враг (племя)
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Враг | |
---|---|
![]() Албанские байраки по состоянию на 1918 год, Душмани занимают 61 участок. | |
Текущий регион | Северная Албания |
Род Душмани был одним из северных албанских племен, проживавшим на территории Северной Албании до 20 века. [ 1 ] Эдит Дарем , человек, посетивший их в начале 20-го века, описал их как одно из самых диких племен среди албанцев. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Термин «душмани», возможно, был записан в шестом веке ранним византийским географом и ученым Прокопием Кесарийским (ок. 500–ок. 565) как Дусман, который использовал это имя для обозначения фракийско- иллирийского замка, восстановленного императором Юстинианом . С большей уверенностью он встречается тысячелетием позже в османских документах как Дюшман в 1581 году и как Дусимани на картах венецианского картографа Франческо Марии Коронелли в 1688 и 1691 годах. Это напоминает османско-турецкий (первоначально персидский ) восточный термин душман. враг, недруг», но, похоже, здесь нет никакой этимологической связи с этим словом. Душмани также встречается как фамилия. Эдит Дарем записывает документ 1403 года, в котором упоминаются «Горанимус, Дамиан и Ненада, братья Дусмани, лорды Малой Полати», которые предложили себя в качестве подданных Венеции и поклялись в верности при условии, что Венецианская республика гарантирует им владение их землями. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Этнография
[ редактировать ]По словам Дарема, Душмани состояли из двух групп: Душмани и Темали. Они входили в состав округа Пострипа, который состоял из Мазреку, Дришти, Шлаку и Душмани. С церковной точки зрения это племя было полностью христианским и входило в состав Пулатской епархии. Их название произошло от Пала Душмани , албанского лорда 15-го века и члена семьи Душмани . В начале 20 века группа душмани насчитывала 160 домов.
Легенда происхождения
[ редактировать ]Согласно устному преданию душмани, записанному местным викарием Давидом Пепа, два брата из братства Калия покинули свою родину в Тузи и поселились в северной Албании. Один брат поселился в Арре, а его потомки затем основали или заселили деревни Вилэ, Керрет, Телуме, Кишэ-Арре, Клогжен, Кайвалл и Малагджи, основав ядро племени Душмани. Однако второй брат мигрировал на восток и основал племя Тачи .
Заселив этот район, Калиа столкнулись с племенем анас (коренное) Лумбарди, с которым в конечном итоге вступили в конфликт. В устной традиции подробно говорится, что родственник или ветвь Калиа вступил в брак с Лумбарди, и этот союз привел к рождению некоего Курта , который стал чрезвычайно влиятельным и могущественным в регионе. Таким образом, Курти решил бросить вызов своим дядям из Лумбарди и завоевать их земли; что привело к изгнанию последнего племени в Мирдиту . Таким образом, Калия стала доминировать в регионе Душмани.
Братства из Вилэ и Керрета ведут свою родословную от наследственной фигуры Доч Калии , а именно: 1) Гьо-Лекай; 2) Гьо-Гчечай; 3) Случаться; 4) Бикаж; 5) Гьо-Мемай; 6) Чекай; 7) Гьо-Гинай; 5) Луш-Гжинай; 6) Уходи.
Братства из Арре, которые происходят от Калии, но не могут проследить свою родословную до четкого предка из клана, это: 1) Матанадж; 2) Гжинай; 3) Гаррадж; 4) Улпепай; 5) Ватджонай; 6) Ульникай. Гарраджи, однако, являются потомками Калии по материнской линии, их предки по отцовской линии происходят из регионов Пульт или Никай .
Кукадж и Мал-Гьонадж Телуме происходят от наследственной фигуры Тете Калия . Деде-Джакупи Шкодры также происходят из Тете Калия.
Братства, происходящие от Колэ Калия : 1) Гег-Колай из Телуме; 2) Ндре-Гьечай; 3) Ник-Гекчай; 4) Сжать.
От фигуры Курти и его потомков Вас Чеки и Марка Чеки происходит ряд братств: 1) Васай; 2) Ндре-Гьекай; 3) Мар-Чекай; 4) Гьечай; 5) Обзор; 6) Маркировка утечек; 7) Хасанай; 8) Бубай; 9) Везде; 10) Полет; 11) Сухой; 12) Ват-Хисенай; 13) Гьо-Макай; 14) Лек-Маркаге; 15) Убытки; 16) Лек-Кокай. [ 6 ]
Традиции и обычаи
[ редактировать ]Общественная жизнь Душмани была организована строго в соответствии с Кодексом Леке Дукаджини . По словам Дарема , «Душмани верит в Лека Дукагина как в Того, кому нужно подчиняться, и что он приказал кровную месть. Учение Христа, законы Церкви остаются без внимания, когда действует закон Лека. в противовес им.." . Кровная месть была широко распространена среди душмани. На момент визита Эдит Дарем около сорока домов были в крови только внутри племени, тогда как для внешних кровей их было бесчисленное множество.
У мужчин племени был обычай вытатуировать крошечный крестик на груди или плече на случай, если их найдут мертвыми в незнакомом месте, они будут уверены в христианском захоронении.
Языческие верования все еще были активны, и многие могильные плиты на душманском кладбище были грубо испещрены загадочными узорами, на которых почти всегда появлялись солнце и серп луны. [ 7 ]
Диалект
[ редактировать ]Особенности душманского диалекта были проанализированы лингвистом Вацлавом Чимоховским в его работе «Le диалекте душмани» (Познань, 1951). [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Элси (19 марта 2010 г.). Исторический словарь Албании . Пугало Пресс. п. 122. ИСБН 978-0-8108-7380-3 . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ High Албания Вираго / Путешественники-маяки. Том 768 книги Beacon в мягкой обложке. Автор Эдит Дарем. Переиздание издания, иллюстрированное издательство Beacon Press, 1987. ISBN 0-8070-7035-1 , ISBN 978-0-8070-7035-2 стр.164
- ^ Роберт, Элси (30 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Академик Блумсбери. п. 167. ИСБН 978-1-78453-401-1 .
- ^ «Мистер Фредерик Дарем» . БМЖ . 2 (3528): 325. 18 августа 1928 г. дои : 10.1136/bmj.2.3528.325 . ISSN 0959-8138 .
- ^ «Нопца фон Фельсосильвас, Франц Фрх» . дои : 10.1553/0x002836c9 . Проверено 27 ноября 2020 г.
- ^ Пеппа, Дэвид (1934). «Вражеское племя» . Хилли Света . 5 (10): 226–30.
- ^ High Албания Вираго / Путешественники-маяки. Том 768 книги Beacon в мягкой обложке. Автор Эдит Дарем. Переиздание издания, иллюстрированное издательство Beacon Press, 1987. ISBN 0-8070-7035-1 , ISBN 978-0-8070-7035-2 стр.164-165
- ^ Le диалект душмани: описание de l'un des parlers de l'Albanie du nord Том 14, выпуск 1 сочинений, Poznańskie Towarzystwo Przyjaciółl Nauk Philological Committee Работы Филологического комитета, том 14 работ Филологического комитета - Poznańskie Towarzystwo Przyjaciółl Наук Автор Вацлав Цимоховский Издательство Издается Познаньским обществом друзей науки бенефис Министерства высшего образования и науки, 1951 г.