миллиарды


Биллионы , — иллирийское племя жившее недалеко от Адриатического побережья южной Иллирии (современная Албания ), в нижней долине реки Вьоса , во внутренних районах Аполлонии . [1] Биллионы впервые были засвидетельствованы в эпиграфических материалах оракула Додоны, датируемых IV веком до нашей эры, а их койнон впервые был засвидетельствован в надписи того же оракула III века до нашей эры. [2] Их территория имела трапециевидную форму на правом берегу рек Луфтинье и Вьоса, простираясь на западе до гор Маллакастра . [3] Главным городом их койнона был Биллис . Другим важным центром их койнона был Клос , более раннее иллирийское поселение, позже названное Никайей , о чем свидетельствует надпись. [4] Биллионы также обитали в районе древнего святилища вечного огня под названием Нимфеон . [5]
Благодаря контактам со своими греческими соседями в эллинистические времена биллионы приобрели определенную степень эллинизации и двуязычия, особенно в городских центрах своего койнона . [6] [7] [8] [9] В эллинистические времена их койноны чеканили монеты, о чем свидетельствуют надписи, сообщающие их этнический облик греческими буквами. [10] Койнон Биллионов просуществовал до времен Римской империи . [11] В римскую эпоху биллионы снова появляются в конце I века нашей эры, когда они упоминаются Плинием Старшим в « Естественной истории» (ок. 79 г. н.э.) как одно из «варварских» племен, живших в районе Нимфея. [12] [13] Койноны амантов биллионов и были наиболее иллирийскими известными койнами . койноны [14]
Имя
[ редактировать ]Их имя записано как Boulinoi у Псевдо-Скимна (404 г.), Boulimeis у Дионисия Перигета (386), Ballini у Ливия (44.30), Bylliones у Страбона (7.7.8), Buliones у Плиния (3.21/). 139). [15] были найдены бронзовые монеты периода 230–148 гг. до н. э. На городище Биллис с надписью ΒΥΛΛΙΟΝΩΝ. [16]
География
[ редактировать ]Сообщество биллионов не имеет определенного географического расширения. [17] территориальный и этнический институт которого документально подтверждено существовал с V-IV веков до нашей эры, о чем свидетельствует эпиграфический материал из оракула Додоны . Похоже, что Биллис был главным центром Биллионов. [18] [2] [19] Другим важным центром биллионов был Клос , более древнее иллирийское поселение, позже названное Никайей , о чем свидетельствует надпись. [2] [20] Биллионы сформировали койнон , о чем впервые свидетельствует надпись III века до нашей эры, также на этот раз из Додоны. [2] Ливий (I век до н. э.) называл свою территорию Bullinum agrum .
Фундамент Биллиса традиционно относят к середине IV века до нашей эры, когда были построены массивные иллирийские стены. [21] [18] Его городская планировка, по-видимому, была сформирована примерно в середине III века до нашей эры. [18] Он был построен на холме высотой около 500 м на правом берегу реки Вьоса , одной из главных речных осей центральной и южной Албании. С холма открывался доминирующий вид на долину реки и современный регион Маллакастра , большую часть которого простирался койнон Биллионов. Это место позволяло также увидеть береговую линию, а по направлению к внутренним районам - более внутренние центры. [17] [18]
Территория биллионов состояла из целой сети укреплений, построенных для защиты от близлежащих аполлонов на западе и атинтанцев на востоке. [22] На юго-востоке он был ограничен укреплениями Рабие и Матохасанай . [23] Койнон Амантов . Вьоса располагался на противоположном реки берегу [22] Близость доисторического погребального кургана в Лофкенде как к Биллису, так и к Нимфеону указывает на то, что курган находился на территории биллионов. [5]
Хотя это еще не доказано, некоторые ученые предполагают, что Биллионы, возможно, когда-то составляли часть Атинтании . [24] который, возможно, затмил своим именем койнон Биллиона и, возможно, даже Амантов в древних источниках в 230–197 годах до нашей эры. [25] Несмотря на важное место, которое она занимала после Аполлонии , община биллионов не упоминалась, например, ни в договоре между Филиппом V Македонским и Ганнибалом в 215 г. до н.э., ни в условиях мира, представленных Филиппу V этолийцами в 208 г. до н. э., и ни в Финикском мире 205 г. до н. э., когда исторические отчеты сообщают только об Атинтане и Атинтанине. [26] Было высказано предположение, что около 224 г. до н. э., когда Атинтания отделилась от Рима , но осталась вне владений иллирийского династии Деметрия Фаросского , самая западная часть Атинтана начала организовываться в отдельную единицу под названием « койнон Биллионов», державшую поддержка Эпиротской лиги . Койнон биллионов засвидетельствован в эпиграфических материалах из Додоны , датированных последними десятилетиями III века до нашей эры. [25] Этот койнон, скорее всего, был ограничен южным иллирийским, не говорящим по-гречески регионом, не включая части Эпира. [27]
Культура
[ редактировать ]
Язык
[ редактировать ]Идиома, на которой говорили биллионы, принадлежала юго-восточной иллирийской лингвистической области. Благодаря контактам со своими греческими соседями в эллинистические времена биллионы приобрели определенную степень эллинизации и двуязычия, особенно в городских центрах их койнона . [6] [28] [29] [30] [9] В самых ранних надписях, найденных на территории биллионов и датируемых III веком до нашей эры, все личные имена административных деятелей иллирийские, поскольку они являются членами коренного сообщества, находящимися еще на начальной стадии процесса аккультурации. [31] Иллирийская ономастика еще присутствует в административных надписях III-II вв. до н. э., но наблюдается интерференция имен из близлежащих аполлонийцев , что свидетельствует о прогрессе в процессе аккультурации коренного населения. [32] Продолжительность времени, прошедшего до того, как иллирийские города, такие как Биллис, были задокументированы в списке теородоков , что произошло около 220–189 гг. До н.э., проясняет, что аккультурация действительно имела место в южной Иллирии, однако указывает на то, что этот процесс был постепенным. [33]
После аннексии региона римлянами в 167 г. до н.э. крупные городские центры Биллионов были заброшены, за исключением Биллиса. В римский период греческий язык, ранее использовавшийся в надписях, найденных в центрах койнона Биллионов , был заменен латынью , что свидетельствует об установлении новой римской администрации. Римская колония была основана в Биллисе примерно во времена Августа и называлась Colonia Iulia Byllidensium . [34] Племя биллионов до сих пор описывается Плинием Старшим как «варварское» в I веке нашей эры. [12]
Религия
[ редактировать ]Археологические исследования пока не обнаружили в городе Биллис святилища или храма, однако ряд надписей свидетельствует о принятии культов Зевса , Геры , Дионисия и Артемиды . Другая надпись указывает на то, что на этой территории располагалось святилище огня с оракулом , Нимфеон расположенное на границе с близлежащей Аполлонией . [35] Нимфей также появляется как символ огня, выгравированный на монетах Биллиса, отчеканенных в III-II веках до нашей эры. [35] [16] На рельефе, найденном недалеко от Биллиса, также изображены нимфы и ткань, обернутая вокруг этого огня, сцена, которая повторяется только с нимфами, изображенными на серебряной монете Аполлонии I века до нашей эры, что предполагает смешение местных традиций и религий с формами и практики, принесенные греческими колонистами . местный иллирийский спонтанный и натуралистический культ. Под влиянием Греции приступил к канонизации [36] В святилище Додоны надпись на свинцовой фольге IV века до нашей эры сообщает, что Биллионы спрашивают, какому божеству они должны принести жертву, чтобы обеспечить безопасность своего имущества. [37] К концу III века до нашей эры биллионы появляются в списках теородоков в Дельфах. [38]
Эллинистическая политическая организация
[ редактировать ]Одна из самых ранних надписей на территории биллионов, датируемая второй половиной III в. до н. э. и найденная на укреплении Раби, свидетельствует об установлении территориального контроля со стороны центральной власти биллионов. через армию пограничников, периполов , под командованием периполярха и при поддержке грамматея . Все личные имена этих деятелей иллирийские и свидетельствуют о том, что администрация, состоящая из представителей коренного населения, находится еще на начальной стадии процесса аккультурации. [31] Пританис Коринфа , фигура магистрата, был заимствован из соседней Аполлонии , первоначально завезенной в регион под влиянием ее метрополии , и он появился как одноименный чиновник в нескольких надписях, найденных на территории Биллионов. Самая ранняя из этих надписей датируется серединой III века до нашей эры и была найдена в Клосе. И стратеги , и притани были главными магистратами центральной власти, причем первые были вторыми после вторых. Он был похож на стратега в иерархии магистратов Эпиротского союза , но отличался от Аполлонии, где за пританисом следовал командующий лучниками токсарх . Важность стратегов подчеркивает существование военизированного сообщества среди биллионов. [39]
Экономика
[ редактировать ]Койнон . биллионов чеканил собственные монеты в период между 230 и 148 годами до нашей эры [40] [41] [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чека 2012 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б с д Чека и Чека 2018 , стр. 977.
- ^ Хансен и Нильсен 2004 , стр. 343.
- ^ ВЧК и ЧК 2018 , с. 977; Хансен и Нильсен 2004 , с. 346; Липперт и Матцингер, 2021 , стр. 101–102.
- ^ Jump up to: а б Бейко и др. 2015 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Шашель Кос 2005 , с. 226: «Несомненно, различные южные иллирийские народы, такие как атинтанцы, биллионы, тауланты, парфины, бригы и другие, приобрели определенную степень эллинизации как из-за общей границы с Эпиром, так и из-за близости греческих колоний вдоль побережья, такие как Эпидамн (Диррахий), Аполлония, Орикум и, возможно, Лисс, а также греческие города на островах Коркира-Мелена, Фарос, Исса и другие».
- ^ Чека 2022 , с. 840: «...надпись второй половины III в. до н.э. (рис. 3; 3.1), в которой подчеркивается существование армии пограничников, периполоев , под командованием периполярхов и при помощи грамматея .. .. Все имена иллирийские и свидетельствуют о том, что администрация, состоящая из представителей коренного населения, находилась на ранней стадии процесса аккультурации». п. 841: "В административных надписях биллионов III-II века до нашей эры мы еще можем видеть сохранение иллирийской ономастики, в имени и отчестве пританцев... В остальном мы видим интерференцию имен аполлонических происхождения, которые показывают прогресс в процессе аккультурации местного населения». п. 839: «На другом сайте (...) писатель все еще считает народ Amantes et Buliones варварами».
- ^ Виннифрит 2002 , с. 58; Стокер 2009 , с. 213; Хаммонд 1992 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Хаммонд 1994 , с. 250: «Вполне вероятно, что иллирийские биллионы переняли терминологию у греков, поскольку они очень сильно эллинизировались в течение примерно пятидесяти лет правления молоссийских царей, примерно 290–240 гг. до н.э.»
- ^ Лазаньи 2019 , с. 74; Стокер 2009 , с. 213; Липперт и Матцингер 2021 , с. 101.
- ^ Верчик и др. 2019 , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б Чека 2022 , стр. 839.
- ^ Бродерсен 2017 , стр. 91.
- ^ Шпуза 2022 , с. 13: «Таким образом, следует отметить, что Иллирия никогда не составляла единого и централизованного государства40. Политическая организация части иллирийцев была основана на койноне . Наиболее известными среди них были койноны Биллиона и койноны Амантов, организация, подобная организации койнонов Эпиротов . Параллельно этим койнам существовало также Иллирийское королевство, власть которого осуществлялась над одним или несколькими племенами. Царство было более прочным в той части южной Иллирии, где засвидетельствованы короли. еще в веке до нашей эры, хотя проследить их династию можно только с середины III века до нашей эры».
- ^ Шипли 2019 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с Липперт и Матцингер 2021 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Чека 2012 , стр. 59.
- ^ Jump up to: а б с д Белли Паскуа 2017 , с. 89.
- ^ Jaupaj 2019 , стр. 17–18.
- ^ Хансен и Нильсен 2004 , стр. 346.
- ^ Виннифрит 2002 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Кабанес 2002 , с. 150.
- ^ Кабанес 2002 , с. 125.
- ^ Шашель Кос 2005 , с. 276; Чека 2009 , с. 14; Шехи 2015 , с. 28; Джаупай 2019 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б Чека 2009 , стр. 14, 16.
- ^ Чека 2009 , стр. 16.
- ^ Стокер, 2009, с. 216: Скорее всего, его протяженность ограничивалась южной, не грекоязычной частью Иллирии, которая не включает Эпир. Эпир говорил по-гречески.
- ^ Виннифрит 2002 , с. 58: «Однако в Южной Албании есть некоторые другие места, которые нельзя отнести к внезапному наступлению Македонии или Молосса, в частности, Амантия, Биллис и Сельце, которые некоторые считают Пелием, где Александр Македонский вел тяжелую кампанию. Их массивные стены были построены до конца четвертого века, и литературные источники говорят о них как об иллирийских, а не эпиротских или македонских основаниях. Позднее Амантия и Биллис приобрели атрибуты эллинистического города».
- ^ Стокер 2009 , с. 213: «Биллионы были среди тех племен, которые стали двуязычными. Тот факт, что они чеканили монеты с легендами на греческом языке, предполагает, что они стали полностью эллинизированными».
- ^ Hammond 1992 , стр. 36–37: «Самые южные иллирийские племена имели тенденцию становиться двуязычными. Таким образом, Биллис, самый большой город на территории иллирийского биллиона, был грекоязычным городом, который посещали греческие посланники из святынь Греции. ."
- ^ Jump up to: а б В ожидании 2022 года , стр. 840.
- ^ Чека 2022 , стр. 841.
- ^ Стокер 2009 , с. 309: «В аргивский список также вошли два конкретных города в Хаонии, Финикия и Химара, оба из которых, должно быть, были греческими, но не были «иллирийскими» городами. Однако столетие спустя в Дельфийском списке (ок. 220–189 до н.э.) ), Биллис и Абантиай были включены в число получателей священного посланника.1102 Продолжительность времени, прошедшего до того, как иллирийские города были внесены в список теородоков, ясно показывает, что аккультурация действительно происходила в южной Иллирии, но этот процесс был постепенным. "
- ^ Чека 2022 , стр. 843–844.
- ^ Jump up to: а б Чека 1992 , стр. 125.
- ^ Чека 1992 , стр. 125–126.
- ^ Чека 2012 , стр. 60.
- ^ Морган 2018 , с. 219
- ^ Чека 2022 , стр. 840–841.
- ^ Кабанес 1997 , с. 89
- ^ Стокер 2009 , с. 213.
Библиография
[ редактировать ]- Бейко, Лоренц; Моррис, Сара; Пападопулос, Джон; Шепарц, Линн (2015). Раскопки доисторического кургана в Лофкенде, Албания . ООО "ИСД". ISBN 978-1938770524 .
- Белли Паскуа, Роберта (2017). Лавароне, Массимо (ред.). «Археологические исследования и повышение ценности: размышления об археологическом парке Биллис (Албания)». Тетради фриульской археологии (XXVII). Фриульское общество археологии: 89–97. ISSN 1122-7133 .
- Бродерсен, Кай (2017). «Варвары у Плиния Старшего и его «обезьяны» Солинуса: от культуры, связанной с географической концепцией варварства». В Бермехо-Баррера, Хосе Карлос (ред.) = Узы дружбы: исследования древней истории в. честь Франсиско Хавьера Фернандеса Ривета Университет Барселоны . , 978-84-9168-043-7 .
- Кабанес, П. (1997). «Развитие поселений». В М.В. Сакеллариу (ред.). Эпир: 4000 лет греческой истории и культуры . Экдотике Афинон. ISBN 9789602133712 .
- Кабанес, Пьер (2002) [1988]. Динко Чутура; Бруна Кунтич-Маквич (ред.). ( ) Иллирийцы от Бардилиса до Генция (4-2 века до н. э. на хорватском языке). Перевод Весны Лисичич. Рассвет. ISBN 953-98832-0-2 .
- Чека, Неритан (1990а). «Древние укрепления койнона билайнов / Les fortifications antiks du koinon des Bylliones» [Древние укрепления койнона биллионов]. Иллирия . 20 (1): 99–146. дои : 10.3406/iliri.1990.1562 .
- Чека, Неритан (1990b). «Доурбанистический период в регионе Билин / La période proto-urbaine dans la région des Bylliones» [Протоурбанский период в регионе Биллион]. Иллирия . 20 (2): 137–160. дои : 10.3406/iliri.1990.1573 .
- Чека, Неритан (1992). «Святилища Иллирийско-Эпиротической области». В Статиусе — Аттилио; Чекколи, Стефания (ред.). Великая Греция и великие святыни родины: материалы тридцать первой учебной конференции по Великой Греции . Материалы учебной конференции по Великой Греции (на итальянском языке). Том 31. Институт истории и археологии Великой Греции. стр. 123–126.
- Чека, Неритан (2009). «Атинтаны: обзор их территории и истории / Les Atintanes, un nouvel aperçu de leur territoire et de leur histoire». Иллирия . 34 : 5–23. дои : 10.3406/iliri.2009.1078 .
- Чека, Ольгита (2012). «Койнон и город. Пример Биллиса». У Г. де Мариниса; ГМ Фабрини Дж. Пачи; Р. Перна; М. Сильвестрини (ред.). Формирующие и эволюционные процессы города Адриатики . Международная серия БАР. Том 2419. Археопресс. стр. 59–64. ISBN 978-1-4073-1018-3 .
- Чека, Ольгита (2022). «Превращение Биллиса из центра койнона в колонию Юлия Биллиденсиум ». В Перне, Роберто; Карменати, Риккардо; Джулиодори, Марция; Пиччинини, Джессика (ред.). Рим и Адриатический мир: от археологических исследований к территориальному планированию . ΠΛΕΩΝ ΕΠΙ ΟΙΝΟΠΑ ΠΟΝΤΟΝ, Серия исследований по археологии и истории Средиземноморья. Том 2 (часть 2). Квазарские издания. стр. 839–852. ISBN 978-88-5491-235-9 .
- Джека, Неритан; Жека, Ольгита (2018). «Оформление общественного пространства в доримских городах Южной Иллирии и Эпира (V-I вв. до н.э.)». У Жан-Люка Ламболи; Луан Пержита; Алтин Скендерай (ред.). Южная Иллирия и Эпир в древности – VI. Материалы VI Международного симпозиума в Тиране (20 – 23 мая 2015 г.) . Де Боккар. стр. 977–990. ISBN 978-9928-4517-3-6 .
- Хаммонд, ШФЛУ (1991). «Койна Эпира и Македонии» . Классические исследования Иллинойса . 16 (1/2): 183–192. ISSN 0363-1923 . JSTOR 23064357 . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- Хаммонд, ШФЛУ (1992). «Отношения Иллирийской Албании с греками и римлянами». В Виннифрите, Том (ред.). Перспективы Албании . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 29–39. ISBN 9780333512821 .
- Хаммонд, ШФЛУ (1994). Сборник исследований: Александр и его преемники в Македонии . А. М. Хаккерт.
- Хансен, Могенс Герман; Нильсен, Томас Хейне (2004). Опись архаических и классических полисов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814099-1 .
- Жаупай, Лавдош (2019). Исследования культурных взаимодействий в районе Иллиро-Эпирота с VII по III век до нашей эры. Ж.-К (Диссертация). Лионский университет; Институт и археологии (Албания).
- Лазаньи, Кьяра (2019). Вырасти Браун, Джованелла; Кулассо Гастальди, Энрика (ред.). Локальные реалии в греческом мире: исследование полисов и этны Западной Греции . Эпиграфические исследования и тексты. Медвежьи издания. ISBN 978-88-6274-962-6 .
- Липперт, Андреас; Мацингер, Иоахим (2021). Иллирийцы: история, археология и язык . Издательство Кольхаммер. ISBN 9783170377103 .
- Морган, Кэтрин (2018). Возвращающийся герой: Ностой и традиции средиземноморского расселения . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-253941-0 .
- Шашель Кос, Марьета (2005). Аппиан и Иллирик . Национальный музей Словении. ISBN 961616936X .
- Шехи, Эдуард (2015). Terra sigillata в южной Иллирии и Хаонии: импорт и местное производство (IIe S. AV. J.-C. -IIe S. AP. J.-C.) . Col·lecció Instrumenta (на французском языке). Полет. 48. Барселона: Университет Барселоны, Публикации и издания. ISBN 978-84-475-4238-3 .
- Шипли, Грэм, изд. (2019). Периплус Псевдо-Скилакса: Кругосветное плавание по обитаемому миру: текст, перевод и комментарии (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9781789624977 .
- Шпуза, Саймир (2022). Романизация Южной Иллирии и Хаонии . Коллекция Французской школы Рима. Публикации Французской школы Рима. ISBN 9782728310982 .
- Стокер, Шэрон Р. (2009). Иллирийская Аполлония: к новому Ктисису и истории развития колонии .
- Верчик, Марек; Кершбаум, Саксония; Тушлова, Петра; Янчович, Мариан; Донев, Дамьян; Арджанлиев, Перо (2019). «Организация расселения в Охридском крае». Исследования Герцинии (XXIII/1): 26–54.
- Виннифрит, Том Дж. (2002). Бесплодные земли-пограничье: история Северного Эпира/Южной Албании . Лондон: Дакворт. ISBN 0-7156-3201-9 .