Албанское язычество
Часть серии о |
албанцы |
---|
![]() |
|
Мифология |
---|
Албанское язычество включает в себя языческие обычаи , верования , обряды , мифы и легенды албанского народа . Элементы албанской мифологии имеют древнее палеобалканское происхождение и почти все они языческие. [ 3 ] Древнее язычество сохранялось среди албанцев, особенно в труднодоступных и глубоких внутренних районах. [ 4 ] – где албанский фольклор развивался на протяжении веков в относительно изолированной племенной культуре и обществе. [ 5 ] – оно продолжало существовать или, в лучшем случае, было частично трансформировано христианскими, мусульманскими и марксистскими убеждениями, которые должны были быть введены либо по выбору, либо навязаны силой. [ 6 ] Албанское традиционное обычное право ( Канун ) обладало священной, хотя и светской, давней, непоколебимой и неоспоримой властью с межрелигиозной эффективностью над албанцами, что объясняется более ранним языческим кодексом, общим для всех албанских племен . [ 7 ] Действительно, Канун содержит несколько привычных понятий, которые явно берут свое начало в языческих верованиях, включая, в частности, поклонение предкам , анимизм и тотемизм , сохранившиеся с дохристианских времен. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Албанские традиции передавались устно – через системы памяти, которые сохранились до наших дней – из поколения в поколение и до сих пор очень живы в горных районах Албании , Косово и западной Северной Македонии , а также среди арбереше в Италии и Арваниты в Греции и арбанаси в Хорватии . [ 11 ]
Старые верования в солнце и луну , свет и тьму , небо и землю , воду и источники , огонь и очаг , смерть и возрождение , птиц и змей , горы , камни и пещеры , жертвоприношения и судьбу - вот некоторые из языческих верований албанцев. . [ 12 ] Самый ранний засвидетельствованный албанский культ — это поклонение Солнцу ( Дьелли ) и Луне ( Хена ). [ 2 ] Солнце оказывает большое влияние на основные традиционные праздники и календарные обряды Албании; [ 13 ] Луны Циклические фазы регулируют многие аспекты жизни албанцев, определяя сельскохозяйственную и животноводческую деятельность, различные ремесла и человеческое тело. [ 14 ] Утренняя и вечерняя звезда Венера олицетворяется Пренде , связанным с рассветом, красотой, любовью, плодородием, здоровьем и защитой женщин. [ 15 ] культы Земли ( Дэу ) и Неба ( Кьелли Особое место занимают ). Огонь ( зжарри , очевидно обожествленный как Энджи ) играет заметную роль, считаясь живым, священным или божественным элементом, используемым для ритуалов , жертвоприношений и очищения . [ 16 ] Плевать на это – табу . [ 3 ] Поклонение огню и обряды связаны с культом Солнца, культом домашнего очага ( Ватер ), культом плодородия в сельском хозяйстве и животноводстве . [ 17 ] Календарные огни ( зжаррет э витит ) связаны с космическим циклом и ритмами сельскохозяйственной и скотоводческой жизни. [ 18 ] Огонь очага ( Zjarri i Vatrës ) считается потомком Солнца и хранителем непрерывности между миром живых и миром мертвых, обеспечивая преемственность племени ( fis или Farë ) на протяжении поколений. [ 19 ] Беса — обычная практика в албанской культуре, состоящая из клятвы ( быть ), торжественно произнесенной солнцем, луной, небом, землей, огнем, камнем и громовым камнем , горой, водой и змеей, которые являются все считались священными объектами . [ 20 ] Связанные с жизнью человека, пчелы очень почитаются албанцами. [ 21 ] Орел . – тотемное животное всех албанцев, ассоциирующееся с Небом, свободой и героизмом [ 22 ] [ 21 ] Распространенным народным символом является змей ( Гьярпер, Виторе и др .), тотем у албанцев, связанный с землей , водой , солнцем , очагом и культами предков , а также с судьбой , удачей и плодородием . [ 23 ] Солнце, луна, звезда, орел, змея и пчела часто появляются в албанских легендах и народном творчестве. [ 24 ]
В албанской мифологии физические явления , стихии и объекты приписывают сверхъестественным существам. Мифологические и легендарные персонажи — это божества, полубоги, люди и монстры, а также сверхъестественные существа в облике людей, животных и растений. [ 25 ] Божества, как правило, не личности, а анимистические персонификации природы . [ 26 ] Албанские верования, мифы и легенды организованы вокруг дуалистической борьбы между добром и злом , светом и тьмой . [ 27 ] самое известное изображение которого — постоянная битва между дранге и кулшедрой , [ 28 ] конфликт, который символизирует циклическое возвращение в водный и хтонический мир смерти, совершающий космическое обновление возрождения . Ткачи судьбы , ора или фати , управляют порядком Вселенной и обеспечивают соблюдение ее законов. [ 29 ] Зана дикой ассоциируется с природой и жизненной энергией человека. [ 30 ] Очень распространенным мотивом в албанском народном повествовании является метаморфоза : мужчины превращаются в оленей , волков и сов , а женщины — в горностаев , кукушек и черепах. [ 31 ] Возникшие на основе албанской племенной культуры и фольклора и пронизанные албанскими языческими верованиями и древней мифологией, « Кангэ Крешникеш» («Песни героев») представляют собой важнейший легендарный цикл албанской эпической поэзии , основанный на культе героя . [ 32 ] В албанских сказках центральную роль играют храбрость и самопожертвование героя, а также жизнелюбие и надежда на светлое будущее. [ 25 ]
Документация
[ редактировать ]Албанские традиции передавались из уст в уста из поколения в поколение . [ 33 ] Они сохранились благодаря традиционным системам памяти, дошедшим до наших дней в Албании в первозданном виде, — явление, которое объясняется отсутствием государственного образования у албанцев и их предков — иллирийцев , способных сохранить свое «племенно» организованное общество . Это отличало их от таких цивилизаций, как Древний Египет , Минойская и Микенская , которые подверглись формированию государства и нарушили свои традиционные практики памяти. [ 34 ]
Албанские мифы и легенды записывались со времен древнейших албанских литературных произведений (начиная с 15 века). [ 35 ] но систематический сбор албанских обычаев и фольклорного материала начался только в XIX веке. [ 36 ]
Источник
[ редактировать ]Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
![]() |
Элементы албанской мифологии имеют палеобалканское происхождение и почти все они языческие . [ 3 ] Древняя иллирийская религия считается одним из источников развития албанской мифологии и фольклора. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] отражающие ряд параллелей с древнегреческой и римской мифологиями . [ 40 ] Албанская легенда также показывает сходство с соседними индоевропейскими традициями, такими как устные эпосы южных славян и народные сказки греков . [ 41 ]
Албанская мифология унаследовала индоевропейский повествовательный эпический жанр о воинах прошлого ( Кангэ Крешникеш ), традицию, разделяемую с ранней Грецией , классической Индией , раннесредневековой Англией , средневековой Германией и южными славянами. [ 42 ] Албанские народные верования и мифология также сохранили типичную индоевропейскую традицию о божествах , расположенных на самых высоких и неприступных горах ( гора Томор ), [ 43 ] неба погоды , молний , огня и божества ( Зойз , Шурд , Вербт , Энджи , Ватре , Нена и Ватра ), [ 44 ] [ 45 ] Солнца и Луны» легенда « Дочь , [ 46 ] мифы о «змееубийстве» и «огне в воде» ( Дранге и Кульшедра ), богинях Судьбы и Судьбы ( Зана , Ора , Фати , Мира ) [ 47 ] Божественные близнецы ( Муджи и Халили ), [ 48 ] [ 49 ] и страж врат подземного мира ( трехголовый пес, который никогда не спит). [ 50 ]
История
[ редактировать ]Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Отсутствие какого-либо единого и специфического теонимического корня слова «земля» в различных ветвях индоевропейской языковой семьи может быть связано с преобладанием культов богини-матери-земли, уже существующих и глубоко укоренившихся среди доиндоевропейских языков . говорящие народы, с которыми столкнулись пришедшие индоевропейскоязычные народы. [ 51 ] Конфронтация между системами верований доиндоевропейского населения, которые отдавали предпочтение «культам Матери-Земли», включающим земные верования, женских божеств и жречества, и индоевропейских народов, которые отдавали предпочтение «культам Отца-Неба», включающим небесные верования, мужских божеств и жречества, может быть отражено в дихотомии матриархата и патриархата , которая возникает из двух типов женщин-воительниц/активных персонажей в албанской эпической поэзии , в частности в Канге Крешникеш . [ примечание 1 ] [ 52 ] Также в албанской мифологии и фольклоре символизация превосходства божества неба над божеством подземного мира проявляется в победе небесных божественных героев над кулшедрой (часто описываемой как земное/хтоническое божество или демон). Этими небесными божественными героями часто являются дранге (наиболее распространенный культурный герой среди албанцев), а также Э Биджа э Хэнес дхе э Дьелит («Дочь Луны и Солнца»), которую описывают как небесную молнию ( пика э qiellit ), который падает повсюду с небес на горы и долины и поражает гордыню и зло, [ 53 ] или другие героические персонажи, отмеченные на своем теле символами небесных объектов, [ 54 ] например, Зерми (букв. «Огонь»), который, в частности, рождается с Солнцем на лбу. [ 55 ] С другой стороны, албанская система верований сохранила также важность культа земли Дэу . [ 56 ] [ 57 ]

албанскому богу неба и молний Зойзу . поклонялись Считается, что иллирийцы в древние времена [ 58 ] Албанский Зойз является явным эквивалентом и родственником мессапического Зиса и древнегреческого Зевса , продолжения протоиндоевропейского * Di̯ḗu̯s, «бога неба». [ 59 ] [ 60 ] В дохристианский языческий период термин Зот из протоалбанского : *dźie̅u ̊ a(t)t- предположительно использовался в албанском языке для обозначения неба-отца/бога/господа , отца-бога, небесного отца ( индо- Европейский отец дневного света-неба-бог ). [ 61 ] После первого обращения предков албанцев к христианской религии в древности термин Зот стал использоваться для обозначения Бога , Отца и Сына ( Христа ). [ 61 ] [ 62 ] Поклонение и практики, связанные с индоевропейским небом и божеством-молнией, сохранялись албанцами до 20-го века, а в некоторых формах продолжаются и сегодня. [ 63 ] например, в албанских клятвах , [ 64 ] и в знаменитом культе на горе Томорр в центральной Албании, где животные приносятся в жертву божеству албанцами различных религиозных верований даже в наши дни. [ 65 ]
Ранними свидетельствами небесного культа в Иллирии являются бляшки VI века до нашей эры из озера Шкодра , которое принадлежало ареалу иллирийских племен, которые в более поздние времена в исторических источниках назывались лабитами . На каждой из этих табличек одновременно изображены священные изображения неба и солнца, символика молнии и огня, а также древо жизни и птицы (орлы). В этих бляшках имеется мифологическое изображение небесного божества: одушевленное божество Солнца с лицом и двумя крыльями, бросающее молнии в огненный алтарь, который на некоторых бляшках держат двое мужчин (иногда на двух лодках). Это мифологическое представление идентично албанским народным верованиям и обычаям, связанным с божеством молнии: традиционная практика во время грозы заключалась в том, чтобы выносить на улицу камин (албанский: vatër ), чтобы завоевать расположение божества и не допустить грома. вреден для человеческого сообщества. [ 22 ] Албанские народные верования рассматривают молнию как « огонь небесный » ( zjarri i qiellit ) и считают ее «оружием божества ». [ 66 ]
Самые ранние образные изображения, точно отражающие албанский плач по умершим — gjâmë — появляются на дарданских погребальных стелах классической древности . [ 67 ] В контексте религиозных представлений исторические источники подтверждают связь между греко-римской религиозной этикой и албанским обычным правом . Эти отношения можно увидеть во время правления иллирийских императоров , таких как Аврелиан , который ввел культ Солнца ; Диоклетиан , который стабилизировал империю и обеспечил ее существование посредством учреждения Тетрархии ; Константин Великий, издавший Эдикт о терпимости к христианизированному населению и созвавший Первый Никейский собор с участием многих клириков из Иллирика; Юстиниан, издавший Corpus Juris Civilis и стремившийся создать Иллирийскую церковь, построив Юстиниану Приму и Юстиниану Секунда , которая должна была стать центром византийской администрации. [ 68 ]
Доисторические иллирийские символы, используемые на погребальных памятниках доримского периода, использовались также во времена Римской империи и продолжались до поздней античности на обширной территории Иллирии. Те же мотивы с одинаковой культурно-религиозной символикой сохранились на различных памятниках раннесредневековой культуры албанцев. Они появляются также на более поздних погребальных памятниках, включая средневековые надгробия ( стечи ) в Боснии и Герцеговине и погребальные памятники, использовавшиеся до недавнего времени в северной Албании , Косово , Черногории , южной Сербии и северной Северной Македонии . Подобные мотивы особенно связаны с древними культами Солнца и Луны, сохранившимися до недавнего времени среди северных албанцев. [ 69 ]
Среди иллирийцев ранней Албании Солнце было распространенным символом. Распространение культа Солнца и сохранение мотивов Солнца в римский период и позже считаются продуктом иллирийской культуры. В христианской иконографии символ Солнца связан с бессмертием и правом на власть. Языческий культ Солнца был почти идентичен христианскому культу первых веков христианства. Разновидности символов Солнца, принесенные в регион христианскими орденами, нашли в горах Албании сочувствующих сторонников, обогатив корпус своих символов новым материалом. [ 70 ]
Историко-лингвистическая детерминация албанской христианской терминологии свидетельствует о том, что албанцы включились в процесс обращения в христианство на Балканах уже с поздней античности (IV–V вв. н. э.). Самый ранний церковный лексикон имеет в основном позднелатинское или церковно-латинское происхождение и в значительной степени местного происхождения, что приводит к выводу, что христианизация албанцев произошла в рамках литургии на основе латыни и церковного порядка Святого Престола . Также, согласно церковным документам, территории, совпадающие с нынешней компактной албанскоязычной территорией, оставались под юрисдикцией римского епископа и использовали латынь в качестве официального языка, по крайней мере, до первой половины VIII века. [ 71 ]
Ко времени южнославянского вторжения и угрозы этнических волнений в населенных албанцами регионах христианизация албанцев уже завершилась и, по-видимому, развилась у албанцев как еще одна формирующая идентичность черта наряду с этноязыковым единством. . [ 72 ] Церковное управление, контролировавшееся густой сетью римских епископств, рухнуло с приходом славян. Между началом 7-го века и концом 9-го века внутренние районы Балкан были лишены церковного управления, и христианство, возможно, сохранилось только как популярная традиция в ограниченной степени. [ 73 ] Некоторые албанцы, жившие в горах, лишь частично затронутые романизацией, вероятно, снова погрузились в классическое язычество. [ 74 ]
Реорганизация Церкви как культового учреждения в регионе заняла значительное время. [ 75 ] Балканы были возвращены в христианскую орбиту только после восстановления Византийской империи и благодаря деятельности византийских миссионеров. [ 73 ] Самая ранняя церковная лексика среднегреческого происхождения на албанском языке относится к VIII–IX векам, ко времени византийского иконоборчества , начало которому положил византийский император Лев III Исавриянин . [ 76 ] установил В 726 году Лев III де-юре юрисдикцию Вселенского Константинопольского Патриархата над Балканами, поскольку Церковь и государство учредили этот институт. Восточная церковь расширяла свое влияние в этом регионе вместе с социальными и политическими событиями. Между VII и XII веками возрождается мощная сеть культовых учреждений, полностью охватывающая церковное управление всей современной албаноязычной компактной территорией. В частности, важную роль сыграли Тема Диррахия и Охридская архиепископия . [ 77 ] Сохранившаяся на протяжении веков христианская вера албанцев стала важным культурным элементом их этнической идентичности. Действительно, отсутствие старославянских терминов в албанской христианской терминологии показывает, что миссионерская деятельность во время христианизации славян не охватывала албаноязычных людей. [ 78 ] В тексте, составленном примерно в начале XI века на староболгарском языке , албанцы впервые упоминаются под своим старым этнонимом арбанаси как полуверующие, термин, который для православных болгар означал христианина-католика. [ 79 ] В результате Великого раскола 1054 года Албания разделила регион между католическим христианством на севере и православным христианством на юге. [ 80 ]
Ислам впервые появился в Албании в 15 веке после османами завоевания этой территории . Во времена Османской империи , часто для того, чтобы избежать более высоких налогов, взимаемых с христианских подданных, большинство албанцев стали мусульманами. Однако одна часть сохранила христианские и дохристианские верования. [ 81 ] В 16 веке албанцы впервые упоминаются как поклонники Солнца и Луны . [ 2 ] Британский поэт лорд Байрон (1788–1824), описывая религиозные верования албанцев, сообщал, что «греки вряд ли считают их христианами, а турки - мусульманами; на самом деле они представляют собой смесь того и другого, а иногда и ни того, ни другого». [ 81 ] Во времена Османской империи образование на албанском языке было запрещено. Народные сказители сыграли важную роль в сохранении албанского фольклора. [ 82 ] Отсутствие школ компенсировалось народным творчеством, формирующим поколения албанцев на основе мудрости и опыта их предков, защищающим их от ассимиляционных процессов. [ 83 ]
Между 16 и 18 веками в Албанию прибыл также Бекташи. суфийский орден [ 84 ] который широко распространился среди албанцев из-за его традиционной терпимости и уважения к различным религиям, практикам и верованиям, а также потому, что он позволял себе быть средством выражения криптохристианских , христианских и дохристианских языческих верований и ритуалов. [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] Бекташизм — это мусульманский дервишский орден ( тарикат ), который, как полагают, возник в 13 веке в приграничном регионе Анатолии , где сосуществовали христианство, ислам и язычество, что позволило включить сопоставимые языческие и немусульманские верования в популярный ислам. Он облегчил процесс обращения в новых мусульман и стал официальным орденом янычар . [ 88 ] [ 89 ] После запрета всех суфийских орденов в Турции в 1925 году Орден Бекташи основал свою штаб-квартиру в Тиране . [ 81 ]

С момента своего основания в 1912 году Албания была светским государством , ставшим атеистическим во время коммунистического режима и вернувшимся в светское состояние после падения режима. На протяжении полувека режим в Албании предал анафеме все верования, игнорируя тот факт, что албанские традиционные обряды, обычаи, верования, мифология и т. д. объединяли албанцев – сохранивших уникальную культуру – с основными древними группами народов. [ 90 ]
Албанский фольклор развивался на протяжении веков в относительно изолированной племенной культуре и обществе . [ 5 ] и хотя в албанской системе верований произошли некоторые изменения, древний пласт дохристианских верований сохранился до наших дней. [ 91 ] Древнее язычество сохранялось среди албанцев, и в недоступных и глубоких глубинах оно продолжало сохраняться или, в лучшем случае, было частично преобразовано христианскими, мусульманскими и марксистскими верованиями, которые должны были быть либо внедрены по выбору, либо навязаны силой. [ 92 ]
Албанские традиции передавались устно – через системы памяти, которые сохранились до наших дней – из поколения в поколение и до сих пор очень живы в горных районах Албании , Косово и западной Северной Македонии , а также среди арбереше в Италии и Арваниты в Греции и арбанаси в Хорватии . [ 93 ]
Божества, божества и мифические фигуры
[ редактировать ]
Космология[ редактировать ]Высшее Существо[ редактировать ]Добро и Зло, Свет и Тьма, Космическое Обновление.[ редактировать ]Судьба[ редактировать ] |
Небо[ редактировать ]![]() Земля[ редактировать ]
Явления[ редактировать ]
|
Природные божества и божества
[ редактировать ]
Огонь, очаг[ редактировать ]
|
Вода, море[ редактировать ]
|
Общественные божества[ редактировать ]
|
Священные животные[ редактировать ]![]() Змея ( гьярпер ), вырезанная на ножнах оригинального меча албанского правителя Али-паши Тепелена (слева). Пастушеский посох в форме змеи из Лаберии , изображенный на почтовой марке Албании 2014 года (справа).
|
Мифические существа
[ редактировать ]- Змеиные драконы
- Эйб (призрак в плаще) [ 158 ]
- Ангу (бесформенное привидение, появляющееся во сне) [ 159 ]
- Авуллуше (духи, удушающие людей своим дыханием) [ 160 ] [ 40 ]
- Бардха (бледные, туманные духи, обитающие под землей) [ 161 ]
- добрый пастырь [ 162 ]
- Балоз (темный рыцарь, огромный монстр) [ 163 ] [ 40 ]
- Буштра (ведьма, желающая плохих предзнаменований) [ 164 ]
- Чакаллоз (могущественное существо, слегка невменяемый герой) [ 165 ]
- Дварни (полувампир-получеловек) [ 159 ] [ 166 ]
- Девештруэси (получеловек-полуживотное) [ 159 ] [ 167 ]
- Дхамсутэ (глухонемая кобыла) [ 159 ] [ 167 ]
- Джалл (бог смерти и зла)
- Диви ( огр ) [ 168 ]
- Дранге (крылатый воин, убивающий драконов)
- Dreq (devilsДьяволы
- Fierkuqja (Ядовитая ящерица, прячущаяся в красных папоротниках)
- Флама (беспокойный злой призрак) [ 169 ]
- Флочка (водяная нимфа)
- Половина живота [ 170 ]
- Гоголь ( Бумага ) [ 171 ]
- Грабофч (чудовищная двуглавая змея) [ 172 ]
- Хайнджери (человек, поедающий великана) [ 170 ]
- Она (теневой призрак) [ 173 ]
- Яштэсме (эльфоподобные нимфы, живущие в лесах) [ 174 ]
- Джуди (гигантский призрак) [ 159 ] [ 175 ]
- Качамисри (похожий на Тома Тамба )
- Карканксхолл ( гоблины ) [ 176 ]
- каталанский ( гигант ), [ 177 ] берет свое начало в Каталонской компании жестокости во время каталонской кампании в Малой Азии .
- Катравеш (четырёхухий монстр-людоед) [ 178 ]
- Кешете ( наяда )
- Коливилор (демон, похожий на инкуба) [ 179 ]
- Коре (ребенок, поедающий демона) [ 179 ]
- Кукуд (чумной демон) [ 180 ]
- Лахин (гоблин, похожий на карлика)) [ 181 ]
- Лаура (болотная ведьма, меняющая форму) [ 159 ] [ 181 ]
- Лугат ( возвращаясь ) [ 159 ] [ 182 ]
- Магджи (злая женщина, старая ведьма)) [ 183 ]
- Макт (кошмарный призрак, который душит людей во сне) [ 183 ]
- Мира (Духи судьбы) [ 184 ]
- Ткань ( вуаль призрака ) [ 159 ]
- Перрия (красивая женщина-джинн, ослепляющая людей) [ 185 ]
- Керос (Scurfhead) [ 186 ]
- Забавный (Мужчина с неприкрытым лицом) [ 187 ]
- Рркепта (похожий на зверя) [ 159 ]
- Русале ( русалка ) [ 188 ]
- Штойзовалле (лесные духи)
- вампирская ведьма [ 189 ] [ 190 ]
- Сыкени (Собачьи Глаза, волшебник ) [ 159 ]
- Топчи или Херри ( гном ) [ 159 ] [ 173 ]
- Трехголовая собака ( Адская гончая ) [ 191 ]
- Вампир [ 159 ] [ 188 ]
- смерть (мрачный жнец)
- Вурволака (оборотни) [ 40 ]
- Джинн ( джинн ) [ 192 ] [ 40 ]
- Зана (горная фея)
Героические персонажи
[ редактировать ]слово На албанском языке «герой» означает «трим» (женское: «тримнеше» ), крешник или герой (женское: «героина» ). Некоторые из главных героев албанских эпических песен, легенд и мифов:
- Полубоги
- Дранге : крылатый воин-получеловек, сражающийся с кулшедрой ; его самое мощное оружие — мечи -молнии и молнии , но он также использует метеоритные камни, груды деревьев и камней;
- E Bija e Hënës dhe e Diellit : «Дочь Луны и Солнца», которую описывают как небесную молнию ( албанский : pika e qiellit ), которая падает повсюду с небес на горы и долины и поражает гордость и зло. Иногда ее описывают со звездой на лбу и луной на груди. Она борется с кулшедрой ;
- Люди
- Зьерма и Ханда : главные герои героической сказки « Близнецы ». Зьерма (букв. «огонь») родился с солнцем во лбу, а Ханда (букв. «луна») родился с луной во лбу. У них есть две лошади и две собаки в качестве спутников, а также два серебряных меча в качестве оружия.
- Муджи и Халили, главные герои эпического цикла Канге Крешникеш.
- Джордж Элез Алия
- Маленький Константин
Героические мотивы
[ редактировать ]Албанские героические песни в значительной степени пронизаны понятиями, содержащимися в Кануне — своде албанских устных обычных законов: честь , считающаяся высшим идеалом в албанском обществе; позор и бесчестие, считающиеся хуже смерти; беса и верность , гьякмаррия . [ 193 ] [ 194 ]
Еще одной особенностью албанских героических песен является оружие . Их значение и любовь, которую питают к ним герои, тщательно представлены в песнях, тогда как физически они описываются редко. Общей чертой, появляющейся в этих песнях, является стремление к известности и славе, связанное с мужеством человека. [ 195 ]
Концепции
[ редактировать ]
|
|
Ритуалы и практики
[ редактировать ]
|
|
Традиционные фестивали
[ редактировать ]Весеннее равноденствие
[ редактировать ]
Дита э Верес (Вереза) : «Летний день», албанский весенний праздник , отмечаемый (также как официальный праздник в Албании ) 1 марта по юлианскому календарю ( 14 марта по григорианскому календарю ). В старом албанском календаре он соответствует первому дню нового года ( по-албански : Kryeviti, Kryet e Motmotit, Motmoti i Ri, Nata e Mojit ) и отмечает конец зимнего сезона (вторая половина года) и начало года. начало летнего сезона (первая половина года) в день весеннего равноденствия ( албанский : sadita-nata ), обозначающий период года, когда световой день длиннее ночи.
Эдит Дарем , которая собрала албанский этнографический материал из северной Албании и Черногории, сообщила, что традиционное татуирование девушек. 19 марта албанцы практиковали [ 236 ]
Другой праздник, отмечаемый албанцами в день весеннего равноденствия, — это Навруз ( албанский : Дита э Султан Неврузит ), отмечаемый 22 марта , в основном бекташи , [ 237 ] [ 238 ] и Dita e Zojës (среди католиков) или Vangjelizmoi (среди православных), отмечаемый 25 марта. [ 239 ]
Те празднества связаны с культом Солнца ( Дьелли ) и обновлением природы. Обновление природы связано также с поклонением Великой Богине-Матери ( Дэу ), которое отмечается несколькими обрядами и обычаями, в частности нельзя рубить дерево или что-либо из растительности, а земля считается «беременной» ( Alb. me barrë ) и работать невозможно. [ 239 ]
Шэнджерджи
[ редактировать ]Шэнджерджи «Святой Георгий» — праздник, который албанцы отмечают и 23 апреля, и 6 мая (а также в период между ними). Он совпал бы с Днем Святого Георгия , если бы не тот факт, что Шенджерджи празднуют все албанцы, независимо от того, являются ли они христианами или мусульманами, и что празднования проводятся с использованием традиционных языческих ритуалов и практик, таких как паломничество на священные горы и места, ритуальные костры на высотах, жертвоприношения животных , водные ритуалы, ритуалы со змеями и т. д. Скорее считается дохристианским праздником, связанным с поклонением некоему божество земледелия и животноводства. [ 239 ] [ 240 ] [ 241 ] [ 242 ]
Зимнее солнцестояние
[ редактировать ]Албанские традиционные праздники в честь зимнего солнцестояния отмечают возвращение Солнца ( Дьелли ) летом и удлинение дня. [ 240 ] [ 243 ] [ 40 ]
Албанские традиционные обряды в период зимнего солнцестояния являются языческими и очень древними. Альбанолог Иоганн Георг фон Хан (1811–1869) сообщил, что духовенство как в его время, так и раньше энергично боролось с языческими обрядами, которые практиковали албанцы для празднования этого праздника, но безуспешно. [ 244 ]
Старые обряды этого праздника сопровождались коллективными пожарами по дому, родству или соседству - практика, совершаемая, согласно старым верованиям, для придания силы Солнцу. Обряды, связанные с культом растительности, выражавшие стремление к увеличению производства в сельском хозяйстве и животноводстве, сопровождались жертвоприношениями животных огню, освещением сосен на ночь, гаданием на удачу с потрескиванием в огне или с помощью монет в ритуальном порядке. хлеба, приготовление и употребление ритуальной пищи, совершение различных магических ритуальных действий на скоте, на полях, виноградниках и садах и так далее. [ 244 ] [ 240 ]
Ночь Бузми
[ редактировать ]Ната э Бузмит, « Ночь святочного полена », отмечается с 22 декабря по 6 января. [ 243 ] Бузми — ритуальный кусок дерева (или несколько кусков дерева), который сжигают в огне очага (албанский ватэр ) в ночь зимнего праздника, наступающего после возвращения Солнца на лето (после зимнего праздника). солнцестояния), иногда в ночь Кершенделлы 24 декабря ( сочельник ), иногда в ночь колендры , а иногда в Новый год или по любому другому случаю того же периода, традиция, изначально связанная с культом Солнца. [ 245 ] [ 240 ]
С бузми совершается ряд ритуалов магического характера, которые, согласно старинным поверьям, направлены на рост сельскохозяйственных растений и на процветание производства в живом существе (выращивание овощей, деревьев, виноградников и т. д.). Эта практика традиционно была распространена среди всех албанцев, а также зафиксирована у арбереше в Италии и арванитов в Греции до первой половины 20 века. [ 245 ] и он до сих пор сохраняется в отдаленных албанских этнографических регионах. [ 240 ] Считается обычаем протоиндоевропейского происхождения. [ 245 ]
Самый богатый набор обрядов, связанных с бузми, встречается в северной Албании ( Мирдита , Пуке , Дукаджин , Малесия э Мадхе , Шкодер и Лежэ ), а также в Косово , Дибере и так далее. [ 245 ] [ 240 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В албанских эпосах есть, с одной стороны, женские персонажи, которые играют активную роль в поисках и решениях, влияющих на все племя , с другой стороны, те, кто подвергается процессу маскулинизации как условие возможности активно участвовать в бои по принципам Кануна . [ 52 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Галати и др. 2013 , стр. 155–157; Лелаж 2015 , стр. 91–118; Тирта 2004 , стр. 68–82; Элси 2001 , стр. 181, 244; Погирк 1987 , с. 178; Дарем 1928а , с. 51; Дарем, 1928b , стр. 120–125.
- ^ Jump up to: а б с Элси, Роберт (ред.). «1534. Себастьян Франк: Албания: могучая провинция Европы» . Тексты и документы по истории Албании .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Боннефой 1993 , с. 253.
- ^ Норрис 1993 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Элси 2001 , стр. VIII–VIII.
- ^ Норрис 1993 , с. 34; Кафлеши 2011 , стр. 43–71; Хиколли и Красники 2020 , с. 78
- ^ Тарифа 2008 , с. 11.
- ^ Ямамото 2005 , стр. 164.
- ^ Исторические исследования (на албанском языке). Том 9. Тирана: Академия наук РПШ, Институт истории. 1972. стр. 107–110.
- ^ Элси 1994 , с. я; Элси 2001b , с. IX; Тариф 2008 , стр. 3, 11–12; Стипчевич 2009 , стр. 100–110. 505–509; Психиатрия 2011 , стр. 43–71; Соколи 2013 , стр. 100–100. 182–184; Галаты 2018 , с. 100–102.
- ^ Эгро 2003 , с. 35; Тирта 2004 , стр. 100–100. 87–110, 176, 410; Доджа 2005 , с. 449–462; Стипчевич 2009 , стр. 100–110. 505–507; Психиатрия 2011 , стр. 43–71; Сокол 2013 , с. 181; Галати и др. 2013 , с. 161; Лайчи 2019 , с. 29 .
- ^ Тирта 2004 , стр. 68, 70, 249–254.
- ^ Галати и др. 2013 , стр. 157; Тирта 2004 , стр. 73; Элси 2001 , стр. 181.
- ^ Седай 1982 , с. 78; Элси 2001 , с. 257–259; Ламбертц 1922 , с. 47–49, 143–144; Хиллестед и Джозеф 2022 , с. 235; Ламбертц 1973 , с. 509; Развитие 2023 , стр. 101-1. 1–2
- ^ Боннефой 1993 , с. 253; Погирк 1987 , стр. 178–179 Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327; Тальявини 1963 , с. 103; Треймер 1971 , с. 32; Орел 1998 , с. 88; Люркер 2004 , с. 57.
- ^ Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327; Кафлеши 2011 , с. 49; Погирк 1987 , стр. 178–179; Хиси 2006 , стр. 349–361.
- ^ Погирк 1987 , стр. 179; Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327.
- ^ Погирк 1987 , с. 179; Тирта 2004 , стр. 176, 410; Де Рэппер 2012 , стр. 14–15; Джон 2012 , с. 90; Галати и др. 2013 , с. 161.
- ^ Тирта 2004 , стр. 42–102, 238–239, 318; Боннефой 1993 , с. 253; Элси 2001 , стр. 35–36, 193, 244; Погирк 1987 , стр. 178–179; Хиси 2006 , стр. 349–361.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тирта 2004 , стр. 62–68.
- ^ Jump up to: а б с Брахадж 2007 , стр. 16–18.
- ^ Синани 2010 , стр. 105–106, 111; Стипчевич 2009 , с. 507; Доли 2009 , стр. 127–128; Тирта 2004 , стр. 62–68.
- ^ Погирк 1987 , с. 178; Бидо 1998 , стр. 701–702; Тирта 2004 , стр. 68–82; Элси 2001 , стр. 181, 244
- ^ Jump up to: а б с д и ж Соколи 2013 , с. 181.
- ^ Боннефой 1993 , стр. 253–254; Скэнди 1967 , стр. 165–166.
- ^ Лелай 2015 , с. 97; Соколи 2013 , с. 181; Элси 1994 , с. я; Погирк 1987 , с. 179
- ^ Лелай 2015 , с. 97; Боннефой 1993 , стр. 253–254.
- ^ Доджа 2005 , стр. 449–462; Конди 2017 , с. 279
- ^ Галати и др. 2013 , с. 157; Люркер 2004 , с. 207; Элси 2001 , с. 269; Доджа 2005 , с. 456; Следовательно, 2017 г. , с. 279
- ^ Боннефой 1993 , стр. 253–254.
- ^ Вата-Микель 2023 , стр. 1-1. 429–430; Это 2021 год ; Лория-Ривел 2020 , стр. 107-1. 45–46; Мифтари и Висока 2019 , стр. 107-1. 240–241; Попробуйте 2018 , стр. 107-1. 119–120; Незири 2001 , стр. 1–11. 7–10; Уоткинс 1995 , с. 83, 164, 443; Боннефой 1993 , с. 253–254.
- ^ Элси 1994 , с. я; Элси 2001b , с. IX; Тариф 2008 , стр. 3, 11–12; Соколи 2013 , стр. 182–184.
- ^ Галаты 2018 , стр. 100–102.
- ^ Скэнди 1954 , стр. 27-28.
- ^ Скэнди 1954 , стр. 7-10.
- ^ Стипчевич 1977 , с. 74.
- ^ Запад 2007 , стр. 288.
- ^ Уилкс 1995 , с. 280.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Погирк 1987 , с. 179.
- ^ Запад 2007 , стр. 19.
- ^ Запад 2007 , с. 68.
- ^ Запад 2007 , стр. 151.
- ^ Вест 2007 , стр. 243, 266.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Треймер 1971 , стр. 31–33.
- ^ Jump up to: а б Запад 2007 , с. 233.
- ^ Вест 2007 , стр. 385–386.
- ^ Джука 1984 , с. 64.
- ^ Незири 2008 , стр. 80–82.
- ^ Запад 2007 , стр. 392.
- ^ Йорк 1993 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б Лория-Ривел 2020 , стр. 47–48, 52.
- ^ Jump up to: а б Шутерици 1959 , с. 66.
- ^ Тирта 2004 , стр. 72, 127–128.
- ^ Широ 1923 , стр. 411–439.
- ^ Тирта 2004 , стр. 189–190, 230.
- ^ Ушаку 1988 , стр. 92, 95–97.
- ^ Jump up to: а б Сейчас 1982 год , о. 75.
- ^ Себорг 2020 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Хиллестед и Джозеф 2022 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б Демирадж 2011 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с Демирадж 2002 , с. 34.
- ^ Брахадж 2007 , с. 16–18; Кук 2010 , с. 1171; Ламбертц 1922 , стр. 47, 143–144, 146–148.
- ^ Ночь 1988 , стр. 100–110. 92, 95–97; Элси 2001 , стр. 193, 244; Тирта 2004 , стр. 100–100. 42, 68, 439; Хиси 2006 , стр. 349–350; Февраль 2022 , с. 38; Ламбертц 1922 , стр. 47, 143–144, 146–148.
- ^ Кук 2010 , с. 1171; Манн 1948 , с. 583; Фейзи 1929 , с. 82; Ламбертц 1922 , стр. 47, 143–144, 146–148.
- ^ Тирта 2004 , стр. 82, 406.
- ^ Джозеф и Дедвукай, 2024 , стр. 1–3.
- ^ Бельджорно де Стефано 2014 , стр. 2–3.
- ^ Добруна-Салиху 2005 , с. 345–346.
- ^ Галати и др. 2013 , с. 156.
- ^ Демирадж 2011 , стр. 73–74.
- ^ Демирадж 2002 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Фишер и Шмитт 2022 , с. 25.
- ^ Демирадж 2002 , с. 26.
- ^ Демирадж 2011 , с. 63.
- ^ Демирадж 2011 , стр. 63–64, 70.
- ^ Демирадж 2011 , стр. 64.
- ^ Демирадж 2011 , с. 71.
- ^ Элси 2003 , стр. 3.
- ^ Рамет 1989 , с. 381.
- ^ Jump up to: а б с Эспозито 2004 , с. 20.
- ^ Соколи 2013 , стр. 182–183.
- ^ Соколи 2013 , с. 184.
- ^ Крессинг и Касер 2002 , стр. 72.
- ^ Скэнди 1967 , стр. 244–245.
- ^ Элси 2010 , стр. 40.
- ^ Элси 2019 , стр. 116.
- ^ Скэнди 1967b , стр. 12–13.
- ^ Минков 2004 , стр. 103–104.
- ^ Кафлеши 2011 , стр. 46–47.
- ^ Хиколли и Красники 2020 , с. 78; Кафлеши 2011 , стр. 43–71; Погирк 1987 , с. 178; Боннефой 1993 , с. 253; Скэнди 1967 , стр. 165–166.
- ^ Норрис 1993 , с. 34; Кафлеши 2011 , стр. 43–71; Хиколли и Красники 2020 , с. 78
- ^ Элси 1994 , с. я; Элси 2001b , с. IX; Тариф 2008 , стр. 3, 11–12; Стипчевич 2009 , стр. 100–110. 505–509; Психиатрия 2011 , стр. 43–71; Соколи 2013 , стр. 100–100. 182–184; Галаты 2018 , с. 100–102.
- ^ Jump up to: а б с Погирк 1987 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Доджа 2005 , стр. 449–462.
- ^ Ламбертц 1922 , стр. 47, 143–144.
- ^ Jump up to: а б с д и Тирта 2004 , стр. 121–132.
- ^ Лелай 2015 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вата-Микели 2023 , стр. 429–431.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тирта 2004 , стр. 68–82.
- ^ Jump up to: а б Элси 2001 , стр. 244.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Скэнди 1967 , стр. 165–166.
- ^ Jump up to: а б Элси 2001 , стр. 181, 244.
- ^ Jump up to: а б Ламбертц 1973 , с. 509.
- ^ Jump up to: а б Джон 2012 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Стипчевич 2009 , с. 506.
- ^ Jump up to: а б Погирк 1987 , стр. 178–179.
- ^ Jump up to: а б Стипчевич 2009 , стр. 505–506.
- ^ Тирта 2004 , стр. 61–62.
- ^ Тирта 2004 , стр. 87–110.
- ^ Уоткинс 1995 , стр. 164.
- ^ Тирта 2004 , стр. 116–121.
- ^ Jump up to: а б Тирта 2004 , стр. 82–83, 100–102.
- ^ Jump up to: а б с д и Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327.
- ^ Манн 1952 , с. 32.
- ^ Фейзи 1929 , стр. 82.
- ^ Демирадж 1997 , стр. 431–432.
- ^ Манн 1977 , с. 72.
- ^ Тирта 2004 , стр. 258–259.
- ^ Jump up to: а б Эгро 2003 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и Элси 2001 , стр. 238–259.
- ^ Jump up to: а б Ламбертц 1922 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с Ламбертц 1922 , стр. 47, 49, 145–146.
- ^ Jump up to: а б с Элси 2001 , стр. 161.
- ^ Jump up to: а б с Элси 2001 , стр. 241–242.
- ^ Jump up to: а б с д и Элси 2001 , стр. 46–47, 74–76, 153–156.
- ^ Ламбертц 1922 , с. 77.
- ^ Тирта 2004 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Элси 2001 , стр. 257–259.
- ^ Jump up to: а б Ламбертц 1922 , стр. 47–49, 143–144.
- ^ Хиллестед и Джозеф 2022 , с. 235.
- ^ Ушаку 1988 , стр. 92, 97.
- ^ Манн 1948 , стр. 583–584.
- ^ Jump up to: а б Элси 2001 , стр. 79–81.
- ^ Элси 2001 , стр. 252–254.
- ^ Элси 2001 , стр. 176.
- ^ Тирта 2004 , стр. 147–152, 239, 409.
- ^ Тирта 2004 , стр. 167–268.
- ^ Jump up to: а б Тирта 2004 , стр. 111–121, 243, 273, 398.
- ^ Люркер 2004 , с. 207.
- ^ Элси 2001b , стр. 165–169.
- ^ Jump up to: а б Тирта 2004 , стр. 115, 132.
- ^ Элси 2001b , стр. 22, 48, 130.
- ^ Новик 2015 , с. 268.
- ^ Jump up to: а б Тирта 2004 , стр. 176–181.
- ^ Тирта 2004 , с. 37.
- ^ Ламбертц 1922 , стр. 47, 146–148.
- ^ Jump up to: а б Тирта 2004 , стр. 152–156.
- ^ Элси 2001 , стр. 48–49.
- ^ Тирта 2004 , стр. 67–68.
- ^ Элси 2001 , стр. 101, 191.
- ^ Элси 2001 , стр. 260.
- ^ Jump up to: а б Доли 2009 , стр. 127–128.
- ^ Jump up to: а б Стипчевич 2009 , с. 507.
- ^ Синани 2010 , стр. 105–106, 111.
- ^ Элси 2001 , стр. 240.
- ^ Элси 2001 , стр. 160–161.
- ^ Элси 2001 , стр. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Тирта 2004 , стр. 132–137.
- ^ Элси 2001 , стр. 18–19.
- ^ Элси 2001 , стр. 20.
- ^ Тирта 2004 , с. 407.
- ^ Элси 2001 , стр. 20–21.
- ^ Элси 2001 , стр. 49.
- ^ Элси 2001 , стр. 50.
- ^ Элси 2001 , стр. 68–69.
- ^ Jump up to: а б Элси 2001 , стр. 69.
- ^ Элси 2001 , стр. 71.
- ^ Элси 2001 , стр. 90.
- ^ Jump up to: а б Элси 2001 , стр. 107.
- ^ Элси 2001 , стр. 103.
- ^ Элси 2001 , стр. 104.
- ^ Jump up to: а б Элси 2001 , стр. 113.
- ^ Элси 2001 , стр. 130.
- ^ Элси 2001 , стр. 140.
- ^ Элси 2001 , стр. 150.
- ^ Элси 2001 , стр. 150–151.
- ^ Элси 2001 , стр. 151.
- ^ Jump up to: а б Элси 2001 , стр. 152.
- ^ Элси 2001 , стр. 153.
- ^ Jump up to: а б Элси 2001 , стр. 158.
- ^ Элси 2001 , стр. 162–163.
- ^ Jump up to: а б Элси 2001 , стр. 164.
- ^ Элси 2001 , стр. 167.
- ^ Элси 2001 , стр. 185.
- ^ Элси 2001b , стр. 155, 230.
- ^ Элси 2001b , стр. 22–23.
- ^ Jump up to: а б Новик 2015 , с. 266.
- ^ Элси 2001 , стр. 236.
- ^ Тирта 2004 , стр. 111, 193–194.
- ^ Элси 2001 , стр. 79.
- ^ Элси 2001 , стр. 134.
- ^ Скэнди 1954 , стр. 83, 86–91.
- ^ Jump up to: а б Уоткинс 1995 , стр. стр = 83, 164, 443.
- ^ Скэнди 1954 , стр. 91–92.
- ^ Раковины 1954 .
- ^ Уоткинс 1995 , с. 67.
- ^ Элси 1994 , с.
- ^ Боннефой 1993 , с. 253; Погирк 1987 , стр. 178–179 Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327; Тальявини 1963 , с. 103; Треймер 1971 , с. 32; Орел 1998 , с. 88; Люркер 2004 , с. 57.
- ^ Погирк 1987 , с. 179; Тирта 2004 , стр. 176, 410; Де Рэппер 2012 , стр. 14–15; Джон 2012 , с. 90; Галати и др. 2013 , с. 161.
- ^ Тирта 2004 , стр. 42–102, 238–239, 318.
- ^ Элси 2001b , стр. 35–36.
- ^ Хиси 2006 , стр. 349–361.
- ^ Тариф 2008 , стр. 8–10.
- ^ Калик 2019 , с. 64.
- ^ Элси 2001 , стр. 191.
- ^ Тирта 2004 , стр. 358–391.
- ^ Jump up to: а б Тирта 2004 , стр. 135, 199–200, 227–243.
- ^ Jump up to: а б с д и Я хотел 2000 .
- ^ Конди 2017 , с. 279.
- ^ Тирта 2004 , стр. 199–200, 205.
- ^ Тирта 2004 , стр. 169, 205, 227.
- ^ Тирта 2004 , стр. 19, 20, 66–68, 145–170.
- ^ Стипчевич 2009 , с. 508.
- ^ Тирта 2004 , стр. 26, 66, 324–326.
- ^ Погирк 1987 , с. 179–180.
- ^ Элси 2001 , стр. 193.
- ^ Пипа 1978 , с. 55.
- ^ Галати и др. 2013 , с. 162.
- ^ Кафлеши 2011 , с. 69.
- ^ Элси 2001 , стр. 36–40.
- ^ Элси 2001 , стр. 166–171.
- ^ Тирта 2004 , стр. 216–227.
- ^ Конди 2017 , стр. 277–288.
- ^ Тирта 2004 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Кафлеши 2011 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Тирта 2004 , стр. 260, 340–357.
- ^ Тирта 2004 , стр. 249–264.
- ^ Кафлеши 2011 , стр. 55–67.
- ^ Халими, Халими-Статовчи и Кхемай 2011 .
- ^ Тирта 2004 , стр. 75, 113, 116, 249–264.
- ^ Красники 2014 , стр. 4–5.
- ^ Джон 2012 , стр. 62, 85–86.
- ^ Тирта 2004 , стр. 307–313.
- ^ Тирта 2004 , стр. 310–312; Кафлеши 2011 , стр. 43, 51–52; Министерство 2014 , с. 66; Халими, Халими-Статовчи и Кхемай, 2011 , стр. 2–6, 32–43; Элси 2001 , с. 215.
- ^ Тирта 2004 , с. 254.
- ^ Тирта 2004 , стр. 253–255.
- ^ Элси 2001 , стр. 259–260.
- ^ Jump up to: а б с Тирта 2004 , стр. 254–255.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кафлеши 2011 , стр. 43–71.
- ^ Хиколли и Красники 2020 , с. 83.
- ^ Халими, Халими-Статовчи и Кхемай 2011 , стр. 3–4, 19–31, 41.
- ^ Jump up to: а б Тирта 2004 , стр. 249–251.
- ^ Jump up to: а б Тирта 2004 , с. 250.
- ^ Jump up to: а б с д Тирта 2004 , с. 282.
Библиография
[ редактировать ]- Бельджорно де Стефано, Мария Габриэлла (2014). «Сосуществование религий в Албании. Религии в Албании до и после падения коммунизма». Государство, церкви и конфессиональный плюрализм (на итальянском языке) (6). ISSN 1971-8543 .
- Фишер, Бернд Дж.; Шмитт, Оливер Йенс (2022). Краткая история Албании . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781009254908 .
- Бидо, Агим (1998). «Языческие символы в албанском «Хублете» ». Фракийский мир на перекрестке цивилизаций . Том. 2. Римский институт тракологии. стр. 701–712.
- Боннефуа, Ив (1993). Американская, африканская и древнеевропейская мифологии . Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-06457-3 .
- Брахадж, Джахо (2007). Флаг албанской нации: происхождение, древность . Издательство "Гьердж Фишта". ISBN 9789994338849 .
- Чабеж, Экрем (1966). «Албанский фольклор». Юго-восточные исследования (25): 33–87.
- Калик, Мари-Жанин (2019). Великий котел: история Юго-Восточной Европы . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674239104 .
- Кук, Артур Бернард (2010) [1940]. Зевс: Зевс, Бог Темного Неба (землетрясения, облака, ветер, роса, дождь, метеориты) . Зевс: исследование древней религии. Том. 3 (Часть 2). Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108021234 .
- Де Рэпер, Жиль (2012). «Кровь и семя, ствол и очаг: родство и общее происхождение на юге Албании» . В Хемминге, Андреас; Кера, Джентьяна; Панделеймони, Энрикета (ред.). Албания: Семья, общество и культура в 20 веке . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 79–95. ISBN 9783643501448 .
- Дедвукай, Линдон (2023). «Лингвистические свидетельства индоевропейского и албанского происхождения Афродиты» . Труды Лингвистического общества Америки . 8 (1). Лингвистическое общество Америки : 5500. doi : 10.3765/plsa.v8i1.5500 . S2CID 258381736 .
- Демирадж, Бардил (1997). Албанская этимология: исследования албанской наследственной лексики . Лейденские исследования индоевропейцев (на немецком языке). Том 7. Амстердам, Атланта: Родопи.
- Демирадж, Бардил (2002). «Единство и разделение в процессе христианизации албанцев. Этнолингвистический пример» (PDF) . Студиме (на немецком языке). Академия албанологических исследований : 23–41.
- Демирадж, Бардил (2011). «Корни и ветви христианства среди албанцев» (PDF) . Хилли и Дрита (на албанском языке). 2 . Шкодер: 58–78.
- Доджа, Альберт (2000). Рождение и взросление среди албанцев: культурное конструирование личности (pdf) (на французском языке). Харматтан. ISBN 273848879X .
- Доджа, Альберт (2005). «Мифология и судьба» (PDF) . Антропос . 100 (2): 449–462. дои : 10.5771/0257-9774-2005-2-449 . JSTOR 40466549 . S2CID 115147696 .
- Доли, Фламур (2009). «Украшение из системы верований культа домашней змеи, о чем свидетельствует косовская народная архитектура». Диссертация Косова (1): 127–144.
- Дарем, Эдит (1928a). Высокая Албания . ЛО Маяк Пресс. ISBN 978-0-8070-7035-2 .
- Дарем, Эдит (1928b). Некоторые племенные истоки, законы и обычаи Балкан .
- Эгро, Дритан (2003). Ислам на албанских землях в течение первых двух столетий османского владычества . Кафедра истории Билкентского университета.
- Элси, Роберт (1994). Албанские народные сказки и легенды . Издательство Наим Фрашери. Архивировано из оригинала (pdf) 28 июля 2009 г.
- Элси, Роберт (2001b). Албанские народные сказки и легенды . Издательство Дукаджини.
- Элси, Роберт (2001). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Лондон: Херст и компания. ISBN 1-85065-570-7 .
- Элси, Роберт (2003). Ранняя Албания: читатель исторических текстов, 11–17 вв . Висбаден: Издательство Отто Харрасовица. ISBN 9783447047838 .
- Элси, Роберт; Мэти-Хек, Дженис (январь 2004 г.). Песни воинов-пограничников . Издательство Больчази-Кардуччи. ISBN 978-0-86516-412-3 .
- Элси, Роберт (2007). «Повторное открытие народной литературы в Албании» (PDF) . В Марселе Корни-Поупе; Джон Нойбауэр (ред.). История литературных культур Центрально-Восточной Европы: переломы и разломы в XIX и XX веках . Том. III. Амстердам и Филадельфия: Джон Бенджаминс. стр. 335–338. ISBN 978-90-272-3455-1 .
- Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Албании (PDF) . Исторические словари Европы. Том. 75 (2-е изд.). Пугало Пресс. п. 255. ИСБН 978-0810861886 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2014 года.
- Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура ордена дервишей на Балканах . Издательство Блумсбери. ISBN 9781788315715 .
- Эспозито, Джон Л. (2004). Исламский мир: Аббасидский халифат-историки. Том. 1 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195175929 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Факай, Прогресс (2022). «Разнообразие народных выражений в словарях албанских диалектов». Научный бюллетень Реальда . 7 (2): 24–41. doi : 10.59858/BSHR10012 (неактивен 26 августа 2024 г.). ISSN 2411-5592 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на август 2024 г. ( ссылка ) - Фейзи, Абидин (1929). Грамматика албанского языка . Издание Р. Восточного института Неаполя. Неаполь: Ахилле Чиммарута.
- Галати, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн; Тафилика, Замир (2013). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. ISBN 978-1931745710 .
- Галати, Майкл Л. (2018). Память и построение нации: от древних времен до Исламского государства . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780759122628 .
- Джон, Ирена (2012). Связь мифов и культов Ионического побережья с другими мифическими территориями (доктор философии) (на албанском языке). Тирана: Тиранский университет, факультет истории и филологии.
- Халими, Занита; Халими-Статовци, Светлый; Кшемай, Уке (2011). Обряды и современность /Настоящее время ( PDF) . Перевод Люмние Кадриу. Университет Приштины .
- Ламбертц, Максимилиан (1973). «Мифология албанцев». В Гансе Вильгельме Хауссиге (ред.). Словарь мифологии (на немецком языке). Том 2.
- Хульд, Мартин Э. (1976). «Албанская ил 'звезда' ». Журнал сравнительных языковых исследований . 90 (1/2). Ванденхук и Рупрехт (GmbH & Co. KG): 178–182. JSTOR 40848500 .
- Хиколли, Атдхе; Красники, Сениха (2020). «Феномен календарной лирической поэзии и ее генезис». Журнал осведомленности . 5 (2): 77–84. дои : 10.26809/joa.5.007 . eISSN 2149-6544 .
- Хиллестед, Адам; Джозеф, Брайан Д. (2022). «Албанский» . В Оландере, Томас (ред.). Индоевропейская языковая семья: филогенетическая перспектива . Издательство Кембриджского университета. стр. 223–245. дои : 10.1017/9781108758666 . ISBN 9781108758666 . S2CID 161016819 .
- Хиси, Шикыри (2006). «Албанские традиционные культы» . Албанские следы - фольклор и этнология (на албанском языке) (36). Албанологический институт Приштины: 349–361.
- Джозеф, Брайан Д.; Дедвукай, Линдон (2024). «Превращение ночи в день: среда и семантические изменения в албанском языке» . Труды Лингвистического общества Америки . 9 (1). Лингвистическое общество Америки : 5681. doi : 10.3765/plsa.v9i1.5681 .
- Джука, СС (1984), Косова: албанцы в Югославии в свете исторических документов: эссе , Waldon Press, ISBN 9780961360108
- Конди, Бледар (2017). «Критический взгляд на этнографию смерти в Албании» . Французская этнология . 166 (2): 277–288. дои : 10.3917/ethn.172.0277 .
- Красники, Шенси (2014). «Паломничество по горам Косово». Святилища, культура, искусство, паломничество, паломничество, журнал «Пейзажи и люди» . ISSN 2183-3184 .
- Крессинг, Фрэнк; Казер, Карл (2002). Албания – страна переходного периода: аспекты изменения идентичности в стране Юго-Восточной Европы . Номос. ISBN 3789076708 .
- Лайчи, Башким (2019). «Культ жертвоприношения среди албанцев». Альбанологические следы - фольклор и этнология (49): 29–39.
- Ламбертц, Максимилиан (1922). Албанские сказки (и другие тексты по албанскому фольклору) . Вена: А. Гёльдер.
- Лека, Ариан (2018). «Кочевые мотивы, мифические элементы и воображаемые существа в албанском эпосе». Албанология - Международный журнал албанологии (на албанском языке) (9–10): 117–120. eISSN 2545-4919 . ISSN 1857-9485 .
- Лелай, Олси (2015). «О татуировке в албанском обществе». Народная культура . 34 (71–72). Центр албанологических исследований : 91–118. ISSN 2309-5717 .
- Ллойд, Алабама (1968). «Албанская народная песня». Журнал народной музыки . 1 (4): 205–222. JSTOR 4521791 .
- Лория-Ривел, Густаво Адольфо (2020). « Деде Коркут и его параллелизмы с албанскими эпическими традициями. Женщины-воительницы в албанском и тюркском эпосе» . Никол Дзюб, Грета Комур-Тиллой (ред.). Думая о мультикультурализме на границах Европы . Исследования Юго-Восточной Европы. Том 26. LIT Verlag Münster. стр. 45–53. ISBN 9783643912930 .
- Люркер, Манфред (2004). Словарь Рутледжа богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж, Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-203-64351-8 .
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. , ред. (1997), Энциклопедия индоевропейской культуры , Лондон: Routledge, ISBN 978-1-884964-98-5 , (ЕИЭК)
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (2006), Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир , Оксфорд, Англия: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-929668-2
- Манн, Стюарт Э. (1948). Исторический албанско-английский словарь . Том. II, Н – З. Лонгманс, Грин и Ко, ЛТД.
- Манн, Стюарт Э. (1952). «Индоевропейские согласные в албанском языке». Язык . 28 (1). Лингвистическое общество Америки: 31–40. дои : 10.2307/409988 . JSTOR 409988 .
- Манн, Стюарт Э (1977). Албанская историческая грамматика . Гамбург: Хельмут Буске Верлаг. ISBN 9783871182624 .
- Мацингер, Иоахим (2018). «Лексикон албанского языка». В Кляйне, Джаред; Джозеф, Брайан; Фриц, Матиас (ред.). Справочник сравнительного и исторического индоевропейского языкознания . Том. 3. Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-054243-1 .
- Мифтари, Вехби; Висока, Авди (2019). «Герой великих подвигов: от албанских песен воинов-пограничников до французских Chansons de Geste» . Журнал исторических исследований культуры и искусства . 8 (1): 237–242. дои : 10.7596/taksad.v8i1.1761 .
- Министерство окружающей среды и территориального планирования (2014 г.). Национальный парк «Шарри» — пространственный план . Агентство по охране окружающей среды Косово, Институт территориального планирования.
- Миньков, Антон (2004). Обращение в ислам на Балканах: петиции Кисве Баха и общественная жизнь Османской империи, 1670-1730 гг . Брилл. ISBN 9004135766 .
- Незири, Займер У. (2001). Джеват Сила (ред.). Песня крешников . Школьная книга.
- Незири, Займер У. (2008). Институт албанологии Приштины (ред.). Изучение фольклора: устный эпос и этнокультура [ Изучение фольклора: устный эпос и этнокультура ]. Том. II. Графобен.
- Незири, Займер У. (2021). «Албанская коллекция Альберта Б. Лорда в Северной Албании: контекст, содержание и певцы». В Скальдаферри, Никола (ред.). Дикие песни, сладкие песни: албанский эпос в сборниках Милмана Пэрри и Альберта Б. Лорда . Публикации серии устной литературы Милмана Пэрри. Том. 5. В сотрудничестве с Виктором Фридманом, Джоном Колсти, Займером У. Незири. Гарвардский университет, Центр греческих исследований. ISBN 9780674271333 .
- Норрис, Гарри Терлуолл (1993). Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. п. 211. ИСБН 9780872499775 . ОСЛК 28067651 .
- Новик, Александр (2015). «Лексикон албанской мифологии: региональные исследования в полиязычном регионе Приазовья» . Славия Меридионалис . 15 : 261–273. дои : 10.11649/см.2015.022 . Проверено 3 января 2020 г.
- Orel, Vladimir (1998). Albanian etymological dictionary . Brill. ISBN 978-90-04-11024-3 .
- Трубка, Архив (1978). Албанский народный стих: структура и жанр О. Харрасовиц. ISBN 3878281196 .
- Погирк, Цицерон (1987). «Албанская религия». В Мирче Элиаде (ред.). Энциклопедия религии . Том. 1. Нью-Йорк: MacMillan Publishing Co. стр. 178–180.
- Кафлеши, Мухаррем (2011). Опоя и Гора на протяжении веков [ Опоя и Гора на протяжении веков ]. Албанологический институт Приштины . ISBN 978-9951-596-51-0 .
- Рамет, Сабрина П. (1989). Религия и национализм в советской и восточноевропейской политике . Издательство Университета Дьюка. п. 381 . ISBN 0-8223-0891-6 .
- Сако, Зихни; и др. (Фольклорная комиссия) (1954). Албанская народная сказка (на албанском языке). НАС Учреждение «Михал Дури», Тирана: Институт наук.
- Добруна-Салиху, Экслале (2005). «Культовые символы и изображения на погребальных памятниках римского периода в центральном участке Дардании». В М. Санадаере, А. Рендич-Миочевиче (ред.). Религия и миф как стимул римского провинциального искусства. Деяния VIII. международного коллоквиума по проблемам римского провинциального художественного творчества / Религия и миф как толчок развитию римской провинциальной скульптуры. Материалы VIII Международного коллоквиума по проблемам римского провинциального искусства . Золотая маркетингово-техническая книга. Кафедра археологии философского факультета в Загребе. стр. 343–350. ISBN 953-212-242-7 .
- Широ, Джузеппе (1923). Традиционные песни и другие очерки албанских колоний Сицилии . Фабрика тип. Л. Пьеро.
- Седай, Ангел (1982). «Сходства гомеровских и албанских божеств» . Албанологические следы . Албанологический институт Приштины : 71–90.
- Шетуни, Спиро Дж. (2011). Албанская традиционная музыка: введение с нотами и текстами для 48 песен . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-8630-4 .
- Шах, Идрис (2017) [1979]. Мировые сказки: необыкновенное совпадение историй, рассказанных во все времена и во всех местах . Лондон: Издательство ISF. стр. 229–232, 254–256. ISBN 978-1-78479-120-9 .
- Шутерики, Димитер С. (1959). История албанской литературы . Том. 1. Государственный университет Тираны, Институт истории и лингвистики.
- Синани, Шабан (2010). «Перекодировка знака в романе «Дранджа». Антропологический взгляд». В Бардиле Демирадже (ред.). Wir sind die Deinen: Studien zur albanischen Sprache, Literatur und Kulturgeschichte, dem Gedenken an Martin Camaj (1925–1992) gewidt . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 101–112. ISBN 9783447062213 .
- Скенди, Ставро (1954). Албанская и южнославянская устная эпическая поэзия . Филадельфия: Американское фольклорное общество. ISBN 9780527010966 . ОСЛК 3794368 .
- Скенди, Ставро (1967). «Криптохристианство на Балканах под властью Османской империи». Славянское обозрение . 26 (2): 227–246. дои : 10.2307/2492452 . JSTOR 2492452 . S2CID 163987636 .
- Скенди, Ставро (1967б). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400847761 .
- Себорг, Тобиас Мосбек (2020). Сигматические глагольные образования в анатолийском и индоевропейском языках: кладистическое исследование (тезис). Копенгагенский университет, факультет скандинавских исследований и лингвистики.
- Соколи, Рамадан (2013) [1999]. «Албанский мир в рассказах народного рассказчика» . В Маргарет Рид Макдональд (ред.). Традиционное рассказывание историй сегодня: международный справочник . Перевод Пранверы Кшело. Рутледж. ISBN 9781135917142 .
- Стипчевич, Александр (1977). Иллирийцы: история и культура . Нойес Пресс. ISBN 978-0815550525 .
- Стипчевич, Александр (1989). Иллирийцы: история, быт, культура (на хорватском языке). Учебник. ISBN 9788603991062 .
- Стипчевич, Александр (2009). «Доисторические элементы в верованиях дендрариев Зары». ACTS (на албанском языке): 505–509. ISSN 2073-2244 .
- Тальявини, Карло (1963). История языческих и христианских слов на протяжении веков (на итальянском языке). Морчеллиана.
- Тарифа, Фатос (2008). «О времени, чести и памяти: устный закон в Албании» (PDF) . Устная традиция . 23 (1): 3–14. дои : 10.1353/орт.0.0017 .
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .
- Треймер, Карл (1971). «О переосмыслении иллирийского мира богов и их значения для южнославянской филологии». В Хенрике Бариче (ред.). Архив за арбанаской стариной, езиком и этнологией . Том ИР Трофеник. стр. 27–33.
- Трнавчи, Генч (2010). «Взаимодействие обычного права с современным верховенством права в Албании и Косово». В Селлерс, Мортимер; Томашевский, Тадеуш (ред.). Верховенство права в сравнительной перспективе . Юс Гентиум: Сравнительные взгляды на право и справедливость. Том. 3. Спрингер Верлаг. стр. 201–215. ISBN 978-90-481-3748-0 .
- Ушаку, Ружди (1988). «О лексико-семантическом и этимологическом составе словосочетания албанского burri i dheut (Возможность реконструкции)» . Албанологические следы . 17–18. Албанологический институт Приштины : 63–76.
- Вата-Микели, Ровена (2023). «Мифологические пласты в албанских легендарных эпических песнях на примере эпоса Крешник». ALBANOLOGJIA Международный журнал албанологии [ALBANOLOGJIA International Journal of Albanology] . 10 (19–20). Университет Тетова : 428–431. eISSN 2545-4919 . ISSN 1857-9485 .
- Уоткинс, Калверт (1995). Как убить дракона: аспекты индоевропейской поэтики . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514413-0 .
- Уэст, Моррис Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199280759 .
- Уилер, Г. Пост (1936). Албанские чудесные сказки . Нью-Йорк: Гильдия юношеской литературы и Doubleday, Doran and Company, Inc., стр. 247–280.
- Уилкс, Джей-Джей (1995), Иллирийцы , Оксфорд, Соединенное Королевство: Blackwell Publishing, ISBN 0-631-19807-5
- Ямамото, Кадзухико (2005). Этическая структура Кануна и ее культурные последствия Мелози Дизайн. ISBN 9780972992398 .
- Йорк, Майкл (1993). «К протоиндоевропейскому словарю священного» . СЛОВО . 44 (2): 235–254. дои : 10.1080/00437956.1993.11435902 . ISSN 0043-7956 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тирта, Марк (1992). «Албанские мифологические персонажи и балканские совпадения» . Студия Альбаника (на французском языке). 29 (1+02): 119–125.