Саксанохурская золотая пряжка
Саксанохурская золотая пряжка | |
---|---|
Всадник-кочевник, пронзающий кабана копьем, обнаружен в Саксанохуре , Южный Таджикистан . Национальный музей древностей Таджикистана . [1] [2] | |
Материал | золотой репуссе , ранее инкрустированный светло-голубой стеклянной пластиной (кабан и рама). [3] |
Размер | 5,4 х 5,3 см |
Созданный | 2 век до н.э. - 2 век н.э. |
Обнаруженный | немецкий 37 ° 33'05 "N 69 ° 23'26" E / 37,5514 ° N 69,3906 ° E |
Текущее местоположение | Национальный музей древностей Таджикистана |
— Золотая пряжка Саксанохур древняя поясная пряжка в золотом репуссе , обнаруженная на эллинистическом археологическом памятнике Саксанохур , Южный Таджикистан . На тарелке изображен всадник-кочевник, пронзающий кабана, заключенный в прямоугольную декоративную рамку. Пряжка обычно датируется I-II веками нашей эры. [1] [2] [4] хотя Франкфорт датирует его ранее II-I веками до нашей эры, [5] как и кураторы музея Гиме , [6] и Национальный музей древностей Таджикистана . [7]
Всадник
[ редактировать ]Всадника обычно описывают только как «кочевого охотника». [1] [2] Он носит большую мантию с широкими рукавами, подхваченную тонким поясом, поверх широких брюк, доходящих до щиколоток. Он держал в руках одно или два копья, фрагменты которых сохранились. Его волосы собраны в пучок. Правая сторона его лица повреждена. Его лошадь имела сложную амуницию, хвост покрыт и завязан на конце узлом, грива коротко подстрижена. [8]
Точнее, по мнению Франкфорта , пластина могла быть изготовлена для покровителя, родственного хунну , и датироваться II-I веком до н.э.: всадник одет в степное платье, его волосы завязаны в характерный для хунну пучок. восточные степи (как это также видно на « Охотнике на кабана» ), а его лошадь имеет характерные для хунну конские атрибуты (что также видно на мемориальной доске борцов ). [9] Некоторые из этих характеристик также могут быть связаны с юэчжи . [10]
Авторство
[ редактировать ]Обработка фигуры, а также стилистических элементов, таких как рама с эллинистическим узором в виде яиц и дротиков , предполагает работу эллинизированного художника. Место самого Саксанохура известно множеством эллинистических архитектурных памятников, таких как колонны и капители. [11]
Параллели
[ редактировать ]Украшенные пряжки и пластины для поясов являются обычным явлением в искусстве Центральной Азии того периода, но могут использоваться и различные материалы, например, рог или кость. Эти произведения искусства обычно представляют собой фигуральные сцены кочевников с эпизодами борьбы или охоты. Одними из самых известных произведений искусства являются бляшки Орлата или бляшки, обнаруженные в Тахти-Сангине . [12] и саксанохурским охотником обнаружены различные стилистические сходства Между орлатскими бляшками , такие как положение пальцев правой ноги, грива лошади с чубом, чехол на хвосте лошади, конская сбруя с кисточками, [13] ремень безопасности или [14] Стиль пряжки пояса Саксанохур также очень похож на некоторые золотые предметы Тилля-Тепе , особенно в отношении эллинистического стиля и обрамляющего мотива яйца и стрелы. [15]
- Мужчины в доспехах, в греческом боевом снаряжении. Могила III. Золотой репуссе из Тилля-Тепе , вероятно, Юэчжи.
- Мемориальные доски Орлата со сценами боя и охоты, обычно приписываемые Канджу.
- Охотники в бляшке из слоновой кости из Тахти Сангина , по оформлению сравнимой со сценами охоты орлатских бляшек. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Маршак, Борис Ильич (1 января 2002 г.). Бесподобные изображения: персидская живопись и ее источники . Издательство Йельского университета. п. 9. ISBN 978-0-300-09038-3 .
- ^ Jump up to: а б с Ильясов, Джангар. «Исследование костяных пластин из Орлата // Искусство и археология Шелкового пути. Том 5. Камакура, 1997/98, 107-159» : 127.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Бобомуллоев, Салдмурод (директор Национального музея древностей Таджикистана) (2021). Таджикистан: au pays des fleuve d'or . Париж, Гент: Музей Гиме, Editions Snoeck. стр. 116. ИСБН 978-9461616272 .
II-I века до нашей эры. Джей Си
- ^ Грубер, Мартин; Ильясов, Джангар; Каниут, Кай (2012). «Украшенный пояс из слоновой кости из Тиллы Булака, Южный Узбекистан» . Древние цивилизации от Скифии до Сибири . 18 (2): 367. ISSN 0929-077X .
Другим примером может служить пряжка ремня из Саксанохура (Южный Таджикистан). Отлитый из цельного золота, он датируется I-II веками нашей эры.29 И здесь циматий служит орнаментальной окантовкой, окружающей конного воина, охотящегося на вепря с копьем (рис. 22).
- ^ Франкфурт, Анри-Поль (2020). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой (примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Журнал ученых : 39.
- ^ «Таджикистан. В стране золотых рек – Гиме» (на французском языке).
Пряжка со сценой охоты на кабана, Таджикистан, Саксанохур, II-I вв. до н.э. до нашей эры, золото, Национальный музей древностей Таджикистана
- ^ Бобомуллоев, Салдмурод (директор Национального музея древностей Таджикистана) (2021). Таджикистан: au pays des fleuve d'or . Париж, Гент: Музей Гиме, Editions Snoeck. стр. 116. ИСБН 978-9461616272 .
II-I века до нашей эры. Джей Си
- ^ Бобомуллоев, Салдмурод (директор Национального музея древностей Таджикистана) (2021). Таджикистан: au pays des fleuve d'or . Париж, Гент: Музей Гиме, Editions Snoeck. стр. 116. ИСБН 978-9461616272 .
II-I века до нашей эры. Джей Си
- ^ Франкфурт, Анри-Поль (2020). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой (примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Журнал ученых : 35–39.
Стр. 36: «Известная ажурная золотая пластина, найденная на поверхности памятника, изображает охоту на кабана на копье всадником в степном костюме, в рамке из овалов, расположенных в ячейках, предназначенных для инкрустаций (рис. 14). сегодня приписывают это местному ремеслу, целью которого было удовлетворить покровителя-всадника, происходящего из далеких степей и родственного хунну, «всадника-покровителя из далеких степей, родственного хунну».)
Страница 36: «Мы также можем ясно различить круп, украшенный тремя кольцами, образующими цепочку, а также на плече скакуна очень узнаваемый кулон в форме зажима, подвешенный на цепочке, проходящей перед грудью и идущей до навершия седла, известные параллели которого можно найти не у скифов, а в царстве хунну, на бронзовых бляшках из Монголии и Китая» (французский: «les parallèles connus ne se trouvent pas chez les Scythes mais» dans le Domaine des Xiongnu»).
Страница 38: «Прическа охотника с длинными волосами, забранными назад и собранными в пучок, также встречается в Тахт-и Сангине ; это прическа восточных степей, которую можно увидеть на табличке охоты на кабана» des Iyrques" (рис. 15)" (франц.: Прическа охотника с длинными волосами, забранными назад и собранными в пучок, встречается в Тахт-и Сангине ; это прическа восточных степей, которую мы замечаем на пластинах охоты на кабана «дез Иирк» (рис. 15)) - ^ Франкфурт, Анри-Поль (2020). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой (примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Журнал ученых : 35–39.
детали реалий (сбруя, костюм, прическа) все же бесспорно степные, хуннуского или юэчжи (?)
- ^ Абдуллаев, Казим (2008). «БАКТРИЙСКАЯ ЗОЛОТАЯ ПРЯЖКА С СОРЕВНОВАНИЕМ МЕЖДУ ГЕРОЕМ И КЕНТАВРОМ (ГЕРАКЛ И НЕСС?) · 2008 ПИЗА · РИМА» . Партика : 138.
К этой же группе относится и пряжка из Саксанохура: сцена, изображающая всадника, охотящегося на вепря, представлена в почти квадратной рамке (5,4х5,3 см). Несмотря на кочевой облик всадника, определяемый типом его одежды и упряжи лошади, в художественной обработке фигур может обнаружиться опытная рука эллинизированного мастера. Использование узора «яйцо-дротик» в орнаментальной оправе пряжки, в частности, является типичной особенностью артефактов эллинистического мира. Следует отметить, что место, где была найдена пряжка, представляет собой явное свидетельство греческой культуры. В ходе исследования в Саксанохуре были обнаружены капители, основания и барабаны колонн и столбов, а также архитектурные декоративные элементы, характерные для эллинистического периода.
- ^ Маршак, Борис Ильич (1 января 2002 г.). Бесподобные изображения: персидская живопись и ее источники . Издательство Йельского университета. п. 9. ISBN 978-0-300-09038-3 .
«Охотник на кабана», золотая репуссированная поясная пряжка из Саксанахура в Северной Бактрии, I век. Однако предметы схожей тематики широко распространены как на западе Ирана, так и на востоке страны, где они появляются в сочетании с типично кочевническими чертами, такими как роговые бляшки и пряжки с гравированным декором, найденные в могиле кочевников в Орлате, в Согдиана. На пряжках изображены сложные и многолюдные фигуральные сцены, в которых в эпизодах борьбы и охоты нет ни царей, ни героев, тогда как последние являются основными и почти обязательными сюжетами эпических сказаний и их иллюстраций. Простое изображение боя или охоты, лишенное эпического или исторического содержания, также должно было считаться приносящим удачу воину-охотнику, поскольку находки из бактрийских местонахождений включают золотую пряжку, украшенную изображением всадника-кочевника, пронзающего кабана копьем, из Саксанахура. (рис. 10) и роговая бляшка с изображением нескольких охотников на лошадях, стреляющих по диким баранам, найденные в Тахт-и Сангине...
- ^ Ильясов, Джангар. «Очерк костяных пластин из Орлата // Искусство и археология Шелкового пути. Том 5. Камакура, 1997/98, 107-159» : 127.
Актуальным объектом для иконографического сравнения является литая золотая поясная пряжка, изображающая охота на кабана, обнаруженного в Саксанохуре Южного Таджикистана [ДТ, 1985, №324). Изображение на этой пряжке представляет собой всадника, поражающего копьем кабана (табл. IX: 4). Манера, в которой он сидит на коне, аналогична изображенной на изображениях Орлата: с обращенным вниз носком правой ноги всадника. Имеется и ряд подобных деталей: стиль изображения гривы чубом, чехол, надеваемый на верхнюю часть хвоста лошади, фалары, подвешенные к подхвостовому поясу лошади, конская сбруя с кисточками. Пряжка ремня из Саксанохкура датируется I–II веками нашей эры [Шедеври, 1983, с.34; Д.Т., 1985, с.117] На наш взгляд, данные о строении и ориентации погребения, наиболее вероятной ориентации покойного, типе вооружения, а также аналогии с доспехами из Халчаян и золотая пряжка из Саксанохура дополняют сведения, данные слайдом ножен, и подтверждают наши данные об орлатских пластинах.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ольбрихт, Марек. "АРСАКИДСКИЙ ИРАН И КОЧЕВНИКИ СРЕДНЕЙ АЗИИ - ПУТИ КУЛЬТУРНОЙ ПЕРЕДАЧИ НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ сведения" : 340.
Фалеры на орлатских пластинах аналогичны фалерам на саксанохурской пряжке (I–II вв. н.э.; Ильясов 2003, 286). Отчетливо прослеживается связь орлатских плит с Канджу, кочевым владычеством с сакским субстратом, но находившимся под сильным культурным влиянием Китая (Ильясов 2003, 296–299). В I и II веках нашей эры Согдиана находилась под властью Канджу .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Грубер, Мартин; Ильясов, Джангар; Каниут, Кай (2012). «Украшенный пояс из слоновой кости из Тиллы Булака, Южный Узбекистан» . Древние цивилизации от Скифии до Сибири . 18 (2): 367. ISSN 0929-077X .
Яйцо и дротик также встречаются на золотых предметах из Тилля-Тепе (северный Афганистан), датированных I веком нашей эры.3
- ^ Беттс, Элисон; Вициани, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 105. ИСБН 978-1-78969-407-9 .