Jump to content

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Координаты : 43 ° 17'52 "с.ш. 68 ° 16'15" в.д.  /  43,29778 ° с.ш. 68,27083 ° в.д.  / 43,29778; 68.27083
Мавзолей Ходжи Ахмеда Есеви
Вид на мавзолей Ходжи Ахмеда Есеви в Туркестане, Казахстан.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави расположен в Казахстане.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
Расположение в Казахстане
Общая информация
Тип Мавзолей
Архитектурный стиль Тимурид
Расположение Туркестан , Казахстан
Координаты 43 ° 17'52 "с.ш. 68 ° 16'15" в.д.  /  43,29778 ° с.ш. 68,27083 ° в.д.  / 43,29778; 68.27083
Строительство началось 14 век
Официальное название Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави
Тип Культурный
Критерии я, iii, iv
Назначен 2003 г. (27-я сессия )
Справочный номер. 1103
Область Азиатско-Тихоокеанский регион

Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави ( казахский : Қожа Ахмет Ясауи кесенеси , Коджа Ахмет Ясауи кесенеси ; русский : Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави , Мавзолей ходжи Ахмеда Ясави ) — мавзолей в городе Туркестан , на юге Казахстана . Строение было построено в 1389 году Тимуром , который правил этой территорией как часть обширной империи Тимуридов . [1] заменить меньший по размеру мавзолей известного тюркского поэта и суфийского мистика XII века, [2] Ходжа Ахмед Ясави (1093–1166). Однако строительство было остановлено со смертью Тимура в 1405 году. [3]

Несмотря на свое незавершенное состояние, мавзолей сохранился как одно из наиболее хорошо сохранившихся из всех построек Тимуридов . Его создание положило начало Тимуридскому архитектурному стилю . [4] Экспериментальные пространственные решения , новаторские архитектурные решения сводов и купольных конструкций, а также орнаменты с использованием глазурованных изразцов сделали сооружение прообразом этого самобытного искусства, распространившегося по империи и за ее пределами. [3]

Религиозная структура продолжает привлекать паломников со всей Центральной Азии и стала олицетворением казахской национальной идентичности . [3] [5] [6] Он был защищен как национальный памятник , а ЮНЕСКО признала его первым объектом наследия страны, объявив его объектом Всемирного наследия в 2003 году. [7]

Расположение мавзолея внутри оборонительных стен города.

Расположение

[ редактировать ]

Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави расположен в северо-восточной части современного города Туркестан (ранее известного как Хазрат-э Туркестан). [3] [5] древний центр караванной торговли, известный ранее как Хазрет, а позже как Яси, [8] в южной части Казахстана. Строение находится недалеко от исторической цитадели . [9] который сейчас является археологическим памятником . [3]

Остатки средневековых построек, таких как другие мавзолеи, мечети и бани, характеризуют археологическую зону. [3] К северу от мавзолея Хаваджи Ахмеда Ясави реконструированный участок стены цитадели 1970-х годов отделяет историческую территорию от застройки современного города. [3]

Вид мавзолея сзади, где баннаи - узоры глазурованной кирпичной кладки. лучше всего можно наблюдать технику

Хаваджа Ахмед Ясави

[ редактировать ]

Ходжа Ахмед Ясави (Хаваджа или Ходжа (персидский: خواجه произносится хадже) соответствует слову «мастер», откуда по-арабски: خواجة хаваджа), также пишется как Хаваджа Ахмет Ясави, был главой региональной школы суфизма, мистического движения, в XII веке. в исламе, который начался в 9 веке. [3] Он родился в Испиджабе (современный Сайрам ) в 1093 году, большую часть жизни провёл в Яси, умерев там в 1166 году. [2] Его широко почитают в Средней Азии и тюркоязычном мире за популяризацию суфизма. [10] что способствовало распространению ислама в этом районе, несмотря на современное наступление монгольского вторжения. [3] Созданная им духовная школа превратила Яси в важнейший центр обучения в регионе. [11] Он также был выдающимся поэтом, философом и государственным деятелем. [11] Ясави был похоронен в небольшом мавзолее, ставшем местом паломничества мусульман . [1] [11]

Новый мавзолей

[ редактировать ]
Вид на мавзолей, ок. 1879.

Город Яси практически не пострадал во время монгольского нашествия в Хорезмию в 13 веке. [12] Со временем потомки монголов поселились в этом районе и приняли ислам. [1] Затем в 1360-х годах город перешел под контроль династии Тимуридов . [3] Тимур (Тамерлан), основатель династии, расширил владения империи, включив в нее Месопотамию , Иран и всю Трансоксиану со столицей в Самарканде . [3] Чтобы заручиться поддержкой местных жителей, Тимур взял курс на строительство монументальных общественных и культовых зданий. [12] В Яси он сосредоточил свое внимание на строительстве большего мавзолея для хранения останков Ясави. [13] [14] с намерением прославить ислам, способствовать его дальнейшему распространению и улучшению управления близлежащими территориями. [14]

Строительство нового мавзолея было начато в 1389 году. [3] Тимур привозил строителей из городов, которые он опустошал во время своих походов, в том числе мастеров- мозаиков из Шираза , каменщиков и лепников из Исфахана . [1] Мастеров-строителей возглавил Ходжа Хосейн Ширази из Ирана . [15] Традиция гласит, что Тимур сам участвовал в проектировании сооружения. [1] [14] где он представил экспериментальные пространственные устройства, типы сводов и куполов. Позднее эти нововведения были реализованы в религиозных сооружениях других городов. [3] Однако мавзолей остался незавершенным, когда Тимур умер в 1405 году. [3]

Купол мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави является крупнейшим в Центральной Азии.

Упадок и сохранение

[ редактировать ]

Когда империя Тимуридов распалась, контроль над непосредственной территорией перешел к Казахскому ханству , которое сделало Яси, затем переименованную в Туркестан, своей столицей в 16 веке. [6] [16] Ханы (по-тюркски «правитель») стремились укрепить политическое и религиозное значение Туркестана, чтобы объединить кочевые племена в рамках молодого государства. [16] Поэтому Туркестан, как политический центр ханства, принимал церемонии возведения ханов на престол и миссии из соседних государств. [6] Казахская знать также проводила в столице свои важнейшие собрания для решения государственных вопросов. [16]

План Мавзолея.

Город, расположенный на границе кочевых и оседлых культур, [6] процветал как крупнейший торгово-ремесленный центр ханства. [16] Для защиты этой коммерческой роли были возведены укрепления. [6] включая строительство оборонительных стен вокруг недостроенного мавзолея в XIX веке, [3] который стал важной достопримечательностью и центром паломничества города. В последующие столетия Туркестан и его исторические памятники стали связаны с идеей казахского государственного строя. [16] [17] Политическая борьба и сдвиг сухопутной торговли в пользу морских путей вскоре привели к упадку города, прежде чем он окончательно перешел к Российской империи в 1864 году. [3]

Общий вид мавзолея султана Ахмеда Яссави с южной стороны (историческое фото, созданное примерно 1865-1872 гг.)

Со временем город опустел; к западу от района был построен новый центр города, построенный вокруг новой железнодорожной станции . [3] территория перешла под советскую власть К 20 веку . Новая администрация провела на месте работы по консервации и реставрации. [3] хотя они рассматривали его скорее как архитектурное, а не духовное сооружение. Таким образом, мавзолей был закрыт для преданных, пришедших отдать дань уважения Ясави. [1] Тем не менее местный ходжа, базирующийся при мавзолее, разрешал паломникам тайно проникать в сооружение в ночное время. [18] Начиная с 1922 года в техническом обследовании здания принимало участие несколько комиссий. [14] Регулярное техническое обслуживание проводится с 1938 года, а в 1945 году началась серия реставрационных кампаний, последняя из которых проводилась с 1993 по 2000 год. [3] Среди последних предпринятых мер по консервации были замена глиняного фундамента сооружения на железобетон , укрепление стен, гидроизоляция крыш и укладка на купола новой черепицы по историческим рисункам и образцам. [3] Непрерывные консервационные работы проводились после обретения Казахстаном независимости. Здание охраняется как национальный памятник и внесено в Список национальных достояний Казахстана. Это место находится в ведении Государственного историко-культурного музея-заповедника Азрет-Султан, который отвечает за охрану, исследование, консервацию, мониторинг и обслуживание мавзолея. [3]

Архитектура

[ редактировать ]

Незаконченное состояние мавзолея Хаваджи Ахмеда Ясави, особенно входного портала и частей интерьера, [14] позволяют лучше архитектурно изучить, как памятник был спроектирован и построен. [3] Строение имеет прямоугольную форму в плане, размеры 45,8 × 62,7 м (150,3 × 205,7 футов) и высоту 38,7 м (127,0 футов). Он ориентирован с юго-востока на северо-запад. [3]

Основной материал, из которого построено здание, — ганчевый кирпич, смешанный с раствором , гипсом и глиной. [3] — который был изготовлен на заводе, расположенном в Сауране. [14] Для первоначального фундамента использовались слои глины, достигающие глубины 1,5 м (4,9 фута), чтобы предотвратить проникновение воды. [14] В ходе современных реставрационных работ они были заменены железобетоном. [3] Главный вход в мавзолей находится с юго-востока, через него посетители попадают в главный зал размером 18,2 × 18,2 м (59,7 × 59,7 футов), известный как Казандык («медная комната»). [3] [14] [19] Этот участок покрыт самым большим сохранившимся кирпичным куполом в Центральной Азии , диаметр которого также составляет 18,2 м (59,7 футов). [19] В центре Казандыка стоит бронзовый котел , используемый в религиозных целях. [14] Гробница Ясави расположена на центральной оси в конце здания на северо-западе, с саркофагом, расположенным точно в центре секции, имеющей двойную куполообразную ребристую крышу - внутренний купол имеет высоту 17,0 м (55,8 футов). в высоту, а внешний купол - 28,0 м (91,9 фута). [14] Снаружи купол покрыт шестиугольной зеленой глазурованной плиткой с золотым узором. [14] Интерьер украшен алебастровыми сталактитами, известными как мукарнас . [3] Дополнительные помещения в строении общим количеством более 35, [19] включают конференц-залы, трапезную, библиотеку и мечеть, на стенах которой сохранились фрагменты голубого геометрического и растительного орнамента. [14] Внешние стены мавзолея покрыты глазурованной плиткой, представляющей собой геометрические узоры с куфическими и сульсскими эпиграфическими орнаментами, заимствованными из Корана . [3] Первоначальные планы также предусматривали добавление двух минаретов , но это не было реализовано, когда строительство было остановлено в 1405 году. [3] [14]

Наследие

[ редактировать ]

Рождение Тимуридской архитектуры

[ редактировать ]

Строительство мавзолея обеспечило важные достижения в строительных технологиях, продемонстрировав непревзойденные рекорды всех видов с точки зрения сводчатых конструкций и художественных новшеств. [3] Достижения, полученные от возведения мавзолея, а также покровительства Тимуридов музыке, каллиграфии , персидской миниатюрной живописи , литературе и различным научным занятиям, [1] породил особый исламский художественный стиль, известный как Тимурид. [4]

В просторной конструкции использован радиально-симметричный план пространственного расположения. Визуальный баланс, созданный точной конструкцией, стал характерной эстетической особенностью зданий Тимуридов, которая, как известно, была принята архитектурой Великих Моголов Индии, особенно в садах и сооружениях гробницы Хумаюна и Тадж-Махала , построенных по заказу потомков Тимура.

Вход в мавзолей. Типичная архитектура Тимуридского типа.

Техника двойного купола, выполненная в мавзолее, сделала возможным создание огромных куполов эпохи Тимуридов. [20] Купол создается с помощью скоса или углового крепления, которое позволяет перейти от квадратного, восьмиугольного или 16-гранного основания к вершине купола. [20] Действительно, главный купол мавзолея остается крупнейшим существующим кирпичным куполом в Центральной Азии.

Также большое влияние оказало использование глазурованной плитки, мозаики, узорчатой ​​кирпичной кладки и исламской каллиграфии. [20] Достижения в гончарной технике позволили наладить массовое производство глазурованной плитки, используемой для различных декоративных функций. [1] Среди приемов, разработанных для декорирования плитки, можно назвать: [21]

  • Техника баннаи : «техника строителя», состоящая из облицовки глазурованных кирпичей внутри неглазурованных кирпичей с образованием геометрических узоров.
  • Хафтранги : техника, позволяющая создавать разноцветные узоры на одной и той же плитке перед обжигом, не позволяя цветам смешиваться.
  • Фаянс : узорчатая композиция из плотно прилегающих друг к другу небольших кусочков плитки, поверхность которых покрыта глазурью разных цветов.

Использование плитки и мукарны несет сильное влияние Ирана, откуда родом многие архитекторы Тимура. [1] Покрытые поверхности создают визуальные эффекты, основанные на том, как наблюдатель будет видеть здание и «читать» каллиграфические сообщения. [20]

Тимуридская плитка не просто украшала здание как «прикладное» украшение. Скорее, в руках архитектора оно рассматривалось как неотъемлемый элемент его концепции, как совершенный объект. Большинство узоров плитки основывались на сложной системе пропорций и измерений или гирих . Опытные мастера изменили систему гирих и создали очень сложные фрактальные «квазикристаллические» узоры на стенах. Историки также рассказывают, как обстановка здания в сочетании с театральным реквизитом, таким как шелковые занавески, навесы, вертикальные экраны и лампы, отражающиеся в гигантских зеркалах, создавала запоминающиеся пространства.

Доктор Ману П. Собти, Школа архитектуры и городского планирования, Университет Висконсина-Милуоки. [20]

Плитка также использовалась, чтобы скрыть структурные стыки здания. [20] Использование бирюзового и лазурно-синего цветов в качестве основных цветов для многих построек должно было контрастировать с ярким солнечным светом пустыни Центральной Азии. [20]

Яркие примеры куполов Тимуридов: туркестанский мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (слева) и самаркандский Гур-и Амир (справа) .

Строительство мавзолея в то время, когда многие другие поселения Центральной Азии переживали бум строительства в соответствии с политической идеологией Тимура. [3] позволил обмен идеями и методами по всей империи. Мастера-строители и рабочие из завоеванных городов собирались для строительства. Использование персидских архитекторов для руководства основными строительными работами привело к введению персидских элементов в стиль Тимуридов. Это, а также общее покровительство Тимуридов искусству сделало их величайшими покровителями иранской культуры. [22]

Внутренний вид мавзолея Ахмада Ясави .

Знаковые архитектурные и художественные решения, реализованные при возведении мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, были немедленно использованы в других строительных начинаниях, таких как современные работы в Самарканде, Герате , Мешеде , Харгирде , Таябаде, Баку и Тебризе . [4] Считается, что вершину тимуридской архитектуры можно найти в постройках Самарканда. [1] Тимур наполнил свою столицу как светскими, так и религиозными памятниками, а также множеством садов с каменными стенами и полами с замысловатыми узорами и дворцами, украшенными золотом , шелком и коврами . [1] [23] Среди них: [21]

  • Мечеть Биби-Ханум : самая большая мечеть в мире, построенная в 1404 году; [24] он демонстрирует заботу Тимура о монументальном эффекте и театральной аранжировке.
  • Мавзолей Гур-и-Амир : место захоронения Тимура; он содержит двойной купол для достижения вертикального эффекта.
  • Комплекс Шах-Зинда : погребальный комплекс, представляющий собой вершину всех техник изготовления плитки, известных Тимуридам.
  • Регистан : считается вершиной архитектуры Тимуридов; [24] широкая площадь, перед которой возвышаются здания трех медресе (исламских школ), хотя ни одно из них не было заказано самим Тимуром и было построено в более поздний период Улугбеком и губернатором Ялангтушем.

Таким образом, мавзолей рассматривается как прототип. [3] ознаменовав начало нового архитектурного стиля, [4] кульминацией которого стали памятники Самарканда, [1] но также постоянно развивался, как в случае с архитектурой Великих Моголов в Индии. Действительно, выдающиеся достижения Тимуридов в архитектуре заключены в арабской пословице, произнесенной в одном из зданий Тимура: «Если вы хотите узнать о нас, посмотрите на наши здания». [1] [23] Именно по этой причине в 2003 году ЮНЕСКО признала мавзолей объектом Всемирного наследия. [7] после такого же международного признания памятников Самарканда, гробницы Хумаюна и Тадж-Махала.

Религиозное и культурное значение

[ редактировать ]

Более крупный мавзолей, который заказал Тимурид, еще больше повысил религиозное значение святыни. Во времена Казахского ханства выдающиеся личности предпочитали быть похороненными в непосредственной близости от памятника. [3] [14] Среди них Абулхаир, Рабии Султан-Бегим , Жолбарыс-хан, Есим-хан , Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Абылай-хан , Каз дауйсты Казбек-би. [6] Слава о святости мавзолея достигла и зарубежных стран. В начале 16 века Убайдулла-хан , преемник Мухаммада Шайбани-хана из соседнего Узбекского ханства , останавливался в мавзолее перед битвой против Бабура , который позже стал основателем Империи Великих Моголов . Он поклялся, что, если он выйдет победителем, его правление будет полностью соответствовать законам шариата . [25]

Мавзолей изображен на российской монете номиналом 5 рублей 1992 года .

Несмотря на публичное закрытие памятника в советское время, мавзолей продолжал привлекать паломников после отмены приказа. До наших дней Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави остается объектом паломничества казахских мусульман. [5] [23] Таким образом, город Туркестан стал второй Меккой для мусульман Средней Азии. [5] [6] Действительно, важность мавзолея для города подтверждается прежним названием Туркестана, Хазрат-е Туркестан, что буквально означает «Святой Туркестана», что является прямой ссылкой на Ясави.

Будучи столицей предыдущего Казахского ханства, в котором возникла особая казахская национальность, [6] [16] Туркестан остается культурным сердцем современного Казахстана. Будучи местом захоронения суфийского богослова и казахской знати ханства, мавзолей еще больше повысил престиж города. [1] Сохранение казахской нации и исламской веры в Центральной Азии в наше время является свидетельством исторического и культурного значения Туркестана, в центре которого находится мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. [11] Считающийся одним из величайших мавзолеев исламского мира, он сохранился и остается значимым памятником веры и архитектурных достижений региона.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Диккенс, Марк. «Тимуридская архитектура в Самарканде» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 июня 2011 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
  2. ^ Jump up to: а б Рои, Яаков (2000). Ислам в Советском Союзе: от Второй мировой войны до перестройки . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 373. ИСБН  0-231-11954-2 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в «Оценка ИКОМОС мавзолея Хаваджи Ахмеда Ясави в номинации всемирного наследия» (PDF) . Центр всемирного наследия . Проверено 14 сентября 2009 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Новая Британская энциклопедия Macropædia, том 22 . США: Британская энциклопедия, Inc., 1995. с. 94. ИСБН  0-85229-605-3 .
  5. ^ Jump up to: а б с д «Туркестан-Казахстанский город» . Проверено 16 сентября 2009 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Геополитическое значение Туркестана в исторической ретроспективе» . Проверено 16 сентября 2009 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави» . Центр всемирного наследия . Проверено 14 сентября 2009 г.
  8. ^ Новая Британская энциклопедия Micropædia, том 12 . США: Британская энциклопедия, Inc., 1995. с. 56. ИСБН  0-85229-605-3 .
  9. ^ «Археологические памятники Туркестана» . Проверено 16 сентября 2009 г.
  10. ^ «Британская энциклопедия (2007): Статьи, связанные с «Ахмедом Есеви, или Ахмадом Ясави, или Ахмедом Ясави (турецкий автор)», по состоянию на 18 марта 2007 г.» . Britannica.com . Проверено 22 апреля 2012 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д «Ходжа Ахмед Ясави: Жизнь и философское наследие» . Проверено 16 сентября 2009 г.
  12. ^ Jump up to: а б «История города Ясы-Туркестана» . Проверено 16 сентября 2009 г.
  13. ^ «Ясави (Храм Ахмеда Ясави), Словарь исламской архитектуры ArchNet» . Archnet.org. Архивировано из оригинала 26 мая 2006 г. Проверено 22 апреля 2012 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави» . Проверено 16 сентября 2009 г.
  15. ^ Бозорг-ния, Зохре (2004). Мимаран-и Иран . п. 140. ИСБН  964-7483-39-2 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж «Туркестан – столица Казахского ханства» . Проверено 16 сентября 2009 г.
  17. ^ «История Туркестана в средневековых рукописях и письменных источниках» . Проверено 16 сентября 2009 г.
  18. ^ Рои, Яаков (2000). Ислам в Советском Союзе: от Второй мировой войны до перестройки . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  0-231-11954-2 .
  19. ^ Jump up to: а б с «Однодневная поездка в Туркестан» . Архивировано из оригинала 4 августа 2009 г. Проверено 16 сентября 2009 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г Саксена, Манджари (20 августа 2009 г.). «Святое сияет сквозь застекленные стены» . Новости Персидского залива. Архивировано из оригинала 28 августа 2009 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
  21. ^ Jump up to: а б «Религиозная архитектура Тимуридов» . Проверено 14 сентября 2009 г.
  22. ^ «Исламское искусство и архитектура» . Энциклопедия History.com. Архивировано из оригинала 1 мая 2009 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
  23. ^ Jump up to: а б с «Тимуриды как строители» . Архивировано из оригинала 8 октября 2009 г. Проверено 14 сентября 2009 г.
  24. ^ Jump up to: а б Страттон, Марк (9 июля 2006 г.). «Узбекистан: По кровавому следу Тамерлана» . Независимый . Проверено 14 сентября 2009 г.
  25. ^ Халид, Адиб (2007). Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 29. ISBN  978-0-520-24927-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 986c03a94584cd45f8aacb36f51460e5__1714627800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/e5/986c03a94584cd45f8aacb36f51460e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mausoleum of Khoja Ahmed Yasawi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)