Котел
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( февраль 2023 г. ) |
Этот раздел содержит неэнциклопедическую или чрезмерную галерею изображений . |
Котел чайник (или казан ) — большая кастрюля ( ) для приготовления пищи или кипячения на открытом огне, с крышкой и часто с дугообразной вешалкой и/или цельными ручками или ножками. Предания о котлах имеют богатую историю в религии, мифологии и фольклоре.
Этимология
[ редактировать ]Слово «котел» впервые встречается на среднеанглийском языке как caudroun (13 век). Он был заимствован у Нормана Кодрона. [1] ( Пикар Caudron , фр . Chaudron ). Оно представляет собой фонетическое развитие вульгарной латыни *caldario для классического латинского Caldārium «горячая ванна», которое происходит от Cal(i)dus «горячий». [1]
Норманно-французское слово заменяет древнеанглийское ċetel (немецкий (Koch)Kessel «котел», голландский (kook)ketel «котел»), среднеанглийский chetel . Слово «чайник» является заимствованием древнескандинавского варианта ketill « котел». [2]
История
[ редактировать ]Котлы можно найти периода позднего бронзового века ; к ним относятся огромные объемом 60–70 литров (16–18 галлонов США ). [3]
Символизм и мифология
[ редактировать ]котлы в значительной степени вышли из употребления В развитых странах в качестве сосудов для приготовления пищи. Хотя котел все еще используется в практических целях, более распространенной ассоциацией в западной культуре является использование котла в колдовстве — клише, популяризированное различными художественными произведениями , такими как Уильяма Шекспира пьеса «Макбет» . В художественной литературе ведьмы часто готовят зелья в котле. Кроме того, в ирландском фольклоре котел считается местом, где лепреконы хранят свое золото и сокровища .
В некоторых формах Викки , заимствующих аспекты кельтской мифологии , котел ассоциируется с богиней Керридвен . Валлийская легенда также рассказывает о котлах, которые пригодились воюющим армиям. Во второй ветви Мабиноги в сказке о Бранвен, дочери Ллера , Пара Дадени (Котел Возрождения) представляет собой волшебный котел, в который можно было помещать мертвых воинов, а затем возвращать их к жизни, за исключением того, что им не хватало силы речь. [4] Было подозрение, что им не хватает души. Эти воины могли вернуться в бой, пока их снова не убили. В Викке и некоторых других формах неоязыческих или языческих систем верований котел до сих пор используется в магических практиках. Чаще всего котел изготавливается из чугуна и используется для сжигания благовоний на угольном диске, для приготовления черной соли (используемой в ритуалах изгнания), для смешивания трав или для сжигания прошений (бумаги со словами силы или пожеланиями, написанными на их). Котлы символизируют не только Богиню, но также представляют матку (потому что она что-то держит), а на алтаре они представляют землю, потому что это рабочий инструмент. Котлы часто продаются в магазинах Нью-Эйдж или «метафизических» магазинах, и на них могут быть начертаны различные символы силы.
Святой Грааль из легенды о короле Артуре иногда называют «котлом», хотя традиционно Грааль представляет собой чашу, которую держат в руках, а не большой горшок, который обычно означает слово «котел». Возможно, это произошло в результате сочетания легенды о Граале с более ранними кельтскими мифами о волшебных котлах.
В обычном переводе слово «дин» часто называют «котлом». В китайской истории и культуре владение одним или несколькими древними дингами часто ассоциируется с властью и господством над землей. Поэтому дин часто используется как скрытый символ власти. Термин «вопрос дина» (китайский: 问鼎; пиньинь: вэнь дон) часто используется, чтобы символизировать использование гадания или стремление к власти. Одним из примеров «Дин-котла» и завоевания власти над традиционными провинциями Китая являются Девять треножных котлов (считающихся мифом или историей).
Археологически неповрежденные настоящие котлы с очевидной культурной символикой включают:
- котел Гундеструпа , сделанный во 2-м или 1-м веке до нашей эры, найденный в Гундеструпе, Дания.
- Котел бронзового века , найденный в Хассле , Швеция.
- Парадные котлы древнеармянского государства Урарту
- котел, в котором горит олимпийский огонь во время Олимпийских игр
Котлы, известные только через мифы и литературу, включают:
Галерея
[ редактировать ]- Стол-котел ведьм
- Трехногие железные горшки используются для выпускников вечеринки обслуживания в Ботсване . Ежедневное приготовление пищи осуществляется на школьных кухнях.
- Сад земных наслаждений , чудовище с птичьей головой или «Принц ада» (голова крупным планом), название происходит от котла, который он носит на голове.
- Котел, изображенный на гербе Падасйоки.
- Мушовский котел. Римский бронзовый котел, найденный в 1988 году в могиле германских вождей в Мушове, Чехия, датируемый II веком нашей эры.
- Афроамериканка и ребенок на улице, стоят у котла с кипящей водой, ок. 1901.
См. также
[ редактировать ]- Чалдрон — устаревшее написание слова «котёл», английская мера сухого объёма.
- Алфет
- Проволока может
- Огненные монстры
- Суп-гуляш
- хлопот
- Нравиться
- Список посуды для приготовления пищи
- Олимпийский огонь
- горшок еда
- Жертвенный штатив
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Т.Ф. Хоад, Английская этимология , Oxford University Press, 1993 ( ISBN 0-19-283098-8 ). п. 67.
- ^ TF Hoad, Английская этимология , Oxford University Press, 1993 ( ISBN 0-19-283098-8 ) стр.252.
- ^ Берресфорд Эллис, Питер (1998). Древний мир кельтов . Великобритания: Barnes & Noble . п. 202. ИСБН 0-7607-1716-8 .
- ^ Дэвис, Джон ; Дженкинс, Найджел ; Менна, Бэйнс; Линч, Передур И., ред. (2008). Энциклопедия Уэльской академии Уэльса . Кардифф: Издательство Уэльского университета. п. 129. ИСБН 978-0-7083-1953-6 .