Jump to content

Кельменди (племя)

Кельменди — историческое албанское племя ( фис ) и регион в Малезии ( коммуна Кельменд ) и восточной Черногории (части муниципалитета Гусинье ). Он расположен в верхней долине реки Цем и ее притоков в хребте Проклятых гор Динарских Альп . Река Вермош берет начало в одноименной деревне , которая является самой северной деревней Албании. Вермош впадает в озеро Плав .

Кельменди
Гег Племя
Расположение Великое нагорье , Кельменд , Черногория , Косово , Сербия
Происходил от Клемент
Филиалы
с изображением Кельменди в Сирмии Офорт на меди Якоба Адама (1748-1811) . Возможно, это первое изображение Кельмендифиса .
Албанские байраки (1918 г.). Бериша имеет номер 16.

Кельменди упоминается еще в 14 веке, а как территориальное племя возникло в 15 веке. На Балканах он исторически широко известен своим давним сопротивлением Османской империи , а также обширными сражениями и набегами против османов, которые простирались на север до Боснии и на восток до Болгарии. К 17 веку они настолько выросли в численности и силе, что их название иногда использовалось для всех племен северной Албании и Черногории. Османы несколько раз пытались полностью изгнать их с их родной территории и насильно расселить в других местах, но община снова и снова возвращалась на свои исконные земли.

Наследие Кельменди можно найти по всему региону. Кельменди находится за долиной Цема ( Сельце , Вукель , Никч и другие), Гусинье (в частности, деревень Вусанье , Доли, Мартиновичи и собственно Гусинье) и Плава (Хакай) на востоке в Рожае и плато Пештер . В Косово потомки Кельменди проживают в основном в каньоне Ругова и западном Косово. В Черногории половина племени ( племе ) Старого Чеклина и часть Кучи , поселившегося там в XVI веке, происходят из Кельменди. Самое северное поселение от Кельменди находится в деревнях Хртковци и Никинчи в Сирмии, когда в 1737 году там поселились 1600 албанских беженцев-католиков.

Народная этимология объясняет это как Холодный Менди. Историческое происхождение топонима восходит к римскому форту Клементиана, о котором Прокопий Кесарийский упоминает в середине VI века на дороге, соединявшей Скодру и Петрицен . В качестве фамилии оно впервые появляется в 1353 году в латинском документе, в котором упоминается Dominus Georgius filius Georgii Clementi de Spasso (лорд Георгиус, сын Георгия Клементи Спасского) в северной Албании. [ 1 ]

География

[ редактировать ]
Католическая церковь в Никче .
Албанские байраки (1918 г.). Кельмендские байраки имеют номера 1–4.

Регион Кельменди расположен в округе Малеси-э-Мадхе на севере Албании, в самой северной и самой изолированной части страны. Он граничит с албанскими племенными областями Груда на западе, Хоти на юго-западе, Бога на юге, Шала на востоке и с черногорскими племенными областями Кучи и Васоевичи на севере.

Существует множество теорий о месте происхождения Кельменди. До 20 века несколько путешественников, историков и священнослужителей записали различные устные традиции и представили свои собственные интерпретации. В наше время архивные исследования обеспечили более исторически обоснованный подход. Милан Шуффле в 1920-х годах нашел первое упоминание имени Кельменди в венецианских архивах. Публикация османского дефтера санджака Скутари в 1974 году знаменует собой публикацию первых исторических записей о людях Кельменди, их антропонимии, топонимии и социальной организации.

В первые века Кельменди, в 15 и 16 веках о них упоминаются только их язык, этническая группа и религия. Как пишет католический епископ Франг Барди в своей переписке с Римской курией , они принадлежат к албанской нации, говорят по-албански, придерживаются наших святых римско-католических верований . [ 2 ] Первое сообщение о месте происхождения Кельменди принадлежит францисканскому миссионеру Бернардо да Верона, который в 1663 году писал, что комментировать происхождение Кельменди непросто, но стало привычным говорить, что они произошли из Кучи или одного из соседних племен. . . Второй комментарий о месте происхождения Кельменди содержится в 1685 году в письме католического архиепископа Петера Богдани , который пишет, что, согласно устным рассказам, прародитель Кельменди происходил из Верхней Морачи . [ 3 ]

Французский консул Гиасинте Хеккар (1814–1866) отмечал, что все кельменди ( клементи ), за исключением семей, называемых Оно, полагают, что они происходят от одного предка, Клеменса или Клемента (Кельмент или Кельменд). [ 4 ] на албанском языке). [ 5 ] Францисканский священник из Шкодры, Габриэль рассказал историю о Клеменсе, венецианце, который был священником в венецианской Далмации и Герцеговине, прежде чем нашел убежище в Албании. [ 6 ] Далее в истории говорилось, что он происходил из одной из этих двух провинций и что его встретил пастор в Триепшах . [ 6 ]

Иоганн Георг фон Хан записал наиболее распространенное устное предание о происхождении Кельменди в 1850 году. Согласно ему, богатый пастух из Триепшского района (который в прошлом административно входил в состав Кучи) нанял в качестве пастуха молодого человека, приехавшего в Триепши из неизвестный регион. У молодого человека был роман с Бумче, дочерью богатого пастуха. Когда она забеременела, они поженились, но, поскольку их роман наказывался по обычному праву, они покинули этот район и поселились на юге, в нынешнем районе Кельменди. [ 7 ] Их семеро сыновей являются историческими предками поселений Кельменди в Албании и Санджака . [ 8 ] Кола, старший — основатель Selcë . Йохан Георг фон Хан поместил поселение прародителя Кельменди в Бестане, на юге Кельменда.

Югославский антрополог Андрия Йовичевич записал несколько подобных историй об их происхождении. Одна история гласит, что основатель поселился из Лайкит-э-Хотита в Хоти и в Хоти из Фундане, деревни Лопаре в Кучи; он был расстроен из-за Хоти и Кучи и поэтому покинул эти племена. Когда он жил в Лопаре, он женился на девушке из Триепши, которая последовала за ним. Его звали Амати, а имя его жены — Бумче. По другим данным, его звали Клемент, откуда племя и получило свое название. Другая история, которую Йовичевич услышал в Сельце, заключалась в том, что основатель был из Пипери, бедняка, который работал слугой у богатого Кучи, там он согрешил с девушкой из знатной семьи и уехал через Цема . [ 9 ]

В устной традиции Бумче, жена Кельменди, происходила из братства Бекай из Триепши. [ 10 ]

Первым историческим упоминанием о Кельменди является османский дефтер санджака Скутари 1497 года, который был дополнительным реестром к реестру 1485 года. они сопротивлялись проникновению османских солдат на свои земли. [ 11 ] В нем было 152 двора в двух деревнях, разделенных на пять скотоводческих общин ( катунд ). Катунд Личени жил в селе Сельчиша , а остальные четверо (Лешовик, Мурик, Гёновик, Колемади) жили в селе Ишпая . [ 12 ] Главами пяти деревень были: Рабян, сын Коле (Личени), Мараш, сын Лазаря (Гёнович), Степан, сын Улгаша (Мурик), Луле, сын Гьерджа (Колемади). [ 12 ] Кельменди был освобожден почти от всех налогов новым центральным властям. Из пяти катунов Кельменди в четырех имя Кельменд выступает в качестве отчества (Личени, Гёновик, Лешовик, Мурик), что указывает на родственные связи между ними. Лидер Личени в Сельце Рабжан Кольского вспоминает устную традицию сына Кельменда, Кола, который основал Сельцу и у которого было три сына: Вуи , Май и Рабин Кола .

Катун, который в дефтере писался как Колемади, принадлежит историческому племени Гольджемадхи , вошедшему в состав Кельменди.

В османском реестре района Коринфа (южная Греция) есть две албанские деревни под названием Кельменди . Их названия указывают на то, что основавшие их поселенцы были выходцами из района Кельменди. [ 13 ]

Османская

[ редактировать ]
Группа кельмендинцев, 1912 год.
Горская женщина из Кельменди, 1890-е гг.

Права на самоуправление северных албанских племен, таких как кельменди и хоти, увеличились, когда их статус изменился с флоричи на дербендчи , что требовало от горных общин поддерживать и защищать сухопутные пути по всей сельской местности, которые соединяли региональные городские центры. Взамен они были освобождены от чрезвычайных налогов. «Кельменди» должны были гарантировать безопасный проход пассажиров на пути из Шкодры в западное Косово (Алтун-или) и на том, который проходил через Медун и доходил до Плава . [ 14 ] [ 12 ]

Уже в 1538 году Кельменди снова восстали против османов и, по-видимому, сделали это также в 1565 году, поскольку Кучи и Пипери также восстали. [ 15 ] [ 16 ] Дефтер 1582–1583 гг. зафиксировал нахию Клементи с двумя деревнями (Селца и Ишпая ) и 70 домохозяйствами. [ 17 ] Катунды прошлого столетия либо поселились навсегда, либо переселились в другие районы, такие как Лешовик, который двинулся на север и поселился в Кучи. [ 17 ] Таким образом, население Кельменди в 1582 году было меньше половины по сравнению с 1497 годом. Антропонимия осталась примерно такой же, как и в 1497 году, поскольку большинство имен были албанскими, а некоторые демонстрировали славянское влияние. [ 17 ] [ 18 ] В середине 1580-х годов Кельменди, похоже, перестали платить налоги османам. [ 15 ] К этому времени они постепенно стали доминировать над всей северной Албанией . [ 15 ] Они были мобильны и совершали набеги на территории сегодняшнего Косово , Боснии , Сербии и даже до Пловдива в Болгарии . [ когда? ] [ 15 ]

В венецианских документах 1609 года упоминаются кельменди, племена Дукаджинского нагорья и другие, находящиеся в конфликте с османами в течение 4 лет подряд. [ 19 ] Местные османы не смогли им противостоять и были вынуждены обратиться за помощью к боснийскому паше. [ 19 ]

Кельменди был очень известен в Европе в 17 и 18 веках из-за постоянного восстания против османов. Это привело к тому, что название Кельменди стало использоваться как синоним всех албанских и черногорских племен на османском приграничье, поскольку они были самой известной общиной этого региона для посторонних. Так, Марино Бицци (1570–1624), архиепископ Барский , пишет в 1610 году, что кельмендские народы, почти полностью латинские, говорят на албанском и далматинском языках и делятся на десять катунов: кельменди, груда, хоти, кастрати, шкрели, тузи. все латиняне и Белопавличи, Пипери, Братоносичи, это далматинцы и Кучи из из которых половина раскольники, а половина латиняне . [ 20 ]

В 1613 году османы начали поход против восставших племен Черногории. В ответ племена Васоевичи, Кучи, Белопавличи, Пипери, Кастрати, Келменди, Шкрели и Хоти образовали политический и военный союз, известный как «Союз гор» или «Албанские горы». Лидеры поклялись беса всеми силами сопротивляться любым предстоящим османским экспедициям, тем самым защищая свое самоуправление и не допуская установления власти османских спахи в северных горных районах. Их восстание носило освободительный характер. С целью избавиться от османов с албанских территорий. [ 21 ] [ 22 ] Бицци сообщил об инциденте, произошедшем в 1613 году, когда османский полководец Арслан-паша совершил набег на деревни Кельменди и начал брать пленных, пока не было достигнуто соглашение с кланами Кельменди. Согласно соглашению, Кельменди должны были сдать пятнадцать своих членов в рабство и выплатить османам дань в размере 1000 дукатов. Однако, пока Арслан-паша ждал выплаты дани, кельменди устроили засаду на часть его войск и убили около тридцати кавалеристов. После этого инцидента османские войска отступили в Герцег-Нови (Кастельнуово). [ 23 ] Мариано Болицца в своем отчете 1614 года записал «Клименти» как римскую обрядовую деревню, описав их как «неутомимый, доблестный и чрезвычайно хищный народ» со 178 домами и 650 вооруженными людьми под командованием Смаила Пренташева и Педы Суки. [ 24 ] В 1614 году они вместе с племенами Кучи , Пипери и Белопавличи направили письмо королям Испании и Франции, утверждая, что они независимы от османского владычества и не платят дань империи. [ 25 ] [ 26 ]

Столкновения с османами продолжались в течение 1630 года и достигли кульминации в 1637-38 годах, когда племя отразило 12-тысячную армию (по некоторым источникам - 30 000), которой командовал Вутси-паша из Боснийского эялета .

По словам албанского епископа Франга Барди, написанного в 1638 году, племя Кельменди очень разбогатело, нападая и крадя товары у христианских торговцев в Албании, Боснии и Сербии, убивая тех, кто им сопротивлялся. [ 27 ] После того, как купцы отправились в Константинополь, а представители местного населения Нови-Пазара и северного Косово направили прошение, чтобы пожаловаться на набеги Клеменди и попросить защиты, [ 28 ] [ 29 ] Султан приказал Вучо-паше, паше Боснии, возглавить османскую экспедицию 1638 года против Кельменди . [ 30 ]

По словам Барди, после того, как племя устроило засаду в горах и понесло тяжелые потери, османские войска вернулись в Боснию. [ 29 ] Роберт Элси называет отчет Барди «прославленным текстом о племени Кельменди». [ 29 ] Легенда о Норе Кельмендской оживет во время этой эпической битвы. [ 31 ] [ не удалось пройти проверку ]

По словам французского историка Эрнеста Лависса и Франсуа Ленормана , в 1638 году султан Мурад IV попросил Дудже-пашу, губернатора Боснии, возглавить карательную экспедицию в самый разгар зимы против Кельменди. Ослабленное голодом и лишенное боеприпасов племя заняло отчаянную оборону, скатывая с вершин гор на турецкую армию огромные глыбы скалы. Смерть их князя Вокодуда, убитого в бою, а через несколько дней и воеводы Хоташа, которого сам паша застал врасплох, взобравшись с кошками на неприступную вершину, лишила клементов лучших вождей и определила их подчинение. [ 32 ] другие лидеры Кельменди были обезглавлены османами, а их головы отправлены султану. [ 31 ]

Когда паша Герцеговины напал на город Котор в 1657 году, в этой битве также участвовали албанские племена Кельменди и Белопавличи. [ 33 ]

В Критской войне Кельменди играли тактическую роль между османами и венецианцами. [ 34 ] В 1664 году Эвлия Челеби упомянул кельмендских албанцев среди «воинов-неверных», которых он видел на венецианских кораблях в гавани Сплита . Кельменди пообещали поддержку той стороне, которая выполнит их просьбы. в 1666 году, например, некоторые из кельменди поддержали османов при условии, что они будут освобождены от уплаты дани на пять лет. Некоторые из них также приняли ислам . [ 35 ]

В 1651 году они оказали помощь армии Али-паши Ченгича , напавшей на Котор ; армия совершила набег и разрушила многие монастыри в регионе. [ 36 ] В 1658 году семь племен Кучи , Васоевичи , Братоножичи , Пипери , Кельменди, Хоти и Груда объединились с Венецианской республикой , основав так называемый «Семикратный барьяк» или «алай-барьяк» против османов. [ 37 ]

Кельменди фигурируют в отчете 1671 года, написанном апостольским посетителем Стефано Гаспари. Согласно отчету, 20 лет назад, в 1651 году, кельменди построили церковь, посвященную святому Клименту, в поселении Спейя-ди-Клементи (Ишпая), которая использовалась всей племенной общиной для посещения мессы и принятия святых причастий . Гаспари также сообщает, что кельменди в основном были сосредоточены в следующих деревнях: Моричи (Мурики) с шестью дворами и 40 жителями; Генович (Джоновик или Геновик) с семью дворами и 60 жителями; Лесович (Лешовик) с 15 дворами и 120 жителями; Мелосси с семью домохозяйствами и 40 жителями; Вукли (Вукель) с 32 дворами и 200 жителями; Рвести с шестью дворами и 30 жителями; Зекка (Зека) с семью дворами и 40 жителями; Сельза ди Клементи (Сельсе) с 28 домохозяйствами и 250 жителями; и деревни Рабиена и Раденина , в которых вместе насчитывалось 60 дворов и 400 жителей. Однако также сообщается, что кельменди пришли, чтобы занять и поглотить плато Никси (Никч) и Ройочи , ​​которые в совокупности насчитывали 112 домохозяйств и 660 жителей, после серии вторжений и нападений на местное население. [ 38 ]

В 1685 году Сулейман, санджак-бей Скутари , уничтожил отряды Баджо Пивлянина , которые поддерживали Венецию в битве при Вртиельке . [ 39 ] Сообщалось, что Сулейману помогали Брдани ( включая Кельменди). [ 36 ] ), враждовавшие с черногорскими племенами. [ 40 ] Кельменди жили за счет грабежа. Плав , Гусинье и православное население этих регионов. От нападений Кельменди больше всего пострадали [ 40 ] Кельменди также совершали набеги на район Пее , и они были там настолько сильны, что некоторые деревни и небольшие города платили им дань. [ 40 ] В марте 1688 года Сулейман напал на племя Кучи ; [ 41 ] Кучи с помощью Кельменди и Пипери дважды уничтожили армию Сулеймана, захватили Медун и заполучили в свои руки большое количество оружия и снаряжения. [ 37 ] В 1692 году Сулейман разгромил черногорцев при Цетинье, снова с помощью Брдани. [ 40 ]

В 1689 году Кельменди добровольно вступили в Императорскую армию Священной Римской империи во время кампании в Косово. Первоначально они служили Сулейману, но после переговоров с венецианским чиновником покинули ряды Османской империи. [ 42 ] В октябре 1689 года Арсений III Чарноевич вступил в союз с Габсбургами, получив титул герцога . В ноябре он встретился с Сильвио Пикколомини и поставил под свое крыло большую армию сербов, включая некоторых Кельменди. Однако Ноэль Малкольм вообще не поддерживает это заявление, поскольку он нашел источники, которые подтверждают, что Арсень III Чарноевич не встречался с генералом Пикколомини в Косово, а вместо этого это сделал Пьетер Богдани, поскольку он был там от имени армии Кельменди. Затем Габсбурги дали ему имя Патриарха Кельменди. Тем не менее, Ноэль Малькольм обсуждает это дальше и приходит к выводу, что албанцы в Косово были косоварами, однако кельменди действительно сражались в Биело-Поле, когда австрийские войска возвращались на север, и присоединились к своим войскам Габсбургам, чтобы совершать набеги на османов в их самые слабые времена. [ 43 ] [ 44 ]

Плато Пештер

В 1700 году паша Пейе Худаверди Махмут Беголли решил принять меры против продолжающихся кельмендских грабежей в западном Косово . С помощью других горных племен ему удалось заблокировать кельменди на их родине, ущелье верховья реки Цем , с трёх сторон и двинуться на них со своим войском из Гусинье , в 1702 году, заморив их голодом, он заставил большинство из них переселиться на плато Пештер . Только жителям Сельце было разрешено оставаться в своих домах. Их вождь принял ислам и пообещал обратить в него свой народ. Тогда в Пештерский район было переселено 251 домохозяйство Кельменди (1987 человек). Остальные были переселены в Гжилан , Косово . Однако пять лет спустя изгнанным Кельменди удалось пробиться обратно на родину, и в 1711 году они отправили большой рейдовый отряд, чтобы вернуть еще кого-то из Пештера. [ 35 ]

В 18 веке Хоти и Кельменди помогали Кучи и Васоевичам в битвах против османов; после той неудачной войны часть кельменди покинула свои земли. [ 45 ] После поражения в 1737 году при архиепископе Арсении IV Йовановиче Шакабенте значительное количество сербов и кельмендисов отступило на север, на территорию Габсбургов. [ 46 ] Около 1600 из них поселились в деревнях Никинчи и Хртковци , где позже приняли хорватское происхождение. [ 47 ]

Примерно в В 1897 году Бога стал полностью интегрированным байраком племени Кельменди. [ 48 ]

Современный

[ редактировать ]
Молодая присягнувшая девственница в окружении мужчин в Сельце , 1908 год.

Во время албанского восстания 1911 года 23 июня албанские соплеменники и другие революционеры собрались в Черногории и разработали Меморандум Гречи, требующий социально-политических и языковых прав албанцев, трое из подписавших которого были выходцами из Кельменди. [ 49 ] В ходе более поздних переговоров с османами соплеменникам была предоставлена ​​амнистия с обещаниями правительства построить одну-две начальные школы в нахие Кельменди и выплатить заработную плату назначенным им учителям. [ 49 ]

26 мая 1913 года 130 лидеров Груды , Хоти , Кельменди, Кастрати и Шкрели в Шкодер петицию направили Сесилу Берни против присоединения их территорий к Черногории. [ 50 ] Барон Франц Нопча в 1920 году ставит Кельменди первым из албанских кланов, наиболее часто упоминаемым из всех. [ 51 ]

К концу Второй мировой войны албанские коммунисты направили свою армию в северную Албанию, чтобы уничтожить своих соперников, националистические силы. Коммунистические силы встретили открытое сопротивление в Никай-Мертуре, Дукаджине и Кельменде, которые были антикоммунистическими. Кельменд возглавил Прек Кали . 15 января 1945 года у Тамарского моста произошел бой между 1-й албанской бригадой и силами националистов. Коммунистические силы потеряли 52 солдата, а в ответ на их возмездие около 150 человек в Кельменде были зверски убиты. [ 52 ] [ нужен лучший источник ] Их лидер Прек Кали был казнен.

Это событие стало отправной точкой других драм, произошедших во времена диктатуры Энвера Ходжи. Жестко применялась классовая борьба, отрицались свобода и права человека, Кельменд был изолирован как границей, так и отсутствием дорог в течение следующих 20 лет, сельскохозяйственный кооператив привел к экономической отсталости, жизнь превратилась в физическое уничтожение и т. д. Многие жители Кельменди бежали. , некоторые замерзли от пуль и льда при попытке пересечь границу. [ 53 ]

Традиция

[ редактировать ]
Горный перевал Кафа и Бордолечит .
Конкурс красоты Логу и Бжешке (2017)

Во время пасхальных шествий в Сельце и Вукеле кору , демона, пожирающего детей. символически сжигали [ 54 ] В святки милостыню на могилы предков возлагали . Как и в других северных албанских кланах, Канун применяется в Кельменде (обычное право) ( албанское : Кануни и Малеве ).

Кельменд

[ редактировать ]

Регион состоит из шести основных деревень: Бога , Никч , Сельце , Тамаре , Вермош и Вукель , которые являются частью муниципалитета Кельменд. Что касается исторических регионов, соседями Кельменди и Хоти являются Кучи на западе и Васоевичи на севере. В поздний османский период племя Кельменди состояло из 500 католических и 50 мусульманских семей. [ 55 ] Следующие списки представляют семьи Кельмендского района по деревням происхождения (они могут жить более чем в одной деревне):

Вермош
  • Хюсай
  • Перай
  • Али
  • Рачай
  • Лелькай
  • Лекутанай
  • свет
  • макака
  • Мифический
  • Мерначай
  • Начай
  • Мираж
  • перистый
  • Прельжокаж (также Тинаж )
  • बुजाज
  • Сельманай
  • Вырезать
  • Вукай
  • Беспощадный
  • Вушай
Вукель
  • Черное и белое
  • Пепушай
  • вукель
  • Нилай
  • Вучиная
  • Вучай
  • Мирукас
  • Гиколли
  • Дрежай
  • мартини
  • Другие
  • Если бы только
  • Денве
  • Ничего
  • Каябеголли
Ничего
  • Delaj
  • смайлик
  • Слишком далеко
  • Никчи
  • Рукай
  • Позолоченный день
  • приквелы
  • Ну давай же
  • Нисколько
  • пьянящий
  • Волк
  • Алиджадж
  • Хутай
  • Бикай [ 53 ]
  • Бакай
Тамара
  • Рукай
  • Мерначай
  • Лелькай
  • Вукай
  • Ждать
  • таты
  • Лелькай
Сельдерей
  • свет
  • Мираж
  • Тинадж
  • Мерначай
  • Вушай
  • перистый
  • Вукай
  • बुजाज
  • Хюсай
  • Мифический
  • Такой

Черногория

[ редактировать ]
Плав-Гусинье
  • Ахметай или Ахметович и Вусанье . Они происходят от некоего Ахмета Никая, сына Ники Нррелая и внука Нррела Балая, и родом из Вукеля на севере Албании.
  • Бакаж
  • Балай (Балич), в Грнчаре . Иммигрировал в Плав-Гусинье в 1698 году из деревни Вукель или Сельце на севере Албании и в том же году принял ислам. Ближайшие родственники клана — Балидемай. Легенда гласит, что кланы Баладж, Балидемай и Вукель произошли от трех братьев. Однако член клана Вукель женился на члене клана Балич, что позже привело к разрыву отношений с кланом Вукель.
  • Балидемай (Bal(j)idemai/Balidemic), в Мартиновичах . Эта ветвь клана оставалась католической на протяжении трех поколений, пока правнук Мартина не принял ислам, взяв имя Омер. С тех пор семья стала известна как Омерадж. До недавнего времени имя семьи было изменено на Балидемай, в честь Бали Дема, командующего армией в битве при Новшиче (1789 г.). Ближайшие родственники клана — Балайт. Легенда гласит, что кланы Баладж, Балидемай и Вукель произошли от трех братьев.
  • Брусай, они являются потомками албанца-католика по имени Бруч Нррелай, сына Нррела Балая, и родом из Вукеля на севере Албании.
  • Какай
  • Канай, в деревнях Богаичи , Вишнево и Джуричка Риека . Иммигрировал в Плав-Гусинье в 1698 году из деревни Вукель на севере Албании и в том же году принял ислам.
  • Челай, в селах Вушанье и Войно Село . Утверждает, что происходит от Нррела Баладжа. Семья Никча является частью Челаджа.
  • Дедушай, в Вусанье. Они являются потомками албанца-католика по имени Дед (Дедуш) Баладж, сына Нррела Баладжа, и родом из Вукеля на севере Албании.
  • Бериша
  • Хак и хакинг .
  • Хасилович, в Богаиче.
  • Гочай и Вусанье.
  • Гёнбалай из Вусанье с родственниками в Войно Селе. Их предок, албанец-католик по имени Гьон Баладж, иммигрировал со своими сыновьями: Балой, Асланом, Тучой и Хасаном; вместе со своим братом Нррелом и его детьми: Никой, Дедом (Дедуш), Станишей, Бручем и Вуком из деревни Вукель на севере Албании в деревню Вусанье/Вутай в конце 17 века. По прибытии Гьон и его потомки поселились в деревне Вусанье/Вутхай, приняли ислам и были известны как Гьонбаладж. Среди родственников Ахметайт, Брусайт, Челайт, Гочай, Лекайт, Селимайт, Косайт, Улайт, Вучетайт.
  • Кукай и Вусанье
  • Лечай, в Мартиновичах. Они родом из Вукеля на севере Албании.
  • Лекай, в Горне Ржанице и Войно Селе. Они родом из Вукеля на севере Албании. Они являются потомками некоего Леке Преташи Никая.
  • Мартини, в Мартиновичи, ГусиньеМартиновичи . Одноименный основатель, албанец-католик по имени Мартин, иммигрировал в деревню Трепча в конце 17 века из Сельце.
    • Хасанджекай, Мартиновичи, ГусиньеМартиновичи . Они происходят от Хасана Гьекая из Вукеля, мусульманина из клана Мартини.
    • Прелвукай и Мартиновичи. Они происходят от Преле Вука из Вукеля из клана Мартини.
  • Мусай иммигрировал в Плав-Гусинье в 1698 году из деревни Вукель на севере Албании и в том же году принял ислам.
  • новые
  • Пепай, в Пепичи
  • Рекай из Богаичи иммигрировал в Плав-Гусинье около 1858 года.
  • Ругова, в Вишнево, у родственников в Войно Селе и Бабино Поле. Они происходят из клана Кельменд из Руговы в Косово.
  • Косай/Кося (Чосай/Чосович) и Вусанье. Они являются потомками некоего Косы Станишая, сына Станиши Нррелая, родом из Вукеля на севере Албании.
  • Селимай,
  • Смайич, в Новшичи .
  • Улай, в Вусанье. Они родом из Вукеля на севере Албании. Они потомки некоего Уле Никая, сына Ники Нррелая.
  • Вукель, в Доле . Они иммигрировали в Гусинье в 1675 году из деревни Вукель на севере Албании. Некий бек из рода Шабанагич подарил роду деревню Доли. Кроме того, они являются предками братства Шала в Ругове.
  • Вучетай (Вучетай/Вучетович) и Вусанье. Они родом из Вукеля на севере Албании. Они являются потомками некоего Вучете Никая, сына Ники Нрреладжа.
  • Зейнелович в Гусинье, устная традиция показывает, что большая часть Зейнеловича мигрировала на восток, в Рожае и Крушево.
Скадарская Краина и Шестани
  • Дабович, в Гурезе, Ливари и Горни Шестани. Можно найти в Шкодере. Их родственники — клан Лукич в Краине.
  • Лукич - связан с кланом Дабовичей в Краине.
  • Радовичи, в Загонье.
В другом месте

Семьи Добановичи, Поповичи и Перовичи в Сеоке в Црмнице родом из Кельменда. [ 56 ] Другие семьи родом из Кельменда включают Муйзичи в Кирьяне, Джаферовичи в Бесе , а также Веловичи, Оджичи и Сельмановичи в Дони Муричи. [ 57 ] Семьи Мари и Горвоки, составляющие основной элемент Кочи братства Кучи , родом из Вукеля. [ 58 ]

В Ругове , Косово , большая часть современного албанского населения происходит из кельменди. Кельмендские фисы в Ругове также включают иммигрантские семьи Шкрели, Кастрати и Шала, но позже подтверждается, что братство Шала не имеет отношения к этому племени, на самом деле они произошли от братства Вукель. Ряд семей кельмендского происхождения также проживают в Призрене и Липьяне . Старейшие семьи Кельменди в Ругове, Лайки, заявляют о своем происхождении от ника, поселившегося там. [ 59 ]

Известные люди

[ редактировать ]
Вождь Кельменди Прек Кали (1872–1945).
По рождению
  • Прек Кали (1872–1945), вождь Кельменди, лидер повстанцев, партизан времен Второй мировой войны. Родился в Вермоше.
  • Нора Кельмендская (17 век), легендарная женщина-воин.
По происхождению
  1. ^ Милан Шуффле (2000). Избранные политические сочинения . Матица хорватская. п. 136. ИСБН  9789531502573 . Проверено 20 марта 2020 г.
  2. ^ Зампути, Инджак (1963). Переписка о положении в северной и центральной Албании в 17 веке (1634-1650) . Университет Тираны. п. 161 . Проверено 17 марта 2020 г.
  3. ^ Укгджини, Нике (1999). «Краткая историческая справка о племени Кельменди» . Журнал Феникса . Проверено 22 марта 2020 г.
  4. ^ Элси 2015 , с. [ нужна страница ] .
  5. ^ Хеккард 1859 , с. 177.
  6. ^ Jump up to: а б Хеккард 1859 , с. 178.
  7. ^ фон Хан, Иоганн Джордж; Элси, Роберт (2015). Открытие Албании: путевые заметки и антропология в девятнадцатом веке . ИБ Таурис. стр. 100-1 120–22. ISBN  978-1784532925 .
  8. ^ Сантаяна, Мануэль Браун; Пьерони, Андреа; Пури, Раджиндра К. (01 мая 2010 г.). Этноботаника в Новой Европе: люди, здоровье и ресурсы диких растений . Книги Бергана. п. 21. ISBN  978-1-84545-456-2 . Проверено 18 ноября 2011 г.
  9. ^ Йовичевич 1923 , стр. 60–61.
  10. ^ Шити, Никола. «Предки Кельменди происходили из Триеши» (PDF) . Зани и Малесия [Голос Малезии] . Проверено 19 марта 2020 г.
  11. ^ Пулаха, Селами (1974). Записная книжка Санджака Шкодерского 1485 года . Академия наук Албании. стр. 431–434 . Проверено 28 января 2020 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Пулаха, Селами (1975). «Вклад в изучение сельских поселений и формирования племен Северной Албании в XV веке » Исторические исследования . 12 :102 . Проверено 30 января 2020 г.
  13. ^ Махиэль, Киль (2016). «Коринф в период Османской империи (1458–1687 и 1715–1821 гг.)» . Шдет . 3 (3). дои : 10.36816/шедет.003.05 . S2CID   211648429 .
  14. ^ Кола, Азета (2017). «ОТ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СЕРЕНИСИМА ДО САМОРЕГУЛИРУЕМОГО КАНУНА: УКРЕПЛЕНИЕ КРОВНЫХ УЗ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЕЛИКИХ ПЛЕМЕН В СЕВЕРНОЙ АЛБАНИИ С 15 ПО 17 ВЕКИ» (PDF) . Акта Хистриа . 25 (25–2): 361–362. дои : 10.19233/AH.2017.18 . Проверено 1 февраля 2020 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д Элси 2015 , стр. 28.
  16. ^ Станоевич и Васич 1975 , с. 97.
  17. ^ Jump up to: а б с Пулаха, Селами (1972). «Албанский элемент ввиду антропонимии санджака Шкодры [Албанский элемент ввиду антропонимии санджака Шкодры]» . Исторические исследования : 92 . Проверено 18 марта 2020 г.
  18. ^ Васич, Милан (1991), «Этнические отношения в районе югославско-албанской границы согласно переписному регистру Санджак-Скадарского 1582/83 года» , Население славянского происхождения в Албании: материалы международного научного совещания, состоявшегося в Цетинье 21 , 22 и 23 июня 1990 г. (на сербско-хорватском языке), OCLC   29549273.
  19. ^ Jump up to: а б Станоевич и Васич 1975 , с. 98.
  20. ^ Февраль 2013 г. , с. 23.
  21. ^ Кола, Азета (январь 2017 г.). «От централизации Светлости к саморегулирующемуся кануну: укрепление кровных уз и возникновение великих племен в северной Албании с 15 по 17 век» . Акта Хистриа . 25 (2): 349–374 [369]. дои : 10.19233/AH.2017.18 .
  22. ^ Мала, Мухамет (2017). «Балканы в антиосманских проектах европейских держав в 17 веке» . «Студиме Историке» (1–02): 276.
  23. ^ Элси 2003 , стр. 159.
  24. ^ Болицца, Мариано. «Санджак Шкодры (1614 г.)» - через историю Черногории.
  25. ^ Кулишич, Спиро (1980). Об этногенезе черногорцев (на черногорском языке). Победить. п. 41 . Проверено 19 ноября 2011 г.
  26. ^ Ламбертц, Максимилиан (1959). Научная деятельность в Албании в 1957 и 1958 годах . Юго-восточные исследования. С. Хирзель. п. 408 . Проверено 19 ноября 2011 г.
  27. ^ Элси 2015 , стр. 31.
  28. ^ Малькольм 2020 , с. 32.
  29. ^ Jump up to: а б с «Франг Барди: Паша Боснии атакует Кельменди» . Роберт Элси . Проверено 15 сентября 2023 г.
  30. ^ Виннифрит, Ти Джей (2021). Ничьё королевство: История Северной Албании . Эндрюс Великобритания. п. 115. ИСБН  978-1-909930-95-7 . Проверено 15 сентября 2023 г.
  31. ^ Jump up to: а б Франсуа Ленорман (1866). Турки и черногорцы (на французском языке). Пэрис: Дидье. стр. 124–128 . Проверено 19 ноября 2013 г.
  32. ^ Лависс, Э.; Рамбо, А. (1895). Общая история с IV века до наших дней: Религиозные войны, 1559–1648 гг. (на французском языке). А.Колин. п. 2-PA894 . Проверено 17 сентября 2023 г.
  33. ^ Теа Перинчич Мэйхью (2008). Далмация между османским и венецианским правлением: Контадо ди Зара, 1645–1718 гг . п. 45.
  34. ^ Галати, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн; Тафилика, Замир (2013). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. п. 50. ISBN  978-1931745710 . Проверено 3 февраля 2020 г. .
  35. ^ Jump up to: а б Элси 2015 , стр. 32.
  36. ^ Jump up to: а б Бартл, Питер (2007). Албания Сакра: отчеты о духовных посещениях из Албании . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 139. ИСБН  978-3-447-05506-2 . Проверено 18 ноября 2011 г.
  37. ^ Jump up to: а б Мифологическая антология . Центр мифологических исследований Сербии. 2004 стр. 24, 41–45.
  38. ^ Гаспари, Стефано. «Стефано Гаспари: Путешествие по епархии Северной Албании» . Роберт Элси: Тексты и документы по истории Албании . Роберт Элси . Проверено 21 июля 2022 г.
  39. ^ Сборник народного быта и обычаев южных славян . 1930 г. до н.э. 109.
  40. ^ Jump up to: а б с д Караджич . Том. 2–4. Типография Маты Йовановнич Белград. 1900 г. до н.э. 74. Дрногоры встали на сторону турок против клеменатов и их союзников врчан20), а семьдесят два года спустя, в 1685 году, Сулейман-паше Бушатлии удалось проникнуть в Цетинье только с помощью брджян, которые враждовали с Черногорцы.*7! То же самое произошло и в 1692 году, когда Сулейман-пага вновь отправился в Цетинье, прогнал оттуда Млечичей и усмирил Черногорию, которая согласилась находиться под защитой Венецианской республики, принимая во внимание, что они не нападают на своих соплеменников, т.к. они их добыча Это была основная цель: Плаво, Гусинье и православные деревни в этих регионах больше всего пострадали от нападений.
  41. ^ Рекорды . Том. 13. Цетиньское историческое общество. 1940 г. до н.э. 15 марта 1688 года Сулейман-паша напал на Куче.
  42. ^ Малькольм, Ноэль (1998). Косово: краткая история . Макмиллан. п. 155. ИСБН  978-0-333-66612-8 . Проверено 18 ноября 2011 г.
  43. ^ Гротузен 1984 , с. 146 . «popoli quasi tutti latini, e di lingua Albanese e Dalmata… далматинский, то есть славянский и православный»
  44. ^ Малькольм 2020 , с. 33.
  45. ^ Мита Костич, «Восстание сербов и арбанов в Старой Сербии против турок в 1737-1739 годах и миграция в Венгрию», Научное общество Glasnik Skopje 7-8, Скопье 1929, стр. 225, 230, 234
  46. ^ История Албании: состояние и перспективы исследований , с. 239 (на немецком языке)
  47. ^ Борислав Янкулов (2003). Обзор колонизации Воеводины в XVIII и XIX веках . Нови-Сад - Панчево: Матица Сербская. п. 61.
  48. ^ Малькольм 2020 , с. 27.
  49. ^ Jump up to: а б Гаврич 2006 , стр. 186–187.
  50. ^ Пирсон 2004 , с. 43.
  51. ^ Southeast Research, Том 59-60 , с. 149, [1] (на немецком языке)
  52. ^ Ндуе Бакай (Газета «Малезия») (март 2001 г.), Прек Кали восклицает: Ррнофте Шкипния, вплоть до коммунизма (на албанском языке), Shkoder.net, заархивировано из оригинала 24 декабря 2013 г. , получено 25 декабря 2013 г.
  53. ^ Jump up to: а б Луи Мартин (2005). Касается Кали, Кельменди и Кельменди (на албанском языке). Чамадж-Пипай. п. 66. ИСБН  9789994334070 .
  54. ^ Элси 2001 , стр. 152.
  55. ^ Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. п. 31. ISBN  9781845112875 .
  56. ^ Петрович 1941 , с. 112.
  57. ^ Петрович 1941 , стр. 111–112.
  58. ^ Эрделянович, Йован (1907). Кучи — племя в Черногории . п. 148.
  59. ^ Петрович 1941 , стр. 175–176, 184.
  60. ^ «ГОЛОС - Интернет Голос албанцев - ПАИОНЫ ВАРДАРА МЫ НАХОДИМ КЕЛЬМЕНДАСА В ДРИНИТСКОЙ ДОЛИНЕ Миграция пайонов из озера Шкодра в долину Вардар РАМИЗ ЛУШАЙ» . www.voal-online.ch .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4a3398e93898d88b12537e5aa5a9ad4__1722900480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/d4/e4a3398e93898d88b12537e5aa5a9ad4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kelmendi (tribe) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)