феска
Келеше кылат также известный как плис и , , [1] белая фетровая тюбетейка без полей, которую традиционно носят албанцы . Он распространился по населенным албанцами территориям и сегодня является частью традиционного костюма албанцев . Высота и форма шляпки варьируются от региона к региону.
Этимология
[ редактировать ]На албанском языке: деф. син. ячейка или плиси , неопределен. пл. клетка или складка , определение. пл. ячейки или складки .
Слово келеше происходит от албанского слова, обозначающего шерсть ( леш ). [2] По мнению Владимира Орла , слово plis происходит от протоалбанского * p(i)litja , родственного древневерхненемецкому filiz id., латинскому pellis id. и греческое πῖλος pilos id., праславянское *pьlsть id.; [3] по мнению Михаэля Дризена, орловская реконструкция протоалбанского * p(i)litja неверна. [4]
Процесс
[ редактировать ]Есть много способов сделать келеше , но его всегда делают вручную. Самый распространенный способ в Косово — натирание шерсти мылом. На базаре в Круе для его изготовления сначала берут небольшой кусок шерсти, который кладут на стол. Затем с помощью инструмента, похожего на лук, бьют по шерсти, забивая по струне камень или прочный кусок дерева. Шерсть взбивают и сжимают до тех пор, пока пряди шерсти не завяжутся друг вокруг друга. Наконец, он стирается и дает усадку.
Затем на нее несколько раз нажимают плоским деревянным инструментом, пока шерсть не станет совершенно плоской и гладкой. Затем его запечатывают в плющитель на 24 часа и замачивают в горячей воде с солью. Шапка изготовлена из двух готовых, расплющенных и спрессованных шерстяных ниток. Углы удаляются, придавая круглую форму. После этого в качестве заменителя клея добавляется мыло, чтобы волокна оставались гладкими, пока оба куска шерсти трут друг о друга. Затем его промывают и отбивают для укрепления ткани, и кладут на деревянную модель.Форма келеше определяется деревянной моделью, на которой ее оставляют сохнуть, а затем снова натирают мылом, чтобы зафиксировать форму. Шерсть разглаживается бритвой. сильно трут деревянным инструментом Наконец, келеше . [5] [6] [7]
История
[ редактировать ]Албанское келеше сохранилось с иллирийских времен. [8] [9] [10]
Иллирийская полусферическая шапка датируется железным веком, встречается как в мужских, так и в женских могилах, поэтому можно предположить, что ее носили как мужчины, так и женщины. На памятнике иллирийского времени, найденном в Зенице, изображена шапка в форме калоты, очень похожая на келеше . Албанско-иллирийская шапка была классифицирована в более широкой и общей средиземноморской системе на основе иллюстраций на ситулах и поясных пластинах позднего железного века в Северной Италии и Южных Альпах . Встречаются также фигурки с полусферическим головным убором с небольшим шипом. Носящие такие кепки изображены с сельскохозяйственными инструментами, что позволяет считать их сельскими жителями. [11] Кроме того, на памятниках 2-го и 3-го веков нашей эры из Боснии иллирийцы, находившиеся под властью Рима, изображены с похожими по форме кепками. [12] Такие шапки отсутствуют в восточной половине Балкан, в Паннонско - Карпатском регионе и в Восточной Европе. [12]
В латинском словаре 1542 года De revestiaria libellus, ex Bayfio excerptus албанская шляпа приравнивалась к кырбасии и описывалась как «высокий пилеус [шляпа] в форме конуса» ( pileus altus in speciem coni eductus ). [13] Раннее изображение полусферического келеше можно увидеть на Иоганна Теодора де Бри изображении Моиси Големи 1596 года, однако существуют более ранние итальянские документы и документы, изображающие албанцев, носивших келеше из более ранних веков. [14] Нопча также утверждает, что он мог быть красного цвета. В течение 17-19 веков описания и образы неуклонно множились, изображая его как обычный албанский головной убор, поскольку он становился все более распространенным и легкодоступным для ношения. Белый вариант стал самым популярным и, наконец, был объявлен особым албанским национальным костюмом в эпоху албанского Возрождения .
В 18-19 веках келеше стало популярно изображаться на картинах с изображением Арнаута , такие художники, как Жан-Леон Жером , Шарль Барг и Мари-Габриэль-Флоран-Огюст де Шуазель-Гуффье, рисовали албанских подданных Османской империи с помощью келеше , как разнообразное представление Востока . Его небрежно изображали в формальной обстановке, например, в «Албанском браке» Жана Пьера Луи Лорана Уэля в 1785 году, где священник изображен с келеше .
В 19-20 веках албанологи начали фотографировать албанские национальные одежды, многие из которых включали келеше . Франца Нопца фон Фельсо-Силваса несколько раз фотографировали в головном уборе. Затем он стал популярным головным убором для албанских солдат во время битвы за независимость. Шота Галица , Иса Болетини и Азем Галица изображены носящими келеше во время сражений с итальянскими, турецкими, греческими, сербскими и черногорскими войсками во время раздела Албании . Келеше и являлось частью официальной униформы дивизии Ваффен-СС «Скандербег» Албанского легиона . [15] [16]
Обзор
[ редактировать ]Кепка — часть традиционного костюма албанских горцев. [17] [18] и считается национальным символом среди большого числа албанских общин. [19] В период Османской империи шляпа в виде фески белого цвета была характерным национальным головным убором албанцев, особенно албанцев-мусульман. [1] [20]
В высокогорьях северной Албании форма полусферическая , а в Кукесе — усеченная. [21] [ нужен лучший источник ] В южной Албании шапка выше, чем в северной Албании, особенно в регионах Гирокастра и Влёра , за исключением региона низких равнин Мизеке . В некоторых районах южной Албании колпачок имеет небольшой выступ. Шапка сделана из цельного куска шерстяного фетра , обычно белого цвета, который повторяет форму головы. [21] [ нужен лучший источник ]
Кепку используют мужчины во время традиционных свадеб Тиранского региона . [22]
Галерея
[ редактировать ]- Полусферический тип клеток .
- Плосковершинная клетка типа фески .
- полусферической, овальной и плосковерхой формы Келеше .
- Мастер по изготовлению войлоков.
- Моиси Големи , гравюра Иоганна Теодора де Бри , 1596 год.
- Албанское музыкальное трио полусферического типа келеше , район Хас .
- Изо-полифонический ансамбль Grupi Argjiro в высоких келешах с небольшим выступом наверху, Гирокастра
- Албанские певцы с плоским верхом типа келеше , скрапар .
См. также
[ редактировать ]- Культура Албании
- Список головных уборов и головных уборов
- Пилеус
- Лаббаде , аналогичный головной убор ливанского происхождения.
- Албанская кожаная обувь типа мокасин.
- Традиционная одежда Косово
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ди Монако, Флориндо (1999). Мир причесок: маршрут, позволяющий открыть сто тысяч идей и загадок, которые открываются каждый день . Итальянские научные издания. п. 354. ИСБН 9788881145300 . «Албанцы, частично исповедующие мусульманство, сохранили характерную белую феску (кылаф или келеше) с очень длительного периода турецкого господства, аутентичный национальный головной убор, высота которого варьируется от региона к региону».
- ^ Владимир Орел (1998). Албанский этимологический словарь . Академический паб «Брилл». п. 219. ИСБН 9004110240 .
- ^ Владимир Орел (1998). Албанский этимологический словарь . Академический паб «Брилл». п. 334. ИСБН 9004110240 .
- ^ К. Дриссен, Майкл (2004). «К индоевропейскому термину «войлок» » . Журнал индоевропейских исследований : 32. ISBN. 9780941694872 .
Альб. plis недавно получил этимологию Орла (1998:334), который реконструирует *p(i)litja-, который он соединяет с лат. pellis 'шкура, мех', пслав. *pblstb 'войлок' и гр. 'πίλος'. Не очень понятно, что он имеет в виду под реконструкцией *p(i)litja-. Преформа *pilitja- с элементом *pil- предполагаемого *pil-so- явно неверна. Прежде всего, элемент *pil-(s-) «войлок», как утверждалось ранее, вероятно, не существует. Во-вторых, интервокальный *l развивается в албанский ll (Pedersen 1895:535-536). Поэтому можно было бы ожидать *pllis.
- ^ «Албанская ГОРНАЯ ЕДА в замке Круя !! БАЗАР Покупки для Келеше | Круя, Албания» . Ютуб . 10 сентября 2020 г.
- ^ «Отчет А1 – Клетка выживает сквозь века» . Ютуб . 3 декабря 2014 г.
- ^ Глойер, Джиллиан (2012). Брэдт Албания (английский). Брэдт Путеводители. стр. 49. ISBN 978-1-84162-387-0 .
- ^ Стипчевич 1977 , с. 89: «Принято считать, и это справедливо, что современная албанская шапка произошла непосредственно от аналогичной шапки, которую носили иллирийцы».
- ^ Albanologiques Recherches: Folklore et ethnologie . Албанологический институт Приштины. 1982. с. 52 . Проверено 14 апреля 2013 г.
В структуру одежды с иллирийским влиянием, задокументированную до сих пор, входят тирки, складка, полусферическая белая виолончель, гочхуфи-гезофи и т. д.
- ^ Шуберт 1993 , стр. 340, 342.
- ^ Шуберт 1993 , стр. 340.
- ^ Перейти обратно: а б Шуберт 1993 , стр. 342.
- ^ Бернис 1972 , с. 706: «Латинский словарь BAYFIO. «De revestiaria», изданный в Париже в 1542 году, представляет собой интересное свидетельство того факта, что жители Запада считали албанскую шляпу высокой шляпой. В этом словаре «кибария» [кирбасия] описывается как Албанская шляпа или как «pileus altus in speciem coni eductus».
- ^ ↑ Нопча 1925: Франц Барон Нопча: Албания: Здания, костюмы и устройства северной Албании. Берлин; Лейпциг: Вальтер де Грюйтер. 1925.
- ^ Кейн 2014 , с. 288.
- ^ Томас и Бабак 2012 .
- ^ Андромаки Джерджи (2004). Албанские костюмы на протяжении веков: происхождение, виды, эволюция . акад. наук Албании, Ин-т. народной культуры. ISBN 978-99943-614-4-1 .
- ^ Ричард С. Холл (9 октября 2014 г.). Война на Балканах: энциклопедическая история от падения Османской империи до распада Югославии . АВС-КЛИО. стр. 288–. ISBN 978-1-61069-031-7 .
- ^ Джергджи, 2004, с. 166: «До сих пор многие зоны плато Дукаджин в Косово и различные зоны, населенные албанцами в Черногории и Македонии, сохранили свои народные костюмы или какой-либо выразительный элемент костюма, например, белую «келеше» (войлочную шапку без полей), считающуюся как символ своей национальности».
- ^ Стипчевич 1977 , с. 89: «Среди различных шапок, которые носили иллирийцы, можно выделить четыре разных типа. На памятнике из Зеницы можно увидеть более распространенный тип тюбетейки. Принципиально она не отличается от современной маленькой белой албанской фески. известный как келеше».
- ^ Перейти обратно: а б Нагель (1990). Албания . Издательство Нагель. п. 62. ИСБН 978-2-8263-0827-0 . Проверено 14 апреля 2013 г.
Келеше, белая фетровая шапка, которую носили мужчины, была характерным албанским типом головного убора как внутри страны, так и за ее пределами» [...] «У горных народов севера она имела полусферическую форму; у Кукеса в форме усеченного конуса
- ^ Вакарри, Сабина (2010). «ТРАДИЦИОННОСТЬ И НОВИНКА НА СВАДЬБЕ В ТИРАНЕ» . Альбанологические исследования - Серия «Фольклор и этнология» (40): 313–322.
Библиография
[ редактировать ]- Бернис, Кармен (1972). «Обмены в эпоху Возрождения между испанской модой и модой Центральной и Восточной Европы (Венгерской, албанской и турецкой)». В Роше, Дьёрдь (ред.). Материалы XXII Международного конгресса истории искусств, Будапешт, 1969: Общая эволюция и региональные события в истории искусства (на французском языке). Полет. 1. Академический Киадо . п. 706.
- Кейн, Роберт Б. (2014). «Дивизия СС «Скандербег». Ин Холл, Ричард К. (ред.). Война на Балканах: энциклопедическая история от падения Османской империи до распада Югославии . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-61069-031-7 .
- Шуберт, Габриэлла (1993). Одежда как знак: Головные уборы в Дунайско-Балканском регионе . Харрасовиц. ISBN 9783447034050 .
- Стипчевич, Александр (1977). Иллирийцы: история и культура . Серия «История и культура». Нойес Пресс. ISBN 0815550529 .
- Томас, Найджел; Бабач, Душан (2012). Армии на Балканах — 1914-18 . Великобритания: Издательство Bloomsbury. ISBN 9781780967356 .