Jump to content

Саксанохурская золотая пряжка

Координаты : 37 ° 33'05 "N 69 ° 23'26" E  /  37,5514 ° N 69,3906 ° E  / 37,5514; 69.3906
Саксанохурская золотая пряжка
Всадник-кочевник, пронзающий кабана копьем, обнаружен в Саксанохуре , Южный Таджикистан . Национальный музей древностей Таджикистана . [1] [2]
Материал золотой репуссе , ранее инкрустированный светло-голубой стеклянной пластиной (кабан и рама). [3]
Размер 5,4 х 5,3 см
Созданный 2 век до н.э. - 2 век н.э.
Обнаруженный немецкий
37 ° 33'05 "N 69 ° 23'26" E  /  37,5514 ° N 69,3906 ° E  / 37,5514; 69.3906
Текущее местоположение Национальный музей древностей Таджикистана

Золотая пряжка Саксанохур древняя поясная пряжка в золотом репуссе , обнаруженная на эллинистическом археологическом памятнике Саксанохур , Южный Таджикистан . На тарелке изображен всадник-кочевник, пронзающий кабана, заключенный в прямоугольную декоративную рамку. Пряжка обычно датируется I-II веками нашей эры. [1] [2] [4] хотя Франкфорт датирует его ранее II-I веками до нашей эры, [5] как и кураторы музея Гиме , [6] и Национальный музей древностей Таджикистана . [7]

Всадника обычно описывают только как «кочевого охотника». [1] [2] Он носит большую мантию с широкими рукавами, подхваченную тонким поясом, поверх широких брюк, доходящих до щиколоток. Он держал в руках одно или два копья, фрагменты которых сохранились. Его волосы собраны в пучок. Правая сторона его лица повреждена. Его лошадь имела сложную амуницию, хвост покрыт и завязан на конце узлом, грива коротко подстрижена. [8]

Точнее, по мнению Франкфорта , пластина могла быть изготовлена ​​для покровителя, родственного хунну , и датироваться II-I веком до н.э.: всадник одет в степное платье, его волосы завязаны в характерный для хунну пучок. восточные степи (как это также видно на « Охотнике на кабана» ), а его лошадь имеет характерные для хунну конские атрибуты (что также видно на мемориальной доске борцов ). [9] Некоторые из этих характеристик также могут быть связаны с юэчжи . [10]

Авторство

[ редактировать ]

Обработка фигуры, а также стилистических элементов, таких как рама с эллинистическим узором в виде яиц и дротиков , предполагает работу эллинизированного художника. Место самого Саксанохура известно множеством эллинистических архитектурных памятников, таких как колонны и капители. [11]

Параллели

[ редактировать ]

Украшенные пряжки и пластины для поясов являются обычным явлением в искусстве Центральной Азии того периода, но могут использоваться и различные материалы, например, рог или кость. Эти произведения искусства обычно представляют собой фигуральные сцены кочевников с эпизодами борьбы или охоты. Одними из самых известных произведений искусства являются бляшки Орлата или бляшки, обнаруженные в Тахти-Сангине . [12] и саксанохурским охотником обнаружены различные стилистические сходства Между орлатскими бляшками , такие как положение пальцев правой ноги, грива лошади с чубом, чехол на хвосте лошади, конская сбруя с кисточками, [13] ремень безопасности или [14] Стиль пряжки пояса Саксанохур также очень похож на некоторые золотые предметы Тилля-Тепе , особенно в отношении эллинистического стиля и обрамляющего мотива яйца и стрелы. [15]

  1. ^ Jump up to: а б с Маршак, Борис Ильич (1 января 2002 г.). Бесподобные изображения: персидская живопись и ее источники . Издательство Йельского университета. п. 9. ISBN  978-0-300-09038-3 .
  2. ^ Jump up to: а б с Ильясов, Джангар. «Исследование костяных пластин из Орлата // Искусство и археология Шелкового пути. Том 5. Камакура, 1997/98, 107-159» : 127. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  3. ^ Бобомуллоев, Салдмурод (директор Национального музея древностей Таджикистана) (2021). Таджикистан: au pays des fleuve d'or . Париж, Гент: Музей Гиме, Editions Snoeck. стр. 116. ИСБН  978-9461616272 . II-I века до нашей эры. Джей Си
  4. ^ Грубер, Мартин; Ильясов, Джангар; Каниут, Кай (2012). «Украшенный пояс из слоновой кости из Тиллы Булака, Южный Узбекистан» . Древние цивилизации от Скифии до Сибири . 18 (2): 367. ISSN   0929-077X . Другим примером может служить пряжка ремня из Саксанохура (Южный Таджикистан). Отлитый из цельного золота, он датируется I-II веками нашей эры.29 И здесь циматий служит орнаментальной окантовкой, окружающей конного воина, охотящегося на вепря с копьем (рис. 22).
  5. ^ Франкфурт, Анри-Поль (2020). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой ​​(примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Журнал ученых : 39.
  6. ^ «Таджикистан. В стране золотых рек – Гиме» (на французском языке). Пряжка со сценой охоты на кабана, Таджикистан, Саксанохур, II-I вв. до н.э. до нашей эры, золото, Национальный музей древностей Таджикистана
  7. ^ Бобомуллоев, Салдмурод (директор Национального музея древностей Таджикистана) (2021). Таджикистан: au pays des fleuve d'or . Париж, Гент: Музей Гиме, Editions Snoeck. стр. 116. ИСБН  978-9461616272 . II-I века до нашей эры. Джей Си
  8. ^ Бобомуллоев, Салдмурод (директор Национального музея древностей Таджикистана) (2021). Таджикистан: au pays des fleuve d'or . Париж, Гент: Музей Гиме, Editions Snoeck. стр. 116. ИСБН  978-9461616272 . II-I века до нашей эры. Джей Си
  9. ^ Франкфурт, Анри-Поль (2020). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой ​​(примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Журнал ученых : 35–39. Стр. 36: «Известная ажурная золотая пластина, найденная на поверхности памятника, изображает охоту на кабана на копье всадником в степном костюме, в рамке из овалов, расположенных в ячейках, предназначенных для инкрустаций (рис. 14). сегодня приписывают это местному ремеслу, целью которого было удовлетворить покровителя-всадника, происходящего из далеких степей и родственного хунну, «всадника-покровителя из далеких степей, родственного хунну».)
    Страница 36: «Мы также можем ясно различить круп, украшенный тремя кольцами, образующими цепочку, а также на плече скакуна очень узнаваемый кулон в форме зажима, подвешенный на цепочке, проходящей перед грудью и идущей до навершия седла, известные параллели которого можно найти не у скифов, а в царстве хунну, на бронзовых бляшках из Монголии и Китая» (французский: «les parallèles connus ne se trouvent pas chez les Scythes mais» dans le Domaine des Xiongnu»).
    Страница 38: «Прическа охотника с длинными волосами, забранными назад и собранными в пучок, также встречается в Тахт-и Сангине ; это прическа восточных степей, которую можно увидеть на табличке охоты на кабана» des Iyrques" (рис. 15)" (франц.: Прическа охотника с длинными волосами, забранными назад и собранными в пучок, встречается в Тахт-и Сангине ; это прическа восточных степей, которую мы замечаем на пластинах охоты на кабана «дез Иирк» (рис. 15))
  10. ^ Франкфурт, Анри-Поль (2020). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой ​​(примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Журнал ученых : 35–39. детали реалий (сбруя, костюм, прическа) все же бесспорно степные, хуннуского или юэчжи (?)
  11. ^ Абдуллаев, Казим (2008). «БАКТРИЙСКАЯ ЗОЛОТАЯ ПРЯЖКА С СОРЕВНОВАНИЕМ МЕЖДУ ГЕРОЕМ И КЕНТАВРОМ (ГЕРАКЛ И НЕСС?) · 2008 ПИЗА · РИМА» . Партика : 138. К этой же группе относится и пряжка из Саксанохура: сцена, изображающая всадника, охотящегося на вепря, представлена ​​в почти квадратной рамке (5,4х5,3 см). Несмотря на кочевой облик всадника, определяемый типом его одежды и упряжи лошади, в художественной обработке фигур может обнаружиться опытная рука эллинизированного мастера. Использование узора «яйцо-дротик» в орнаментальной оправе пряжки, в частности, является типичной особенностью артефактов эллинистического мира. Следует отметить, что место, где была найдена пряжка, представляет собой явное свидетельство греческой культуры. В ходе исследования в Саксанохуре были обнаружены капители, основания и барабаны колонн и столбов, а также архитектурные декоративные элементы, характерные для эллинистического периода.
  12. ^ Маршак, Борис Ильич (1 января 2002 г.). Бесподобные изображения: персидская живопись и ее источники . Издательство Йельского университета. п. 9. ISBN  978-0-300-09038-3 . «Охотник на кабана», золотая репуссированная поясная пряжка из Саксанахура в Северной Бактрии, I век. Однако предметы схожей тематики широко распространены как на западе Ирана, так и на востоке страны, где они появляются в сочетании с типично кочевническими чертами, такими как роговые бляшки и пряжки с гравированным декором, найденные в могиле кочевников в Орлате, в Согдиана. На пряжках изображены сложные и многолюдные фигуральные сцены, в которых в эпизодах борьбы и охоты нет ни царей, ни героев, тогда как последние являются основными и почти обязательными сюжетами эпических сказаний и их иллюстраций. Простое изображение боя или охоты, лишенное эпического или исторического содержания, также должно было считаться приносящим удачу воину-охотнику, поскольку находки из бактрийских местонахождений включают золотую пряжку, украшенную изображением всадника-кочевника, пронзающего кабана копьем, из Саксанахура. (рис. 10) и роговая бляшка с изображением нескольких охотников на лошадях, стреляющих по диким баранам, найденные в Тахт-и Сангине...
  13. ^ Ильясов, Джангар. «Очерк костяных пластин из Орлата // Искусство и археология Шелкового пути. Том 5. Камакура, 1997/98, 107-159» : 127. Актуальным объектом для иконографического сравнения является литая золотая поясная пряжка, изображающая охота на кабана, обнаруженного в Саксанохуре Южного Таджикистана [ДТ, 1985, №324). Изображение на этой пряжке представляет собой всадника, поражающего копьем кабана (табл. IX: 4). Манера, в которой он сидит на коне, аналогична изображенной на изображениях Орлата: с обращенным вниз носком правой ноги всадника. Имеется и ряд подобных деталей: стиль изображения гривы чубом, чехол, надеваемый на верхнюю часть хвоста лошади, фалары, подвешенные к подхвостовому поясу лошади, конская сбруя с кисточками. Пряжка ремня из Саксанохкура датируется I–II веками нашей эры [Шедеври, 1983, с.34; Д.Т., 1985, с.117] На наш взгляд, данные о строении и ориентации погребения, наиболее вероятной ориентации покойного, типе вооружения, а также аналогии с доспехами из Халчаян и золотая пряжка из Саксанохура дополняют сведения, данные слайдом ножен, и подтверждают наши данные об орлатских пластинах. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  14. ^ Ольбрихт, Марек. "АРСАКИДСКИЙ ИРАН И КОЧЕВНИКИ СРЕДНЕЙ АЗИИ - ПУТИ КУЛЬТУРНОЙ ПЕРЕДАЧИ НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ сведения" : 340. Фалеры на орлатских пластинах аналогичны фалерам на саксанохурской пряжке (I–II вв. н.э.; Ильясов 2003, 286). Отчетливо прослеживается связь орлатских плит с Канджу, кочевым владычеством с сакским субстратом, но находившимся под сильным культурным влиянием Китая (Ильясов 2003, 296–299). В I и II веках нашей эры Согдиана находилась под властью Канджу . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  15. ^ Грубер, Мартин; Ильясов, Джангар; Каниут, Кай (2012). «Украшенный пояс из слоновой кости из Тиллы Булака, Южный Узбекистан» . Древние цивилизации от Скифии до Сибири . 18 (2): 367. ISSN   0929-077X . Яйцо и дротик также встречаются на золотых предметах из Тилля-Тепе (северный Афганистан), датированных I веком нашей эры.3
  16. ^ Беттс, Элисон; Вициани, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 105. ИСБН  978-1-78969-407-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be6100d22a894dcbefc519e979b669d7__1692826020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/d7/be6100d22a894dcbefc519e979b669d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saksanokhur gold buckle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)