даже неосознанно или случайно, эпигоном глобальной тенденции благодаря утверждению своеобразного культурного содержания, исходящего из аутентичного природный ресурс — homo balcanicus — с его широким спектром социально - фольклорных характеристик: от выдергивания чакии до необязательной личной гигиены ». Тирнанич продолжает, отмечая, что «не всегда легко сказать, является ли доктор. Неле Карайлич и Элвис Дж. Куртович искажают персонажей, о которых рассказывают: высмеивая их с иронической манерной дистанцией, или они искренне превозносят их, чтобы ими восхищались, как уникальных личностей, полностью очищенных от любых следов цивилизации за пределами балканского опыта». Писатель чувствует, что «какую из двух позиций в конечном итоге займут новые примитивные исполнители». отношение к своим персонажам, похоже, варьируется от ситуации к ситуации, хотя они, вероятно, хотели бы, чтобы это было в обоих направлениях одновременно», хотя и добавляют, что «обычно они играют с иронической дистанцией чаще, чем с прямой, но в основном из-за необходимости в чтобы их довольно тонкий материал с точки зрения продолжительности и количества прослужил немного дольше». Затем Тирнанич обращает свое внимание конкретно на самые популярные предложения движения: «Топ-листы надреалиста» Забраньено Пушенье и «Das ist Walter» . Когда дело доходит до топ-листов Надреалиста 1984 года, хотя и считает его «долгожданным глотком свежего воздуха на затхлом югославском телевидении», писатель также считает, что «его социалистический стиль опоздал примерно на двадцать лет после Йован Ристич в начале 1960-х играет в кабаре DADOV и Комарак». [ 32 ]
Наследие
[ редактировать ]Новый Примитивизм был в первую очередь ерундой, которую в конце концов восприняли слишком серьезно. Он был создан как наш ответ на глобальные музыкальные тенденции, которые западная музыкальная индустрия регулярно создавала и запускала, чтобы продавать больше пластинок. Всякий раз, когда в продажах наблюдается затишье, индустрия предлагает что-то, например, под названием « Новый романтизм» . А потом появляется группа, например, называется Ultravox , так что мы все стригемся как Ultravox и покупаем эту штуку на год или полтора. А потом приходит время New Something Else, и тот же цикл повторяется снова. промышленности, придумав собственное движение. Новый Примитивизм был бы гениален, если бы его перенял и взрастил серьезный художник-концептуалист, готовый вложить в него хотя бы столько же энергии, сколько те словенские чуваки вложили в свое « Новое Словенское Искусство». . Однако, если говорить объективно, это всегда было невозможно, потому что ребята из NSK серьезно относились к своему делу, а мы так и не прошли дальше этой ерунды... Я также должен добавить, что самая большая разница между Новым Примитивизмом и NSK заключалась в тот факт, что «старый примитивизм» реально существовал, тогда как «Альтсловенское искусство», строго говоря, никогда не существовало. [ 33 ]
-Неле Карайлич в 2012 году о том, был ли новый примитивизм политическим или культурным движением.
Новый примитивизм как субкультурное движение сохранял известность даже после своего официального упадка в 1987 году.
родившийся и выросший в Сараево, Романист Мильенко Ергович, неоднократно ссылался на новый примитивизм в своих литературных произведениях в качестве газетного обозревателя, поднимая его с любовью и в позитивном свете. Его хвала героям движения охватывает широкий диапазон: от аплодисментов за их вклад в гражданскую гордость Сараева до восхищения приемами повествования и использованием языка в их песнях и комедийных скетчах. В начале 1990-х годов он охарактеризовал новый примитивизм как «общее культурное освободительное движение, которое должно было избавить боснийцев от их вечного комплекса неполноценности по отношению к Загребу и Белграду». [ 34 ] В колонке 2014 года он объяснил это как «жест самоиронии, который послужил для города Сараево способом выбраться из своего культурного кокона и, по крайней мере, на короткое время, стать культурной столицей Югославии». прежде чем добавить, что это также принесло «насмешку над режимом и полную карнавализацию повседневной жизни, одновременно проявляя фантастическую способность рассказывать «маленькую историю», а также воздавать должное и почтение посредством рассказывания историй». [ 35 ] Рассказывая в 2017 году о языке, стиле и метафорических ассоциациях, используемых новыми примитивами, Ергович рассматривал все это как «часть искусственного сараевского кода чаршии , который эти ребята придумали для того, чтобы рассказывать свои истории и писать свои песни, того же самого кода». в конечном итоге это попадет на улицы города и даже в его интеллектуальные салоны - дерьмовые палаты новой сараевской культурной и литературной элиты». Кроме того, Ергович воскликнул в той же статье, что «язык в раннем Top lista nadrealista и первых альбомах Zabranjeno Pušenje и EJK&HM не имел никакого отношения к реальности, поскольку никто в городе Сараево на самом деле не говорил таким образом», объясняя все это как « персифляж ». своего рода сознательное издевательство над собой, предполагающее всевозможные приукрашивания». В заключение он сказал, что «то, что начиналось как персифляж, вскоре стало настолько широко принятым стандартом [в Югославии], что из-за этих немногих уникально талантливых и юмористических личностей дар юмора стал коллективным в том смысле, что если стереотип, что Цыгане хорошо поют и играют на инструментах, это правда, и если все чернокожие умеют танцевать и держать ритм, то каждый в Боснии должен уметь шутить и развлекать толпу». [ 8 ]
В своем резком упреке этому движению в 1993 году Мухидин Джанко, профессор университета философского факультета Сараевского , назвал новый примитивизм «исключительно антиисламским движением», которое «благодаря харизме своих сторонников сумело напрямую препятствовать и даже уничтожить национальные чувства боснийской мусульманской молодежи, большинство из которых являются гордыми членами «новой примитивной нации»». Кроме того, он считал, что поэтика нового примитивизма коренится в его специфическом языке, содержащем «предполагаемые речевые модели и язык сараевских чарший и махал », прежде чем отвергнуть ее как «дешевый трюк, призванный высмеять традиционное словесное выражение сараевских мусульман и унизить его». их восточная лексикология ». [ 36 ]
Зоран «Кане» Костич , фронтмен Partibrejkers , не был поклонником нового примитивизма; он мимоходом упомянул об этом во время интервью 1997 года, вспоминая ранние годы своей группы и особенно вспоминая коммерческий успех Плави Оркестара и Црвены Ябуки в середине 1980-х годов в Югославии, трамплином которого стал Белград: «В середине 1980-х годов , музыкальная сцена в городе снова начала набирать обороты, и начали набирать обороты новые группы. Но это была неудачная поездка в Белград примерно в 1986 году, сразу после того, как эти хриплые новые примитивные парни подготовили почву. для них они были их троянскими конями . Я никогда не вникал в эту новую примитивную штуку именно потому, что видел в ней что-то другое, я имею в виду, в конце концов, их тупая фишка позволила такой группе, как Валентино завоевать Белград. ". [ 37 ]
в марте 2000 года В своей статье Vreme о пренебрежении некоторых крикливых слоев потребителей рок-н-ролла и музыкантов в Сербии (особенно живущих в Белграде с «пресыщенными, элитарными вкусами») постоянно демонстрировалось отношение к популярным и/или популистским 1970-м и Югославские рок-н-ролльные коллективы 1980-х годов, вышедшие из Боснии, журналист Урош Комленович в основном сосредоточил внимание на Горане Бреговиче и Биело Дугме , являющихся объектами таких насмешек, но также, мимоходом, говорил о том, что новый примитивизм подвергается такой же критике со стороны тех же кругов. [ 38 ] Полагая, что это не вина новых примитивов, люди [Югославии] восприняли их всерьез и начали относиться к их сатире как к поведенческому руководству, Комленович одновременно высмеивал то, что, по его мнению, было тенденцией среди белградских городских хипстеров отделить Забраньено Пушенье от Top lista nadrealista ( то есть более крутые белградцы, рассматривающие первое как ворота к сельскому популизму, в то же время превознося второе как убедительный политический и социальный анализ), несмотря на то, что оба они созданы более или менее одними и теми же людьми. [ 38 ] Хотя Комленович явно не рассматривал ультракоммерческую Crvena Jabuka как новую примитивную группу (несмотря на то, что они имеют корни в Новом Примитивизме), а скорее как «клон Биело Дугме наряду с Мерлином и Региной », Комленович все же сумел выявить некоторые качества в творческой деятельности группы, которые «спасает их от того, чтобы их просто отвергли как потворствующих придурков». [ 38 ]
Однажды мне позвонит кто-то и скажет, что он исследователь, работает где-то в университете и хочет задать мне вопросы о новом примитивизме. Моя немедленная реакция — трахаться с ними. Однако, когда позже мне прислали книгу в твердом переплете в красивом переплете, я должен сказать, что переполняюсь гордостью. Ничто не доставляет мне большего удовлетворения, чем просмотр чуши 30-летней давности, которую я написал исключительно из злости, праздности или злобы, теперь переведенной на английский и проанализированной серьезными людьми для поиска более глубокого смысла. [ 39 ]
-Элвис Дж. Куртович в своей онлайн-колонке в 2013 году об интересе, который новый примитивизм вызывает в социальных научных кругах.
Выступая в качестве говорящей головы в документальном фильме Сильвио Мирошниченко «Друга страна рок-н-ролла» , финансируемом HRT в 2011 году, о цензуре на югославской музыкальной сцене 1970-х и 1980-х годов, рок-критик Дарко Главан резюмировал свой взгляд на политические и идеологические аспекты нового примитивизма. : «Это факт, что они были намеренно [политически] провокационными, но они также были очень осторожны, чтобы всегда сигнализировать о своей безвредности для [коммунистической] системы. Да, они «шалили» здесь и там с юмористическими провокационными заявлениями, но в конечном итоге они верил в систему, я никогда не обнаруживал у них радикального неприятия системы, как это было у Штулича или молодой Хоуры». [ 40 ]
Для многих новый примитивизм приобрел дополнительную актуальность в контексте распада Югославии . 2013 года, Такие книги, как «Shake, Rattle and Roll: Югославская рок-музыка и поэтика социальной критики» написанные Далибором Мишиной, доцентом социологии Университета Лейкхед , посвящают значительную часть изучению общего значения нового примитивизма в последнее десятилетие существования СФР Югославии. существование, утверждая, что страна могла бы выжить, если бы она приняла ценности, пропагандируемые Новым Примитивизмом и подобными жанрами, в качестве своей новой культурной модели. [ 41 ]
Вскользь упоминая «Новый примитивизм» в колонке о фолк-рок- группе Nervozni Poštar в 2018 году , писатель Мухарем Баздуль сравнил это движение с «озорным ребенком, который любит испытывать терпение своих родителей, учителей и директора школы, но не вполне готов пойти так далеко, что сделает что-то, что на самом деле рискует быть исключенным из школы», прежде чем прийти к выводу, что «так же, как барокко оказалось в рококо, так и новый примитивизм оказался в Нервозном Поштаре», потому что «Нервозный Поштар появился в то время, когда эстетика нового примитивизма практически стала доминирующей в югославской общественной сфере, и когда страх перед неодобрением культурной элиты больше не присутствовал даже в той форме, когда вас возбуждает то, что культурная элита считает вас отвратительным». [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- Элвис Дж. Куртович и его метеоры
- Курение запрещено
- Топ-лист сюрреалистов
- SFR Югославская поп- и рок-сцена
- Панк-рок в Югославии
- Музыка новой волны в Югославии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Mainstream ; RTV Pink, 1990-е, через YouTube.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Росич, Бранко (11 мая 2018 г.). « Новые примитивы — это самая точная пуля, выпущенная в Сараево после убийства Гаврилой Принципом Франца Фердинанда»: Исповедь отца нового примитивизма Малькома Мухарема» [»Новые примитивы — самая точная пуля, выпущенная в Сараево после убийства Гаврилой Принципом Франца Фердинанд»: Исповедь отца нового примитивизма Малькома Мухарема. Недельник (на сербском языке). Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ Куртович, Элвис Дж. (12 февраля 2020 г.). «Манифест нового примитивизма» . Radiosarajevo.ba . Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ Шеханович, Дамир (2009). «Элвис Дж. Куртович» . Розовый БХ . Дамар Шоу. Архивировано из оригинала 11 ноября 2022 года . Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ Ранчич, Сандра; Весич, Душан (2004). «Анархия по всей Башчаршии (серия 24)» . РТС . Роковник . Архивировано из оригинала 11 ноября 2022 года . Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Куртович, Элвис Дж. (7 июня 2016 г.). «Безумный взлет Элвиса Дж. Куртовича» . Radiosarajevo.ba . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Элвис Дж. Куртович @ Дамар
- ^ Перейти обратно: а б Ергович, Мильенко (27 февраля 2017 г.). «С тех пор, как отцы не знали, против кого поют их дети» . Radiosarajevo.ba . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ Куртович, Элвис Дж. (23 декабря 2014 г.). «30 лет «Мифам и легендам...» » . Radiosarajevo.ba . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ Куртович, Элвис Дж. (14 февраля 2012 г.). «Олимпиада, Юрек, бурек» . Radiosarajevo.ba . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ Интервью Карайлича. Архивировано 29 января 2014 г. в Wayback Machine ; Сюжет , 4 ноября 2008 г.
- ^ Шутич, Катя (ноябрь 1984 г.). «Личности ноября 1984 года» . Студия . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ Злой дым запретного курения
- ^ Павлович, Павле (декабрь 1984 г.). «Ядовитый дым запретного курения» . Как. Архивировано из оригинала 31 марта 2022 года . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «25 самых продаваемых журналов в Югославии '83: удивительные факты о самых популярных газетах» . Святой. Август 1983 года . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Вонючий дым запрещенного курения» . Дост. Январь 1985 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2022 года . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Колар, Рамо (4 января 1985 г.). «Потрясения новых примитивов» . Освобождение . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ «Письмо членов движения «Не курить» разослано всем общественно-политическим организациям города Сараево и СР БиГ» . Изюминка. 25 января 1985 года . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маркович, Славолюб (февраль 1985 г.). «О социально-политической ответственности рок-звезд: Фильтр или рупор» . Репортер . Проверено 29 ноября 2017 г.
- ^ «Главный ток» . РТВ Пинк. 1990-е годы. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ Мейнстрим RTV Pink, 1990-е;
- ↑ Цензура в 80-м радиусе , media.ba, 6 декабря 2012 г.
- ^ Куртович, Элвис Дж. (15 января 2013 г.). «О Маруше, открытках из Ниша и отказе от курения» . Radiosarajevo.ba . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ Пуканич, Иво (сентябрь 1985 г.). «Поп-феномены: Синий оркестр – дети сошли с ума!» . Студия . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мисирлич, Амир (май 1986 г.). «Нам хотелось бы играть долго» . Камень . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Сеансы записи Red Apple
- ^ Перейти обратно: а б с д Весич, Душан (июль 1986 г.). «Яблоко со вкусом успеха» . Камень . Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ Куртович, Элвис Дж. (25 октября 2016 г.). «Потерянный эскиз» . Radiosarajevo.ba . Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ Трифунович, Любо (лето 1983 г.). «Во имя любви» . Политика . Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Главан, Дарко (июль 1984 г.). «Музыкальное лето 1984 года, Дарко Главан о новом примитивизме: есть ли у Элвиса и Неле чрезмерная известность?» . Студия . Проверено 29 июня 2016 г.
- ^ Галл, Златко (20 января 1985 г.). «Кто (не) играет в рай...» Неделя Далмация . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Тирнанич, Богдан (март 1985 г.). «Дан кад се све пушило» . НИН . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Груйчич, Небойша; Глигоревич, Йована (6 декабря 2012 г.). «Смысл сюрреализма доктора Нелет Карайлич» . Время . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ Ергович, Мильенко (ок. 1990-е). «Во имя любви» . Огледало. Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Ергович, Мильенко (9 сентября 2014 г.). «Боснийские джихадисты близко к нам, но шахтеры так далеко» . Утренняя газета . Проверено 12 ноября 2019 г.
- ^ Джанко, Мухидин (1993). «Новый примитивизм Сараево: движение за уничтожение мусульманского национального бытия» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Ставрич, Любиша (5 сентября 1997 г.). «Исповедь: Зоран Костич Кейн, нарушитель вечеринок: никаких уловок и срывов» . НИН . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Комленович, Урош (11 марта 2000 г.). «Боснийский Рок» . Погода . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Куртович, Элвис Дж. (29 января 2013 г.). «Он будет, он будет, но...» radiosarajevo.ba . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ Мирошниченко, Сильвио (2011). «Другая сторона рок-н-ролла: Дарко Главан (временная метка 16:14)» . Хорватское радио и телевидение . Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 года . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Shake, Rattle and Roll: югославская рок-музыка и поэтика социальной критики
- ^ Баздуль, Мухарем (22 января 2018 г.). «Серебристый Кадиллак превосходит все» . Barefoot.com . Проверено 12 ноября 2019 г.