Дельминиум
Дельминий был иллирийским городом и столицей Далмации , который располагался где-то недалеко от сегодняшнего Томиславграда в Боснии и Герцеговине , под этим названием он также был резиденцией латинского епископства (также известного как Дельминий ). [1]
Имя
[ редактировать ]Топоним Дельминий имеет тот же корень, что и племенное название Далматы и региональное название Далмация . [1] [2] [3] Считается, что оно связано с албанским словом «деле» и его вариантами, которые включают гегскую форму «дельме », что означает «овца», и с албанским термином «делмер » «пастух». [4] [5] [6] [7] [8] [9] По мнению Орла , гегская форма delme вряд ли имеет что-либо общее с названием Далмации , поскольку представляет собой вариант деле с *-mā , которое в конечном итоге происходит от протоалбанского *dailā . [10] Древнее название Далмана , происходящее от того же корня, свидетельствует о продвижении иллирийцев в средний Вардар , между древними городами Билазора и Стоби . [9] Средневековый славянский топоним Овче Поле («равнина овец» на южнославянском языке) в близлежащем регионе представляет собой связанное с ним более позднее развитие. [9] В Албании Дельвина представляет собой топоним, связанный с корнем *dele . [7]
Форма Далматы и соответствующее региональное название Далмация являются более поздними вариантами, как уже отмечал Аппиан (2 век нашей эры). Его современник грамматист Велий Лонг в своем трактате об орфографии подчеркивает, что правильная форма Далмации — это Дельмация , и отмечает, что Марк Теренций Варрон , живший примерно за 2 столетия до Аппиана и Велиуса Лонгия, использовал форму Дельмация, поскольку она соответствовала главному поселению Далмации. племя Дельминиум . [11] Топоним Дувно является производным от Delminium на хорватском языке через промежуточную форму *Delminio в поздней античности. [3]
Исторические исследования
[ редактировать ]О местонахождении древнего Дельминия недалеко от современного Томиславграда впервые сообщил Карл Пач . Свой вывод он основывал на археологических исследованиях 1896–1898 годов, в ходе которых были обнаружены древние поселения в Црквине и Карауле в Томиславграде. Пач расположил Дельминий в 9 км к юго-востоку от Томиславграда на горе Либ . Вывод Патча вскоре был принят многими другими известными исследователями, в том числе Фердо Шишичем , Владимиром Чоровичем , Чиро Трухелькой и другими. [12]
Основываясь на положении Дельминия, его силе и сопротивлении римской армии, Патч пришел к выводу, что Дельминий служил центром Далмат . Эти наблюдения основывались на сочинениях Страбона , Аппиана и Флора . [13]
На этой территории проживало иллирийское племя далматов. [14] и Дельминий был городом, основанным ими недалеко от современного Томиславграда. [15]
Территория Томиславграда была заселена еще до прибытия иллирийцев, о чем свидетельствуют несколько остатков полированных каменных топоров эпохи неолита (4000 г. до н.э. – 2400 г. до н.э.). [16] Столь же немногие останки датируются последующим бронзовым веком (1800 г. до н.э. – 800 г. до н.э.): 34 бронзовых серпа, 3 топора и 2 копья, найденные в Стипаничи и Луге недалеко от Томиславграда, а также бронзовый топор, найденный в Летке , хранился в археологической коллекции в монастырь в Широки-Бриеге , разрушенный коммунистами в результате пожара в конце Второй мировой войны . В огне уцелели только один серп и один топор. Эти находки свидетельствуют о том, что население этого района в то время состояло из скотоводов, фермеров и воинов. [17]
Материальные останки иллирийцев гораздо более обильны. На склонах гор, окружающих Томиславград, иллирийцы построили в общей сложности 21 форт , служивший сторожевыми башнями и оборонительными сооружениями. [18] Есть также множество иллирийских захоронений , датируемых периодом от бронзового и железного века до римского завоевания. погребального инвентаря Среди обнаруженного - драгоценности и другие предметы. [16] Помимо иллирийцев, среди других жителей этой территории были кельты , чьи вторжения на Балканы начались в 4 веке до нашей эры. Они принесли с собой более высокую культуру, ремесла и лучшее оружие. [19] Кельты были немногочисленны и вскоре ассимилировались с иллирийцами. [19]
Когда римляне завоевали территорию иллирийского племени Ардиаи на юге, Дельматы и их племенной союз были одними из последних бастионов иллирийской автономии. Далматы атаковали римские сторожевые посты возле Неретвы , греческие торговые города и дружественное римлянам иллирийское племя даорси . Они превратили свое поселение в сильный форт и окружили свою столицу кольцом меньших фортов. [19] В сообщениях писателей того времени говорится, что Дельминий был «большим городом», почти неприступным и неприступным. Предполагается, что в это время в Дельминиуме проживало 5000 далматинцев. [19]
В 167 г. до н.э. иллирийские форты не смогли остановить римские легионы ; после того как римляне завоевали все Адриатическое побережье южнее Неретвы и после разрушения государства Ардиеев, далматы не смогли избежать конфликта с римлянами. В 156 г. до н. э. произошел первый конфликт между далматами и римлянами, закончившийся в следующем году поражением дельматов. Римские полководцы Фигул и Корнелий Сципион Насика завоевали, разрушили и сожгли Дельминий, как сообщается, стреляя горящими стрелами по деревянным домам. [19] После различных восстаний под предводительством далматов и трех войн между ними и римлянами их сопротивление было окончательно подавлено в результате Великого иллирийского восстания , закончившегося в 9 году нашей эры.
Римское правление
[ редактировать ]После римского завоевания Дельминия римляне начали строить дороги и мосты. Дороги, которые вели на материковую часть Балкан от Адриатического побережья в Салоне (Солин) и Нароне ( Вид возле Метковича ), пересекались в Дельминиуме (Томиславград). Остатки тех и других римских дорог существуют до сих пор. Римляне представили свою культуру, язык, законодательство и религию. Следующие 400 лет Дельминиум жил в мире. [20]
После того, как римляне окончательно разгромили Далматы, Томиславград был практически заброшен. Некоторое время там также находился военный отряд римлян, чтобы держать иллирийцев под контролем. Римляне начали восстанавливать Дельминий в 18 и 19 годах нашей эры во времена императора Тиберия . В это время был построен центр города – римский форум. Этот форум был построен на территории современной базилики Николы Тавелича. [21] В 1896 году Фра Анджео Нунич обнаружил различные скульптуры римских божеств, фрагменты саркофагов и фрагменты колонн средневековой христианской церкви. Из всех этих открытий наиболее выдающимися являются два вотивных памятника и алтаря, посвященных богине Диане , один алтарь, посвященный местному иллирийскому богу Армату, и одна вотивная плита, посвященная богине Либере . Позже был также найден рельеф богини Дианы и один рельеф Дианы и Сильвана вместе. Также были найдены новые алтари, фрагменты саркофагов, глиняная керамика, части колонн и другие находки римского периода и раннего средневековья. Это привело к выводу, что на месте нынешнего католического кладбища «Караула» (которое ранее было османским военным пограничным постом и гауптвахтой) находилось римское и иллирийское святилище и кладбище. [22]
была найдена табличка, бывшая частью алтаря В 1969 году возле села Летка . Он посвящен римскому богу войны Марсу солдатом IX легиона . Год спустя в деревне Присое была найдена христианская купель и часть гробницы, сделанной отцом Ювеналом своему сыну Ювеналу. [22]
После Римской Империи
[ редактировать ]Римский Дельминий просуществовал два столетия во время великих переселений. За это время Дельминий был частично поврежден, а где-то в середине V века был разрушен Римский форум.
После распада Римской империи в 476 году Дельминий находился под властью германских готов в период с 493 по 537 год. После того, как Дельминий перешел под власть Византийской империи в 573 году, город был полностью восстановлен. Но вскоре он снова был сильно поврежден вновь прибывшими и выведен из состава Византийской империи в 600 году. [22]
В середине VII века Дельминий был заселен славянами . [23]
См. также
[ редактировать ]- Римско-католическая епархия Дувно
- Список древних городов Иллирии
- Список католических епархий в Боснии и Герцеговине
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уилкс, Джон (1996). Иллирийцы . Уайли. п. 188. ИСБН 978-0-631-19807-9 .
Побережье и внутренние районы Центральной Далмации вплоть до Динарских гор и за их пределами были населены дельматами, в честь которых была названа римская провинция Далмация, причем их собственное название произошло от их главного поселения Дельминий близ Дувно.
- ^ Стипчевич, Александр; Стипчевич, Александр (1977). Иллирийцы: история и культура . Нойес Пресс. п. 197. ИСБН 978-0-8155-5052-5 .
- ^ Jump up to: а б Шимунович, Петар (2013). «Предантические топонимы в сегодняшней (и исторической) Хорватии» . Folia onomastica Croatica (на хорватском языке) (22): 164. ISSN 1330-0695 .
- ^ Уилкс, Джон (1996). Иллирийцы . Уайли. п. 244. ИСБН 9780631146711 .
Название Delmatae, по-видимому, связано с албанским словом «овца» (delmë).
- ^ Дуриданов, Иван (2002). «Иллириец». В Бистере Феликс Дж.; Грамшаммер-Холь, Дагмар; Хейнольдт, Анке (ред.). Лексикон языков Восточной Европы (PDF) (на немецком языке). Визер Верлаг. п. 952. ИСБН 978-3-85129-510-8 .
Дальмион, Дельминион (Птолемей) цу алб. Дельме
- ^ Шашель Кос, Марьета (1993). «Кадм и Гармония в Иллирии» . Археолошский вестник . 44 : 113–136.
В доисторический и классический периоды вовсе не было чем-то необычным, когда народы имели имена, происходящие от животных, так что название Delmatae считается родственным албанскому delme, овцы.
- ^ Jump up to: а б Шютц, Иштван (2006). Белые пятна на Балканах (PDF) (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Баласси. п. 127. ИСБН 9635064721 .
Название иллирийского племени Далматии/Дельматы, территории Далмации/Дельмации, иллирийского города Дельминиум/Дальмион, а также название современных географических единиц Дельвина и Дельвинаки связаны с албанскими словами dele (множественное число delme) «овца», дельмер 'пастух'. Эту этимологию Страбон добавляет к названию иллирийского города Дельмиона «...πεδιον µελωβοτον…», т.е. «овеадельная равнина»
- ^ Морич, Ивана (2012). «Обычаи Дельматы» . Ростра: Журнал студентов-историков Задарского университета (на хорватском языке). 5 (5): 63. ISSN 1846-7768 .
сегодня преобладает интерпретация, согласно которой корень их названия происходит от слова, родственного албанскому delë, delmë, то есть «овца».
- ^ Jump up to: а б с Дуриданов, Иван (1975). Гидронимия системы Вардар как исторический источник (PDF) . Бёлау Верлаг . п. 25. ISBN 3412839736 .
- ^ Орел, Владимир (1998). Албанский этимологический словарь . Издательство «Брилл» . стр. 58–59. ISBN 978-9004110243 .
dele f, pl dele, dhen, dhën 'овца'. Гегский вариант delme представляет собой образование в *-mā (и вряд ли имеет что-либо общее с названием Далмации Паке MEYER Wb. 63 и ÇABEJ St. I 111). Слово основано на PAlb *dailā «овца» < «сосать грудь» и связано с различными производными от IE *dhē(i)- «кормить грудью» (MEYER Wb. 63, Alb. St. III 29 оперирует с *dailjā <ИЕ. *dhailiā или *dhoiliā), ср., в частности, Arm dayl 'молозиво' < И.Э. *dhailo-.
- ^ Кос, Марьета Шашель (2005). Аппиан и Иллирик . Национальный музей Словении. ISBN 978-961-6169-36-3 .
- ^ Шкегро 2000 , стр. 396.
- ^ Шкегро 2000 , стр. 398.
- ^ Уилкс 2000 , с. 597.
- ^ Уилкс 1992 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б (на хорватском языке) Багарич, Иво. Дувно: История приходов Дувенского монастыря. Священное наследие. в 1989 году
- ^ Багарич 1980 , стр. 9.
- ^ Багарич 1980 , стр. 10.
- ^ Jump up to: а б с д и Багарич, Иво (1980). Дувно - Краткая монография (на хорватском языке). Буковица: Приходская канцелярия Св. Франциск Ассизский. OCLC 255541281 .
- ^ Багарич 1980 , стр. 12.
- ^ Багарич 1980 , стр. 13.
- ^ Jump up to: а б с Багарич 1980 , стр. 14.
- ^ Дзино, Д. (1 января 2010 г.). «5. Письменные источники о переселении славян в VI и VII веках в Западном Иллирике и Далмации». Стать славянином, стать хорватом . Брилл. стр. 92–117. ISBN 978-90-04-18938-6 . Проверено 14 июня 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Шкегро, Анте (1 января 2000 г.). «Дальмион / Дельмион и Дельминий - противоречия и činjenice. Дальмион / Дельмион и Дельминий: споры и факты» . Опускула археологическая .
- Стипчевич, Александр (1977). Иллирийцы: история и культура . Серия «История и культура». Нойес Пресс. ISBN 0-8155-5052-9 .
- Уилкс, Джон Дж. (1992). Иллирийцы . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-19807-5 .
- Уилкс, Дж. (2000). «Дунайские провинции». У А. Боумена; П. Гарнси; Д. Рэтбоун (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 11, Высшая Империя, 70–192 гг. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 577–603. ISBN 978-0-52126-335-1 .
43 ° 43' с.ш., 17 ° 14' в.д. / 43,717 ° с.ш., 17,233 ° в.д.