Они были повреждены
Labeatae Иллирии , Labeatai или Labeates ( древнегреческий : Λαβεᾶται ; латынь : Labeatae ) — иллирийский народ живший на Адриатическом побережье южной , , между современной Албанией и Черногорией , вокруг озера Скодра (древнее озеро Лабитис ). [1]
Их территория, которая в классической древности называлась Лабеатис , по-видимому, простиралась от Лисса у реки Дрин на юге или, вероятно, даже от долины Мата до Метеона на севере. [2] Их центром и главным оплотом была Скодра , которая в последний период Иллирийского царства была столицей . [3] Лабеатское королевство также владело Ризоном , столицей Ардии . [4]
Династия последних иллирийских царей ( Сцердилайда , Плеврата , Гентия ) была Лабеатанской. [5] Не исключено, что упадок династии Ардиеев после поражения царицы Тевты в Первой Иллирийской войне против Рима стал причиной появления на политической сцене династии Лабеатов. [6] Во времена Римской империи лабеаты чеканили монеты с надписью своего этнического происхождения . [7]
Имя
[ редактировать ]Аттестация
[ редактировать ]Название впервые засвидетельствовано в «Истории» ( Полибием II век до н. э.), который упомянул регион Λαβεᾶτις Лабеатис . Ливий в своей книге «Ab Urbe Condita Libri» несколько раз упоминал племенное название Labeatae , регион Labeatis и palus Labeatis/lacus Labeatum ( озеро Скодра ). [8] Монеты с надписью этнического ΛΑΒΙΑΤΑΝ были найдены в северной Албании . [9]
Этимология
[ редактировать ]Название Labeatae образовано частицей Lab- , которая часто встречается в южно -иллирийской ономастической области, и общим иллирийским суффиксом -at(ae) . Частица Лаб- представляет собой метатезу от Альб- > Лаб- , что само по себе могло быть связано с появлением этнонима албанцев в той же местности. Он присутствует в гидронимах, таких как река Ллапи , и в топонимах, таких как Ллапаштица, на более позднем римском пути от Лисса до Ульпианы , и указывает на движение иллирийских племен из внутренних районов Иллирии к береговой линии или наоборот. [10]
География
[ редактировать ]В отличие от других иллирийских племен, размеры территории лабеатов можно определить с относительной точностью на основе некоторых важных литературных сведений из древних источников. В отчетах о римско-иллирийской войне с участием Гентия ( Ливий ок . 1 век до н.э. – 1 век нашей эры) описал местонахождение Скодры , сообщив, что иллирийский царь был правителем Лабеат, и назвав озеро Шкодра Lacus Labeatium . Таким образом, ядром территории Лабеата должна была быть территория вокруг этого озера. [12] [13] Лабеатский царь Гентий владел также Ризоном , столицей Ардиейского царства . [4]
В описании места встречи посланника Гентия и Персея в 168 г. до н. э. Полибий ( ок. II в. до н. э.) сообщает, что стоянка Метеона находилась на территории лабеатов. Именно там иллирийские и македонские цари заключили союз против римлян . [12] [14] Ливий упоминает Метеон как «город лабеатов», где в конце войны жена Гентия Этлевта , двое их сыновей и брат Гентия Караванций укрылись , подразумевая, что этот город принадлежал территории Лабеатов, пока он не был завоеван Римляне. Метеон можно рассматривать как северную границу территории Лабеата, за которой территория Доклеатана стала охватывать территорию между реками Зета и Морача . На западе территория Лабеатов граничила с Адриатическим морем , восточная граница ее, предположительно, обозначалась Проклятыми горами . Южной границей можно считать участок Лисса в устье реки Дрин или южнее устье реки Мат , за которым простиралась область Таулантий . [12] [15] [16] В римские времена Лисс находился на территории Лабеатов. [12] [17] однако древние источники никогда не связывают его с этим племенем. Принимая во внимание археологические и исторические соображения, город Лисс должен был быть основан в контексте лабеанского этноса , но, возможно, ко времени падения царицы Тевты в конце III века до н.э. он был организован как полноценный полис, разделяющий из контекста этноса . [12]
Территория лабеатов включала в себя ряд соответствующих рек, в том числе Дрин ( Ориунд ), Буна ( Барбана ), Кири ( Клаусали ) и Морача , а также аллювиальные равнины, окружающие озеро Шкодра ( Lacus или Palus Labeatis ). [11] [18] Однако единственными судоходными реками в древности были Буна и Дрин. [11]
После завоевания римлянами южной Иллирии территория иллирийского царства Гентия была разделена на три части. Одна из этих областей совпадала с регионом Лабеатан. [7]
Культура
[ редактировать ]К концу бронзового века и началу железного века ( ок. 1100–800 до н. э.) на вполне определенной территории Шкодерского региона уже произошло формирование большой, сплоченной и достаточно однородной культурной группы, которая в исторических источниках в более поздние времена упоминался как «племя лабеатов». [19]
В начале железного века увеличилось количество укрепленных поселений по всему бассейну Шкодры, и в этом районе произошла социальная и экономическая диверсификация. Яркими примерами являются укрепленное поселение на месте Гайтана, а также кладбища в Штое и Шкреле. В Грунасе, в глубокой горной долине реки Шала на Дукаджинском нагорье , обнаружено укрепленное поселение, датируемое XI–VIII вв. до н.э. Эти укрепления проливают новый свет на историю иллирийского народа и, в частности, жителей региона Шкодер, где возникло политически сложное общество. В этом регионе население практиковало сезонное отгонное животноводство , строило горные укрепления и террасы и защищало ключевой торговый путь через изолированную суровую территорию. Очевидно, возник социальный слой купцов и ремесленников . [19]
Язык
[ редактировать ]Идиома, на которой говорило племя лабатаев, принадлежала юго-восточной иллирийской языковой области. [20]
Религия
[ редактировать ]Несколько культовых предметов со схожими характеристиками встречаются в разных иллирийских регионах, включая территорию иллирийских племен лабеатов, дассаретий , даорсов , включающую также иаподов . III века до нашей эры В частности, посеребренная бронзовая пряжка ремня , найденная в иллирийских гробницах Селька-э-Поштме недалеко от западного берега озера Лихнид на территории Дассарета, изображает сцену сражения воинов и всадников с гигантским змеем в качестве тотема- защитника. одного из всадников; очень похожий пояс был найден также в некрополе Гостиля у озера Скутари на территории лабеатов, что указывает на обычную практику культа героев в этих регионах. Современные ученые предполагают, что иконографическое изображение одного и того же мифологического события включает иллирийские культы змея , Кадма и всадника , причем последний является распространенным палеобалканским героем. [21] [22] Культ змея у лабитаев отражен и в их чеканке: корабли, изображающие носовые фигуры змей. на лабитанских монетах часто гравируются [23] Змеи, изображенные на кораблях, были связаны с верованиями моряков в то, что эти тотемы животных защитили бы их от штормов и врагов. Змея была могущественным символом среди южных иллирийцев, которые приписывали ей важную роль животного-защитника. [24]
Экономика
[ редактировать ]Лабеаты чеканили монеты примерно во II веке до нашей эры. Монеты с надписью этнонима ΛΑΒΙΑΤΑΝ ( ЛАБИАТАН ) были найдены в северной Албании . Иллирийские легкие корабли ( лембус , мн. лемби ) часто гравируются на лабитанских монетах, [9] иногда изображаются с фигурками змей. [23]
Во время своего правления иллирийский царь Гентий принял экономические меры, о чем хорошо свидетельствуют археологические находки. Он разработал новую систему чеканки монет на территории своего политического образования. Он разрешил чеканить монеты городам Скодра , Лисс , Ризон и Лихнид , а также разрешил чеканить монеты лабеатам и даорсам , двум наиболее важным иллирийским этническим группам региона в то время. Эта система значительно расширила обращение монет, достигнув даже самых глубоких районов королевства. [25]
Гентий централизовал производство монет, прервав старую чеканку Скодры и начав производство новых монет, на которых вместо гравюры Зевса был изображен портрет царя, а на реверсе продолжалась типичная гравировка Иллирийский корабль ( лемб ), но на них вместо легенды города было выгравировано имя царя. [25] Таким образом, Гентий, очевидно, лишил город Скодру денежной автономии и превратил монетный двор Скодры койнона в королевский монетный двор. [26]
Гентий разрешал другим общинам, таким как лиссы, лабеаты и даорсы, чеканить монеты с именами своего койнона или этноса , но тем не менее обязывал их соблюдать государственный стандарт, то есть гравировать на монетах портрет царя и иллирийских легких кораблей. Кроме того, монеты всех этих политических образований должны были иметь тот же размер и вес, что и монеты, произведенные на королевском монетном дворе Скодры. [27]
Монеты с этническим изображением лабеатов чеканились и в римский период . Эти монеты в основном встречаются в горной местности, окружающей Скодру. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кабанес 2002 , с. 36; Стипчевич 1974 , с. 31; Уилкс 1992 , с. 172; Шашель Кос 2005 , с. 131; Дзино 2014 , с. 47; Джаупай 2019 , стр. 68–69; Гавуаль 2019 , с. 7.
- ^ Каюты 2002 , с. 36; Гавуаль 2019 , с. 7.
- ^ Кабанес 2002 , с. 36; Шпуза и Дычек 2015 , с. 273; Шехи 2015 , с. 32; Оценка 2019 , стр. 107-1. 68–69.
- ^ Jump up to: а б Шашель Кос 2007 , с. 137.
- ^ Дзино 2010 , с. XVII; Дзино 2014 , с. 57; Уотерфилд 2014 , с. 57
- ^ Jaupaj 2019 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с Шпуза 2014 , с. 123.
- ^ Шашель Кос 2005 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Уотерфилд 2014 , с. 57.
- ^ Боэглин 1968 , с. 321.
- ^ Jump up to: а б с Шпуза 2017 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д и Шпуза 2017 , с. 43.
- ^ Месихович и Шачич 2015 , стр. 67–68.
- ^ Месихович и Шачич 2015 , с. 66.
- ^ Jaupaj 2019 , стр. 68–69, 81.
- ^ Гавуаль 2019 , с. 7.
- ^ Уотерфилд 2014 , с. 49.
- ^ См. 2015 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Тафилика, Baze & Lafe 2023 , с. 70.
- ^ Шашель Кос 2002 , с. 117: «Иллирийские народы, упомянутые в источниках, в которых повествуются события, касающиеся Иллирийского царства, – если назвать наиболее выдающиеся, – это тауланты, атинтаны, парфины, энхелеи, пенесты, дассаретии, ардиаи, лабеаты и даорсы. Все эти народы предположительно были более или менее тесно связаны по культуре, институтам и языку. Многие из них могли иметь своих королей, некоторые из которых достигли большой власти и активно принимали участие в борьбе за власть в эллинистическом мире. Название «Иллирийское», должно быть, имело достаточный престиж во время возникновения династии Ардиев в Иллирийском королевстве, поэтому оно было введено позднее, когда римляне завоевали Иллирию и остальную часть Балкан, в качестве официального названия будущие провинции Далмация и Паннония».
- ^ Гарашанин 1976 , стр. 278–279.
- ^ Кастильони 2010 , стр. 93–95.
- ^ Jump up to: а б Стипчевич 1976 , стр. 235.
- ^ Стипчевич 1989 , стр. 142–143.
- ^ Jump up to: а б Священник 2002 , с. 131.
- ^ Священник 2002 , стр. 131–132.
- ^ Священник 2002 , с. 132.
Библиография
[ редактировать ]- Беглен, Ив-Эдуард (1968). «Река Лаб в Сербии» . Онома . 13 (2–3). Международный центр ономастики: 319–332.
- Кабанес, Пьер (2002) [1988]. Динко Чутура; Бруна Кунтич-Маквич (ред.). ( ) Иллирийцы от Бардилиса до Генция (4-2 века до н. э. на хорватском языке). Перевод Весны Лисичич. Рассвет. ISBN 953-98832-0-2 .
- Шашель Кос, Марьета (2002). Камби, Ненад; Чаче, Слободан; Киригин, Бранко (ред.). «Пирр и Иллирийское царство(а?)» . Греческое влияние на восточном побережье Адриатического моря . Книга Средиземноморья. 26 : 101–119. ISBN 9531631549 .
- Шашель Кос, Марьета (2005). «Лабеатес». В Юбере, Канчике; Шнайдер, Хельмут; Салазар, Кристин Ф. (ред.). Новый Поли Брилла, Античность, Том 7 (K-Lyc) . Новый Поли Брилла. Том. 7. Брилл. ISBN 9789004122703 .
- Шашель Кос, Марьета (2007). «Иллирийский царь Баллей – некоторые исторические аспекты». В Берранжере, Даниэль; Центр исследований древних цивилизаций (ред.). Эпир, Иллирия, Македония: Смеси, предложенные профессору Пьеру Кабанесу . Прессы Universitaire Blaise Pascal. ISBN 978-2-84516-351-5 .
- Кастильони, Мария Паола (2010). Кадм-змей в Иллирии: путешествие героя-цивилизатора . Издание Плюс. ISBN 9788884927422 .
- Зино, Дэниел (2010). Иллирик в римской политике, 229 г. до н.э. – 68 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-19419-8 .
- Дзино, Даниэль (2014). « Иллирийцы» в древнем этнографическом дискурсе» . Диалоги древней истории . 40 (2): 45–65. дои : 10.3917/dha.402.0045 .
- Гарашанин, Милютин В. (1976). «О проблеме древнебалканского всадника» [О проблеме древнебалканского всадника]. Ежегодник Центра балканологических исследований (на сербско-хорватском языке). 13 . Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины: 273–283.
- Гавуа, Элизабет (2019). «Римская память о Балканах: образы Иллирии и Далмации через латинскую литературу» . Folia Linguistica et Litteraria (29). Институт языка и литературы, филологический факультет, Никшич: 5–18. дои : 10.31902/fll.29.2019.1 .
- Жаупай, Лавдош (2019). Исследования культурных взаимодействий в районе Иллиро-Эпирота с VII по III век до нашей эры. Ж.-К (Диссертация). Лионский университет; Институт и археологии (Албания).
- Липперт, Андреас; Мацингер, Иоахим (2021). Иллирийцы: история, археология и язык . Издательство Кольхаммер. ISBN 9783170377103 .
- Месихович, Салмедин ; Сачич, Амра (2015). История ( иллирийцев на боснийском языке). Сараево: Сараевский университет [Университет Сараево]. ISBN 978-9958-600-65-4 .
- Прифти, Кристак (2002). Институт истории (Академия наук РГХ) (ред.). История албанского народа . История албанского народа в четырех томах (на албанском языке). Том. 1. Публикации Тоэна. ISBN 9789992716229 .
- Шпуза, Саймир (2014). Дычек, Петр (ред.). «Укрепления железного века и происхождение города на территории Скодры». Новенсия . 25 . Варшава: Центр исследования древностей Юго-Восточной Европы: 105–126. ISBN 978-83-934239-96 . ISSN 0860-5777 .
- Шехи, Эдуард (2015). Terra sigillata в южной Иллирии и Хаонии: импорт и местное производство (IIe S. AV. J.-C. -IIe S. AP. J.-C.) . Col·lecció Instrumenta (на французском языке). Полет. 48. Барселона: Университет Барселоны, Публикации и издания. ISBN 978-84-475-4238-3 .
- Шпуза, Саймир; Дычек, Петр (2015). «Скодра, от столицы Иллирийского королевства до столицы римской провинции». У Жан-Люка Ламболи; Луан Перзита; Алтин Скендерай (ред.). Южная Иллирия и Эпир в древности – VI (на французском языке). Полет. 1. Париж: Распространение Де Боккара. стр. 269–278. ISBN 978-9928-4517-1-2 .
- Шпуза, Саймир (2017). Дычек, Петр (ред.). «Скодра и лабеаты. Города, сельские укрепления и территориальная оборона в эллинистический период». Новенсия . 28 . Варшава: Центр исследований древности Юго-Восточной Европы: 41–64. ISBN 978-83-946222-5-1 . ISSN 0860-5777 .
- Стипчевич, Александр (1976). «Иллирийский символизм и албанский символизм: вступительные замечания». Илирия (на итальянском языке). 5 : 233–236. дои : 10.3406/iliri.1976.1234 .
- Стипчевич, Александр (1974). Иллирийцы: история и культура (изд. 1977 г.). Нойес Пресс. ISBN 978-0815550525 .
- Стипчевич, Александр (1989). : история и культура ( Иллирийцы на хорватском языке). Учебник. ISBN 9788603991062 .
- Тафилика, Замир; Базе, Эрмаль; Лафе, Олс (2023). «Историческая справка». В Галати, Майкл Л.; Бейко, Лоренц (ред.). Археологические исследования в провинции Северной Албании: результаты Projekti Arkeologjik i Shkodrës (PASH): Том первый: Результаты исследования и раскопок . Серия Мемуары. Том. 64. Издательство Мичиганского университета. ISBN 9781951538736 .
- Уотерфилд, Робин (2014). Снято во время Потопа: римское завоевание Греции . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-166414-4 .
- Уилкс, Джон Дж. (1992). Иллирийцы . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-19807-5 .