Jump to content

Кара-Ханидское ханство

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Караханидов )

Кара-Ханидское ханство
840–1212
Карское ханство Ханство, ок. 1000 . [1]
Статус
Капитал
Общие языки
Религия
Правительство Монархия ( двоевластие )
Каган  
• 840–893 (первый)
Бильге Кул Кадир Хан
• 1204–1212 (последний)
Усман Улуг-Султан
Хаджиб ( канцлер )  
• 11 век
Юсуф Баласагуни
История  
• Учредил
840
• Упразднено
1212
Предшественник
Преемник
Карлук Ябгу
Уйгурский каганат
Саманиды
Королевство Хотан
Сельджукская империя
Хорезмийская империя
Кара Хитай

Караханидское ханство ( персидский : قراخانیان , латинизированный : Караханиян ; китайский : 喀喇汗國 ; пиньинь : Кала Ханго ), также известное как Караханиды , Караханиды , Илек Ханиды [9] или Афрасиабиды ( персидский : آل افراسیاب , латинизированный : Āl-i Afrāsiyab , букв. «Дом Афрасиаба ») — карлукское тюркское ханство , правившее Центральной Азией с 9 по начало 13 века. Династические имена Караханидов и Илек Ханидов относятся к царским титулам, причем Кара- Каган был самым важным тюркским титулом вплоть до конца династии. [10]

Ханство завоевало Трансоксиану в Центральной Азии и управляло ею независимо между 999 и 1089 годами. Их прибытие в Трансоксиану ознаменовало окончательный переход от иранского к тюркскому доминированию в Центральной Азии. [11] тем не менее, Караханиды постепенно ассимилировали персидско-арабскую мусульманскую культуру , сохранив при этом часть своей родной тюркской культуры. [7] В 1040-х годах ханство разделилось на Восточное и Западное ханства. В конце 11 века они попали под сюзеренитет Империи Сельджуков , за которой последовали Кара Китаи (династия Западный Ляо), которые победили сельджуков в битве при Катване в 1141 году. Восточное ханство закончилось в 1211 году, а Западное ханство было упразднено. в Хорезмийской империей 1212 году. [12] [13]

Столицами Кара-Ханидского ханства были Кашгар , Баласагун , Узген и Самарканд . История Кара-Ханидского ханства реконструируется на основе отрывочных и зачастую противоречивых письменных источников, а также исследований по их чеканке . [2]

Имена

Термин Караханид произошел от Кара Хана или Кара Хакана ( персидский : قراخان , латинизированный : Карахан ), главного титула правителей династии. [14] Слово «Кара» означает «черный», а также «мужественный» от древнетюркского (𐰴𐰺𐰀), а хан означает правитель. Этот термин был придуман европейскими востоковедами в XIX веке для обозначения как династии, так и управляемых ею турок. [11]

История

Источник

Аниковское блюдо : Несторианская христианская тарелка с декором осады Иерихона , вероятно, изготовленная согдийскими мастерами во времена карлуковского владычества, в Семиречье . [8] Литое серебро 9-10 веков, скопированное с оригинальной тарелки 8 века. [22] [23]

Кара-Ханидское ханство возникло из конфедерации, образованной где-то в IX веке карлуками , ягмасами , чигилами , тухси и другими народами, жившими в Жетысу , Западном Тянь-Шане (современный Кыргызстан ) и Западном Синьцзяне вокруг Кашгара . [11] Арабский историк X века Аль-Масуди перечислил двух «каганов каганов» карлукской орды: [24] Сана, возможное исполнение Асины (сравните Шайю (также аль-Масуди), Ас(и)нас (ат-Табари), Ансу (Худуд аль-Алам) и Шабу (Ибн Хордадбех) [25] ), и Афрасиаб, [26] которого караханидский ученый XI века Махмуд аль-Кашгари отождествлял с тюркским царем Алпом Эр Тунгой , легендарным прародителем правящей династии Караханидов. [27] Более того, главы государств Караханидов претендовали на титул кагана , что указывает на то, что они, возможно, произошли от Ашина. [28] Несмотря на это, племенное происхождение Бильге Кул Кадир-хана, первого Кара-Хана, до сих пор неизвестно: если Бильге Кул Кадир происходил от Карлук Ябгусов , [29] тогда он действительно принадлежал к династии Асина, как и они; если Бильге Кул Кадир произошел от Ягмы (как предполагает Василий Бартольд ), [30] тогда он этого не сделал, учитывая, что Худуд аль-Алам заявил, что «их [Ягмас] король происходит из семьи царей Тогуззуза », [31] что племя Ашина не числилось среди токуз-огузов (кит. 九姓 Jĭu ​​Xìng «Девять фамилий») в китайскоязычных источниках. [32] [33] и что ранние уйгурские хаганы принадлежали к клану Яглакар Токуза Огуза. [34] а позднее уйгурские каганы принадлежали к роду Адиз . [35] Альтернативно, Бильге Кул Кадир мог принадлежать Эдгишам или Чигилям . [36]

Ранняя история

Карлуки переселившийся — кочевой народ с западного Алтая, в Жетысу ( Семиречье ). В 742 году карлуки входили в состав союза басмылов и уйгуров , который восстал против гектюрков и привел к упадку Второго Тюркского каганата (682–744). [37] В ходе последовавшей за этим перераспределения власти карлуки были повышены из племени, возглавляемого эльтебером, до племени, возглавляемого ябгу , который был одним из высших тюркских сановников и также подразумевал принадлежность к клану Ашина , в котором «повелено небом» право на власть имело место. Позднее карлуки и уйгуры объединились против басмылов и в течение двух лет свергли басмыльского кагана. Уйгурский ябгу стал хаганом, а карлукский вождь — ябгу. Эта договоренность просуществовала менее года. Военные действия между уйгурами и карлуками вынудили карлуков мигрировать на запад, в западные тюргешские земли. [38]

Бронированные всадники на Аниковом блюде , Семиречье ок. 800 . [39]

К 766 году карлуки вынудили тюргешей подчиниться и основали свою столицу в Суябе на реке Чу . В состав карлукской конфедерации к настоящему времени входили племена чигиль и тукши, которые, возможно, были тюргешскими племенами, включенными в карлукский союз. Карлуки обратились в несторианское христианство в конце VIII в., примерно через 15 лет после того, как обосновались в районе Семеричья . [8] Это был первый раз, когда Церковь Востока получила столь крупную поддержку со стороны восточной державы. [40] Остатки несторианского храма найдены в карлукской столице Суябе , а также сотни надгробий с несторианскими сирийскими надписями в районе Семеричья . [41]

К середине 9 века Карлукская конфедерация получила контроль над священными землями западных тюрков после разрушения Уйгурского каганата старыми киргизами . Контроль над священными землями вместе с их принадлежностью к роду Ашина позволил передать каганат карлукам вместе с господством в степях после того, как предыдущий каган был убит в ходе восстания. [42]

В течение 9-го века южная часть Центральной Азии находилась под властью Саманидов , в то время как в среднеазиатских степях доминировали тюркские кочевники, такие как печенеги , тюрки-огузы и карлуки. Владения карлуков простирались на север до Иртыша и Кимекской конфедерации, а их стоянки простирались до рек Чи и Или, где жили племена чигиль и тукши, и на восток до Ферганской долины и за ее пределами. Территорию к югу и востоку от карлуков населяли ягмы. [43] Центр карлуков в IX и X веках, по-видимому, находился в Баласагуне на реке Чу. В конце 9 века Саманиды вошли в степи и захватили Тараз , одну из резиденций карлукского кагана, а большая церковь была преобразована в мечеть.

Образование Кара-Ханидского ханства (840 г. н.э.)

Чеканка протокараханидов из Семиречья с арабской легендой вокруг центрального квадратного отверстия, ок. 950
Могила султана Сатук Бугра-хана (годы правления 920–955 н.э.), первого мусульманского хана Кара-Ханидов, в Артуше , Синьцзян.

В 9 веке Карлукская конфедерация (включающая три главных племени: Булак ( Моулуомулуо / Моула 木剌), Ташлык ( Тасили 鉑力) и Себек (Суофу娑匐) [примечание 2] , наряду с Чигилами , Чаруками , Барсханами , Халаджесами , Азкиши и Тухсисом [46] (последние три, возможно, являются остатками Тюргеша [47] [48] [49] ) и ягма, возможные потомки токуз-огузов , объединили свои силы и образовали первый Карлук-Караханидский каганат. Чигилы, по-видимому, составили ядро ​​караханидской армии. Дата его основания и имя первого хана неясны, но согласно одной из реконструкций, первым караханидским правителем был Бильге Кул Кадир-хан . [50]

Правители Караханидов, вероятно, были из племен Чигил и Ягма - Восточный каган носил титул Арслан Кара Хакан (Арслан «лев» был тотемом Чигилов), а Западный каган - титул Бугра Кара Хакан (Бугра «мужчина») . «верблюд» был тотемом Ягмы). Имена животных были постоянным элементом тюркских титулов Караханидов: например, Аслан (лев), Бугра (верблюд), Тоган (сокол), Бори (волк) и Тогрул или Тогрил (хищная птица). [2] При каганах было четыре правителя с титулами Арслан Илиг, Бугра Илиг, Арслан Тегин и Бугра Тегин. [50] Титулы членовдинастия меняла свое положение, обычно вверх, в династической иерархии.

Обращение в ислам ( ок. 934 г. н.э. )

В середине X века Кара-Ханиды приняли ислам и приняли мусульманские имена и почетные титулы, но сохранили тюркские царственные титулы, такие как Хан, Каган , Илек (Илиг) и Тегин . [2] [51] Позже они приняли арабские титулы султан и султан ас-салатин («Султан султанов»). По словам османского историка, известного как Мунаджим-баши, караханидский принц по имени Султан Сатук Бугра Хан был первым из ханов, принявшим ислам. После обращения он получил фетву , которая позволила ему фактически убить своего отца, предположительно все еще язычника, после чего он завоевал Кашгар (старого королевства Шуле ). [52] Позже, в 960 году, по данным мусульманских историков Ибн Мискавайха и Ибн аль-Асира , произошло массовое обращение тюрков (как сообщается, «200 000 шатров турок»), и косвенные данные позволяют предположить, что это были Караханиды. [52]

Завоевание Трансоксианы

Карта Кара-Ханидского ханства по состоянию на 1006 год нашей эры, когда оно достигло своего наибольшего размера.

Внук Сатук Бугра Хана, Хасан б. Сулейман (или Харун) (титул: Бугра-хан) напал на Саманидов в конце 10 века. Между 990 и 992 годами Хасан взял Исфиджаб , Фергану , Илак , Самарканд и Саманидов столицу Бухару . [53] Однако Хасан Бугра Хан умер в 992 году из-за болезни. [53] и Саманиды вернулись в Бухару.

Двоюродный брат Хасана Али б. Муса (титул: Кара-хан или Арслан-хан) возобновил поход против Саманидов, и к 999 году сын Али Наср взял Чач, Самарканд и Бухару. [2] Владения Саманидов были разделены между Газневидами , получившими Хорасан и Афганистан , и Караханидами, получившими Трансоксиану. Таким образом, река Окс стала границей между двумя соперничающими империями.

Государство Караханидов делилось на уделы ( система Юлюш ), как это было принято у тюркских и монгольских кочевников. Караханидские уделы были связаны с четырьмя основными городскими центрами: Баласагуном (тогда столицей Караханидского государства) в Жетысу, Кашгаром в Синьцзяне, Узгеном в Фергане и Самаркандом в Мавераннахре. Первоначальные владения династии Жетысу и Касгар и их ханы сохраняли неявное старшинство над теми, кто правил в Мавераннахре и Фергане. [11] Четыре сына Али (Ахмад, Наср, Мансур, Мухаммад) владели каждый своим независимым уделом в пределах государства Караханидов. Наср, завоеватель Мавераннахра, владел большой центральной территорией Мавераннахра (Самарканд и Бухара), Ферганой (Узген) и другими областями, хотя после его смерти его удел был еще более разделен. Ахмад владел Жетысу и Чачем и стал главой династии после смерти Али. Братья Ахмад и Наср проводили разную политику в отношении Газневидов на юге: пока Ахмад пытался заключить союз с Махмудом Газневским , Наср безуспешно пытался расшириться на территорию Газневидов. [2]

Правитель Кара-Ханидов «Илиг-хан» на коне, подчиняющийся Газневидов правителю Махмуду Газнийскому , который едет на слоне, в 1017 году. Они согласились разделить бывшую Саманидов территорию по реке Окс . Джами ат-Таварих , около 1306–1314 гг. [54]

На смену Ахмаду пришел Мансур, а после смерти Мансура доминирующей стала ветвь Караханидов Хасан Бугра-хана. Сыновья Хасана Мухаммад Тоган-хан II и Юсуф Кадир-хан, владевшие Кашгаром , в свою очередь стали главой династии Караханидов. Эти две семьи, то есть потомки Али Арслан-хана и Хасан-Бугра-хана, в конечном итоге разделили Караханидское ханство на две части.

В 1017–1018 годах Караханиды отразили нападение большой массы кочевых тюркских племен, что в мусульманских источниках было описано как великая победа. [55] Примерно в то же время правитель Кара-Ханидов Илиг-хан достиг соглашения с Махмудом Газни , по которому они согласились разделить бывшую Саманидов территорию по реке Окс . [54]

Завоевание западной части Таримской котловины

Исламское завоевание буддийских городов к востоку от Кашгара началось, когда караханидский султан Сатук Бугра-хан принял ислам в 934 году, а затем захватил Кашгар. Он и его сын руководили усилиями по обращению ислама среди турок и участвовали в военных завоеваниях. [56] В середине X века сын Сатука Муса начал оказывать давление на Хотан, и последовал длительный период войны между Кашгаром и Хотанским царством . [57] Сообщается, что племянник или внук Саток Бугра Хана Али Арслан был убит буддистами во время войны; [58] во время правления Ахмада б. Али, Караханиды также вели войны против немусульман на востоке и северо-востоке. [59]

В мусульманских источниках рассказывается история четырех имамов из города Мадаин (возможно, сейчас находящегося в Ираке), которые приехали, чтобы помочь Юсуфу Кадир-хану, лидеру Караханидов, в его завоевании Хотана, Яркенда и Кашгара. Сообщается, что «неверных» гнали в сторону Хотана, но четверо имамов были убиты. [60] В 1006 году Юсуф Кадир-хан из Кашгара завоевал Хотанское королевство, положив конец существованию Хотана как независимого государства. [61]

Завоевание западной части Таримского бассейна, который включает Хотан и Кашгар, имеет важное значение для возможной тюркизации и исламизации Таримского бассейна , и современные уйгуры идентифицируют себя с Караханидами, хотя название Уйгуры было взято из манихейского Уйгурского каганата и буддийского государства Кочо. . [62] [63]

Разделение Кара-Ханидского ханства

Принц на троне со стоящими придворными, Афрасиаб , Самарканд , датируется 1170–1220 гг. н.э. Национальный исторический музей Самарканда . [64]
Дирхем кара-ханидского правителя Али-Тегина , отчеканенный в Дабусии в 1032/3.

В начале XI века единство династии Караханидов было нарушено частыми внутренними войнами, которые в конечном итоге привели к образованию двух независимых государств Караханидов. Сын Хасан Бугра-хана Али Тегин захватил контроль над Бухарой ​​и другими городами. После смерти Мансура он еще больше расширил свою территорию. Сын Насра, Беритигин , позже вел войну против сыновей Али Тегина и завоевал контроль над значительной частью Трансоксианы, сделав столицей Самарканд. В 1041 году другой сын Насра б. Али, Мухаммад Айн ад-Даула (годы правления 1041–1052 гг.) взял на себя управление западной ветвью семьи, что в конечном итоге привело к формальному разделению Хара-Ханидского ханства. Ибрагим Тамгач-хан считался мусульманскими историками великим правителем, и он принес некоторую стабильность Западным Караханидам, ограничив удельную систему, которая вызвала большую часть внутренних раздоров в Кара-Ханидском ханстве. [2]

Семья Хасанов осталась под контролем Восточного ханства. Столица Восточного ханства находилась в Баласагуне, а затем в Кашгаре. Районы Фергана-Жетысу стали границей между двумя государствами и часто вызывали споры. Когда были образованы два государства, Фергана попала в состав Восточного ханства, но позже была захвачена Ибрагимом и стала частью Западного ханства.

Сельджукский сюзеренитет

Кара-ханидский лучник с характерными тюркскими длинными косами, Афрасиаб, около 1200 г. н.э. [65] [66]

В 1040 году империя Сельджуков разгромила Газневидов в битве при Данданакане и вошла в Иран. Начался конфликт с Караханидами, но Караханиды поначалу смогли противостоять нападениям сельджуков, даже ненадолго взяв под свой контроль сельджукские города в Большом Хорасане . Однако у Караханидов возникли серьезные конфликты с религиозными классами ( улемами ), и улемы Трансоксианы затем потребовали вмешательства сельджуков. В 1089 году, во время правления внука Ибрагима Ахмада б. Хидра сельджуки вошли и взяли под свой контроль Самарканд вместе с владениями, принадлежавшими Западному ханству. На протяжении полувека Западно-Караханидское ханство было вассалом Сельджуков, которые в значительной степени контролировали в то время назначение правителей ханства. Ахмад б. Хидра вернули к власти сельджуки, но в 1095 году улемы обвинили Ахмада в ереси и сумели добиться его казни. [2]

Караханиды Кашгара также заявили о своем подчинении после похода сельджуков на Талас и Жетысу, но Восточное ханство было вассалом сельджуков лишь на короткое время. В начале XII века Восточное ханство вторглось в Трансоксиану и ненадолго оккупировало сельджукский город Термез. [2]

Вторжение черных китаев

Войско Кара Китай (династия Западная Ляо), вторгшееся в Среднюю Азию, состояло из остатков несуществующей династии Ляо , которая была уничтожена династией Цзинь в 1125 году. Дворянин Ляо Елюй Даши набрал воинов из различных племен и сформировал орду, которая двинулась на запад, чтобы восстановить династию Ляо. Елюй занял Баласагун на реке Чу , затем в 1137 году разгромил западных Караханидов в Худжанде . [67] В 1141 году Кара-Хитаи стали доминирующей силой в регионе после того, как они нанесли сокрушительный удар сельджукскому султану Ахмаду Санджару и Кара-Ханидам в битве при Катване под Самаркандом . [11] Несколько военачальников караханидских родословных, таких как отец Хорезма Османа, бежали из земель Караханидов после вторжения Караханидов.

Деталь правителя Кара-Ханидов, вероятно, Усмана ибн Ибрагима . [68] сидит, скрестив ноги, на троне на полностью реконструированном рельефе, Афрасиаб , Самарканд , около 1200 г. н.э. [69] [70] Вероятно, портрет был испорчен в 1212 году, когда Хорезмийской империи шах Мухаммад б. Текиш захватил Самарканд. [71]

Несмотря на поражение от Кара-Хитая, династия Караханидов осталась у власти в качестве своих вассалов. Сами Кара-Хитаи остались в Жетысу возле Баласагуна и позволили некоторым Караханидам продолжать править в качестве сборщиков налогов в Самарканде и Кашгаре. При Кара-Хитае Караханиды выполняли функции администраторов оседлого мусульманского населения. Хотя Кара-Китаи были буддистами, правившими преимущественно мусульманским населением, они считались справедливыми правителями, чье правление было отмечено религиозной терпимостью. [11] Исламская религиозная жизнь продолжалась непрерывно, и исламская власть сохранялась при Кара-Хитае. Кашгар стал несторианской митрополией , и начиная с этого периода в долине реки Чу появились христианские надгробия. [67] Однако Кучлуг , , найман узурпировавший трон династии Кара-Хитаев, ввел антиисламскую политику в отношении местного населения, находившегося под его властью. [72]

Падение

Упадок сельджуков после их поражения от кара-китаев в битве при Катване (1141 г.) позволил хорезмийской династии , бывшей тогда вассалом кара-китая, распространиться на бывшую территорию сельджуков, где они стали независимыми правителями около 1190 г. В 1207 г. Жители Бухары восстали против садров (лидеров религиозных сословий), что хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммад использовал как предлог для завоевания Бухары. Затем Мухаммед заключил союз с правителем Западных Караханидов Усманом ибн Ибрагимом (который позже женился на дочери Мухаммеда) против Кара-Хитаев. В 1210 году Хорезм-шах взял Самарканд после того, как каракитяне отступили, чтобы справиться с восстанием наймана Кучлуга, захватившего казну каракиданей в Узгене. [2] Затем Хорезм-Шах разгромил Кара-Хитаев под Таласом. Мухаммед и Кучлуг, судя по всему, договорились о разделе империи кара-киданей. [73] В 1212 году население Самарканда подняло восстание против хорезмийцев, восстание, которое поддержал Усман, и уничтожило их. Хорезм-шах вернулся, отбил Самарканд и казнил Усмана. Он потребовал подчинения всех ведущих Караханидов и окончательно уничтожил государство Западных Караханидов.

В 1204 году восстание восточных кара-ханидов в Кашгаре было подавлено кара-китайцами, которые взяли в заложники царевича Юсуфа в Баласагун. [74] Позже принц был освобожден, но был убит в Кашгаре повстанцами в 1211 году, что фактически положило конец Восточным Кара-Ханидам. [74] В 1214 году повстанцы в Кашгаре сдались Кучлугу , узурпировавшему кара-китайский трон. [74] В 1218 году Кучлуг был убит монгольским войском . Некоторые из восточных вассалов Кара-Хитая, включая Восточных Кара-Ханидов, затем присоединились к монгольским войскам, чтобы завоевать Хорезмийскую империю. [75]

Культура

Ранняя карта мира из Dīwān Lughāt al-Turk («Сборник языков тюрков»), арабо-турецкого словаря кара-ханидского писателя Махмуда аль-Кашгари , написанного в сельджукском Багдаде в 1072-74 гг. н.э. (копия 1266 г.) . [76]
Башня Бурана , ранний минарет Кара-Ханидов, построенный в Баласагуне в 11 веке.

Приход к власти Караханидов не изменил по существу иранского характера Центральной Азии, хотя и привел в движение демографический и этнолингвистический сдвиг. В эпоху Караханидов местное население начало использовать тюркский язык в речи – первоначально сдвиг был языковым, когда местное население приняло тюркский язык. [77] В то время как Центральная Азия на протяжении веков тюркизировалась, в культурном отношении тюрки были близки к персидизации или, в некоторых отношениях, к арабизации. [11] Тем не менее, официальный или придворный язык, используемый в Кашгаре и других караханидских центрах, называемый «Хакани» (царский), оставался тюркским. Язык был частично основан на диалектах, на которых говорили тюркские племена, составлявшие Караханидов, и обладал качествами линейного происхождения от кёк и карлуков тюркских тюркское письмо также использовалось для всех документов и переписки хаканов . . По словам Дивану л-Лучат ат-Турка , [78]

Мавзолей Караханидов XI–XII веков в Узгене , Киргизия .

«Дивану л-Лучат ат-Турк» («Словарь языков тюрков») был написан выдающимся караханидским историком Махмудом аль-Кашгари , который, возможно, какое-то время жил в Кашгаре при дворе Караханидов. Он написал этот первый всеобъемлющий словарь тюркских языков на арабском языке для халифов Багдада в 1072–1076 годах. Другим известным караханидским писателем был Юсуф Баласагуни , написавший «Кутадгу Билиг» («Мудрость счастья»), единственное известное литературное произведение, написанное на тюркском языке караханидского периода. [78] Кутадгу Билиг — это форма консультативной литературы, известная как зеркала для принцев . [79] Тюркская идентичность очевидна в обоих этих произведениях, но они также отражают влияние персидской и исламской культуры. [80] Однако придворная культура Караханидов оставалась почти полностью персидской. [80] Два последних западных хакана также писали стихи на персидском языке. [7]

Кембриджская всемирная история описывает государство Кара-Ханидов как первое из исламских тюрко-иранских государств. [81]

Ислам и его цивилизация процветали при Караханидах. Самый ранний образец медресе в Центральной Азии был основан в Самарканде Ибрагим Тамгач-ханом . Ибрагим также основал больницу для ухода за больными, а также предоставления приюта бедным. [2] Его сын Шамс аль-Мульк Наср построил рибаты для караван-сараев на пути между Бухарой ​​и Самаркандом, а также дворец недалеко от Бухары. Некоторые из зданий, построенных Караханидами, сохранились до наших дней, в том числе минарет Калян , построенный Мохаммад Арслан-ханом рядом с главной мечетью в Бухаре, и три мавзолея в Узгенде. Ранние правители Караханидов, будучи кочевниками, жили не в городе, а в армейском лагере за пределами столицы, и хотя ко времени Ибрагима Караханиды все еще сохраняли кочевническую традицию, их обширные религиозные и гражданские постройки показали, что они ассимилировали культуру. и традиции оседлого населения Трансоксианы. [2] При раскопках цитадели Самарканда были найдены руины дворца караханидского правителя Ибрагима ибн Хусейна (1178–1202). Дворец был украшен настенными росписями. [82] [83]

Многочисленные произведения искусства и предметы декора известны также из владений Кара-Ханидов времен их правления (840–1212 гг.). Самарканд с его старой цитаделью Афрасиаб , где было раскопано множество произведений искусства, был завоеван Кара-Ханидами между 990 и 992 годами и удерживался до 1212 года (XI–XII вв.):

Наследие

Кара-Ханид, возможно, является самым устойчивым культурным наследием среди сосуществовавших культур в Центральной Азии с 9 по 13 века. Карлукско-уйгурский диалект, на котором говорили кочевые племена и тюркизированное оседлое население под властью Кара-Ханидов, образовал две основные ветви тюркской языковой семьи — чагатайскую и кыпчакскую . Культурная модель Кара-Ханидов, сочетающая кочевую тюркскую культуру с исламскими, оседлыми институтами, распространилась на восток, на бывшие территории Кара-Ходжи и Тангутов , а также на запад и юг на субконтинент, Хорасан (Туркменистан, Афганистан и Северный Иран), территории Золотой Орды ( Татаристан) . ) и Турция . Чагатайские , Тимуридские и Узбекские государства и общества без особых перерывов унаследовали большую часть культур Кара-Ханидов и Хорезмийцев. [ нужна ссылка ]

Кара-Ханиды перевели Коран на среднетюркский язык . Сохранились четыре экземпляра переводов Корана, найденные в различных коллекциях, и среднетюркский отрывок « Аль-Фатихи» , которые предположительно относятся к периоду Кара-Ханидов. [88]

Идентификация с Китаем

Монархи Кара-Ханидов приняли Тамгадж-хана (по-тюркски «Хан Китая»; 桃花石汗 ) или Малика аль-Машрик ва-л'Сина (по-арабски «Царь Востока и Китая»; 東方與秦之主 ) в качестве своих титул и чеканили монеты с этим титулом. [89] [90] Другой титул, который они использовали, был Султан аш-Шарк ва аль-Син (Султан Востока и Китая). [91] В чеканке «протокараханидов» раннего периода использовались монеты с квадратными отверстиями в китайском стиле в сочетании с арабским письмом. [92]

Большая часть владений Кара-Ханидского ханства, включая Трансоксиану и западную часть Таримской котловины , находилась под властью династии Тан до битвы при Таласе в 751 году, и правители Кара-Ханидов продолжали отождествлять свою династию с Китаем. несколько столетий спустя. [89] Юсуф Кадир-хан послал первого посла Кара-Ханидов к династии Сун, Бойла Сагуна, с просьбой к Сун прислать официального посланника, который помог бы «усмирить» Хотан, очевидно стремясь использовать престиж китайского двора для укрепления кара-ханидов. Местный статус Ханидов. [93]

Правители Кара-Ханидов также установили брачные отношения с династией Ляо и обращались к императорам Сун как к «дядям по материнской линии», возможно, подражая уйгурским и тибетским правителям, имевшим брачные отношения с предыдущей династией Тан. [94]

В своем отчете ученый Кара-Ханид Махмуд аль-Кашгари назвал свою родину вокруг Кашгара , тогда входившую в состав ханства Кара-Ханид, «Нижним Китаем». [95]

Генетика

Караханидка, Жамбылский областной музей, Казахстан. [96]

В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в мае 2018 года, были изучены останки трех особей Хара-Ханидов. [97] Было обнаружено, что они являются носителями материнских гаплогрупп G2a2 , A и J1c . [98] Было обнаружено, что Кара-Ханиды имеют большее восточноазиатское происхождение, чем предыдущие Гоктюрки . [99]

Монархи

Генеалогия Караханидов

Западные Караханиды

  • Тамгач Хан Ибрагим (также известный как Беритигин) ок. 1040–1068 гг.
  • Шамс аль-Мульк Наср 1068–1080: женился на Аише, дочери Алп Арслана . [101]
  • Хидр 1080–1081 гг.
  • Ахмад 1081–1089 гг.
  • Якуб Кадир Хан 1089–1095 гг.
  • Масуд 1095–1097 гг.
  • Сулейман Кадир Тамгач 1097
  • Махмуд Арслан Хан 1097–1099 гг.
  • Джибраил Арслан Хан 1099–1102 гг.
  • Мухаммад Арслан Хан 1102–1129 гг.
  • Наср 1129
  • Ахмад Кадир Хан 1129–1130 гг.
  • Хасан Джалал ад-Дунья 1130–1132 гг.
  • Ибрагим Рукн ад-Дунья 1132
  • Махмуд 1132–1141 гг.
  • Ибрагим Табгач-хан 1141–1156 гг.
  • Али Чагри Хан 1156–1161 гг.
  • Масуд Табгач Хан 1161–1171 гг.
  • Мухаммад Табгач-хан 1171–1178 гг.
  • Ибрагим Арслан Хан 1178–1202 гг.
  • Усман ибн Ибрагим 1202–1212 гг.

Восточные Караханиды

  • Эбу Шука Сулейман 1042–1056 гг.
  • Мухаммад бин Юсуф 1056–1057 гг.
  • Ибрагим бин Мухаммад Хан 1057–1059 гг.
  • Махмуд 1059–1075 гг.
  • Умар (Кара-Ханид) 1075 г.
  • Эбу Али эль-Хасан 1075–1102 гг.
  • Ахмад Хан 1102–1128 гг.
  • Ибрагим бин Ахмад 1128–1158 гг.
  • Мухаммад бин Ибрагим 1158–?
  • Юсуф бин Мухаммад? –1205 г.
  • Абул Фет Мухаммад 1205–1211 гг.

См. также

Примечания

  1. ^ При перечислении 20 тюркских народов в Кашгари также вошли нетюркские кумо си ( qāy ), кидани ( xitāy ), тангуты ( taŋut ) и хань ( Tawγač ). [17] [18]
  2. ^ также известный как Чиси в китайских источниках. Голден (1992) нерешительно отождествляет Чиси с Чуюэ, которого он также связывает с Чигилсом; [44] Этвуд (2010) отождествил Чиси熾俟 с Чжуси朱斯, которые также упоминались в Сю Таншу. Этвуд не связывает Чиси 熾俟 ~ Чжуси 朱斯 с Чуюэ 處月, а вместо этого связывает Чжукси 朱邪, первоначальную племенную фамилию правящего дома Шатуо. [45]

Ссылки

Цитаты

  1. ^ Абазов Р. (2016). Пэлгрейв Краткий исторический атлас Центральной Азии . Спрингер. п. 56. ИСБН  978-0-230-61090-3 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Азимов 1998 , стр. 119–144.
  3. ^ Бартольд, В.В. (1962). Четыре исследования по истории Центральной Азии . Э. Дж. Брилл. п. 99.
  4. ^ Груссе 2004 , с. 165.
  5. ^ Поцци, Янхунен и Вейерс 2006 , стр. 114.
  6. ^ Кемаль Силай (1996). Антология турецкой литературы . п. 27.
  7. ^ Jump up to: а б с д Биран, Михал (2012). «Илак-Ханиды» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 9 сентября 2015 года . Проверено 12 мая 2014 г. Два последних западных хакана, Ибрагим б. Хо-Сайн (1178–1203) и Омман (1202–1212) писали стихи на персидском языке.
  8. ^ Jump up to: а б с Симс, Элеонора (2002). Бесподобные образы: персидская живопись и ее истоки . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 293–294. ISBN  978-0-300-09038-3 .
  9. ^ «Караханиды», Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока , Том. 1, Ред. Джейми Стоукс (Infobase Publishing, 2009), с. 578.
  10. ^ Азимов 1998 , с. 120.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Соучек 2000 .
  12. ^ «Британская энциклопедия» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 г. Проверено 8 декабря 2006 г.
  13. ^ Груссе 2004 , с. 168.
  14. ^ Золотой 1990 , с. 354.
  15. ^ Махмуд аль-Кашдари. (1982) «Диван Лугат ат-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы. Часть I. С. 75–76; 82–86
  16. ^ Голден, ПБ (2015) «Тюркский мир в Махмуде аль-Кашгари», с. 506. цитата: «Он, кажется, колеблется в своем использовании, часто используя тюрк для обозначения своих единственных Караханидов, т.е. тюрков, а в других случаях для обозначения тюркоязычных людей в целом»
  17. ^ аль-Кашдари (1982), Данкофф (переводчик). стр. 82–84
  18. Шёниг, Клаус, «О некоторых неясных, сомнительных и противоречивых отрывках в книге Махмуда аль-Кашьари «Диван Луят ат-Турк» , Türk Dilteri Araştrımaları 14 (2004): стр. 42–47 из 35–56.
  19. ^ Осман Азиз Басан (2010). Великие сельджуки: история . п. 177.
  20. ^ Биран, Михал (2016). «Караханидское ханство» (PDF) . В Джоне М. Маккензи (ред.). Энциклопедия Империи . Джон Вили и сыновья, ООО ISBN  978-1118440643 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 августа 2017 г. Проверено 4 мая 2017 г.
  21. ^ Биран, Михал (2001). «Караханидология: взгляд с края Караханида» . Центральное Каье д'Ази . 9 : 77–89. Архивировано из оригинала 26 августа 2017 г. Проверено 4 мая 2017 г.
  22. ^ «Эрмитаж» .
  23. ^ Горелик, Михаил (1979). «Восточные доспехи Ближнего и Среднего Востока с восьмого по пятнадцатый века, как показано в произведениях искусства», Майкл Горелик, в: Исламское оружие и доспехи, изд. Роберт Элгуд, Лондон, 1979 год . Роберт Элгуд.
  24. ^ Аль-Масуди Золотые луга и драгоценные шахты, том. 1 стр. 311–312. перевод Алоиса Шпрегера
  25. ^ П.Б. Голден, «Ирано-Турсика: новый взгляд на хазарское сакральное царствование», в Acta Orientalia Hungarica 60:2 (2007), стр. 165, 172, н. 33
  26. ^ Борис Живков, (2010), Хазария в девятом и десятом веках , с. 46.
  27. ^ Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат аль-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы. (1982) Часть I, с. 92 и Часть II. стр. 225, 337
  28. ^ Картер В. Финдли, (2004), Турки в мировой истории , с. 75
  29. ^ «Государство Карлук Ябгу (756–940)» Казахстан Тарихы . цитата: "В 840 году в среднеазиатских степях произошло важное событие. Нашествие енисейских кыргызов уничтожило Уйгурский каганат, вынудив уйгуров бежать в Турфанский оазис и в Ганьсу [в оригинале статьи ошибочно указано Гуанчжоу ]. Карлук Джабгу и правитель из Исфиджаба Бильге Кул Кадир-Хан воспользовался ситуацией, провозгласил себя полновластным правителем и принял новый титул кагана».
  30. ^ Голден, П.Б. (1992) Введение в историю тюркских народов . Серия: Тюркологика 9 . Висбаден: Отто Харрассовиц. п. 214
  31. ^ Худуд аль-Алам «§13. Рассуждение о стране Ягма и ее городах». Перевел и объяснил В. Минорский. стр. 95–96
  32. ^ Тан Хуйяо , т. 98.
  33. ^ Цзю Таншу, том 195.
  34. ^ Синь Таншу, том 217а.
  35. ^ Мориясу, Такао (2015). «Новые события в истории восточно-уйгурского манихейства» . Открытое богословие . 1 (1): 327–328. дои : 10.1515/opt-2015-0016 . ISSN   2300-6579 .
  36. ^ 1940–, Kochnev, Boris Dmitrievich (2006). Numizmaticheskai︠a︡ istorii︠a︡ Karakhanidskogo kaganata , 991–1209 gg. Nastich, V. N. Moskva: Sofii︠a︡.
  37. ^ Беквит 2009 , с. 142.
  38. ^ Золотой 1990 , с. 349.
  39. ^ Карамян, Голамреза; Максимюк, Катажина (2017). Короны, шляпы, тюрбаны и шлемы: головные уборы в истории Ирана . Седльце, Тегеран: Институт истории и международных отношений, факультет гуманитарных наук, факультет археологии и истории Университета Седльце, центральный Тегеранский филиал, Тегеранский университет Азад. п. 251, рис. 37. ISBN  978-83-62447-19-0 .
  40. ^ О'Дейли, британец (Йельский университет) (2021). «Израиль семирек» (PDF) . Китайско-платонические документы : 3. Обращение тюрков-карлуков Церковью Востока в восьмом веке ознаменовало важный момент самоопределения для христиан, живущих в раннесредневековой Центральной Азии: никогда прежде христианство не пользовалось официальной поддержкой такой значительную державу в регионе, как карлуки, основавшие свое царство в Жетысу, «Семиречье» под озером Балхаш. Карлуки, скорее всего, обратились в христианство примерно через пятнадцать лет после того, как они отвоевали Жетысу у Тюргешского каганата, соединив идентичность нового карлукского государства с религией, которая редко, если вообще когда-либо, формально ассоциировалась с правителями, контролировавшими Среднюю Азию.
  41. ^ Тан, Ли (1 января 2022 г.). «Христианские общины в средневековой Центральной Азии: сирийские и сиро-тюркские надписи из Жетысу и Чуйской долины (9-14 вв.)» . Следы Шелкового пути: исследования сирийского христианства в Китае и Центральной Азии : 210–211.
  42. ^ Голден 1990 , стр. 350–351.
  43. ^ Золотой 1990 , с. 348.
  44. ^ Голден, П.Б. (1992) Введение в историю тюркских народов . Серия: Тюркологика 9 . Висбаден: Отто Харрассовиц. стр. 196–201.
  45. ^ Этвуд, Кристофер П. (2010), «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуо» . Кафедра восточноазиатских языков и цивилизаций . 16. стр. 600–601 из 593–621.
  46. ^ Государство Карлук Ябгу (756–940) в истории Казахстана
  47. ^ Гумилев, Л. Поиски воображаемого царства: Трилистник с высоты птичьего полета Гл. 5: Разрушенная тишина (961–1100)
  48. ^ Пилипчук, Я. «Турки и мусульмане: от противостояния к обращению в ислам (конец VII века – начало XI века)» в УДК 94(4):95(4). На украинском языке
  49. ^ Минорский, В. «Комментарий» к «§17. Тухи» в «Худуд аль-Алам» . Перевел и объяснил В. Минорский. стр. 300–304.
  50. ^ Jump up to: а б Золотой 1990 , стр. 355–356.
  51. ^ «Серия рабочих документов Азиатского научно-исследовательского института № 44 «История религиозных преобразований уйгуров (V-XVI века) Ли Тана» . Архивировано из оригинала 19 января 2008 г. Проверено 19 января 2008 г.
  52. ^ Jump up to: а б Золотой 1990 , с. 357.
  53. ^ Jump up to: а б Саманиды , Ричард Нельсон Фрай, Кембриджская история Ирана , Vol. 4, изд. Р. Н. Фрай, (Издательство Кембриджского университета, 1999), 156–157.
  54. ^ Jump up to: а б Босворт, CE (1998). История цивилизаций Центральной Азии . ЮНЕСКО. п. 106. ИСБН  978-92-3-103467-1 . На этом этапе была достигнута договоренность с караханидом Илиг Насром б. Али сделал Окс границей между двумя империями [Караханидами и Газневидами], поскольку усохший эмират Саманидов пришел к бесславному концу, когда Илиг окончательно оккупировал Бухару в 999 году.
  55. ^ Золотой 1990 , с. 363.
  56. ^ Хансен 2012 , стр. 226.
  57. ^ Миллуорд 2009 , стр. 55–56.
  58. ^ Труди Ринг; Роберт М. Салкин; Шэрон Ла Бода (1994). Международный словарь исторических мест: Азия и Океания . Тейлор и Фрэнсис. стр. 457–. ISBN  978-1-884964-04-6 . Архивировано из оригинала 10 мая 2016 г. Проверено 12 октября 2015 г.
  59. ^ Мориясу 2004 , стр. 207.
  60. ^ Август 2012 г. , с. 633.
  61. ^ Аурел Штайн, Древний Хотан. Архивировано 12 сентября 2011 г. в Wayback Machine , Clarendon Press, стр. 181.
  62. ^ Миллуорд 2009 , стр. 52–56.
  63. ^ Старр 2015 , с. 42.
  64. ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 232. ИСБН  978-8412527858 . Инжир. 181 – Принц на троне в окружении двух придворных -Иран- около 1170–1220 гг. Самарканд, Национальный исторический музей (...) В Афрасиабе обнаружена посуда иранской типологии (...). Там же были обнаружены блестящие чашки и фрагменты с полихромным декором (...) (рис. 181).
  65. ^ Фрэй, Джеральдин; Реутова, Марина (2013). «От поля к музеографии. Реставрация настенной живописи в Узбекистане: Казаклыяткан/акчхан - Скачать PDF бесплатно» . Среднеазиатские тетради . 22.21:618, рисунок 16.
  66. ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. стр. 221–222. ISBN  978-8412527858 .
  67. ^ Jump up to: а б Азимов 1998 .
  68. ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 222. ИСБН  978-8412527858 . 'Усман ибн Брахим (...), весьма вероятно, спонсор самаркандских картин"
  69. ^ Карев, Юрий (2013). Тюрко-монгольские правители, города и городская жизнь . Лейден: Брилл. стр. 114–115. ISBN  978-9004257009 . Керамику и денежные находки в павильоне можно датировать не ранее второй половины XII века, а вероятнее всего, концом этого столетия. Это единственный из раскопанных павильонов, украшенный росписями, не оставляющими сомнений в хозяине этого места. (...) Весь художественный проект был направлен на возвеличение царской фигуры и великолепия его двора. (...) основные сцены северной стены изображают правителя, сидящего на троне, скрестив ноги (см. рис. 13, 14) (...) Это, несомненно, была частная резиденция караханидского правителя и его семьи, а не место для торжественных приемов.
  70. ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. стр. 221–222. ISBN  978-8412527858 . Росписи, украшавшие (...) частную резиденцию последних караханидских государей Самарканда (конец XII - начало XIII века (...) государь сидит, скрестив ноги на троне, держит стрелу, символ мощность (рис. 171).
  71. ^ Карев, Юрий (2013). Тюрко-монгольские правители, города и городская жизнь . Лейден: Брилл. п. 120. ИСБН  978-9004257009 . Нельзя исключить возможность того, что эта акция была связана с драматическими событиями 1212 года, когда Самарканд был взят хорезмшахом Мухаммадом б. Текиш.
  72. ^ Биран 2005 , стр. 194–196.
  73. ^ Золотой 1990 , с. 370.
  74. ^ Jump up to: а б с Биран 2005 , с. 81.
  75. ^ Биран 2005 , с. 87.
  76. ^ Йонг, Хеминг; Пэн, Цзин (14 августа 2008 г.). Китайская лексикография: история с 1046 г. до н.э. по 1911 г. н.э. ОУП Оксфорд. стр. 379–380. ISBN  978-0-19-156167-2 .
  77. ^ Золотой 2011 .
  78. ^ Jump up to: а б Ларри Кларк (2010), «Тюркское письмо и Кутадгу Билиг», Тюркология в Майнце , Otto Harrasowitz GmbH & Co, стр. 96, ISBN  978-3-447-06113-1
  79. ^ Скотт Кэмерон Леви; Рон Села (2010). «Глава 13 - Юсуф Хасс Хаджиб: Совет правителям Караханидов». Исламская Центральная Азия: Антология исторических источников . Издательство Университета Индианы. стр. 76–81. ISBN  978-0-253-35385-6 .
  80. ^ Jump up to: а б Тетли 2009 , с. 27.
  81. ^ Хазанов, Анатолий М. (2015). «Пастырские кочевья и завоевания». В Кедаре, Бенджамин З .; Виснер-Хэнкс, Мерри Э. (ред.). Кембриджская всемирная история (том V): расширение сети обмена и конфликтов, 500–1500 гг . н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 369. ИСБН  978-0-521-19074-9 . Тем временем в Центральной Азии и на Ближнем Востоке возник новый тип государственности — исламские тюрко-иранские государства. Это были государства завоевательного типа, в которых кочевые или бывшие кочевые элиты, принявшие ислам, управляли завоеванными оседлыми странами при помощи иранской бюрократии. Первым таким государством было Караханидское, названное в честь правящей династии, просуществовавшей с 992 по 1214 год.
  82. ^ Карев, Юрий (2005) «Настенные росписи Караханидов в цитадели Самарканда. Первый отчет и предварительные наблюдения», Мукарнас, 22: 43–81.
  83. ^ Карев, Юрий (2003) «Цикл настенных росписей периода Караханидов (XII-XIII вв.) в цитадели Самарканда: государь и художник», Comptes Rendus de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, fasc . 4:301–347.
  84. ^ Jump up to: а б Карев, Юрий (2013). Тюрко-монгольские правители, города и городская жизнь . Лейден: Брилл. стр. 115–120. ISBN  978-9004257009 . Керамику и денежные находки в павильоне можно датировать не ранее второй половины XII века, а вероятнее всего, концом этого столетия. Это единственный из раскопанных павильонов, украшенный росписями, не оставляющими сомнений в хозяине этого места. (...) Весь художественный проект был направлен на возвеличение царской фигуры и великолепия его двора. (...) Это, несомненно, была частная резиденция караханидского правителя и его семьи, а не место для торжественных приемов.
  85. ^ Коллине, Анабель (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 234. ИСБН  978-8412527858 .
  86. ^ Коллине, Анабель (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 231. ИСБН  978-8412527858 .
  87. ^ Jump up to: а б Коллине, Анабель (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 234. ИСБН  978-8412527858 .
  88. ^ «Куран Терджюмелери» (на турецком языке). Международная Тюркская Академия.
  89. ^ Jump up to: а б Биран, Михал (2001). «Караханидология: взгляд с края Караханида» . Центральное Каье д'Ази . 9 : 77–89.
  90. ^ Биран, Михал (2016). Караханидское ханство (PDF) . п. 2.
  91. ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Брилл. п. 16. ISBN  978-90-04-51033-3 .
  92. ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Брилл. п. 14. ISBN  978-90-04-51033-3 .
  93. ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Брилл. стр. 77–78. ISBN  978-90-04-51033-3 .
  94. ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Брилл. стр. 109–110. ISBN  978-90-04-51033-3 .
  95. ^ Биран 2005 , с. 98.
  96. ^ Дутураева, Дильноза (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Лейден: Брилл. п. 70, рис. 1. ISBN  978-90-04-51033-3 . Рисунок 1. Женское изображение Караханидов на фрагменте керамики. С разрешения Музея истории Жамбылской области, Казахстан
  97. ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 2, строки 117-119.
  98. ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 8, строки 60-62.
  99. ^ Дамгаард и др. 2018 , стр. 4.
  100. ^ Груссе 2004 , с. 145.
  101. ^ Энн К.С. Ламбтон, Преемственность и изменения в средневековой Персии , (Государственный университет Нью-Йорка, 1988), 263.

Источники

  • Андраде, Тонио (2016), Эпоха пороха: Китай, военные инновации и подъем Запада в мировой истории , Princeton University Press, ISBN  978-0-691-13597-7 .
  • Азимов, М.С. (1998), История цивилизаций Центральной Азии, Том IV. Эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века. Часть первая. Историческая, социальная и экономическая обстановка , Издательство ЮНЕСКО.
  • Барфилд, Томас (1989), Опасный рубеж: кочевые империи и Китай , Бэзил Блэквелл
  • Барретт, Тимоти Хью (2008), Женщина, которая открыла печать , Великобритания: Издательство Йельского университета , ISBN  978-0-300-12728-7 (алк. бумага)
  • Беквит, Кристофер I (1987), Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье , Princeton University Press
  • Беквит, Кристофер I (2009), Империи Шелкового пути , Princeton University Press
  • Биран, Михал (2005), Империя Кара-Китая в евразийской истории: между Китаем и исламским миром , Cambridge University Press
  • Брегель, Юрий (2003), Исторический атлас Центральной Азии , Брилл
  • Давидович, Э.А. (1998), «Караханиды», в Азимове, М.С.; Босворт, CE (ред.), История цивилизаций Центральной Азии (PDF) , том. 4 часть I, Издательство ЮНЕСКО, с. 120, ISBN  92-3-103467-7
  • Дамгаард, ПБ; и др. (9 мая 2018 г.). «137 древних геномов человека со всех концов Евразийских степей» . Природа . 557 (7705). Исследования природы : 369–373. Бибкод : 2018Natur.557..369D . дои : 10.1038/s41586-018-0094-2 . hdl : 1887/3202709 . ПМИД   29743675 . S2CID   13670282 . Проверено 11 апреля 2020 г.
  • Дромпп, Майкл Роберт (2005), Танский Китай и крах Уйгурской империи: документальная история , Брилл
  • Эбри, Патрисия Бакли (1999), Кембриджская иллюстрированная история Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета , ISBN  0-521-66991-Х (мягкая обложка).
  • Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс Б. (2006), Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история , Бостон: Houghton Mifflin, ISBN  0-618-13384-4
  • Золотой, Питер. Б. (1990), «Караханиды и ранний ислам», Синор, Денис (редактор), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , Cambridge University Press, ISBN  0-521-2-4304-1
  • Голден, Питер Б. (1992), Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке , ОТТО ХАРРАСОВИЦ · ВИСБАДЕН
  • Голден, Питер Б. (2011), Центральная Азия в мировой истории , Oxford University Press
  • Груссе, Рене (2004), Империя степей , издательство Rutgers University Press
  • Хансен, Валери (2012), Шелковый путь: новая история , Oxford University Press
  • Хейвуд, Джон (1998), Исторический атлас средневекового мира, 600–1492 гг. Нашей эры , Barnes & Noble
  • Латуретт, Кеннет Скотт (1964), Китайцы, их история и культура, Тома 1–2 , Macmillan
  • Кочнев, Борис Д. (1996) «Происхождение Караханидов. Переосмысление», Дер Ислам, 73: 352-7.
  • Лордж, Питер А. (2008), Азиатская военная революция: от пороха до бомбы , Cambridge University Press, ISBN  978-0-521-60954-8
  • Миллуорд, Джеймс (2009), Евразийский перекресток: история Синьцзяна , издательство Колумбийского университета
  • Мориясу, Такао (2004), История уйгурского манихейства на Шелковом пути: исследование манихейских источников и их исторической подоплеки , Отто Харрассовиц Верлаг
  • Нидэм, Джозеф (1986), Наука и цивилизация в Китае , том. V:7: Пороховая эпопея , издательство Кембриджского университета, ISBN  0-521-30358-3
  • Возможно, Алессандра; Янхунен, Юха Антеро; Вейерс, Майкл, ред. (2006). Йецен Аку: Маньчжурские исследования в честь Джованни Старого Издательство Отто Харрасовица. ISBN  978-3-447-05378-5 .
  • Жун, Синьцзян (2013), Восемнадцать лекций о Дуньхуане , Брилл
  • Шабан, Массачусетс (1979), Революция Аббасидов , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-521-29534-3
  • Сыма, Гуан (2015), Боянбон Zīzhìtōngjiàn 54 huánghòu shīzōng 白阳版Zizhi Tongjian 54 Королева пропала , Yuώnliú chūbǎnshìyè gǔfèn yϒuxiàn gōngsī, ISBN  978-957-32-0876-1
  • Скафф, Джонатан Карам (2012), Суй-Танский Китай и его тюрко-монгольские соседи: культура, власть и связи, 580–800 (Оксфордские исследования в ранних империях) , Oxford University Press
  • Соучек, Святополк (2000), История Внутренней Азии , Cambridge University Press
  • Старр, С. (2015), Синьцзян: мусульманская граница Китая , Routledge
  • Тетли, GE (2009), Газневиды и турки-сельджуки: поэзия как источник иранской истории , Routledge
  • Тум, Риан (2012), Модульная история: сохранение идентичности до уйгурского национализма , Ассоциация азиатских исследований, Inc.
  • Ван, Чжэньпин (2013), Танский Китай в многополярной Азии: история дипломатии и войны , University of Hawaii Press
  • Fedorov M.N. Karakhanidskaya numizmatika kak istochnik po istorii Sredney Azii kontsa X — nachala XIII vv. Avtoreferat doktorskoy dissertatsii. Novosibirsk. 1990
  • Уилкинсон, Эндимион (2015). История Китая: Новое руководство, 4-е издание . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, распространяется издательством Гарвардского университета. ISBN  9780674088467 .
  • Юань, Шу (2001), Вторая эра евнуха , Yuώnliú chūbǎnshìyè gǔfèn yǒuxiàn gōngsī, ISBN  957-32-4273-7
  • Сюн, Виктор Цунруй (2000), Суй-Тан Чанъань: исследование городской истории позднесредневекового Китая (Мичиганские монографии по китаеведению) , ЦЕНТР КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ U OF M, ISBN  0892641371
  • Сюн, Виктор Цунруй (2009), Исторический словарь средневекового Китая , Соединенные Штаты Америки: Scarecrow Press, Inc., ISBN  978-0810860537
  • Сюэ, Цзунчжэн (1992), Тюркские народы , China Social Sciences Press
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60939c976bf3ffe8b84373e39f2af49a__1718577720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/9a/60939c976bf3ffe8b84373e39f2af49a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kara-Khanid Khanate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)