Jump to content

Паранджа

Узбекская паранджа
Таджикский фаранджи на выставке в Конибадамском историко-географическом музее [ tg ]

Паранджа / ˈ p æ r ˌ n ɑː / , паранджи или фаранджи ə [1] (от арабского : фаранджия , латинизированное : фаранджийа ; [2] Таджикский : فرنجی , фаранҷӣ , фаранчи ; Узбекский : паранджи ; русское : паранджа , латинизированное : паранджа ) — традиционный среднеазиатский халат для женщин и девушек, закрывающий голову и тело. [3] [1] По-арабски она также известна как « паранджа ». По основному стилю и функциям он похож на другие региональные стили, такие как афганский чадари. Часть, закрывающая лицо, известная как чачван ( узбекский : чачвон ; русский : чачван ) или чашмбанд ( таджикский : چشم‌بند , чашмбанд , кашманд ), была тяжелой по весу и делалась из конского волоса. Особенно оно было распространено среди городских узбеков и таджиков . [4] [5] но жители горных районов Таджикистана его обычно не носили. [1] Его носили и во времена правления Шейбанидов ( ок. 1510–1600). [6]

В 1800-х годах таджикские и узбекские мусульманки были обязаны носить паранжу, когда находились вне дома. [7] Паранджи и чачвон были к 1917 году распространены среди городских узбечек южных речных бассейнов. В сельской местности его носили реже, а в кочевой степи – почти совсем. [8]

Один исторический отчет о парандже принадлежит лорду Керзону , который путешествовал в Бухару в 1886 году. [9] За время своего пребывания там он ни разу не видел женщин в возрасте от 10 до 50 лет, поскольку все они были скрыты. Тяжелые черные вуали из конского волоса были «слишком плохи и грубы для сейва», женщины, идущие в свободно завернутых синих платьях с заколотыми пустыми рукавами, могли быть «приняты за бродящую одежду», а их ноги закрывали большие кожаные сапоги. [10] [11] [12] [13] [14] Керзон отмечал, что «дамы знатного и хорошего характера никогда не осмеливаются показаться в каком-либо общественном месте или на базаре». Он осудил это как своего рода тиранию, преувеличенное и ошибочное представление о морали, встречающееся повсюду на Востоке, но нигде не столь бросающееся в глаза, как в Бухаре. [15] [16]

В начале существования Советского Союза под руководством Ленина, после России в Октябрьской революции , которая привела к государственному атеизму , советские чиновники принимали покрытых женщин, поскольку мусульмане рассматривались как союзники первых коммунистов России против старого режима и Русской Православной Церкви. Однако позже, при Сталине, Советы стремились не поощрять или запретить ношение чадры и паранджи. [17] [18] Открытие Советами (ССР) называлось худжумом в Узбекской Советской Социалистической Республике . [19] Когда советские коммунисты установили контроль над Средней Азией, чачваны и паранджи были запрещены. [20] [21] Паранджи были сожжены по приказу коммунистов, отстаивавших доктрину марксистско-ленинского атеизма . [22] В 1920-е годы правительство «привезло банды воинствующих молодых атеистов в Среднюю Азию , которые физически нападали на женщин, часто срывая вуаль с их лиц на улицах Ташкента, Самарканда и других городов». [23] Однако некоторые мусульманки, носившие чадру, в ответ убили женщин, которых послали снять чадру. [24] Некоторые узбеки яростно выступали против кампании против паранджи, детских браков и многоженства, начатой ​​Советским Союзом. [25]

После распада Советского Союза президент Таджикистана Эмомали заявил, что чадра не является частью таджикской культуры. [26] Фата подверглась нападкам со стороны правительства президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева . [27] [28] [29] Сейчас в Центральной Азии их носят редко, а большинство набожных мусульманок предпочитают хиджаб или хиджаб.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Камолудин Абдуллаев; Шахрам Акбарзахе (27 апреля 2010 г.). Исторический словарь Таджикистана . Пугало Пресс. стр. 129–. ISBN  978-0-8108-6061-2 . Фаранджи (Паранджа). (...) [Этот] термин (...) используется для обозначения плаща, предназначенного для покрытия головы, лица и тела таджикских женщин. Традиционный таджикский фаранджи представляет собой легкий халат из шелка или хлопка с рудиментарными рукавами сзади, украшенный вышивкой, кистями, пуговицами или другими украшениями. Фаранджи сочетается с вуалью из тяжелого конского волоса, которая скрывает лицо женщины. До советского периода женщины и девушки были обязаны носить фаранджи поверх головы, выходя из дома. Эта одежда была популярна среди (...) женщин городского Севера Таджикистана (в первую очередь Ферганской, Бухарской и Самаркандской областей); женщины в горных районах Таджикистана, в том числе в Бадахшоне, не были знакомы с фаранджи и никогда не закрывали лица.
  2. ^ "Словарь исламизмов" . Словарь исламизмов . Archived из original на 11 марта 2018 . Retrieved 24 апреля 2018 .
  3. ^ Ахмад Хасан Дани; Вадим Михайлович Массон; ЮНЕСКО (1 января 2003 г.). История цивилизаций Центральной Азии: Развитие в контрасте: с XVI до середины XIX века . ЮНЕСКО. стр. 357–. ISBN  978-92-3-103876-1 .
  4. ^ «Традиционный костюм узбекских женщин конца 19-20 веков Хорезма - Санат - Архив журнала Санат» . sanat.orexca.com . Архивировано из оригинала 12 октября 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  5. ^ http://www.каракалпак [ постоянная мертвая ссылка ] . com/jegde.html
  6. ^ «Из истории эволюции узбекского национального костюма - Санъат - Архив журнала Санъат» . sanat.orexca.com . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  7. ^ «История моды мусульманских женщин Азии» . www.aquila-style.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  8. ^ Нортроп 2001 , с. 198
  9. ^ «Вуаль женская (чачван), петлевой конструкции, конский волос/хлопок, неизвестная изготовитель (цыганка-кочевница), Русский Туркестан, ок. 1900 г.» . www.powerhousemuseum.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  10. ^ «Бухара – Запретный город» . евразия.путешествие . Архивировано из оригинала 10 мая 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  11. ^ Крейг Бенджамин; Сэмюэл Н.К. Лью (2002). Стены и границы в истории Внутренней Азии: материалы четвертой конференции Австралазийского общества исследований внутренней Азии (ASIAS): Университет Маккуори, 18-19 ноября 2000 г. Центр документальных исследований древней истории, Университет Маккуори. ISBN  978-2-503-51326-3 .
  12. ^ Элиаким Литтел; Роберт С. Литтел (1889). Живой возраст Литтела . ТД Картер и компания. стр. 438–. Живой век . Литтел, сын и компания. 1889. стр. 438–. Двухнедельный обзор . Чепмен и Холл. 1889. стр. 130–. Двухнедельный журнал . Чепмен и Холл. 1889. стр. 130–.
  13. ^ Рональд Григор Суни; Терри Мартин (29 ноября 2001 г.). Государство наций: империя и создание наций в эпоху Ленина и Сталина . Издательство Оксфордского университета. стр. 194–. ISBN  978-0-19-534935-1 .
  14. ^ Дуглас Нортроп (4 февраля 2016 г.). Завуалированная империя: гендер и власть в сталинской Центральной Азии . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-1-5017-0296-9 . Россия в Средней Азии в 1889 году и англо-русский вопрос . Лонгманс, Грин и компания. 1889. стр. 175–. Архив PDF. Архивировано 24 марта 2016 г. на Wayback Machine. «[Рональд Григор Суни, Терри Мартин] штат Нати (BookZZ.org)» . Архивировано из оригинала 14 августа 2016 г. Проверено 2 августа 2016 г.
  15. ^ Армин Вамбери (1868). Очерки Центральной Азии: Дополнительные главы о моих путешествиях, приключениях и этнологии Центральной Азии . Вм. Х. Аллен и компания. стр. 170–171. в архиве
  16. ^ Крейг Бенджамин; Сэмюэл Н.К. Лью (2002). Стены и границы в истории Внутренней Азии: материалы четвертой конференции Австралазийского общества исследований внутренней Азии (ASIAS): Университет Маккуори, 18-19 ноября 2000 г. Центр документальных исследований древней истории, Университет Маккуори. ISBN  978-2-503-51326-3 .
  17. ^ Бурдо, Майкл (2002). Восточная Европа, Россия и Центральная Азия 2003 . Тейлор и Фрэнсис. п. 46. ​​ИСБН  9781857431377 .
  18. ^ «Предпосылка: женщины и узбекская государственность» . Хьюман Райтс Вотч . Архивировано из оригинала 2 ноября 2008 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
  19. ^ Хиерман, Брент (20 января 2016 г.). «Гражданство в Советском Узбекистане» . Обзоры диссертаций . Архивировано из оригинала 1 декабря 2016 года.
  20. ^ «Таджикская женская паранджа» . www.powerhousemuseum.com . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  21. ^ Камолудин Абдуллаев; Шахрам Акбарзахе (27 апреля 2010 г.). Исторический словарь Таджикистана . Пугало Пресс. стр. 381–. ISBN  978-0-8108-6061-2 .
  22. ^ Арай, Осман; Эйюбоглу, Б. Байкал; Кико, Сого Кенкю Кайхацу (1999). Новые независимые государства внутренней Азии и политика Турции . Национальный институт развития исследований. п. 577. ИСБН  9784795574175 .
  23. ^ Руэл Р. Хэнкс (21 октября 2010 г.). Глобальная служба безопасности – Центральная Азия . АВС-КЛИО. п. 46. ​​В крайнем случае, начиная с 1920-х годов, правительство продвигало кампанию худжум , движение, которое призывало женщин добровольно отказаться от паранджи , как паранджу называют в тюркоязычных регионах, но также привело банды воинствующих молодых атеистов в Центральную Азии, которые физически нападали на женщин, часто срывая с их лиц вуаль на улицах Ташкента, Самарканда и других городов.
  24. ^ «Одежда прошлого» . www.khiva.info . Архивировано из оригинала 15 октября 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  25. ^ «Нерассказанная история выдающегося танцора Узбекистана» . www.aquila-style.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  26. ^ Паннье, Брюс (1 апреля 2015 г.). «Спорные модные заявления Центральной Азии» . Радио Свободная Европа Радио Свобода . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года.
  27. ^ « Женщины в мини-юбках не становятся смертницами » . Новости Би-би-си . 13 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2017 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
  28. ^ «Кыргызских женщин предупредили об опасности исламской одежды» . 29 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 24 апреля 2018 г. - через www.rferl.org.
  29. ^ "#Биз Кайда Баратабиз?" . Ютуб . Архивировано из оригинала 10 июля 2017 г. Проверено 14 августа 2016 г. https://youtu. Архивировано 6 августа 2013 г. на Wayback Machine . be/8QjZIRFi2n4 «Фото» . Архивировано из оригинала 28 августа 2016 г. Проверено 14 августа 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Анализ и обсуждение функций мантий, а также фотографии таких мантий см.:

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b47307b9c5b28637062fe2c02fb39f50__1712185440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/50/b47307b9c5b28637062fe2c02fb39f50.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paranja - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)