Паранджа


Часть серии о |
Исламское женское платье |
---|
Типы |
Практика и законодательство по странам |
Концепции |
Другой |
Паранджа / ˈ p æ r ˌ n dʒ ɑː / , паранджи или фаранджи ə [1] (от арабского : фаранджия , латинизированное : фаранджийа ; [2] Таджикский : فرنجی , фаранҷӣ , фаранчи ; Узбекский : паранджи ; русское : паранджа , латинизированное : паранджа ) — традиционный среднеазиатский халат для женщин и девушек, закрывающий голову и тело. [3] [1] По-арабски она также известна как « паранджа ». По основному стилю и функциям он похож на другие региональные стили, такие как афганский чадари. Часть, закрывающая лицо, известная как чачван ( узбекский : чачвон ; русский : чачван ) или чашмбанд ( таджикский : چشمبند , чашмбанд , кашманд ), была тяжелой по весу и делалась из конского волоса. Особенно оно было распространено среди городских узбеков и таджиков . [4] [5] но жители горных районов Таджикистана его обычно не носили. [1] Его носили и во времена правления Шейбанидов ( ок. 1510–1600). [6]
В 1800-х годах таджикские и узбекские мусульманки были обязаны носить паранжу, когда находились вне дома. [7] Паранджи и чачвон были к 1917 году распространены среди городских узбечек южных речных бассейнов. В сельской местности его носили реже, а в кочевой степи – почти совсем. [8]
Один исторический отчет о парандже принадлежит лорду Керзону , который путешествовал в Бухару в 1886 году. [9] За время своего пребывания там он ни разу не видел женщин в возрасте от 10 до 50 лет, поскольку все они были скрыты. Тяжелые черные вуали из конского волоса были «слишком плохи и грубы для сейва», женщины, идущие в свободно завернутых синих платьях с заколотыми пустыми рукавами, могли быть «приняты за бродящую одежду», а их ноги закрывали большие кожаные сапоги. [10] [11] [12] [13] [14] Керзон отмечал, что «дамы знатного и хорошего характера никогда не осмеливаются показаться в каком-либо общественном месте или на базаре». Он осудил это как своего рода тиранию, преувеличенное и ошибочное представление о морали, встречающееся повсюду на Востоке, но нигде не столь бросающееся в глаза, как в Бухаре. [15] [16]
В начале существования Советского Союза под руководством Ленина, после России в Октябрьской революции , которая привела к государственному атеизму , советские чиновники принимали покрытых женщин, поскольку мусульмане рассматривались как союзники первых коммунистов России против старого режима и Русской Православной Церкви. Однако позже, при Сталине, Советы стремились не поощрять или запретить ношение чадры и паранджи. [17] [18] Открытие Советами (ССР) называлось худжумом в Узбекской Советской Социалистической Республике . [19] Когда советские коммунисты установили контроль над Средней Азией, чачваны и паранджи были запрещены. [20] [21] Паранджи были сожжены по приказу коммунистов, отстаивавших доктрину марксистско-ленинского атеизма . [22] В 1920-е годы правительство «привезло банды воинствующих молодых атеистов в Среднюю Азию , которые физически нападали на женщин, часто срывая вуаль с их лиц на улицах Ташкента, Самарканда и других городов». [23] Однако некоторые мусульманки, носившие чадру, в ответ убили женщин, которых послали снять чадру. [24] Некоторые узбеки яростно выступали против кампании против паранджи, детских браков и многоженства, начатой Советским Союзом. [25]
После распада Советского Союза президент Таджикистана Эмомали заявил, что чадра не является частью таджикской культуры. [26] Фата подверглась нападкам со стороны правительства президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева . [27] [28] [29] Сейчас в Центральной Азии их носят редко, а большинство набожных мусульманок предпочитают хиджаб или хиджаб.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Камолудин Абдуллаев; Шахрам Акбарзахе (27 апреля 2010 г.). Исторический словарь Таджикистана . Пугало Пресс. стр. 129–. ISBN 978-0-8108-6061-2 .
Фаранджи (Паранджа). (...) [Этот] термин (...) используется для обозначения плаща, предназначенного для покрытия головы, лица и тела таджикских женщин. Традиционный таджикский фаранджи представляет собой легкий халат из шелка или хлопка с рудиментарными рукавами сзади, украшенный вышивкой, кистями, пуговицами или другими украшениями. Фаранджи сочетается с вуалью из тяжелого конского волоса, которая скрывает лицо женщины. До советского периода женщины и девушки были обязаны носить фаранджи поверх головы, выходя из дома. Эта одежда была популярна среди (...) женщин городского Севера Таджикистана (в первую очередь Ферганской, Бухарской и Самаркандской областей); женщины в горных районах Таджикистана, в том числе в Бадахшоне, не были знакомы с фаранджи и никогда не закрывали лица.
- ^ "Словарь исламизмов" . Словарь исламизмов . Archived из original на 11 марта 2018 . Retrieved 24 апреля 2018 .
- ^ Ахмад Хасан Дани; Вадим Михайлович Массон; ЮНЕСКО (1 января 2003 г.). История цивилизаций Центральной Азии: Развитие в контрасте: с XVI до середины XIX века . ЮНЕСКО. стр. 357–. ISBN 978-92-3-103876-1 .
- ^ «Традиционный костюм узбекских женщин конца 19-20 веков Хорезма - Санат - Архив журнала Санат» . sanat.orexca.com . Архивировано из оригинала 12 октября 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ http://www.каракалпак [ постоянная мертвая ссылка ] . com/jegde.html
- ^ «Из истории эволюции узбекского национального костюма - Санъат - Архив журнала Санъат» . sanat.orexca.com . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ «История моды мусульманских женщин Азии» . www.aquila-style.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Нортроп 2001 , с. 198
- ^ «Вуаль женская (чачван), петлевой конструкции, конский волос/хлопок, неизвестная изготовитель (цыганка-кочевница), Русский Туркестан, ок. 1900 г.» . www.powerhousemuseum.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ «Бухара – Запретный город» . евразия.путешествие . Архивировано из оригинала 10 мая 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Крейг Бенджамин; Сэмюэл Н.К. Лью (2002). Стены и границы в истории Внутренней Азии: материалы четвертой конференции Австралазийского общества исследований внутренней Азии (ASIAS): Университет Маккуори, 18-19 ноября 2000 г. Центр документальных исследований древней истории, Университет Маккуори. ISBN 978-2-503-51326-3 .
- ^ Элиаким Литтел; Роберт С. Литтел (1889). Живой возраст Литтела . ТД Картер и компания. стр. 438–. Живой век . Литтел, сын и компания. 1889. стр. 438–. Двухнедельный обзор . Чепмен и Холл. 1889. стр. 130–. Двухнедельный журнал . Чепмен и Холл. 1889. стр. 130–.
- ^ Рональд Григор Суни; Терри Мартин (29 ноября 2001 г.). Государство наций: империя и создание наций в эпоху Ленина и Сталина . Издательство Оксфордского университета. стр. 194–. ISBN 978-0-19-534935-1 .
- ^ Дуглас Нортроп (4 февраля 2016 г.). Завуалированная империя: гендер и власть в сталинской Центральной Азии . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-0296-9 . Россия в Средней Азии в 1889 году и англо-русский вопрос . Лонгманс, Грин и компания. 1889. стр. 175–. Архив PDF. Архивировано 24 марта 2016 г. на Wayback Machine. «[Рональд Григор Суни, Терри Мартин] штат Нати (BookZZ.org)» . Архивировано из оригинала 14 августа 2016 г. Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Армин Вамбери (1868). Очерки Центральной Азии: Дополнительные главы о моих путешествиях, приключениях и этнологии Центральной Азии . Вм. Х. Аллен и компания. стр. 170–171. в архиве
- ^ Крейг Бенджамин; Сэмюэл Н.К. Лью (2002). Стены и границы в истории Внутренней Азии: материалы четвертой конференции Австралазийского общества исследований внутренней Азии (ASIAS): Университет Маккуори, 18-19 ноября 2000 г. Центр документальных исследований древней истории, Университет Маккуори. ISBN 978-2-503-51326-3 .
- ^ Бурдо, Майкл (2002). Восточная Европа, Россия и Центральная Азия 2003 . Тейлор и Фрэнсис. п. 46. ИСБН 9781857431377 .
- ^ «Предпосылка: женщины и узбекская государственность» . Хьюман Райтс Вотч . Архивировано из оригинала 2 ноября 2008 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Хиерман, Брент (20 января 2016 г.). «Гражданство в Советском Узбекистане» . Обзоры диссертаций . Архивировано из оригинала 1 декабря 2016 года.
- ^ «Таджикская женская паранджа» . www.powerhousemuseum.com . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Камолудин Абдуллаев; Шахрам Акбарзахе (27 апреля 2010 г.). Исторический словарь Таджикистана . Пугало Пресс. стр. 381–. ISBN 978-0-8108-6061-2 .
- ^ Арай, Осман; Эйюбоглу, Б. Байкал; Кико, Сого Кенкю Кайхацу (1999). Новые независимые государства внутренней Азии и политика Турции . Национальный институт развития исследований. п. 577. ИСБН 9784795574175 .
- ^ Руэл Р. Хэнкс (21 октября 2010 г.). Глобальная служба безопасности – Центральная Азия . АВС-КЛИО. п. 46.
В крайнем случае, начиная с 1920-х годов, правительство продвигало кампанию худжум , движение, которое призывало женщин добровольно отказаться от паранджи , как паранджу называют в тюркоязычных регионах, но также привело банды воинствующих молодых атеистов в Центральную Азии, которые физически нападали на женщин, часто срывая с их лиц вуаль на улицах Ташкента, Самарканда и других городов.
- ^ «Одежда прошлого» . www.khiva.info . Архивировано из оригинала 15 октября 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ «Нерассказанная история выдающегося танцора Узбекистана» . www.aquila-style.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Паннье, Брюс (1 апреля 2015 г.). «Спорные модные заявления Центральной Азии» . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года.
- ^ « Женщины в мини-юбках не становятся смертницами » . Новости Би-би-си . 13 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ «Кыргызских женщин предупредили об опасности исламской одежды» . 29 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 24 апреля 2018 г. - через www.rferl.org.
- ^ "#Биз Кайда Баратабиз?" . Ютуб . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 г. Проверено 14 августа 2016 г. https://youtu. Архивировано 6 августа 2013 г. на Wayback Machine . be/8QjZIRFi2n4 «Фото» . Архивировано из оригинала 28 августа 2016 г. Проверено 14 августа 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лобачева, Н.П. (1997). «К истории Паранджи». Антропология и археология Евразии . 36 (2). Абингдон, Оксон: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис: 63–90. дои : 10.2753/AAE1061-1959360263 . ISSN 1061-1959 .
- Нортроп, Дуглас (2001). «Национализация отсталости: гендер, империя и узбекская идентичность» . В Суни — Рональд Григор; Мартин, Терри (ред.). Государство наций: Советское государство и его народы . Издательство Оксфордского университета. стр. 191–220 .
- Нортроп, Дуглас (2003). Завуалированная империя: гендер и власть в сталинской Центральной Азии . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-0801488917 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Анализ и обсуждение функций мантий, а также фотографии таких мантий см.:
- Worldisround.com
- Powerhousemuseum.com
- http://www.all-about-photo.com/photographer.php?name=arkady-shaikhet&id=517&popupimage=8#top
- http://weheartit.com/entry/group/38110430
- http://www.susanmeller.com/books/silk-and-cotton/
- http://shop.hotmooncollection.com/uzbek-horsehair-face-veil/ https://www.pinterest.com/pin/101542166574656568
- http://www.talesoftheveils.info/dave_potter/new_uzbeki_woman.html