Передача искусства по Шелковому пути
Многие художественные влияния проходили по Шелковому пути , особенно через Среднюю Азию , где эллинистическое , иранское , индийское и китайское влияние могли взаимодействовать. В частности, греко-буддийское искусство представляет собой один из наиболее ярких примеров такого взаимодействия.Как показано на карте Шелкового пути I века нашей эры, здесь нет одной дороги, а есть целая сеть маршрутов дальнего следования: в основном два сухопутных маршрута и один морской путь.
Скифское искусство
[ редактировать ]После контактов метрополии Китая с кочевым западными и северо-западными приграничными территориями в 8 веке до нашей эры золото было завезено из Центральной Азии , и китайские резчики по нефриту начали создавать имитационные узоры степей , перенимая скифское животное искусство степей (описания животных, сражающихся в бою). Этот стиль особенно отражен в прямоугольных поясных бляшках из золота и бронзы с альтернативными версиями из нефрита и стеатита . [1]
Несмотря на это, соответствие между «скифами» как этносом и их материальной культурой до сих пор остается предметом дискуссий и исследований. Эта тема является частью более широкой дискуссии о «кочевом» и «оседлом» образе жизни.
Эллинистическое искусство
[ редактировать ]После экспансии греко-бактрийцев в Среднюю Азию часто предполагалось влияние Греции на ханьское искусство ( Хирт , Ростовцев ). Узоры с розетками цветов, геометрическими линиями и стеклянными вставками, напоминающие эллинистическое влияние, можно найти на некоторых ранней династии Хань . бронзовых зеркалах [2] [3]
Греко-буддийское искусство
[ редактировать ]Будда
[ редактировать ]Образ Будды , возникший в I веке нашей эры в Гандхаре на территории современного Пакистана и Матхуре на севере Индии, постепенно распространялся через Среднюю Азию, а затем в Китай, пока не достиг Японии в VI веке. [4]
Однако по сей день передача многих иконографических деталей все еще видна, например, вдохновение Геракла позади божеств-хранителей Нио перед японскими буддийскими храмами или изображения Будды, напоминающие греческое искусство, такие как Будда в Камакуре .
Восточная иконография на Западе
[ редактировать ]Некоторые элементы западной иконографии были заимствованы с Востока по Шелковому пути. Ореол в христианском искусстве впервые появился в V веке, но практически такое же устройство было известно несколькими столетиями ранее, в нехристианском искусстве . Он встречается в некоторых персидских изображениях царей и богов и появляется на монетах кушанских царей Канишки , Хувишки и Васудевы , а также на большинстве изображений Будды в греко-буддийском искусстве I века нашей эры.Еще одно изображение, которое, по-видимому, пришло из Китая по Шелковому пути, — это символ Трех зайцев , изображающий трех животных, бегущих по кругу. Его происхождение восходит к династии Суй в Китае, и его до сих пор можно найти в священных местах во многих частях Западной Европы, и особенно в церквях в Дартмуре , Девон .
Тематические исследования
[ редактировать ]Шуконгошин
[ редактировать ]Другое буддийское божество, по имени Шуконгошин , одно из гневных божеств-покровителей буддийских храмов Японии, также представляет собой интересный случай передачи образа знаменитого греческого бога Геракла на Дальний Восток по Шелковому пути. Геракл использовался в греко-буддийском искусстве для изображения Ваджрапани , защитника Будды, а его изображение затем использовалось в Китае и Японии для изображения богов-защитников буддийских храмов. [5]
Бог ветра
[ редактировать ]В Азии можно найти и другие художественные влияния Шелкового пути, одним из наиболее ярких из которых является влияние греческого бога ветра Борея , прошедшего через Среднюю Азию и Китай и ставшего японским синтоистским богом ветра Фуджином . [6]
В соответствии с греческой иконографией Борея японский бог ветра держит над головой двумя руками драпировку или «мешок для ветра» в той же общей позе. В японском рендеринге сохранено обилие волос, а также преувеличенные черты лица.
Цветочный узор прокрутки
[ редактировать ]Наконец, греческий художественный мотив цветочного свитка был передан из эллинистического мира в район Таримской котловины примерно во II веке нашей эры, как это видно в сериндском искусстве и остатках деревянной архитектуры. Затем он был принят Китаем между 4 и 6 веками, где его можно найти на плитке и керамике, а затем был передан в Японию, где он буквально встречается в украшении черепицы японских буддийских храмов примерно с 7 века. . [7]
VII века Самые четкие из них — это плитки, построенные в храме Нара , на некоторых из них точно изображены виноградные лозы и виноград. Эти мотивы превратились в более символические изображения, но по существу остаются и по сей день в украшениях черепицы многих японских зданий в традиционном стиле.
См. также
[ редактировать ]- Скифское искусство
- Греко-буддийское искусство
- Передача буддизма по Шелковому пути
- Могут ли пещеры
- Гроты Лунмэнь
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Имеются свидетельства золотых поясов-бляшек с изображением «скифского» «звериного стиля», поножей, курганов и других признаков проникновения степных культур к югу от Янцзы до периода Хань» (Мэллори и Майр «Таримские мумии» , стр.329)
- ^ Чаша Чжоу: «КРАСНАЯ ФАНЯНСКАЯ ЧАША, УКРАШЕННАЯ НАЛИЧКОЙ И ИНКРАЗИРОВАННАЯ СТЕКЛЯННОЙ ПАСТОЙ. Период Восточного Чжоу, IV-III века до н.э. Вероятно, эта чаша предназначалась для копирования более ценного и, возможно, иностранного сосуда из бронзы или даже серебра. Стекло мало использовался в Китае. Его популярность в конце периода Восточного Чжоу, вероятно, объяснялась иностранным влиянием». Примечание Британского музея к чаше (2005 г.)
- ^ «Вещи, которые Китай получил из греко-иранского мира - гранат и другие растения «Чанг-Киен», тяжелое снаряжение катафракта, следы влияния греков на ханьское искусство (например,) знаменитое белое бронзовое зеркало период Хань с греко-бактрийскими узорами (...) в Музее Виктории и Альберта» (WW Tarn, Греки в Бактрии и Индии , 1980, стр. 363-364)
- ^ «Излишне говорить, что влияние греческого искусства на японское буддийское искусство через буддийское искусство Гандхары и Индии уже было частично известно, например, при сравнении волнистой драпировки изображений Будды, в том, что изначально было , типичный греческий стиль» (Кацуми Танабэ, «Александр Великий, культурные контакты Востока и Запада от Греции до Японии», стр. 19)
- ^ "Следует объяснить происхождение образа Ваджрапани. Это божество является защитником и наставником Будды Шакьямуни. Его образ был создан по образцу Геракла. (...) Гандхарский Ваджрапани трансформировался в Средней Азии и Китае и впоследствии был передан в Японию, где оказал стилистическое влияние на похожие на борцов статуи Божеств-гуардин (Нио)». (Кацуми Танабэ, «Александр Великий, культурные контакты Востока и Запада от Греции до Японии», стр. 23)
- ^ «Японские изображения бога ветра не принадлежат к отдельной традиции, отличной от традиции их западных аналогов, но имеют одно и то же происхождение. (...) Одной из характеристик этих дальневосточных изображений бога ветра является мешок с ветром, который держат в руках. этим богом обеими руками, происхождение которого можно проследить до шали или мантии, которую носил Борей/Оадо». (Кацуми Танабэ, «Александр Великий, культурные контакты Востока и Запада от Греции до Японии», стр. 21)
- ^ Передача цветочного узора завитка с запада на восток представлена на регулярной выставке древнего японского искусства в Токийском национальном музее .
Ссылки
[ редактировать ]- Александр Македонский: Культурные контакты Востока и Запада от Греции до Японии . Токио: NHK Puromoshon и Токийский национальный музей, 2003.
- Джерри Х.Бентли. Встречи в Старом Свете: межкультурные контакты и обмены в досовременные времена . Оксфорд – Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1993. ISBN 0-19-507639-7
- Джон Бордман. Распространение классического искусства в древности . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1994. ISBN 0-691-03680-2
- Осмунд Бопеарачи , Кристиан Ландес и Кристин Сакс. От Инда до Окса: Археология Средней Азии . Латте, Франция: Ассоциация IMAGO и Музей латте, 2003. ISBN 2-9516679-2-2
- Элизабет Эррингтон, Джо Крибб и Мэгги Клэрингбулл, ред. Перекресток Азии: трансформация в образе и символах . Кембридж: Фонд Древней Индии и Ирана, 1992, ISBN 0-9518399-1-8
- Ричард Фольц . Религии Шелкового пути: домодернистские модели глобализации , 2-е изд. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2010. ISBN 978-0-230-62125-1
- Дж. П. Мэллори и Виктор Мэйр. Таримские мумии . Лондон: Темза и Гудзон, 2000. ISBN 0-500-05101-1
- Уильям Вудторп Тарн. Греки в Бактрии и Индии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1951.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- По древним шелковым путям: искусство Центральной Азии из государственных музеев Западного Берлина , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF)