Кельменди (племя)
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Кельменди — историческое албанское племя ( фис ) и регион в Малезии ( коммуна Кельменд ) и восточной Черногории (части муниципалитета Гусинье ). Он расположен в верхней долине реки Цем и ее притоков в хребте Проклятых гор Динарских Альп . Река Вермош берет начало в одноименной деревне , которая является самой северной деревней Албании. Вермош впадает в озеро Плав .
Кельменди | |
---|---|
Гег Племя | |
Расположение | Великое нагорье , Кельменд , Черногория , Косово , Сербия |
Происходил от | Клемент |
Филиалы |
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |


Кельменди упоминается еще в 14 веке, а как территориальное племя возникло в 15 веке. На Балканах он исторически широко известен своим давним сопротивлением Османской империи , а также обширными сражениями и набегами против османов, которые простирались на север до Боснии и на восток до Болгарии. К 17 веку они настолько выросли в численности и силе, что их название иногда использовалось для всех племен северной Албании и Черногории. Османы несколько раз пытались полностью изгнать их с их родной территории и насильно расселить в других местах, но община снова и снова возвращалась на свои исконные земли.
Наследие Кельменди можно найти по всему региону. Кельменди находится за долиной Цема ( Сельце , Вукель , Никч и другие), Гусинье (в частности, деревень Вусанье , Доли, Мартиновичи и собственно Гусинье) и Плава (Хакай) на востоке в Рожае и плато Пештер . В Косово потомки Кельменди проживают в основном в каньоне Ругова и западном Косово. В Черногории половина племени ( племе ) Старого Чеклина и часть Кучи , поселившегося там в XVI веке, происходят из Кельменди. Самое северное поселение от Кельменди находится в деревнях Хртковци и Никинчи в Сирмии, когда в 1737 году там поселились 1600 албанских беженцев-католиков.
Имя
[ редактировать ]Народная этимология объясняет это как Холодный Менди. Историческое происхождение топонима восходит к римскому форту Клементиана, о котором Прокопий Кесарийский упоминает в середине VI века на дороге, соединявшей Скодру и Петрицен . В качестве фамилии оно впервые появляется в 1353 году в латинском документе, в котором упоминается Dominus Georgius filius Georgii Clementi de Spasso (лорд Георгиус, сын Георгия Клементи Спасского) в северной Албании. [ 1 ]
География
[ редактировать ]
Регион Кельменди расположен в округе Малеси-э-Мадхе на севере Албании, в самой северной и самой изолированной части страны. Он граничит с албанскими племенными областями Груда на западе, Хоти на юго-западе, Бога на юге, Шала на востоке и с черногорскими племенными областями Кучи и Васоевичи на севере.
История
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]Существует множество теорий о месте происхождения Кельменди. До 20 века несколько путешественников, историков и священнослужителей записали различные устные традиции и представили свои собственные интерпретации. В наше время архивные исследования обеспечили более исторически обоснованный подход. Милан Шуффле в 1920-х годах нашел первое упоминание имени Кельменди в венецианских архивах. Публикация османского дефтера санджака Скутари в 1974 году знаменует собой публикацию первых исторических записей о людях Кельменди, их антропонимии, топонимии и социальной организации.
В первые века Кельменди, в 15 и 16 веках о них упоминаются только их язык, этническая группа и религия. Как пишет католический епископ Франг Барди в своей переписке с Римской курией , они принадлежат к албанской нации, говорят по-албански, придерживаются наших святых римско-католических верований . [ 2 ] Первое сообщение о месте происхождения Кельменди принадлежит францисканскому миссионеру Бернардо да Верона, который в 1663 году писал, что комментировать происхождение Кельменди непросто, но стало привычным говорить, что они произошли из Кучи или одного из соседних племен. . . Второй комментарий о месте происхождения Кельменди содержится в 1685 году в письме католического архиепископа Петера Богдани , который пишет, что, согласно устным рассказам, прародитель Кельменди происходил из Верхней Морачи . [ 3 ]
Французский консул Гиасинте Хеккар (1814–1866) отмечал, что все кельменди ( клементи ), за исключением семей, называемых Оно, полагают, что они происходят от одного предка, Клеменса или Клемента (Кельмент или Кельменд). [ 4 ] на албанском языке). [ 5 ] Францисканский священник из Шкодры, Габриэль рассказал историю о Клеменсе, венецианце, который был священником в венецианской Далмации и Герцеговине, прежде чем нашел убежище в Албании. [ 6 ] Далее в истории говорилось, что он происходил из одной из этих двух провинций и что его встретил пастор в Триепшах . [ 6 ]
Иоганн Георг фон Хан записал наиболее распространенное устное предание о происхождении Кельменди в 1850 году. Согласно ему, богатый пастух из Триепшского района (который в прошлом административно входил в состав Кучи) нанял в качестве пастуха молодого человека, приехавшего в Триепши из неизвестный регион. У молодого человека был роман с Бумче, дочерью богатого пастуха. Когда она забеременела, они поженились, но, поскольку их роман наказывался по обычному праву, они покинули этот район и поселились на юге, в нынешнем районе Кельменди. [ 7 ] Их семеро сыновей являются историческими предками поселений Кельменди в Албании и Санджака . [ 8 ] Кола, старший — основатель Selcë . Йохан Георг фон Хан поместил поселение прародителя Кельменди в Бестане, на юге Кельменда.
Югославский антрополог Андрия Йовичевич записал несколько подобных историй об их происхождении. Одна история гласит, что основатель поселился из Лайкит-э-Хотита в Хоти и в Хоти из Фундане, деревни Лопаре в Кучи; он был расстроен из-за Хоти и Кучи и поэтому покинул эти племена. Когда он жил в Лопаре, он женился на девушке из Триепши, которая последовала за ним. Его звали Амати, а имя его жены — Бумче. По другим данным, его звали Клемент, откуда племя и получило свое название. Другая история, которую Йовичевич услышал в Сельце, заключалась в том, что основатель был из Пипери, бедняка, который работал слугой у богатого Кучи, там он согрешил с девушкой из знатной семьи и уехал через Цема . [ 9 ]
В устной традиции Бумче, жена Кельменди, происходила из братства Бекай из Триепши. [ 10 ]
Первым историческим упоминанием о Кельменди является османский дефтер санджака Скутари 1497 года, который был дополнительным реестром к реестру 1485 года. они сопротивлялись проникновению османских солдат на свои земли. [ 11 ] В нем было 152 двора в двух деревнях, разделенных на пять скотоводческих общин ( катунд ). Катунд Личени жил в селе Сельчиша , а остальные четверо (Лешовик, Мурик, Гёновик, Колемади) жили в селе Ишпая . [ 12 ] Главами пяти деревень были: Рабян, сын Коле (Личени), Мараш, сын Лазаря (Гёнович), Степан, сын Улгаша (Мурик), Луле, сын Гьерджа (Колемади). [ 12 ] Кельменди был освобожден почти от всех налогов новым центральным властям. Из пяти катунов Кельменди в четырех имя Кельменд выступает в качестве отчества (Личени, Гёновик, Лешовик, Мурик), что указывает на родственные связи между ними. Лидер Личени в Сельце Рабжан Кольского вспоминает устную традицию сына Кельменда, Кола, который основал Сельцу и у которого было три сына: Вуи , Май и Рабин Кола .
Катун, который в дефтере писался как Колемади, принадлежит историческому племени Гольджемадхи , вошедшему в состав Кельменди.
В османском реестре района Коринфа (южная Греция) есть две албанские деревни под названием Кельменди . Их названия указывают на то, что основавшие их поселенцы были выходцами из района Кельменди. [ 13 ]
Османская
[ редактировать ]

Права на самоуправление северных албанских племен, таких как кельменди и хоти, увеличились, когда их статус изменился с флоричи на дербендчи , что требовало от горных общин поддерживать и защищать сухопутные пути по всей сельской местности, которые соединяли региональные городские центры. Взамен они были освобождены от чрезвычайных налогов. «Кельменди» должны были гарантировать безопасный проход пассажиров на пути из Шкодры в западное Косово (Алтун-или) и на том, который проходил через Медун и доходил до Плава . [ 14 ] [ 12 ]
Уже в 1538 году Кельменди снова восстали против османов и, по-видимому, сделали это также в 1565 году, поскольку Кучи и Пипери также восстали. [ 15 ] [ 16 ] Дефтер 1582–1583 гг. зафиксировал нахию Клементи с двумя деревнями (Селца и Ишпая ) и 70 домохозяйствами. [ 17 ] Катунды прошлого столетия либо поселились навсегда, либо переселились в другие районы, такие как Лешовик, который двинулся на север и поселился в Кучи. [ 17 ] Таким образом, население Кельменди в 1582 году было меньше половины по сравнению с 1497 годом. Антропонимия осталась примерно такой же, как и в 1497 году, поскольку большинство имен были албанскими, а некоторые демонстрировали славянское влияние. [ 17 ] [ 18 ] В середине 1580-х годов Кельменди, похоже, перестали платить налоги османам. [ 15 ] К этому времени они постепенно стали доминировать над всей северной Албанией . [ 15 ] Они были мобильны и совершали набеги на территории сегодняшнего Косово , Боснии , Сербии и даже до Пловдива в Болгарии . [ когда? ] [ 15 ]
В венецианских документах 1609 года упоминаются кельменди, племена Дукаджинского нагорья и другие, находящиеся в конфликте с османами в течение 4 лет подряд. [ 19 ] Местные османы не смогли им противостоять и были вынуждены обратиться за помощью к боснийскому паше. [ 19 ]
Кельменди был очень известен в Европе в 17 и 18 веках из-за постоянного восстания против османов. Это привело к тому, что название Кельменди стало использоваться как синоним всех албанских и черногорских племен на османском приграничье, поскольку они были самой известной общиной этого региона для посторонних. Так, Марино Бицци (1570–1624), архиепископ Барский , пишет в 1610 году, что кельмендские народы, почти полностью латинские, говорят на албанском и далматинском языках и делятся на десять катунов: кельменди, груда, хоти, кастрати, шкрели, тузи. все латиняне и Белопавличи, Пипери, Братоносичи, это далматинцы и Кучи из из которых половина раскольники, а половина латиняне . [ 20 ]
В 1613 году османы начали поход против восставших племен Черногории. В ответ племена Васоевичи, Кучи, Белопавличи, Пипери, Кастрати, Келменди, Шкрели и Хоти образовали политический и военный союз, известный как «Союз гор» или «Албанские горы». Лидеры поклялись беса всеми силами сопротивляться любым предстоящим османским экспедициям, тем самым защищая свое самоуправление и не допуская установления власти османских спахи в северных горных районах. Их восстание носило освободительный характер. С целью избавиться от османов с албанских территорий. [ 21 ] [ 22 ] Бицци сообщил об инциденте, произошедшем в 1613 году, когда османский полководец Арслан-паша совершил набег на деревни Кельменди и начал брать пленных, пока не было достигнуто соглашение с кланами Кельменди. Согласно соглашению, Кельменди должны были сдать пятнадцать своих членов в рабство и выплатить османам дань в размере 1000 дукатов. Однако, пока Арслан-паша ждал выплаты дани, кельменди устроили засаду на часть его войск и убили около тридцати кавалеристов. После этого инцидента османские войска отступили в Герцег-Нови (Кастельнуово). [ 23 ] Мариано Болицца в своем отчете 1614 года записал «Клименти» как римскую обрядовую деревню, описав их как «неутомимый, доблестный и чрезвычайно хищный народ» со 178 домами и 650 вооруженными людьми под командованием Смаила Пренташева и Педы Суки. [ 24 ] В 1614 году они вместе с племенами Кучи , Пипери и Белопавличи направили письмо королям Испании и Франции, утверждая, что они независимы от османского владычества и не платят дань империи. [ 25 ] [ 26 ]
Столкновения с османами продолжались в течение 1630 года и достигли кульминации в 1637-38 годах, когда племя отразило 12-тысячную армию (по некоторым источникам - 30 000), которой командовал Вутси-паша из Боснийского эялета .
По словам албанского епископа Франга Барди, написанного в 1638 году, племя Кельменди очень разбогатело, нападая и крадя товары у христианских торговцев в Албании, Боснии и Сербии, убивая тех, кто им сопротивлялся. [ 27 ] После того, как купцы отправились в Константинополь, а представители местного населения Нови-Пазара и северного Косово направили прошение, чтобы пожаловаться на набеги Клеменди и попросить защиты, [ 28 ] [ 29 ] Султан приказал Вучо-паше, паше Боснии, возглавить османскую экспедицию 1638 года против Кельменди . [ 30 ]
По словам Барди, после того, как племя устроило засаду в горах и понесло тяжелые потери, османские войска вернулись в Боснию. [ 29 ] Роберт Элси называет отчет Барди «прославленным текстом о племени Кельменди». [ 29 ] Легенда о Норе Кельмендской оживет во время этой эпической битвы. [ 31 ] [ не удалось пройти проверку ]
По словам французского историка Эрнеста Лависса и Франсуа Ленормана , в 1638 году султан Мурад IV попросил Дудже-пашу, губернатора Боснии, возглавить карательную экспедицию в самый разгар зимы против Кельменди. Ослабленное голодом и лишенное боеприпасов племя заняло отчаянную оборону, скатывая с вершин гор на турецкую армию огромные глыбы скалы. Смерть их князя Вокодуда, убитого в бою, а через несколько дней и воеводы Хоташа, которого сам паша застал врасплох, взобравшись с кошками на неприступную вершину, лишила клементов лучших вождей и определила их подчинение. [ 32 ] другие лидеры Кельменди были обезглавлены османами, а их головы отправлены султану. [ 31 ]
Когда паша Герцеговины напал на город Котор в 1657 году, в этой битве также участвовали албанские племена Кельменди и Белопавличи. [ 33 ]
В Критской войне Кельменди играли тактическую роль между османами и венецианцами. [ 34 ] В 1664 году Эвлия Челеби упомянул кельмендских албанцев среди «воинов-неверных», которых он видел на венецианских кораблях в гавани Сплита . Кельменди пообещали поддержку той стороне, которая выполнит их просьбы. в 1666 году, например, некоторые из кельменди поддержали османов при условии, что они будут освобождены от уплаты дани на пять лет. Некоторые из них также приняли ислам . [ 35 ]
В 1651 году они оказали помощь армии Али-паши Ченгича , напавшей на Котор ; армия совершила набег и разрушила многие монастыри в регионе. [ 36 ] В 1658 году семь племен Кучи , Васоевичи , Братоножичи , Пипери , Кельменди, Хоти и Груда объединились с Венецианской республикой , основав так называемый «Семикратный барьяк» или «алай-барьяк» против османов. [ 37 ]
Кельменди фигурируют в отчете 1671 года, написанном апостольским посетителем Стефано Гаспари. Согласно отчету, 20 лет назад, в 1651 году, кельменди построили церковь, посвященную святому Клименту, в поселении Спейя-ди-Клементи (Ишпая), которая использовалась всей племенной общиной для посещения мессы и принятия святых причастий . Гаспари также сообщает, что кельменди в основном были сосредоточены в следующих деревнях: Моричи (Мурики) с шестью дворами и 40 жителями; Генович (Джоновик или Геновик) с семью дворами и 60 жителями; Лесович (Лешовик) с 15 дворами и 120 жителями; Мелосси с семью домохозяйствами и 40 жителями; Вукли (Вукель) с 32 дворами и 200 жителями; Рвести с шестью дворами и 30 жителями; Зекка (Зека) с семью дворами и 40 жителями; Сельза ди Клементи (Сельсе) с 28 домохозяйствами и 250 жителями; и деревни Рабиена и Раденина , в которых вместе насчитывалось 60 дворов и 400 жителей. Однако также сообщается, что кельменди пришли, чтобы занять и поглотить плато Никси (Никч) и Ройочи , которые в совокупности насчитывали 112 домохозяйств и 660 жителей, после серии вторжений и нападений на местное население. [ 38 ]
В 1685 году Сулейман, санджак-бей Скутари , уничтожил отряды Баджо Пивлянина , которые поддерживали Венецию в битве при Вртиельке . [ 39 ] Сообщалось, что Сулейману помогали Брдани ( включая Кельменди). [ 36 ] ), враждовавшие с черногорскими племенами. [ 40 ] Кельменди жили за счет грабежа. Плав , Гусинье и православное население этих регионов. От нападений Кельменди больше всего пострадали [ 40 ] Кельменди также совершали набеги на район Пее , и они были там настолько сильны, что некоторые деревни и небольшие города платили им дань. [ 40 ] В марте 1688 года Сулейман напал на племя Кучи ; [ 41 ] Кучи с помощью Кельменди и Пипери дважды уничтожили армию Сулеймана, захватили Медун и заполучили в свои руки большое количество оружия и снаряжения. [ 37 ] В 1692 году Сулейман разгромил черногорцев при Цетинье, снова с помощью Брдани. [ 40 ]
В 1689 году Кельменди добровольно вступили в Императорскую армию Священной Римской империи во время кампании в Косово. Первоначально они служили Сулейману, но после переговоров с венецианским чиновником покинули ряды Османской империи. [ 42 ] В октябре 1689 года Арсений III Чарноевич вступил в союз с Габсбургами, получив титул герцога . В ноябре он встретился с Сильвио Пикколомини и поставил под свое крыло большую армию сербов, включая некоторых Кельменди. Однако Ноэль Малкольм вообще не поддерживает это заявление, поскольку он нашел источники, которые подтверждают, что Арсень III Чарноевич не встречался с генералом Пикколомини в Косово, а вместо этого это сделал Пьетер Богдани, поскольку он был там от имени армии Кельменди. Затем Габсбурги дали ему имя Патриарха Кельменди. Тем не менее, Ноэль Малькольм обсуждает это дальше и приходит к выводу, что албанцы в Косово были косоварами, однако кельменди действительно сражались в Биело-Поле, когда австрийские войска возвращались на север, и присоединились к своим войскам Габсбургам, чтобы совершать набеги на османов в их самые слабые времена. [ 43 ] [ 44 ]

В 1700 году паша Пейе Худаверди Махмут Беголли решил принять меры против продолжающихся кельмендских грабежей в западном Косово . С помощью других горных племен ему удалось заблокировать кельменди на их родине, ущелье верховья реки Цем , с трёх сторон и двинуться на них со своим войском из Гусинье , в 1702 году, заморив их голодом, он заставил большинство из них переселиться на плато Пештер . Только жителям Сельце было разрешено оставаться в своих домах. Их вождь принял ислам и пообещал обратить в него свой народ. Тогда в Пештерский район было переселено 251 домохозяйство Кельменди (1987 человек). Остальные были переселены в Гжилан , Косово . Однако пять лет спустя изгнанным Кельменди удалось пробиться обратно на родину, и в 1711 году они отправили большой рейдовый отряд, чтобы вернуть еще кого-то из Пештера. [ 35 ]
В 18 веке Хоти и Кельменди помогали Кучи и Васоевичам в битвах против османов; после той неудачной войны часть кельменди покинула свои земли. [ 45 ] После поражения в 1737 году при архиепископе Арсении IV Йовановиче Шакабенте значительное количество сербов и кельмендисов отступило на север, на территорию Габсбургов. [ 46 ] Около 1600 из них поселились в деревнях Никинчи и Хртковци , где позже приняли хорватское происхождение. [ 47 ]
Примерно в В 1897 году Бога стал полностью интегрированным байраком племени Кельменди. [ 48 ]
Современный
[ редактировать ]
Во время албанского восстания 1911 года 23 июня албанские соплеменники и другие революционеры собрались в Черногории и разработали Меморандум Гречи, требующий социально-политических и языковых прав албанцев, трое из подписавших которого были выходцами из Кельменди. [ 49 ] В ходе более поздних переговоров с османами соплеменникам была предоставлена амнистия с обещаниями правительства построить одну-две начальные школы в нахие Кельменди и выплатить заработную плату назначенным им учителям. [ 49 ]
26 мая 1913 года 130 лидеров Груды , Хоти , Кельменди, Кастрати и Шкрели в Шкодер петицию направили Сесилу Берни против присоединения их территорий к Черногории. [ 50 ] Барон Франц Нопча в 1920 году ставит Кельменди первым из албанских кланов, наиболее часто упоминаемым из всех. [ 51 ]
К концу Второй мировой войны албанские коммунисты направили свою армию в северную Албанию, чтобы уничтожить своих соперников, националистические силы. Коммунистические силы встретили открытое сопротивление в Никай-Мертуре, Дукаджине и Кельменде, которые были антикоммунистическими. Кельменд возглавил Прек Кали . 15 января 1945 года у Тамарского моста произошел бой между 1-й албанской бригадой и силами националистов. Коммунистические силы потеряли 52 солдата, а в ответ на их возмездие около 150 человек в Кельменде были зверски убиты. [ 52 ] [ нужен лучший источник ] Их лидер Прек Кали был казнен.
Это событие стало отправной точкой других драм, произошедших во времена диктатуры Энвера Ходжи. Жестко применялась классовая борьба, отрицались свобода и права человека, Кельменд был изолирован как границей, так и отсутствием дорог в течение следующих 20 лет, сельскохозяйственный кооператив привел к экономической отсталости, жизнь превратилась в физическое уничтожение и т. д. Многие жители Кельменди бежали. , некоторые замерзли от пуль и льда при попытке пересечь границу. [ 53 ]
Традиция
[ редактировать ]

Во время пасхальных шествий в Сельце и Вукеле кору , демона, пожирающего детей. символически сжигали [ 54 ] В святки милостыню на могилы предков возлагали . Как и в других северных албанских кланах, Канун применяется в Кельменде (обычное право) ( албанское : Кануни и Малеве ).
Семьи
[ редактировать ]![]() | Включение некоторых пунктов в этот список в настоящее время оспаривается . статьи Пожалуйста, ознакомьтесь с соответствующим обсуждением на странице обсуждения . ( октябрь 2011 г. ) |
Кельменд
[ редактировать ]Регион состоит из шести основных деревень: Бога , Никч , Сельце , Тамаре , Вермош и Вукель , которые являются частью муниципалитета Кельменд. Что касается исторических регионов, соседями Кельменди и Хоти являются Кучи на западе и Васоевичи на севере. В поздний османский период племя Кельменди состояло из 500 католических и 50 мусульманских семей. [ 55 ] Следующие списки представляют семьи Кельмендского района по деревням происхождения (они могут жить более чем в одной деревне):
- Хюсай
- Перай
- Али
- Рачай
- Лелькай
- Лекутанай
- свет
- макака
- Мифический
- Мерначай
- Начай
- Мираж
- перистый
- Прельжокаж (также Тинаж )
- बुजाज
- Сельманай
- Вырезать
- Вукай
- Беспощадный
- Вушай
- Черное и белое
- Пепушай
- вукель
- Нилай
- Вучиная
- Вучай
- Мирукас
- Гиколли
- Дрежай
- мартини
- Другие
- Если бы только
- Денве
- Ничего
- Каябеголли
- Delaj
- смайлик
- Слишком далеко
- Никчи
- Рукай
- Позолоченный день
- приквелы
- Ну давай же
- Нисколько
- пьянящий
- Волк
- Алиджадж
- Хутай
- Бикай [ 53 ]
- Бакай
- Рукай
- Мерначай
- Лелькай
- Вукай
- Ждать
- таты
- Лелькай
- Сельдерей
- свет
- Мираж
- Тинадж
- Мерначай
- Вушай
- перистый
- Вукай
- बुजाज
- Хюсай
- Мифический
- Такой
Черногория
[ редактировать ]- Плав-Гусинье
- Ахметай или Ахметович и Вусанье . Они происходят от некоего Ахмета Никая, сына Ники Нррелая и внука Нррела Балая, и родом из Вукеля на севере Албании.
- Бакаж
- Балай (Балич), в Грнчаре . Иммигрировал в Плав-Гусинье в 1698 году из деревни Вукель или Сельце на севере Албании и в том же году принял ислам. Ближайшие родственники клана — Балидемай. Легенда гласит, что кланы Баладж, Балидемай и Вукель произошли от трех братьев. Однако член клана Вукель женился на члене клана Балич, что позже привело к разрыву отношений с кланом Вукель.
- Балидемай (Bal(j)idemai/Balidemic), в Мартиновичах . Эта ветвь клана оставалась католической на протяжении трех поколений, пока правнук Мартина не принял ислам, взяв имя Омер. С тех пор семья стала известна как Омерадж. До недавнего времени имя семьи было изменено на Балидемай, в честь Бали Дема, командующего армией в битве при Новшиче (1789 г.). Ближайшие родственники клана — Балайт. Легенда гласит, что кланы Баладж, Балидемай и Вукель произошли от трех братьев.
- Брусай, они являются потомками албанца-католика по имени Бруч Нррелай, сына Нррела Балая, и родом из Вукеля на севере Албании.
- Какай
- Канай, в деревнях Богаичи , Вишнево и Джуричка Риека . Иммигрировал в Плав-Гусинье в 1698 году из деревни Вукель на севере Албании и в том же году принял ислам.
- Челай, в селах Вушанье и Войно Село . Утверждает, что происходит от Нррела Баладжа. Семья Никча является частью Челаджа.
- Дедушай, в Вусанье. Они являются потомками албанца-католика по имени Дед (Дедуш) Баладж, сына Нррела Баладжа, и родом из Вукеля на севере Албании.
- Бериша
- Хак и хакинг .
- Хасилович, в Богаиче.
- Гочай и Вусанье.
- Гёнбалай из Вусанье с родственниками в Войно Селе. Их предок, албанец-католик по имени Гьон Баладж, иммигрировал со своими сыновьями: Балой, Асланом, Тучой и Хасаном; вместе со своим братом Нррелом и его детьми: Никой, Дедом (Дедуш), Станишей, Бручем и Вуком из деревни Вукель на севере Албании в деревню Вусанье/Вутай в конце 17 века. По прибытии Гьон и его потомки поселились в деревне Вусанье/Вутхай, приняли ислам и были известны как Гьонбаладж. Среди родственников Ахметайт, Брусайт, Челайт, Гочай, Лекайт, Селимайт, Косайт, Улайт, Вучетайт.
- Кукай и Вусанье
- Лечай, в Мартиновичах. Они родом из Вукеля на севере Албании.
- Лекай, в Горне Ржанице и Войно Селе. Они родом из Вукеля на севере Албании. Они являются потомками некоего Леке Преташи Никая.
- Мартини, в Мартиновичи, ГусиньеМартиновичи . Одноименный основатель, албанец-католик по имени Мартин, иммигрировал в деревню Трепча в конце 17 века из Сельце.
- Хасанджекай, Мартиновичи, ГусиньеМартиновичи . Они происходят от Хасана Гьекая из Вукеля, мусульманина из клана Мартини.
- Прелвукай и Мартиновичи. Они происходят от Преле Вука из Вукеля из клана Мартини.
- Мусай иммигрировал в Плав-Гусинье в 1698 году из деревни Вукель на севере Албании и в том же году принял ислам.
- новые
- Пепай, в Пепичи
- Рекай из Богаичи иммигрировал в Плав-Гусинье около 1858 года.
- Ругова, в Вишнево, у родственников в Войно Селе и Бабино Поле. Они происходят из клана Кельменд из Руговы в Косово.
- Косай/Кося (Чосай/Чосович) и Вусанье. Они являются потомками некоего Косы Станишая, сына Станиши Нррелая, родом из Вукеля на севере Албании.
- Селимай,
- Смайич, в Новшичи .
- Улай, в Вусанье. Они родом из Вукеля на севере Албании. Они потомки некоего Уле Никая, сына Ники Нррелая.
- Вукель, в Доле . Они иммигрировали в Гусинье в 1675 году из деревни Вукель на севере Албании. Некий бек из рода Шабанагич подарил роду деревню Доли. Кроме того, они являются предками братства Шала в Ругове.
- Вучетай (Вучетай/Вучетович) и Вусанье. Они родом из Вукеля на севере Албании. Они являются потомками некоего Вучете Никая, сына Ники Нрреладжа.
- Зейнелович в Гусинье, устная традиция показывает, что большая часть Зейнеловича мигрировала на восток, в Рожае и Крушево.
- Скадарская Краина и Шестани
- Дабович, в Гурезе, Ливари и Горни Шестани. Можно найти в Шкодере. Их родственники — клан Лукич в Краине.
- Лукич - связан с кланом Дабовичей в Краине.
- Радовичи, в Загонье.
- В другом месте
Семьи Добановичи, Поповичи и Перовичи в Сеоке в Црмнице родом из Кельменда. [ 56 ] Другие семьи родом из Кельменда включают Муйзичи в Кирьяне, Джаферовичи в Бесе , а также Веловичи, Оджичи и Сельмановичи в Дони Муричи. [ 57 ] Семьи Мари и Горвоки, составляющие основной элемент Кочи братства Кучи , родом из Вукеля. [ 58 ]
В Ругове , Косово , большая часть современного албанского населения происходит из кельменди. Кельмендские фисы в Ругове также включают иммигрантские семьи Шкрели, Кастрати и Шала, но позже подтверждается, что братство Шала не имеет отношения к этому племени, на самом деле они произошли от братства Вукель. Ряд семей кельмендского происхождения также проживают в Призрене и Липьяне . Старейшие семьи Кельменди в Ругове, Лайки, заявляют о своем происхождении от ника, поселившегося там. [ 59 ]
Известные люди
[ редактировать ]
- По рождению
- Прек Кали (1872–1945), вождь Кельменди, лидер повстанцев, партизан времен Второй мировой войны. Родился в Вермоше.
- Нора Кельмендская (17 век), легендарная женщина-воин.
- По происхождению
- Ахмет Зенели , албанский борец за свободу. Борн и Вусанье.
- Али Кельменди (1900–1939), албанский коммунист. Родился в Пеже .
- Ибрагим Ругова , бывший президент Косово . [ 60 ] [ нужен лучший источник ] Родился на Востоке.
- Майлинда Кельменди , косовская албанская дзюдоистка, родилась в Пеже.
- Жетон Кельменди , косовский албанский писатель. Родился в Пеже.
- Садри Гьонбалай — американский футболист черногорского происхождения. Родился в Вусанье.
- Байрам Кельменди (1937–1999), косовский юрист и правозащитник. Родился в Пеже.
- Азиз Кельменди , югославский солдат и массовый убийца . Родился в Липляне.
- Фатон Бислими , албанский активист. Родился в Гилане.
- Эмра Климента — черногорский футболист.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Милан Шуффле (2000). Избранные политические сочинения . Матица хорватская. п. 136. ИСБН 9789531502573 . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Зампути, Инджак (1963). Переписка о положении в северной и центральной Албании в 17 веке (1634-1650) . Университет Тираны. п. 161 . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ Укгджини, Нике (1999). «Краткая историческая справка о племени Кельменди» . Журнал Феникса . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ Элси 2015 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Хеккард 1859 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Хеккард 1859 , с. 178.
- ^ фон Хан, Иоганн Джордж; Элси, Роберт (2015). Открытие Албании: путевые заметки и антропология в девятнадцатом веке . ИБ Таурис. стр. 100-1 120–22. ISBN 978-1784532925 .
- ^ Сантаяна, Мануэль Браун; Пьерони, Андреа; Пури, Раджиндра К. (01 мая 2010 г.). Этноботаника в Новой Европе: люди, здоровье и ресурсы диких растений . Книги Бергана. п. 21. ISBN 978-1-84545-456-2 . Проверено 18 ноября 2011 г.
- ^ Йовичевич 1923 , стр. 60–61.
- ^ Шити, Никола. «Предки Кельменди происходили из Триеши» (PDF) . Зани и Малесия [Голос Малезии] . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Пулаха, Селами (1974). Записная книжка Санджака Шкодерского 1485 года . Академия наук Албании. стр. 431–434 . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Пулаха, Селами (1975). «Вклад в изучение сельских поселений и формирования племен Северной Албании в XV веке » Исторические исследования . 12 :102 . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ Махиэль, Киль (2016). «Коринф в период Османской империи (1458–1687 и 1715–1821 гг.)» . Шдет . 3 (3). дои : 10.36816/шедет.003.05 . S2CID 211648429 .
- ^ Кола, Азета (2017). «ОТ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СЕРЕНИСИМА ДО САМОРЕГУЛИРУЕМОГО КАНУНА: УКРЕПЛЕНИЕ КРОВНЫХ УЗ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЕЛИКИХ ПЛЕМЕН В СЕВЕРНОЙ АЛБАНИИ С 15 ПО 17 ВЕКИ» (PDF) . Акта Хистриа . 25 (25–2): 361–362. дои : 10.19233/AH.2017.18 . Проверено 1 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Элси 2015 , стр. 28.
- ^ Станоевич и Васич 1975 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Пулаха, Селами (1972). «Албанский элемент ввиду антропонимии санджака Шкодры [Албанский элемент ввиду антропонимии санджака Шкодры]» . Исторические исследования : 92 . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ Васич, Милан (1991), «Этнические отношения в районе югославско-албанской границы согласно переписному регистру Санджак-Скадарского 1582/83 года» , Население славянского происхождения в Албании: материалы международного научного совещания, состоявшегося в Цетинье 21 , 22 и 23 июня 1990 г. (на сербско-хорватском языке), OCLC 29549273.
- ^ Jump up to: а б Станоевич и Васич 1975 , с. 98.
- ^ Февраль 2013 г. , с. 23.
- ^ Кола, Азета (январь 2017 г.). «От централизации Светлости к саморегулирующемуся кануну: укрепление кровных уз и возникновение великих племен в северной Албании с 15 по 17 век» . Акта Хистриа . 25 (2): 349–374 [369]. дои : 10.19233/AH.2017.18 .
- ^ Мала, Мухамет (2017). «Балканы в антиосманских проектах европейских держав в 17 веке» . «Студиме Историке» (1–02): 276.
- ^ Элси 2003 , стр. 159.
- ^ Болицца, Мариано. «Санджак Шкодры (1614 г.)» - через историю Черногории.
- ^ Кулишич, Спиро (1980). Об этногенезе черногорцев (на черногорском языке). Победить. п. 41 . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ Ламбертц, Максимилиан (1959). Научная деятельность в Албании в 1957 и 1958 годах . Юго-восточные исследования. С. Хирзель. п. 408 . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ Элси 2015 , стр. 31.
- ^ Малькольм 2020 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с «Франг Барди: Паша Боснии атакует Кельменди» . Роберт Элси . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Виннифрит, Ти Джей (2021). Ничьё королевство: История Северной Албании . Эндрюс Великобритания. п. 115. ИСБН 978-1-909930-95-7 . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Франсуа Ленорман (1866). Турки и черногорцы (на французском языке). Пэрис: Дидье. стр. 124–128 . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ Лависс, Э.; Рамбо, А. (1895). Общая история с IV века до наших дней: Религиозные войны, 1559–1648 гг. (на французском языке). А.Колин. п. 2-PA894 . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Теа Перинчич Мэйхью (2008). Далмация между османским и венецианским правлением: Контадо ди Зара, 1645–1718 гг . п. 45.
- ^ Галати, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн; Тафилика, Замир (2013). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. п. 50. ISBN 978-1931745710 . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Элси 2015 , стр. 32.
- ^ Jump up to: а б Бартл, Питер (2007). Албания Сакра: отчеты о духовных посещениях из Албании . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 139. ИСБН 978-3-447-05506-2 . Проверено 18 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Мифологическая антология . Центр мифологических исследований Сербии. 2004 стр. 24, 41–45.
- ^ Гаспари, Стефано. «Стефано Гаспари: Путешествие по епархии Северной Албании» . Роберт Элси: Тексты и документы по истории Албании . Роберт Элси . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Сборник народного быта и обычаев южных славян . 1930 г. до н.э. 109.
- ^ Jump up to: а б с д Караджич . Том. 2–4. Типография Маты Йовановнич Белград. 1900 г. до н.э. 74.
Дрногоры встали на сторону турок против клеменатов и их союзников врчан20), а семьдесят два года спустя, в 1685 году, Сулейман-паше Бушатлии удалось проникнуть в Цетинье только с помощью брджян, которые враждовали с Черногорцы.*7! То же самое произошло и в 1692 году, когда Сулейман-пага вновь отправился в Цетинье, прогнал оттуда Млечичей и усмирил Черногорию, которая согласилась находиться под защитой Венецианской республики, принимая во внимание, что они не нападают на своих соплеменников, т.к. они их добыча Это была основная цель: Плаво, Гусинье и православные деревни в этих регионах больше всего пострадали от нападений.
- ^ Рекорды . Том. 13. Цетиньское историческое общество. 1940 г. до н.э. 15
марта 1688 года Сулейман-паша напал на Куче.
- ^ Малькольм, Ноэль (1998). Косово: краткая история . Макмиллан. п. 155. ИСБН 978-0-333-66612-8 . Проверено 18 ноября 2011 г.
- ^ Гротузен 1984 , с. 146 . «popoli quasi tutti latini, e di lingua Albanese e Dalmata… далматинский, то есть славянский и православный»
- ^ Малькольм 2020 , с. 33.
- ^ Мита Костич, «Восстание сербов и арбанов в Старой Сербии против турок в 1737-1739 годах и миграция в Венгрию», Научное общество Glasnik Skopje 7-8, Скопье 1929, стр. 225, 230, 234
- ^ История Албании: состояние и перспективы исследований , с. 239 (на немецком языке)
- ^ Борислав Янкулов (2003). Обзор колонизации Воеводины в XVIII и XIX веках . Нови-Сад - Панчево: Матица Сербская. п. 61.
- ^ Малькольм 2020 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , стр. 186–187.
- ^ Пирсон 2004 , с. 43.
- ^ Southeast Research, Том 59-60 , с. 149, [1] (на немецком языке)
- ^ Ндуе Бакай (Газета «Малезия») (март 2001 г.), Прек Кали восклицает: Ррнофте Шкипния, вплоть до коммунизма (на албанском языке), Shkoder.net, заархивировано из оригинала 24 декабря 2013 г. , получено 25 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Луи Мартин (2005). Касается Кали, Кельменди и Кельменди (на албанском языке). Чамадж-Пипай. п. 66. ИСБН 9789994334070 .
- ^ Элси 2001 , стр. 152.
- ^ Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. п. 31. ISBN 9781845112875 .
- ^ Петрович 1941 , с. 112.
- ^ Петрович 1941 , стр. 111–112.
- ^ Эрделянович, Йован (1907). Кучи — племя в Черногории . п. 148.
- ^ Петрович 1941 , стр. 175–176, 184.
- ^ «ГОЛОС - Интернет Голос албанцев - ПАИОНЫ ВАРДАРА МЫ НАХОДИМ КЕЛЬМЕНДАСА В ДРИНИТСКОЙ ДОЛИНЕ Миграция пайонов из озера Шкодра в долину Вардар РАМИЗ ЛУШАЙ» . www.voal-online.ch .
Источники
[ редактировать ]- Элси, Роберт (2015). Племена Албании: история, общество и культура . ИБТаурис. ISBN 978-1-78453-401-1 .
- Элси, Роберт (2003). Ранняя Албания: читатель исторических текстов, XI-XVII вв . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-04783-8 . Проверено 18 ноября 2011 г.
- Элси, Роберт (2001). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . К. Херст. ISBN 978-1-85065-570-1 . Проверено 18 ноября 2011 г.
- Гротузен, Клаус Детлев (1984). Югославия: Проблемы интеграции в прошлом и настоящем: вклад рабочей группы Юго-Восточной Европы Немецкого исследовательского фонда в V. Международный конгресс Юго-Восточной Европы Международной ассоциации исследований Южной Европы, Белград, 11.-17. Сентябрь 1984 г. [ Югославия: Проблемы интеграции в прошлом и настоящем: Предложение Рабочей группы по Юго-Восточной Европе Немецкого исследовательского фонда пятому Международному конгрессу по Юго-Восточной Европе Международной ассоциации исследований Юго-Восточной Европы, Белград, 11–17 сентября 1984 г. ] (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-27315-9 .
- Хеккар, Гиацинт (1859). «Племя Клементи». История и описание Верхней Албании или Гегарии (на французском языке). Париж: Бертран. стр. 175–197.
- Йовичевич, Андрия (1923). Малайзия . Патриот.
- Малькольм, Ноэль (2020). Повстанцы, верующие, выжившие: исследования по истории албанцев (1-е изд.). Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198857297 .
- Пирсон, Оуэн (2004). Албания в ХХ веке: история . ИБТаурис. ISBN 978-1-84511-013-0 .
- Петрович, Михаил (1941). Рыбалка в Джердапе в прошлом и в настоящем . Том. 74. Ред. Пожертвования Мих. Р. Радивоевич.
- Шкуртай, Гёвалин (2013). Идиома Кельменди [Идиома Кельменди] . Артджон Шкуртай. п. 23 . Проверено 22 марта 2020 г.
- Станоевич, Глигор; Васич, Милан (1975). История Черногории (3): с начала XVI до конца XVIII века . Титоград: Редакция истории Черногории. OCLC 799489791 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вольф, Мартина (2022). «Отгонное животноводство в Кельменде, Северная Албания: традиции, современные вызовы и устойчивое развитие» . В Бинди, Летиция (ред.). Пастбищные сообщества: скотоводство в движении и разногласия в области биокультурного наследия . Экологическая антропология и этнобиология. Том. 29. Книги Бергана. стр. 102–120. ISBN 9781800734760 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]