Jump to content

Беса (албанская культура)

Беса (клятва чести) [1] Это албанская культурная заповедь , обычно переводимая как « вера » или « клятва », что означает «сдержать обещание» и «честное слово». [2] Это понятие является синонимом и, по мнению Хофмана, Треймера и Шмидта, этимологически связано с классическим латинским словом fides , которое в позднеантичной и средневековой латыни приняло христианское значение «вера, (религиозное) убеждение», существующее сегодня в романском языке. языков (а затем также заимствованных в албанский, как фея ), но изначально имевших этическую / юридическую сферу. Албанское свое прилагательное besnik , происходящее от besa , означает «верный», «заслуживающий доверия», т.е. тот, кто держит слово . Бесник для мужчин и Беса для женщин по-прежнему остаются популярными именами среди албанцев . Беса имеет первостепенное значение в традиционном обычном праве Албании ( Канун ) как краеугольный камень личного и социального поведения.

Культурная концепция и институт

[ редактировать ]

Албанец, сказавший однажды «беса», никоим образом не может нарушить [своего] обещания и не может быть неверным [ему].

- Мехмед Ферид-паша , великий османско-албанский визирь (1903 г.) [3]

Беса — слово на албанском языке, означающее залог чести . [1] Концепция основана на верности своему слову в форме лояльности или гарантии верности. [4] Беса содержит нравы в отношении обязательств перед семьей и другом, требование внутренней приверженности, лояльности и солидарности при поведении с другими и скрытности по отношению к посторонним. [4] Беса также является основным элементом концепции воли или залога предка ( аманет ), где ожидается требование верности делу в ситуациях, связанных с единством, национальным освобождением и независимостью, выходящим за рамки человека и поколений. [4]

Понятие беса включено в Канун , обычное право албанского народа . [4] Беса была важным институтом в племенном обществе албанских малисоров (горцев). [5] Албанские племена принесли клятву совместно бороться против правительства, и в этом аспекте беса служила защите племенной автономии. [5] Беса использовалась для регулирования межплеменных отношений между албанскими племенами и внутри них. [5] Османское правительство использовало бесу как способ привлечь албанские племена для поддержки государственной политики или заключения соглашений. [5]

В период Османской империи беса упоминалась в правительственных отчетах о волнениях в Албании, особенно в отношении племен. [6] Беса занимала центральное место в албанском обществе в плане формирования военной и политической власти. [7] Бесас сплотил албанцев, объединил их и ослабнет, когда исчезнет воля к их принуждению. [8] Во времена восстания албанцев против османов беса служила связующим звеном между различными группами и племенами. [8]

В Статутах Скутари , согласно Адриану Клоси и Адриану Вехбиу , глагол bessare (перевод «приносить клятву») является первым документальным подтверждением этой концепции. [9] [10] Впоследствии в миссале , переведенном Гьоном Бузуку, оно используется согласно вере ( лат . fides ) «o gruo, e madhe äshte besa jote» ( лат . «o mulier, magna est fides tua» ; Евангелие от Матфея 15:28). [11] В начале 19 века Маркос Боцарис в своем греко-албанском словаре перевел албанское «беса» (пишется «μπέσα») как греческое «θρησκεία», [12] что означает «религия» или, в более широком смысле, «вера». В 1896 году в провинциальном альманахе османского правительства по Косово под названием Kosova Salnamesi была двухстраничная запись о бесе, в которой она сравнивалась с французской концепцией parole d'honneur (честное слово). [13]

Во время Великого восточного кризиса албанцы собрались в Призрене , Косово (1878 г.), и заключили беса, чтобы сформировать политический союз ( Призренская лига ), направленный на поддержание территориальной целостности Османской империи и предотвращение раздела албанских земель соседними балканскими странами. [14] В 1881 году албанцы поклялись в бесе и восстали против османского правительства. [15] Абдул Хамид II выступил против кровной мести албанских племен и издал (1892–1893) воззвание к жителям района Ишкодра ( Шкодер ), призывающее их совершить бесу и отказаться от этой практики в надежде, что само учреждение (беса) которые поддержали вендетту, могли быть использованы против нее. [16]

В 1907 году империя направила в Косово военную инспекционную комиссию, и одна из ее целей по установлению фактов заключалась в предотвращении «всеобщей бесы» против правительства Османской империи. [17] Во время младотурецкой революции в июле 1908 года косовские албанцы, собравшиеся в Фирзовике ( Феризай ), согласились на беса с целью оказать давление на султана Абдул Хамида II с целью восстановления конституционного правительства. [18] В ноябре 1908 года во время Конгресса в Манастире по вопросу об албанском алфавите делегаты выбрали комитет из 11 человек, которые поклялись беса, пообещав, что ничего не будет раскрыто до принятия окончательного решения. [19] и в соответствии с этой клятвой согласился на использование двух алфавитов в качестве шага вперед. [20] Во время албанского восстания 1910 года вожди косовских албанцев собрались в Фирзовике и поклялись беса бороться с централистской полицией османского младотурецкого правительства. [21] Во время албанского восстания 1912 года албанцы пообещали беса против правительства младотурок, которому они помогли прийти к власти в 1908 году. [22] Хаджи Зека , землевладелец из Ипека ( Пее ), организовал встречу 450 знатных косовских албанцев в 1899 году, и они согласились сформировать Беса-Бесе ( Союз Пежа ) для борьбы с османским правительством и поклялись беса прекратить всякую кровную месть. [23]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны под немецкой оккупацией албанцы спасли и спрятали более 2000 евреев от преследований нацистов , частично мотивируя это культурным учреждением «Беса», которое делает упор на помощь и защиту людей в минуты нужды. [24] [25] [26]

Современный период

[ редактировать ]

В Черногории состоялось мероприятие «Beslidhja e Malësisë» (Залог горной местности) . в Тузи (28 июня 1970 г.) в присутствии католического и мусульманского духовенства [27] Семьи и другие дальние родственники в регионе Малезия заключили беса и согласились прекратить кровную месть и признать решения государственного суда в отношении жертв и преступников. [27]

Культурные ссылки

[ редактировать ]

Поговорки

[ редактировать ]

Поговорки, связанные с Бесой, включают: [2]

  • Преданность албанцев не продается. Беса албанская не продается.
  • Албанцы умирают и не нарушают Бесу. Албанцы умрут прежде, чем нарушат Бесу.
  • Беса и шкиптарит, если пуртека и арит. Беса албанца стоит дороже золота

Литература, искусство и политика

[ редактировать ]

В 1874 году Сами Фрашери написал пьесу «Беся яхут Ахде Вефа » («Клятва чести или верности клятве»), темы которой основаны на албанской этнической принадлежности, связи с этнической территорией, этнокультурном разнообразии как основе османского единства, чести, верности и самопожертвование. [28] В пьесе рассказывается об обрученной девушке, похищенной ревнивым жителем деревни, который убивает ее отца и чья мать клянется отомстить, кооптировав отца преступника, который дает свою бесу, чтобы помочь, не зная, что это его сын, а затем убивает его и себя, что заканчивается примирением семьи. [29] В то время обсуждение бесы в пьесе означало для более проницательной османской публики политические последствия этой концепции и возможные подрывные коннотации в будущем использовании, в то время как она помогала албанцам сплотиться в военном и политическом отношении вокруг национальной программы. [30] К началу двадцатого века темы пьесы, подчеркивающие беса за самопожертвование родиной, несли подрывное послание для албанцев, направленное на объединение нации и защиту родины, что османские власти считали поощрением националистических настроений. [31]

Фрашери написал политический трактат «Албания: Чем она была, Что она есть, Чем она будет » (1899 г.) по албанскому вопросу и предложил албанцам сделать бесу и потребовать от империи и Европы признания национальных прав албанцев, особенно путем оказания давления на Османы для достижения этих целей. [32] [33]

Беса — ключевая тема в романе «Kush e solli Doruntinën» (обычно сокращенно на английском языке «Doruntine») (1980) албанского писателя Исмаила Кадаре . [34]

газету «Беса», выходившую раз в два месяца. издавала В 1980-х и до 1994 года арванитская община Греции [35]

В 2010-х годах культурное учреждение Беса было представлено на международной выставке фотографа Нормана Х. Гершмана под названием «Беса: Кодекс чести» и в отмеченном наградами документальном фильме «Беса: Обещание о выживании евреев в Албании во время Холокоста». [36] [24] [25]

была основана албанская политическая партия Lëvizja Besa (Движение Беса) с платформой против истеблишмента и борьбы с коррупцией В 2015 году в Республике Македония . [37]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , стр. 1, 9.
  2. ^ Jump up to: а б Кушова, Альма (21 июля 2004 г.). «Беса» . Открытая демократия . Проверено 8 ноября 2009 г.
  3. ^ Гаврич 2006 , с. 132.
  4. ^ Jump up to: а б с д Ди Леллио, Анна; Швандерс-Зиверс, Стефани (2006). «Легендарный полководец: построение албанского главного повествования в послевоенном Косово» (PDF) . Нации и национализм . 12 (3): 519–520. дои : 10.1111/j.1469-8129.2006.00252.x .
  5. ^ Jump up to: а б с д Гаврич 2006 , с. 36.
  6. ^ Гаврич 2006 , с. 119.
  7. ^ Гаврич 2006 , стр. 119–120.
  8. ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , с. 120.
  9. ^ Клоси, Адриан (30 октября 2002 г.). «Шкодерские статуи – вновь открытая историческая память» . Века (на албанском языке). 297 : 1, 17.
  10. ^ Вехбиу, Адриан (27 сентября 2009 г.). «Туристические этикетки» . pejsapere.com (на албанском языке).
  11. ^ Иоахим, Мацингер (2005). «Албанское бесе» «честное слово и т. д.» - социальный и языковой балканский концепт». Албанологические и балканологические исследования: Festschrift для Вильфрида Фидлера (на немецком языке). Харрасовиц. п. 115. ИСБН  9783830015901 .
  12. ^ Йохалас, Титос (1980). Греко-албанский словарь Маркоса Боцариса . Академия Греции. п. 213.
  13. ^ Гаврич 2006 , с. 115.
  14. ^ Гаврич 2006 , стр. 1, 46–48, 210.
  15. ^ Гаврич 2006 , стр. 67, 210.
  16. ^ Гаврич 2006 , с. 118.
  17. ^ Гаврич 2006 , стр. 95–96, 120.
  18. ^ Гаврич 2006 , стр. 152, 177, 210.
  19. ^ Скенди, Ставро (1967). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 371. ИСБН  9781400847761 .
  20. ^ Гаврич 2006 , с. 166.
  21. ^ Гаврич 2006 , с. 177.
  22. ^ Гаврич 2006 , с. 210.
  23. ^ Гаврич 2006 , стр. 125–126.
  24. ^ Jump up to: а б Барбера, Марсель Гаскон (25 января 2019 г.). «Выставка рассказывает, как евреи нашли убежище в Албании времен Второй мировой войны» . Балканский взгляд . Проверено 14 декабря 2019 г.
  25. ^ Jump up to: а б Липшиз, Кнаан (19 января 2019 г.). «Что заставило албанцев-мусульман рисковать своей жизнью, чтобы спасти евреев от Холокоста?» . Таймс Израиля . Проверено 14 декабря 2019 г.
  26. ^ Аксельрод, Джим (8 ноября 2009 г.). «Праведник» . Новости CBS в воскресенье утром . Проверено 29 декабря 2019 г.
  27. ^ Jump up to: а б Кайошевич, Самир (29 июня 2020 г.). «Черногорские албанцы гордятся тем, что отказались от древней кровной мести» . Балканский взгляд . Проверено 18 июля 2020 г.
  28. ^ Гаврич 2006 , стр. 1–2, 8, 36–37.
  29. ^ Гаврич 2006 , стр. 9–11.
  30. ^ Гаврич 2006 , с. 88.
  31. ^ Гаврич 2006 , стр. 148–149.
  32. ^ Утопление 1967 , с. 168.
  33. ^ Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. п. 128. ИСБН  9781845112875 .
  34. ^ Элси, Роберт (2005). Албанская литература: Краткая история . Лондон: ИБ Таурис. стр. 173–174. ISBN  9781845110314 .
  35. ^ Синтес, Пьер (2010). «Построение дискурсов принадлежности в миграции: пример албанцев в Греции» . Анатолий . 1 . пункт. 20.
  36. ^ Табачник, Тоби. «Албанские мусульмане Беса дали клятву спасать евреев, - говорит фотограф» . Еврейская хроника. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 8 ноября 2009 г.
  37. ^ Лэнсфорд, Том (2019). Политический справочник мира 2018-2019 гг . CQ Пресс. п. 1126. ИСБН  9781544327112 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 90a5f75106b93ed36c98b785460bb7b6__1722434520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/b6/90a5f75106b93ed36c98b785460bb7b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Besa (Albanian culture) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)