Триепши (племя)
42 ° 26' с.ш. 19 ° 27' в.д. / 42,433 ° с.ш. 19,450 ° в.д.

Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Триеши — историческое албанское племя ( фис ) и регион (по-черногорски известный как Атдетарет) в Черногории над правым берегом реки Цем , недалеко от албанской границы в муниципалитете Тузи . Это часть региона Малезия .
География
[ редактировать ]Триеши находится в муниципалитете Тузи на границе Албании и Черногории, когда Джем пересекает Черногорию после Грабома по правому берегу реки. Его общая территория около 30 км. 2 и все его поселения расположены в гористой местности с небольшим количеством пахотных земель. Населенные пункты Триеши: Никмараш, Рудине, Мужечек, Будез, Попрат, Степох, Делай, Бекай, Ллопар, Цем и Триешит. Что касается исторической территории, Триеши граничит с Хоти на юго-западе, Кельменди на востоке, Грудой на западе и Коджа-э-Кучитом на севере.
Происхождение
[ редактировать ]Устные предания и фрагментарные рассказы были собраны и интерпретированы писателями, путешествовавшими по региону в XIX веке, о ранней истории Триеши. В 20 веке междисциплинарный подход сравнительной антропологии в контексте записанного исторического материала позволил получить более исторически обоснованные сведения.
Триеши не является фисом (племенем) того же происхождения по отцовской линии. Более половины Триеши заявляют о своем прямом отцовском происхождении от Бан Кеки , который в устной традиции является основателем Триеши и братом Лазера Кеки , основателя Хоти . Другая часть племени Деладж происходит от битдоси ( Bitidossi ), другого средневекового албанского племени в этом регионе. Записано, что Бекай пришел в результате кровной мести от Риеки Црноевичи , в ранние османские времена более известной как Риека Иван Бека. [ 1 ] Эдит Дарем в Высокой Албании (1908) записала еще одну историю, согласно которой первоначальное местонахождение Бекая было в Коплике . [ 2 ] В устной традиции Бумче, жена прародителя Кельменди, происходила из братства Бекай. [ 3 ]
Другие братства ( Анас ), которые уже обосновались в Триеши во время его образования, произошли от племен, которые сейчас находятся южнее округа Шкодер, таких как Плани и Кхани / Хадж. Таким образом, внутри Триеши братства, не имевшие одного и того же отцовского происхождения, могли вступать в браки, но они не вступали в брак с племенами, с которыми у них был один и тот же прямой предок. Например, более половины Триеши не вступали в брак с Хоти.
Иоганн Георг фон Хан записал одно из первых устных преданий о Триеши от католического священника по имени Габриэль в Шкодре в 1850 году. Согласно ему, первым прямым предком триепши мужского пола был Бан Кек , сын албанца-католика Кека , бежавшего из Османской империи. завоевание поселилось на славяноязычной территории, которая впоследствии стала историческим регионом Пипери. Его сыновья, братья Лазер Кеки (предок Хоти ), Бан Кеки (предок Триеши), Меркота Кеки, Кастер Кеки и Вас Кеки (предок Васоевичи ) были вынуждены покинуть деревню после совершения убийства местных жителей, но Кек и его младший сын Пайпер Кеки остался там, и Пайпер Кеки стал прямым предком племени Пипери . По сюжету, Бан Кеки поселился в том же регионе, который впоследствии стал Триеши, вместе со своим братом Лазером, который позже переехал на юг и основал Хоти. [ 1 ] Таким образом, Бан Кеки стал первым прямым предком Триеши мужского пола. Отчество-фамилия Кек записана в разных источниках как Прека , Понти и Панта . Имя прародителя Кек , что по-албански означает «плохой» дается , в Малезии только детям или детям из семей с очень небольшим количеством детей (из-за детской смертности). В этих семьях «некрасивое» имя ( и судун ) давалось как устный оберег, защищавший ребенка от « сглаза» . [ 4 ]
История
[ редактировать ]
Битидоси (в венецианских архивах пишется как Бисдос, Бутадосси, Битидосси, Бусадосса) зарегистрирован в 1335 году, а его лидер Паулюс Бусадоса записан. В 1415 году они появляются в союзе с племенами Хоти и Тузи ( Ости, Туси и Битидосси ). [ 5 ] На окраине Санджака Скутари , в нахии Кучи , в 1485 году появляется поселение Битидоси с 11 дворами, из которых возникло братство Деладжа. [ 6 ]
В хризобулах Дечани 1330 года микротопоним поляна Бьнькекеве («хижина Банкеки») засвидетельствован в районе восточной Черногории, граничащем с современным Вермошем в Кельменде, на северо-западе Албании. [ 7 ] Это первое зарегистрированное упоминание об албанском банкеки (от основателя Бана Кеки , также упоминаемого в устной традиции), который на тот момент еще не стал полностью территоризованным и, по-видимому, был организован как катун (полукочевая пасторская община). ). Поселение Банкек также фигурирует в вышеупомянутом османском округе с 11 домохозяйствами. [ 6 ] Внешний вид этого поселения предполагает, что банкеки начали территориально селиться в этом регионе восточной Черногории после османской оккупации, постепенно отказываясь от своего прежнего полукочевого скотоводческого образа жизни. Общая тенденция для албанских племен. Банкек снова упоминается в следующем османском перевороте 1582 года, когда смешанные албанско-славянские антропонимы теперь доминировали над типичными албанскими личными именами, что свидетельствует об увеличении славянского влияния в большом регионе. [ 8 ] Более половины братств Триеши ведут свое происхождение от Банкеки.
Триеши запомнился своим сопротивлением османским вторжениям в регион, в частности, в 1717 году, когда они убили 62 османских солдата. После своего поражения османские войска были вынуждены отступить из региона до 1862 года. Османская битва оставила у Триша презрение к своим мусульманским соседям. Как заявил Роберт Элси , известный албанолог , триешжаны постоянно беспокоили города Подгорица и Гучи и из-за их «воинственного характера» устраивали засады и убивали мусульманские караваны. [ 9 ] По тактическим причинам в это время у Триеши были хорошие отношения с Кучи племенем и династией Петровичей-Негошей , правителями Черногории. Роберт Элси вспоминает историю о том, как мужчины-триеши отправились в Цетинье , чтобы принести владыке головы османов, отрубленные ими в боях, в обмен на награды и подарки. [ 10 ] Ситуация изменилась к 19 веку с созданием Черногории и ее экспансией на юг против католических албанских общин. Во время черногорско-османской войны (1861–1862 гг.) Кучи, Пипери и другие группы атаковали Триеши и Коджа-э-Кучит , но эта атака была отбита. [ 11 ]
Помимо борьбы с Османской империей, Триеш также воевал с соседним племенем Хоти после того, как они добились успехов в завоевании земель Триешжан. В 1849 году у Хоти было 400 воинов, а у Триша — только 80, но в конечном итоге размер армии не приравнивался к успеху. Со временем произошло несколько стычек, и к концу конфликта Хоти понес серьезные потери, в то время как Триеш потеряла не так много людей. В конце концов, Хоти предложил Триш золотое седло в знак капитуляции и мирного предложения. Триешджанты отказались от предложения, но не продолжили войну с Хоти. [ 9 ]
Территории Триеши и Коджа-э-Кучит были официально переданы османами Черногории в 1878 году во время Берлинского конгресса , но граница оставалась неопределенной до конца мировой войны. Некоторые из триеши затем бежали в соседнюю Груду, а часть осталась в Черногории. [ 10 ] Соглашение было достигнуто около 1900 года, и они вернулись в свои деревни. По состоянию на 2018 год Триш является частью муниципалитета Тузи .
Традиции
[ редактировать ]Руины старейшей церкви находятся в Будезе, но к 17 веку она уже лежала в руинах. Пьетер Богдани пишет в 1672 году, что в приходе не было священника и нужны были миссионеры и школьный учитель. [ 12 ] Церковь Триеш ( киша э Триешит ) того периода имеет реестр с 1753 года, самой ранней подтвержденной даты использования здания. Сведения о приходе Триеши 1745 года также являются наиболее ранними точными сведениями о численности населения племени. В нем было 84 семьи, в которых проживало 580 верующих католиков.
Погребальные обычаи Триеши, как и Малесии в целом, включают оплакивание ( гджамэ ) умершего коллективным образом группой мужчин ( гджаматаре ). [ 13 ]
Братства
[ редактировать ]Известные семьи Триша, записанные Эмилем Витом, французским консулом в Шкодере, в 1866 году. [ 10 ]
* Арапай | * Гюрашай | * Пренкочай |
* Какаж | * Гьюравчай | * Волк ( Баджрактар ) |
* Дедиваны | * Хасанай | * Ватадж |
* Герцог | * Лекай | |
*Гашадж | * Лекочай | |
* Гегай | * Лукай ( Баджрактар ) | |
* Гьелошай | * Маргилай | |
* Кровь | * Мемчай | |
* Грудь | * Микакас | |
* Жить | * Николас | |
* Гёнлекай | * Никпрелай | |
* Джон | * Плюш |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б фон Хан, Иоганн Джордж; Элси, Роберт (2015). Открытие Албании: путевые заметки и антропология в девятнадцатом веке . ИБ Таурис. п. 125-3 ISBN 978-1784532925 .
- ^ Дарем, Эдит (1909). «Высокая Албания» . Лондон: Эдвард Арнольд.
- ^ Шити, Никола. «Предки Кельменди происходили из Триеши» (PDF) . Зани и Малесия [Голос Малезии] . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Шкуртай, Гёвалин (2009). Социолингвистика албанского языка: от диалектологии к этнографии разговорного языка . Моравия. п. 390. ИСБН 978-99956-26-28-0 . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ Шуффле, Милан (1925). Сербы и Арбанаси: их симбиоз в средние века . Издание семинара по городской филологии. стр. 60-61 . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Пулаха, Селами (1974). Записная книжка Санджака Шкодерского 1485 года . Академия наук Албании. п. 62 . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Гаши, Скендер (2014). Имена албанцев в веке XII-XV в свете сербских церковных источников . ПАЛАТКА. стр. 43, 44, 144, 169.
- ^ Пулаха, Селами (1975). «Вклад в изучение расселения поселений и создания племен в Северной Албании XV-XVI вв.» . Исторические исследования . 12:95 . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Элси, Роберт. «Основание племен хоти и триепши» . Албанская литература .
- ^ Jump up to: а б с Племена Албании: История, общество и культура . Роберт Элси. 30 мая 2015 г. с. 78. ИСБН 9781784534011 .
- ^ Джон, Гьеке. «Некоторые сражения в защиту Триша» . Газета «Тема» . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Бакаж, Ндуе. «ЦЕРКОВЬ ТРИЕША, ЕВРОПЕЙСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕКА АЛБАНСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ» . Фея Мальсии . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ Гьюравчай, Питер. «Плач мужчин и женщин Малезии — Хоти, Груда, Триеши, Коджа» . Бузуку . Журнал Бузуку . Проверено 10 февраля 2020 г.