Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
Мавзолей Ходжи Ахмеда Есеви | |
---|---|
![]() Вид на мавзолей Ходжи Ахмеда Есеви в Туркестане, Казахстан. | |
Общая информация | |
Тип | Мавзолей |
Архитектурный стиль | Тимурид |
Расположение | Туркестан , Казахстан |
Координаты | 43 ° 17'52 "с.ш. 68 ° 16'15" в.д. / 43,29778 ° с.ш. 68,27083 ° в.д. |
Строительство началось | 14 век |
Официальное название | Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави |
Тип | Культурный |
Критерии | я, iii, iv |
Назначен | 2003 г. (27-я сессия ) |
Справочный номер. | 1103 |
Область | Азиатско-Тихоокеанский регион |
Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави ( казахский : Қожа Ахмет Ясауи кесенеси , Коджа Ахмет Ясауи кесенеси ; русский : Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави , Мавзолей ходжи Ахмеда Ясави ) — мавзолей в городе Туркестан , на юге Казахстана . Строение было построено в 1389 году Тимуром , который правил этой территорией как часть обширной империи Тимуридов . [1] заменить меньший по размеру мавзолей известного тюркского поэта и суфийского мистика XII века, [2] Ходжа Ахмед Ясави (1093–1166). Однако строительство было остановлено со смертью Тимура в 1405 году. [3]
Несмотря на свое незавершенное состояние, мавзолей сохранился как одно из наиболее хорошо сохранившихся из всех построек Тимуридов . Его создание положило начало Тимуридскому архитектурному стилю . [4] Экспериментальные пространственные решения , новаторские архитектурные решения сводов и купольных конструкций, а также орнаменты с использованием глазурованных изразцов сделали сооружение прообразом этого самобытного искусства, распространившегося по империи и за ее пределами. [3]
Религиозная структура продолжает привлекать паломников со всей Центральной Азии и стала олицетворением казахской национальной идентичности . [3] [5] [6] Он был защищен как национальный памятник , а ЮНЕСКО признала его первым объектом наследия страны, объявив его объектом Всемирного наследия в 2003 году. [7]

Расположение
[ редактировать ]Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави расположен в северо-восточной части современного города Туркестан (ранее известного как Хазрат-э Туркестан). [3] [5] древний центр караванной торговли, известный ранее как Хазрет, а позже как Яси, [8] в южной части Казахстана. Строение находится недалеко от исторической цитадели . [9] который сейчас является археологическим памятником . [3]
Остатки средневековых построек, таких как другие мавзолеи, мечети и бани, характеризуют археологическую зону. [3] К северу от мавзолея Хаваджи Ахмеда Ясави реконструированный участок стены цитадели 1970-х годов отделяет историческую территорию от застройки современного города. [3]
История
[ редактировать ]
Хаваджа Ахмед Ясави
[ редактировать ]Ходжа Ахмед Ясави (Хаваджа или Ходжа (персидский: خواجه произносится хадже) соответствует слову «мастер», откуда по-арабски: خواجة хаваджа), также пишется как Хаваджа Ахмет Ясави, был главой региональной школы суфизма, мистического движения, в XII веке. в исламе, который начался в 9 веке. [3] Он родился в Испиджабе (современный Сайрам ) в 1093 году, большую часть жизни провёл в Яси, умерев там в 1166 году. [2] Его широко почитают в Средней Азии и тюркоязычном мире за популяризацию суфизма. [10] что способствовало распространению ислама в этом районе, несмотря на современное наступление монгольского вторжения. [3] Созданная им духовная школа превратила Яси в важнейший центр обучения в регионе. [11] Он также был выдающимся поэтом, философом и государственным деятелем. [11] Ясави был похоронен в небольшом мавзолее, ставшем местом паломничества мусульман . [1] [11]
Новый мавзолей
[ редактировать ]Город Яси практически не пострадал во время монгольского нашествия в Хорезмию в 13 веке. [12] Со временем потомки монголов поселились в этом районе и приняли ислам. [1] Затем в 1360-х годах город перешел под контроль династии Тимуридов . [3] Тимур (Тамерлан), основатель династии, расширил владения империи, включив в нее Месопотамию , Иран и всю Трансоксиану со столицей в Самарканде . [3] Чтобы заручиться поддержкой местных жителей, Тимур взял курс на строительство монументальных общественных и культовых зданий. [12] В Яси он сосредоточил свое внимание на строительстве большего мавзолея для хранения останков Ясави. [13] [14] с намерением прославить ислам, способствовать его дальнейшему распространению и улучшению управления близлежащими территориями. [14]
Строительство нового мавзолея было начато в 1389 году. [3] Тимур привозил строителей из городов, которые он опустошал во время своих походов, в том числе мастеров- мозаиков из Шираза , каменщиков и лепников из Исфахана . [1] Мастеров-строителей возглавил Ходжа Хосейн Ширази из Ирана . [15] Традиция гласит, что Тимур сам участвовал в проектировании сооружения. [1] [14] где он представил экспериментальные пространственные устройства, типы сводов и куполов. Позднее эти нововведения были реализованы в религиозных сооружениях других городов. [3] Однако мавзолей остался незавершенным, когда Тимур умер в 1405 году. [3]

Упадок и сохранение
[ редактировать ]Когда империя Тимуридов распалась, контроль над непосредственной территорией перешел к Казахскому ханству , которое сделало Яси, затем переименованную в Туркестан, своей столицей в 16 веке. [6] [16] Ханы (по-тюркски «правитель») стремились укрепить политическое и религиозное значение Туркестана, чтобы объединить кочевые племена в рамках молодого государства. [16] Поэтому Туркестан, как политический центр ханства, принимал церемонии возведения ханов на престол и миссии из соседних государств. [6] Казахская знать также проводила в столице свои важнейшие собрания для решения государственных вопросов. [16]

Город, расположенный на границе кочевых и оседлых культур, [6] процветал как крупнейший торгово-ремесленный центр ханства. [16] Для защиты этой коммерческой роли были возведены укрепления. [6] включая строительство оборонительных стен вокруг недостроенного мавзолея в XIX веке, [3] который стал важной достопримечательностью и центром паломничества города. В последующие столетия Туркестан и его исторические памятники стали связаны с идеей казахского государственного строя. [16] [17] Политическая борьба и сдвиг сухопутной торговли в пользу морских путей вскоре привели к упадку города, прежде чем он окончательно перешел к Российской империи в 1864 году. [3]

Со временем город опустел; к западу от района был построен новый центр города, построенный вокруг новой железнодорожной станции . [3] территория перешла под советскую власть К 20 веку . Новая администрация провела на месте работы по консервации и реставрации. [3] хотя они рассматривали его скорее как архитектурное, а не духовное сооружение. Таким образом, мавзолей был закрыт для преданных, пришедших отдать дань уважения Ясави. [1] Тем не менее местный ходжа, базирующийся при мавзолее, разрешал паломникам тайно проникать в сооружение в ночное время. [18] Начиная с 1922 года в техническом обследовании здания принимало участие несколько комиссий. [14] Регулярное техническое обслуживание проводится с 1938 года, а в 1945 году началась серия реставрационных кампаний, последняя из которых проводилась с 1993 по 2000 год. [3] Среди последних предпринятых мер по консервации были замена глиняного фундамента сооружения на железобетон , укрепление стен, гидроизоляция крыш и укладка на купола новой черепицы по историческим рисункам и образцам. [3] Непрерывные консервационные работы проводились после обретения Казахстаном независимости. Здание охраняется как национальный памятник и внесено в Список национальных достояний Казахстана. Это место находится в ведении Государственного историко-культурного музея-заповедника Азрет-Султан, который отвечает за охрану, исследование, консервацию, мониторинг и обслуживание мавзолея. [3]
Архитектура
[ редактировать ]Незаконченное состояние мавзолея Хаваджи Ахмеда Ясави, особенно входного портала и частей интерьера, [14] позволяют лучше архитектурно изучить, как памятник был спроектирован и построен. [3] Строение имеет прямоугольную форму в плане, размеры 45,8 × 62,7 м (150,3 × 205,7 футов) и высоту 38,7 м (127,0 футов). Он ориентирован с юго-востока на северо-запад. [3]
Основной материал, из которого построено здание, — ганчевый кирпич, смешанный с раствором , гипсом и глиной. [3] — который был изготовлен на заводе, расположенном в Сауране. [14] Для первоначального фундамента использовались слои глины, достигающие глубины 1,5 м (4,9 фута), чтобы предотвратить проникновение воды. [14] В ходе современных реставрационных работ они были заменены железобетоном. [3] Главный вход в мавзолей находится с юго-востока, через него посетители попадают в главный зал размером 18,2 × 18,2 м (59,7 × 59,7 футов), известный как Казандык («медная комната»). [3] [14] [19] Этот участок покрыт самым большим сохранившимся кирпичным куполом в Центральной Азии , диаметр которого также составляет 18,2 м (59,7 футов). [19] В центре Казандыка стоит бронзовый котел , используемый в религиозных целях. [14] Гробница Ясави расположена на центральной оси в конце здания на северо-западе, с саркофагом, расположенным точно в центре секции, имеющей двойную куполообразную ребристую крышу - внутренний купол имеет высоту 17,0 м (55,8 футов). в высоту, а внешний купол - 28,0 м (91,9 фута). [14] Снаружи купол покрыт шестиугольной зеленой глазурованной плиткой с золотым узором. [14] Интерьер украшен алебастровыми сталактитами, известными как мукарнас . [3] Дополнительные помещения в строении общим количеством более 35, [19] включают конференц-залы, трапезную, библиотеку и мечеть, на стенах которой сохранились фрагменты голубого геометрического и растительного орнамента. [14] Внешние стены мавзолея покрыты глазурованной плиткой, представляющей собой геометрические узоры с куфическими и сульсскими эпиграфическими орнаментами, заимствованными из Корана . [3] Первоначальные планы также предусматривали добавление двух минаретов , но это не было реализовано, когда строительство было остановлено в 1405 году. [3] [14]
Наследие
[ редактировать ]Рождение Тимуридской архитектуры
[ редактировать ]Строительство мавзолея обеспечило важные достижения в строительных технологиях, продемонстрировав непревзойденные рекорды всех видов с точки зрения сводчатых конструкций и художественных новшеств. [3] Достижения, полученные от возведения мавзолея, а также покровительства Тимуридов музыке, каллиграфии , персидской миниатюрной живописи , литературе и различным научным занятиям, [1] породил особый исламский художественный стиль, известный как Тимурид. [4]
В просторной конструкции использован радиально-симметричный план пространственного расположения. Визуальный баланс, созданный точной конструкцией, стал характерной эстетической особенностью зданий Тимуридов, которая, как известно, была принята архитектурой Великих Моголов Индии, особенно в садах и сооружениях гробницы Хумаюна и Тадж-Махала , построенных по заказу потомков Тимура.

Техника двойного купола, выполненная в мавзолее, сделала возможным создание огромных куполов эпохи Тимуридов. [20] Купол создается с помощью скоса или углового крепления, которое позволяет перейти от квадратного, восьмиугольного или 16-гранного основания к вершине купола. [20] Действительно, главный купол мавзолея остается крупнейшим существующим кирпичным куполом в Центральной Азии.
Также большое влияние оказало использование глазурованной плитки, мозаики, узорчатой кирпичной кладки и исламской каллиграфии. [20] Достижения в гончарной технике позволили наладить массовое производство глазурованной плитки, используемой для различных декоративных функций. [1] Среди приемов, разработанных для декорирования плитки, можно назвать: [21]
- Техника баннаи : «техника строителя», состоящая из облицовки глазурованных кирпичей внутри неглазурованных кирпичей с образованием геометрических узоров.
- Хафтранги : техника, позволяющая создавать разноцветные узоры на одной и той же плитке перед обжигом, не позволяя цветам смешиваться.
- Фаянс : узорчатая композиция из плотно прилегающих друг к другу небольших кусочков плитки, поверхность которых покрыта глазурью разных цветов.
Использование плитки и мукарны несет сильное влияние Ирана, откуда родом многие архитекторы Тимура. [1] Покрытые поверхности создают визуальные эффекты, основанные на том, как наблюдатель будет видеть здание и «читать» каллиграфические сообщения. [20]
Тимуридская плитка не просто украшала здание как «прикладное» украшение. Скорее, в руках архитектора оно рассматривалось как неотъемлемый элемент его концепции, как совершенный объект. Большинство узоров плитки основывались на сложной системе пропорций и измерений или гирих . Опытные мастера изменили систему гирих и создали очень сложные фрактальные «квазикристаллические» узоры на стенах. Историки также рассказывают, как обстановка здания в сочетании с театральным реквизитом, таким как шелковые занавески, навесы, вертикальные экраны и лампы, отражающиеся в гигантских зеркалах, создавала запоминающиеся пространства.
— Доктор Ману П. Собти, Школа архитектуры и городского планирования, Университет Висконсина-Милуоки. [20]
Плитка также использовалась, чтобы скрыть структурные стыки здания. [20] Использование бирюзового и лазурно-синего цветов в качестве основных цветов для многих построек должно было контрастировать с ярким солнечным светом пустыни Центральной Азии. [20]
Строительство мавзолея в то время, когда многие другие поселения Центральной Азии переживали бум строительства в соответствии с политической идеологией Тимура. [3] позволил обмен идеями и методами по всей империи. Мастера-строители и рабочие из завоеванных городов собирались для строительства. Использование персидских архитекторов для руководства основными строительными работами привело к введению персидских элементов в стиль Тимуридов. Это, а также общее покровительство Тимуридов искусству сделало их величайшими покровителями иранской культуры. [22]

Знаковые архитектурные и художественные решения, реализованные при возведении мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, были немедленно использованы в других строительных начинаниях, таких как современные работы в Самарканде, Герате , Мешеде , Харгирде , Таябаде, Баку и Тебризе . [4] Считается, что вершину тимуридской архитектуры можно найти в постройках Самарканда. [1] Тимур наполнил свою столицу как светскими, так и религиозными памятниками, а также множеством садов с каменными стенами и полами с замысловатыми узорами и дворцами, украшенными золотом , шелком и коврами . [1] [23] Среди них: [21]
- Мечеть Биби-Ханум : самая большая мечеть в мире, построенная в 1404 году; [24] он демонстрирует заботу Тимура о монументальном эффекте и театральной аранжировке.
- Мавзолей Гур-и-Амир : место захоронения Тимура; он содержит двойной купол для достижения вертикального эффекта.
- Комплекс Шах-Зинда : погребальный комплекс, представляющий собой вершину всех техник изготовления плитки, известных Тимуридам.
- Регистан : считается вершиной архитектуры Тимуридов; [24] широкая площадь, перед которой возвышаются здания трех медресе (исламских школ), хотя ни одно из них не было заказано самим Тимуром и было построено в более поздний период Улугбеком и губернатором Ялангтушем.
Таким образом, мавзолей рассматривается как прототип. [3] ознаменовав начало нового архитектурного стиля, [4] кульминацией которого стали памятники Самарканда, [1] но также постоянно развивался, как в случае с архитектурой Великих Моголов в Индии. Действительно, выдающиеся достижения Тимуридов в архитектуре заключены в арабской пословице, произнесенной в одном из зданий Тимура: «Если вы хотите узнать о нас, посмотрите на наши здания». [1] [23] Именно по этой причине в 2003 году ЮНЕСКО признала мавзолей объектом Всемирного наследия. [7] после такого же международного признания памятников Самарканда, гробницы Хумаюна и Тадж-Махала.
Религиозное и культурное значение
[ редактировать ]Более крупный мавзолей, который заказал Тимурид, еще больше повысил религиозное значение святыни. Во времена Казахского ханства выдающиеся личности предпочитали быть похороненными в непосредственной близости от памятника. [3] [14] Среди них Абулхаир, Рабии Султан-Бегим , Жолбарыс-хан, Есим-хан , Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Абылай-хан , Каз дауйсты Казбек-би. [6] Слава о святости мавзолея достигла и зарубежных стран. В начале 16 века Убайдулла-хан , преемник Мухаммада Шайбани-хана из соседнего Узбекского ханства , останавливался в мавзолее перед битвой против Бабура , который позже стал основателем Империи Великих Моголов . Он поклялся, что, если он выйдет победителем, его правление будет полностью соответствовать законам шариата . [25]

Несмотря на публичное закрытие памятника в советское время, мавзолей продолжал привлекать паломников после отмены приказа. До наших дней Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави остается объектом паломничества казахских мусульман. [5] [23] Таким образом, город Туркестан стал второй Меккой для мусульман Средней Азии. [5] [6] Действительно, важность мавзолея для города подтверждается прежним названием Туркестана, Хазрат-е Туркестан, что буквально означает «Святой Туркестана», что является прямой ссылкой на Ясави.
Будучи столицей предыдущего Казахского ханства, в котором возникла особая казахская национальность, [6] [16] Туркестан остается культурным сердцем современного Казахстана. Будучи местом захоронения суфийского богослова и казахской знати ханства, мавзолей еще больше повысил престиж города. [1] Сохранение казахской нации и исламской веры в Центральной Азии в наше время является свидетельством исторического и культурного значения Туркестана, в центре которого находится мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. [11] Считающийся одним из величайших мавзолеев исламского мира, он сохранился и остается значимым памятником веры и архитектурных достижений региона.
См. также
[ редактировать ]- История Казахстана
- Исламская архитектура
- Список объектов всемирного наследия в Казахстане
- Персидская архитектура
- История персидских куполов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Диккенс, Марк. «Тимуридская архитектура в Самарканде» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 июня 2011 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Рои, Яаков (2000). Ислам в Советском Союзе: от Второй мировой войны до перестройки . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 373. ИСБН 0-231-11954-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в «Оценка ИКОМОС мавзолея Хаваджи Ахмеда Ясави в номинации всемирного наследия» (PDF) . Центр всемирного наследия . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д Новая Британская энциклопедия Macropædia, том 22 . США: Британская энциклопедия, Inc., 1995. с. 94. ИСБН 0-85229-605-3 .
- ^ Jump up to: а б с д «Туркестан-Казахстанский город» . Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Геополитическое значение Туркестана в исторической ретроспективе» . Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави» . Центр всемирного наследия . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Новая Британская энциклопедия Micropædia, том 12 . США: Британская энциклопедия, Inc., 1995. с. 56. ИСБН 0-85229-605-3 .
- ^ «Археологические памятники Туркестана» . Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ «Британская энциклопедия (2007): Статьи, связанные с «Ахмедом Есеви, или Ахмадом Ясави, или Ахмедом Ясави (турецкий автор)», по состоянию на 18 марта 2007 г.» . Britannica.com . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ходжа Ахмед Ясави: Жизнь и философское наследие» . Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «История города Ясы-Туркестана» . Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ «Ясави (Храм Ахмеда Ясави), Словарь исламской архитектуры ArchNet» . Archnet.org. Архивировано из оригинала 26 мая 2006 г. Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави» . Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ Бозорг-ния, Зохре (2004). Мимаран-и Иран . п. 140. ИСБН 964-7483-39-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Туркестан – столица Казахского ханства» . Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ «История Туркестана в средневековых рукописях и письменных источниках» . Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ Рои, Яаков (2000). Ислам в Советском Союзе: от Второй мировой войны до перестройки . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-11954-2 .
- ^ Jump up to: а б с «Однодневная поездка в Туркестан» . Архивировано из оригинала 4 августа 2009 г. Проверено 16 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Саксена, Манджари (20 августа 2009 г.). «Святое сияет сквозь застекленные стены» . Новости Персидского залива. Архивировано из оригинала 28 августа 2009 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Религиозная архитектура Тимуридов» . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ «Исламское искусство и архитектура» . Энциклопедия History.com. Архивировано из оригинала 1 мая 2009 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Тимуриды как строители» . Архивировано из оригинала 8 октября 2009 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Страттон, Марк (9 июля 2006 г.). «Узбекистан: По кровавому следу Тамерлана» . Независимый . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ Халид, Адиб (2007). Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 29. ISBN 978-0-520-24927-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]