Кастрати (племя)
42 ° 17' с.ш. 19 ° 26' в.д. / 42,283 ° с.ш. 19,433 ° в.д.
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |


Кастрати — историческое албанское племя ( фис ) и регион на северо-западе Албании . [ 1 ] Это часть региона Малезия . В административном отношении регион расположен в районе Малеси-э-Мадхе , входящем в состав муниципального образования Кастрати . [ 1 ] Центром Кастрати является деревня Байзе . Племя Кастрати, как известно, следует за Кануни и Малеси и Мадхе , вариантом Кануна . [ 2 ] Они, как известно, известны своей гордостью — Кастрати Кренар . [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Говорят, что термин «Кастрати» связан с латинским словом castrum , обозначающим римское лагерное укрепление. [ 4 ] [ 5 ] В названии племени присутствует албанский суффикс -ат, широко используемый для образования топонимов и племенных названий от личных имен и фамилий. [ 6 ] [ 7 ] Центром клана когда-то были руины римской кастры на дороге Скутари- Орош . [ 8 ]
География
[ редактировать ]Территория племени Кастрати расположена на северо-западе Албании, недалеко от границы между Албанией и Черногорией и на восточном берегу озера Шкодра , простираясь от Байзе на западе до горы Велечик (высота 1725 м) на востоке. Регион образует муниципальное образование Кастрат . Он граничит с территорией племени Хоти на севере, с городом Коплик и племенем Шкрели на юге и с племенем Кельменди на северо-востоке. [ 5 ] Территория племени кастрати разделена на два субрегиона: горный Катунд и Кастратит и низменную территорию Байзе . Само поселение Байзе является центром Кастрати. Это деление отражает организацию экономики Кастрати, которая представляет собой сочетание сельскохозяйственной и животноводческой деятельности. Все семьи Кастрати имеют недвижимость в обоих районах. В состав Байзе входят: Алиай, Джеран , Градец , Вукпаладж , Иванай , Пьетрошан и Катунд, а в Кастратит входят: Горадж , Будишэ и Братош . [ 9 ]
В период Османской империи некоторые деревни, такие как Камице-Флаке, находились под байраком (военно-административной единицей) Кастрати, но не являются частью этого региона. Они связаны с более широкой территорией Враки с точки зрения этнографических связей. [ 10 ] Таким образом, сегодня Камица находится не в муниципальном образовании Кастрати, а в Кендере .
Происхождение и легенды
[ редактировать ]Племя Кастрати является традиционным фисом в том смысле, что это сообщество, произошедшее от одного предка мужского пола и, таким образом, состоящее из одного байрака. Кастраты ведут свое происхождение от некоего Дедли (также Детли, Дедали, Детал, Детали и Детал Братоши), жившего в конце шестнадцатого века. В одной фольклорной истории Дедли был родом из Ндрекалоре племени Кучи . [ 3 ] [ 11 ] - оба изначально являются албанскими племенами, которые в конечном итоге ассимилировались со славянской идентичностью. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] До прибытия Дедли в этом регионе жили старые кастраты.
Существует множество легенд об основании и расширении Кастрати, и все они основаны на их предке Дедли. У Дедли было шесть сыновей от двух жен - троих из них звали Пал, Джер и Гор, что соответствует названиям деревень Палай, Джеран и Горадж на территории Кастрати. Фольклорная легенда гласит, что отец и его семья изначально жили в пещере (в частности, Шпелла э Багтив ) на горе Величик, и что, когда его семья выросла, Старые Кастрати начали соперничество с Дедли. Чтобы проверить Дедли, они пригласили этого человека на ужин, но усадили его подальше от обеденного стола, чтобы наблюдать за его реакцией, и, к их удивлению, шестеро сыновей Дедли сопроводили своего отца к обеденному столу и обслуживали его, как того требует традиция. Старейшина Старых Кастрати был настолько впечатлен их воспитанием, что попросил стать крестным отцом внука Дедли и тем самым принести мир обеим сторонам. Другая версия легенды гласит, что если бы сыновья подошли к столу, их бы считали покорными; скорее сыновья Дедли придвинули к себе стол и начали есть. В результате большая часть старых кастратов покинула деревню. Другая легенда гласит, что Детал Братоши прибыл из региона Кучи со своими семью сыновьями - Наром/Ндоком, Палом, Иваном, Джер, Гором, Гьоном и Али - и она повторяет повествование, аналогичное повествованию об обеденном столе. Тем не менее, в этих сказаниях кастрати описываются как племя, любящее совершать набеги на соседние регионы и находящееся в постоянном конфликте с Племя триепши , а также Османская империя . Говорят, что Улл Вука, правнук Деталя, убил османского пашу . В другой легенде жена и дочь Дедли сообщили Дедли, что вождь Старых Кастратов пытался совершить с ними прелюбодеяние, поэтому Дедли поклялся отомстить; он и его сыновья сражались и победили Старых Кастрати. Еще одна легенда утверждает, что после того, как Дедли победил старых кастратов, он подчинился местному паше, и тем самым ему было обещано столько земли, сколько он мог проехать за день, таким образом образовав границы племени кастратов. Тем не менее, известно, что племя Кастрати проводило собрания ( Кувенд ) в деревне Байзе, особенно в пещере Фрашни ( Шпелла э Фрашнит ); на каждом собрании присутствовали байрактар (знаменосец; вождь племени), четыре вождя ( Крена ), 24 старейшины и по одному человеку от каждого дома. [ 17 ] По оценкам, прибытие Дедли произошло примерно в 1600–1640 годах нашей эры. [ 3 ] Они, как известно, известны своей гордостью — Кастрати Кренар . [ 3 ]
История
[ редактировать ]Сертификаты
[ редактировать ]В 1416 году появилось поселение Кастрати, состоящее всего из 7 домов. Он снова появится в 1614 году как поселение из 50 домов со 130 воинами под командованием Пренка Битти , но некий Пренк Кастрати упоминался как вождь Рапши (который принадлежал к племени Хоти в то же время ). Они снова упоминаются в 1621, 1634 годах с 60 домами и 660 жителями и снова в 1653 году с населением 660 человек. В 1671 году здесь было 75 домов с 660 жителями, а в 1678 году - 150 домов. В 1688 году в Кастрати было всего 80 домов. В 1838 году в Кастрати проживало 2800 жителей, а другой источник сообщает, что в нем проживало 2400 человек, из которых 600 - вооруженные люди. Сообщалось, что в 1866 году в Кастрати было 153 католических семьи с 1001 человеком, а в 1881 году - 350 семей и 2300 жителей, из которых 450 - вооруженные люди, разделенные между 19 деревнями на площади 80 квадратных километров. Сообщается, что в 1897 г. в нем было 450 дворов и 3700 жителей, а в 1910 г. - 500 дворов. В конце 19 века, несмотря на разные цифры, население Кастрати составляло около 2000–3000 жителей. В 1918 году на территории племени Кастрати было зарегистрировано 516 домохозяйств с 3280 жителями, а в 1938 году - 2700 жителей, из которых 550-950 были военнослужащими. [ 3 ] [ 11 ]
Средний возраст
[ редактировать ]Кастрати впервые упоминается в 1403 году, когда его лидер Алексиус - глава трех деревень - кажется, получил подарки от венецианского губернатора Скутари. [ 18 ] [ 19 ] Алексиус Кастрати снова появляется как глава кастратов в венецианском кадастре Скутари в 1416–1417 годах. Среди его ближайших родственников были Алексиус Кастрати Младший, Пал, Маркьен и Лазер Кастрати, но в деревне присутствовал и Йон Стронга - все эти фигуры имеют албанские имена и антропонимию. [ 20 ]
Османский период
[ редактировать ]В 1613 году османы начали кампанию против албанских мятежных племен Черногории. В ответ племена Васай , Кучи , Палабарди , Пипери , Кастрати, Келменди , Шкрели и Хоти образовали политический и военный союз, известный как «Союз гор» или «Албанские горы». Лидеры поклялись Беса всеми силами сопротивляться любым предстоящим османским экспедициям, тем самым защищая свое самоуправление и не допуская установления власти османских спахи в северных горных районах. Их восстание носило освободительный характер, имея целью избавиться от османов на албанских территориях. [ 21 ] [ 22 ]
По Сан-Стефанскому договору племя кастратов (вместе с племенами хоти, кельменди и груда ) должно было быть присоединено к Черногории , но после Берлинского договора подписания в 1878 году это решение было изменено и кастрати остались в пределах границ. Османской империи . [ 23 ] Сил Вуксани представлял племя Кастрати на конгрессе . Берлинском [ 24 ] Однако, поскольку другие населенные албанцами территории были официально присоединены к Черногории, процесс делимитации не был завершен. В 1883 году племена Кастрати, Хоти, Груда и Шкрели заключили еще один пакт, чтобы предотвратить делимитацию расширенных границ Черногории. [ 25 ] 10 июня османы под командованием Хафиз-паши провели карательную экспедицию в регионах Хоти, Груда и Кастрати. После получения контроля 25 июня османы стерли Хоти с лица земли. [ 26 ] Дед Гьо Лули из Хоти, Смайл Мартини из Груды и Дод Пречи из Кастрати не сдались и скрылись в горах как беглецы. В меньших масштабах стычки и столкновения продолжались и в 1890-е годы.
После младотурецкой революции 1908 года и последующего восстановления османской конституции племя кастратов дало обещание поддержать документ и прекратить кровную месть с другими племенами до 6 ноября. [ 27 ] 23 июня во время албанского восстания 1911 года албанские соплеменники и другие революционеры собрались в местечке Грече возле деревни Сельце в Кельменде и разработали Меморандум Гречи , требуя социально-политических и языковых прав албанцев, пятеро из которых подписали его из Кастрати. [ 28 ] В ходе более поздних переговоров с османами соплеменникам была предоставлена амнистия с обещаниями правительства построить одну-две начальные школы в нахие Кастрати и выплатить заработную плату назначенным им учителям. [ 28 ]
Племя Кастрати участвовало в битве при Дечике против османских войск, в результате которой албанцы одержали победу, несмотря на то, что османские силы значительно превосходили численность соплеменников. [ 26 ] В ходе битвы совместные усилия представителей племен Кельменди, Шала и Шкрели в координации с представителями племен Хоти, Груда и Кастрати привели к успешному завоеванию стратегических позиций в Дечике и окрестностях Тузи. [ 26 ]
Современный период
[ редактировать ]26 мая 1913 года делегация вождей племен Хоти, Груда, Келменди, Шкрели и Кастрати встретилась с адмиралом Сесилом Берни международного флота и подала петицию против аннексии территории племен Хоти и Груда Черногорией. Делегация предупредила, что военные действия возобновятся, если эти районы не останутся «полностью албанскими». [ 29 ] В конце концов, из-за влияния Австро-Венгрии , регион Кастрати был включен в состав недавно образованного Королевства Албания, хотя с некоторыми великими державами было решено , что он должен быть присоединен к Черногории. [ 30 ]
Распространение и семьи
[ редактировать ]
Членов племени кастрати можно встретить на всей территории, населенной албанцами. В Косово они особенно встречаются в Пее , Гьякове , деревне Карачева в Каменице и по всему региону Гжилан . Есть также Кастрати Круме Лумы в . [ 31 ] проживает семья племени Кастрати В Плаве . [ 32 ]
Иоганн Георг фон Хан зарегистрировал 408 семей, в которых 3157 человек проживали в двух группах семей: горных и равнинных. Горными семьями были Мартинай, Гьокай, Терези, Брадошой, Будишия, Куртадж, Горай и Пьетрович, а низинными семьями - Пута, Копани, Хикуццай, Скандсехи, Пьетрошинай, Моксетти, Добровода и Алиай. Все они были католиками, за исключением алиадж, которые были мусульманами . [ 33 ] В поздний османский период племя Кастрати состояло из 300 католических и 200 мусульманских семей. [ 34 ]
Религия и культура
[ редактировать ]Преобладающей религией племени Кастрати является католицизм . [ 35 ] [ 36 ] Кастрати отмечают праздник Святого Марка , которого племя почитает как своего покровителя. [ 37 ] Католический приход был основан в 1678 году, а церковь построена в 1726 году. В 1901 году были построены новая церковь и приходской дом. [ 5 ]
Кастрати были среди двух племен, с которыми племя Хоти регулярно вступало в брак. [ 38 ] Племя кастрати верило, что змея, увиденная крапивником, теряет способность превращаться в кулшедру . [ 39 ] описал кастратов как добрых, нежных, скромных и набожных В 1907 году боснийский хорватский священник Ловро Михачевич , а затем назвал их гордым народом, который любит петь героические песни вместе с лахутой . [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Элси, Роберт (2010) [2004], Исторический словарь Албании (PDF) (2-е изд.), Мэриленд: Rowman & Littlefield Publishing Group, стр. 226, ISBN 9781282521926 , OCLC 816372706 , заархивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2014 г.
Регион Кастрати расположен в округе Малесия-э-Мадхе к востоку и северо-востоку от Байзы.
- ^ Селлерс, Мортимер; Томашевский, Тадеуш (23 июля 2010 г.). Верховенство права в сравнительной перспективе . Springer Science & Business Media. п. 210. ИСБН 9789048137497 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Валентини, Джузеппе (1956). Право сообщества – в албанской правовой традиции . Флоренция: Валлекки Эдоре. стр. 281–283.
- ^ Хилле, Шарлотта (6 мая 2020 г.). Кланы и демократизация: Чечня, Албания, Афганистан и Ирак . БРИЛЛ. п. 130. ИСБН 9789004415485 .
- ^ Перейти обратно: а б с Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 68. ИСБН 9780857725868 .
- ^ Чабеж, Экерем (1976). Лингвистические исследования: Введение в историю албанского языка. Историческая фонетика. Префиксы . Лингвистическая библиотека (на албанском языке). Ренессанс. п. 210 . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Дримо, Али (2008). Для албанцев и албанцев . Для албанцев и албанцев. Информативный. п. 425. ИСБН 978-99956-720-0-3 .
- ^ Милан Шуффле (2000). Избранные политические сочинения . Матица хорватская. стр. 136. ISBN 9789531502573 . Проверено 9 мая 2013 г.
Кастрати, эмбрион которого находился возле руин римской «Кастры» (лагеря, Иминациума?), замеченной еще в 1559 году на дороге Скадар — Ороши.
- ^ Шкуртай, Гёвалин (2013). Речь Кастрати . стр. 3–5 . Проверено 5 марта 2020 г.
- ^ Стейнке, Клаус; Юлли, Джелал (2013). Славянские меньшинства в Албании (СМА). 4-я часть: Врака – Боракай . Мюнхен: Издательство Отто Сагнера. ISBN 9783866883635 . п. 9:
На восточном берегу озера Шкодер сейчас есть четыре деревни в районе Врака, часть жителей которых говорит на черногорском диалекте. В эту группу также входят деревни Штойи-и-Ри и Штожи-и-Ветер в муниципалитете Рретинат и, расположенная дальше к северо-западу от Коплика, деревня Камица (Каменица), которая принадлежит муниципалитету Кендер в регионе Малесия-э-Мадхе. В городе и Шкодринском районе проживают и другие носители черногорского диалекта. По конфессиональному признаку выделяют две группы: православных и мусульманских славяноязычных. Первая, меньшая группа, проживает в Боричи-и-Вогеле, Гриле, Омарадже и Камице, вторая, более крупная группа, живет в Боричи-и-Мадхе и в Штое.
- ^ Перейти обратно: а б Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 70. ИСБН 9780857725868 .
- ^ Дарем, Эдит (1928). Некоторые племенные истоки, законы и обычаи Балкан . стр. 30, 52 . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Хорват, Бранко (1988). Косовский вопрос . Глобус. п. 78. ИСБН 9788634304473 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Рамай, Альберт (январь 2013 г.). Poeta nascitur, Historicalus Fit — Ad Honorem Zef Mirdita . п. 132.
Примечательно, что францисканский текст ок. XVII, утверждая, что племена Пайпер, Братониш, Белопавлик и Куч были албанцами, добавляет, что: «однако, поскольку почти все они следуют сербскому (православному) обряду и используют иллирийский (славянский) язык, очень скоро их будут называть славян больше, чем албанцев... Ma favellando delle quattro Populationi de Piperi, Brattonisi, Bielopaulouicchi e Cuechi, liquali et il loro gran ualore nell'armi danno segno di esser de sangue Albanese eatale dalli Albanesi sono tenuti
- ^ Калик, Мари-Жанин (2019). Великий котел: история Юго-Восточной Европы . Издательство Гарвардского университета. стр. 63–64. ISBN 9780674239104 .
- ^ Мулич, Юсуф (2005). « О некоторых особенностях, связанных с процессом принятия ислама в Боснии и приписываемых ему неточностях » . Летопись библиотеки Гази Хусрев-бея . 23-24 : 184. «В переписях арбаны числились вместе с валахами. Это затрудняет рассмотрение возможных различий в принятии ислама валахами и арбанами. Только в случае с племенами, которые явно известный как Арбанас, возникновение принятия можно было определить по исламу (Бьелопавличи, Бурмази, Груде, Хоти, Клименте/Кельменд, Кучи, Макуре/Малонзе, Матаруже/Матаронге [В списках албанцы указаны вместе с влахами). . Это заставляет изучать возможные различия в принятии ислама валахами и албанцами. Только с племенами, которые конкретно известны как албанские, можно было установить факт принятия ислама (Бьелопавличи, Бурмази, Груде, Хоти, Климента/Кельменд). , Мэн, Макура, Мэн, Малоншичи/Малонзо, Матаруже/Матаронге и Шкриель).]"
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. стр. 70–77. ISBN 9780857725868 .
- ^ Мэри Эдит Дарем (1928). Некоторые клановые истоки, законы и обычаи Балкан . Джордж Аллен и Анвин. п. 22. ISBN 9780598768889 . Проверено 14 мая 2013 г.
Кастраты, очевидно, были могущественным кланом, поскольку в 1403 году мы находим вождя Алексея Кастрати в списке албанских вождей, которых венецианцы наградили тканевыми дарами.
- ^ Сербская академия наук и искусств (1983). Голос . п. 109 . Проверено 9 мая 2013 г.
В начале 15 века были найдены зародыши сегодняшнего племени кастрати, предком которого был некий Крсто. Алекса Кастрати набрала 1403...
- ^ Зампути, Инджак (1977). Реестр кадастров и концессий Шкодерского уезда 1416-1417 гг . Академия наук Албании. п. 65 . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Кола, Азета (январь 2017 г.). «От централизации Светлости к саморегулирующемуся кануну: укрепление кровных уз и возникновение великих племен в северной Албании с 15 по 17 век» . Акта Хистриа . 25 (2): 349–374 [369]. дои : 10.19233/AH.2017.18 .
- ^ Мала, Мухамет (2017). «Балканы в антиосманских проектах европейских держав в 17 веке» . «Студиме Историке» (1–02): 276.
- ^ Любодраг Димич; Джордже Борозан (1999). Югославское государство и албанцы . Официальный вестник СРЮ. п. 123. ИСБН 978-86-355-0440-7 . Проверено 9 мая 2013 г.
...так что к Черногории были присоединены племена Кастрати, Климеити, Хоти, Груде. Но на Берлинском конгрессе
- ^ Исторические записи . Том. 31. Исторический институт СР Черногории c. 1978 г. до н.э. 54.
Из всего 15 делегатов от северной Албании, от католиков, помимо трех запти от Мирдития, следует упомянуть знаменосцев: Чул-Мула от Хоты, Бака-Курти от Груда, Мараш-Даши от Шкреле, Джиль ( так!) Вуксани из Кастрата, Марк-Люля из Шали, Марк-Коля из Шоши и Дон-Геда, герцог из Шляка.43 7 июля депутаты Шкадара и Брджи из Призрена вернулись в Скадар. Телал объявил общее собрание...
- ^ Миллер, Уильям (12 октября 2012 г.). Османская империя и ее преемники 1801-1927 гг . Рутледж. п. 356. ИСБН 9781136260469 . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Верли, Маренглен (2014). «Роль Хота в Великом Хайлендском восстании». Исторические исследования (1–2): 53–66.
- ^ Гаврич 2006 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. стр. 186–187. ISBN 9781845112875 .
- ^ Викерс, Миранда (1999). Албанцы: современная история . ИБТаурис. п. 73. ИСБН 9781860645419 . Проверено 12 мая 2013 г.
- ^ Ламберт Эрлих; Мария Вречар (2002). Парижская мирная конференция и словенцы 1919/20 . Институт церковной истории теологического факультета Люблянского университета. п. 201 . Проверено 9 мая 2013 г.
Из-за влияния Австрии албанские племена Клементи и Кастрати не присоединились к Черногории и даже во время Боянской сессии отказались от...
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 69. ИСБН 9780857725868 .
- ^ Дедушай, Реджеп (1993). Регион Плав-Гусинье на протяжении веков . Нью-Йорк. п. 47.
- ^ Иоганн Георг Хан (1854 г.). Блокнот. Географо-этнографический обзор. Путевые зарисовки. Описания морали. Являются ли албанцы автохтонными? Албанский алфавит. Исторический . Издатель Фридрих Мауке. п. 192 . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Гаврич 2006 , с. 31.
- ^ Милорад Экмечич (1989). Создание Югославии 1790-1918 гг . Образование. п. 121. ИСБН 9788607004324 . Проверено 9 мая 2013 г.
...кастраты были католиками..
- ^ Исторический посланник . Научная книга. 1960 г. до н.э. 189 . Проверено 9 мая 2013 г.
Кастраты — отряд католической веры.
- ^ Ежегодник современных греческих исследований . Университет Миннесоты. 1992. с. 26 . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ Дарем, Эдит (1909). «Высокая Албания» . Лондон: Эдвард Арнольд.
- ^ Элси, Роберт (2001). «Болла» . Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 46–47. ISBN 9780814722145 .
- ^ Элси, Роберт (24 апреля 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . Издательство Блумсбери. п. 77. ИСБН 9780857725868 .