Jump to content

Музыка Албании

Музыка Албании ( албанский : Muzika Shqiptare ) связана со страной Албания и албанскими общинами . Музыка имеет в стране давние традиции и известна своим региональным разнообразием: от гегов на севере до тосков на юге. страны Это неотъемлемая часть национальной идентичности, на которую сильно повлияла долгая и бурная история . [1] что заставило албанцев защищать свою культуру от своих повелителей, живя в сельской местности и в отдаленных горах.

Албанская популярная музыка часто включает в себя народную музыку страны. Албанская народная музыка включает одноголосные и полифонические стили, отклики , хоровую, инструментальную и вокальную музыку. Каждый регион имеет уникальную музыкальную традицию, отражающую его историю, язык и культуру . [1] Полифоническое пение и песенные формы встречаются преимущественно в Южной Албании, тогда как на Севере они преимущественно монофоничны. Албанская изополифония была объявлена ​​ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества . [2] , Национальный фольклорный фестиваль Гирокастера проводимый каждые пять лет в Гирокастре , является важным местом проведения демонстрации традиционной албанской музыки.

Албанская музыка распространилась на древнюю Иллирию и Древнюю Грецию , под влиянием Византийской и Османской империй . [3] Это очевидно в археологических находках, таких как арены, одеоны , театральные здания и амфитеатры по всей Албании. Остатки храмов, библиотек, скульптур и картин древних танцоров, певцов и музыкальных инструментов были найдены на территориях, заселенных древними иллирийцами и древними греками. [3]

Церковное пение исполнялось в раннем средневековье в Албании хорами или солистами в церковных центрах, таких как Берат , Дуррес и Шкодер . [4] Средневековье в Албании включало хоровую музыку и традиционную музыку . [4] Шен Ян Кукузели , певец, композитор и музыкальный новатор албанского происхождения, является одним из первых известных музыкантов. [5]

В число всемирно известных современных музыкантов албанского происхождения из Албании и албанской диаспоры входят Экшн Бронсон , Эльвана Гьята , Ава Макс , Бебе Рекша , Дуа Липа , Эра Истрефи , Альберт Станай, Дафина Зекири , Гаши , Эрмаль Мета , Энка , Эльхайда Дани , Нойзи , Униккатил . и Рита Ора . В области классической музыки международное признание получили несколько албанских сопрано и теноров, в том числе Раме Лахай, Инва Мула , Мари Края , Саймир Пиргу и Эрмонела Джахо , а также композитор Васил Толе , член Академии наук Албании.

Народная музыка

[ редактировать ]
Диалекты албанского языка

Албанская народная музыка имеет глубокую историю и может быть разделена на три основные стилистические группы: северные геги , южные лабы и тоски , а также другие важные городские музыкальные районы вокруг Шкодера и Тираны . [1] Он отражает культурную и политическую историю албанского народа и географическое положение в Южной Европе и Средиземноморье .

Северным и южным традициям противопоставляются суровый и героический тон севера и расслабленная, нежная и исключительно красивая форма юга. Эти разрозненные стили объединяет интенсивность, которую исполнители и слушатели привносят в свою музыку как средство патриотического самовыражения и средство передачи повествования устной истории , а также определенные характеристики, такие как использование размеров, таких как 3/8, 5/8 и 10/8. [6] [7]

Албанские народные песни можно разделить на основные группы: героический северный эпос и сладко-мелодичные колыбельные , песни о любви , свадебную музыку , трудовые песни и другие виды песен. Музыка различных фестивалей и праздников также является важной частью албанской народной песни, особенно тех, которые празднуют День Лазаря , знаменующий начало весны. Колыбельные и причитания — очень важные виды албанской народной песни, которые обычно исполняются соло женщинами. [8]

Северная Албания

[ редактировать ]
Игрок лахуты в традиционной албанской одежде.

Геги с севера от реки Шкумбини известны своеобразным разнообразием певческой эпической поэзии . Музыка севера отличается особой монофоничностью . Многие из них посвящены борьбе албанского народа и истории, постоянным албанским темам чести, гостеприимства, предательства и мести, а также Скандербегу , легендарному воину 15-го века, который возглавлял борьбу против османов . [4] Эти традиции являются формой устной истории гегов, а также сохраняют и прививают моральные кодексы и социальные ценности, необходимые в обществе, которое до начала 20 века полагалось на кровную месть в качестве основного средства обеспечения правопорядка. [9]

Наиболее традиционная разновидность эпической поэзии — албанские песни воинов-пограничников . Эти эпические поэмы поются под аккомпанемент лахуты . Его редко исполняют в современной Албании, но можно найти в северных высокогорьях Дукаджинского нагорья и Малезии . [6] Другие стили эпоса также включают «Кэнге тримаш» или «крешникеш» (английский: «Песни храбрых людей или воинов-пограничников» ), баллады и maje krahis ( крики ). Основные эпосы включают Муджо и Халил и Халил и Хаджридже . [8]

Несколько южнее, вокруг Дибера и Керчове в Македонии , лахута не используется, ее заменяет чифтели , двухструнный инструмент, в котором одна струна используется для гудения , а другая для мелодии . Хотя традиционными исполнителями являются мужчины (за исключением присягнувших девственниц ), женщины все чаще принимают участие в эпических балладах. [6]

Наряду с деф, чифтели и шарки используются в танцевальном стиле и пасторальных песнях. Самодельные духовые инструменты традиционно используются пастухами северной Албании; к ним относится зумарэ, необычный вид кларнета. Музыка этих пастухов имеет «меланхоличный и созерцательный» тон. [6] Песни, называемые мадже-крахи , являются еще одной важной частью народной песни Северной Албании; Первоначально они использовались альпинистами для общения на больших расстояниях, но теперь рассматриваются как песни. Песни Мадже-крахи требуют полного диапазона голоса и полны «мелизматических нюансов и фальцетных криков». [8]

Южная Албания

[ редактировать ]
Фолк-группа из Южной Албании

Музыка Южной Албании мягкая, нежная и полифоническая по своей природе, имеющая сходство с греческой музыкой в ​​полифонических песнях Эпира . Влёра на юго-западе имеет, пожалуй, самые необычные вокальные традиции в этом районе, с четырьмя отдельными частями ( берущий , бросающий , тернер и дрон ), которые в совокупности создают сложную и эмоционально очищающую мелодию. Автор Ким Бертон описала мелодии как «украшенные фальцетом и вибрато , иногда прерываемые дикими и скорбными криками». Эта полифоническая вокальная музыка полна силы, которая «проистекает из напряжения между огромным эмоциональным весом, который она несет, укорененным в столетиях гордости, бедности и угнетения, и строго формальным, почти ритуальным характером ее структуры». [6]

Южная Албания также известна похоронными причитаниями с хором и одним-двумя солистами с перекрывающимися скорбными голосами. На юге широко распространена традиция народных песен о любви, в которой исполнители используют свободный ритм и согласные гармонии, украшенные орнаментом и мелизмой . [8]

Народ тоск известен ансамблями, состоящими из скрипок , кларнетов , лахуте (разновидность лютни ) и деф . Эли Фара , популярный эмигрантский исполнитель, родом из Корчи , но город Пермет является центром южных музыкальных инноваций, где рождаются такие артисты, как Ремзи Лела и Лавер Бариу. Лела заслуживает особого внимания, поскольку он основал музыкальную династию, которая продолжает свое существование, и его потомки играют роль в большинстве крупных музыкальных учреждений Тираны. [6]

Южная инструментальная музыка включает в себя степенную каба, ансамбль, управляемый кларнетом или скрипкой, а также аккордеонами и ллаутами. Албанская каба — это импровизированный и меланхоличный стиль с мелодиями, которые Ким Бертон описывает как «одновременно свежие и древние», «украшенные прыжками, скольжениями и рычанием почти вокального качества», иллюстрирующие «сочетание страсти со сдержанностью, которое является отличительной чертой». албанской культуры». [6] Лавер Бариу и Ремзи Лела считаются одними из самых влиятельных албанских кларнетистов и лучших исполнителей албанской кабы . [10]

Музыка этнических греков, проживающих в южных частях страны, очень похожа на музыку Эпира в Греции.

Инструментарий

[ редактировать ]
Лютня Мирдиты из на севере

Инструменты являются неотъемлемой частью албанской народной музыки, особенно на севере. Эти инструменты можно разделить на струнные , духовые и ударные . Они различаются от региона к региону и часто используются по всей стране, исполняя как танцевальную, так и инструментальную полифоническую народную музыку. [3]

Лахута эпическую , однострунный инструмент , уходит корнями в албанскую поэзию с акцентом на важные исторические и патриотические события в истории . [11] [12] Зимними вечерами у камина в нее обычно играют только мужчины. Этот инструмент в основном широко распространен в горных северных районах страны, но его также можно найти в центре страны. [1] Его часто изготавливают из цельного деревянного бруска, состоящего из различных пород древесины, включая клен , ель и дуб . Голова лахуты украшена символами древних культов, такими как голова козерога, которая является символом Шлема Скандербега . [13]

Чифтели использовался со времен османской оккупации Албании .

Чифтелия — струнный инструмент с длинной шеей, часто используемый албанцами-гегами в северо-восточной Албании , Косово , Черногории и Северной Македонии . [3] Это неотъемлемая часть северных традиционных инструментальных ансамблей, обычно исполняемых в контексте северной свадебной музыки.

Файелл , также известный как Зумаре, представляет собой инструмент, похожий на свисток, и на нем в основном играют пастухи на севере вместе с пастушьей флейтой. [14] Инструмент содержит по пять отверстий в каждой трубе и раструб. Мелодии, исполняемые с помощью фейелла, гомофонны и звучат гнусаво, а также очень сильно и мощно. [3]

Скрипка обычно используется с 19 века как в северном, так и в южном регионе. Раньше его держали в вертикальном положении, как виолончель или лахуту, но больше это не практикуется. [3]

[ редактировать ]

Появление

[ редактировать ]
Band of Freedom, музыкальная группа Национального Возрождения , действовавшая в Корче , 1909 год.

Развитие групп инструменталистов сыграло значительную роль в становлении городской музыки в Албании. В городах северной Албании эти инструментальные группы назывались ahengje (что примерно означает «вечеринка» или «вечеринка») в Шкодере и orkestrina («маленькие оркестры») в Тиране , Дурресе , Кавае и Эльбасане ; в то время как во всех городах южной Албании их называли сазе (еще один термин, обозначающий «маленькие оркестры»). Конгломераты солистов или группы инструменталистов назывались таифами и создавались для облегчения профессиональных прав и существования музыкантов. [15]

С ростом городов их музыка начала приобретать своеобразные черты, которые были склонны быть принятыми основной массой албанцев. Popullore («популярные») песни включали в себя репертуар , включавший городские песни, а также цыганские песни, а иногда и сложную народную музыку. Высказывалось предположение, что до второй половины ХХ века «вся музыкальная жизнь Албании определялась народной музыкой». Однако, хотя музыкальная жизнь Албании, возможно, находилась под сильным влиянием народной музыки в первой половине 20-го века, городские лирические песни показывают, что к 1930 году это влияние уже не было достаточно сильным, чтобы полностью доминировать в албанской музыкальной среде. [16]

Городская песня 1930-х годов

[ редактировать ]
Портрет Тефты Ташко

Албанская городская лирическая песня — это традиция, зародившаяся в Албании в 18 веке, но достигшая кульминации в 1930-х годах. [17] Эти песни составляют значительную часть музыкального наследия Албании, но мало изучены этномузыковедами , которые предпочитают сосредотачиваться на сельской народной музыке, которую они считают более аутентичной албанской.Из этого смешения местных и импортных стилей возникла своего рода лирическая авторская песня, основанная в городах Шкодра , Эльбасан , Берат и Корча . Хотя подобные традиции существовали и в других местах, они мало зафиксированы и остаются практически неизвестными. К концу XIX века албанский национализм вдохновлял многих на попытку удалить элементы турецкой музыки из албанской культуры, и это желание усилилось после обретения независимости в 1912 году; группы, образовавшиеся в то время, такие как Lira Chorus из Корчи. [18] исполнял различные европейские стили, включая марши и вальсы . Городскую песню начала 20 века можно разделить на два стиля: исторический или националистический стиль и лирический стиль. [8] Лирический стиль включал в себя множество колыбельных и других форм, а также песни о любви.

В начале десятилетия 1930-х годов городская авторская песня была включена в классическую музыку, а певица Мари Края сделала популярную карьеру на авторских песнях; она была одной из первых популярных певиц Албании. Однако первые записи городской авторской песни появились еще в 1937 году под оркестровые звуки Тефты Ташко-Кочо . [8]

Коммунистический период

[ редактировать ]

В современной албанской популярной музыке используются такие инструменты, как чифтели и шарки , которые использовались в больших оркестрах со времен Второй мировой войны и получили большое признание публики; эти же песни в сопровождении кларнета и аккордеона исполняются на небольших свадьбах и торжествах. [6]

Васе Зела выступает на 11-м Фестивале песни , Тирана, 1972 год.

Массовый подъем популярной музыки – muzika e lehtë – произошел в коммунистический период в Албании с участием таких известных певцов, как Васе Зела и Парашкеви Симаку . [19]

Цензура, введенная Энвером Ходжой почти во всех музыкальных жанрах, запретила, в частности, современную западную музыку на всех сценах Албании, а ее трансляция была запрещена. Национальный конкурс песни Festivali i Këngës проводится с 1961 года и предоставляет авторизованную платформу для нонконформистских музыкальных форм, аналогичных западным моделям. [19]

Поворотным моментом в конкурсе стал выпуск 1972 года, когда диктатор Энвер Ходжа привлек к ответственности организаторов Festivali i Këngës 11 , объявив их «врагами общества». Их обвинили в том, что они ставят под угрозу страну «аморальные аспекты» в своих песнях и выступлениях. После этого правящая Коммунистическая партия наложила многочисленные санкции на содержание фестиваля, установив строгую цензуру на все, что правительство сочло неуместным. Это варьировалось от ограничения типа одежды, которую могли носить артисты, до ограничения диапазона их движений во время выступления. Главных организаторов шоу обвинили в заговоре против страны и развращении ее молодежи. [20] [21] [19]

90-е и далее

[ редактировать ]
Розела Гжылбегу исполняет песню-победитель конкурса Magical Song 2009.

Изоляционизм современной музыки прекратился после падения режима , и популярная музыка Албании быстро интегрировалась в общие тенденции Юго-Восточной Европы с продвижением гибридных музыкальных форм с использованием синтетического аккомпанемента. [22] Таллава — жанр поп-музыки, зародившийся в Косово , популярный также в Албании и Северной Македонии , среди албаноязычных общин. [23] [24] [25] Зародившись в цыганской общине Косово в 1990-е годы, она звучит по-восточному и воспринимается как низкостатусная. [26] Тем не менее, он становится все более популярным в Албании и Северной Македонии. [27] Он идентифицируется как часть более широкого поп-фолка жанра Юго-Восточной Европы , в который входят Чалга из Болгарии, Скиладико из Греции, Манеле из Румынии и Турбо-фолк из Сербии. [28]

Албания участвует в конкурсе песни «Евровидение» с 2004 года.

Албанская музыка в Северной Македонии и Косово

[ редактировать ]

Косово было домом для многих выдающихся албанских музыкантов, и то же самое можно сказать и о Северной Македонии. До войны в Косово в Косово процветала музыкальная индустрия, которая в последние годы достигла новых высот. Музыкальная индустрия Косово была домом для многих известных музыкантов, в том числе знаменитого Нешмие Пагаруши , Исмета Пежа и романтического, более изысканного Камили и Фогеля из Гьяковы . [6] Македонская группа Vëllezërit Aliu стала известна своими традиционными вокальными дуэтами в сопровождении барабанной коробки, электробаса, синтезатора и кларнета или саксофона. [6] Gjurmët — одна из самых известных и влиятельных рок- групп Приштины 1980-х годов . [29]

Рок прибыл в Албанию, особенно в Косово , в 1950 году под американским и британским влиянием. Первой чисто албанской рок-группой была Blue Star, основанная в Приштине .

Классическая музыка

[ редактировать ]
Фан С. Ноли
1882—1965

Палоке Курти обычно называют одним из основателей албанской оперы . [30] Уроженец Шкодера, он был музыкальным любителем и в 1881 году сочинил Марш Единства Албании (Башкими Шкипнис). Еще один композитор и священник, Мартин Гьока, также считается одним из самых важных основателей албанской классической музыки. [30] что Гьока был первым албанским музыкантом, проявившим большой интерес к традиционной албанской народной музыке, значительно больше, чем к глубоким горным районам севера Говорят , Албании, которые меньше подвергались влиянию иностранной музыки. [30] [31] За свою жизнь он сочинил несколько вокальных и инструментальных произведений, используя элементы городской авторской песни и народные мелодии севера.

В 19 и 20 веках Фан С. Ноли и Микель Колики внесли свой вклад в развитие классической музыкальной культуры в Албании. Они добились известности: Ноли использовал городские народные песни в своей «Византийской увертюре » , а также известен симфонической поэмой « Скандерберг» . [8] Колики провел большую часть своей жизни в тюрьме за свои религиозные убеждения, но успел сочинить такие мелодрамы, как «Осада Шкодера» , «Красный шарф» и «Розафа» .

Другими ключевыми композиторами современной албанской классической музыки были Тома Насси, Кристо Коно , Франо Ндоя и Лек Курти, написавшие «Арберешью» в 1915 году.

Пренк Якова стала хорошо известна своими операми, в том числе «Скандербег» и «Мрика» , на которые оказали влияние традиционная итальянская опера , стиль бельканто и албанская народная музыка. Ческ Задея сочинял музыку во многих стилях, от симфоний до балетов, начиная с 1956 года, а также помог основать Музыкальную консерваторию Тираны, Театр оперы и балета и Ассамблею песни и танца. [31]

Позже, в середине 20-го века, албанские композиторы сосредоточили свое внимание на балетах , опере и других стилях; в их число входили Тонин Харапи , Тиш Дайджа , Николла Зораки , Тома Гаки, Фейм Ибрагими , Шпетим Кушта и многие другие. После падения коммунизма в Албании в 21 веке появились такие композиторы, как Александр Печи , музыкант-этнолог Рамадан Соколи , Сокол Шуп, Эндри Сина, Пеллумб Ворпси и Васил Толе , а также новые музыкальные учреждения, такие как Общество музыкальных профессионалов и Общество новой албанской музыки. [31]

Современные оперные артисты, такие как Инва Мула , Эрмонела Джахо и Саймир Пиргу, добились международного признания своей музыки.

Современная музыка

[ редактировать ]
Известный певец и артист Ардит Гьебреа основал фестиваль Magic Song в 1999 году.

В Албании наиболее известные рок-группы и отдельные личности появились только после 1990 года, поскольку рок-музыка была запрещена. Однако молодежные группы нашли способы прослушать ее по тайным каналам. [32]

Более того, электронная музыка стала основным музыкальным жанром в Албании. Албанские артисты и известные ди-джеи, такие как DJ Aldo, Vin Veli, DJ Sardi, Dj Tedd и другие, успешно сотрудничают в основном с итальянскими и румынскими артистами, демонстрируя себя в известных клубах Тираны и на ежегодных музыкальных фестивалях Албанской Ривьеры, таких как Turtle. Фест и Саундвейв Албания.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д СПИРО Дж. ШЕТУНИ. «Албанская традиционная музыка - Введение с нотами и текстами для 48 песен» (PDF) . galabri.com . Архивировано из оригинала (PDF) 26 декабря 2017 г. Проверено 25 декабря 2017 г.
  2. ^ ЮНЕСКО . «Албанская народная изополифония» . ich.unesco.org .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Маринела Махони. «Исследование полифонической народной музыки Албании» (PDF) . репозиторий.up.ac.za . п. 28.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Карлов университет . «Хоровая музыка в Албании» (PDF) . is.cuni.cz. Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 г.
  5. ^ Роберт Элси (19 марта 2010 г.). Мои книги Мои книги по истории в Google Play Исторический словарь Албании . Пугало Пресс, 2010. с. 252. ИСБН  9780810873803 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бертон, Ким. «Орел приземлился». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 1–6. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN   1-85828-636-0 . Бертон отмечает, что даже в колыбельных содержалось желание, чтобы ребенок вырос и стал сильным работником Энвера и партии.
  7. ^ Арбатский, Юрий, цитируется в Коко со сноской. Переведено и опубликовано Филипом Фиштой в Shkolla Kombëtare (Национальная школа; № 1, май 1939 г.), 19, и цитируется из его предисловия к Пьетера Дунгу Lyra Shqiptare (см. примечание). 2).
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Албанская музыка» . Ино Коко из Университета Лидса . Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 года . Проверено 28 августа 2005 г.
  9. ^ Бертон, стр. 2 Обе эпические традиции служат средством устной истории в обществе, которое до недавнего времени было дописьменным... а также сохраняют и прививают моральные кодексы и социальные ценности. В культуре, которая сохраняла кровную месть в качестве основного средства обеспечения правопорядка вплоть до нынешнего столетия, такие кодексы были буквально вопросом жизни и смерти. Сун была одним из наиболее эффективных способов убедиться, что каждый член племени осознает, какими обязательствами он или она связан.
  10. ^ Смит, Дэйв (2013). «Албанская каба и кларнет». В Хитоне, Роджер (ред.). Универсальный кларнет . Рутледж. стр. 47–50. ISBN  978-1135477240 .
  11. ^ Бахтир Шехолли. «Традиционные и современные элементы в албанской народной музыке» (PDF) . aab-edu.net . п. 2.
  12. ^ Арбнора Души. «О сборе и публикации албанского устного эпоса» (PDF) . www.researchgate.net . п. 1.
  13. ^ Йоханнес Шерцер, Йоханнес Варга. «Ди Лахуте» . soundscapeshqiperia.taucher-sound.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 г. Проверено 25 декабря 2017 г.
  14. ^ «Филль» . soundscapeshqiperia.taucher-sound.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 г. Проверено 26 декабря 2017 г.
  15. ^ Шетуни 2011 , с. 51.
  16. ^ Кочо 2005 , с. 28.
  17. ^ Кочо 2004 , с. ix
  18. ^ http://www.irex.org/sites/default/files/Tochka.pdf. [ постоянная мертвая ссылка ]
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пистрик 2019 , с. 99.
  20. ^ «Все привлечены к ответственности после 11-го фестиваля» . Транскрипция статьи Скифтера Келичи (на албанском языке) . Проверено 1 июля 2011 г.
  21. ^ «Вот «отрубленные головы» в искусстве и культуре после 11-го Фестиваля» . Транскрипция статьи Скифтера Келичи (на албанском языке) . Проверено 1 июля 2011 г.
  22. ^ Пистрик 2019 , с. 100
  23. ^ Самсон, Джим (2013). Музыка на Балканах . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-25037-6 .
  24. ^ «Социологическое размышление о китче музыки Таллавы» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 24 сентября 2015 г.
  25. ^ Гейл Уоррандер и Верена Кнаус (2010). Косово . БРЭДТ. ISBN  9781841623313 .
  26. ^ Самсон 2013 , с. 78.
  27. ^ Самсон 2013 , с. 79.
  28. ^ Натали Байер (2009). Пересечение Мюнхена . Силке Шрайбер. ISBN  978-3-88960-108-7 . Такие формы, как: таллава в Албании, чалга в Болгарии, скиладико в... в Румынии, турбофолк в Сербии и т.д.
  29. ^ «► ШКАРКО МУЗЫК ШКИП 2016 • AlbHitee.net» . Архивировано из оригинала 29 июня 2016 г. Проверено 1 июля 2016 г.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Классическая музыка в Албании» . frosina.org .
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Традиции классической музыки в Албании» . Информационная сеть Фросина . Архивировано из оригинала 17 октября 2005 года . Проверено 28 августа 2005 г.
  32. ^ Миранда Викерс, Джеймс Петтифер: Албания: от анархии к балканской идентичности , стр. 121 «... в 1970-х годах песни Битлз можно было услышать только в тайных условиях...»

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 102c92e54d24fc7920c0bc4c276cadf1__1720267680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/f1/102c92e54d24fc7920c0bc4c276cadf1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Albania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)