Кара-Ханидское ханство
Кара-Ханидское ханство | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
840–1212 | |||||||||||||||||||
Статус |
| ||||||||||||||||||
Капитал | |||||||||||||||||||
Общие языки |
| ||||||||||||||||||
Религия |
| ||||||||||||||||||
Правительство | Монархия ( двоевластие ) | ||||||||||||||||||
Каган | |||||||||||||||||||
• 840–893 (первый) | Бильге Кул Кадир Хан | ||||||||||||||||||
• 1204–1212 (последний) | Усман Улуг-Султан | ||||||||||||||||||
Хаджиб ( канцлер ) | |||||||||||||||||||
• 11 век | Юсуф Баласагуни | ||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||
• Учредил | 840 | ||||||||||||||||||
• Упразднено | 1212 | ||||||||||||||||||
|
Караханидское ханство ( персидский : قراخانیان , латинизированный : Караханиян ; китайский : 喀喇汗國 ; пиньинь : Кала Ханго ), также известное как Караханиды , Караханиды , Илек Ханиды [9] или Афрасиабиды ( персидский : آل افراسیاب , латинизированный : Āl-i Afrāsiyab , букв. «Дом Афрасиаба ») — карлукское тюркское ханство , правившее Центральной Азией с 9 по начало 13 века. Династические имена Караханидов и Илек Ханидов относятся к царским титулам, причем Кара- Каган был самым важным тюркским титулом вплоть до конца династии. [10]
Ханство завоевало Трансоксиану в Центральной Азии и управляло ею независимо между 999 и 1089 годами. Их прибытие в Трансоксиану ознаменовало окончательный переход от иранского к тюркскому доминированию в Центральной Азии. [11] тем не менее, Караханиды постепенно ассимилировали персидско-арабскую мусульманскую культуру , сохранив при этом часть своей родной тюркской культуры. [7] В 1040-х годах ханство разделилось на Восточное и Западное ханства. В конце 11 века они попали под сюзеренитет Империи Сельджуков , за которой последовали Кара Китаи (династия Западный Ляо), которые победили сельджуков в битве при Катване в 1141 году. Восточное ханство закончилось в 1211 году, а Западное ханство было упразднено. в Хорезмийской империей 1212 году. [12] [13]
Столицами Кара-Ханидского ханства были Кашгар , Баласагун , Узген и Самарканд . История Кара-Ханидского ханства реконструируется на основе отрывочных и зачастую противоречивых письменных источников, а также исследований по их чеканке . [2]
Имена
Термин Караханид произошел от Кара Хана или Кара Хакана ( персидский : قراخان , латинизированный : Карахан ), главного титула правителей династии. [14] Слово «Кара» означает «черный», а также «мужественный» от древнетюркского (𐰴𐰺𐰀), а хан означает правитель. Этот термин был придуман европейскими востоковедами в XIX веке для обозначения как династии, так и управляемых ею турок. [11]
- Арабские мусульманские источники называют эту династию аль-Хакания («Династия хаканов») или аль-Мулук аль-Хания аль-Атрак («Ханальные цари тюрков»).
- В своем лингвистическом трактате «Диван Лугат ат-Турк » Махмуд аль-Кашгари , уроженец Караханида, перечислил два эндонима: «тюрки-хагани» или просто «турки». [15] последнее он использовал и для обозначения тюркских народов вообще. [16] [примечание 1]
- Персидские источники часто использовали термин Аль-и Афрасияб ( персидский : آل افراسیاب , латинизированный : Āl-i Afrāsiyab , букв. «Дом Африсиаба»), основываясь на предполагаемой связи с легендарным, хотя на самом деле не связанным с ним королем Афрасиабом доисламской Трансоксании. [11] Кашгари называет его Алп Эр Тунга . [19]
- Их также называют Илек Ханидами или Илак Ханидами ( персидский : Илек Ханиан , латинизированный : Илак-Ханийан ) на персидском языке. [7]
- Китайские источники называют эту династию Калаханом ( китайский : 喀喇汗 ) или Хэйханом ( китайский : 黑汗 , буквально «Черный Хан») или Даши ( китайский : 大食 , термин для арабов, который распространяется на мусульман в целом). [20] [21]
История
Источник
Кара-Ханидское ханство возникло из конфедерации, образованной где-то в IX веке карлуками , ягмасами , чигилами , тухси и другими народами, жившими в Жетысу , Западном Тянь-Шане (современный Кыргызстан ) и Западном Синьцзяне вокруг Кашгара . [11] Арабский историк X века Аль-Масуди перечислил двух «каганов каганов» карлукской орды: [24] Сана, возможное исполнение Асины (сравните Шайю (также аль-Масуди), Ас(и)нас (ат-Табари), Ансу (Худуд аль-Алам) и Шабу (Ибн Хордадбех) [25] ), и Афрасиаб, [26] которого караханидский ученый XI века Махмуд аль-Кашгари отождествлял с тюркским царем Алпом Эр Тунгой , легендарным прародителем правящей династии Караханидов. [27] Более того, главы государств Караханидов претендовали на титул кагана , что указывает на то, что они, возможно, произошли от Ашина. [28] Несмотря на это, племенное происхождение Бильге Кул Кадир-хана, первого Кара-Хана, до сих пор неизвестно: если Бильге Кул Кадир происходил от Карлук Ябгусов , [29] тогда он действительно принадлежал к династии Асина, как и они; если Бильге Кул Кадир произошел от Ягмы (как предполагает Василий Бартольд ), [30] тогда он этого не сделал, учитывая, что Худуд аль-Алам заявил, что «их [Ягмас] король происходит из семьи царей Тогуззуза », [31] что племя Ашина не числилось среди токуз-огузов (кит. 九姓 Jĭu Xìng «Девять фамилий») в китайскоязычных источниках. [32] [33] и что ранние уйгурские хаганы принадлежали к клану Яглакар Токуза Огуза. [34] а позднее уйгурские каганы принадлежали к роду Адиз . [35] Альтернативно, Бильге Кул Кадир мог принадлежать Эдгишам или Чигилям . [36]
Ранняя история
Карлуки переселившийся — кочевой народ с западного Алтая, в Жетысу ( Семиречье ). В 742 году карлуки входили в состав союза басмылов и уйгуров , который восстал против гектюрков и привел к упадку Второго Тюркского каганата (682–744). [37] В ходе последовавшей за этим перераспределения власти карлуки были повышены из племени, возглавляемого эльтебером, до племени, возглавляемого ябгу , который был одним из высших тюркских сановников и также подразумевал принадлежность к клану Ашина , в котором «повелено небом» право на власть имело место. Позднее карлуки и уйгуры объединились против басмылов и в течение двух лет свергли басмыльского кагана. Уйгурский ябгу стал хаганом, а карлукский вождь — ябгу. Эта договоренность просуществовала менее года. Военные действия между уйгурами и карлуками вынудили карлуков мигрировать на запад, в западные тюргешские земли. [38]
К 766 году карлуки вынудили тюргешей подчиниться и основали свою столицу в Суябе на реке Чу . В состав карлукской конфедерации к настоящему времени входили племена чигиль и тукши, которые, возможно, были тюргешскими племенами, включенными в карлукский союз. Карлуки обратились в несторианское христианство в конце VIII в., примерно через 15 лет после того, как обосновались в районе Семеричья . [8] Это был первый раз, когда Церковь Востока получила столь крупную поддержку со стороны восточной державы. [40] Остатки несторианского храма найдены в карлукской столице Суябе , а также сотни надгробий с несторианскими сирийскими надписями в районе Семеричья . [41]
К середине 9 века Карлукская конфедерация получила контроль над священными землями западных тюрков после разрушения Уйгурского каганата старыми киргизами . Контроль над священными землями вместе с их принадлежностью к роду Ашина позволил передать каганат карлукам вместе с господством в степях после того, как предыдущий каган был убит в ходе восстания. [42]
В течение 9-го века южная часть Центральной Азии находилась под властью Саманидов , в то время как в среднеазиатских степях доминировали тюркские кочевники, такие как печенеги , тюрки-огузы и карлуки. Владения карлуков простирались на север до Иртыша и Кимекской конфедерации, а их стоянки простирались до рек Чи и Или, где жили племена чигиль и тукши, и на восток до Ферганской долины и за ее пределами. Территорию к югу и востоку от карлуков населяли ягмы. [43] Центр карлуков в IX и X веках, по-видимому, находился в Баласагуне на реке Чу. В конце 9 века Саманиды вошли в степи и захватили Тараз , одну из резиденций карлукского кагана, а большая церковь была преобразована в мечеть.
Образование Кара-Ханидского ханства (840 г. н.э.)
В 9 веке Карлукская конфедерация (включающая три главных племени: Булак ( Моулуомулуо / Моула 木剌), Ташлык ( Тасили 鉑力) и Себек (Суофу娑匐) [примечание 2] , наряду с Чигилами , Чаруками , Барсханами , Халаджесами , Азкиши и Тухсисом [46] (последние три, возможно, являются остатками Тюргеша [47] [48] [49] ) и ягма, возможные потомки токуз-огузов , объединили свои силы и образовали первый Карлук-Караханидский каганат. Чигилы, по-видимому, составили ядро караханидской армии. Дата его основания и имя первого хана неясны, но согласно одной из реконструкций, первым караханидским правителем был Бильге Кул Кадир-хан . [50]
Правители Караханидов, вероятно, были из племен Чигил и Ягма - Восточный каган носил титул Арслан Кара Хакан (Арслан «лев» был тотемом Чигилов), а Западный каган - титул Бугра Кара Хакан (Бугра «мужчина») . «верблюд» был тотемом Ягмы). Имена животных были постоянным элементом тюркских титулов Караханидов: например, Аслан (лев), Бугра (верблюд), Тоган (сокол), Бори (волк) и Тогрул или Тогрил (хищная птица). [2] При каганах было четыре правителя с титулами Арслан Илиг, Бугра Илиг, Арслан Тегин и Бугра Тегин. [50] Титулы членовдинастия меняла свое положение, обычно вверх, в династической иерархии.
Обращение в ислам ( ок. 934 г. н.э. )
В середине X века Кара-Ханиды приняли ислам и приняли мусульманские имена и почетные титулы, но сохранили тюркские царственные титулы, такие как Хан, Каган , Илек (Илиг) и Тегин . [2] [51] Позже они приняли арабские титулы султан и султан ас-салатин («Султан султанов»). По словам османского историка, известного как Мунаджим-баши, караханидский принц по имени Султан Сатук Бугра Хан был первым из ханов, принявшим ислам. После обращения он получил фетву , которая позволила ему фактически убить своего отца, предположительно все еще язычника, после чего он завоевал Кашгар (старого королевства Шуле ). [52] Позже, в 960 году, по данным мусульманских историков Ибн Мискавайха и Ибн аль-Асира , произошло массовое обращение тюрков (как сообщается, «200 000 шатров турок»), и косвенные данные позволяют предположить, что это были Караханиды. [52]
Завоевание Трансоксианы
Внук Сатук Бугра Хана, Хасан б. Сулейман (или Харун) (титул: Бугра-хан) напал на Саманидов в конце 10 века. Между 990 и 992 годами Хасан взял Исфиджаб , Фергану , Илак , Самарканд и Саманидов столицу Бухару . [53] Однако Хасан Бугра Хан умер в 992 году из-за болезни. [53] и Саманиды вернулись в Бухару.
Двоюродный брат Хасана Али б. Муса (титул: Кара-хан или Арслан-хан) возобновил поход против Саманидов, и к 999 году сын Али Наср взял Чач, Самарканд и Бухару. [2] Владения Саманидов были разделены между Газневидами , получившими Хорасан и Афганистан , и Караханидами, получившими Трансоксиану. Таким образом, река Окс стала границей между двумя соперничающими империями.
Государство Караханидов делилось на уделы ( система Юлюш ), как это было принято у тюркских и монгольских кочевников. Караханидские уделы были связаны с четырьмя основными городскими центрами: Баласагуном (тогда столицей Караханидского государства) в Жетысу, Кашгаром в Синьцзяне, Узгеном в Фергане и Самаркандом в Мавераннахре. Первоначальные владения династии Жетысу и Касгар и их ханы сохраняли неявное старшинство над теми, кто правил в Мавераннахре и Фергане. [11] Четыре сына Али (Ахмад, Наср, Мансур, Мухаммад) владели каждый своим независимым уделом в пределах государства Караханидов. Наср, завоеватель Мавераннахра, владел большой центральной территорией Мавераннахра (Самарканд и Бухара), Ферганой (Узген) и другими областями, хотя после его смерти его удел был еще более разделен. Ахмад владел Жетысу и Чачем и стал главой династии после смерти Али. Братья Ахмад и Наср проводили разную политику в отношении Газневидов на юге: пока Ахмад пытался заключить союз с Махмудом Газневским , Наср безуспешно пытался расшириться на территорию Газневидов. [2]
На смену Ахмаду пришел Мансур, а после смерти Мансура доминирующей стала ветвь Караханидов Хасан Бугра-хана. Сыновья Хасана Мухаммад Тоган-хан II и Юсуф Кадир-хан, владевшие Кашгаром , в свою очередь стали главой династии Караханидов. Эти две семьи, то есть потомки Али Арслан-хана и Хасан-Бугра-хана, в конечном итоге разделили Караханидское ханство на две части.
В 1017–1018 годах Караханиды отразили нападение большой массы кочевых тюркских племен, что в мусульманских источниках было описано как великая победа. [55] Примерно в то же время правитель Кара-Ханидов Илиг-хан достиг соглашения с Махмудом Газни , по которому они согласились разделить бывшую Саманидов территорию по реке Окс . [54]
Завоевание западной части Таримской котловины
Исламское завоевание буддийских городов к востоку от Кашгара началось, когда караханидский султан Сатук Бугра-хан принял ислам в 934 году, а затем захватил Кашгар. Он и его сын руководили усилиями по обращению ислама среди турок и участвовали в военных завоеваниях. [56] В середине X века сын Сатука Муса начал оказывать давление на Хотан, и последовал длительный период войны между Кашгаром и Хотанским царством . [57] Сообщается, что племянник или внук Саток Бугра Хана Али Арслан был убит буддистами во время войны; [58] во время правления Ахмада б. Али, Караханиды также вели войны против немусульман на востоке и северо-востоке. [59]
В мусульманских источниках рассказывается история четырех имамов из города Мадаин (возможно, сейчас находящегося в Ираке), которые приехали, чтобы помочь Юсуфу Кадир-хану, лидеру Караханидов, в его завоевании Хотана, Яркенда и Кашгара. Сообщается, что «неверных» гнали в сторону Хотана, но четверо имамов были убиты. [60] В 1006 году Юсуф Кадир-хан из Кашгара завоевал Хотанское королевство, положив конец существованию Хотана как независимого государства. [61]
Завоевание западной части Таримского бассейна, который включает Хотан и Кашгар, имеет важное значение для возможной тюркизации и исламизации Таримского бассейна , и современные уйгуры идентифицируют себя с Караханидами, хотя название Уйгуры было взято из манихейского Уйгурского каганата и буддийского государства Кочо. . [62] [63]
Разделение Кара-Ханидского ханства
В начале XI века единство династии Караханидов было нарушено частыми внутренними войнами, которые в конечном итоге привели к образованию двух независимых государств Караханидов. Сын Хасан Бугра-хана Али Тегин захватил контроль над Бухарой и другими городами. После смерти Мансура он еще больше расширил свою территорию. Сын Насра, Беритигин , позже вел войну против сыновей Али Тегина и завоевал контроль над значительной частью Трансоксианы, сделав столицей Самарканд. В 1041 году другой сын Насра б. Али, Мухаммад Айн ад-Даула (годы правления 1041–1052 гг.) взял на себя управление западной ветвью семьи, что в конечном итоге привело к формальному разделению Хара-Ханидского ханства. Ибрагим Тамгач-хан считался мусульманскими историками великим правителем, и он принес некоторую стабильность Западным Караханидам, ограничив удельную систему, которая вызвала большую часть внутренних раздоров в Кара-Ханидском ханстве. [2]
Семья Хасанов осталась под контролем Восточного ханства. Столица Восточного ханства находилась в Баласагуне, а затем в Кашгаре. Районы Фергана-Жетысу стали границей между двумя государствами и часто вызывали споры. Когда были образованы два государства, Фергана попала в состав Восточного ханства, но позже была захвачена Ибрагимом и стала частью Западного ханства.
Сельджукский сюзеренитет
В 1040 году империя Сельджуков разгромила Газневидов в битве при Данданакане и вошла в Иран. Начался конфликт с Караханидами, но Караханиды поначалу смогли противостоять нападениям сельджуков, даже ненадолго взяв под свой контроль сельджукские города в Большом Хорасане . Однако у Караханидов возникли серьезные конфликты с религиозными классами ( улемами ), и улемы Трансоксианы затем потребовали вмешательства сельджуков. В 1089 году, во время правления внука Ибрагима Ахмада б. Хидра сельджуки вошли и взяли под свой контроль Самарканд вместе с владениями, принадлежавшими Западному ханству. На протяжении полувека Западно-Караханидское ханство было вассалом Сельджуков, которые в значительной степени контролировали в то время назначение правителей ханства. Ахмад б. Хидра вернули к власти сельджуки, но в 1095 году улемы обвинили Ахмада в ереси и сумели добиться его казни. [2]
Караханиды Кашгара также заявили о своем подчинении после похода сельджуков на Талас и Жетысу, но Восточное ханство было вассалом сельджуков лишь на короткое время. В начале XII века Восточное ханство вторглось в Трансоксиану и ненадолго оккупировало сельджукский город Термез. [2]
Вторжение черных китаев
Войско Кара Китай (династия Западная Ляо), вторгшееся в Среднюю Азию, состояло из остатков несуществующей династии Ляо , которая была уничтожена династией Цзинь в 1125 году. Дворянин Ляо Елюй Даши набрал воинов из различных племен и сформировал орду, которая двинулась на запад, чтобы восстановить династию Ляо. Елюй занял Баласагун на реке Чу , затем в 1137 году разгромил западных Караханидов в Худжанде . [67] В 1141 году Кара-Хитаи стали доминирующей силой в регионе после того, как они нанесли сокрушительный удар сельджукскому султану Ахмаду Санджару и Кара-Ханидам в битве при Катване под Самаркандом . [11] Несколько военачальников караханидских родословных, таких как отец Хорезма Османа, бежали из земель Караханидов после вторжения Караханидов.
Несмотря на поражение от Кара-Хитая, династия Караханидов осталась у власти в качестве своих вассалов. Сами Кара-Хитаи остались в Жетысу возле Баласагуна и позволили некоторым Караханидам продолжать править в качестве сборщиков налогов в Самарканде и Кашгаре. При Кара-Хитае Караханиды выполняли функции администраторов оседлого мусульманского населения. Хотя Кара-Китаи были буддистами, правившими преимущественно мусульманским населением, они считались справедливыми правителями, чье правление было отмечено религиозной терпимостью. [11] Исламская религиозная жизнь продолжалась непрерывно, и исламская власть сохранялась при Кара-Хитае. Кашгар стал несторианской митрополией , и начиная с этого периода в долине реки Чу появились христианские надгробия. [67] Однако Кучлуг , , найман узурпировавший трон династии Кара-Хитаев, ввел антиисламскую политику в отношении местного населения, находившегося под его властью. [72]
Падение
Упадок сельджуков после их поражения от кара-китаев в битве при Катване (1141 г.) позволил хорезмийской династии , бывшей тогда вассалом кара-китая, распространиться на бывшую территорию сельджуков, где они стали независимыми правителями около 1190 г. В 1207 г. Жители Бухары восстали против садров (лидеров религиозных сословий), что хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммад использовал как предлог для завоевания Бухары. Затем Мухаммед заключил союз с правителем Западных Караханидов Усманом ибн Ибрагимом (который позже женился на дочери Мухаммеда) против Кара-Хитаев. В 1210 году Хорезм-шах взял Самарканд после того, как каракитяне отступили, чтобы справиться с восстанием наймана Кучлуга, захватившего казну каракиданей в Узгене. [2] Затем Хорезм-Шах разгромил Кара-Хитаев под Таласом. Мухаммед и Кучлуг, судя по всему, договорились о разделе империи кара-киданей. [73] В 1212 году население Самарканда подняло восстание против хорезмийцев, восстание, которое поддержал Усман, и уничтожило их. Хорезм-шах вернулся, отбил Самарканд и казнил Усмана. Он потребовал подчинения всех ведущих Караханидов и окончательно уничтожил государство Западных Караханидов.
В 1204 году восстание восточных кара-ханидов в Кашгаре было подавлено кара-китайцами, которые взяли в заложники царевича Юсуфа в Баласагун. [74] Позже принц был освобожден, но был убит в Кашгаре повстанцами в 1211 году, что фактически положило конец Восточным Кара-Ханидам. [74] В 1214 году повстанцы в Кашгаре сдались Кучлугу , узурпировавшему кара-китайский трон. [74] В 1218 году Кучлуг был убит монгольским войском . Некоторые из восточных вассалов Кара-Хитая, включая Восточных Кара-Ханидов, затем присоединились к монгольским войскам, чтобы завоевать Хорезмийскую империю. [75]
Культура
Приход к власти Караханидов не изменил по существу иранского характера Центральной Азии, хотя и привел в движение демографический и этнолингвистический сдвиг. В эпоху Караханидов местное население начало использовать тюркский язык в речи – первоначально сдвиг был языковым, когда местное население приняло тюркский язык. [77] В то время как Центральная Азия на протяжении веков тюркизировалась, в культурном отношении тюрки были близки к персидизации или, в некоторых отношениях, к арабизации. [11] Тем не менее, официальный или придворный язык, используемый в Кашгаре и других караханидских центрах, называемый «Хакани» (царский), оставался тюркским. Язык был частично основан на диалектах, на которых говорили тюркские племена, составлявшие Караханидов, и обладал качествами линейного происхождения от кёк и карлуков тюркских тюркское письмо также использовалось для всех документов и переписки хаканов . . По словам Дивану л-Лучат ат-Турка , [78]
«Дивану л-Лучат ат-Турк» («Словарь языков тюрков») был написан выдающимся караханидским историком Махмудом аль-Кашгари , который, возможно, какое-то время жил в Кашгаре при дворе Караханидов. Он написал этот первый всеобъемлющий словарь тюркских языков на арабском языке для халифов Багдада в 1072–1076 годах. Другим известным караханидским писателем был Юсуф Баласагуни , написавший «Кутадгу Билиг» («Мудрость счастья»), единственное известное литературное произведение, написанное на тюркском языке караханидского периода. [78] Кутадгу Билиг — это форма консультативной литературы, известная как зеркала для принцев . [79] Тюркская идентичность очевидна в обоих этих произведениях, но они также отражают влияние персидской и исламской культуры. [80] Однако придворная культура Караханидов оставалась почти полностью персидской. [80] Два последних западных хакана также писали стихи на персидском языке. [7]
Кембриджская всемирная история описывает государство Кара-Ханидов как первое из исламских тюрко-иранских государств. [81]
Ислам и его цивилизация процветали при Караханидах. Самый ранний образец медресе в Центральной Азии был основан в Самарканде Ибрагим Тамгач-ханом . Ибрагим также основал больницу для ухода за больными, а также предоставления приюта бедным. [2] Его сын Шамс аль-Мульк Наср построил рибаты для караван-сараев на пути между Бухарой и Самаркандом, а также дворец недалеко от Бухары. Некоторые из зданий, построенных Караханидами, сохранились до наших дней, в том числе минарет Калян , построенный Мохаммад Арслан-ханом рядом с главной мечетью в Бухаре, и три мавзолея в Узгенде. Ранние правители Караханидов, будучи кочевниками, жили не в городе, а в армейском лагере за пределами столицы, и хотя ко времени Ибрагима Караханиды все еще сохраняли кочевническую традицию, их обширные религиозные и гражданские постройки показали, что они ассимилировали культуру. и традиции оседлого населения Трансоксианы. [2] При раскопках цитадели Самарканда были найдены руины дворца караханидского правителя Ибрагима ибн Хусейна (1178–1202). Дворец был украшен настенными росписями. [82] [83]
- Декоративное кольцо Кара-Ханида с животными, Афрасиаб, Самарканд, около 1200 г. н.э.
- Полосы с надписью Кара-Ханидов с бегущими животными, Афрасиаб, Самарканд, около 1200 г. н.э. [84]
Многочисленные произведения искусства и предметы декора известны также из владений Кара-Ханидов времен их правления (840–1212 гг.). Самарканд с его старой цитаделью Афрасиаб , где было раскопано множество произведений искусства, был завоеван Кара-Ханидами между 990 и 992 годами и удерживался до 1212 года (XI–XII вв.):
Наследие
Кара-Ханид, возможно, является самым устойчивым культурным наследием среди сосуществовавших культур в Центральной Азии с 9 по 13 века. Карлукско-уйгурский диалект, на котором говорили кочевые племена и тюркизированное оседлое население под властью Кара-Ханидов, образовал две основные ветви тюркской языковой семьи — чагатайскую и кыпчакскую . Культурная модель Кара-Ханидов, сочетающая кочевую тюркскую культуру с исламскими, оседлыми институтами, распространилась на восток, на бывшие территории Кара-Ходжи и Тангутов , а также на запад и юг на субконтинент, Хорасан (Туркменистан, Афганистан и Северный Иран), территории Золотой Орды ( Татаристан) . ) и Турция . Чагатайские , Тимуридские и Узбекские государства и общества без особых перерывов унаследовали большую часть культур Кара-Ханидов и Хорезмийцев. [ нужна ссылка ]
Кара-Ханиды перевели Коран на среднетюркский язык . Сохранились четыре экземпляра переводов Корана, найденные в различных коллекциях, и среднетюркский отрывок « Аль-Фатихи» , которые предположительно относятся к периоду Кара-Ханидов. [88]
Идентификация с Китаем
Монархи Кара-Ханидов приняли Тамгадж-хана (по-тюркски «Хан Китая»; 桃花石汗 ) или Малика аль-Машрик ва-л'Сина (по-арабски «Царь Востока и Китая»; 東方與秦之主 ) в качестве своих титул и чеканили монеты с этим титулом. [89] [90] Другой титул, который они использовали, был Султан аш-Шарк ва аль-Син (Султан Востока и Китая). [91] В чеканке «протокараханидов» раннего периода использовались монеты с квадратными отверстиями в китайском стиле в сочетании с арабским письмом. [92]
Большая часть владений Кара-Ханидского ханства, включая Трансоксиану и западную часть Таримской котловины , находилась под властью династии Тан до битвы при Таласе в 751 году, и правители Кара-Ханидов продолжали отождествлять свою династию с Китаем. несколько столетий спустя. [89] Юсуф Кадир-хан послал первого посла Кара-Ханидов к династии Сун, Бойла Сагуна, с просьбой к Сун прислать официального посланника, который помог бы «усмирить» Хотан, очевидно стремясь использовать престиж китайского двора для укрепления кара-ханидов. Местный статус Ханидов. [93]
Правители Кара-Ханидов также установили брачные отношения с династией Ляо и обращались к императорам Сун как к «дядям по материнской линии», возможно, подражая уйгурским и тибетским правителям, имевшим брачные отношения с предыдущей династией Тан. [94]
В своем отчете ученый Кара-Ханид Махмуд аль-Кашгари назвал свою родину вокруг Кашгара , тогда входившую в состав ханства Кара-Ханид, «Нижним Китаем». [95]
Генетика
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в мае 2018 года, были изучены останки трех особей Хара-Ханидов. [97] Было обнаружено, что они являются носителями материнских гаплогрупп G2a2 , A и J1c . [98] Было обнаружено, что Кара-Ханиды имеют большее восточноазиатское происхождение, чем предыдущие Гоктюрки . [99]
Монархи
История тюркских народов до XIV века. |
---|
История Центральной Азии |
---|
- Бильге Кул Кадир Хан (840–893)
- Базир Арслан Хан (893–920)
- Огулчак Хан (893–940)
- Сатук Бугра Хан 920–955, в 932 году принял ислам, [100] в 940 г. взял власть над карлуками
- Муса Бугра Хан 955–958 гг.
- Сулейман Арслан Хан 958–970 гг.
- Али Арслан-хан 970–998, Великий каган
- Ахмад Арслан Кара Хан (998–1017), сын Али Арслана.
- Мансур Арслан Хан 1017–1024, сын Али Арслана.
- Мухаммад Тоган-хан (1024–1026), сын Хасана б. Соломон
- Юсуф Кадир Хан (1026–1032), сын Хасана б. Сулейман
- Али Тигин Бугра Хан (1020–1034), Великий каган в Самарканде , сын Хасана б. Сулейман
- Абу Шуджа Сулейман 1034–1042 гг.
Западные Караханиды
- Тамгач Хан Ибрагим (также известный как Беритигин) ок. 1040–1068 гг.
- Шамс аль-Мульк Наср 1068–1080: женился на Аише, дочери Алп Арслана . [101]
- Хидр 1080–1081 гг.
- Ахмад 1081–1089 гг.
- Якуб Кадир Хан 1089–1095 гг.
- Масуд 1095–1097 гг.
- Сулейман Кадир Тамгач 1097
- Махмуд Арслан Хан 1097–1099 гг.
- Джибраил Арслан Хан 1099–1102 гг.
- Мухаммад Арслан Хан 1102–1129 гг.
- Наср 1129
- Ахмад Кадир Хан 1129–1130 гг.
- Хасан Джалал ад-Дунья 1130–1132 гг.
- Ибрагим Рукн ад-Дунья 1132
- Махмуд 1132–1141 гг.
- Ибрагим Табгач-хан 1141–1156 гг.
- Али Чагри Хан 1156–1161 гг.
- Масуд Табгач Хан 1161–1171 гг.
- Мухаммад Табгач-хан 1171–1178 гг.
- Ибрагим Арслан Хан 1178–1202 гг.
- Усман ибн Ибрагим 1202–1212 гг.
Восточные Караханиды
- Эбу Шука Сулейман 1042–1056 гг.
- Мухаммад бин Юсуф 1056–1057 гг.
- Ибрагим бин Мухаммад Хан 1057–1059 гг.
- Махмуд 1059–1075 гг.
- Умар (Кара-Ханид) 1075 г.
- Эбу Али эль-Хасан 1075–1102 гг.
- Ахмад Хан 1102–1128 гг.
- Ибрагим бин Ахмад 1128–1158 гг.
- Мухаммад бин Ибрагим 1158–?
- Юсуф бин Мухаммад? –1205 г.
- Абул Фет Мухаммад 1205–1211 гг.
См. также
- Ханство
- гоктюрки
- Уйгурский каганат
- Уйгурский народ
- Карлук
- Чигилс
- Ягмас
- Список династий мусульман-суннитов
- История центральной степи
- Исламизация и тюркизация Синьцзяна
Примечания
- ^ При перечислении 20 тюркских народов в Кашгари также вошли нетюркские кумо си ( qāy ), кидани ( xitāy ), тангуты ( taŋut ) и хань ( Tawγač ). [17] [18]
- ^ также известный как Чиси в китайских источниках. Голден (1992) нерешительно отождествляет Чиси с Чуюэ, которого он также связывает с Чигилсом; [44] Этвуд (2010) отождествил Чиси熾俟 с Чжуси朱斯, которые также упоминались в Сю Таншу. Этвуд не связывает Чиси 熾俟 ~ Чжуси 朱斯 с Чуюэ 處月, а вместо этого связывает Чжукси 朱邪, первоначальную племенную фамилию правящего дома Шатуо. [45]
Ссылки
Цитаты
- ^ Абазов Р. (2016). Пэлгрейв Краткий исторический атлас Центральной Азии . Спрингер. п. 56. ИСБН 978-0-230-61090-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Азимов 1998 , стр. 119–144.
- ^ Бартольд, В.В. (1962). Четыре исследования по истории Центральной Азии . Э. Дж. Брилл. п. 99.
- ^ Груссе 2004 , с. 165.
- ^ Поцци, Янхунен и Вейерс 2006 , стр. 114.
- ^ Кемаль Силай (1996). Антология турецкой литературы . п. 27.
- ^ Jump up to: а б с д Биран, Михал (2012). «Илак-Ханиды» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 9 сентября 2015 года . Проверено 12 мая 2014 г.
Два последних западных хакана, Ибрагим б. Хо-Сайн (1178–1203) и Омман (1202–1212) писали стихи на персидском языке.
- ^ Jump up to: а б с Симс, Элеонора (2002). Бесподобные образы: персидская живопись и ее истоки . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 293–294. ISBN 978-0-300-09038-3 .
- ^ «Караханиды», Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока , Том. 1, Ред. Джейми Стоукс (Infobase Publishing, 2009), с. 578.
- ^ Азимов 1998 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Соучек 2000 .
- ^ «Британская энциклопедия» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 г. Проверено 8 декабря 2006 г.
- ^ Груссе 2004 , с. 168.
- ^ Золотой 1990 , с. 354.
- ^ Махмуд аль-Кашдари. (1982) «Диван Лугат ат-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы. Часть I. С. 75–76; 82–86
- ^ Голден, ПБ (2015) «Тюркский мир в Махмуде аль-Кашгари», с. 506. цитата: «Он, кажется, колеблется в своем использовании, часто используя тюрк для обозначения своих единственных Караханидов, т.е. тюрков, а в других случаях для обозначения тюркоязычных людей в целом»
- ^ аль-Кашдари (1982), Данкофф (переводчик). стр. 82–84
- ↑ Шёниг, Клаус, «О некоторых неясных, сомнительных и противоречивых отрывках в книге Махмуда аль-Кашьари «Диван Луят ат-Турк» , Türk Dilteri Araştrımaları 14 (2004): стр. 42–47 из 35–56.
- ^ Осман Азиз Басан (2010). Великие сельджуки: история . п. 177.
- ^ Биран, Михал (2016). «Караханидское ханство» (PDF) . В Джоне М. Маккензи (ред.). Энциклопедия Империи . Джон Вили и сыновья, ООО ISBN 978-1118440643 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 августа 2017 г. Проверено 4 мая 2017 г.
- ^ Биран, Михал (2001). «Караханидология: взгляд с края Караханида» . Центральное Каье д'Ази . 9 : 77–89. Архивировано из оригинала 26 августа 2017 г. Проверено 4 мая 2017 г.
- ^ «Эрмитаж» .
- ^ Горелик, Михаил (1979). «Восточные доспехи Ближнего и Среднего Востока с восьмого по пятнадцатый века, как показано в произведениях искусства», Майкл Горелик, в: Исламское оружие и доспехи, изд. Роберт Элгуд, Лондон, 1979 год . Роберт Элгуд.
- ^ Аль-Масуди Золотые луга и драгоценные шахты, том. 1 стр. 311–312. перевод Алоиса Шпрегера
- ^ П.Б. Голден, «Ирано-Турсика: новый взгляд на хазарское сакральное царствование», в Acta Orientalia Hungarica 60:2 (2007), стр. 165, 172, н. 33
- ^ Борис Живков, (2010), Хазария в девятом и десятом веках , с. 46.
- ^ Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат аль-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы. (1982) Часть I, с. 92 и Часть II. стр. 225, 337
- ^ Картер В. Финдли, (2004), Турки в мировой истории , с. 75
- ^ «Государство Карлук Ябгу (756–940)» Казахстан Тарихы . цитата: "В 840 году в среднеазиатских степях произошло важное событие. Нашествие енисейских кыргызов уничтожило Уйгурский каганат, вынудив уйгуров бежать в Турфанский оазис и в Ганьсу [в оригинале статьи ошибочно указано Гуанчжоу ]. Карлук Джабгу и правитель из Исфиджаба Бильге Кул Кадир-Хан воспользовался ситуацией, провозгласил себя полновластным правителем и принял новый титул кагана».
- ^ Голден, П.Б. (1992) Введение в историю тюркских народов . Серия: Тюркологика 9 . Висбаден: Отто Харрассовиц. п. 214
- ^ Худуд аль-Алам «§13. Рассуждение о стране Ягма и ее городах». Перевел и объяснил В. Минорский. стр. 95–96
- ^ Тан Хуйяо , т. 98.
- ^ Цзю Таншу, том 195.
- ^ Синь Таншу, том 217а.
- ^ Мориясу, Такао (2015). «Новые события в истории восточно-уйгурского манихейства» . Открытое богословие . 1 (1): 327–328. дои : 10.1515/opt-2015-0016 . ISSN 2300-6579 .
- ^ 1940–, Kochnev, Boris Dmitrievich (2006). Numizmaticheskai︠a︡ istorii︠a︡ Karakhanidskogo kaganata , 991–1209 gg. Nastich, V. N. Moskva: Sofii︠a︡.
- ^ Беквит 2009 , с. 142.
- ^ Золотой 1990 , с. 349.
- ^ Карамян, Голамреза; Максимюк, Катажина (2017). Короны, шляпы, тюрбаны и шлемы: головные уборы в истории Ирана . Седльце, Тегеран: Институт истории и международных отношений, факультет гуманитарных наук, факультет археологии и истории Университета Седльце, центральный Тегеранский филиал, Тегеранский университет Азад. п. 251, рис. 37. ISBN 978-83-62447-19-0 .
- ^ О'Дейли, британец (Йельский университет) (2021). «Израиль семирек» (PDF) . Китайско-платонические документы : 3.
Обращение тюрков-карлуков Церковью Востока в восьмом веке ознаменовало важный момент самоопределения для христиан, живущих в раннесредневековой Центральной Азии: никогда прежде христианство не пользовалось официальной поддержкой такой значительную державу в регионе, как карлуки, основавшие свое царство в Жетысу, «Семиречье» под озером Балхаш. Карлуки, скорее всего, обратились в христианство примерно через пятнадцать лет после того, как они отвоевали Жетысу у Тюргешского каганата, соединив идентичность нового карлукского государства с религией, которая редко, если вообще когда-либо, формально ассоциировалась с правителями, контролировавшими Среднюю Азию.
- ^ Тан, Ли (1 января 2022 г.). «Христианские общины в средневековой Центральной Азии: сирийские и сиро-тюркские надписи из Жетысу и Чуйской долины (9-14 вв.)» . Следы Шелкового пути: исследования сирийского христианства в Китае и Центральной Азии : 210–211.
- ^ Голден 1990 , стр. 350–351.
- ^ Золотой 1990 , с. 348.
- ^ Голден, П.Б. (1992) Введение в историю тюркских народов . Серия: Тюркологика 9 . Висбаден: Отто Харрассовиц. стр. 196–201.
- ^ Этвуд, Кристофер П. (2010), «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуо» . Кафедра восточноазиатских языков и цивилизаций . 16. стр. 600–601 из 593–621.
- ^ Государство Карлук Ябгу (756–940) в истории Казахстана
- ^ Гумилев, Л. Поиски воображаемого царства: Трилистник с высоты птичьего полета Гл. 5: Разрушенная тишина (961–1100)
- ^ Пилипчук, Я. «Турки и мусульмане: от противостояния к обращению в ислам (конец VII века – начало XI века)» в УДК 94(4):95(4). На украинском языке
- ^ Минорский, В. «Комментарий» к «§17. Тухи» в «Худуд аль-Алам» . Перевел и объяснил В. Минорский. стр. 300–304.
- ^ Jump up to: а б Золотой 1990 , стр. 355–356.
- ^ «Серия рабочих документов Азиатского научно-исследовательского института № 44 «История религиозных преобразований уйгуров (V-XVI века) Ли Тана» . Архивировано из оригинала 19 января 2008 г. Проверено 19 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Золотой 1990 , с. 357.
- ^ Jump up to: а б Саманиды , Ричард Нельсон Фрай, Кембриджская история Ирана , Vol. 4, изд. Р. Н. Фрай, (Издательство Кембриджского университета, 1999), 156–157.
- ^ Jump up to: а б Босворт, CE (1998). История цивилизаций Центральной Азии . ЮНЕСКО. п. 106. ИСБН 978-92-3-103467-1 .
На этом этапе была достигнута договоренность с караханидом Илиг Насром б. Али сделал Окс границей между двумя империями [Караханидами и Газневидами], поскольку усохший эмират Саманидов пришел к бесславному концу, когда Илиг окончательно оккупировал Бухару в 999 году.
- ^ Золотой 1990 , с. 363.
- ^ Хансен 2012 , стр. 226.
- ^ Миллуорд 2009 , стр. 55–56.
- ^ Труди Ринг; Роберт М. Салкин; Шэрон Ла Бода (1994). Международный словарь исторических мест: Азия и Океания . Тейлор и Фрэнсис. стр. 457–. ISBN 978-1-884964-04-6 . Архивировано из оригинала 10 мая 2016 г. Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ Мориясу 2004 , стр. 207.
- ^ Август 2012 г. , с. 633.
- ^ Аурел Штайн, Древний Хотан. Архивировано 12 сентября 2011 г. в Wayback Machine , Clarendon Press, стр. 181.
- ^ Миллуорд 2009 , стр. 52–56.
- ^ Старр 2015 , с. 42.
- ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 232. ИСБН 978-8412527858 .
Инжир. 181 – Принц на троне в окружении двух придворных -Иран- около 1170–1220 гг. Самарканд, Национальный исторический музей (...) В Афрасиабе обнаружена посуда иранской типологии (...). Там же были обнаружены блестящие чашки и фрагменты с полихромным декором (...) (рис. 181).
- ^ Фрэй, Джеральдин; Реутова, Марина (2013). «От поля к музеографии. Реставрация настенной живописи в Узбекистане: Казаклыяткан/акчхан - Скачать PDF бесплатно» . Среднеазиатские тетради . 22.21:618, рисунок 16.
- ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. стр. 221–222. ISBN 978-8412527858 .
- ^ Jump up to: а б Азимов 1998 .
- ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 222. ИСБН 978-8412527858 .
'Усман ибн Брахим (...), весьма вероятно, спонсор самаркандских картин"
- ^ Карев, Юрий (2013). Тюрко-монгольские правители, города и городская жизнь . Лейден: Брилл. стр. 114–115. ISBN 978-9004257009 .
Керамику и денежные находки в павильоне можно датировать не ранее второй половины XII века, а вероятнее всего, концом этого столетия. Это единственный из раскопанных павильонов, украшенный росписями, не оставляющими сомнений в хозяине этого места. (...) Весь художественный проект был направлен на возвеличение царской фигуры и великолепия его двора. (...) основные сцены северной стены изображают правителя, сидящего на троне, скрестив ноги (см. рис. 13, 14) (...) Это, несомненно, была частная резиденция караханидского правителя и его семьи, а не место для торжественных приемов.
- ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. стр. 221–222. ISBN 978-8412527858 .
Росписи, украшавшие (...) частную резиденцию последних караханидских государей Самарканда (конец XII - начало XIII века (...) государь сидит, скрестив ноги на троне, держит стрелу, символ мощность (рис. 171).
- ^ Карев, Юрий (2013). Тюрко-монгольские правители, города и городская жизнь . Лейден: Брилл. п. 120. ИСБН 978-9004257009 .
Нельзя исключить возможность того, что эта акция была связана с драматическими событиями 1212 года, когда Самарканд был взят хорезмшахом Мухаммадом б. Текиш.
- ^ Биран 2005 , стр. 194–196.
- ^ Золотой 1990 , с. 370.
- ^ Jump up to: а б с Биран 2005 , с. 81.
- ^ Биран 2005 , с. 87.
- ^ Йонг, Хеминг; Пэн, Цзин (14 августа 2008 г.). Китайская лексикография: история с 1046 г. до н.э. по 1911 г. н.э. ОУП Оксфорд. стр. 379–380. ISBN 978-0-19-156167-2 .
- ^ Золотой 2011 .
- ^ Jump up to: а б Ларри Кларк (2010), «Тюркское письмо и Кутадгу Билиг», Тюркология в Майнце , Otto Harrasowitz GmbH & Co, стр. 96, ISBN 978-3-447-06113-1
- ^ Скотт Кэмерон Леви; Рон Села (2010). «Глава 13 - Юсуф Хасс Хаджиб: Совет правителям Караханидов». Исламская Центральная Азия: Антология исторических источников . Издательство Университета Индианы. стр. 76–81. ISBN 978-0-253-35385-6 .
- ^ Jump up to: а б Тетли 2009 , с. 27.
- ^ Хазанов, Анатолий М. (2015). «Пастырские кочевья и завоевания». В Кедаре, Бенджамин З .; Виснер-Хэнкс, Мерри Э. (ред.). Кембриджская всемирная история (том V): расширение сети обмена и конфликтов, 500–1500 гг . н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 369. ИСБН 978-0-521-19074-9 .
Тем временем в Центральной Азии и на Ближнем Востоке возник новый тип государственности — исламские тюрко-иранские государства. Это были государства завоевательного типа, в которых кочевые или бывшие кочевые элиты, принявшие ислам, управляли завоеванными оседлыми странами при помощи иранской бюрократии. Первым таким государством было Караханидское, названное в честь правящей династии, просуществовавшей с 992 по 1214 год.
- ^ Карев, Юрий (2005) «Настенные росписи Караханидов в цитадели Самарканда. Первый отчет и предварительные наблюдения», Мукарнас, 22: 43–81.
- ^ Карев, Юрий (2003) «Цикл настенных росписей периода Караханидов (XII-XIII вв.) в цитадели Самарканда: государь и художник», Comptes Rendus de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, fasc . 4:301–347.
- ^ Jump up to: а б Карев, Юрий (2013). Тюрко-монгольские правители, города и городская жизнь . Лейден: Брилл. стр. 115–120. ISBN 978-9004257009 .
Керамику и денежные находки в павильоне можно датировать не ранее второй половины XII века, а вероятнее всего, концом этого столетия. Это единственный из раскопанных павильонов, украшенный росписями, не оставляющими сомнений в хозяине этого места. (...) Весь художественный проект был направлен на возвеличение царской фигуры и великолепия его двора. (...) Это, несомненно, была частная резиденция караханидского правителя и его семьи, а не место для торжественных приемов.
- ^ Коллине, Анабель (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 234. ИСБН 978-8412527858 .
- ^ Коллине, Анабель (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 231. ИСБН 978-8412527858 .
- ^ Jump up to: а б Коллине, Анабель (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 234. ИСБН 978-8412527858 .
- ^ «Куран Терджюмелери» (на турецком языке). Международная Тюркская Академия.
- ^ Jump up to: а б Биран, Михал (2001). «Караханидология: взгляд с края Караханида» . Центральное Каье д'Ази . 9 : 77–89.
- ^ Биран, Михал (2016). Караханидское ханство (PDF) . п. 2.
- ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Брилл. п. 16. ISBN 978-90-04-51033-3 .
- ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Брилл. п. 14. ISBN 978-90-04-51033-3 .
- ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Брилл. стр. 77–78. ISBN 978-90-04-51033-3 .
- ^ Дильнова Дутураева (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Брилл. стр. 109–110. ISBN 978-90-04-51033-3 .
- ^ Биран 2005 , с. 98.
- ^ Дутураева, Дильноза (2022). Караханидские дороги в Китай: история китайско-тюркских отношений . Лейден: Брилл. п. 70, рис. 1. ISBN 978-90-04-51033-3 .
Рисунок 1. Женское изображение Караханидов на фрагменте керамики. С разрешения Музея истории Жамбылской области, Казахстан
- ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 2, строки 117-119.
- ^ Дамгаард и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 8, строки 60-62.
- ^ Дамгаард и др. 2018 , стр. 4.
- ^ Груссе 2004 , с. 145.
- ^ Энн К.С. Ламбтон, Преемственность и изменения в средневековой Персии , (Государственный университет Нью-Йорка, 1988), 263.
Источники
- Андраде, Тонио (2016), Эпоха пороха: Китай, военные инновации и подъем Запада в мировой истории , Princeton University Press, ISBN 978-0-691-13597-7 .
- Азимов, М.С. (1998), История цивилизаций Центральной Азии, Том IV. Эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века. Часть первая. Историческая, социальная и экономическая обстановка , Издательство ЮНЕСКО.
- Барфилд, Томас (1989), Опасный рубеж: кочевые империи и Китай , Бэзил Блэквелл
- Барретт, Тимоти Хью (2008), Женщина, которая открыла печать , Великобритания: Издательство Йельского университета , ISBN 978-0-300-12728-7 (алк. бумага)
- Беквит, Кристофер I (1987), Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье , Princeton University Press
- Беквит, Кристофер I (2009), Империи Шелкового пути , Princeton University Press
- Биран, Михал (2005), Империя Кара-Китая в евразийской истории: между Китаем и исламским миром , Cambridge University Press
- Брегель, Юрий (2003), Исторический атлас Центральной Азии , Брилл
- Давидович, Э.А. (1998), «Караханиды», в Азимове, М.С.; Босворт, CE (ред.), История цивилизаций Центральной Азии (PDF) , том. 4 часть I, Издательство ЮНЕСКО, с. 120, ISBN 92-3-103467-7
- Дамгаард, ПБ; и др. (9 мая 2018 г.). «137 древних геномов человека со всех концов Евразийских степей» . Природа . 557 (7705). Исследования природы : 369–373. Бибкод : 2018Natur.557..369D . дои : 10.1038/s41586-018-0094-2 . hdl : 1887/3202709 . ПМИД 29743675 . S2CID 13670282 . Проверено 11 апреля 2020 г.
- Дромпп, Майкл Роберт (2005), Танский Китай и крах Уйгурской империи: документальная история , Брилл
- Эбри, Патрисия Бакли (1999), Кембриджская иллюстрированная история Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета , ISBN 0-521-66991-Х (мягкая обложка).
- Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс Б. (2006), Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история , Бостон: Houghton Mifflin, ISBN 0-618-13384-4
- Золотой, Питер. Б. (1990), «Караханиды и ранний ислам», Синор, Денис (редактор), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , Cambridge University Press, ISBN 0-521-2-4304-1
- Голден, Питер Б. (1992), Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке , ОТТО ХАРРАСОВИЦ · ВИСБАДЕН
- Голден, Питер Б. (2011), Центральная Азия в мировой истории , Oxford University Press
- Груссе, Рене (2004), Империя степей , издательство Rutgers University Press
- Хансен, Валери (2012), Шелковый путь: новая история , Oxford University Press
- Хейвуд, Джон (1998), Исторический атлас средневекового мира, 600–1492 гг. Нашей эры , Barnes & Noble
- Латуретт, Кеннет Скотт (1964), Китайцы, их история и культура, Тома 1–2 , Macmillan
- Кочнев, Борис Д. (1996) «Происхождение Караханидов. Переосмысление», Дер Ислам, 73: 352-7.
- Лордж, Питер А. (2008), Азиатская военная революция: от пороха до бомбы , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-60954-8
- Миллуорд, Джеймс (2009), Евразийский перекресток: история Синьцзяна , издательство Колумбийского университета
- Мориясу, Такао (2004), История уйгурского манихейства на Шелковом пути: исследование манихейских источников и их исторической подоплеки , Отто Харрассовиц Верлаг
- Нидэм, Джозеф (1986), Наука и цивилизация в Китае , том. V:7: Пороховая эпопея , издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-30358-3
- Возможно, Алессандра; Янхунен, Юха Антеро; Вейерс, Майкл, ред. (2006). Йецен Аку: Маньчжурские исследования в честь Джованни Старого Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3-447-05378-5 .
- Жун, Синьцзян (2013), Восемнадцать лекций о Дуньхуане , Брилл
- Шабан, Массачусетс (1979), Революция Аббасидов , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-29534-3
- Сыма, Гуан (2015), Боянбон Zīzhìtōngjiàn 54 huánghòu shīzōng 白阳版Zizhi Tongjian 54 Королева пропала , Yuώnliú chūbǎnshìyè gǔfèn yϒuxiàn gōngsī, ISBN 978-957-32-0876-1
- Скафф, Джонатан Карам (2012), Суй-Танский Китай и его тюрко-монгольские соседи: культура, власть и связи, 580–800 (Оксфордские исследования в ранних империях) , Oxford University Press
- Соучек, Святополк (2000), История Внутренней Азии , Cambridge University Press
- Старр, С. (2015), Синьцзян: мусульманская граница Китая , Routledge
- Тетли, GE (2009), Газневиды и турки-сельджуки: поэзия как источник иранской истории , Routledge
- Тум, Риан (2012), Модульная история: сохранение идентичности до уйгурского национализма , Ассоциация азиатских исследований, Inc.
- Ван, Чжэньпин (2013), Танский Китай в многополярной Азии: история дипломатии и войны , University of Hawaii Press
- Fedorov M.N. Karakhanidskaya numizmatika kak istochnik po istorii Sredney Azii kontsa X — nachala XIII vv. Avtoreferat doktorskoy dissertatsii. Novosibirsk. 1990
- Уилкинсон, Эндимион (2015). История Китая: Новое руководство, 4-е издание . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, распространяется издательством Гарвардского университета. ISBN 9780674088467 .
- Юань, Шу (2001), Вторая эра евнуха , Yuώnliú chūbǎnshìyè gǔfèn yǒuxiàn gōngsī, ISBN 957-32-4273-7
- Сюн, Виктор Цунруй (2000), Суй-Тан Чанъань: исследование городской истории позднесредневекового Китая (Мичиганские монографии по китаеведению) , ЦЕНТР КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ U OF M, ISBN 0892641371
- Сюн, Виктор Цунруй (2009), Исторический словарь средневекового Китая , Соединенные Штаты Америки: Scarecrow Press, Inc., ISBN 978-0810860537
- Сюэ, Цзунчжэн (1992), Тюркские народы , China Social Sciences Press