Бухара
Бухара Бухара | |
---|---|
Город | |
Координаты: 39 ° 46'00 "N 64 ° 25'23" E / 39,76667 ° N 64,42306 ° E | |
Страна | Узбекистан |
Область | Бухара |
Основан | 6 век до н.э. |
Первое упоминание | 500 г. н.э. |
Правительство | |
• Тип | Администрация города |
• Судья (мэр) | Джамал Насиров |
Область | |
• Город | 143,0 км 2 (55,213 квадратных миль) |
• Городской | 73,0 км 2 (28,2 квадратных миль) |
Высота | 225 м (738 футов) |
Население (2020) [1] | |
• Город | 280,187 |
• Плотность | 2000/км 2 (5100/кв. миль) |
Demonym(s) | Бухарский Бухарский |
Часовой пояс | время по Гринвичу +5 |
Почтовый индекс | 2001ХХ |
Код города | (+998) 65 |
Регистрация автомобиля | 20 (до 2008 г.) 80-84 (2008 г. и новее) |
ИЧР (2018 г.) | 0,734 · 5 место высокий |
Веб-сайт | www |
Официальное название | Исторический центр Бухары |
Тип | Культурный |
Критерии | ii, iv, vi |
Назначен | 1993 |
Справочный номер. | 602 |
Область | Азия |
Бухара ( / b ʊ ˈ x ɑːr ə / buu- ХАР -ə ; [2] Узбекский и таджикский : Бухара , латинизированный : Бухара , произносится [buχɒrɒ] ; Персидский : بخارا ) — седьмой по величине город Узбекистана . по численности населения, с населением 280 187 человек по состоянию на 1 января 2020 года [update]. [1] Это столица Бухарской области . [3] Родным языком большинства жителей Бухары является таджикский диалект персидского языка . [4] хотя узбекском языке большинство жителей говорят на как на втором языке.
Люди населяли территорию вокруг Бухары не менее пяти тысячелетий, а город просуществовал половину этого времени. Расположенный на Шелковом пути , город издавна служил центром торговли, науки, культуры и религии. Бухара была столицей империи Саманидов , Бухарского ханства и Бухарского эмирата . Это было место рождения ученого Имама Бухари . [5] Город был известен как «Благородная Бухара» ( Бухара-йе шариф ). В Бухаре около 140 памятников архитектуры. ЮНЕСКО внесла исторический центр Бухары (где находятся многочисленные мечети и медресе ) в список Всемирного наследия . [6]
Имена [ править ]
Точное название города Бухары в древности неизвестно. Весь оазис в древности назывался Бухарой и, вероятно, только в Х веке он был окончательно передан городу. [7]
По мнению некоторых ученых, название восходит к санскритскому вихара ( буддийский монастырь ). [8] [9] [10] Это слово очень близко к слову в языке уйгуров и китайских буддистов , которые так же называли свои места поклонения. очень мало артефактов, связанных с буддизмом До наших дней в городе сохранилось . Но многочисленные арабские, персидские, европейские и китайские путешественники и историки отметили, что это место и сам Узбекистан когда-то были населены в основном буддистами и небольшим количеством зороастрийцев. Действительно, первый исламский текст о Бухаре относится к первому арабскому захватчику Бухары Убайдулле бин Зиаду, который отметил, что Бухара является буддийской страной с буддийскими монастырями, управляемыми королевой-регентшей, действующей от имени своего сына. [8] [11] [12] [13] [14]
Согласно другим источникам (таким как «Иранская энциклопедия» ), название Бухара, возможно, происходит от согдийского βuxārak («Место удачи»), названия буддийских монастырей. [15] [9]
Во времена династии Тан и других последующих династий императорского Китая Бухара была известна под именем Бухэ/Пухэ (捕喝), [16] которое было заменено в китайском языке современным общим фонетическим написанием Bùhālā (布哈拉).
В 19-20 веках Бухара была известна как Бухара в английских публикациях, примером чему служат сочинения и отчеты о Бухарском эмирате во время Большой игры .
Мухаммад ибн Джафар Наршахи в своей «Истории Бухары» (завершен в 943–944 гг. н.э.) упоминает:
У Бухары много названий. Одно из его названий было Нумиджкат. Его также называли «Бумискат». Имеет 2 названия на арабском языке. Одно из них — «Мадинат аль-Суфрия», что означает «медный город», а другое — «Мадинат аль-Туджар», что означает «Город торговцев». Но имя Бухара является оригинальным и более известным, чем все остальные имена. В Хорасане нет другого города с таким количеством названий. [17]
Со времен средневековья город был известен как Бухара / بخارا в арабских и персидских источниках. Современное узбекское написание — Буксоро .
Название города было мифологизировано как Альбракка в итальянской эпической поэме «Орландо Иннаморато» , опубликованной в 1483 году Маттео Марией Боярдо . [18]
История [ править ]
История Бухары насчитывает тысячелетия. Наряду с Самаркандом Бухара была эпицентром персидской культуры в средневековой Азии вплоть до падения династии Тимуридов .
К 850 году Бухара служила столицей империи Саманидов . [19] и был местом рождения Имама Бухари . Саманиды, заявлявшие о своем происхождении от Бахрама Чобина , возродили персидскую культуру вдали от Багдада , центра исламского мира. Новый персидский язык процветал в Бухаре, и Рудаки , отец персидской поэзии , родился и вырос в Бухаре и написал свое самое известное стихотворение о красоте города. С этой целью Бухара постоянно служила важнейшим городом во многих персидских империях, а именно Саманидах , и тюркских империях Караханидов , Хорезмидов и Тимуридов .
Влияние Бухары в более широком исламском мире начало уменьшаться с приходом другой тюркской династии узбеков в 16 веке. Ага Мохаммад Хан Каджар был последним персидским императором, который пытался вернуть город незадолго до своего убийства, и к 19 веку город стал периферийным городом в персидском и исламском мире, которым правили местные эмиры Бухары , которые были последние персидские князья перед взятием города Красной армией .
В начале XI века Бухара вошла в состав тюркского государства Караханидов . Правители Караханидов построили в Бухаре множество зданий: минарет Калян, мечеть Магоки Аттори, дворцы и парки. [20]
Бухара расположена к западу от Самарканда и ранее была центром выдающейся науки во всем персидском и исламском мире. Это старый район несравненного шейха Накшбанди . Он был центральной фигурой в продвижении таинственного суфийского подхода к теории, религии и исламу. [21]
Сейчас это столица Бухарской области ( вилоята ) Узбекистана . Расположенный на Шелковом пути , город издавна был центром торговли, науки, культуры и религии. В период золотого века Саманидов Бухара стала крупным интеллектуальным центром исламского мира . [22] и был известен своими многочисленными библиотеками. [23] Исторический центр Бухары, в котором расположены многочисленные мечети и медресе , внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия .
В 1220 году Чингисхан осаждал Бухару 15 дней. [24] [25] Будучи важным торговым центром, Бухара была домом для общины средневековых индийских купцов из города Мултан (современный Пакистан), которые, как известно, владели землей в городе. [26] На протяжении нескольких столетий города Бухары и Хивы были известны как крупные центры работорговли, а работорговля в Бухаре , наряду с соседней работорговлей в Хиве , называлась «рабовладельческими столицами мира». [27]
Бухара была последней столицей Бухарского эмирата и была осаждена Красной Армией во время Гражданской войны в России . В ходе Бухарской операции 1920 года войска Красной Армии под командованием большевистского генерала Михаила Фрунзе атаковали город Бухару. 31 августа 1920 года эмир Алим-хан бежал в Душанбе в Восточной Бухаре (позже он бежал из Душанбе в Кабул в Афганистане ). эмира 2 сентября 1920 года, после четырёх дней боев, цитадель ( Ковчег ) была разрушена, а с вершины минарета Калян был поднят красный флаг . 14 сентября 1920 г. был создан Всебухарский ревком, который возглавил А. Мухитдинов. Правительство — Совет народных назиров (см. назир ) — возглавил Файзулла Ходжаев .
Бухарская Народная Советская Республика существовала с 1920 по 1924 год, когда город был включен в состав Узбекской Советской Социалистической Республики . Фицрой Маклин , тогда молодой дипломат посольства Великобритании в Москве, тайно посетил Бухару в 1938 году, осматривая достопримечательности и ночуя в парках. В своих мемуарах «Восточные подходы » он назвал его «волшебным городом» со зданиями, которые могли соперничать с «лучшей архитектурой итальянского Возрождения ». Во второй половине 20-го века война в Афганистане и гражданская война в Таджикистане привели беженцев, говорящих на дари и таджикском языке, в Бухару и Самарканд . После интеграции в местное таджикское население эти города сталкиваются с движением за присоединение к Таджикистану , с которым у городов нет общей границы. [28]
Исторические памятники Бухары [ править ]
Архитектурные комплексы [ править ]
- По-и-Калян Комплекс . Название По-и Калан (также Пои Калан , персидский : پای کلان , что означает «Великий фундамент») принадлежит архитектурному комплексу, расположенному у подножия великого минарета Калан.
- Калянский минарет . Точнее, Минара-и Калан (персидско-таджикское слово «Большой минарет»). Также известна как Башня Смерти, так как согласно легенде, это место, где на протяжении веков преступников казнили, сбрасывая с вершины. Минарет является самой знаменитой частью ансамбля и доминирует над историческим центром города. Роль минарета в основном носит традиционные и декоративные цели — его размеры выходят за рамки основной функции минарета, которая заключается в обеспечении точки обзора, с которой муэдзин может призывать людей к молитве. Для этого достаточно было подняться на крышу мечети. Такая практика была распространена в первые годы существования ислама. Слово «минарет» происходит от арабского слова «минара» («маяк», или, точнее, «место, где что-то горит»). Минареты региона были возможной адаптацией «пожарных башен» или маяков предыдущих зороастрийских эпох. [29] Архитектор, которого звали просто Бако, спроектировал минарет в виде сужающейся кверху круглостолбной кирпичной башни. Диаметр основания составляет 9 метров (30 футов), а наверху — 6 м (20 футов). Башня имеет высоту 45,6 м (150 футов), и ее можно увидеть с огромных расстояний над плоскими равнинами Центральной Азии. Внутри колонны вьется кирпичная винтовая лестница, ведущая на площадку шестнадцатиарочной ротонды и световой люк, на котором опирается великолепно оформленный сталактитовый карниз (или «шариф»). [30]
- Мечеть Калан (Масджид-и Калан), построенная, предположительно, в 1514 году, по размеру равна мечети Биби-Ханым в Самарканде. Мечеть способна вместить двенадцать тысяч человек. Хотя мечеть Калян и мечеть Биби-Ханым в Самарканде относятся к одному типу зданий, они различаются по строительному искусству. Двести восемьдесят восемь монументальных пилонов служат опорой многокупольной кровли галерей, опоясывающих двор мечети Калян. Продольную ось двора завершает портал в главную палату (максуру) с крестообразным залом, увенчанным массивным синим куполом на мозаичном барабане. В здании сохранилось немало архитектурных диковин, например, дыра в одном из куполов. Через это отверстие виден фундамент минарета Калян. Затем, шаг за шагом возвращаясь назад, можно пересчитать все пояса кирпичной кладки от минарета до ротонды. [31]
- Медресе Мир-и Араб (1535–1536) . Строительство медресе Мир-и-Араб (Мири-Араб-медресе) приписывается шейху Абдулле Ямани из Йемена, называемому Мир-и-Араб, духовному наставнику Убайдуллы-хана и его сына Абдул-Азиза Хана. Убайдулла-хан вел перманентную успешную войну с Ираном. По крайней мере трижды его войска захватывали Герат. Каждый такой грабительский набег на Иран сопровождался захватом огромного количества пленников. Говорят, что Убайдулла-хан вложил деньги, полученные от выкупа более трех тысяч персидских пленников, в строительство медресе Мир-и-Араб. Убайдулла-хан был очень религиозен. Его воспитали с большим уважением к исламу в духе суфизма. Отец назвал его в честь выдающегося шейха XV века Убайдуллы аль-Ахрара (1404–1490), родом из Ташкентской области. К тридцатым годам XVI века прошло то время, когда государи воздвигали для себя и своих родственников великолепные мавзолеи. Ханы династии Шайбанидов были знаменосцами традиций Корана. Значение религии было настолько велико, что даже такой прославленный хан, как Убайдулла, был перенесен на землю рядом со своим наставником в своем медресе. В середине свода (гурханы) медресе Мир-и-Араб расположена деревянная могила Убайдулла-хана. На его голове закутан в формы его наставник Мир-и-Араб. Неподалеку здесь также похоронен Мухаммад Касым, мударрис (старший преподаватель) медресе (умер в 1047 году хиджры). Портал медресе Мири Араб расположен на одной оси с порталом мечети Калян. Однако из-за некоторого понижения площади к востоку пришлось немного приподнять здание медресе на платформе. [32]
- Лаб-и Хауз Комплекс (или Лаб-е хауз , персидский : لب حوض , что означает пруд ) Ансамбль (1568–1622) — название местности, окружающей один из немногих сохранившихся хаузов , или прудов, в городе Бухаре. . Несколько таких прудов существовало в Бухаре до советской власти. Пруды служили основным источником воды в городе, но также были известны распространением болезней, поэтому в 1920-х и 1930-х годах они были в основном засыпаны Советским Союзом. Лаб-и-Хауз сохранился благодаря своей роли центрального элемента архитектурного ансамбля XVI-XVII веков. Ансамбль Лаб-и Хауз состоит из медресе Кукельдаш XVI века, [33] самый большой в городе, вдоль северной стороны пруда. [34] На восточной и западной сторонах пруда расположены ночлег для странствующих суфиев 17 века и медресе 17 века. [35]
Есть также металлическая скульптура Ходжи Насреддина , сообразительного и сердечного человека, который является центральным персонажем многих детских народных сказок в Центральной Азии, Афганистане и Пакистане, сидящего на своем муле, положив одну руку на сердце и другой с табличкой «Все ок» над головой.
- Архитектурный комплекс Бахаутдин — некрополь в честь шейха Бахауддина или Богоутдина , основателя ордена Накшбанди . В комплекс входят дахма (надгробие) Бахутдина, мечеть Хакима Кушбеги, мечеть Музаффаркан и ханка Абдул-Лазизхана. 18 января 2008 года этот объект внесен в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Крепость [ править ]
- Бухарская крепость, Ковчег
Мавзолеи [ править ]
Мавзолей Бобойи Порадоз ( узбекский : Boboyi Porado'z maqbarasi) — памятник архитектуры в Бухарской области . Мавзолей . построен в 19 веке и расположен за воротами Салахоны Сегодня мавзолей расположен напротив Бухарской библиотеки Ибн Сины. Мавзолей внесен в Национальный список объектов материального культурного наследия Узбекистана республиканского значения.
Чашма-Аюб, или Иова источник , находится недалеко от мавзолея Самани. Говорят, что его название отражает легенду, в которой говорится, что пророк Иов («Аюб» в Коране ) посетил это место и ударом своего посоха по земле вызвал источник воды. Говорят, что вода этого колодца исключительно чистая и славится своими предполагаемыми «целебными свойствами». Нынешнее здание на этом месте было построено во время правления Тимура и имеет конический купол в хорезмийском стиле, что редко встречается в регионе.
Мавзолей Исмаила Самани (9–10 вв.) — одно из самых почитаемых произведений архитектуры Средней Азии . Он был построен в 9 веке (между 892 и 943 годами) как место упокоения Исмаила Самани — основателя династии Саманидов , которая была последней коренной персидской династией, правившей регионом в 9-10 веках после Саманидов. установил фактическую независимость от Аббасидского халифата в Багдаде .
Это место уникально своим архитектурным стилем, сочетающим в себе как зороастрийские, так и исламские мотивы. Фасад здания покрыт замысловатой кирпичной кладкой с круглыми узорами, напоминающими солнце — распространенный образ в зороастрийском искусстве этого региона, напоминающий зороастрийского бога Ахура Мазду, которого обычно изображают в виде огня и свет. Форма здания кубовидная и напоминает Каабу в Мекке, а куполообразная крыша является типичной особенностью архитектуры мечети. Синкретический стиль святыни отражает 9-10 века — время, когда в регионе еще проживало большое количество зороастрийцев, которые примерно в то же время начали принимать ислам.
Святыня также считается одним из древнейших памятников Бухарской области. Говорят, что во время вторжения Чингисхана святыня уже была засыпана грязью из-за наводнения. Таким образом, когда монгольские орды достигли Бухары, святыня была спасена от их разрушения.
Мавзолей отца-основателя Пакистана Мухаммеда Али Джинны , известный как Мазари-Куэйд в Карачи , был построен по образцу святыни.
Мечети [ править ]
Мечеть Боло Хауз, построенная в 1712 году на противоположной стороне цитадели Арк в районе Регистан, внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с другими частями исторического города. Она служила пятничной мечетью в то время, когда бухарский эмир находился под властью большевиков в России в 1920-х годах.
Чар-Минор (альтернативно пишется Чор-Минор , а также альтернативно известное как медресе Халифа Нияз-кула ) — здание, спрятанное в переулке к северо-востоку от комплекса Ляби-Хауз. Сооружение было построено Халифом Нияз-кулом, богатым бухарцем туркменского происхождения, в XIX веке при правлении династии Джанидов . [36] Четырехбашенное сооружение иногда принимают за ворота в медресе, когда-то существовавшее за сооружением; однако Чар-Минар на самом деле представляет собой комплекс зданий, выполняющих две функции: ритуальную и укрытие.
Главное здание – мечеть. Несмотря на необычную внешнюю форму, здание имеет типичный для среднеазиатской мечети интерьер. Благодаря куполу здания помещение обладает хорошими акустическими свойствами и поэтому приобретает особое значение «зикр-хана» — места для ритуальных суфийских церемоний «зикра» , литургия которых часто включает декламацию, пение и инструментальную музыку.
По обе стороны от центрального здания расположены жилые комнаты, некоторые из которых обрушились, остался видимым только их фундамент. Следовательно, для полноценного функционирования медресе не хватает только учебных помещений и некоторых подсобных помещений. Однако в так называемых медресе обычно не было лекционных залов, а если и были, то лекции в них не читались. Эти медресе использовались как студенческие приюты. [36]
Каждая из четырех башен украшена разными декоративными мотивами. Некоторые говорят, что элементы декора отражают четыре религии, известные жителям Центральной Азии. можно найти элементы, напоминающие крест, христианский мотив рыбы и буддийское молитвенное колесо. Помимо зороастрийских и исламских мотивов, [37] В 1995 году из-за подземного ручья обрушилась одна из четырех башен. [38] а чрезвычайная помощь была подана и предоставлена ЮНЕСКО в рамках Фонда всемирного наследия . Хотя обрушение привело к дестабилизации всей конструкции, власти стремились свести к минимуму осведомленность о катастрофе. Без объяснения причин здание исчезло из списка достопримечательностей и после спешной реконструкции башни «с использованием нетрадиционных строительных материалов, таких как некачественный цемент и сталь». [39] Чар-Минар снова стал одной из самых популярных достопримечательностей города, но с тех пор это событие держится в секрете.
На набережной справа от Чар-Минара находится бассейн, вероятно, того же возраста, что и остальная часть комплекса зданий. Чар-Минар сейчас окружен в основном небольшими домами и магазинами по периметру.
Бывшая мечеть Магоки Аттори была построена в 9 веке на руинах того, что, возможно, было более старым зороастрийским храмом. Мечеть неоднократно разрушалась и перестраивалась, а самой старой сохранившейся частью является южный фасад, датируемый XII веком, что делает его одним из старейших сохранившихся сооружений в Бухаре и одним из немногих, уцелевших после нападения Чингисхана. . Ниже уровня окружающей земли мечеть была раскопана в 1935 году. Она больше не функционирует как мечеть, а представляет собой музей ковров.
- Мечеть Мир Сайида Али Хамадани
В Бухаре есть мечеть, которая, как говорят, принадлежит Миру Сайиду Али Хамадани , покровителю кашмирских мусульман в Кашмирской долине . [40]
- Дворец Ширбудун
Дворец Ширбудун (узбекский: Ширбудун сарои) — одно из политических зданий бухарских эмиров. Строительство дворца началось примерно в 1870 году, во времена правления Музаффара бин Насруллы (1860–1885) в Бухарском эмирате . [41] [42] [43]
- Бухарская тюрьма
Бухарская тюрьма — тюрьма эмира Бухары. Тюрьма была построена во второй половине XVIII века, во времена династии Мангит, и расположена в северо-западном углу древнего города, неподалеку от захоронения Ходжи Низамиддина Боло, примерно в ста метрах к северо-востоку от крепости Арк. , относящийся к средним векам. [44] [45] [46]
- Мавзолей Джанди Тюркие
Мавзолей Джанди Турки расположен на улице Намозгох, в старой части города Бухары. [47] [48] Мавзолей . связан с Абу Насром Ахмадом ибн Фазлом ибн Мусо аль-Музаккиром аль-Джанди [49] [50]
- Ханка Надира Девонбеги
Нодир Девонбеги — исторический памятник в Бухаре, Узбекистан . Он был основан Нодиром Девонбеги (Нодир Мирзо Тогай ибн Султан), визирем и братом правителя Бухары Имамкули-хана , в 1620–1621 годах. [51] Ханака включена в национальный список объектов нематериального культурного наследия Узбекистана .
География [ править ]
Бухара расположена примерно в 140 милях (230 км) к западу от Самарканда на юге центральной части Узбекистана, на реке Зеравшан , на высоте 751 фут (229 метров).
Климат [ править ]
В Бухаре типично среднеазиатский прохладный засушливый климат ( Köppen BWk ). Средняя максимальная дневная температура в январе составляет 6,6 °C или 43,9 °F, а в июле достигает среднего максимума около 37,2 °C или 99,0 °F. Среднее годовое количество осадков составляет 135 миллиметров или 5,31 дюйма.
Вода имела большое значение в жарком и сухом климате Средней Азии , поэтому с древнейших времен было развито ирригационное земледелие. Города строились возле рек, а водные каналы строились для обслуживания всего города. Были построены открытые резервуары, известные как хаузы . специальные крытые водоёмы — сардобы Вдоль караванных путей сооружались для снабжения водой путников и их животных.
Однако интенсивное использование агрохимикатов в советское время, отвод оросительной воды из двух рек, питающих Узбекистан, и отсутствие водоочистных сооружений вызвали масштабные проблемы со здоровьем и окружающей средой. [ нужна ссылка ]
Климатические данные для Бухары (1991–2020 гг.) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 7.0 (44.6) | 10.0 (50.0) | 17.1 (62.8) | 24.4 (75.9) | 30.7 (87.3) | 36.0 (96.8) | 37.3 (99.1) | 35.6 (96.1) | 30.0 (86.0) | 22.9 (73.2) | 14.5 (58.1) | 8.2 (46.8) | 22.8 (73.0) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 1.8 (35.2) | 4.1 (39.4) | 10.3 (50.5) | 17.2 (63.0) | 23.4 (74.1) | 28.4 (83.1) | 29.8 (85.6) | 27.6 (81.7) | 21.7 (71.1) | 14.6 (58.3) | 7.6 (45.7) | 2.8 (37.0) | 15.8 (60.4) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | −2.2 (28.0) | −0.4 (31.3) | 4.7 (40.5) | 10.5 (50.9) | 15.6 (60.1) | 19.9 (67.8) | 21.6 (70.9) | 19.4 (66.9) | 13.6 (56.5) | 7.4 (45.3) | 2.2 (36.0) | −1.2 (29.8) | 9.3 (48.7) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 16.5 (0.65) | 24.1 (0.95) | 25.1 (0.99) | 22.3 (0.88) | 11.1 (0.44) | 1.8 (0.07) | 0.4 (0.02) | 0.3 (0.01) | 0.8 (0.03) | 2.7 (0.11) | 14.5 (0.57) | 12.8 (0.50) | 132.4 (5.21) |
Среднее количество осадков в днях (≥ 1,0 мм) | 10 | 10 | 10 | 8 | 7 | 3 | 1 | 1 | 1 | 4 | 8 | 9 | 72 |
Средняя относительная влажность (%) | 80 | 75 | 72 | 59 | 46 | 38 | 40 | 44 | 48 | 56 | 64 | 79 | 58 |
Источник 1: НОАА. [52] | |||||||||||||
Источник 2: Метеослужба Германии (влажность). [53] |
Транспорт [ править ]
Международный аэропорт Бухары осуществляет регулярные рейсы в города Узбекистана и России. Граница Туркменистана находится примерно в 80 км. Ближайший город — Туркменабад , соединенный автомагистралью М37 , ведущей в другие места Туркменистана, включая Ашхабад . Город также обслуживается железнодорожным сообщением с остальной частью Узбекистана и является узлом дорог, ведущих ко всем крупным городам Узбекистана и за его пределы, включая Мазари-Шариф в Афганистане по шоссе М39 . Город Самарканд находится в 215 км к востоку от Бухары. [54]
Внутренний транспорт [ править ]
Город Бухара является крупнейшим транспортным узлом после Ташкента в Узбекистане. Внутри города имеется автобусный транспорт. Существует более 45 автобусных линий. Большинство из них оснащены автобусами ISUZU, но часть автобусов привозят из Китая. По количеству автобусов и автобусных маршрутов Бухара является крупнейшим после Ташкента в Узбекистане.
Демография [ править ]
В 2019 году в Бухаре проживало 279 200 человек. Бухара (наряду с Самаркандом) является одним из двух основных центров таджикского меньшинства в Узбекистане. Бухара также была домом для бухарских евреев , чьи предки поселились в городе во времена Римской империи. Большинство бухарских евреев покинули Бухару в период с 1925 по 2000 год.
Али-Акбар Деххода определяет само название Бухара как означающее «полная знаний», имея в виду тот факт, что в древности Бухара была центром науки и науки.В итальянском романтическом эпосе Орландо иннаморато» « Маттео Марии Боярдо Бухара называется Альбракка и описывается как крупный город Катая . Там, в обнесенном стеной городе и крепости, Анжелика и рыцари, с которыми она подружилась, выступают против нападения Агрикана , императора Татарии . Как описано, эта осада Агрикана напоминает историческую осада Чингисхана в 1220 году. [55]
Этнические группы [ править ]
По официальной статистике, население города составляет 82% узбеки , 6% русские , 4% таджики , 3% татары , 1% корейцы , 1% туркмены , 1% украинцы , 2% представителей других национальностей. [56] Однако официальные узбекские цифры долгое время подвергались критике и опровержению со стороны различных наблюдателей и западных источников. [57] [58] широко распространено мнение, что население города состоит в основном из таджикоязычных таджиков, при этом этнические узбеки составляют растущее меньшинство. [59] Точные цифры оценить сложно, поскольку многие люди в Узбекистане либо идентифицируют себя как «узбеки», хотя таджикский язык является для них родным, либо потому, что они зарегистрированы центральным правительством как узбеки, несмотря на их таджикский язык и идентичность. По советским оценкам начала 20 века (на основе данных за 1913 и 1917 годы), таджики составляли подавляющее большинство населения города. [58]
Религия [ править ]
Религия с самым большим сообществом последователей – ислам . Большинство мусульман – мусульмане-сунниты, составляющие 88 процентов населения. Восточные православные составляют 9 процентов, а остальные - 3 процента.
Известные люди [ править ]
В прошлом в Бухаре жило много знатных людей. Среди них:
- Ан Лушань (ок. 703–757)
- Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим ибн аль-Мугира ибн Бардизбах аль-Бухари (810–870) - исламский ученый и составитель хадисов.
- Авиценна (Абу Али ибн Сина) (980–1037) – персидский врач и философ.
- Кумри (эт. Ум, 10 век, ум. около 980–990) - врач и ученый, якобы учитель Авиценны.
- Балами : Абольфазл Мухаммад и его сын Абу-Али Мохаммед, два знаменитых персидских визиря саманидских царей, историки и покровители искусства и литературы.
- Абубакр Наршахи (10 век) - историк, написавший Историю Бухары.
- Садидуддин Мухаммад Ауфи (1171–1242) был историком, ученым и писателем.
- Сайед Джалалуддин Сурх-Пош Бухари (ок. 595–690 гг. Хиджры , 1199–1291 гг. Н. Э. )
- Сайид Аджжал Шамс ад-Дин Омар (1211–1279)
- Баха-уд-Дин Накшбанд Бухари (1318–1389)
- Амир Кулал (умер в 1370 г.)
- Садриддин Айни (1878–1954)
- Абдурауф Фитрат (1886–1938)
- Файзулла Ходжаев (1896–1938)
- Ибрагим Муминов (1908–1974).
- Сороджон Юсуфова (1910–1966).
- Мухаммадджон Шакури (1925–2012)
- Ицхак Апелойг (1944 г.р.), израильский профессор вычислительной химии и президент Техниона
- Бахром Хамроев , адвокат, правозащитник, приговорен в России к 14 годам заключения
- Оксана Чусовитина - 8-кратная олимпийская гимнастка (1975 г.р.).
Международные отношения [ править ]
Ниже приводится список городов-побратимов Бухары : [60]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Узбекистан: регионы, крупные города – статистика населения, карты, диаграммы, погода и веб-информация» . www.citypopulation.de . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ «Бухара определение и значение» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ «Система классификации территориальных единиц Республики Узбекистан» (на узбекском и русском языках). Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. июль 2020.
- ^ Рахим Масов, История неуклюжего разграничения , Irfon Publ. Дом, Душанбе, 1991 год . Английский перевод: История национальной катастрофы , пер. Ирадж Башири , 1996 год.
- ^ Города Узбекистана, Ташкент.. 1965; Ашуров Я. С., Гела Т. Ф., Камалов Ю. Х., Бухара, Ташкент, 1963; Сухарева О. А., Бухара XIX-начала XX вв., М., 1966; Пугаченкова Г. А., Самарканд, Бухара, 2 изд., [М, 1968]; Бухара. Краткий справочник, 4-е изд., Ташкент, 1968. (на русском языке)
- ^ «21 объект всемирного наследия, о котором вы, вероятно, никогда не слышали» . Дейли Телеграф . Архивировано из оригинала 12 января 2022 г.
- ^ Бухара; Архитектурная эпиграфика Узбекистана. стр.28; Абдухаликов Ф. Ташкент: УЗБЕКИСТАН СЕГОДНЯ, 2016.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Юсуф, ПСМ (2005). Исследования в области исламской истории и культуры . Адам Издатели и дистрибьюторы. п. 55. ИСБН 978-81-7435-095-4 . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Николсон, О. (2018). Оксфордский словарь поздней античности . ОУП Оксфорд. п. 270. ИСБН 978-0-19-256246-3 . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Ринг, Т.; Уотсон, Н.; Шеллингер, П. (2012). Азия и Океания: Международный словарь исторических мест . Тейлор и Фрэнсис. п. 163. ИСБН 978-1-136-63979-1 . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Хейрман, А.; Бумбахер, СП (2007). Распространение буддизма . Справочник востоковедения. Секция 8 Уральские и центральноазиатские исследования. Брилл. п. 93. ИСБН 978-90-474-2006-4 . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Йохан Эльверског (6 июня 2011 г.). Буддизм и ислам на Шелковом пути . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-0531-2 .
- ^ Киа, М. (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . Империи мира. АВС-КЛИО. п. 13. ISBN 978-1-61069-391-2 . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Баумер, К. (2018). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. п. 1-ПА333. ISBN 978-1-83860-868-2 . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Ричард Н. Фрай, «Бухара i. В доисламские времена». Архивировано 2 января 2009 года в Wayback Machine , Encyclopædia Iranica , 512.
- ^ Фонд «UMID», Узбекистан. «Общая информация» . Архивировано из оригинала 26 января 2001 г. Проверено 4 октября 2007 г.
- ^ Наршаки, Ричард Нельсон Файр, История Бухары , с. 27
- ^ Орландо Иннаморато в переводе Чарльза Стэнли Росс, Parlor Press LLC, 2004, стр. 593. (Альбрака впервые упоминается в Книге I, Песнь VI, строфа 42, на стр. 60.)
- ^ Салама и Эль-Ашмуни 2021 , с. 84.
- ^ Nemtseva N. B. Rabat-i Malik, XI — nachalo XVIII vv.: arkheologicheskiye issledovaniya. — Tashkent: Frantsuzskiy Institut Issledovaniy Tsentral'noy Azii, 2009.
- ^ «Бухара» . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ Пикетт 2020 , с. 46.
- ^ Марлоу 2016 , с. 63.
- ^ «Чингисхан и Монгольская империя - тормоз ислама» в History of the World. Архивировано 13 августа 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Баттута, Ибн (2002). Путешествие Ибн Баттуты . Лондон: Пикадор. стр. 141, 313. ISBN 9780330418799 .
- ^ Леви, Скотт (2016). «Караваны: пенджабские торговцы-кхатри на Шелковом пути» . Пингвин Великобритания. Пингвин Великобритания. ISBN 9789351189169 . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Майерс, К. (2016). Первый английский исследователь: жизнь Энтони Дженкинсона (1529–1611) и его приключения на пути на Восток. Storbritannien: Матадор. п. 121
- ^ Сенгупта, Анита (2003). Формирование узбекского национального государства: исследование переходного периода . Лексингтонские книги. стр. 256–257.
- ^ Дмитрий Пейдж. «Минарет Калян» . Архивировано из оригинала 21 октября 2014 года . Проверено 14 октября 2014 г.
- ^ "Бухоро Bukhara Бухара" На узбекском, английском и русском языках. Издательство "Узбекистан", Ташкент 2000
- ^ "В.Г. Сааков Архитектурные шедевры Бухары. Бухарское областное общество "Китабхон" Уз ССР, Ровно 1991 г.
- ^ Дмитрий Пейдж. «Мир-и-Араб» . Проверено 20 октября 2014 г.
- ^ Дмитрий Пейдж. «Медресе Кукельдаш» . Проверено 4 октября 2007 г.
- ^ Дмитрий Пейдж. «Надир Диван-Беги Ханака» . Проверено 4 октября 2007 г.
- ^ Дмитрий Пейдж. «Медресе Надир Диван-Беги» . Проверено 4 октября 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б О.А.Сухарева КВАРТАЛЬНАЯ ОБЩИНА ПОЗДНЕФЕОДАЛЬНОГО ГОРОДА БУХАРЫ (в связи с историей кварталов) Академия наук СССР Институт этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая Издательство Наука; Главная редакция восточной литературы Москва 1976 (in Russian)
- ^ Дмитрий Пейдж. «Медресе Чар Минар» . Проверено 14 октября 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО - Состояние сохранности (SOC 1997) Исторический центр Бухары (Узбекистан)
- ^ Центр всемирного наследия - Состояние сохранности (SOC 1997) Исторический центр Бухары (Узбекистан)
- ^ Джаффер Бадакши в ссылке на Хасатул Мунакиб Джилани Аллайе
- ^ БОБОЖОНОВА, ФЕРУЗА (2022). ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ БУХАРЫ ( (PDF) на узбекском языке). Бухара: Дурдона.
- ^ «Дворец Ширбуддина бухарского эмира» . bukhelektr.uz 20 апреля 2023 г. Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ "Р.Альмеев: Загородный дворец бухарских эмиров "Шербудун". К изучению топонима" . centrasia.org . Retrieved 2023-11-13 .
- ^ «Почему тюрьма бухарского эмира напугала людей?» . xs.uz Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ «БУХАРСКАЯ ТЮРЬМА» . uzsmart.uz Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ «Бухара – древняя и вечная» . otpusk.uz Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ «Мавзолей Турки Джанди, Бухара, Узбекистан» . www.orientalarchitecture.com . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ «Мавзолей Джанди Турции» . www.cartogiraffe.com . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ БОБОЖОНОВА, ФЕРУЗА (2022). ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ БУХАРЫ ( (PDF) на узбекском языке). Бухара: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ISBN 978-9943-8614-2-8 .
- ^ "Святые места Бухары: Турк-и Джанди (Тюрк из Джанда)" . islamsng.com . Retrieved 2023-11-16 .
- ^ «Надир Девонбеги Хонако» . www.bukhara-museum.org . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ «Климатические нормы Всемирной метеорологической организации на 1991-2020 годы — Бухара» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ «Климатическая таблица Бухары/Узбекистана» (PDF) . Базовые значения климата (1961–1990 гг.) со станций всего мира (на немецком языке). Немецкая метеорологическая служба . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ «Транспорт в Бухаре, за ее пределы и вокруг нее» . Караванистан . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Боярдо, Маттео Мария, или 1441–1494 (1995). Орландо влюблен . Чарльз Стэнли Росс. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-282438-4 . OCLC 32277275 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Вилоятская хакида - Шахар ва туманлар (О провинции - Города и районы)» (на узбекском языке). Администрация Буксорского района. Архивировано из оригинала 15 марта 2017 года . Проверено 4 марта 2014 г.
- ^ Карл Корделл: Этническая принадлежность и демократизация в Новой Европе, Routledge, 1998. Стр. 201: «…Следовательно, количество граждан, считающих себя таджиками, определить трудно. […] Ученые и международные обозреватели Самаркандского государственного университета (СамГУ) предполагают, что в Узбекистане может проживать от шести до семи миллионов таджиков, что составляет 30% из 22 миллионов населения республики, а не официальная цифра в 4,7% (Foltz 1996; 213; Carlisle 1995: 88)…»
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пол Бергне : Рождение Таджикистана. Национальная идентичность и истоки республики . Международная библиотека исследований Центральной Азии. ИБ Таурис . 2007. Стр. 8 и далее.
- ^ Б. Резвани: «Этно-территориальный конфликт и сосуществование на Кавказе, в Средней Азии иФерейдан. Приложение 4: Таджикское население Узбекистана» ( [1] ). Диссертация. Факультет социальных и поведенческих наук Амстердамского университета . 2013 г.
- ^ «Города-побратимы – города-побратимы стран Центральной Азии и Кавказа» . www.orexca.com . Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ «Вы забыли сводных сестер Хамадана?» . isna.ir (на персидском языке). Информационное агентство иранских студентов. 13 октября 2019 года . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ «Могила Камаль-ол-Молка» . iranparadise.com . Иранский рай. 5 мая 2020 г. Проверено 15 ноября 2020 г.
Источники [ править ]
- Гибб, ХАР (1923). Арабские завоевания в Средней Азии . Лондон: Королевское азиатское общество. OCLC 685253133 .
- Шабан, Массачусетс (1979). Аббасидская революция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29534-3 .
- Босворт, CE (1986). «Хутайба б. Муслим». Энциклопедия ислама, новое издание, том V: Кхе-Махи . Лейден и Нью-Йорк: БРИЛЛ. стр. 541–542. ISBN 90-04-07819-3 .
- Б.А. Литвинский, Ахмад Хасан Дани (1996). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. стр. 1–569. ISBN 9789231032110 .
- Марлоу, Луиза (2016). Совет королям: мудрость и политика в Иране десятого века . Том. I: Насихат Аль-Мулук Псевдо-Маварди: контексты и темы. Издательство Эдинбургского университета.
- Пикетт, Джеймс (2020). Полиматы ислама: сила и сети знаний в Центральной Азии . Издательство Корнельского университета.
- Салама, Ашраф М.; Эль-Ашмуни, Марва М., ред. (2021). Архитектурное совершенство в исламских обществах . Рутледж.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Муркрофт В. и Требек Г. (1841 г.). Путешествие по гималайским провинциям Индостан и Пенджаб; в Ладакхе и Кашмире, в Пешаваре, Кабуле, Кундузе и Бухаре... с 1819 по 1825 гг ., Том. II. Перепечатка: Нью-Дели, Sagar Publications, 1971.
Внешние ссылки [ править ]
- Сквозь объектив — Шелковый путь тогда и сейчас — Столетие перемен запечатлено на фотографиях легендарного центральноазиатского оазиса.
- Форбс, Эндрю и Хенли, Дэвид: Наследие Тимура: Архитектура Бухары и Самарканда (CPA Media).
- Список всемирного наследия ЮНЕСКО: Исторический центр Бухары
- Аудиоинтервью с бухарцем о жизни в Бухаре
- Кропоткин, Петр Алексеевич (1911). . Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). стр. 157–158.