Беса (албанская культура)
Эта статья является частью серии, посвященной |
Культура Албания |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Беса (клятва чести) [1] Это албанская культурная заповедь , обычно переводимая как « вера » или « клятва », что означает «сдержать обещание» и «честное слово». [2] Это понятие является синонимом и, по мнению Хофмана, Треймера и Шмидта, этимологически связано с классическим латинским словом fides , которое в позднеантичной и средневековой латыни приняло христианское значение «вера, (религиозное) убеждение», существующее сегодня в романском языке. языков (а затем также заимствованных в албанский, как фея ), но изначально имевших этическую / юридическую сферу. Албанское свое прилагательное besnik , происходящее от besa , означает «верный», «заслуживающий доверия», т.е. тот, кто держит слово . Бесник для мужчин и Беса для женщин по-прежнему остаются популярными именами среди албанцев . Беса имеет первостепенное значение в традиционном обычном праве Албании ( Канун ) как краеугольный камень личного и социального поведения.
Культурная концепция и институт
[ редактировать ]Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Албанец, сказавший однажды «беса», никоим образом не может нарушить [своего] обещания и не может быть неверным [ему].
- Мехмед Ферид-паша , великий османско-албанский визирь (1903 г.) [3]
Беса — слово на албанском языке, означающее залог чести . [1] Концепция основана на верности своему слову в форме лояльности или гарантии верности. [4] Беса содержит нравы в отношении обязательств перед семьей и другом, требование внутренней приверженности, лояльности и солидарности при поведении с другими и скрытности по отношению к посторонним. [4] Беса также является основным элементом концепции воли или залога предка ( аманет ), где ожидается требование верности делу в ситуациях, связанных с единством, национальным освобождением и независимостью, выходящим за рамки человека и поколений. [4]
Понятие беса включено в Канун , обычное право албанского народа . [4] Беса была важным институтом в племенном обществе албанских малисоров (горцев). [5] Албанские племена принесли клятву совместно бороться против правительства, и в этом аспекте беса служила защите племенной автономии. [5] Беса использовалась для регулирования межплеменных отношений между албанскими племенами и внутри них. [5] Османское правительство использовало бесу как способ привлечь албанские племена для поддержки государственной политики или заключения соглашений. [5]
В период Османской империи беса упоминалась в правительственных отчетах о волнениях в Албании, особенно в отношении племен. [6] Беса занимала центральное место в албанском обществе в плане формирования военной и политической власти. [7] Бесас сплотил албанцев, объединил их и ослабнет, когда исчезнет воля к их принуждению. [8] Во времена восстания албанцев против османов беса служила связующим звеном между различными группами и племенами. [8]
История
[ редактировать ]В Статутах Скутари , согласно Адриану Клоси и Адриану Вехбиу , глагол bessare (перевод «приносить клятву») является первым документальным подтверждением этой концепции. [9] [10] Впоследствии в миссале , переведенном Гьоном Бузуку, оно используется согласно вере ( лат . fides ) «o gruo, e madhe äshte besa jote» ( лат . «o mulier, magna est fides tua» ; Евангелие от Матфея 15:28). [11] В начале 19 века Маркос Боцарис в своем греко-албанском словаре перевел албанское «беса» (пишется «μπέσα») как греческое «θρησκεία», [12] что означает «религия» или, в более широком смысле, «вера». В 1896 году в провинциальном альманахе османского правительства по Косово под названием Kosova Salnamesi была двухстраничная запись о бесе, в которой она сравнивалась с французской концепцией parole d'honneur (честное слово). [13]
Во время Великого восточного кризиса албанцы собрались в Призрене , Косово (1878 г.), и заключили беса, чтобы сформировать политический союз ( Призренская лига ), направленный на поддержание территориальной целостности Османской империи и предотвращение раздела албанских земель соседними балканскими странами. [14] В 1881 году албанцы поклялись в бесе и восстали против османского правительства. [15] Абдул Хамид II выступил против кровной мести албанских племен и издал (1892–1893) воззвание к жителям района Ишкодра ( Шкодер ), призывающее их совершить бесу и отказаться от этой практики в надежде, что само учреждение (беса) которые поддержали вендетту, могли быть использованы против нее. [16]
В 1907 году империя направила в Косово военную инспекционную комиссию, и одна из ее целей по установлению фактов заключалась в предотвращении «всеобщей бесы» против правительства Османской империи. [17] Во время младотурецкой революции в июле 1908 года косовские албанцы, собравшиеся в Фирзовике ( Феризай ), согласились на беса с целью оказать давление на султана Абдул Хамида II с целью восстановления конституционного правительства. [18] В ноябре 1908 года во время Конгресса в Манастире по вопросу об албанском алфавите делегаты выбрали комитет из 11 человек, которые поклялись беса, пообещав, что ничего не будет раскрыто до принятия окончательного решения. [19] и в соответствии с этой клятвой согласился на использование двух алфавитов в качестве шага вперед. [20] Во время албанского восстания 1910 года вожди косовских албанцев собрались в Фирзовике и поклялись беса бороться с централистской полицией османского младотурецкого правительства. [21] Во время албанского восстания 1912 года албанцы пообещали беса против правительства младотурок, которому они помогли прийти к власти в 1908 году. [22] Хаджи Зека , землевладелец из Ипека ( Пее ), организовал встречу 450 знатных косовских албанцев в 1899 году, и они согласились сформировать Беса-Бесе ( Союз Пежа ) для борьбы с османским правительством и поклялись беса прекратить всякую кровную месть. [23]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны под немецкой оккупацией албанцы спасли и спрятали более 2000 евреев от преследований нацистов , частично мотивируя это культурным учреждением «Беса», которое делает упор на помощь и защиту людей в минуты нужды. [24] [25] [26]
Современный период
[ редактировать ]В Черногории состоялось мероприятие «Beslidhja e Malësisë» (Залог горной местности) . в Тузи (28 июня 1970 г.) в присутствии католического и мусульманского духовенства [27] Семьи и другие дальние родственники в регионе Малезия заключили беса и согласились прекратить кровную месть и признать решения государственного суда в отношении жертв и преступников. [27]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Поговорки
[ редактировать ]Поговорки, связанные с Бесой, включают: [2]
- Преданность албанцев не продается. Беса албанская не продается.
- Албанцы умирают и не нарушают Бесу. Албанцы умрут прежде, чем нарушат Бесу.
- Беса и шкиптарит, если пуртека и арит. Беса албанца стоит дороже золота
Литература, искусство и политика
[ редактировать ]В 1874 году Сами Фрашери написал пьесу «Беся яхут Ахде Вефа » («Клятва чести или верности клятве»), темы которой основаны на албанской этнической принадлежности, связи с этнической территорией, этнокультурном разнообразии как основе османского единства, чести, верности и самопожертвование. [28] В пьесе рассказывается об обрученной девушке, похищенной ревнивым жителем деревни, который убивает ее отца и чья мать клянется отомстить, кооптировав отца преступника, который дает свою бесу, чтобы помочь, не зная, что это его сын, а затем убивает его и себя, что заканчивается примирением семьи. [29] В то время обсуждение бесы в пьесе означало для более проницательной османской публики политические последствия этой концепции и возможные подрывные коннотации в будущем использовании, в то время как она помогала албанцам сплотиться в военном и политическом отношении вокруг национальной программы. [30] К началу двадцатого века темы пьесы, подчеркивающие беса за самопожертвование родиной, несли подрывное послание для албанцев, направленное на объединение нации и защиту родины, что османские власти считали поощрением националистических настроений. [31]
Фрашери написал политический трактат «Албания: Чем она была, Что она есть, Чем она будет » (1899 г.) по албанскому вопросу и предложил албанцам сделать бесу и потребовать от империи и Европы признания национальных прав албанцев, особенно путем оказания давления на Османы для достижения этих целей. [32] [33]
Беса — ключевая тема в романе «Kush e solli Doruntinën» (обычно сокращенно на английском языке «Doruntine») (1980) албанского писателя Исмаила Кадаре . [34]
газету «Беса», выходившую раз в два месяца. издавала В 1980-х и до 1994 года арванитская община Греции [35]
В 2010-х годах культурное учреждение Беса было представлено на международной выставке фотографа Нормана Х. Гершмана под названием «Беса: Кодекс чести» и в отмеченном наградами документальном фильме «Беса: Обещание о выживании евреев в Албании во время Холокоста». [36] [24] [25]
была основана албанская политическая партия Lëvizja Besa (Движение Беса) с платформой против истеблишмента и борьбы с коррупцией В 2015 году в Республике Македония . [37]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , стр. 1, 9.
- ^ Jump up to: а б Кушова, Альма (21 июля 2004 г.). «Беса» . Открытая демократия . Проверено 8 ноября 2009 г.
- ^ Гаврич 2006 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б с д Ди Леллио, Анна; Швандерс-Зиверс, Стефани (2006). «Легендарный полководец: построение албанского главного повествования в послевоенном Косово» (PDF) . Нации и национализм . 12 (3): 519–520. дои : 10.1111/j.1469-8129.2006.00252.x .
- ^ Jump up to: а б с д Гаврич 2006 , с. 36.
- ^ Гаврич 2006 , с. 119.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , с. 120.
- ^ Клоси, Адриан (30 октября 2002 г.). «Шкодерские статуи – вновь открытая историческая память» . Века (на албанском языке). 297 : 1, 17.
- ^ Вехбиу, Адриан (27 сентября 2009 г.). «Туристические этикетки» . pejsapere.com (на албанском языке).
- ^ Иоахим, Мацингер (2005). «Албанское бесе» «честное слово и т. д.» - социальный и языковой балканский концепт». Албанологические и балканологические исследования: Festschrift для Вильфрида Фидлера (на немецком языке). Харрасовиц. п. 115. ИСБН 9783830015901 .
- ^ Йохалас, Титос (1980). Греко-албанский словарь Маркоса Боцариса . Академия Греции. п. 213.
- ^ Гаврич 2006 , с. 115.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 1, 46–48, 210.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 67, 210.
- ^ Гаврич 2006 , с. 118.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 95–96, 120.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 152, 177, 210.
- ^ Скенди, Ставро (1967). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 371. ИСБН 9781400847761 .
- ^ Гаврич 2006 , с. 166.
- ^ Гаврич 2006 , с. 177.
- ^ Гаврич 2006 , с. 210.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 125–126.
- ^ Jump up to: а б Барбера, Марсель Гаскон (25 января 2019 г.). «Выставка рассказывает, как евреи нашли убежище в Албании времен Второй мировой войны» . Балканский взгляд . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Липшиз, Кнаан (19 января 2019 г.). «Что заставило албанцев-мусульман рисковать своей жизнью, чтобы спасти евреев от Холокоста?» . Таймс Израиля . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ Аксельрод, Джим (8 ноября 2009 г.). «Праведник» . Новости CBS в воскресенье утром . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Кайошевич, Самир (29 июня 2020 г.). «Черногорские албанцы гордятся тем, что отказались от древней кровной мести» . Балканский взгляд . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 1–2, 8, 36–37.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 9–11.
- ^ Гаврич 2006 , с. 88.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 148–149.
- ^ Утопление 1967 , с. 168.
- ^ Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. п. 128. ИСБН 9781845112875 .
- ^ Элси, Роберт (2005). Албанская литература: Краткая история . Лондон: ИБ Таурис. стр. 173–174. ISBN 9781845110314 .
- ^ Синтес, Пьер (2010). «Построение дискурсов принадлежности в миграции: пример албанцев в Греции» . Анатолий . 1 . пункт. 20.
- ^ Табачник, Тоби. «Албанские мусульмане Беса дали клятву спасать евреев, - говорит фотограф» . Еврейская хроника. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 8 ноября 2009 г.
- ^ Лэнсфорд, Том (2019). Политический справочник мира 2018-2019 гг . CQ Пресс. п. 1126. ИСБН 9781544327112 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- БЕСА: Обещание (2012): документальный фильм об албанцах, спасавших евреев во Второй мировой войне.
- Беса: Кодекс чести, албанцы-мусульмане, спасавшие евреев во время Холокоста : онлайн-выставка Яд Вашем
- Беса и албанские мусульмане поклялись спасать евреев
- Фотографии Нормана Гершмана
- Документальный фильм пытается объяснить, почему албанцы спасали евреев во время Холокоста – Блог CNN Belief – Блоги CNN.com
- Легенда о замке Розафа. Как младший сын отдал свою «бесу».